Олаф Стэплдон
Олаф Стэплдон | |
---|---|
![]() Олаф Стэплдон | |
Рожденный | Сиком , Уолласи , Чешир, Англия, Великобритания | 10 мая 1886 г.
Умер | 6 сентября 1950 г. Калди , Чешир, Англия, Великобритания | ( 64 года
Занятие | Писатель , философ |
Жанр | Научная фантастика , философия |
Известные работы | Создатель звезд , Последние и первые люди , Странный Джон |
Уильям Олаф Стэплдон (10 мая 1886 — 6 сентября 1950) — британский философ и автор научной фантастики . [1] [2] В 2014 году он был введен в Зал славы научной фантастики и фэнтези .
Жизнь
[ редактировать ]Стэплдон родился в Сикомбе , Уолласи , на полуострове Уиррал в Чешире, единственный сын Уильяма Клиббетта Стэплдона и Эммелин Миллер. Первые шесть лет своей жизни он провел с родителями в Порт-Саиде , Египет. Он получил образование в школе Эбботсхолм в Дербишире и колледже Баллиол в Оксфорде , где в 1909 году получил бакалавра степень современной истории (второй класс), а в 1913 году получил степень магистра . [3] [4] После непродолжительной работы учителем в Манчестерской гимназии он работал в судоходных офисах в Ливерпуле и Порт-Саиде с 1910 по 1912 год. С 1912 по 1915 год Стэплдон работал в ливерпульском отделении Образовательной ассоциации рабочих . [2]
Во время Первой мировой войны он отказывался от военной службы по соображениям совести . [2] Стэплдон работал водителем скорой помощи в отделении скорой помощи друзей во Франции и Бельгии с июля 1915 по январь 1919 года; за храбрость он был награжден Военным крестом . [5] Его опыт военного времени повлиял на его пацифистские убеждения и поддержку Мирового Правительства. [6] 16 июля 1919 года он женился на Агнес Зене Миллер (1894–1984), двоюродной сестре из Австралии. [2] Впервые они встретились в 1903 году, а затем поддерживали переписку на протяжении всей войны. У них родилась дочь Мэри Сидни Стэплдон (1920–2008) и сын Джон Дэвид Стэплдон (1923–2014). В 1920 году они переехали в Вест-Кирби .
Стэплдон получил доктора степень философии в Ливерпульском университете в 1925 году и использовал свою докторскую диссертацию в качестве основы для своей первой опубликованной книги в прозе «Современная теория этики» (1929). [5] Однако вскоре он обратился к художественной литературе в надежде представить свои идеи более широкой публике. Относительный успех «Последних и первых людей» (1930) побудил его стать писателем на постоянной основе. Он написал продолжение « Последние люди в Лондоне» , а за ним последовало множество других книг, как художественных, так и философских. [7]
На время Второй мировой войны Стэплдон отказался от своего пацифизма и поддержал военные действия. [5] В 1940 году семья Стэплдонов построила и переехала в новый дом на Саймонс-Филд, в Калди , в Уиррале. Во время войны Стэплдон стал общественным защитником Дж. Б. Пристли и Ричарда Экланда левой Партии Содружества . [5] а также британская интернационалистическая группа Federal Union . [8] Он поддержал реализацию рекомендаций отчета Бевериджа. [9] и выступил на первом публичном собрании Левого книжного клуба . «Группы читателей и писателей» [10]
Некоторые комментаторы назвали Стэплдона марксистом, хотя Стэплдон дистанцировался от этого ярлыка, заявив: «Я не марксист, но я многому научился у марксистов, и я не антимарксист». [11] хотя он и называл себя социалистом. [12]
После 1945 года Стэплдон много путешествовал с лекциями. Артур Кларк, как председатель Британского межпланетного общества, пригласил его выступить с докладом о социальных и биологических аспектах освоения космоса. [13] Он также путешествовал по всему миру, посетив Нидерланды, Швецию и Францию, а в 1948 году он выступил на Всемирном конгрессе интеллектуалов за мир во Вроцлаве , Польша. Он присутствовал на Конференции за мир во всем мире, проходившей в Нью-Йорке в 1949 году, и был единственным британцем, получившим для этого визу. В 1950 году он стал участником движения против апартеида . После недели лекций в Париже он отменил запланированную поездку в Югославию и вернулся в свой дом в Калди, где внезапно скончался от сердечного приступа. [5]
Стэплдон был кремирован в крематории Ландикан . Его вдова и их дети развеяли его прах на песчаных скалах с видом на устье реки Ди , его любимое место, упомянутое не в одной из его книг. Стэплдон-Вуд, расположенный на юго-восточной стороне холма Калди , назван в его честь. [14]
Работает
[ редактировать ]Художественная литература Стэплдона часто представляет стремления некоего разума, подавленного равнодушной вселенной и ее обитателями, которые, не по своей вине, неспособны понять ее высокие стремления. Он наполнен главными героями, которых мучает конфликт между своими «высшими» и «низшими» импульсами. [2]
Сочинения Стэплдона оказали непосредственное влияние на Артура Кларка . [15] Брайан Олдисс , [16] Станислав Лем , Бертран Рассел , [17] Джон Глоаг , [18] Наоми Митчисон , [19] К.С. Льюис , [20] Вернор Виндж , [21] Джон Мейнард Смит [22] и косвенно повлиял на многих других, внеся множество идей в мир научной фантастики. Кларк писал: [13]
«В 1930 году я попал под чары гораздо более грамотного влияния, когда обнаружил в Публичной библиотеке Майнхеда только что опубликованную книгу У. Олафа Стэплдона « Последние и первые люди » . Ни одна книга ни до, ни после никогда не имела такого влияния на мое воображение; Стэплдонские перспективы миллионов и сотен миллионов лет, взлет и падение цивилизаций и целых человеческих рас изменили весь мой взгляд на Вселенную и с тех пор оказали влияние на большую часть моих произведений».
Такие идеи, как «сверхразум», состоящий из множества индивидуальных сознаний, составляют постоянную тему в его работах. Star Maker содержит первое известное описание того, что сейчас называется сферами Дайсона . Фримен Дайсон считает, что роман подал ему эту идею, и даже заявил в интервью, что более подходящим названием было бы «Стэплдонская сфера». [23] «Последние и первые люди» содержат ранние описания генной инженерии. [24] и терраформирование . Сириус описывает собаку, интеллект которой увеличен до уровня человека. Работа Стэплдона также относится к современным интеллектуальным модам (например, к вере в экстрасенсорное восприятие ).
«Последние и первые люди », «будущая история» 18 последовательных видов человечества, и «Создатель звезд» , краткая история Вселенной, были высоко оценены такими разными деятелями, как Хорхе Луис Борхес , Дж. Б. Пристли , Бертран Рассел , Алджернон Блэквуд , [25] Хью Уолпол , Арнольд Беннетт , Вирджиния Вульф (Стэплдон вел переписку с Вульфом) и Уинстон Черчилль . [26] Напротив, философия Стэплдона оттолкнула К.С. Льюиса , чья «Космическая трилогия» была написана частично в ответ на то, что Льюис считал аморальностью, хотя Льюис восхищался изобретательностью Стэплдона и описывал его как «поразительно хорошего писателя». [27] На самом деле Стэплдон был агностиком, враждебно настроенным по отношению к религиозным институтам . [28] но не из-за религиозных стремлений, факт, который привел его к разногласиям с Гербертом Уэллсом в их переписке. [29]
Одновременно с преподаванием философии в Ливерпульском университете, где сейчас находится архив Олафа Стэплдона, Стэплдон читал лекции по английской литературе , промышленной истории и психологии . Он написал множество научно-популярных книг на политические и этические темы, в которых выступал за рост «духовных ценностей», которые он определял как ценности, выражающие стремление к большему осознанию себя в более широком контексте («личность в -сообщество"). [2] Сам Стэплдон называл своими духовными ценностями интеллект, любовь и творческое действие. [30] Его философия находилась под сильным влиянием Спинозы . [31]
Стэплдон считается одним из предшественников современного трансгуманистического движения. [32]
Права на фильм
[ редактировать ]Кинопродюсер и режиссер Джордж Пал купил права на «Странного Джона» , а в 1966 году журнал «Замок Франкенштейна» сообщил, что Дэвид МакКаллум . главную роль сыграет [33]
В 2017 году была выпущена мультимедийная адаптация романа «Последние и первые люди» исландского композитора Йохана Йоханнссона , номинированного на «Оскар» , с повествованием Тильды Суинтон и живой партитурой в исполнении Филармонии BBC. [34]
В 2019 году Джастин Макдональд и Кейт Ходжсон написали, спродюсировали и сыграли главные роли в короткометражной экранизации книги Стэплдона «Современный волшебник». Режиссер Марк Хеллер, в фильме также был озвучен Брайан Кокс . Это была первая экранизация литературных произведений Стэплдона.
Библиография
[ редактировать ]Вымысел
[ редактировать ]- Последние и первые люди : История ближайшего и далекого будущего (1930) ( ISBN 1-85798-806-X )
- Последние люди в Лондоне (1932) ( ISBN 0-417-02750-8 )
- Странный Джон : История между шуткой и серьезностью (1935) ( ISBN 0-413-32900-3 )
- Создатель звезд (1937) ( ISBN 0-8195-6692-6 ) Обложка первого издания Бипа Пареса
- Тьма и свет (1942) ( ISBN 0-88355-121-7 )
- Старик в Новом Свете (рассказ, 1944)
- Сириус : Фантазия любви и раздора (1944) ( ISBN 0-575-07057-9 )
- Смерть в жизнь (1946)
- Пламя: Фэнтези (1947)
- Разделенный человек (1950) ( ISBN 0-19-503087-7 )
- Четыре встречи (1976) ( ISBN 0-905220-01-3 )
- Nebula Maker (черновики Star Maker , 1976) ( ISBN 0-905220-06-4 )
- Восток есть Запад (посмертно, 1979)
Научная литература
[ редактировать ]- Современная теория этики: исследование отношений этики и психологии (1929)
- Пробуждающийся мир (1934)
- Святые и революционеры (1939)
- Новая надежда для Британии (1939)
- Философия и жизнь , 2 тома (1939).
- За пределами «измов» (1942)
- Семь столпов мира (1944)
- Молодежь и завтра (1946)
- Межпланетный человек? (1948)
- Открытие глаз (редактор Агнес З. Стэплдон, 1954)
Поэзия
[ редактировать ]- Псалмы последних дней (1914)
Коллекции
[ редактировать ]- Миры чудес: Три сказки фэнтези (1949)
- До конца времен: лучшее из Олафа Стэплдона (редактор Бэзила Дэвенпорта, 1953) ( ISBN 0-8398-2312-6 )
- Призвание в далекое будущее: несобранная научная фантастика и фантазии Олафа Стэплдона (редактор Сэма Московица, 1979 г. ) ISBN 1-880418-06-1 )
- Читатель Олафа Стэплдона (ред. Роберта Кроссли , 1997)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энди Сойер, «[Уильям] Олаф Стэплдон (1886-1950)», в Боулде, Марке и др., ред. Пятьдесят ключевых фигур научной фантастики . Нью-Йорк: Routledge, 2010. (стр. 205–210). ISBN 1135285349 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джон Киннэрд, «Стэплдон (Уильям) Олаф» в книге Кертиса К. Смита, « Писатели-фантасты двадцатого века» . Чикаго, Сент-Джеймс, 1986 год. ISBN 0912289279 (стр. 693–6).
- ^ Киннэрд, Джон. Олаф Стэплдон . Борго Пресс, 1986. ISBN 978-0-916732-55-4
- ^ Календарь Оксфордского университета, 1915 г., с. 182
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Винсент Геохеган, «Олаф Стэплдон: религиозный, но не христианин» в книге «Социализм и религия: пути к общему богатству ». Лондон: Routledge, 2011. ISBN 9780415668286 (стр. 85–108).
- ^ «Видения будущего: Олаф Стэплдон — Центр архивов» .
- ^ "Олаф Стэплдон". Дж. Л. Кэмпбелл-старший, в книге EF Bleiler , изд. Писатели-фантасты . Нью-Йорк: Scribners, 1982. стр. 91–100. ISBN 978-0-684-16740-4
- ^ Андреа Боско, Федеральный союз и истоки «предложения Черчилля»: федералистские дебаты в Соединенном Королевстве от Мюнхена до падения Франции, 1938-1940 Лондон: Lothian Foundation Press, 1992. ISBN 1872210198 (стр. 50)
- ^ Кроссли, Роберт (1994). Олаф Стэплдон: Говоря о будущем . Издательство Сиракузского университета. п. 306.
- ^ Мулхерн, Фрэнсис (2020). Момент «исследования» . Версо.
- ^ «Я не марксист, но я многому научился у марксистов, и я не антимарксист... Марксизм и христианство проистекают из одного и того же эмоционального опыта, но каждое по-своему неверно истолковывает, фальсифицирует». цитируется в книге Геохегана Винсента « Социализм и религия: пути к общему благосостоянию» .
- ^ Геогеган, Винсент (2012). Социализм и религия: пути к общему благосостоянию . Тейлор и Фрэнсис. п. 209.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кларк, Артур К. (1983). Страж . Нью-Йорк: Книги Беркли. стр. 3–4. ISBN 0-425-09389-1 .
- ^ «Чешир сейчас – Калди Хилл» . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ «Взгляд в далекое-далекое будущее: Олаф Стэплдон» . Обзоры Киркуса .
- ^ «Искусство пингвинской научной фантастики: память о будущем» . www.penguinsciencefiction.org .
- ^ Марк Брейк (2012). Воображаемая инопланетная жизнь: пропаганда науки и культуры астробиологии . Издательство Кембриджского университета. п. 225. ИСБН 9781139851091 .
Работы Стэплдона оказали большое влияние не только на ключевых фигур в нашей собственной истории плюрализма, таких как Артур Кларк и Станислав Лем, но и на таких разнообразных фигур, как Хорхе Луис Борхес, Бертран Рассел, Том Винтрингем, Вирджиния Вульф и Уинстон Черчилль.
- ^ Раддик, Николас, «Научная фантастика», в Брайане В. Шаффере, Джоне Клементе Болле, Патрике О'Доннелле, Дэвиде В. Мэддене и Джастусе Ниланде, Энциклопедии художественной литературы двадцатого века. Джон Уайли и сыновья, 2010 г. ISBN 1405192445 (стр. 333).
- ^ «Митчисон, Наоми», в контрольном списке научной фантастики и фэнтези-литературы, 1700–1974: с современными авторами научной фантастики II . Роберт Реджинальд, Дуглас Менвилл, Мэри А. Берджесс Детройт – Исследовательская компания Гейла. ISBN 0810310511 (стр. 1002)
- ^ Лейбовиц, Лиэль (1 ноября 2011 г.). «Звездные люди» . Таблетка . Архивировано из оригинала 23 апреля 2016 года . Проверено 1 марта 2016 г. Кроме того, К.С. Льюис цитирует Олафа Стэплдона как источник вдохновения в своем предисловии к «Эта отвратительная сила» .
- ^ Менон, Анил. «Статья: Интервью: Вернор Виндж» . Strangehorizons.com. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Дворский, Георгий (24 апреля 2004 г.). «Джон Мейнард Смит и Олаф Стэплдон» . Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ «Смысл жизни.tv» . Смысл жизни.tv. Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ «Краткое содержание последних и первых людей — eNotes.com» . электронные заметки .
- ^ Блэквуд, Алджернон. «Космические триллеры» (обзор «Последних и первых людей» , «Время и прилив» , 20 декабря 1930 г. Перепечатано в журнале Fantasy Commentator , 6 (2): 134–136. Осень 1988 г.).
- ^ Бенфорд, Грегори , «Предисловие» в книге «Последние и первые люди» . Лондон, Миллениум, 1999. ISBN 1-85798-806-X стр. ix–xi.
- ^ Эми Манделькер, Элизабет Пауэрс (12 мая 1999 г.). Души-пилигримы: Сборник духовной автобиографии . Саймон и Шустер. п. 521. ИСБН 9780684843117 .
- ^ Роберт Кроссли (1994). Олаф Стэплдон: Говоря о будущем . Издательство Сиракузского университета. п. 388 . ISBN 9780815602811 .
В лекции в Школе Нового Возрождения в Лондоне он повторил главный парадокс своей духовной жизни: «Агностицизм не только не разрушает религию, но и является воротами к живой религии». ... В антологии религии 1949 года Олаф просто и точно выразил проблему, над которой он боролся всю свою жизнь: эмоциональную неадекватность атеизма и интеллектуальную неприемлемость теизма. Для него дух означал характер устремления, а не субстанцию, приписываемую душам или божествам.
- ^ Геогеган, Винсент (29 марта 2012 г.). Социализм и религия . Рутледж. ISBN 9781136709609 .
- ^ Олаф Стэплдон. «Великая уверенность» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2018 года . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Лиэль Лейбовиц (ноябрь 2011 г.). «Звездные люди» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2018 года . Проверено 4 сентября 2018 г.
- ^ «Что такое трансгуманизм?» . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Статья: «Человек из МОНСТРА» Замок Франкенштейна , том 2, № 4 (1966)» . Поклонники Дэвида МакКаллума онлайн . Проверено 25 января 2008 г.
- ^ «Статья: «Последние и первые люди» (2017)» . Манчестерский международный фестиваль . Проверено 25 января 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Олафа Стэплдона в Faded Page (Канада)
- Архив Олафа Стэплдона в Ливерпульского университета Центре Сан-Франциско
- Работает в Project Gutenberg Australia.
- Олаф Стэплдон в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Олаф Стэплдон в Зале славы научной фантастики и фэнтези
- Олаф Стэплдон из Библиотеки Конгресса , с 40 записями в библиотечном каталоге (в том числе 1 «из старого каталога» как Уильям Олаф)
- Оцифрованные работы Олафа Стэплдона в Публичной библиотеке Торонто
- 1886 рождений
- 1950 смертей
- Британские писатели рассказов XX века
- Английские романисты XX века
- Английские философы XX века
- Английские поэты XX века
- Академики Ливерпульского университета
- Выпускники Баллиол-колледжа в Оксфорде
- Выпускники Ливерпульского университета
- Британские специалисты по этике
- Английские агностики
- Английские антивоенные активисты
- Английские отказники от военной службы по соображениям совести
- Английские романисты-мужчины
- Английские поэты-мужчины
- Английские авторы рассказов мужского пола
- Английские авторы рассказов
- Английские пацифисты
- Английские писатели-фантасты
- Английские социалисты
- Авторы потерянного поколения
- Люди, связанные с отделением скорой помощи друзей
- Люди, получившие образование в школе Эбботсхолм
- Люди из Уолласи
- Философы истории
- Британские философы разума
- Британские философы науки
- Философы технологии
- Писатели-философы
- Призывники Зала славы научной фантастики
- Британские трансгуманисты
- Английские писатели-мужчины XX века