Три барда
Три Polish: trzej wieszczeбарда IPA: [ˈtʂɛj ˈvjɛʂt͡ʂɛ] ) — национальные поэты польской романтической литературы . Этот термин почти исключительно используется для обозначения Адама Мицкевича (1798–1855), Юлиуша Словацкого (1809–1849) и Зигмунта Красинского (1812–1859). Из этих троих Мицкевич считается самым влиятельным, а Красинский - наименее влиятельным.
Считалось, что «Три барда» не только выражают польские национальные чувства, но и предвидят будущее своей нации. Они жили и работали в изгнании после раздела Польши , положившего конец существованию независимого польского государства. Их трагические поэтические пьесы и эпическая поэзия , написанные после восстания 1830 года против российского правления , вращались вокруг борьбы Польши за независимость от трех оккупационных иностранных империй.
Концепция «Трех бардов» возникла во второй половине XIX века и остается влиятельной среди польских литературоведов. В то же время некоторые критиковали его как анахронизм. Поскольку влияние Красинского ослабло, некоторые предложили заменить его в троице Киприаном Норвидом или добавить Норвида или Станислава Выспяньского в качестве четвертого барда.
Значение [ править ]
Польский . термин « вестч » (англ IPA: [/vjɛʂt͡ʂ/] ) в истории польской литературы часто понимается как обозначение «поэта- пророка » или « прорицателя ». [1] [2] : 8 [3] Этот термин, часто переводимый на английский язык как « бард » (в «бардовском» смысле «поэт, особенно возвышенный национальный поэт»). [4] ), представлял собой приближение к древнелатинскому poeta vates («поэт-пророк») – поэт, которому боги даровали способность видеть будущее. [2] : 8 [3] [5] [6]
Термин «Три барда» (польский: trioj poznacze ) применяется почти исключительно к Адаму Мицкевичу (1798–1855), Юлиушу Словацкому (1809–1849) и Зигмунту Красиньскому (1812–1859). [1] [7] [8] [5] самые знаменитые поэты-романтики Польши. [9] [10] Из этих троих Мицкевич считается самым влиятельным, а Красинский – наименее влиятельным. [1] [7] [8] [5] [11] : 183
Из этого трио Мицкевича – мастера эпоса и лирики – называли поэтом современности; Красинский – пророк и провидец – поэт, предсказывающий будущее; Словацкий – драматург – панегирист прошлого. [12] Другая схема изображает Мицкевича как «положительный голос истории», Словацкого как «голос «демонической» темной стороны судьбы польской нации», а Красинского как «голос польского католицизма ». [1]
История [ править ]
Импортированный в Польшу примерно в 16 веке вместе со многими другими сарматизмами , термин «вещ» первоначально применялся к поэтам в целом, иногда к иностранным поэтам, таким как Гомер , а иногда к местным поэтам, таким как Ян Кохановский (иногда называемый « вещ Чарнолы . ») [13] ). в XIX веке Однако с появлением романтизма этот термин стал применяться почти исключительно к трио Мицкевича, Словацкого и Красинского. [3] [8] [5] [6] Сам Мицкевич поддержал использование этого термина, в 1842 году назвав себя вещом . [3] Хотя три поэта не образовали особой поэтической группы или движения, все они стали рассматриваться как духовные лидеры нации, лишенной политической свободы (Польша перестала существовать как независимое государство в 1795 году после раздела Польши и не восстановит полный суверенитет до 1918 года). [1] [3] [14] : 63 Они также часто обращались к фольклору , который связывал выражение wieszcz с народными мудрецами, такими как Вернихора , из легенд и народных сказок. [3] [6]
Изображение Мицкевича, Словацкого и Красинского как трех самых важных поэтов в польской истории можно проследить до расширенного издания 1860 года « Лукашевича Очерка Леслава истории польской литературы» . Эта точка зрения была популяризирована в период Великой эмиграции другими работами по истории литературы, например, Юлианом Бартошевичем и Влодзимежем Спасовичем ; и последующие десятилетия выпуска польских учебников способствовали созданию польского литературного канона . [1] [3] [15]
Эта идея сохранилась, хотя время от времени подвергалась критике со стороны ученых (особенно в начале 20 века Адольфа Новачинского и Яна Непомуцена Миллера ) как анахронизма или иным образом неправильной. Также обсуждался вопрос о том, заслуживает ли один из Трех бардов - особенно Красинский - быть одним из трио, и следует ли расширить трио, включив в него других поэтов. [3] [5] [6] Тем не менее, по мнению историка литературы Казимежа Выки , с середины 20 века трио бардов – Мицкевич, Словацкий, Красинский – было признано историческим и классическим и, как таковое, неизменным, несмотря на периодическую критику и вызовы. [3]
Четвертый Бард [ править ]
Повторное открытие в начале 20 века произведений Киприана Камиля Норвида (1821–1883) побудило некоторых назвать его «четвертым бардом». [16] [17] : 68 или причислить его к «четырём великим поэтам Польши». [18] : 63 В отличие от сочинений Трех Бардов, сочинения Норвида не пользовались популярностью ни при его жизни, ни в течение нескольких десятилетий после этого. Следовательно, по мнению польских литературных критиков Пшемыслава Чаплиньского , Тамары Трояновской и Иоанны Нижинской, его работы «остались изолированными [и] незамеченными» и «были в тени трех более ранних литературных «гигантов» [Мицкевича, Словацкого и Красинского». ] давно празднуется в изгнании и дома»; следовательно, Норвид не смог повлиять на своих современников в той степени, в какой это сделали «Три барда». [5] [17] : 68
Однако некоторые литературные критики настолько скептически относились к ценности творчества Красинского, что считали Норвида третьим, а не четвертым бардом. [3] [19] [20] : 276 [21] : 8
Другие критики назвали Станислава Выспяньского (1869–1907) четвертым бардом. [22] [23] : 147 [24] : 184 Его пьеса 1901 года «Свадьба» считается последней великой классикой польской драмы, и Рошель Хеллер Стоун пишет, что только она «принесла ему титул четвертого барда». [24] : 184 [25] : 14
Историк литературы Юзеф Ужейски назвал Джозефа Конрада еще одним бардом. [26] Среди других писателей XIX века, которых называли бардами, — Юзеф Богдан Залесский , Северин Гощиньский , Винцентий Пол и Корнел Ужейский . [5] Среди поэтов XX века, которых называли польскими бардами, — Витольд Гомбрович и нобелевский лауреат Чеслав Милош . [27]
В изобразительном искусстве термин wieszcz (бард) иногда применялся к Яну Матейко и Артуру Гроттгеру как к первым и вторым польским бардам живописи соответственно, причем Юзефа Брандта или Генриха Семирадского . третьим бардом чаще всего называли [3] [5]
См. также [ править ]
- Национальные поэты
- Польский мессианизм
- Романтизм в Польше
- Таймон Заборовский , также известный как « Вещ Миодобору » («Бард о сборе меда»)
Примечания и ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Лану, Андреа (2001). «Канонизация Веща: субъективный поворот в польской литературной биографии 1860-х годов» . Славянский и восточноевропейский журнал . 45 (4): 624–640. дои : 10.2307/3086125 . ISSN 0037-6752 . JSTOR 3086125 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коропецкий, Роман Роберт. (1990). Воссоздание «веща»: Версии из жизни Адама Мицкевича, 1828-1897 . ProQuest 303837717 – через ProQuest.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Выка, Казимеж (1969). «бард». Wielka Encyklopedia Powszechna (на польском языке). Том 12. ПЛН. стр. 300–301.
- ^ Словарь американского наследия , второе издание для колледжа, Boston Houghton Mifflin Company, 1982, стр. 157.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Оконь, Вальдемар (2019). «Генрик Семирадский и три барда» . Кварта (на польском языке). 54 (4): 3–81. Английская версия
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «прорицатель» . Энциклопедия PWN (на польском языке) . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винклер, Маркус (31 августа 2018 г.). Варвар: исследования западной концепции в теории, литературе и искусстве: Том. I: От Просвещения до начала двадцатого века . Спрингер. п. 202. ИСБН 978-3-476-04485-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Инглот, Мечислав (2001). «Норвид к концепции трёх бардов» . Журнал Национального института Оссолинского . 12 .
- ^ Доводы Польши за независимость: серия эссе, иллюстрирующих продолжение ее национальной жизни . Польский информационный комитет. 1916. с. 293.
Словацкий, Красинский и особенно Мицкевич, самые знаменитые поэты современного романтизма в Польше.
- ^ Мировая литература сегодня . Университет Оклахомы Пресс. 1978. с. 310.
Три самых знаменитых поэта-романтика Польши.
- ^ Вандич, Петр С. (1 февраля 1975 г.). Земли разделенной Польши, 1795-1918 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80361-6 .
- ^ Чарльз Дадли Уорнер; Люсия Изабелла Гилберт Ранкл; Гамильтон Райт Мэби; Джордж Х. Уорнер (1902). Библиотека лучшей мировой литературы, древней и современной: AZ . Дж. А. Хилл и компания. стр. 13508–13510 . Проверено 14 февраля 2011 г.
- ^ Во многом так же, как английского Уильяма Шекспира иногда называют « Бардом Эйвона ».
- ^ Король, Марцин (1998). Романтизм: ад и рай поляков (на польском языке). Res Publica - Фонд. ISBN 978-83-910975-1-9 .
- ^ Заводняк, Мариуш (2001). « Реакционный канон, или троица бардов в классовом понимании романтизма (страница из истории рецепции)». В Овзарзе, Ева; Смульский, Ежи (ред.). Мицкевич, Словацкий, Красинский: романтические условия и современный контекст (на польском языке). Мазовецкий гуманитарно-педагогический университет. ISBN 978-83-87222-20-8 .
- ^ « Недооцененный» поэт Норвид почтил свое 200-летие мероприятиями по всей стране» . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Трояновская, Тамара; Нижинска, Джоанна; Чаплинский, Пшемыслав (01 января 2018 г.). Быть Польшей: новая история польской литературы и культуры с 1918 года . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4426-5018-3 .
- ^ Салата, Крис (07 мая 2013 г.). Ненаписанный Гротовский: теория и практика встречи . Рутледж. ISBN 978-1-136-15811-7 .
- ^ Ван Кант, Катрин (2009). «Историческая память в посткоммунистической Польше: памятники Варшавы после 1989 года» . Исследования славянских культур . 8 : 90–119.
- ^ Броган, Терри В.Ф. (13 апреля 2021 г.). Принстонский справочник мультикультурной поэзии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-22821-1 .
- ^ Рыгельска, Малгожата (2012). Пшибош читает Norwid (на польском языке). Издательство Силезского университета. ISBN 978-83-226-2066-3 .
- ^ Моравинска, Агнешка (1 января 1987 г.). «Вид из окна» . Канадско-американские славянские исследования . 21 (2): 57–78. дои : 10.1163/221023987X00178 . ISSN 2210-2396 .
- ^ Кавано, Январь (2000). Заглядываем: Польское искусство раннего Нового времени, 1890-1918 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21190-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стефан, Галина (1984). Преодолевая абсурд: драма и проза Славомира Мрожека . Родопи. ISBN 978-90-420-0113-8 .
- ^ Стоун, Рошель Хеллер (4 сентября 2018 г.). Болеслав Лесмян: Поэт и его поэзия . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-30326-3 .
- ^ Заберовский, Стефан (2014). «Польские споры из-за Конрада в 1897–1945 годах» . Контексты культуры (на польском языке). 11 (3): 256–268. ISSN 2083-7658 .
- ^ Холмгрен, Бет (1989). «Витольд Гомбрович в венской традиции» . Славянский и восточноевропейский журнал . 33 (4): 556–570. дои : 10.2307/308286 . ISSN 0037-6752 . JSTOR 308286 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Маркевич, Хенрик (1984). о трех бардах: Происхождение и судьба мифа посвящено памяти Казимежа Выки (на польском языке). Национальный институт Семья Оссолинских.