Витольд Гомбрович
Витольд Гомбрович | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Витольд Мариан Гомбрович 4 августа 1904 г. Малошице , Конгресс Польши , Российская империя |
Умер | 24 июля 1969 г. Ванс , Франция | ( 64 года
Занятие | Писатель, драматург, автор дневников |
Язык | Польский |
Национальность | Польский |
Альма-матер | Варшавский университет ( МЮр , 1927) |
Известные работы | Фердидурке Трансатлантический Kosmos Порнография Брак |
Подпись | |
![]() | |
Веб-сайт | |
witoldgombrowicz.com |
Витольд Мариан Гомбрович (4 августа 1904 — 24 июля 1969) — польский писатель и драматург . Его произведениям свойственен глубокий психологический анализ, определенное чувство парадокса и абсурдный, антинационалистический оттенок. В 1937 году он опубликовал свой первый роман «Фердидурке» , в котором были представлены многие из его обычных тем: проблемы незрелости и молодости, создание идентичности во взаимодействии с другими, а также ироничное критическое рассмотрение классовых ролей в польском обществе и культуре .
Известность он приобрел лишь в последние годы жизни, но сейчас считается одним из выдающихся деятелей польской литературы . Его дневники были опубликованы в 1969 году и, по мнению Paris Review , «широко считаются его шедевром». [1] в то время как «Космос» считается, по мнению The New Yorker , «его самым совершенным романом». [2] Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе четыре раза, с 1966 по 1969 год. [3]
Биография [ править ]
Польские годы [ править ]

Гомбрович родился в Малошице недалеко от Опатова , затем в Радомской губернии , Конгресс-Польша , Российская империя , в богатой дворянской семье. Он был младшим из четырех детей Яна и Антонины (урожденной Сцибор-Котковской из клана Остоя ). В автобиографической статье « Вид завещания » он писал, что его семья 400 лет жила в Литве в поместье между Вильнюсом и Каунасом, но была вынуждена покинуть свои дома после того, как его деда обвинили в участии в Январском восстании 1863 года. [4] Позже он описал свое семейное происхождение и социальный статус как ранние примеры ощущения пребывания «между» ( entre ) на протяжении всей жизни. [5] В 1911 году его семья переехала в Варшаву. После завершения образования в гимназии Святого Станислава Костки в 1922 году Гомбрович изучал право в Варшавском университете , получив степень магистра юридических наук в 1927 году. [6] Он провел год в Париже, где учился в Институте высших международных исследований ( фр . Institut des Hautes Etudes Internationales ). Он не был прилежным в учебе, но время, проведенное во Франции, позволило ему постоянно контактировать с другими молодыми интеллектуалами. Он также посетил Средиземноморье.
Когда Гомбрович вернулся в Польшу, он без особого успеха начал подавать заявки на юридические должности. В 1920-е годы он начал писать. Вскоре он отверг легендарный роман, форма и сюжет которого должны были проявить его «худшую» и темную сторону натуры. Точно так же провалилась его попытка написать популярный роман в сотрудничестве с Тадеушем Кемпинским. На рубеже 1920-х и 1930-х годов Гомбрович начал писать рассказы, позже напечатанные под названием « Воспоминания о времени незрелости» , отредактированные Гомбровичем и опубликованные под названием Бакакай , улицы, на которой он жил во время своего изгнания в Аргентине. С момента этого литературного дебюта его рецензии и колонки стали появляться в прессе, главным образом в « Курьере пораны» ( «Утренний курьер» ). Гомбрович встретился с другими молодыми писателями и интеллектуалами, сформировав общество художественных кафе в Зодиаке и Земяньской , оба в Варшаве. Публикация его первого романа «Фердидурке » принесла ему признание в литературных кругах. [7]
Ссылка в Аргентину [ править ]

Незадолго до начала Второй мировой войны Гомбрович принял участие в первом рейсе польского трансатлантического лайнера MS Chrobry в Южную Америку . [8] Когда он узнал о начале войны в Европе, он решил подождать в Буэнос-Айресе , пока она не закончится; он явился в польскую миссию в 1941 году, но был признан непригодным к военной службе. Он оставался в Аргентине до 1963 года — часто, особенно во время войны, в бедности.
В конце 1940-х годов Гомбрович пытался добиться положения в аргентинских литературных кругах, публикуя статьи, читая лекции в кафе Fray Mocho и, наконец, опубликовав в 1947 году испанский перевод « Фердидурке » с помощью друзей, включая Вирджилио. Пиньера . Эта версия романа сейчас считается значительным событием в истории аргентинской литературы, но на момент публикации она не принесла Гомбровичу большой известности, как и публикация в 1948 году его драмы « Клуб» на испанском языке ( «Женитьба» , «Эль Казамиенто ). С декабря 1947 по май 1955 года Гомбрович работал банковским клерком в Banco Polaco, аргентинском отделении банка Pekao , и подружился с Зофией Чондзыньской , которая познакомила его с политической и культурной элитой Буэнос-Айреса. В 1950 году он начал переписываться с Ежи Гедройцем , а в 1951 году начал публиковать работы в парижском журнале « Культура» фрагменты Дневника « » . , в котором в 1953 году появились Слуба и роман «Трансатлантик» , в котором спорно поднимается тема национальной идентичности в эмиграции. После октября 1956 года четыре книги Гомбровича появились в Польше и принесли ему большую известность, хотя власти не разрешили публикацию Дневника « » . [9]
У Гомбровича были романы как с мужчинами, так и с женщинами. В своем более позднем сериализованном «Дневнике » (1953–69) он писал о своих приключениях в гомосексуальном преступном мире Буэнос-Айреса , особенно о своем опыте общения с молодыми людьми из низшего класса - тему, которую он снова поднял в интервью Доминику де Ру в «В некотором роде Завещание (1973). [10]
Последние годы в Европе [ править ]
В 1960-е годы Гомбрович получил мировое признание, и многие его произведения были переведены, в том числе «Порнография» ( «Порнография» ) и «Космос» ( «Космос» ). Его драмы ставились в театрах всего мира, особенно во Франции, Германии и Швеции. [11]
Получив стипендию Фонда Форда , Гомбрович вернулся в Европу в 1963 году. В апреле 1963 года он сел на итальянский корабль, приземлился в Каннах, а затем сел на поезд до Парижа. Запись о путешествии можно найти в его дневнике. Гомбрович пробыл год в Западном Берлине, где пережил клеветническую кампанию, организованную польскими властями. [12] [13] Во время этого пребывания его здоровье ухудшилось, и он не смог вернуться в Аргентину. Он вернулся во Францию в 1964 году и провел три месяца в аббатстве Рояомон недалеко от Парижа, где познакомился с Ритой Лабросс, канадкой из Монреаля, изучавшей современную литературу. В 1964 году он переехал на Лазурный берег на юге Франции вместе с Лаброссом, которого нанял своим секретарем. Остаток жизни он провел в Вансе , недалеко от Ниццы. [14] [15]
Здоровье Гомбровича не позволило ему полностью извлечь выгоду из своей поздней славы. Ситуация заметно ухудшилась весной 1964 года; он был прикован к постели и не мог писать. В мае 1967 года ему была вручена Международная премия . В следующем году, 28 декабря, он женился на Лаброссе. По инициативе своего друга Доминика де Ру , который надеялся его подбодрить, он прочитал де Ру и Лабросу серию из 13 лекций по истории философии, иронично озаглавленную «Руководство по философии за шесть часов и пятнадцать минут», которые де Ру записал. Лекции начинались с Канта и заканчивались экзистенциализмом. Сериал закончился до того, как Гомбрович смог поставить последнюю часть, но был прерван его смертью 24 июля 1969 года. [16] [17] Похоронен на кладбище в Вансе. [18]
Написание [ править ]

Гомбрович писал по-польски, но не разрешал публиковать свои произведения в Польше до тех пор, пока власти не сняли запрет на полную версию «Дзенника» , его дневника, в котором он описывал нападки на него. Поскольку он отказался публиковаться в Польше, он оставался практически неизвестным широкой читающей публике до первой половины 1970-х годов. Тем не менее, его произведения были напечатаны на польском языке Парижским литературным институтом Ежи Гедройча и переведены более чем на 30 языков. Более того, его драмы неоднократно ставились по всему миру такими выдающимися режиссерами, как Хорхе Лавелли , Альф Шеберг , Ингмар Бергман , а также Ежи Яроцкий и Ежи Гжегожевский в Польше. [19]
Яркие характеристики произведений Гомбровича включают острые описания психологической запутанности персонажей с другими, острое осознание конфликтов, которые возникают, когда традиционные культурные ценности сталкиваются с современными ценностями, и раздраженное, но комедийное чувство абсурда. Ясные и точные описания Гомбровича критикуют польский романтизм , и однажды он заявил, что писал вопреки Адаму Мицкевичу (особенно в «Трансатлантическом »). Работы Гомбровича связаны с экзистенциализмом и структурализмом . Он также известен своими игривыми аллюзиями и сатирой, например, в разделе « Трансатлантика» , написанном в форме стилизованного дневника XIX века, за которым следует пародия на традиционную басню.
Для многих критиков и теоретиков наиболее привлекательными аспектами творчества Гомбровича являются связи с европейской мыслью второй половины 20-го века, которые связывают его с интеллектуальным наследием Фуко , Барта , Делёза , Лакана и Сартра . Как сказал Гомбрович, « Фердидурка была опубликована в 1937 году до того, как Сартр сформулировал свою теорию отношения к аутруи . Но именно благодаря популяризации сартровских концепций этот аспект моей книги стал лучше понят и усвоен». [20]
Гомбрович использует повествование от первого лица в своих романах, за исключением «Опентани» . В языке присутствует множество неологизмов . Более того, он создал «ключевые слова», проливающие символический свет на смысл, скрытый под иронической формой (например, gęba , куколка в Фердидурке ).
В рассказе «Памятник из окреса дойржевании» Гомбрович рассматривает парадоксы, которые контролируют вход личности в социальный мир и подавляемые страсти, управляющие человеческим поведением. В «Фердидурке» он рассматривает форму как универсальную категорию, понимаемую в философском, социологическом и эстетическом смыслах и являющуюся средством порабощения личности другими людьми и обществом в целом. Некоторые обороты фразы в романе стали обычным употреблением в польском языке, например, upupienie (навязывание человеку роли кого-то низшего и незрелого) и gęba (личность или подлинная роль, навязанная кому-то). Фердюдурке можно читать как сатиру на различные польские общины: прогрессивную буржуазию, деревенскую, консервативную. Сатира представляет человека либо как члена общества, либо как личность, борющуюся с самим собой и миром.
Адаптации Фердидурке и других произведений Гомбровича были представлены многими театрами, особенно до 1986 года, когда были опубликованы первые девять томов его произведений. Это был единственный официальный способ получить доступ к его работам.
Первым драматическим текстом Гомбровича стала «Ивона, księżniczka Burgunda» ( «Ивона, принцесса Бургундская» , 1938) трагикомедия . Он описывает, что приносит порабощение формы, обычаев и церемоний.
В 1939 году он опубликовал частями в двух ежедневных газетах популярный роман «Опентани» , в котором переплел форму готического романа с формой сенсационного современного романа.
В «Слубе» , написанном сразу после войны, Гомбрович использовал форму Шекспира и Кальдерона театра . Он также критически подошел к теме романтического театра ( Зигмунт Красинский , Юлиуш Словацкий ) и изобразил новую концепцию власти и человека, созданную другими людьми.
В «Трансатлантике» Гомбрович сопоставляет традиционное видение человека, служащего ценностям, с новым видением, согласно которому человек освобождается от этого служения и реализует себя. Представителем этой модели человечества является эксцентричный миллионер Гонсало.
Роман «Порнография» показывает Польшу в военное время, когда рухнул вечный порядок традиционной культуры, основанный на вере в Бога. На его месте появляется новая реальность, в которой пожилые и молодые сотрудничают, чтобы реализовать свои жестокие увлечения, пронизанные эротизмом.
«Космос» — самое сложное и неоднозначное произведение Гомбровича. В ней он изображает, как люди создают видение мира, какие силы, символический порядок и страсть принимают участие в этом процессе и как новая форма организуется в процессе создания смысла.
«Оперетка» , последняя пьеса Гомбровича, использует форму оперетты, чтобы гротескно представить тоталитаризм 20-го века . В то же время он выражает предварительную веру в возрождение через юность.
По мнению многих ученых, его самым выдающимся произведением является «Дневник» ( «Дневники» ) не только как литературное произведение, но и философское: «Умрачительно хладнокровный критик европейской традиции, диагност болезни, поражающей современную мысль, великий художник и моралист. Если бы я назвал достойного преемника Радостной науки ницшеанской критики и поэзии в литературе двадцатого века, я бы ответил: Гомбрович в его « Дневнике » ( Войцех Карпинский ). [21] «Дзенник» публиковался серийно в «Культуре» с 1953 по 1969 год. Это не только запись жизни Гомбровича, но и философское эссе, полемика, сборник саморазмышлений о народной поэзии , взглядах на политику, национальную культуру, религию, традиции и много других тем. Он пишет якобы случайные анекдоты и использует широкий спектр литературных приемов.
Три романа Гомбровича были экранизированы: «Фердидурка» (1991) режиссера Ежи Сколимовского ., [22] «Порнография» (2003), режиссёр Ян Якуб Кольский , [23] и «Космос» (2015), режиссер Анджей Жулавский .
2004 год, столетие со дня его рождения, был объявлен Годом Гомбровича. [24]
Последняя обширная работа Гомбровича, «Кронос» , была опубликована в Польше издательством Wydawnictwo Literackie 23 мая 2013 года. [25] С мая 2024 года рукопись Кроноса представлена на постоянной экспозиции во Дворце Содружества в Варшаве. [26] [27]
Стиль [ править ]
Работы Гомбровича характеризуются глубоким психологическим анализом, некоторым ощущением парадоксальности и абсурдным антинационалистическим оттенком. Фердидурке представляет множество тем, исследованных в его более поздних работах: проблемы незрелости и молодости, маски, которые люди носят, а также ироничный критический анализ классовых ролей в польском обществе и культуре, особенно дворянства и провинциалов. Оно вызвало резкую критическую реакцию и сразу разделило аудиторию Гомбровича на поклонников и заклятых врагов. [28]
В своем творчестве Гомбрович боролся с польскими традициями и непростой историей страны. Эта битва стала отправной точкой для его рассказов, глубоко укоренившихся в этой традиции и истории. Ученые и поклонники помнят Гомбровича как писателя и человека, не желающего жертвовать своим воображением или оригинальностью ради какой-либо цены, человека, бога, общества или доктрины. [28]
Творчество: библиография, переводы, адаптации [ править ]
Романы и пьесы Гомбровича переведены на 35 языков. [29]
- Бакакай (рассказы, 1933); оригинальное название «Воспоминания о подростковом возрасте» , позже переименованное в «Бакакай».
- Бакакай , тр. Билл Джонстон, Archipelago Books, 2004 г., ISBN 0-9728692-9-8 .
- Ивона, принцесса Бургундская (пьеса, 1935); Ивона, принцесса Бургундии
- Фердидурк (роман, 1937)
- Фердидурке , тр. Данута Борхардт , Издательство Йельского университета, 2000, ISBN 0-300-08240-1 .
- Одержимый (роман, 1939); Одержимый
- Одержимые: Тайна Мыслочи: Готический роман , тр. Дж. Андервуд (Мэрион Боярс, 1980), ISBN 9780714526843 .
- Одержимый , тр. Антония Ллойд-Джонс (Fitzcarraldo Editions, 2023)
- «Женитьба» (пьеса, 1948); Клуб
- ТрансАтлантик (роман, 1953)
- Транс-Атлантик , тр. Кэролин Френч и Нина Карсов, издательство Йельского университета (перепечатка), 1995 г., ISBN 0-300-06503-5 .
- Трансатлантический: альтернативный перевод , тр. Данута Борхардт, издательство Йельского университета, 2014 г., ISBN 0-300-17530-2 .
- Порнография (роман, 1960)
- Порнография , переводчик Дануты Борхардт, Grove Press, 2009, ISBN 978-0-8021-1925-4 .
- Космос (роман, 1965); Космос
- Космос и порнография: Два романа , тр. Эрик Мосбахер и Аластер Гамильтон, Grove Press (переиздание), 1994 г., ISBN 0-8021-5159-0 .
- Космос , тр. Данута Борхардт, издательство Йельского университета, 2005 г., ISBN 0-300-10848-6 .
- Оперетта (спектакль, 1966); Оперетка
- Дневники, 1953–1969 (дневники, 1969); Журналы
- Дневник Тома 1–3 , тр. Лилиан Валле, вступительное эссе: Войцех Карпинский , издательство Северо-Западного университета, 1988, ISBN 0-8101-0715-5 .
Другие переводы [ править ]
- Путеводитель по философии за шесть часов и пятнадцать минут , переводчик Бенджамина Иври , издательство Йельского университета, 2004 г., ISBN 0-300-10409-X .
- Польские воспоминания , Тр. Билл Джонстон, издательство Йельского университета, 2004 г., ISBN 0-300-10410-3 .
- Своеобразный завет , тр. Аластер Гамильтон, Dalkey Archive Press (перепечатка), 2007 г., ISBN 1-56478-476-2 .
Экранизации [ править ]
- Фердыдурке (1991) на польском языке, режиссёр Ежи Сколимовский . Также известен как Ключ от 30 дверей .
- Порнография (2003) на польском языке, режиссёр Ян Якуб Кольский . Также известен как порнография .
- «Космос» (2015) на французском языке, режиссер Анджей Жулавский . [30] Получил награду за режиссуру в Локарно, 2015. [31]
Режиссер-документалист Николя Филибер документальный фильм снял в радикальной французской психиатрической клинике «Ла Борд» под названием «Всякая мелочь» (франц. La Moindre des Chooses ); Выпущенный в 1997 году фильм рассказывает о пациентах и персонале, которые ставят постановку оперетты Гомбровича . [32]
Адаптации оперы [ править ]
- Ивонна, принцесса Бургундская (1973), композиция Бориса Блахера , в четырех действиях, премьера состоялась в Вуппертале.
- Die Trauung ( «Женитьба ») Фолькера Давида Кирхнера , премьера состоялась 27 апреля 1975 года в Hessisches Staatstheater Wiesbaden под управлением Зигфрида Кёлера .
- Оперетта (2002) по пьесе Оскара Страсного , премьера состоялась в 2003 году в Большом театре Реймса , Франция.
- Geschichte/History (2003), опера а капелла Оскара Страсного , премьера которой состоялась в 2004 году в Theaterhaus de Stuttgart.
- Die Besessenen ( «Одержимые ») (2008–2009), композиция Йоханнеса Калицке , премьера состоялась в 2010 году в Театре Ан дер Вин , Вена, Австрия, 19 февраля.
- Ивонна, принцесса Бургундская (2009), композиция Филиппа Босманса , премьера которой состоялась в Парижской опере.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Пипенбринг, Дэн (4 августа 2014 г.). «Именинный костюм» . Парижский обзор . Проверено 13 августа 2014 г.
- ^ «Имп извращения» . Житель Нью-Йорка . 23 июля 2012 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Архив номинаций (27 сентября 2022 г.). «Витольд Мариан Гомбрович» . Нобелевская премия.org .
- ^ Гомбрович, Витольд (1 сентября 2007 г.). Своеобразное завещание . Архивное издательство Далки. п. 28. ISBN 978-1-56478-476-6 .
- ^ Стюарт, Джон Бартли (2013). Влияние Кьеркегора на литературу, критику и искусство . Издательство Эшгейт. п. 140. ИСБН 978-1-4094-6514-0 .
- ^ «Витольд Гомбрович» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ « Иногда я сам себе удивляюсь». — 50-летие со дня смерти Витольда Гомбровича . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ был заложен киль МС «Баторий» «85 лет назад на итальянской верфи в Монфальконе на Адриатическом море . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ «Покровитель библиотеки» . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- ^ Франклин, Рут (23 июля 2012 г.). «Имп извращения» . Житель Нью-Йорка .
- ^ «Витольд Гомбрович» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Ковальска, Магдалена (2004). «Гомбрович в Берлине: или Гомбрович, запутавшийся в истории» (PDF) . Литературные мемуары (на польском языке). 95 (4). ИБЛ ПАН: 39–110. ISSN 0031-0514 – через bazum.muzhp.pl.
- ^ «В шаге от Польского: Берлин (1963-1964)» . witoldgombrowicz.com . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Модернизм: Репрезентации национальной культуры» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Чего вы не знали о Гомбровиче…» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Путеводитель по философии за шесть часов пятнадцать минут , Gombrowitz.net
- ^ Зиарек, Ева Плоновска (январь 1995 г.), Риторика неудачи: деконструкция скептицизма, новое изобретение модернизма , SUNY Press, стр. 235, ISBN 9780791427118
- ^ «Ванс, город Гомбровича» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «БИБЛИОГРАФИЯ ВИТОЛЬДА ГОМБОВИЧА» (PDF) . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Гомбрович, Витольд (1978), Три романа: Фердидурке, Порнография и Космос , Grove Press, стр. 8 , ISBN 0-394-17067-9
- ^ вступительное эссе в: Витольд Гомбрович, Дневники, тома 1–3 , тр. Лилиан Валле, издательство Северо-Западного университета, 1988 г., ISBN 0-8101-0715-5 . См. также: Гримасы Гомбровича: модернизм, пол, национальность , State University of New York Press, 1998, с. 6, ISBN 0-7914-3643-8
- ^ «Фердидурке» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Порнография» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «2004-й год Витольда Гомбровича» . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ «Кронос — Витольд Гомбрович» . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ «Дворец Содружества открыт для посетителей» . Национальная библиотека Польши. 28 мая 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Маковский, Томаш ; Сапала, Патрик, ред. (2024). Дворец Содружества. Три раза открывался. Сокровища Национальной библиотеки Польши во Дворце Содружества . Варшава: Национальная библиотека Польши. п. 208.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кюль, Олаф (2005). Рот Эроса. Секреты стиля Витольда Гомбровича . Краков: Университеты. ISBN 83-242-0357-5 .
- ^ «Витольдгомбрович — Витольд Гомбрович» . www.gombrowicz.net .
- ^ Жулавски, Анджей (03 декабря 2015 г.), Космос , Сабина Азема, Жан-Франсуа Бальмер, Джонатан Жене , получено 28 декабря 2017 г.
- ^ Пинкертон, Ник (14 августа 2015 г.). «Интервью в Локарно: Анджей Жулавский» . Комментарий к фильму . Киносообщество Линкольн-центра . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Каждая мелочь на IMDb
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ева М. Томпсон , Витольд Гомбрович (Бостон: Холл, 1979), ISBN 0-8057-6351-1
- Уильям Уайтфорд, Витольд Гомбрович: биография (Западная Колумбия, Южная Каролина: независимая издательская платформа CreateSpace, 2017, ISBN 9781976372742
Внешние ссылки [ править ]

- Официальный сайт (на польском, французском, испанском, английском и немецком языках)
- Мир Витольда Гомбровича , выставка в Йельской библиотеке Бейнеке, Йельский университет
- Профили на Culture.pl: Витольд Гомбрович
- Витольд Гомбрович и к черту культуру, эссе Бенджамина Палоффа
- Архив Витольда Гомбровича
- О неизвестном журнале Витольда Гомбровича
- Что вы не знали о Гомбровиче
- Кронос обзор частных дневников.
- 1904 рождения
- 1969 смертей
- Люди из Опатовского уезда
- Польские писатели-мужчины
- Польские драматурги и драматурги-мужчины
- Польские эмигранты в Аргентину
- Выпускники Варшавского университета
- Бисексуальные писатели-мужчины
- Бисексуальные писатели
- Бисексуальные драматурги и драматурги
- Польские бисексуальные мужчины
- Польские драматурги и драматурги ЛГБТ
- Польские ЛГБТ-романисты
- Писатели-модернисты
- Польские атеисты
- Работы Витольда Гомбровича
- Польские романисты ХХ века
- Польские драматурги и драматурги XX века.
- Польские писатели-мужчины ХХ века
- Польские дневники XX века
- Польские ЛГБТ 20-го века
- Польские писатели на испанском языке
- Люди, связанные с Культурой (журнал)