отбортовка
Флэнжер / ˈ f l æ n dʒ ɪ ŋ / — это аудиоэффект, создаваемый путем смешивания двух одинаковых сигналов вместе, при этом один сигнал задерживается на небольшой и (обычно) постепенно меняющийся период, обычно менее 20 миллисекунд . Это создает эффект гребенчатого фильтра образуются пики и провалы с разверткой: в результирующем частотном спектре , связанные друг с другом в ряд линейных гармоник . Изменение временной задержки заставляет их перемещаться вверх и вниз по частотному спектру. Флэнджер , — это блок эффектов создающий этот эффект.
Часть выходного сигнала обычно подается обратно на вход (рециркуляционная линия задержки ), создавая резонансный эффект, который еще больше усиливает интенсивность пиков и впадин. Фаза обратного сигнала иногда инвертируется, создавая еще одну вариацию звука фленджера.
Источник
[ редактировать ]В качестве звукового эффекта слушатель слышит шум водосточной трубы , свист или эффект движения реактивного самолета , поскольку создаются смещающиеся гармоники суммы и разности, аналогичные использованию переменного режекторного фильтра . Термин «флэнжер» происходит от одного из ранних методов создания эффекта. Готовая музыкальная дорожка записывается одновременно на два соответствующих магнитофона , а затем синхронно воспроизводится на обеих деках. Выходной сигнал двух рекордеров микшируется на третий рекордер. Инженер замедляет воспроизведение одного проигрывателя, слегка нажимая пальцем на фланец (ободок) питающей катушки. или водосточной трубы легкого свистка Эффект перемещается в одном направлении, и воспроизведение этого диктофона остается немного позади другого, когда палец убран. При нажатии пальцем на фланец другой деки эффект меняется в другом направлении по мере того, как деки приближаются к синхронизации. The Beatles Продюсер Джордж Мартин оспорил этот источник фланца катушки , вместо этого приписав этот термин себе и Джону Леннону . [1] [2]
Несмотря на утверждения о том, кто придумал флэнжер, Лес Пол обнаружил этот эффект в конце 1940-х и 1950-х годах; тем не менее, большую часть своих ранних экспериментов по фазированию он провел с ацетатными дисками на проигрывателях с регулируемой скоростью. В «Mammy's Boogie» (1952) он использовал два дисковых рекордера, один с регулируемой скоростью. [3] [4] Первой хитовой песней с весьма заметным эффектом флэнжера стала « The Big Hurt » (1959) Тони Фишер . [5]
Дальнейшее развитие классического эффекта приписывается Кену Таунсенду , инженеру Abbey студии EMI Road , который разработал процесс весной 1966 года. Устав от кропотливой перезаписи двойных вокальных дорожек, Джон Леннон спросил Таунсенда, есть ли какие-нибудь способ для Битлз получить звучание двухдорожечного вокала, не выполняя при этом никакой работы. Таунсенд разработал искусственное двойное слежение (ADT). По словам историка Марка Льюисона , именно Леннон первым назвал эту технику «флэнжером». Леннон попросил Джорджа Мартина объяснить, как работает ADT, и Мартин ответил бессмысленным объяснением: «Послушайте, это очень просто. Мы берем исходное изображение и разделяем его через двойной вибрирующий фланец с двойной отрицательной обратной связью». [1] Леннон подумал, что Мартин шутит. Мартин ответил: «Ну, давайте еще раз отфланцуем и посмотрим». С этого момента, когда Леннон хотел ADT, он просил, чтобы его голос был флэнджером, или призывал к «флэнжеру Кена». По словам Льюисона, влияние «Битлз» означало, что термин «флэнжер» используется до сих пор, более 50 лет спустя. Первым треком Beatles, в котором использовался флэнжер, была песня " Tomorrow Never Knows " из альбома Revolver , записанная 6 апреля 1966 года. Когда 5 августа 1966 года был выпущен Revolver , почти каждая песня подвергалась флэнжеру. [6]
Другие приписывают это Джорджу Чкиантцу , инженеру Olympic Studios в Барнсе, Лондон . Еще один случай флэнжера в поп-записях рок-эры встречается в сингле Small Faces 1967 года " Itchycoo Park ". [7] записано на студии «Олимпик» и спроектировано коллегой Чкианца Глином Джонсом .
Первый стереофленджер приписывают продюсеру Эдди Крамеру в коде песни Джими Хендрикса « Bold as Love » (1967). Крамер сказал в 1990-х годах, что он читал журналы BBC Radiophonic Workshop в поисках идей и принципиальных схем . [ нужна ссылка ]
В 1968 году продюсер The Litter Уоррен Кендрик разработал метод точного управления флэнжером, разместив два стереомагнитофона Ampex со скоростью 15 дюймов в секунду. рядом [8] Приемная бобина записывающего устройства A и подающая бобина записывающего устройства B были отключены, а также канал 2 записывающего устройства A, канал 1 записывающего устройства B и стирающая головка записывающего устройства B. Лента подавалась слева направо через оба записывающих устройства и на каждом канале ленты был записан идентичный сигнал, но смещенный примерно на 18 дюймов по длине ленты. Во время записи между магнитофонами вклинивалась обычная отвертка, чтобы лента двигалась «в гору» и «в гору». Та же самая конфигурация использовалась во время воспроизведения/микширования на третий рекордер. Отвертку перемещали вперед и назад, чтобы два сигнала расходились, а затем сходились. Последний метод допускает отбортовку в нулевой точке; т. е. запаздывающий сигнал пересекает опережающий сигнал, и сигналы меняются местами. [9] [10] [11] [12]
Подобный эффект, подобный «реактивному самолету», может возникнуть естественным образом при музыкальных радиопередачах на коротких волнах . В этом случае задержки вызваны переменным временем распространения радиоволн и многолучевыми радиопомехами.
Искусственный флэнжер
[ редактировать ]В 1970-х годах достижения в области полупроводниковой электроники сделали возможным использование фланцев с использованием технологии интегральных схем . Твердотельные фланцевые устройства делятся на две категории: аналоговые и цифровые. Eventide ведерных Instant Flanger 1975 года является ранним примером студийного устройства, которое могло успешно имитировать ленточный флэнжер с использованием бригад для создания задержки звука. [13] Эффект фленджера в большинстве новых цифровых фленжеров основан на DSP технологии . Флэнжеринг также можно выполнить с помощью компьютерного программного обеспечения. [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [ чрезмерное цитирование ]
Оригинальный эффект ленточного флэнжера звучит немного иначе, чем электронные и программные воссоздания. [21] [22] Не только сигнал фленджера ленты имеет временную задержку, но и характеристики отклика на разных частотах ленты и ленточных головок также вносят фазовые сдвиги в сигналы. Таким образом, хотя пики и минимумы гребенчатого фильтра более или менее находятся в линейном гармоническом ряду, существует также значительное нелинейное поведение, в результате чего тембр ленточного флэнжера больше похож на комбинацию того, что стало известно как флэнжер и фазинг.
Отбортовка «Парикмахерский столб»
[ редактировать ]Эта звуковая иллюзия, также известная как «бесконечный флэнжер», похожа на эффект тона Шепарда и эквивалентна слуховому « парикмахерскому шесту ». [23] [24] Кажется, что развертка флэнжерного звука бесконечно движется только в одном направлении («вверх» или «вниз»), а не вперед-назад. В то время как тембры Шепарда создаются путем генерации каскада тонов, постепенно усиливающихся и исчезающих при изменении высоты тона вверх или вниз, флэнжер парикмахерского шеста использует каскад из нескольких линий задержки, каждая из которых постепенно затухает в миксе и затухает по мере изменения высоты тона. лимит времени задержки. Эффект доступен в различных аппаратных и программных системах эффектов. [25]
Сравнение с фазовым сдвигом
[ редактировать ]
Флэнжер — это один из видов фазового сдвига , или «фазировки». [26] При фазировке сигнал проходит через один или несколько всепропускающих фильтров с нелинейной фазовой характеристикой , а затем добавляется обратно к исходному сигналу. Это приводит к конструктивным и деструктивным помехам , которые изменяются в зависимости от частоты, создавая серию пиков и провалов в частотной характеристике системы. В общем, положение этих пиков и впадин не встречается в гармоническом ряду .
Напротив, флэнжер основан на добавлении сигнала к его однородной копии с задержкой по времени, что приводит к получению выходного сигнала с пиками и впадинами, которые находятся в гармоническом ряду. Продолжая аналогию с гребенкой, отбортовка дает гребенчатый фильтр с равномерно расположенными зубцами, тогда как фазирование приводит к гребенчатому фильтру с неравномерно расположенными зубцами.
Как при фазировании, так и при фленджере характеристики (фазовая характеристика и временная задержка соответственно) обычно изменяются во времени, что приводит к слышимому эффекту развертки. На слух флэнжер и фэйзинг звучат одинаково, но в них можно узнать разные цвета. Обычно отбортовку называют характеристикой, напоминающей реактивный самолет. Чтобы эффект гребенчатого фильтра был слышен, спектральный состав программного материала должен быть достаточно полным в частотном диапазоне этого движущегося гребенчатого фильтра, чтобы раскрыть эффект фильтра. Это более очевидно, когда применяется к материалу с богатым содержанием гармоник, и наиболее очевидно, когда применяется к белому шуму или аналогичному шумовому сигналу. Если частотную характеристику этого эффекта нанести на график, кривая напоминает гребенку и поэтому называется гребенчатым фильтром . [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Джордж ; Пирсон, Уильям (1994). Лето любви: Создание сержанта Пеппера . Лондон: Пан Книги. п. 82. ИСБН 0-330-34210-Х .
- ^ Монро, Мишель (2011). Мэтт Монро: Певец певца . Титан. ISBN 9781848569508 . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Боде, Харальд (октябрь 1984 г.) «История электронной модификации звука». Журнал Общества аудиоинженеров . Том. 32, № 10, с. 730. ( Удобный архив [ постоянная мертвая ссылка ] ).
- ^ Томпсон, Арт (1997) Педальная коробка: история гитарных фуззов, флэнджеров, фейзеров, эха и вау . Книги Backbeat, стр. 24. ISBN 0-87930-479-0
- ^ Лакасс, Серж (2004) «Слушай мой голос»: вызывающая воспоминания сила вокальной постановки в записанной рок-музыке и других формах вокального выражения .
- ^ Льюисон, Марк. The Beatles: Recording Sessions (Нью-Йорк: Harmony Books, 1988), стр. 70.
- ^ Ходжсон, Джей (2010). Понимание записей , стр.142. ISBN 978-1-4411-5607-5 . Паузы между припевом и куплетом: 0:50–1:07, 1:40–2:05 и 2:20–2:46.
- ^ Диаграмма Уоррена Кендрика - «K-Tel Reissue CD 10002 (1991)»
- ^ «Thru-Zero Flanger — классическая симуляция ленточного отбортовывания» . smartelectronix.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Liquid by Audio Damage — Модуляция (Флэнжер/Фейзер/Хорус/Тремоло) Плагин VST и Плагин аудиоустройств» . kvraudio.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Эффект фленджера в Audacity — Все» . instructables.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Группы Google» . гугл.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «50-е воспоминания № 5: FL 201 Instant Flanger» . Вечернее аудио . Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ «Обзор музыкального программного обеспечения: исправление Flanger и Doubler от Softube» . Filmandgamecomposers.com . 27 мая 2016 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Обработка звука в реальном времени, часть 4: Гребенчатые фильтры, эффекты флэнджера и хоруса – немного теории — philippseifried.com» . Philipseifried.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Флэнжер [Analog Devices Wiki]» . аналог.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Blue Cat's Flanger — аудиоплагин с классическим эффектом флэнжера (VST, AU, RTAS, AAX, DirectX) (бесплатное ПО)» . bluecataudio.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «TAL — Togu Audio Line: TAL-Effects» . tal-software.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Azurite от Distorque — плагин Chorus VST» . kvraudio.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Синтез программного обеспечения» . Basicsynth.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Аутентичный ленточный флэнжер в REAPER. — Форумы Cockos Incorporated» . www.cockos.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ Жнец
- ^ "Звуковой парикмахерский шест: Чешуя Шепарда" . на сайте Cyclback.com.
- ^ «Barberpole Flanger от Кристиана Бадда — Модуляция (Флэнжер/Фейзер/Хорус/Тремоло) VST-плагин» . kvraudio.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Аудиопрограмма от Оли Ларкина» . Olilarkin.co.uk . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ «В. В чем разница между фазировкой и флэнжером?» . soundonsound.com . Проверено 17 апреля 2017 г.
- ^ «Пакет II бесплатных плагинов Blue Cat» . bluecataudio.com . Проверено 17 апреля 2017 г.