Mikhail Shcherbatov
Prince Mikhail Mikhailovich Shcherbatov | |
---|---|
![]() Портрет Дмитрия Левицкого | |
Рожденный | Москва , Российская Империя | 22 июля 1733 г.
Умер | 12 декабря 1790 г. Санкт-Петербург , Российская Империя | (57 лет)
Занятие | Имперский историк |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм в России |
---|
![]() |
Князь Михаил Михайлович Щербатов 22 Просвещения июля ( 1733 — 12 декабря 1790) был ведущим идеологом и представителем русского , наравне с Михаилом Ломоносовым и Николаем Новиковым . на человеческую природу и социальный прогресс родственен Свифта пессимизму . Его взгляд Он был известен как государственный деятель, историк, писатель и философ и был одним из наиболее ярких представителей зарождающегося русского консерватизма во второй половине XVIII века.
М. М. Щербатов получил хорошее формальное образование. Он изучал историю , философию , литературу и медицину . До конца жизни в домашней библиотеке у него была обширная коллекция из 40 000 томов. Как все образованные люди того времени, он знал французский язык , а кроме того, владел немецким , итальянским и некоторыми другими западными языками. С 1767 года Щербатов находился на государственной службе и занимал ответственные посты. Представлял ярославское дворянство в Наказской комиссии (1767), был членом частной комиссии мещан, членом Торговой коллегии (1770), председателем Палаты совета и сенатором (1779). .
В 1768 году он получил должность историографа и был назначен главным герольдом Сената. По его мнению, политический идеал заключался в том, чтобы последовать британскому примеру конституционной монархии с разделением властей. Известную аналогию этому идеалу он нашел в допетровской Руси, когда, по его мнению, самодержавие сводилось к использованию такого аристократического органа, как Совет бояр . Личный взгляд и отношение Михаила к Петру I России или Петру Великому (правившему Россией с 7 мая 1682 года до своей смерти в 1725 году) в его трудах были весьма неоднозначными. В одном из своих проектов «Разбор пороков и самодержавия Петра Великого» (1782) он открыто критиковал Петра, утверждая, что то, что он сделал для процветания России, можно сделать более гуманными средствами, в результате чего потери будут меньшими, хотя это может занять более длительный период времени. По мнению Щербатова, без внешних заимствований и самодержавия Петра Великого для русского Просвещения и самодержавия понадобилось бы значительно больше времени. тем временем внешнеполитические оппоненты могли захватить страну. Однако Щербатов сознавал, что, помимо личных слабостей, грубость и жестокость самодержца были вызваны порочностью времени. Петр был вынужден к тому времени стать деспотом.
Отец Щербатова был московским генерал-губернатором . Принадлежность Щербатова к старейшей русской семье может объяснить пожизненный интерес Щербатова к отечественной истории. В ряде статей, опубликованных в 1759—61, он защищал крепостное право и отстаивал древние дворянские привилегии, отмененные Петром Великим .
дворянством Будучи избранным ярославским представлять их интересы в Законодательном собрании 1767 года, Щербатов яростно раскритиковал существующие учреждения Российской империи . Он привлек внимание императрицы и был назначен имперским историком в 1768 году и президентом министерства в 1778 году. Он работал в Сенате с 1779 по 1786 год.
Щербатова «История России с древнейших времен» , семь томов которой вышли в свет между 1771 и 1791 годами, проникнута рационалистическими идеалами Эпохи Разума . Он считал, что неравенство присуще человеческой природе, и проиллюстрировал это положение в первой русской утопии , озаглавленной « Путешествие в страну Офира» (1783). Последней и, вероятно, самой продолжительной работой Щербатова стала резкая атака на современные ему общественные обычаи в трактате « О развращении нравов в России» , опубликованном в 1797 году.
Shcherbatov as a historian and publicist [ edit ]
В одном из самых известных своих произведений «О развращении нравов в России» Щербатов подверг критике массовые злоупотребления власти, такие как взяточничество , растрата государственных средств, холопство и т. д. Была также критика методов Петра Великого. которым он продвигал «непонятных людей», что, в свою очередь, привело к государственному кризису. И все же Щербатов старался быть непредвзятым и показать как положительные, так и отрицательные стороны петровской модернизации . Он писал об изменениях, произведенных в России реформами Петра, обращая его внимание не только на изменения в политической и военной областях, но и в области культуры, указывая, что вследствие европеизации «в вопросах личных и некоторых других, Можно сказать, что мы действительно добились замечательного успеха и продвинулись вперед, сделав гигантские шаги к исправлению того, как мы кажемся другим».
После воцарения Екатерины II (правившей в качестве императрицы России с 28 июня 1762 по 1796 год) Щербатов участвовал в Учрежденной комиссии (1767–1771). Он выступал за отмену карт Табели о рангах и расширение прав русского дворянства. Однако он не был чистым «придворным» идеологом, заботившимся лишь о «узких интересах», как некоторые советские склонны думать исследователи. Что касается прикрепленных крепостных , принадлежавших к купечеству и работавших на их заводах, Щербатов считал необходимым прописать их по месту, но не разрешать больше покупать. Тех крепостных, которые были зарегистрированы на заводах, он предлагал освобождать понемногу, давая им свободу в награду за хороший характер и отличное знание искусств. Щербатов выступал за сохранение крепостного права, утверждая, что крестьяне, будучи необразованными, не смогут правильно пользоваться своей свободой. Он также считал, что проблемы крепостного права можно решить не путем его уничтожения, а постепенно в результате изменения отношения и обращения с крепостным правом. фермеров помещиками .
Незадолго до смерти Щербатов создал два произведения, в которых отразились его взгляды на политику : «Различные мнения о правительстве» и «Общие мысли о законодательстве». В этих работах он различал четыре формы правления: монархию , деспотизм (или самодержавие), аристократию и демократию и считал монархическое правление наиболее понятным. Идеальным монархом Щербатов видел того, кто почитает себя отцом народа, кто не отвергает законодательства об установлении самодержавия, кто не разделяет своих интересов с интересами государства, умеет выбирать советников из народа, сочетая трудолюбие с своего государя с любовью к Родине и законам". Однако большинство правителей, будучи подвержены различным "страстям", не могли отвечать заданным характеристикам. Аристократическое правление было еще не приемлемо для России. Неспособность или нежелание народа подавлять их чрезмерное честолюбие, эгоизм и жажда власти «порождают разногласия, партии, ненависть и зло, которые, по сути, являются результатом этих разрушительных страстей». Демократические правительства «грызут свои внутренности, разделяясь на различные партии, которые в разные смутные времена» бросаются, как корабль в бурное море, часто избегая потопления благодаря мастерству кормчего, но еще чаще погибая, иногда даже прямо у причала».
Отвергая самодержавие как форму правления, Щербатов писал, «однако есть пытка, в которой нет иных законов и правил, кроме безумного своеволия деспота». Российские взгляды на законодательство явились результатом практической работы Щербатова в различных государственных учреждениях. Поскольку установление новых законов требовало тщательного изучения предмета, Щербатов считал, что «законы должны составляться немногими беспристрастными людьми, разумными, знакомыми, трудолюбивыми и преданными государственным делам». Сравнивая законы при различных формах правления, Щербатов указывал на преимущество монархии, которая, имея свои прочные устоявшиеся законы, могла обеспечить своим гражданам безопасность их жизни, имущества и спокойствия.
Идеи о государственном устройстве получили развитие в утопическом произведении Щербатова «Путешествие в страну Офир ». Его основная идея заключалась в том, что законы должны основываться на моральных принципах и граждане государства должны чтить сначала добродетель, затем закон, а уже после этого – царя и власть. Их жизнь зависит, прежде всего, от их естественной свободы, а затем от их гражданских обязанностей, которые не пытаются ограничить свободу, а лишь налагают определенные обязанности по отношению к обществу. В этом смысле он считал, что люди должны чтить и подчиняться законам; отношения внутри общества строятся на гуманных принципах и уважении друг к другу и к монарху, при этом могут быть созданы рамки социального баланса и политического мира в пределах страны.
В этой работе Щербатов разработал свою систему процветания и благополучия общества, в основе которой лежала идея о том, что честь и уважение к монарху не должны корениться в какой-либо форме эгоистического раболепия или надежды на получение награды. Он также поддерживал идею структуры внутри общества, разделенной на несколько иерархических классов, согласно которым регулируется жизнь каждого гражданина. На вершине пирамиды находится король, которого следует считать не всемогущим, а «первым среди равных». Затем идут помещики и торговцы. Самый низший — класс крестьян . Хоть они и не были свободны, законодательство утопического государства требовало, чтобы их хозяева относились к ним гуманно, обеспечивали их нужды, уважали их труд и воздерживались от суровых наказаний.
Идеи Щербатова и сегодня привлекают внимание российских и зарубежных исследователей российского консерватистского движения и горячо обсуждаются в многочисленных книгах и статьях.
Библиография [ править ]
- С.М. Соловаев, "Архив" т.2, 1872 г.
- Мякотин, "Придворный публицист в царствование Екатерины" - История русской культуры, 1898 г.
- Н.Д.Чечулин, "Русские социальные романы, XVIII век", 1892 г.
- Щербатов М.М., Лентин А. (пер.). «О развращении нравов в России», 1969.
- 1733 рождения
- 1790 смертей
- Писатели из Москвы.
- Историки XVIII века из Российской империи
- Философы XVIII века из Российской империи
- Философы Просвещения
- Члены Российской Академии
- Почетные члены Санкт-Петербургской Академии наук.
- Политики Российской Империи
- Российские генеалоги
- Консерватизм в России
- Российские учёные