Jump to content

Витольд Гомбрович

Витольд Гомбрович
Рожденный Витольд Мариан Гомбрович
( 1904-08-04 ) 4 августа 1904 г.
Малошице , Конгресс Польши , Российская империя
Умер 24 июля 1969 г. ) ( 1969-07-24 ) ( 64 года
Ванс , Франция
Занятие Писатель, драматург, автор дневников
Язык Польский
Национальность Польский
Альма-матер Варшавский университет
( МЮр , 1927)
Известные работы Фердидурке
Трансатлантический
Kosmos
Порнография
Брак
Подпись
Веб-сайт
witoldgombrowicz.com

Витольд Мариан Гомбрович (4 августа 1904 — 24 июля 1969) — польский писатель и драматург . Его произведениям свойственен глубокий психологический анализ, определенное чувство парадокса и абсурдный, антинационалистический оттенок. В 1937 году он опубликовал свой первый роман «Фердидурке» , в котором были представлены многие из его обычных тем: проблемы незрелости и молодости, создание идентичности во взаимодействии с другими, а также ироничное критическое рассмотрение классовых ролей в польском обществе и культуре .

Известность он приобрел лишь в последние годы жизни, но сейчас считается одним из выдающихся деятелей польской литературы . Его дневники были опубликованы в 1969 году и, по мнению Paris Review , «широко считаются его шедевром». [1] в то время как «Космос» считается, по мнению The New Yorker , «его самым совершенным романом». [2] Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе четыре раза, с 1966 по 1969 год. [3]

Биография [ править ]

Польские годы [ править ]

Фотография на паспорт, 1939 год.

Гомбрович родился в Малошице недалеко от Опатова , затем в Радомской губернии , Конгресс-Польша , Российская империя , в богатой дворянской семье. Он был младшим из четырех детей Яна и Антонины (урожденной Сцибор-Котковской из клана Остоя ). В автобиографической статье « Вид завещания » он писал, что его семья 400 лет жила в Литве в поместье между Вильнюсом и Каунасом, но была вынуждена покинуть свои дома после того, как его деда обвинили в участии в Январском восстании 1863 года. [4] Позже он описал свое семейное происхождение и социальный статус как ранние примеры ощущения пребывания «между» ( entre ) на протяжении всей жизни. [5] В 1911 году его семья переехала в Варшаву. После завершения образования в гимназии Святого Станислава Костки в 1922 году Гомбрович изучал право в Варшавском университете , получив степень магистра юридических наук в 1927 году. [6] Он провел год в Париже, где учился в Институте высших международных исследований ( фр . Institut des Hautes Etudes Internationales ). Он не был прилежным в учебе, но время, проведенное во Франции, позволило ему постоянно контактировать с другими молодыми интеллектуалами. Он также посетил Средиземноморье.

Когда Гомбрович вернулся в Польшу, он без особого успеха начал подавать заявки на юридические должности. В 1920-е годы он начал писать. Вскоре он отверг легендарный роман, форма и сюжет которого должны были проявить его «худшую» и темную сторону натуры. Точно так же провалилась его попытка написать популярный роман в сотрудничестве с Тадеушем Кемпинским. На рубеже 1920-х и 1930-х годов Гомбрович начал писать рассказы, позже напечатанные под названием « Воспоминания о времени незрелости» , отредактированные Гомбровичем и опубликованные под названием Бакакай , улицы, на которой он жил во время своего изгнания в Аргентине. С момента этого литературного дебюта его рецензии и колонки стали появляться в прессе, главным образом в « Курьере пораны» ( «Утренний курьер» ). Гомбрович встретился с другими молодыми писателями и интеллектуалами, сформировав общество художественных кафе в Зодиаке и Земяньской , оба в Варшаве. Публикация его первого романа «Фердидурке » принесла ему признание в литературных кругах. [7]

Ссылка в Аргентину [ править ]

Мемориальная доска на здании по улице Венесуэла 615, где жил Гомбрович.

Незадолго до начала Второй мировой войны Гомбрович принял участие в первом рейсе польского трансатлантического лайнера MS Chrobry в Южную Америку . [8] Когда он узнал о начале войны в Европе, он решил подождать в Буэнос-Айресе , пока она не закончится; он явился в польскую миссию в 1941 году, но был признан непригодным к военной службе. Он оставался в Аргентине до 1963 года — часто, особенно во время войны, в бедности.

В конце 1940-х годов Гомбрович пытался добиться положения в аргентинских литературных кругах, публикуя статьи, читая лекции в кафе Fray Mocho и, наконец, опубликовав в 1947 году испанский перевод « Фердидурке » с помощью друзей, включая Вирджилио. Пиньера . Эта версия романа сейчас считается значительным событием в истории аргентинской литературы, но на момент публикации она не принесла Гомбровичу большой известности, как и публикация в 1948 году его драмы « Клуб» на испанском языке ( «Женитьба» , «Эль Казамиенто ). С декабря 1947 по май 1955 года Гомбрович работал банковским клерком в Banco Polaco, аргентинском отделении банка Pekao , и подружился с Зофией Чондзыньской , которая познакомила его с политической и культурной элитой Буэнос-Айреса. В 1950 году он начал переписываться с Ежи Гедройцем , а в 1951 году начал публиковать работы в парижском журнале « Культура» фрагменты Дневника « » . , в котором в 1953 году появились Слуба и роман «Трансатлантик» , в котором спорно поднимается тема национальной идентичности в эмиграции. После октября 1956 года четыре книги Гомбровича появились в Польше и принесли ему большую известность, хотя власти не разрешили публикацию Дневника « » . [9]

У Гомбровича были романы как с мужчинами, так и с женщинами. В своем более позднем сериализованном «Дневнике » (1953–69) он писал о своих приключениях в гомосексуальном преступном мире Буэнос-Айреса , особенно о своем опыте общения с молодыми людьми из низшего класса - тему, которую он снова поднял в интервью Доминику де Ру в «В некотором роде Завещание (1973). [10]

Последние годы в Европе [ править ]

Могила Гомбровича в Вансе

В 1960-е годы Гомбрович получил мировое признание, и многие его произведения были переведены, в том числе «Порнография» ( «Порнография» ) и «Космос» ( «Космос» ). Его драмы ставились в театрах всего мира, особенно во Франции, Германии и Швеции. [11]

Получив стипендию Фонда Форда , Гомбрович вернулся в Европу в 1963 году. В апреле 1963 года он сел на итальянский корабль, приземлился в Каннах, а затем сел на поезд до Парижа. Запись о путешествии можно найти в его дневнике. Гомбрович пробыл год в Западном Берлине, где пережил клеветническую кампанию, организованную польскими властями. [12] [13] Во время этого пребывания его здоровье ухудшилось, и он не смог вернуться в Аргентину. Он вернулся во Францию ​​в 1964 году и провел три месяца в аббатстве Рояомон недалеко от Парижа, где познакомился с Ритой Лабросс, канадкой из Монреаля, изучавшей современную литературу. В 1964 году он переехал на Лазурный берег на юге Франции вместе с Лаброссом, которого нанял своим секретарем. Остаток жизни он провел в Вансе , недалеко от Ниццы. [14] [15]

Здоровье Гомбровича не позволило ему полностью извлечь выгоду из своей поздней славы. Ситуация заметно ухудшилась весной 1964 года; он был прикован к постели и не мог писать. В мае 1967 года ему была вручена Международная премия . В следующем году, 28 декабря, он женился на Лаброссе. По инициативе своего друга Доминика де Ру , который надеялся его подбодрить, он прочитал де Ру и Лабросу серию из 13 лекций по истории философии, иронично озаглавленную «Руководство по философии за шесть часов и пятнадцать минут», которые де Ру записал. Лекции начинались с Канта и заканчивались экзистенциализмом. Сериал закончился до того, как Гомбрович смог поставить последнюю часть, но был прерван его смертью 24 июля 1969 года. [16] [17] Похоронен на кладбище в Вансе. [18]

Написание [ править ]

Обложка издания Ferdydurke 1938 года.

Гомбрович писал по-польски, но не разрешал публиковать свои произведения в Польше до тех пор, пока власти не сняли запрет на полную версию «Дзенника» , его дневника, в котором он описывал нападки на него. Поскольку он отказался публиковаться в Польше, он оставался практически неизвестным широкой читающей публике до первой половины 1970-х годов. Тем не менее, его произведения были напечатаны на польском языке Парижским литературным институтом Ежи Гедройча и переведены более чем на 30 языков. Более того, его драмы неоднократно ставились по всему миру такими выдающимися режиссерами, как Хорхе Лавелли , Альф Шеберг , Ингмар Бергман , а также Ежи Яроцкий и Ежи Гжегожевский в Польше. [19]

Яркие характеристики произведений Гомбровича включают острые описания психологической запутанности персонажей с другими, острое осознание конфликтов, которые возникают, когда традиционные культурные ценности сталкиваются с современными ценностями, и раздраженное, но комедийное чувство абсурда. Ясные и точные описания Гомбровича критикуют польский романтизм , и однажды он заявил, что писал вопреки Адаму Мицкевичу (особенно в «Трансатлантическом »). Работы Гомбровича связаны с экзистенциализмом и структурализмом . Он также известен своими игривыми аллюзиями и сатирой, например, в разделе « Трансатлантика» , написанном в форме стилизованного дневника XIX века, за которым следует пародия на традиционную басню.

Для многих критиков и теоретиков наиболее привлекательными аспектами творчества Гомбровича являются связи с европейской мыслью второй половины 20-го века, которые связывают его с интеллектуальным наследием Фуко , Барта , Делёза , Лакана и Сартра . Как сказал Гомбрович, « Фердидурка была опубликована в 1937 году до того, как Сартр сформулировал свою теорию отношения к аутруи . Но именно благодаря популяризации сартровских концепций этот аспект моей книги стал лучше понят и усвоен». [20]

Гомбрович использует повествование от первого лица в своих романах, за исключением «Опентани» . В языке присутствует множество неологизмов . Более того, он создал «ключевые слова», проливающие символический свет на смысл, скрытый под иронической формой (например, gęba , куколка в Фердидурке ).

В рассказе «Памятник из окреса дойржевании» Гомбрович рассматривает парадоксы, которые контролируют вход личности в социальный мир и подавляемые страсти, управляющие человеческим поведением. В «Фердидурке» он рассматривает форму как универсальную категорию, понимаемую в философском, социологическом и эстетическом смыслах и являющуюся средством порабощения личности другими людьми и обществом в целом. Некоторые обороты фразы в романе стали обычным употреблением в польском языке, например, upupienie (навязывание человеку роли кого-то низшего и незрелого) и gęba (личность или подлинная роль, навязанная кому-то). Фердюдурке можно читать как сатиру на различные польские общины: прогрессивную буржуазию, деревенскую, консервативную. Сатира представляет человека либо как члена общества, либо как личность, борющуюся с самим собой и миром.

Мемориальная доска в варшавском доме Гомбровичей (1935–39).

Адаптации Фердидурке и других произведений Гомбровича были представлены многими театрами, особенно до 1986 года, когда были опубликованы первые девять томов его произведений. Это был единственный официальный способ получить доступ к его работам.

Первым драматическим текстом Гомбровича стала «Ивона, księżniczka Burgunda» ( «Ивона, принцесса Бургундская» , 1938) трагикомедия . Он описывает, что приносит порабощение формы, обычаев и церемоний.

В 1939 году он опубликовал частями в двух ежедневных газетах популярный роман «Опентани» , в котором переплел форму готического романа с формой сенсационного современного романа.

В «Слубе» , написанном сразу после войны, Гомбрович использовал форму Шекспира и Кальдерона театра . Он также критически подошел к теме романтического театра ( Зигмунт Красинский , Юлиуш Словацкий ) и изобразил новую концепцию власти и человека, созданную другими людьми.

В «Трансатлантике» Гомбрович сопоставляет традиционное видение человека, служащего ценностям, с новым видением, согласно которому человек освобождается от этого служения и реализует себя. Представителем этой модели человечества является эксцентричный миллионер Гонсало.

Роман «Порнография» показывает Польшу в военное время, когда рухнул вечный порядок традиционной культуры, основанный на вере в Бога. На его месте появляется новая реальность, в которой пожилые и молодые сотрудничают, чтобы реализовать свои жестокие увлечения, пронизанные эротизмом.

«Космос» — самое сложное и неоднозначное произведение Гомбровича. В ней он изображает, как люди создают видение мира, какие силы, символический порядок и страсть принимают участие в этом процессе и как новая форма организуется в процессе создания смысла.

«Оперетка» , последняя пьеса Гомбровича, использует форму оперетты, чтобы гротескно представить тоталитаризм 20-го века . В то же время он выражает предварительную веру в возрождение через юность.

По мнению многих ученых, его самым выдающимся произведением является «Дневник» ( «Дневники» ) не только как литературное произведение, но и философское: «Умрачительно хладнокровный критик европейской традиции, диагност болезни, поражающей современную мысль, великий художник и моралист. Если бы я назвал достойного преемника Радостной науки ницшеанской критики и поэзии в литературе двадцатого века, я бы ответил: Гомбрович в его « Дневнике » ( Войцех Карпинский ). [21] «Дзенник» публиковался серийно в «Культуре» с 1953 по 1969 год. Это не только запись жизни Гомбровича, но и философское эссе, полемика, сборник саморазмышлений о народной поэзии , взглядах на политику, национальную культуру, религию, традиции и много других тем. Он пишет якобы случайные анекдоты и использует широкий спектр литературных приемов.

Три романа Гомбровича были экранизированы: «Фердидурка» (1991) режиссера Ежи Сколимовского ., [22] «Порнография» (2003), режиссёр Ян Якуб Кольский , [23] и «Космос» (2015), режиссер Анджей Жулавский .

2004 год, столетие со дня его рождения, был объявлен Годом Гомбровича. [24]

Последняя обширная работа Гомбровича, «Кронос» , была опубликована в Польше издательством Wydawnictwo Literackie 23 мая 2013 года. [25] С мая 2024 года рукопись Кроноса представлена ​​на постоянной экспозиции во Дворце Содружества в Варшаве. [26] [27]

Стиль [ править ]

Работы Гомбровича характеризуются глубоким психологическим анализом, некоторым ощущением парадоксальности и абсурдным антинационалистическим оттенком. Фердидурке представляет множество тем, исследованных в его более поздних работах: проблемы незрелости и молодости, маски, которые люди носят, а также ироничный критический анализ классовых ролей в польском обществе и культуре, особенно дворянства и провинциалов. Оно вызвало резкую критическую реакцию и сразу разделило аудиторию Гомбровича на поклонников и заклятых врагов. [28]

В своем творчестве Гомбрович боролся с польскими традициями и непростой историей страны. Эта битва стала отправной точкой для его рассказов, глубоко укоренившихся в этой традиции и истории. Ученые и поклонники помнят Гомбровича как писателя и человека, не желающего жертвовать своим воображением или оригинальностью ради какой-либо цены, человека, бога, общества или доктрины. [28]

Творчество: библиография, переводы, адаптации [ править ]

Романы и пьесы Гомбровича переведены на 35 языков. [29]

  • Бакакай (рассказы, 1933); оригинальное название «Воспоминания о подростковом возрасте» , позже переименованное в «Бакакай».
    • Бакакай , тр. Билл Джонстон, Archipelago Books, 2004 г., ISBN   0-9728692-9-8 .
  • Ивона, принцесса Бургундская (пьеса, 1935); Ивона, принцесса Бургундии
  • Фердидурк (роман, 1937)
  • Одержимый (роман, 1939); Одержимый
  • «Женитьба» (пьеса, 1948); Клуб
  • ТрансАтлантик (роман, 1953)
    • Транс-Атлантик , тр. Кэролин Френч и Нина Карсов, издательство Йельского университета (перепечатка), 1995 г., ISBN   0-300-06503-5 .
    • Трансатлантический: альтернативный перевод , тр. Данута Борхардт, издательство Йельского университета, 2014 г., ISBN   0-300-17530-2 .
  • Порнография (роман, 1960)
    • Порнография , переводчик Дануты Борхардт, Grove Press, 2009, ISBN   978-0-8021-1925-4 .
  • Космос (роман, 1965); Космос
    • Космос и порнография: Два романа , тр. Эрик Мосбахер и Аластер Гамильтон, Grove Press (переиздание), 1994 г., ISBN   0-8021-5159-0 .
    • Космос , тр. Данута Борхардт, издательство Йельского университета, 2005 г., ISBN   0-300-10848-6 .
  • Оперетта (спектакль, 1966); Оперетка
  • Дневники, 1953–1969 (дневники, 1969); Журналы

Другие переводы [ править ]

  • Путеводитель по философии за шесть часов и пятнадцать минут , переводчик Бенджамина Иври , издательство Йельского университета, 2004 г., ISBN   0-300-10409-X .
  • Польские воспоминания , Тр. Билл Джонстон, издательство Йельского университета, 2004 г., ISBN   0-300-10410-3 .
  • Своеобразный завет , тр. Аластер Гамильтон, Dalkey Archive Press (перепечатка), 2007 г., ISBN   1-56478-476-2 .

Экранизации [ править ]

Режиссер-документалист Николя Филибер документальный фильм снял в радикальной французской психиатрической клинике «Ла Борд» под названием «Всякая мелочь» (франц. La Moindre des Chooses ); Выпущенный в 1997 году фильм рассказывает о пациентах и ​​персонале, которые ставят постановку оперетты Гомбровича . [32]

Адаптации оперы [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Пипенбринг, Дэн (4 августа 2014 г.). «Именинный костюм» . Парижский обзор . Проверено 13 августа 2014 г.
  2. ^ «Имп извращения» . Житель Нью-Йорка . 23 июля 2012 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
  3. ^ Архив номинаций (27 сентября 2022 г.). «Витольд Мариан Гомбрович» . Нобелевская премия.org .
  4. ^ Гомбрович, Витольд (1 сентября 2007 г.). Своеобразное завещание . Архивное издательство Далки. п. 28. ISBN  978-1-56478-476-6 .
  5. ^ Стюарт, Джон Бартли (2013). Влияние Кьеркегора на литературу, критику и искусство . Издательство Эшгейт. п. 140. ИСБН  978-1-4094-6514-0 .
  6. ^ «Витольд Гомбрович» . Проверено 26 марта 2020 г. .
  7. ^ « Иногда я сам себе удивляюсь». — 50-летие со дня смерти Витольда Гомбровича . Проверено 26 марта 2020 г.
  8. ^ был заложен киль МС «Баторий» «85 лет назад на итальянской верфи в Монфальконе на Адриатическом море . Проверено 26 марта 2020 г.
  9. ^ «Покровитель библиотеки» . Проверено 28 февраля 2020 г. .
  10. ^ Франклин, Рут (23 июля 2012 г.). «Имп извращения» . Житель Нью-Йорка .
  11. ^ «Витольд Гомбрович» . Проверено 26 марта 2020 г. .
  12. ^ Ковальска, Магдалена (2004). «Гомбрович в Берлине: или Гомбрович, запутавшийся в истории» (PDF) . Литературные мемуары (на польском языке). 95 (4). ИБЛ ПАН: 39–110. ISSN   0031-0514 – через bazum.muzhp.pl.
  13. ^ «В шаге от Польского: Берлин (1963-1964)» . witoldgombrowicz.com . Проверено 28 декабря 2017 г.
  14. ^ «Модернизм: Репрезентации национальной культуры» . Проверено 26 марта 2020 г. .
  15. ^ «Чего вы не знали о Гомбровиче…» . Проверено 26 марта 2020 г. .
  16. ^ Путеводитель по философии за шесть часов пятнадцать минут , Gombrowitz.net
  17. ^ Зиарек, Ева Плоновска (январь 1995 г.), Риторика неудачи: деконструкция скептицизма, новое изобретение модернизма , SUNY Press, стр. 235, ISBN  9780791427118
  18. ^ «Ванс, город Гомбровича» . Проверено 26 марта 2020 г. .
  19. ^ «БИБЛИОГРАФИЯ ВИТОЛЬДА ГОМБОВИЧА» (PDF) . Проверено 26 марта 2020 г.
  20. ^ Гомбрович, Витольд (1978), Три романа: Фердидурке, Порнография и Космос , Grove Press, стр. 8 , ISBN  0-394-17067-9
  21. ^ вступительное эссе в: Витольд Гомбрович, Дневники, тома 1–3 , тр. Лилиан Валле, издательство Северо-Западного университета, 1988 г., ISBN   0-8101-0715-5 . См. также: Гримасы Гомбровича: модернизм, пол, национальность , State University of New York Press, 1998, с. 6, ISBN   0-7914-3643-8
  22. ^ «Фердидурке» . Проверено 26 марта 2020 г. .
  23. ^ «Порнография» . Проверено 26 марта 2020 г. .
  24. ^ «2004-й год Витольда Гомбровича» . Проверено 26 марта 2020 г.
  25. ^ «Кронос — Витольд Гомбрович» . Проверено 26 марта 2020 г. .
  26. ^ «Дворец Содружества открыт для посетителей» . Национальная библиотека Польши. 28 мая 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
  27. ^ Маковский, Томаш ; Сапала, Патрик, ред. (2024). Дворец Содружества. Три раза открывался. Сокровища Национальной библиотеки Польши во Дворце Содружества . Варшава: Национальная библиотека Польши. п. 208.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кюль, Олаф (2005). Рот Эроса. Секреты стиля Витольда Гомбровича . Краков: Университеты. ISBN  83-242-0357-5 .
  29. ^ «Витольдгомбрович — Витольд Гомбрович» . www.gombrowicz.net .
  30. ^ Жулавски, Анджей (03 декабря 2015 г.), Космос , Сабина Азема, Жан-Франсуа Бальмер, Джонатан Жене , получено 28 декабря 2017 г.
  31. ^ Пинкертон, Ник (14 августа 2015 г.). «Интервью в Локарно: Анджей Жулавский» . Комментарий к фильму . Киносообщество Линкольн-центра . Проверено 28 декабря 2017 г.
  32. ^ Каждая мелочь на IMDb Отредактируйте это в Викиданных

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Ева М. Томпсон , Витольд Гомбрович (Бостон: Холл, 1979), ISBN   0-8057-6351-1
  • Уильям Уайтфорд, Витольд Гомбрович: биография (Западная Колумбия, Южная Каролина: независимая издательская платформа CreateSpace, 2017, ISBN   9781976372742

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4865ac9c0c9da126fa8982d469d8c5a__1718554080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/5a/b4865ac9c0c9da126fa8982d469d8c5a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Witold Gombrowicz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)