Jump to content

Антони Ланге

Антони Ланге
Портрет Антони Ланге работы Станислава Выспяньского, 1899 г.
Портрет Антони Ланге работы Станислава Выспяньского , 1899 г.
Рожденный 28 апреля 1862 г.
Варшава , Конгресс Польши , Российская Империя
Умер 17 марта 1929 г.
Варшава , Вторая Польская Республика
Псевдоним Антони Вжесень, Наперский
Занятие Поэт, философ, прозаик, переводчик
Период 19–20 века
Жанр поэма, эпическая поэма , повествовательная поэма , роман, рассказ, эссе, драма, рамочный рассказ
Литературное движение Модернизм , Символизм , Молодая Польша
предшественник экзистенциализма , коллажа , имажинизма и научной фантастики
Подпись

Философская карьера
Область Западная философия
Школа Философия генезиса [ pl ]
Основные интересы

Антони Ланге (28 апреля 1862 — 17 марта 1929) — польский поэт, философ, полиглот (15 языков), писатель, прозаик, научный писатель, репортер и переводчик . Представитель польского парнасизма и символизма , он также считается представителем декадентского движения . Он был знатоком романтизма , французской литературы и популяризатором восточных культур.Самый популярный его роман — «Миранда» .

Он переводил английских, французских, венгерских , итальянских, испанских, индийских, американских , сербских , египетских и восточных писателей на польский язык , а польских поэтов на французский и английский языки. Он также был одним из самых оригинальных поэтов движения « Молодая Польша» . Его работы часто сравнивают со Стефаном Малларме. [1] и Шарль Мари Рене Леконт де Лиль .

Ланге был дядей поэта Болеслава Лесмяна .

Ланге родился в Варшаве в патриотической еврейской семье Генрика Ланге (1815–1884) и Зофии, урожденной Эйзенбаум (1832–1897). [2] Его отец принял участие в ноябрьском восстании против Россией раздела Польши . Он был поклонником романтической литературы и ее идеалов. [2] Антони Ланге поступил в Варшавский университет, но около 1880 года был исключен за патриотическую деятельность царским наместником Апухтиным, который в то время управлял университетом. [2] Он обеспечивал себя финансово как репетитор, но также публиковал стихи под псевдонимами Наперский и Антони Вжесень. [2] Он решил учиться в Париже, где столкнулся с новыми тенденциями в литературе, философии и искусстве. Во Франции он познакомился с теориями Жана Мартена Шарко , а также спиритуализмом , парапсихологией , философией Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше , восточными религиями, европейской и восточной литературой и современной литературной критикой . Принимал участие в литературных встречах Стефана Малларме . [2]

Ланге вернулся на родину после возвращения Польши к независимости . [2] и стал одним из наиболее известных членов Варшавского общества писателей и журналистов ( Warszawskie Towarzystwo Literatów i Dziennikarzy ), предшественника Польской академии литературы, основанной в 1933 году. [2] Болеслав Прус , Юлиан Охорович и Ланге были первыми польскими спиритистами . Он снял квартиру на улице Новый Свят вместе с Владиславом Реймонтом , польским писателем, лауреатом Нобелевской премии 1924 года. [3] Станислав Бжозовский назвал Ланге настоящим и не часто европейским умом [4] а Джулиан Тувим назвал его мастером рефлексивной поэзии . [5] В это время Ланге был членом Общества польских писателей и журналистов. [2] Однако с резким ростом его популярности как поэта его стихи стали более скептичными, пессимистическими и герметическими. Основной темой стихотворений этого периода было ощущение изолированности и непонимания толпой.

Я прихожу к тебе издалека...

Я прихожу к тебе издалека

Я прихожу к тебе издалека,
Я родом из неизвестных мест.
[...]
Твоя душа была одинока
Как баржа без якоря.
Я прихожу к тебе издалека,
Я пришёл к тебе из неведомых мест.
[...]
Твоя душа была такой же одинокой
Как баржа без якоря. [6] [7]

В начале 20 века он отошел от общественной жизни, стал одиноким и забытым. Последние свои стихи он собирал в тетради и никогда никому не позволял их публиковать. [8]

Престиж Ланге как писателя был подорван новым поколением авангардистов . Он умер в изоляции, нищете и безвестности в Варшаве в 1929 году. Он никогда не был женат и не имел детей.

Антони Ланге был другом Стефана Малларме , Яна Каспровича и Станислава Пшибышевского .

Портретов Ланге всего два, один из них написан Станиславом Выспянским в 1890 году.

Владислав Подковиньский , улица Новый Свят в Варшаве в летний день (1900 г.), где жил Ланге.

Ланге был плодовитым и разносторонним писателем. Он написал множество романов ( Миранда ), рассказов ( Збродня, Амор и Фавн ), драм ( Мальчевский, Венедзи ), очерков и стихов. Поэзия Ланге созерцательна и эрудированна. Он соединяет традиции европейской культуры с буддизмом . забот Ланге Главной темой экзистенциальных были «крайность» и «цикл» смерти. Для формирования поэзии Ланге обращается к противоречивым точкам импрессионизма , романтической сентиментальности и экспериментальным теориям Стефана Малларме . Ланге увлекался редкими поэтическими формами: акростихами , дактилями , пантумами , прелюдиями , скерцо , кантиклями и триолетами . Он также был автором многих пасторалей, посвященных метафизической стороне деревенской жизни; историософские песни, вдохновленные философией Юлиуша Словацкого ; и экзотические мифологии генезиса со всего мира (от Мексики до Японии).

Ланге был также автором многих лирических эссе, излагающих оригинальные взгляды на взаимоотношения поэта и читателя по эсхатологическим вопросам ( «Мысли» , «Могила» ).

На первом этапе своего творчества он был любителем эстетизма , формальных инноваций и теорий Стефана Малларме. Однако позже он столкнулся с примитивизмом , анонимностью, сочинениями народных поэтов и поэтов 16 века и белым стихом .

И Ланге, и Ежи Жулавский часто называют «пионерами польской научной фантастики». Рассказы Ланге из книги W czwartym wymiarze (В четвертом измерении, 1912), такие как Бабуния (Бабушка), Розаура, Ленора, Ребус (Загадка), Nowe mieszkanie (Новый дом) и Мемориал доктора Чанг-Фу-Ли (доктор Отчет Чанг Фу Ли) считаются ранними образцами научной фантастики и сверхъестественной фантастики в Польше. [9] Основные темы рассказов: гипноз , эликсир молодости, вечная любовь и материализация призраков. С другой стороны, одноименный доклад доктора Чан Фу Ли, «написанный в Париже в 2652 году», касается изменения климата , вызванного изменением направления Гольфстрима и последующим замерзанием Европы, когда Китай взял на себя управление. как ведущая цивилизация.

Произведения Ланге оказали влияние на многих поэтов следующего поколения, например: Болеслава Лесьмяна , Антония Слонимского , Юлиана Тувима , Юлиана Пшибошь , Яна Лехоня , Леопольда Стаффа . Как это ни парадоксально, большинство этих поэтов критиковали Ланге за его анахронизм , эксцентричность и сверхинтеллектуализм.

Ланге также был левым журналистом. Он писал для многих важных польских газет, таких как Pobudka, Tygodnik Illustrowany и Przegląd tygodniowy . Он создал оригинальный способ культурной ассимиляции евреев посредством смешанных браков.

Многочисленные переводы Ланге классической литературы XIX века со всего мира до сих пор высоко ценятся. Его переводы «Голема» Густава Майринка и стихов Шарля Бодлера , Эдгара Аллана По и Джорджа Гордона Байрона являются шедеврами польского перевода. Он также отредактировал множество антологий собственных переводов египетских, сирийских, персидских, арабских, индийских и еврейских стихов.

Его основными источниками вдохновения были: поэзия Трех бардов ; теории Стефана Малларме; сочинения Шарля-Мари-Рене Леконта де Лиля ; Санскритские эпопеи древней Индии, такие как Махабхарата или Савитри ; и поэзия эпохи польского барокко , особенно поэтов-метафизиков, таких как Миколай Сенп Саржинский и Юзеф Бака, из-за их одержимости смертью.

Вита Нова и другие стихи о любви

[ редактировать ]

Ланге был автором многих любовных стихов под влиянием романтизма, спиритизма и индийской мифологии.

Где ты, богиня?

Где ты, богиня?

Где ты, волшебница, богиня, принцесса,
Животворящий, обольстительный дух, кровожадный,
Чудотворный, стоглавый, вечный гидро Лерны,
Сирена, что соблазняешь меня в поющей Сцилле могил?
Где ты, волшебница, богиня, королева?
Животворящий, обманывающий и кровожадный призрак.
Стоглавый чудотворец, бессмертная гидра Лерны.
Сирена, зовущая меня к Сцилле, поющей могилы. [6]

Другие любовные стихи Ланге, например, «Вита Нова» («Новая жизнь»), написанные в 1898 году, представляют оригинальное видение декадентского и меланхоличного поэта, который на мгновение становится сверхчеловеком благодаря иллюзии взаимной любви. К сожалению, всегда существует конфликт между видением идеальной любви и ее реализацией. Ланге отмечает также «болезненную невозможность» абсолютного и вечного союза душ влюбленных; он создает пессимистическое видение отношений между мужчиной и женщиной, которое всегда отягощено уверенностью в невозможности полного осуществления.

Леди Лилит Данте Габриэль Россетти . Символ Лилит часто использовал Ланге.

В стихах Ланге любовь всегда заставляет субъекта чувствовать себя изгнанным и лишенным скрытой части собственного существования, но одновременно он верит, что влюбленные могут общаться и чувствовать то же самое, передавая свою боль и силу своей привязанности в пренебрежение метафорической дистанцией.

Второзаконие , Час , Логос и сонеты Вед.

[ редактировать ]

Наиболее характерной особенностью сочинений Ланге является сильное влияние восточных традиций, религий и философий, таких как Веды , брахманизм и буддизм .

Написанный в 1887 году цикл из семи сонетов под названием «Сонеты Вед» показывает семь этапов человеческого существования. [10] на пути к Нирване .

Близок по форме к «Сонетам Веды» цикл «Логос» , состоящий из десяти сонетов, в которых обсуждаются десять точек зрения на логос истории десяти выдающихся представителей историософии польского романтизма. [11] В стихах сильное влияние оказывают идеи мессианизма .

«Свитец » Юлиана Фалата . Озеро, где Ланге написал множество своих стихов.

Написанный в 1894 году «Час» стал первой прозой Ланге, но короткий символический роман был опубликован в 1895 году в первом томе « Стихов» . Это история Артемиды и Ауры , двух древних богинь , которые спускаются на Землю, чтобы стать свидетелями человеческой жизни. В чем-то «Час» похож на драмы Августа Стриндберга 1901 года «Пьеса снов» и «Женщина без тени», написанные Гуго фон Гофмансталем в 1919 году. В романе много мистических фрагментов, стилизованных под религиозные сочинения , псалмы , манифест , греческую трагедию. и ода . Он также соединяет прозу с элементами поэзии и драмы.

Одним из наиболее представительных произведений Ланге является «Второномион» , мистическая оккультная поэма, написанная в Париже в 1902 году. Она герметична и трудна для интерпретации из-за многочисленных отсылок к Библии, каббале , санскритским писаниям и древним славянским мифам. В нем говорится о духовном путешествии Поэта для достижения посвящения, которое является одновременно личным и универсальным. Примечательно, что Второзаконие начинается с Эпилога ко мне и заканчивается Прологом к неведомому богу .

Повествовательные стихи

[ редактировать ]

Ланге положил начало возвращению к повествовательной поэзии , форме, беспрецедентной в польской литературе. Эта форма поэзии в основном использовалась в романтизме (например, Джорджем Гордоном Байроном и Адамом Мицкевичем ) и больше не использовалась после конца 19 века. Поэтому Ланге был, пожалуй, последним и единственным поэтом, писавшим повествовательные стихи в Польше. [ нужна ссылка ] Есть:

  • Оракул — стихотворение, основанное на индийской легенде.
  • Илья Муромец , стихотворение, навеянное былиной
  • Видение Екатерины Александрийской

Ланге написал также «Песнь о Планетнике» , повествовательное стихотворение, посвященное характеру Планетника . В языческой славянской мифологии планетник был духом-хранителем облаков и одиноким мечтателем , предсказавшим погоду. Считалось, что планетники — это заблудшие души самоубийц и жертв убийств. Их можно было бы вызвать, посыпав мукой ветер или огонь. «Песнь о Планетнике» Ланге рассказывает историю молодого чувствительного человека, потерявшего связь с реальностью и вставшего на путь одинокого существования.

Ни тела, ни пены
Это не водная Светезянка
Это не золотое облако.
Она ушла! Она ушла, сумасшедшая!
Нет тела, нет пены
это не Свитец вод
это не позолоченное облачко.
Вот она! Дзивозона !

Философия

[ редактировать ]

В космогонии-философии Ланге он заявил, что эволюция души параллельна эволюции нации. Капитализм — враг этого принципа, поскольку он действует против индивидуализма, поэтому капитализм — это идеология анонимной толпы. Если в народе нет индивидуализма, то нет и проблемы «плохое» против «хорошего». Тогда мир начинает нарушать свою собственную логику. По мнению Ланге, мир, «родившийся» из идеального пространства, еще приближается к высшей стадии эволюции; когда-нибудь оно вернется к своей начальной стадии. Каждый шаг к эволюции – это шаг к идеальной начальной школе. Исключением из этого «правила временной линии» является гениальный человек, находящийся между временами. В философии Ланге он ссылался на Томаса Карлейля , Джамбаттиста Вико и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля .

Ланге интересовался спиритизмом и парапсихологией, чтобы содержать свою собственную философию.

Критик романтизма

[ редактировать ]

Важной частью творчества Ланге была критика наследия романтизма в современной поэзии. В 1924 году он основал «Астрея» , научный журнал и первый форум польского и европейского романтизма. Ланге отверг романтическое освещение . По его мнению, богословская истина доступна только эрудиции, интеллекту и запоздалому мышлению. Ланге критиковал также важность индивидуализма и авторской личности. Поставив в центр стихотворение как произведение искусства, как эйдос поэзии, он утвердил собственное существование стихотворения и ясную идею творчества; поэтому он не соглашался с культом индивидуализма.

Другие работы

[ редактировать ]
  • Vox Posthuma – философский трактат об архетипическом enfant du siècle.
  • Годзина («Час») – оккультный роман о связи идеального и материального мира, эстетизме в поэзии и реальной жизни и др.
  • Погжеб Шеллея («Похороны Шелли») – ода Перси Биши Шелли.
  • Księgi proroków («Книги пророков») – сборник космогонической поэзии, относящейся к буддизму , зороастризму и исламу.
  • Экзотика историософская поэма о происхождении мира, Бога, мужчины и женщины.
  • Погробовцы («Посмертные стихи») - сборник ранних стихов, находящихся под сильным влиянием позитивизма.
  • Розмыслания («Размышления» или «Мысли») – философская поэма о мертвых, находящаяся под сильным влиянием романтизма , барокко поэзии и декадентизма.
  • Ballady pijackie («Пьяные баллады») - лирическое эссе о наркотиках и алкоголе, которыми наслаждаются поэты-декаденты.
  • Стыпа («Встреча») – рамочный рассказ о самоубийстве молодого человека после трагического любовного романа.
  • Widzenie świętej Katarzyny («Видение святой Екатерины Александрийской») – лирический рассказ о социальных и метафизических последствиях смерти Бога.

Назови меня Вечностью в турникете времени,
потому что нет конца
того момента, когда я постучу
у твоей двери [6]

  • W czwartym wymiarze («В четвертом измерении») – одна из первых научно-фантастических книг в польской литературе.
  • Миранда оккультный роман о трагической любви и видении идеальной женщины в идеальной цивилизации браминов.
  • Полевая роза («Дикая роза»)
  • Аттила («Аттила»)
  • Мальчевский – пьеса о жизни польского поэта-романтика Антония Мальчевского.
  • Vita Nova – цикл из 11 философских стихотворений об идеальном видении любви, боли и одиночества.
  • Песни для друзей («Оды друзьям») - сборник од польским поэтам, таким как Ян Каспрович и Зенон Пшесмицки.

Избранные переводы

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Ведические сонеты (1887)
  • Похороны Шелли (1890)
  • Венера нищего (1890)
  • Пьяные баллады (1895)
  • Книги Пророков (1895 г.)
  • Логос (1895)
  • Поэзия (январь - 1895 г.; февраль - 1898 г.)
  • Погробовком (1901)
  • Мир (1901)
  • Фрагмента. Избранные стихи (1901)
  • Поцелуи (1902)
  • Девтерономион (1902)
  • Актеон (1903)
  • Книги богов (1903)
  • Размышления (1906)
  • Первый день творения (1907)
  • XXVII Сонеты (1914)
  • Илья Муромец (1916)
  • Третий день (1925)
  • Гротески. Иронические стихи (1927)
  • Думая. Из новой серии (1928)
  • Где бы ты ни был (1931)
  • Последний сборник стихов (1931)

Романы и рассказы

[ редактировать ]
  • Час (1894)
  • Эльфрида: Романы и фантазии (1895)
  • Преступление (1907)
  • Две сказки (1910)
  • Сорок четыре (1910)
  • Стыпа (1911)
  • В четвертом измерении (1912)
  • Миранда (1924)
  • Новый Тарзан (1925)
  • Полевая роза (1926)
  • Михалки (1926)
  • Атилла (1898)
  • Венедзи (1909)
  • Мальчевский (1931)
  • О противоречии еврейского дела (1890)
  • Неграмотность и борьба с невежеством в Царстве Польском (1892 г.)
  • О современной поэзии (1895)
  • Исследования французской литературы (1897)
  • Исследования и впечатления (1900)
  • Лорд Байрон (1905)
  • Броски (1905)
  • Пантеон универсальной литературы (1921)
  • Факелы в темноте (1927)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ А. Хутникевич, Młoda Polska, Варшава 2004, стр. 316.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лешек Мещак. «Антони Ланге» (на польском языке). Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 13 августа 2014 г.
  3. ^ «Нобелевская премия по литературе 1924 года. Владислав Реймонт» . Официальный веб-сайт Нобелевской премии . Проверено 20 марта 2012 г.
  4. ^ С. Бжозовский, Легенда о молодой Польше (Legenda Młodej Polski) , архивировано из оригинала 9 февраля 2007 г. , получено 13 августа 2014 г.
  5. ^ Заметка из Władca czasu (Мастера времени), под редакцией Юлиана Тувима, Варшава, 1983.
  6. ^ Jump up to: а б с Точный перевод из Польши. [ нужна указание авторства ]
  7. Ланге считал, что пребывание в дороге похоже на чувство экзистенциального одиночества.
  8. Стихи были опубликованы посмертно в 1931 году в приложении к пьесе Ланге «Мальчевский».
  9. Однако «Войцех Здажиньский» Михала Димитра Краевского, опубликованный в 1785 году, считается первым польским научно-фантастическим романом.
  10. ^ Это: Рупа (стадия камня); Джив-Атма (стадия растения); Линга-Шарира (сцена звезд); Кама-Рупа (Anima bruta); Манас (человеческий дух); Буддхи (Anima Spiritalis); Атма (Великая Душа)
  11. ^ Есть: Юзеф Хёне-Вроньский , Юзеф Голуховский, Адам Мицкевич , Анджей Товянский, Юлиуш Словацкий , Зигмунт Красиньский , Хенрик Чешковский, Бронислав Фердинанд Трентовский, Кароль Либельт , Юзеф Кремер.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71e76e321c75d04612abc6fcbb7d2b4a__1711403880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/4a/71e76e321c75d04612abc6fcbb7d2b4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Antoni Lange - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)