Jump to content

Ежи Жулавский

Ежи Жулавский
Ежи Жулавский, ок. 1915 год
Рожденный
Ежи Жулавский

( 1874-07-14 ) 14 июля 1874 г.
Липовец
Умер 9 августа 1915 г. ) ( 1915-08-09 ) ( 41 год
Национальность Польский
Образование Бернский университет
Род занятий писатель, философ, переводчик
Заметная работа Лунная трилогия (1903–1911)
Лаус Женский (1914–1916)
Награды Крест Независимости

Ежи Жулавский (англ. Польский: [ˈjɛʐɨ ʐuwafski] ; 14 июля 1874 — 9 августа 1915) — польский литературный деятель, философ, переводчик, альпинист и патриот, чья самая известная работа — научно-фантастический эпос Trylogia Księżycowa ( «Лунная трилогия» ), написанная между 1901 и 1911 годами.

Литературное наследие

[ редактировать ]

За двадцатилетнюю писательскую карьеру, от своей первой книги стихов в 1895 году в возрасте 21 года до последних депеш Первой мировой войны в 1915 году, Ежи Жулавский создал впечатляющий объем произведений — семь томов стихов, три сборника стихов. литературная критика, многочисленные культурологические и философские очерки, десять пьес и пять романов. Его считали важной и влиятельной интеллектуальной фигурой в первые годы 20-го века, но столетие спустя единственным произведением, которое осталось в печати и обеспечило ему литературное бессмертие, стала «Лунная трилогия» . Станислав Лем (1921–2006), известный как «самый читаемый писатель-фантаст в мире», [ 1 ] внес предисловие к изданию 1956 и 1975 годов Трилогии первого тома « На Сребрным Глобие» На Серебряном глобусе »), отметив, что слова Жулавского вдохновили его стать «писателем фантастики», и описав время, которое он провел за чтением «Фантастического писателя» . Лунная трилогия как «одно из самых увлекательных и изменяющих жизнь событий» его юности.

Молодость, образование и изучение философии

[ редактировать ]
Портрет Жулавского работы Станислава Выспяньского , собрание Национального музея во Вроцлаве.

Ежи Жулавский родился в сильно патриотической польской семье в деревне Липовец, недалеко от Жешува , крупного города в регионе Галиция . В 1772 году Галиция со столицей Львовом была отделена от Польши в результате Первого раздела и на следующие 146 лет вошла в состав Австрийской империи Габсбургов . За одиннадцать лет до рождения Ежи его отец Казимеж Жулавский, сельский помещик, участвовал в Январском восстании 1863 года против царского правления в российской части разделенной Польши. Казимеж оказал большое влияние на жизнь юного Ежи, и Ежи разделял многие взгляды, высказываемые его отцом. [ 2 ]

Получив образование в хороших школах в Лимановой , Бохне и Кракове , Жулавский с 1892 по 1899 год находился в Швейцарии, где учился сначала в Цюрихском университете , а затем получил докторскую степень по философии в Бернском университете под руководством выдающегося позитивиста Рихарда Авенариуса. (1843–1896), умерший до завершения строительства Жулавского. диссертация о Спинозе , «Проблема каусалитата беи Спинозы» , которая была опубликована в Берне в 1899 году. Жулавский впоследствии переработал и расширил свой текст на немецком языке в польскую популярную философскую книгу 1902 года « Бедедикт Спиноза, Чловек и Зело» ( Бенедикт Спиноза, Человек и Достижение ). Он также написал и предоставил первые польские переводы некоторых работ Ницше , Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана , а также оригинальные еврейские Ветхий Завет и Талмуд , а также сочинения ряда восточных философов .

Первые сочинения

[ редактировать ]

Самая ранняя публикация, носящая имя Ежи Жулавского, также была написана в Берне. Отправленный в издательство Кракова, небольшой сборник под названием «На струнах души» ( «На струнах души ») был предложен публике в 1895 году. , молодой автор получил умеренную похвалу от немногих польских органов печати, рецензировавших его. Десять лет спустя, на пике недолгой славы Жулавского, его стали рассматривать как экспериментальную работу, не отражающую его настоящие способности. Он вернулся в Польшу весной 1899 года, чтобы стать соредактором литературного журнала «Критика» ( «Критика» ), и сначала стал школьным учителем в Ясло , а после женитьбы - в Кракове. издании, краковском Жизнь « Ряд его эссе был опубликован в другом литературном ».

Философское мировоззрение

[ редактировать ]

Исследования Жулавского сформировали конструкцию его философского мировоззрения, которое он назвал синтетическим монизмом («синтетический монизм »). Он планировал использовать этот метод для концептуального решения дилемм, стоящих перед поколением интеллектуалов начала 20-го века, известным как Młoda Polska ( Молодая Польша ). Сторонник метафизики и идеи поставить искусство на службу ей, он пытался придать осязаемую форму лозунгу «нага душа» («обнаженная душа») и теории символа как выражения Абсолюта . Наряду с другими современными теоретиками его волновали проблемы развития и будущего культуры, ответственности интеллектуального лидерства в условиях творчества и роли личности в жизни общества. Центральный тезис синтетического монизма вращался вокруг идеи Бытия как сущности одновременно духовной и материальной, Абсолюта и Процесса .

Лунная трилогия

[ редактировать ]
Обложка «Серебряных полей» (около 1922 г.), венгерская версия «На серебряном глобусе» ( На серебряном глобусе )

К концу 1901 года Жулавский в значительной степени отказался от преподавания и полностью посвятил себя путешествиям и писательству, включая завершение первого тома своего великого опуса о трагически злополучной лунной экспедиции « На Серебряном глобусе» , заключительной частью которого является слова: «Pisałem w Krakowie, w zimie 1901–2» («Я писал в Кракове зимой 1901–1902»). Следуя общепринятой практике того периода, роман писался частями, каждая из которых после завершения публиковалась в литературном журнале » « Голос народа в период с декабря 1901 по апрель 1902 года, а затем появлялась в отредактированном виде. как книга 1903 года во Львове.

В течение следующих пяти лет это было отдельное произведение, но между осенью 1908 и весной 1909 года ) появились части продолжения под названием Zwycięzca ( «Завоеватель» на страницах Kurier Warszawski ( «Варшавский курьер» ) . Продолжая историю спустя поколения и столетия на Луне, это была более длинная, сложная и философская работа, чем « На Серебряном глобусе» . Его публикация в виде переизданной книги вышла в 1910 году. В 1910 году также были опубликованы первые части заключительного тома « Старая Земля» ( «Старая Земля »). Это было непосредственное продолжение «Завоевателя» , повествующее о двух миниатюрных людях, обитателях Луны, которые используют космический корабль главного героя предыдущего тома , уже замученного Марека Завоевателя, чтобы вернуться на планету своих предков. Głos Narodu , тот же журнал, который выпускал сериал « На Серебряном глобусе» , теперь завершил трилогию, продолжив выпуски до их завершения весной 1911 года, а отредактированная книжная версия вышла позже в том же году.

Первое издание полного трехтомного сборника было впервые опубликовано во Львове в 1912 году. Вскоре после этого и в течение следующих десятилетий «Лунная трилогия» широко читалась практически на всех европейских языках, за одним примечательным исключением — она не была переведена. на английский язык на момент первой публикации.

Брак, сыновья и более поздние работы

[ редактировать ]

В 1907 году Жулавский женился во второй раз и за несколько оставшихся лет жизни стал отцом троих сыновей: Марека (1908–1985), Юлиуша (1910–1999) и Вавжинца (1916–1957).

Начиная с 1901 года и пока позволяло время, Жулавский время от времени жил в своем любимом месте — Закопане , самом известном альпинистском городе Польши. К 1910 году он наконец купил там большой дом и поселился со своей растущей семьей. Он стал соредактором местного литературного журнала « Закопане » и приветствовал многих известных писателей и друзей, таких как Казимеж Прзерва-Тетмайер , Ян Каспрович и Леопольд Стафф , которые регулярно навещали его. Заядлый путешественник и спортсмен, он поднялся на многие горы Европы и посетил большую часть континента в перерывах между написанием своих книг. Его стихи часто появлялись в польских литературных журналах, таких как Życie ( Жизнь ), Młodość ( Молодежь ), Krytyka ( Критика ), Strumień ( Поток ), Химера ( Химера, например, Idle Fancy ) и Słowo Polskie ( Польское слово ), и он продолжал подготовить рассказы, эссе, переводы и другие произведения в течение следующих четырех лет.

Первая мировая война и смерть

[ редактировать ]
Могила, Дембица , Польша

В первые дни августа 1914 года, когда три субъекта разделенной Польши — Россия, Германия и Австро-Венгрия — вступили в Первую мировую войну, Ежи Жулавский принял единственное решение, которое, по его мнению, отражало его принципы, и присоединился к легионам Пилсудского, чтобы сражаться за это дело. восстановления независимости Польши. Он регулярно писал домой с фронта и, благодаря своей высокой литературной репутации, получил важную должность в журналистском штабе Легиона в Лодзи , где он редактировал и писал для их газеты Do Broni ( «К оружию »). В конце 1914 года он был направлен в Naczelny Komitet Narodowy (Верховный [польский] национальный комитет) в Вене , а в апреле 1915 года был переведен в Петркув , где служил в штабе легиона в качестве связного с командованием первой бригады . Во время поездки на фронт в начале августа он заразился тифом и после нескольких дней болезни скончался в полевом госпитале в Дембице . Ему был 41 год. Его третий сын, Вавжинец, родился шесть месяцев спустя, 14 февраля 1916 года.

Марек, рождение которого совпало с началом работы его отца над «Завоевателем» , стал тезкой трагического героя эпической повести.

Вдова Ежи, Казимира Жулавска , впоследствии переселилась с сыновьями в Варшаву , где они остались до Второй мировой войны . Из-за ранней смерти Ежи у мальчиков не было возможности перенять опыт отца из первых рук, но все трое унаследовали его преданность альпинизму, проводя большую часть времени, участвуя в альпинистских экспедициях. Три брата также получили известность в искусстве: Марек как художник, Юлиуш, подражая своему отцу, как поэт, прозаик и переводчик стихов, а Вавжинец как композитор. Казимира и сын Вавжинец особенно помогали польскому Сопротивлению и укрывали евреев в своей квартире, что привело бы к смерти от рук немецких оккупантов, если бы их поймали. В результате оба были внесены в список Праведников народов мира. [ 3 ] после войны. Вавжинец, который в своей широко оцененной музыкальной карьере был известен под своим полным именем, Вавжинец Ежи Жулавский, также был преданным специалистом по горным спасаниям. Ему был 41 год, того же возраста, что и его отцу, когда он погиб посреди ледяной лавины в Альпах в 1957 году , участвуя в спасательной операции.

Внучатый племянник Анджей Жулавский

[ редактировать ]

Режиссер и писатель Анджей Жулавский , внук брата Ежи Жулавского, искал творческой свободы от постоянной цензуры коммунистического правительства Польши, сослав себя во Францию ​​в 1972 году, где он добился успеха и признания критиков за свой фильм 1975 года «L'important c'est d». 'Аймер ( Главное — любить ). Такая известность, пришедшая к польскому художнику, заставила власти, отвечающие за культуру Польши, пересмотреть свою оценку Жулавского, и режиссеру было предложено вернуться в качестве создателя проекта по своему выбору.

Анджей Жулавский всегда хотел снять шедевр своего дедушки и рассматривал это предложение как уникальную возможность достичь этой цели. Автор « , которого ряд критиков назвали гением саморазрушения, он более двух лет посвятил экранизации первых двух томов (он судил Старую Землю» , действие которой, за исключением первой главы, происходит полностью на нашей планете, чтобы быть вне рамок этого и без того слишком долгого предприятия). В период с 1975 по 1977 год он написал сценарий и снял фильм в различных местах Польши, а также в Крыму , Кавказских горах и даже в пустыне Гоби .

Однако весной 1977 года проект внезапно застопорился с назначением идеолога линии жесткой Януша Вильгельми заместителем министра культуры. Воспринимая битву селенитов против Шернов как тонко завуалированную аллегорию борьбы польского народа с тоталитаризмом, Вильгельми прекратил съемки, которые были завершены на 80%, и приказал уничтожить все материалы. Анджей Жулавский, написавший, что он в отчаянии из-за потери и растраты стольких художественных усилий, вернулся во Францию, но катушки неоконченного фильма вместо того, чтобы быть уничтоженными, были сохранены вместе с костюмами и реквизитом польскими властями. киностудией и архивами, а также членами актерского состава и съемочной группы фильма. Вильгельми умер несколько месяцев спустя, в авиакатастрофе в марте 1978 года, но потребовалось еще восемь лет, поскольку гласность и перестройка начали оттаивать холодная война , в которой доминировала Восточную Европу , чтобы Жулавский смог снова вернуться в Польшу и отредактируйте еще незаконченные остатки, сделав 166-минутную грубую копию того, каким мог бы быть готовый фильм. Приняв название первого тома трилогии, Премьера фильма «На Серебряном глобусе» состоялась на Каннском кинофестивале в мае 1988 года, и некоторые критики назвали его разрушенным шедевром.

Генеалогическое древо

[ редактировать ]

Опубликованные работы Ежи Жулавского

[ редактировать ]

Поэзия Жулавского в основном приурочена к периоду 1895–1904 годов. В последующие годы его случайные стихи попали во многие литературные журналы, которые он редактировал, и были собраны вместе с некоторыми эссе и другими произведениями в посмертный сборник разных произведений, опубликованный в начале 1920-х годов. Одно из его самых известных стихотворений было преобразовано в песню, которую еще во время Второй мировой войны пели польские бойцы. «Do moich sonów » ( «Моим сыновьям ») было написано во время его недолгой военной службы в Вене в 1914 году и положено на музыку Станиславом Экертом.

  • 1895 — На струнах души ( На струнах души )
  • 1897 - Интерлюдия
  • 1897 — Stance o pieśni ( Песни для Станки )
  • 1900 — Poezje II ( Поэзия II )
  • 1902 — Z domu niewoli ( Из дома порабощения )
  • 1904 – Поклосье ( Колосья )

В период с 1904 по 1907 год основное внимание творческой энергии Жулавского было направлено на написание пьес. Его первоначальные драмы были патриотическими напоминаниями о борьбе Польши за независимость, но впоследствии он начал заниматься темами психологического прозрения и эмансипации молодежи. Самая успешная из пьес, сказочная «Эрос и Психея», поняла дух эпохи, выражая самые сокровенные мысли зрителей через символические средства мифа, легенды и фантазии. Периодические исторические костюмированные драмы также имели тенденцию подчеркивать поэтическую выразительность и белый стих, а не суровую реальность. Театральные усилия Жулавского были восприняты с подозрением многими критиками, которые назвали их противоречивыми и нетрадиционными, но большинство из них пользовались широкой популярностью у публики, особенно когда их показывали такие известные мастера сценического искусства, как Тадеуш Павликовский , и исполняли ведущие звезды, такие как Ирена Сольска .

  • 1903 — Диктатор ( «Диктатор» ) [написано в ознаменование сороковой годовщины Январского восстания 1863 года ]
  • 1903 венок Миртовый -
  • 1904 — Эрос и Психея ( Эрос и Психея ), позже адаптированная как либретто к Людомира Розицкого . одноименной опере
  • 1905 — Иджола ( «Иоланта »)
  • 1906 - Донна Алуика
  • 1906 — Koniec Mesjasza ( «Конец Мессии» ) [в котором исследуются некоторые философские и метафизические темы, позже поднятые в «Завоевателе» , — неспособность предложить спасение и пределы мученичества]
  • 1906 — Гра ( «Игра »)
  • слез » «Ценой 1909
  • 1911 - Груд Слонца ( Город-замок Солнца )

Самым известным произведением Жулавского, несомненно, является «Лунная трилогия» , которая впервые была опубликована в виде книги во Львове в 1912 году. Хотя на первый взгляд это произведение яркой и захватывающей научной фантастики, в глубине души оно функционирует. как философский трактат. Находящаяся под глубоким влиянием Спинозы, фон Гартмана, Авенариуса и других, пропущенная через уникальное видение Жулавского, трилогия предлагает по сути пессимистический анализ человеческого характера, создания нами религиозных мифов и нашего недостижимого стремления к утопическому спасению. основанные на сохранении христианской концепции Спасителя Сложные и многослойные элементы произведения, , содержат горькую иронию в регрессивном изображении человеческого общества и цивилизации.

Ежи Жулавский написал множество рассказов, но его единственные другие романы — это два тома другой запланированной трилогии, Laus Feminae (название представляет собой латинское выражение « Похвала женщинам »). Опять же, следуя установившейся практике, как в случае с «Лунной трилогией» , каждый том публиковался журнальными частями в период с 1912 по 1913 год, а затем в виде книги в 1913 и 1914 годах, накануне Первой мировой войны. В обществе это произведение имело потенциал стать еще одним признанным эпосом, но стало жертвой времени и обстоятельств, в которых оно появилось, не сумев найти подходящую возможность найти аудиторию. Никогда не переизданная и не переведенная на другие языки, она томилась в безвестности почти столетие и, как и некоторые пьесы Жулавского, может нуждаться в переоценке.

Другие произведения

[ редактировать ]

Благодаря объему своих публикаций в журналах и газетах Жулавский создал большое количество менее известных текстов, которые, помимо рассказов и стихов, включают критические эссе и дискуссии по философии. Некоторые из них были собраны и опубликованы уже после его смерти, в 1920-х и 30-х годах, а многие другие остаются разрозненными и неизвестными. Кроме того, Жулавский пользовался большим уважением как многоязычный литературный переводчик, особенно поэзии, переводивший на польский язык стихи Ницше , Ричепина и многие отрывки из оригинальных еврейских текстов Ветхого Завета .

Наследие

[ редактировать ]

В 2008 году была учреждена Премия Ежи Жулавского за лучшее научно-фантастическое произведение в Польше. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Теодор Стерджен : "Введение" . Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года . Проверено 7 апреля 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) на «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких , MacMillan Publishing Co., Нью-Йорк, 1976 г. (Архивировано 17 октября 2007 г.)
  2. ^ Жулавский, Адам (29 ноября 2020 г.). «Истоки польской научной фантастики и наследие Ежи Жулавского | Очерк » Культура.пл . Получено 1 июня 2021 г.
  3. ^ «Польский праведник» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2006 года . Проверено 5 июля 2006 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  4. ^ «СФЭ: Жулавский, Ежи» . sf-энциклопедия.com . Проверено 21 января 2024 г.
  • Кросс, Тим (1988). Потерянные голоса Первой мировой войны . Великобритания: Издательство Bloomsbury. ISBN   0-7475-4276-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35c5736113e58522bd2a46615235f7f6__1723833360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/f6/35c5736113e58522bd2a46615235f7f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jerzy Żuławski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)