Jump to content

Олаф Стэплдон

Олаф Стэплдон
Олаф Стэплдон
Олаф Стэплдон
Рожденный ( 1886-05-10 ) 10 мая 1886 г.
Сиком , Уолласи , Чешир, Англия, Великобритания
Умер 6 сентября 1950 г. ) ( 1950-09-06 ) ( 64 года
Калди , Чешир, Англия, Великобритания
Занятие Писатель , философ
Жанр Научная фантастика , философия
Известные работы Создатель звезд , Последние и первые люди , Странный Джон

Уильям Олаф Стэплдон (10 мая 1886 — 6 сентября 1950) — британский философ и автор научной фантастики . [1] [2] В 2014 году он был введен в Зал славы научной фантастики и фэнтези .

Стэплдон родился в Сикомбе , Уолласи , на полуострове Уиррал в Чешире, единственный сын Уильяма Клиббетта Стэплдона и Эммелин Миллер. Первые шесть лет своей жизни он провел с родителями в Порт-Саиде , Египет. Он получил образование в школе Эбботсхолм в Дербишире и колледже Баллиол в Оксфорде , где в 1909 году получил бакалавра степень современной истории (второй класс), а в 1913 году получил степень магистра . [3] [4] После непродолжительной работы учителем в Манчестерской гимназии он работал в судоходных офисах в Ливерпуле и Порт-Саиде с 1910 по 1912 год. С 1912 по 1915 год Стэплдон работал в ливерпульском отделении Образовательной ассоциации рабочих . [2]

Во время Первой мировой войны он отказывался от военной службы по соображениям совести . [2] Стэплдон работал водителем скорой помощи в отделении скорой помощи друзей во Франции и Бельгии с июля 1915 по январь 1919 года; за храбрость он был награжден Военным крестом . [5] Его опыт военного времени повлиял на его пацифистские убеждения и поддержку Мирового Правительства. [6] 16 июля 1919 года он женился на Агнес Зене Миллер (1894–1984), двоюродной сестре из Австралии. [2] Впервые они встретились в 1903 году, а затем поддерживали переписку на протяжении всей войны. У них родилась дочь Мэри Сидни Стэплдон (1920–2008) и сын Джон Дэвид Стэплдон (1923–2014). В 1920 году они переехали в Вест-Кирби .

Стэплдон получил доктора степень философии в Ливерпульском университете в 1925 году и использовал свою докторскую диссертацию в качестве основы для своей первой опубликованной книги в прозе «Современная теория этики» (1929). [5] Однако вскоре он обратился к художественной литературе в надежде представить свои идеи более широкой публике. Относительный успех «Последних и первых людей» (1930) побудил его стать писателем на постоянной основе. Он написал продолжение « Последние люди в Лондоне» , а за ним последовало множество других книг, как художественных, так и философских. [7]

На время Второй мировой войны Стэплдон отказался от своего пацифизма и поддержал военные действия. [5] В 1940 году семья Стэплдонов построила и переехала в новый дом на Саймонс-Филд, в Калди , в Уиррале. Во время войны Стэплдон стал общественным защитником Дж. Б. Пристли и Ричарда Экланда левой Партии Содружества . [5] а также британская интернационалистическая группа Federal Union . [8] Он поддержал реализацию рекомендаций отчета Бевериджа. [9] и выступил на первом публичном собрании Левого книжного клуба . «Группы читателей и писателей» [10]

Некоторые комментаторы назвали Стэплдона марксистом, хотя Стэплдон дистанцировался от этого ярлыка, заявив: «Я не марксист, но я многому научился у марксистов, и я не антимарксист». [11] хотя он и называл себя социалистом. [12]

После 1945 года Стэплдон много путешествовал с лекциями. Артур Кларк, как председатель Британского межпланетного общества, пригласил его выступить с докладом о социальных и биологических аспектах освоения космоса. [13] Он также путешествовал по всему миру, посетив Нидерланды, Швецию и Францию, а в 1948 году он выступил на Всемирном конгрессе интеллектуалов за мир во Вроцлаве , Польша. Он присутствовал на Конференции за мир во всем мире, проходившей в Нью-Йорке в 1949 году, и был единственным британцем, получившим для этого визу. В 1950 году он стал участником движения против апартеида . После недели лекций в Париже он отменил запланированную поездку в Югославию и вернулся в свой дом в Калди, где внезапно скончался от сердечного приступа. [5]

Стэплдон был кремирован в крематории Ландикан . Его вдова и их дети развеяли его прах на песчаных скалах с видом на устье реки Ди , его любимое место, упомянутое не в одной из его книг. Стэплдон-Вуд, расположенный на юго-восточной стороне холма Калди , назван в его честь. [14]

Работает

[ редактировать ]

Художественная литература Стэплдона часто представляет стремления некоего разума, подавленного равнодушной вселенной и ее обитателями, которые, не по своей вине, неспособны понять ее высокие стремления. Он наполнен главными героями, которых мучает конфликт между своими «высшими» и «низшими» импульсами. [2]

Сочинения Стэплдона оказали непосредственное влияние на Артура Кларка . [15] Брайан Олдисс , [16] Станислав Лем , Бертран Рассел , [17] Джон Глоаг , [18] Наоми Митчисон , [19] К.С. Льюис , [20] Вернор Виндж , [21] Джон Мейнард Смит [22] и косвенно повлиял на многих других, внеся множество идей в мир научной фантастики. Кларк писал: [13]

«В 1930 году я попал под чары гораздо более грамотного влияния, когда обнаружил в Публичной библиотеке Майнхеда только что опубликованную книгу У. Олафа Стэплдона « Последние и первые люди » . Ни одна книга ни до, ни после никогда не имела такого влияния на мое воображение; Стэплдонские перспективы миллионов и сотен миллионов лет, взлет и падение цивилизаций и целых человеческих рас изменили весь мой взгляд на Вселенную и с тех пор оказали влияние на большую часть моих произведений».

Такие идеи, как «сверхразум», состоящий из множества индивидуальных сознаний, составляют постоянную тему в его работах. Star Maker содержит первое известное описание того, что сейчас называется сферами Дайсона . Фримен Дайсон считает, что роман подал ему эту идею, и даже заявил в интервью, что более подходящим названием было бы «Стэплдонская сфера». [23] «Последние и первые люди» содержат ранние описания генной инженерии. [24] и терраформирование . Сириус описывает собаку, интеллект которой увеличен до уровня человека. Работа Стэплдона также относится к современным интеллектуальным модам (например, к вере в экстрасенсорное восприятие ).

«Последние и первые люди », «будущая история» 18 последовательных видов человечества, и «Создатель звезд» , краткая история Вселенной, были высоко оценены такими разными деятелями, как Хорхе Луис Борхес , Дж. Б. Пристли , Бертран Рассел , Алджернон Блэквуд , [25] Хью Уолпол , Арнольд Беннетт , Вирджиния Вульф (Стэплдон вел переписку с Вульфом) и Уинстон Черчилль . [26] Напротив, философия Стэплдона оттолкнула К.С. Льюиса , чья «Космическая трилогия» была написана частично в ответ на то, что Льюис считал аморальностью, хотя Льюис восхищался изобретательностью Стэплдона и описывал его как «поразительно хорошего писателя». [27] На самом деле Стэплдон был агностиком, враждебно настроенным по отношению к религиозным институтам . [28] но не из-за религиозных стремлений, факт, который привел его к разногласиям с Гербертом Уэллсом в их переписке. [29]

Одновременно с преподаванием философии в Ливерпульском университете, где сейчас находится архив Олафа Стэплдона, Стэплдон читал лекции по английской литературе , промышленной истории и психологии . Он написал множество научно-популярных книг на политические и этические темы, в которых выступал за рост «духовных ценностей», которые он определял как ценности, выражающие стремление к большему осознанию себя в более широком контексте («личность в -сообщество"). [2] Сам Стэплдон называл своими духовными ценностями интеллект, любовь и творческое действие. [30] Его философия находилась под сильным влиянием Спинозы . [31]

Стэплдон считается одним из предшественников современного трансгуманистического движения. [32]

Права на фильм

[ редактировать ]

Кинопродюсер и режиссер Джордж Пал купил права на «Странного Джона» , а в 1966 году журнал «Замок Франкенштейна» сообщил, что Дэвид МакКаллум . главную роль сыграет [33]

В 2017 году была выпущена мультимедийная адаптация романа «Последние и первые люди» исландского композитора Йохана Йоханнссона , номинированного на «Оскар» , с повествованием Тильды Суинтон и живой партитурой в исполнении Филармонии BBC. [34]

В 2019 году Джастин Макдональд и Кейт Ходжсон написали, спродюсировали и сыграли главные роли в короткометражной экранизации книги Стэплдона «Современный волшебник». Режиссер Марк Хеллер, в фильме также был озвучен Брайан Кокс . Это была первая экранизация литературных произведений Стэплдона.

Библиография

[ редактировать ]
  • Последние и первые люди : История ближайшего и далекого будущего (1930) ( ISBN   1-85798-806-X )
  • Последние люди в Лондоне (1932) ( ISBN   0-417-02750-8 )
  • Странный Джон : История между шуткой и серьезностью (1935) ( ISBN   0-413-32900-3 )
  • Создатель звезд (1937) ( ISBN   0-8195-6692-6 ) Обложка первого издания Бипа Пареса
  • Тьма и свет (1942) ( ISBN   0-88355-121-7 )
  • Старик в Новом Свете (рассказ, 1944)
  • Сириус : Фантазия любви и раздора (1944) ( ISBN   0-575-07057-9 )
  • Смерть в жизнь (1946)
  • Пламя: Фэнтези (1947)
  • Разделенный человек (1950) ( ISBN   0-19-503087-7 )
  • Четыре встречи (1976) ( ISBN   0-905220-01-3 )
  • Nebula Maker (черновики Star Maker , 1976) ( ISBN   0-905220-06-4 )
  • Восток есть Запад (посмертно, 1979)

Научная литература

[ редактировать ]
  • Современная теория этики: исследование отношений этики и психологии (1929)
  • Пробуждающийся мир (1934)
  • Святые и революционеры (1939)
  • Новая надежда для Британии (1939)
  • Философия и жизнь , 2 тома (1939).
  • За пределами «измов» (1942)
  • Семь столпов мира (1944)
  • Молодежь и завтра (1946)
  • Межпланетный человек? (1948)
  • Открытие глаз (редактор Агнес З. Стэплдон, 1954)
  • Псалмы последних дней (1914)

Коллекции

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Энди Сойер, «[Уильям] Олаф Стэплдон (1886-1950)», в Боулде, Марке и др., ред. Пятьдесят ключевых фигур научной фантастики . Нью-Йорк: Routledge, 2010. (стр. 205–210). ISBN   1135285349 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джон Киннэрд, «Стэплдон (Уильям) Олаф» в книге Кертиса К. Смита, « Писатели-фантасты двадцатого века» . Чикаго, Сент-Джеймс, 1986 год. ISBN   0912289279 (стр. 693–6).
  3. ^ Киннэрд, Джон. Олаф Стэплдон . Борго Пресс, 1986. ISBN   978-0-916732-55-4
  4. ^ Календарь Оксфордского университета, 1915 г., с. 182
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Винсент Геохеган, «Олаф Стэплдон: религиозный, но не христианин» в книге «Социализм и религия: пути к общему богатству ». Лондон: Routledge, 2011. ISBN   9780415668286 (стр. 85–108).
  6. ^ «Видения будущего: Олаф Стэплдон — Центр архивов» .
  7. ^ "Олаф Стэплдон". Дж. Л. Кэмпбелл-старший, в книге EF Bleiler , изд. Писатели-фантасты . Нью-Йорк: Scribners, 1982. стр. 91–100. ISBN   978-0-684-16740-4
  8. ^ Андреа Боско, Федеральный союз и истоки «предложения Черчилля»: федералистские дебаты в Соединенном Королевстве от Мюнхена до падения Франции, 1938-1940 Лондон: Lothian Foundation Press, 1992. ISBN   1872210198 (стр. 50)
  9. ^ Кроссли, Роберт (1994). Олаф Стэплдон: Говоря о будущем . Издательство Сиракузского университета. п. 306.
  10. ^ Мулхерн, Фрэнсис (2020). Момент «исследования» . Версо.
  11. ^ «Я не марксист, но я многому научился у марксистов, и я не антимарксист... Марксизм и христианство проистекают из одного и того же эмоционального опыта, но каждое по-своему неверно истолковывает, фальсифицирует». цитируется в книге Геохегана Винсента « Социализм и религия: пути к общему благосостоянию» .
  12. ^ Геогеган, Винсент (2012). Социализм и религия: пути к общему благосостоянию . Тейлор и Фрэнсис. п. 209.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кларк, Артур К. (1983). Страж . Нью-Йорк: Книги Беркли. стр. 3–4. ISBN  0-425-09389-1 .
  14. ^ «Чешир сейчас – Калди Хилл» . Проверено 16 января 2013 г.
  15. ^ «Взгляд в далекое-далекое будущее: Олаф Стэплдон» . Обзоры Киркуса .
  16. ^ «Искусство пингвинской научной фантастики: память о будущем» . www.penguinsciencefiction.org .
  17. ^ Марк Брейк (2012). Воображаемая инопланетная жизнь: пропаганда науки и культуры астробиологии . Издательство Кембриджского университета. п. 225. ИСБН  9781139851091 . Работы Стэплдона оказали большое влияние не только на ключевых фигур в нашей собственной истории плюрализма, таких как Артур Кларк и Станислав Лем, но и на таких разнообразных фигур, как Хорхе Луис Борхес, Бертран Рассел, Том Винтрингем, Вирджиния Вульф и Уинстон Черчилль.
  18. ^ Раддик, Николас, «Научная фантастика», в Брайане В. Шаффере, Джоне Клементе Болле, Патрике О'Доннелле, Дэвиде В. Мэддене и Джастусе Ниланде, Энциклопедии художественной литературы двадцатого века. Джон Уайли и сыновья, 2010 г. ISBN   1405192445 (стр. 333).
  19. ^ «Митчисон, Наоми», в контрольном списке научной фантастики и фэнтези-литературы, 1700–1974: с современными авторами научной фантастики II . Роберт Реджинальд, Дуглас Менвилл, Мэри А. Берджесс Детройт – Исследовательская компания Гейла. ISBN   0810310511 (стр. 1002)
  20. ^ Лейбовиц, Лиэль (1 ноября 2011 г.). «Звездные люди» . Таблетка . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 года . Проверено 1 марта 2016 г. Кроме того, К.С. Льюис цитирует Олафа Стэплдона как источник вдохновения в своем предисловии к «Эта отвратительная сила» .
  21. ^ Менон, Анил. «Статья: Интервью: Вернор Виндж» . Strangehorizons.com. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 24 ноября 2013 г.
  22. ^ Дворский, Георгий (24 апреля 2004 г.). «Джон Мейнард Смит и Олаф Стэплдон» . Проверено 1 марта 2016 г.
  23. ^ «Смысл жизни.tv» . Смысл жизни.tv. Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 24 ноября 2013 г.
  24. ^ «Краткое содержание последних и первых людей — eNotes.com» . электронные заметки .
  25. ^ Блэквуд, Алджернон. «Космические триллеры» (обзор «Последних и первых людей» , «Время и прилив» , 20 декабря 1930 г. Перепечатано в журнале Fantasy Commentator , 6 (2): 134–136. Осень 1988 г.).
  26. ^ Бенфорд, Грегори , «Предисловие» в книге «Последние и первые люди» . Лондон, Миллениум, 1999. ISBN   1-85798-806-X стр. ix–xi.
  27. ^ Эми Манделькер, Элизабет Пауэрс (12 мая 1999 г.). Души-пилигримы: Сборник духовной автобиографии . Саймон и Шустер. п. 521. ИСБН  9780684843117 .
  28. ^ Роберт Кроссли (1994). Олаф Стэплдон: Говоря о будущем . Издательство Сиракузского университета. п. 388 . ISBN  9780815602811 . В лекции в Школе Нового Возрождения в Лондоне он повторил главный парадокс своей духовной жизни: «Агностицизм не только не разрушает религию, но и является воротами к живой религии». ... В антологии религии 1949 года Олаф просто и точно выразил проблему, над которой он боролся всю свою жизнь: эмоциональную неадекватность атеизма и интеллектуальную неприемлемость теизма. Для него дух означал характер устремления, а не субстанцию, приписываемую душам или божествам.
  29. ^ Геогеган, Винсент (29 марта 2012 г.). Социализм и религия . Рутледж. ISBN  9781136709609 .
  30. ^ Олаф Стэплдон. «Великая уверенность» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2018 года . Проверено 5 мая 2016 г.
  31. ^ Лиэль Лейбовиц (ноябрь 2011 г.). «Звездные люди» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2018 года . Проверено 4 сентября 2018 г.
  32. ^ «Что такое трансгуманизм?» . Проверено 29 января 2021 г.
  33. ^ «Статья: «Человек из МОНСТРА» Замок Франкенштейна , том 2, № 4 (1966)» . Поклонники Дэвида МакКаллума онлайн . Проверено 25 января 2008 г.
  34. ^ «Статья: «Последние и первые люди» (2017)» . Манчестерский международный фестиваль . Проверено 25 января 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50f2a27aade51ce01007e34d3f241d72__1720700220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/72/50f2a27aade51ce01007e34d3f241d72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olaf Stapledon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)