Мужчина после мужчины
![]() Обложка первого издания. На обложке изображен «потомок Химеза Смута», потомок человека, путешествовавшего в космос, живущего через пять миллионов лет в будущем. | |
Автор | Дугал Диксон |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Спекулятивная эволюция научная фантастика |
Издатель | Блэндфорд Пресс (Великобритания) Сент-Мартинс Пресс (США) |
Дата публикации | 1990 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 128 |
ISBN | 978-0713720716 |
«Человек после человека: антропология будущего» — это книга о спекулятивной эволюции и научной фантастике 1990 года , написанная шотландским геологом и палеонтологом Дугалом Диксоном и проиллюстрированная Филипом Худом. В книге также есть предисловие Брайана Олдисса . «Человек после человека» исследует гипотетический будущий путь эволюции человека, простирающийся от 200 лет до 5 миллионов лет в будущем, при этом несколько будущих человеческих видов будут развиваться посредством генной инженерии и естественными способами на протяжении всей книги. [ 1 ]
«Человек после человека» — третья работа Диксона о спекулятивной эволюции после «После человека» (1981) и «Новые динозавры» (1988). В отличие от двух предыдущих книг, которые были написаны во многом как полевые справочники , основное внимание в «Человеке после человека» уделяется индивидуальным перспективам будущих человеческих особей различных видов. «Человек после человека» , как и его предшественники, использует вымышленную обстановку для исследования и объяснения реальных природных процессов, в данном случае изменения климата глазами различных потомков человека в книге, которые были созданы специально, чтобы адаптироваться к нему.
Рецензии на «Человек после человека» в целом были положительными, но более неоднозначными, чем на предыдущие книги, и критиковали ее научную основу в большей степени, чем рецензии на ее предшественников. Сам Диксон не любит книгу, назвав ее «катастрофой проекта». Во время написания книга значительно изменилась по сравнению с ее первоначальной концепцией, которую Диксон вместо этого перепрофилировал для своей более поздней книги «Зеленый мир» (2010).
Краткое содержание
[ редактировать ]«Человек после человека» исследует воображаемый будущий эволюционный путь человечества, от 200 лет до пяти миллионов лет в будущем. Он содержит несколько технологических, социальных и биологических концепций, в первую очередь генную инженерию, а также паразитизм , рабство и выборную хирургию . В результате технологического мастерства человечества эволюция ускоряется, создавая несколько видов с различными внутривидовыми отношениями , многие из которых неузнаваемы как люди. [ 2 ]
Вместо формата, напоминающего путеводитель , как в предыдущих книгах Диксона, «После человека» (1981) и «Новые динозавры» (1988), а также вместо традиционного повествовательного стиля большинства научно-фантастических произведений, книга рассказывается посредством коротких рассказов, изолированных последовательностей событий. драматические события в жизни избранных представителей будущего человеческого вида, представленные Диксоном. Генетически модифицированные люди будущего, насчитывающие в общей сложности около 40 видов в книге, встречаются в нескольких различных и разнообразных формах, причем сначала генетически модифицированные формы представляют собой расы рабов, созданные для выживания под водой и в космосе без необходимости защитного снаряжения и костюмов. описывается как «окончательный триумф генного инженера». [ 3 ] [ 4 ]
В конце концов современное человечество вымирает, а технологии исчезают. Поскольку последующие человеческие виды были созданы неразумными и похожими на животных, чтобы заново заселить экосистемы Земли, такие понятия, как культура и цивилизация, исчезают, и жизнь большинства потомков человека вращается вокруг сбора пищи и выживания в суровых условиях природы. [ 3 ] [ 4 ] В конце концов, когда существа начинают заново открывать технологии и цивилизацию, их посещают потомки людей, которые покинули планету в космос миллионы лет назад, не подозревая, что они прибыли на родной мир своих предков. Посетители порабощают различные виды землян, используя генную инженерию, чтобы превратить их в вьючных животных и домашний скот. Разграбив ресурсы планеты, они в конечном итоге уходят, оставляя Землю непригодной для проживания людей, а различные человеческие виды в конечном итоге вымирают. В конце концов, от человечества остался вид водного человека, обитающий в глубинах океана. Книга заканчивается на относительно обнадеживающей ноте: в тексте утверждается, что когда-нибудь последние остатки человечества смогут эволюционировать, чтобы соответствовать радикально изменившимся условиям бесплодной поверхности, «если они смогут достаточно измениться».
Разработка
[ редактировать ]Диксона по спекулятивной эволюции Предыдущие проекты книг , «После человека» (1981) и «Новые динозавры» (1988), использовали вымышленные примеры для иллюстрации реальных фактических природных процессов. «После того, как человек» сосредотачивается на процессах эволюции и проецирует их в гипотетический сценарий будущего, действие которого происходит через 50 миллионов лет после вымирания человечества, где различные гипотетические виды животных будущего используются для объяснения концепций эволюции. Тем временем «Новые динозавры» фокусируются на науке зоогеографии , используя вымышленные виды в мире, где событие мел-палеогенового вымирания никогда не объясняло этот процесс. [ 5 ]
«Человек после человека» следует той же традиции, хотя процесс, который нужно объяснить, изменился во время создания книги. Первоначально «Человек после человека» должен был рассказывать о том, как человечество избегает таких катастроф, как перенаселение и массовый голод , изобретая путешествия во времени и перемещаясь на 50 миллионов лет в будущее, чтобы восстановить цивилизацию. Действие этого оригинального «Человека после человека» должно было происходить в том же мире, что и «После человека» , и было сосредоточено на техногенных катастрофах, разрушающих экосистему, созданную в предыдущей книге. Диксон не хотел участвовать в окончательной версии проекта, который вместо этого был сосредоточен на изменении климатических условий глазами будущего человеческого вида, созданного для адаптации к ним. [ 6 ] и в последующих интервью назвал это «катастрофой проекта». [ 5 ] «Человек после человека» - единственная из спекулятивных эволюционных работ Диксона, не представленная на его веб-сайте. [ 7 ]
Первоначальная концепция «Человек после человека» , согласно которой человечество разрушает устоявшуюся экосистему, позже была использована Диксоном для другого проекта, в котором человечество колонизировало чужую планету со сложной и уникальной экосистемой. Этот проект, опубликованный как книга «Зеленый мир» в 2010 году (хотя пока изданный только в Японии ), рассказывает о колонизации человеком планеты «Зеленый мир» на протяжении тысячи лет, показывая, как человечество влияет на ее экосистему. [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]Как и его предшественники «После человека» и «Новые динозавры» , «Человек после человека» получил в целом положительные отзывы, хотя научная направленность книги подверглась критике в большей степени, чем та, которая изложена в предыдущих работах. В статье для Los Angeles Times обозреватель Джон Уилкс сравнил будущее, исследованное в «Человеке после человека» , с миром фильма « Бегущий по лезвию» (1982) в его мрачных изображениях «технологического прогресса, переходящего в человеческую порочность». Уилкс похвалил вводные главы книги, особенно «простую для понимания и ясно иллюстрированную» главу о генетике. Различные будущие человеческие виды Уилкс назвал «поистине чудесными», но «несчастными». Уилкс также похвалил «поразительные» иллюстрации Филипа Худа, особенно иллюстрацию «вакууморфа», хотя отметил, что некоторые из его работ были несколько сомнительными с анатомической точки зрения и что некоторые аспекты науки и техники в книге «вызывают вопросы, слишком сложные, чтобы их здесь описывать». . Он пришел к выводу, что самой сильной стороной работы была ее способность «вызывать сочувствие к таким странным существам». [ 3 ]
В статье для журнала The Skeptic британский критик и писатель Дэвид Лэнгфорд заявил, что книга представляет собой «превосходную постановку для журнального столика», но нашел ее «познавательной и веселой», а не реалистичной. В частности, Лэнгфорд поставил под сомнение разбросанное использование термина «телепатия» и генную инженерию людей, способных жить в космосе и под водой без костюмов, хотя костюмы, несомненно, были бы более экономичными и позволили бы избежать создания расы рабов, выживание которых зависит от высоких технологий. Он нашел наиболее сомнительным решением заселение экосистемы Земли человеческими видами, задуманными как неразумные, хотя и отметил, что «первоначальная предпосылка, как только она будет принята, станет хорошей, поразительной вещью». [ 4 ]
Британский палеонтолог Генри Джи дал «Человеку после человека» отрицательный отзыв в журнале Nature . Джи счел книгу «в высшей степени невероятной путаницей» и раскритиковал Диксона за «обход этики» различных исследованных социальных событий. Он также считал, что книга больше похожа на аннотацию научно-фантастического романа, чем на научную работу, и нашел иллюстрации «люмпенскими и юношескими». Он также отметил, что, по его мнению, эта работа намного уступает « После человека» и «Новых динозавров» и что применение того же формата с изобретенной латинской номенклатурой для различных человеческих видов в «Человеке после человека» было «совершенно нелепым». [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Джордж Томас Куриан и Грэм Т.Т. Молитор включили книги «После человека» и «Человек после человека» в число ста самых влиятельных книг о будущем в своей «Энциклопедии будущего» (1996). [ 9 ] Man After Man часто характеризуют как «антиутопию». [ 2 ] [ 10 ] представляет собой «шоу уродов генной инженерии» и больше похоже на научную фантастику, чем на науку, в отличие от « После человека» и «Новых динозавров» . [ 2 ] Некоторые иллюстрации из «Man After Man» превратились в интернет-мемы ; особенно распространена иллюстрация, изображающая «лесника», нападающего на «тундровика», с добавленным текстом «Поздравление сезона». [ 11 ]
Некоторые исследователи, такие как антрополог Мэтью Вольф-Мейер , охарактеризовали Человеком после человека» видение будущего « как нигилистическое . Вольф-Мейер оценил Man After Man в 2019 году как «высшее унижение человечества перед лицом созданного им мира». [ 12 ] В 2001 году Уильям Лейсс охарактеризовал иллюстрации в «Человеке после человека » как «весьма поразительные» и «[дающие] много пищи для размышлений». [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Трансчеловеческий
- Постчеловек
- «Последние и первые люди » (1930) Олафа Стэплдона - книга, в которой аналогичным образом исследуются будущие люди и их потомки.
- «Все завтра» (2006) К.М. Коземена – еще одна книга, в которой аналогичным образом исследуются будущие люди и их потомки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диксон, Дугал (1990). Человек после человека . Блэндфорд Пресс. ISBN 978-0713720716 .
- ^ Jump up to: а б с Якуб, Люси (19 сентября 2018 г.). «Дикие предположения: эволюция после человека» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Уилкс, Джон (25 сентября 1990 г.). «РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: Столкновение надежды и отчаяния в вымышленном будущем в «Человеке после человека» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Лэнгфорд, Дэвид (1990). «Человек после мужчины» . Ansible.uk . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Нэйш, Даррен. «О после человека, новых динозаврах и зеленом мире: интервью с Дугалом Диксоном» . Сеть блогов Scientific American (интервью) . Проверено 21 сентября 2018 г.
- ^ «Интервью с Дугалом Диксоном — OUGH.gr» . OUGH.gr (Интервью) . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ «Спекулятивная зоология» . Дугал Диксон . Проверено 13 июля 2021 г.
- ^ Ну и дела, Генри (1990). «Второе предположение» (PDF) . Природа . 345 (6275): 489. Бибкод : 1990Natur.345..489G . дои : 10.1038/345489a0 . S2CID 4267519 .
- ^ Ломбардо, Томас (2006). Современная футуристическая мысль: научная фантастика, исследования будущего, теории и видения будущего в прошлом веке . АвторДом. п. 141. ИСБН 978-1-4678-0595-7 .
- ^ Фиш, Грег (15 декабря 2010 г.). «Ваша доза графического антиутопического постгуманизма» . Странные вещи . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ «Поздравления сезона / Грисона» . Знай свой мем . 13 декабря 2017 года . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Вольф-Мейер, Мэтью Дж. (2019). «Нигилизм глубокого времени: человек после человека и после». Теория будущего мира: спекулятивная фантастика и апокалиптическая антропология . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-1452961590 .
- ^ Лейсс, Уильям (2001). В Палате рисков: понимание споров о рисках . McGill-Queen's Press - MQUP. п. 359. ИСБН 978-0-7735-6951-5 .