Станислав Бжозовский (философ)
Станислав Леопольд Бжозовский | |
---|---|
![]() Бжозовский в 1910 году. | |
Рожденный | |
Умер | 30 апреля 1911 г. | (32 года)
Национальность | Польский |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия Польская философия |
Школа | Молодая Польша Неоромантизм |
Основные интересы | Литературная критика , политическая философия |
Известные идеи | Поланец |
Станислав Леопольд Бжозовский ( польский : [staˈɲiswaf bʐɔˈzɔfskʲi] ; 28 июня 1878 — 30 апреля 1911) — польский философ, писатель, публицист, литературный и театральный критик. Считающийся важным польским философом , Бжозовский известен своей концепцией философии труда , уходящей корнями в марксизм . Помимо Карла Маркса , среди его главных вдохновителей были Жорж Сорель , Фридрих Ницше , Анри Бергсон , Томас Карлейль и Джон Генри Ньюман . Основная идея Бжозовского была основана на концепции социально активного интеллектуала (художника). Хотя он был сторонником исторического материализма , он решительно выступал против его детерминистской интерпретации. В своих философских подходах Бжозовский заявил о своем несогласии со всеми концепциями, которые превращают человека в товар .
Польские интеллектуалы ( Чеслав Милош , [ 1 ] Анджей Валицкий , [ 2 ] Лешек Колаковский [ 3 ] ) подчеркнули, что интерпретации Бжозовским ранних сочинений Маркса, не широко известные на момент их формулирования, во многом предвосхитили интерпретации, представленные позже Дьёрдь Лукачем и Антонио Грамши .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Леопольд Станислав Леон Бжозовский родился в 1878 году в Мазиарне , деревне недалеко от Хелма . Он вырос в обедневшей дворянской семье, но посещал частные школы, что позволило ему поступить на факультет естественных наук Варшавского университета в 1896 году. В 1897 году Бжозовский участвовал в студенческих бунтах против русских профессоров, преподающих в университете. В результате Бжозовский и многие другие студенты были исключены из университета сроком на один год. Бжозовский тогда возглавил студенческую организацию «Братняк» , созданную для финансовой поддержки отчисленных студентов. Чтобы помочь своему отцу, страдавшему от смертельной болезни, Бжозовский решил воспользоваться средствами организации. Хотя он пообещал себе вернуть деньги как можно скорее, его хищение было обнаружено. Арбитражная коллегия членов отстранила Бжозовского от деятельности организации на три года. В том же году (1898) он был заключен в тюрьму в результате расследования тайной деятельности Общества народного просвещения. [ 4 ]
Начиная с осени 1898 года, Бжозовский тяжело болел туберкулезом , следствием времени, проведенного в тюрьме. Чтобы восстановить силы, он отправился в санаторий в Отвоцке . В 1900 году он встретил там Антонину Кольберг, и в следующем году они поженились. В 1903 году у Бжозовского родилась единственная дочь — Анна Ирена. Проблемы со здоровьем продолжались, и для получения более интенсивной медицинской помощи в 1905 году он отправился в Италию. В 1906 году он снова уехал в Италию и проживал во Флоренции до своей смерти там в 1911 году. Последние несколько лет жизни Бжозовского, хотя и проведенные в постепенно ухудшающемся здоровье и материальных условиях, были наиболее продуктивными. За это время он написал свой opus magnum – роман « Пламение » – ответ на «Демонов » Федора Достоевского , а также важные книги, касающиеся философской и культурной программы Бжозовского: «Идея». Wstęp do filozofii dojrzałości dziejowej (Идеи: Введение в философию исторической зрелости) и Legenda Młodej Polski (Легенда о молодой Польше).
Интеллектуальный профиль
[ редактировать ]
Бжозовский был влиятельным критиком польской социальной и философской мысли, литературным аналитиком и проницательным наблюдателем польской и европейской повседневной жизни. Он был недвусмысленным критиком традиционализма и провинциализма основных течений польской литературы 19 века . В частности, Бжозовский был ярым противником исторических романов, например написанных Нобелевской премии лауреатом Генриком Сенкевичем . Радикальные нападки Бжозовского на творчество Сенкевича сделали его персоной нон грата в польских художественных кругах.
Бжозовский занимал уникальную позицию проницательного критика современной польской культуры, известной как « Молодая Польша» (польский модернизм ) или неоромантизм . Его «Легенда Млодея Польского» представляет собой наиболее полное разоблачение тех форм польского сознания, которые, по словам Бжозовского, представляют собой «заблуждение культурного сознания». [ 5 ]
Связь марксизма и религии
[ редактировать ]Что касается его философского наследия, Бжозовский имел тенденцию испытывать довольно радикальные изменения в своем мировоззрении в результате последующих чтений. Его первым важным философским источником вдохновения был Фридрих Ницше и его понятие исторического чувства, которое Бжозовский считал особенно ценным. Сосредоточившись на Ницше, Бжозовский приблизился к Иммануилу Канту , что в конечном итоге позволило ему развить свою философию на марксистской основе. Помимо множества жизненно важных источников вдохновения, марксизм сыграл центральную роль в интеллектуальном развитии Бжозовского, и на протяжении самого длительного периода своей короткой жизни он был мыслителем-марксистом. Его интерпретация мысли Карла Маркса была антинатуралистической и антипозитивистской . Бжозовский был ярым критиком Фридриха Энгельса и его роли в развитии марксистской мысли. Он обвинил Энгельса в «вульгарном детерминизме» и в том, что он ведёт марксизм к наивному и редукционистскому взгляду на «экономическую необходимость». [ 6 ] Наконец, он разработал собственную философскую программу, названную философией труда , которая подчеркивала роль человеческой деятельности в создании и воссоздании действительности. Это была концепция, отвергающая овеществление и отчуждение человеческих действий, и, по мнению Бжозовского, она была естественным расширением ключевых марксистских идей.
В своей философии Бжозовский акцентировал внимание на субъективных факторах труда: на качестве человеческой воли, а также на сплоченности и силе живых социальных связей, определяющих это качество. Он считал, что рассмотрение труда с точки зрения опыта, приобретенного в процессе его выполнения, или его «внутренний» анализ позволяет доказать, что конечная основа труда и его продуктов возникает в сознании человека как «объективно» в данном мире было субъективным физическим усилием, поддерживаемым силой человеческой воли. Эти усилия, на соответствующем уровне и в их прогрессе, зависят от других форм труда, создающих надлежащую организацию и культуру общества; Работа, ее качество, ее объем — это тонкое творение воли, поддерживаемое целыми культурами, что, в свою очередь, является очень тонким и сложным творением.
Бжозовский приходит к выводу, что важнейшим условием дисциплины воли являются прочные традиционные моральные связи. Это приводит к признанию религии как ценной школы воли и драгоценного элемента интенсивных социальных связей. Сущность труда поэтому есть внутренняя жизнь человека, духовность, «желание трудиться», хотя оно прочно укоренено в обычаях, в культуре. Такой акцент на корнях указывает на то, что сообщество имеет решающее значение для непрерывности работы.
Современное значение в Польше
[ редактировать ]Станислав Бжозовский занимает прочное положение как один из самых важных интеллектуалов в современной польской истории. Его культурная и философская деятельность регулярно обсуждалась на протяжении прошлого столетия в Польше. Он стал ориентиром для последующих поколений польских интеллектуалов. Хотя он отождествлялся в основном с левыми политическими взглядами , тонкость и открытость его мысли позволили некоторым правым группам также идентифицировать себя с идеями Бжозовского.
С 2002 года Бжозовский является покровителем Krytyka Polityczna (Политическая критика), польского левого интеллектуального общества, организованного вокруг одноименного журнала, основанного Славомиром Сераковским в 2002 году. В 2005 году была основана Ассоциация Станислава Бжозовского , которая стала издатель журнала и интернет-издания « Дзенник мнения ». Основная идея ассоциации схожа с идеей ее покровителя: интеллектуалы — это общественные деятели, которые должны вести социально активную и преданную жизнь.
Основные работы
[ редактировать ]- Pod ciężarem Boga («Под бременем Божьим») [впервые опубликовано в 1901 году, роман]
- Filozofia czynu («Философия действия») [1903]
- Вири («Водовороты») [1904, роман]
- Культура и жизнь. Вопросы искусства и творчества в борьбе за мировоззрение («Культура и жизнь») [1907]
- Płomienie («Пламя») [1908, роман]
- Легенда молодой Польши. Исследования о структуре культурного духа («Сказание о молодой Польше. Исследования о структуре культурного духа») [1910]
- Идеи. «Идеи. Введение в философию исторической зрелости» [1910]
- Один среди людей [1911, роман]
- Голоса в ночи. Исследования романтического перелома в европейской культуре («Голоса в ночи. Исследования романтического перелома в европейской культуре») [1912]
- Дневник Станислава Бжозовского («Дневник») [1913]
- «Призраки моих современников» [1914]
- « Книга о старухе » [1914, роман]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милош Ч., «Спорный польский писатель: Станислав Бжозовский», в Калифорнийских славистических исследованиях, том 2, Беркли, University of California Press, 1963: 53–95.
- ^ Валицкий А., Станислав Бжозовский и польское начало > западного марксизма <", Oxford University Press, 1989
- ^ Колаковский Л., Основные течения марксизма, том. 2, Издательство Оксфордского университета, 1978 г.
- ^ Мацкевич В., Бжозовский, Видза Повшехна, Варшава, 1983 г.
- ^ «*Бжозовский, Станислав» . 16 мая 2009 г.
- ^ Бжозовский С., «Идеи. Введение в философию исторической зрелости», Краков, 1990 г.

- Польские романисты XIX века.
- Польские романисты ХХ века
- Польские писатели-мужчины
- Польские драматурги и драматурги XIX века.
- Польские драматурги и драматурги XX века.
- Польские драматурги и драматурги-мужчины
- 1878 рождений
- 1911 смертей
- Польские марксисты
- Польские философы ХХ века
- Польские писатели-мужчины XIX века
- Польские писатели-мужчины ХХ века