Jump to content

Царское самодержавие

(Перенаправлено с Царского )

Царское самодержавие [а] ( Русское : царское самодержавие , латинизированное : царское самодержавие ), также называемое царизмом , было самодержавием , формой абсолютной монархии, локализованной с Великим Княжеством Московским и его государствами-преемниками, Царством Российским и Российской Империей . [б] В нем царь обладал в принципе властью и богатством, обладая большей властью, чем конституционные монархи, уравновешиваемой законодательной властью, а также более религиозной властью, чем западные монархи. Учреждение возникло во времена Ивана III (1462−1505) и было упразднено после русской революции 1917 года .

Альтернативные названия

[ редактировать ]

Имперское самодержавие, [с] Русское самодержавие, [д] Московское самодержавие, [и] царский абсолютизм, [ф] имперский абсолютизм, [г] Русский абсолютизм, [час] Московский абсолютизм, [я] Московский деспотизм, [Дж] [к] русский деспотизм, [л] царский деспотизм [м] или имперский деспотизм. [н]

Иван III (годы правления 1462–1505 гг.) опирался на византийские традиции и заложил основы царского самодержавия, которое с некоторыми вариациями будет управлять Россией на протяжении веков. [1] [2] Абсолютизм в России постепенно развивался в течение 17-18 веков, придя на смену деспотизму Великого княжества Московского .

После хаотического Смутного времени (1598–1613) первый монарх династии Романовых ( Михаил Российский правил в 1613–1645) был избран на престол Земским собором («земельным собранием»). Во времена правления Михаила, когда династия Романовых была еще слаба, такие собрания созывались ежегодно. Династия Романовых упрочила абсолютную власть в России в период правления Петра Великого (годы правления 1682–1725), который сократил власть дворянства и усилил центральную власть царя, установив бюрократическую государственную службу , основанную на Табель о рангах, но теоретически открыт для всех сословий общества, вместо дворянского местничества , которое Федор III упразднил в 1682 году по требованию высшего боярства. [3] [4] [5] Петр I также усилил государственный контроль над Русской Православной Церковью . [3]

Реформы Петра спровоцировали серию дворцовых переворотов, стремившихся восстановить власть дворянства. [6] Чтобы положить им конец, Екатерина Великая , правление которой (1762–1796) часто считают высшей точкой абсолютизма в России, в 1785 году издала дворянству Устав , юридически закреплявший права и привилегии, приобретенные ими в предыдущие годы, и Хартия городов, устанавливающая муниципальное самоуправление. Это успокоило влиятельные классы общества, но оставило реальную власть в руках государственной бюрократии. [6] Опираясь на это, Александр I (годы правления 1801–1825) учредил Государственный совет как совещательный законодательный орган. Александр II (1855–1881) установил систему выборного местного самоуправления ( земства национального уровня ) и независимую судебную систему, но в России не было ни представительного собрания ( Думы ) , ни конституции до революции 1905 года . [7]

Система была отменена после русской революции 1917 года .

Сам царь . , олицетворение верховной власти, стоял в центре царского самодержавия, обладая всей полнотой власти над государством и его народом [8] Самодержец делегировал власть лицам и учреждениям, действовавшим по его приказанию и в пределах его законов, на общее благо всей России. [8] Образно говоря, царь был отцом, а все его подданные были его детьми; эта метафора появилась даже в православных букварях , [9] и вспоминается в просторечном русском выражении «царь-батюшка» царь-батюшка («царь-батюшка»).

Более того, в отличие от движения за отделение церкви от государства в западноевропейских монархиях, Российская империя сочетала монархию с верховной властью в религиозных вопросах ( см. Церковную реформу Петра I и цезаропапизм подробнее ).

Еще одна ключевая особенность связана с патримониализмом . В России царь владел гораздо большей долей государства (землями, предприятиями и т. д.), чем западные монархи. [10] [11] [12] [13] [14] [15]

Царское самодержавие имело много сторонников внутри России. Среди основных русских защитников и теоретиков самодержавия были писатель Федор Достоевский , [2] [16] Михаил Катков , [17] Konstantin Aksakov , [18] Nikolay Karamzin , [16] Konstantin Pobedonostsev [2] [8] и Петр Семенов . Все они утверждали, что сильной и процветающей России нужен сильный царь и что философия республиканизма и либеральной демократии ей чужды. [2]

Некоторые историки считают, что традиции царского самодержавия частично ответственны за закладку основы тоталитаризма в Советском Союзе . [1] [2] [19] [20] Они считают, что традиции самодержавия и патримониализма доминировали в политической культуре России на протяжении веков; например, Стивен Уайт описывается как «наиболее последовательный» защитник позиции, согласно которой уникальность российского политического наследия неотделима от его этнической идентичности. По мнению Уайта, самодержавие является определяющим фактором в истории российской политики. [21] Он писал, что российская политическая культура «уходит корнями в исторический опыт веков абсолютизма». [22] Эти взгляды были оспорены другими историками, например, Николаем Н. Петро и Мартином Малиа (цитируется Хоффманном). [19] Ричард Пайпс — еще один влиятельный историк среди неспециалистов, который придерживается позиции об своеобразии российской истории и политической системы, характеризуя абсолютизм московской политической системы как «родовой», и видел стабильность Советского Союза в том, что русские признал легитимность этой родовой организации. [21]

Некоторые историки указывают на расовый элемент в этой концепции. Например, американские аналитики времен холодной войны , в том числе Джордж Кеннан , связывали авторитарное правление советского правительства с татарским влиянием на протяжении его истории, а в биографиях российских лидеров часто подчеркивалось их возможное азиатское происхождение. Следуя традициям расистской идеологии нацистов, они утверждали, что азиатское влияние сделало русских, как и китайцев , ненадежными. [23] [24]

Критика концепции

[ редактировать ]

Историки разного происхождения критиковали концепцию царского самодержавия в ее различных формах. Их жалобы варьируются от слишком расплывчатых названий моделей, [25] как по его хронологическому смыслу (нельзя считать Россию в разные века одинаковой), так и по его содержанию (вопрос, чем русское или «царское» самодержавие отличается от «обычного» самодержавия или от европейского абсолютизма, если уж на то пошло).

Что касается содержания модели самодержавия, ее приравнивания к деспотизму и ее предполагаемого происхождения от монгольского правления, а также ее предполагаемого возникновения в средневековой Московии, широко обсуждались. [26] Во-первых, советские ученые-марксисты интересовались дореволюционным абсолютизмом и считали боярскую элиту и бюрократию его столпами. Например, Сергей Троицкий утверждал, что в российских монархах господствует дворянство, низведенное до государственной службы. По мнению Троицкого, абсолютизм в России был такой же, как и везде. Это привело к сложному положению внутри марксизма, поскольку абсолютизм вращается вокруг институтов и законов, которые были принципиально менее важны, чем социально-экономическая основа общества. [27] Это поднимает вопрос о том, как абсолютизм мог быть таким же, если социально-экономические условия в России не были такими же, как в других местах.

Чтобы примирить несоциально-экономическую природу абсолютизма с марксистской теорией, советский ученый Александр Н. Чистозвонов предложил сгруппировать российскую монархию с прусской и австрийской, образовав отчетливую смесь западноевропейского абсолютизма и «восточного деспотизма». [28] По мнению Чистозвонова, какие бы абсолютистские или самодержавные элементы действительно ни присутствовали в России, они не были уникальными и не заслуживают исключительной категоризации России.

Аналогичным образом борясь с марксистскими концепциями, советский историк Петр А. Зайончковский и его студентка Лариса Г. Захарова сосредоточили внимание на важности политических убеждений российских чиновников и бюрократов для объяснения принятия политических решений в XIX веке. Показав, что государство не является единым и могущественным целым (под командованием экономически доминирующего класса), они также обратились к общепринятым (марксистским) концепциям российского самодержавия. [29] Подобно Троицкому, они изучали дворянство и бюрократию (в более поздний период), Зайончковский и Захарова рисовали иную картину положения царя. Совместно с западными учеными, такими как Роберт Крамми, они обнажают взаимозависимость монарха и дворянства в практике правления. [30]

За пределами России и Советского Союза Ханс-Иоахим Торке, среди других, пытался противостоять идее всемогущего автократического государства, указывая на взаимную зависимость сервисных элит и государства (введя термин «государственно-обусловленное общество»). [31] Торке признает, что царей не сдерживала никакая конституция, но он подчеркивает, например, ограниченность христианской морали и придворных обычаев. Так называемая «американская школа» 1980-х и 1990-х годов доказывала важную роль элитных сетей и их власти в суде. Эдвард Кинан пошел еще дальше в своей известной статье о московской политической культуре, заявив, что царь был всего лишь марионеткой в ​​руках бояр, которые за кулисами обладали реальной властью. [32]

Другие, такие как Дэвид Рансел и Пол Бушкович, изображают отношения между царем и знатью, как это делает Кинэн, заходят слишком далеко, потому что не осознают их сложности. Бушкович утверждает, что теоретическое отсутствие ограничений власти царя не имеет значения, и вместо этого утверждает, что «решающий вопрос» заключается в том, где находится реальная власть. По его мнению, это можно показать только посредством политического повествования о событиях. [33] Бушкович поставил баланс сил между царем, отдельными боярами и царскими фаворитами в центр принятия политических решений. При этом Бушкович обнаружил, что, с одной стороны, относительная власть царя колебалась в зависимости от монарха, а с другой стороны, что дворянство было почти единым; баланс сил менялся с каждым царем, а также с приходом к власти бояр, а в случае Петра I даже менялся несколько раз.

Чарльз Дж. Гальперин предостерег от взглядов, которые слишком легко заявляют о доминировании царя и государства в политике или обществе. [34] Признавая институциональные различия между Московией и западноевропейскими монархиями, Гальперин тем не менее подчеркивает, что эти различия не следует считать абсолютными. По его мнению, практика правления, вопрос человеческого взаимодействия, важнее теории и абстракций.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

а ^ Как используется в этих публикациях .

б ^ В существующей литературе слова русский, царский, московский и имперский сочетаются с деспотизмом, абсолютизмом и самодержавием во всех возможных сочетаниях, редко давая четкие определения. Царский действительно может быть применим ко всему периоду (см. также историческое употребление термина «царь» ), но московский применим только к периоду Великого княжества Московского , которое сменилось царством Российским , периода, для которого слова имперский и русский применимы. Далее, мы можем рассматривать московский деспотизм как предшественника царского абсолютизма , однако само использование слова «деспотизм» имеет проблемы (см. следующее примечание). Наконец, следует проявлять осторожность с термином «автократия» : сегодня автократ обычно рассматривается как синоним деспота, тирана и/или диктатора, хотя каждый из этих терминов изначально имел отдельное и четкое значение. В целом из имеющихся терминов «царское самодержавие» кажется наиболее правильным за весь обсуждаемый период, но стоит иметь в виду, что здесь нет никаких терминов. идеальные типы и что российская политическая система развивалась с течением времени.

с ^ Как используется в этих публикациях .

д ^ Как используется в этих публикациях .

и ^ Как используется в этих публикациях .

ж ^ Как используется в этих публикациях .

г ^ Как используется в этих публикациях .

час ^ Как используется в этих публикациях .

я ^ Как используется в этих публикациях .

дж ^ Как используется в этих публикациях .

к ^ Термины «восточный деспотизм» и его развитие, « московский» или «русский деспотизм» , подвергались критике как вводящие в заблуждение, поскольку Московия и Россия никогда не имели характеристик чистого деспотизма , таких как отождествление правителя с богом ). [2] [35] [36]

л ^ Как используется в этих публикациях .

м ^ Как используется в этих публикациях .

н ^ Как используется в этих публикациях .

  1. ^ Jump up to: а б Питер Траскотт, Россия прежде всего: разрыв с Западом , IB Tauris, 1997, ISBN   1-86064-199-7 , Google Print, стр. 17.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Питер Вирек, Консервативные мыслители: от Джона Адамса до Уинстона Черчилля , Transaction Publishers, 2005, ISBN   1-4128-0526-0 , Google Print, стр. 84–86.
  3. ^ Jump up to: а б Николай Н. Петро, ​​Возрождение российской демократии: интерпретация политической культуры , издательство Гарвардского университета, 1995, ISBN   0-674-75001-2 , Google Print, стр. 34–36.
  4. ^ Дэвид Р. Стоун , Военная история России: от Ивана Грозного до войны в Чечне , Издательская группа Greenwood, 2006, ISBN   0-275-98502-4 , Google Print, стр. 59.
  5. ^ Пол Бушкович, Петр Великий: Борьба за власть, 1671–1725 , Cambridge University Press, 2001, ISBN   0-521-80585-6 , Google Print, стр. 80 и 118–119 [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ Jump up to: а б Николай Н. Петро, ​​Возрождение российской демократии: интерпретация политической культуры , издательство Гарвардского университета, 1995, ISBN   0-674-75001-2 , Google Print, стр. 36-39.
  7. ^ Николай Н. Петро, ​​Возрождение российской демократии: интерпретация политической культуры , издательство Гарвардского университета, 1995, ISBN   0-674-75001-2 , Google Print, стр. 48.
  8. ^ Jump up to: а б с Стивен Дж. Ли Россия и СССР, 1855–1991: автократия и диктатура , Routledge, 2006. ISBN   0-415-33577-9 , Google Print, стр. 1-3.
  9. ^ Роберт Д. Крюс, За пророка и царя: ислам и империю в России и Центральной Азии , издательство Гарвардского университета, 2006, ISBN   0-674-02164-9 , Google Print, стр.77.
  10. ^ Дебора Гудвин, Мэтью Мидлейн, Переговоры в международном конфликте: понимание убеждения , Тейлор и Фрэнсис, 2002, ISBN   0-7146-8193-8 , Google Print, стр. 158.
  11. ^ Николас Спулбер, Экономический переход в России: от позднего царизма к новому тысячелетию , Cambridge University Press, 2003, ISBN   0-521-81699-8 , Google Print, стр. 27–28.
  12. ^ Рейнхард Бендикс, Макс Вебер: интеллектуальный портрет , Калифорнийский университет Press, 1977, ISBN   0-520-03194-6 , Google Print, стр. 356-358.
  13. ^ Ричард Пайпс, Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры , издательство Йельского университета, 2007, ISBN   0-300-12269-1 , Google Print, стр. 181.
  14. ^ Кэтрин Дж. Дэнкс, Российская политика и общество: Введение , Pearson Education, 2001, ISBN   0-582-47300-4 , Google Print, стр. 21.
  15. ^ Стефан Хедлунд, Зависимость от российского пути: народ с тревожной историей , Routledge, 2005, ISBN   0-415-35400-5 , Google Print, стр. 161.
  16. ^ Jump up to: а б Джеймс Патрик Сканлан, Мыслитель Достоевский: философское исследование , издательство Корнельского университета, 2002, ISBN   0-8014-3994-9 , Google Print, стр. 171-172.
  17. ^ Ричард Пайпс, Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры , издательство Йельского университета, 2007, ISBN   0-300-12269-1 , Google Print, стр. 124.
  18. ^ Николай Н. Петро, ​​Возрождение российской демократии: интерпретация политической культуры , издательство Гарвардского университета, 1995, ISBN   0-674-75001-2 , Google Print, стр. 90.
  19. ^ Jump up to: а б Дэвид Ллойд Хоффманн, Сталинизм: основные материалы для чтения , Blackwell Publishing, 2003, ISBN   0-631-22891-8 ,. Google Print, стр.67-68
  20. ^ Деннис Дж. Данн, Католическая церковь и Россия: Папы, патриархи, цари и комиссары , Ashgate Publishing, Ltd., 2004, ISBN   0-7546-3610-0 , Google Print, стр. 72.
  21. ^ Jump up to: а б Николай Н. Петро, ​​с. 29
  22. ^ Николай Н. Петро, ​​Возрождение российской демократии: интерпретация политической культуры , издательство Гарвардского университета, 1995, ISBN   0-674-75001-2 , Google Print, стр. 15.
  23. ^ Майкл Адас (2006). Доминирование по замыслу: технологические императивы и цивилизаторская миссия Америки . Издательство Гарвардского университета . стр. 230–231. ISBN  0-674-01867-2 .
  24. ^ Дэвид К. Энгерман (2003). Модернизация с другого берега . Издательство Гарвардского университета . п. 260. ИСБН  0-674-01151-1 .
  25. ^ CJ Гальперин, «Московия как гипертрофированное государство: критика», Kritika 3 3 (2002) 501.
  26. ^ Д. Островский, Московия и монголы: межкультурное влияние на степной границе, 1304–1589 (Кембридж, 1998) 91–95; М. По, «Последствия военной революции в Московии: сравнительная перспектива», «Сравнительные исследования общества и истории», 38 4 (1996) 603–604; Р.О. Крамми, «Русский абсолютизм и дворянство», Журнал современной истории, 49 3 (1977) 456–459.
  27. ^ А. Гершенкрон, «Советский марксизм и абсолютизм», Славянское обозрение 30 4 (1971) 855.
  28. ^ Крамми, «Русский абсолютизм», 458–459.
  29. ^ P.A. Zaionchkovskii, Otmena krepostnogo prava v Rossii (Moscow 1968); P.A. Zaionchkovski, Pravitel'stvennyi apparat samoderzhavnoi Rossii v XIX v. (Moscow 1978); L.G. Zakharova, Aleksandr II i otmena krepostnogo prava v Rossii (Moscow 2011).
  30. ^ Крамми, «Русский абсолютизм», 466–467.
  31. ^ Крамми, «Русский абсолютизм», 466; Р.О. Крамми, «Ханс-Иоахим Торке, 1938–2000», Критика 2 3 (2001) 702
  32. ^ П. Бушкович, Петр Великий: Борьба за власть, 1671-1725 (Кембридж, 2004) 4; Э. Л. Кинан, «Московские политические традиции», Russian Review 45 2 (1986) 115–181.
  33. ^ DL Рансел, Политика Екатеринианской России: Партия Панина (Нью-Хейвен, 1975); Бушкович, Петр Великий: Борьба за власть , 29.
  34. ^ Гальперин, «Московия как гипертрофированное государство», 501-507.
  35. ^ Дональд Островский, Московия и монголы: межкультурное влияние на степной границе, 1304–1589 , Cambridge University Press, 2002, ISBN   0-521-89410-7 , Google Print, стр. 85.
  36. ^ Татарское иго. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine, профессор Герхард Ремпель, Колледж Западной Новой Англии .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26af71e10f403355bf1f44b60e5125f4__1716287220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/f4/26af71e10f403355bf1f44b60e5125f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tsarist autocracy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)