В стенах Эрикса
« В стенах Эрикса » — рассказ американских писателей Лавкрафта и Кеннета Дж. Стерлинга . [ 1 ] написан в январе 1936 года и впервые опубликован в журнале Weird Tales в октябре 1939 года. Это научно-фантастический рассказ, посвященный исследованию космоса в ближайшем будущем.
Сюжет
[ редактировать ]История, написанная от первого лица , описывает жизнь и смерть старателя планеты Венера , который, работая в горнодобывающей компании, попадает в ловушку невидимого лабиринта.
Действие истории разворачивается в будущем, когда человечество освоило космические путешествия и приступило к исследованию Венеры. Там они обнаруживают ценные хрустальные шары, которые можно использовать в качестве источника электроэнергии, а также расу примитивных «человеков-ящериц», которые ревностно охраняют кристаллы и нападают на любого человека, пытающегося их забрать.
Рассказчик Кентон Дж. Стэнфилд — один из многих исследователей, нанятых для сбора кристаллов. Он оснащен дыхательным аппаратом, питаемым кубами кислорода (поскольку атмосфера Венеры не может поддерживать человеческую жизнь), кожаным защитным костюмом, а также «пламенным пистолетом», который можно использовать против людей-ящериц.
Выполняя рутинное задание, рассказчик сталкивается с причудливой структурой: лабиринтом, стены которого совершенно невидимы, внутри которого находится кристалл необычайно большого размера. Приз принадлежит мертвому старателю. Главный герой, уверенный, что сможет составить карту лабиринта, после сбора кристалла направляется в центр, чтобы исследовать структуру. Однако вскоре он обнаруживает, что неправильно оценил лабиринт и не может изменить точку входа.
Запертый в лабиринте запас кислорода и воды рассказчика постепенно начинает иссякать, и вскоре люди-ящерицы начинают собираться снаружи лабиринта, чтобы наблюдать за ним и издеваться над ним. Осознав тщетность своего положения, рассказчик начинает понимать религиозное значение кристаллов для людей-ящериц, а также понимает, что природа лабиринта как построенной структуры и как ловушки указывает на то, что люди-ящерицы на самом деле более умнее, чем люди готовы признать. Со временем он понимает, что его ждет та же участь, что и предыдущего старателя.
Умирая, рассказчик записывает свои наблюдения на футуристической форме записывающей бумаги. Он описывает, как в свои последние минуты жизни у него появилось чувство родства с людьми-ящерицами, и умоляет свое начальство оставить в покое Венеру, людей-ящериц и кристаллы, поскольку они хранят в себе тайны, которые человечество не может постичь, и человечеству на самом деле нет необходимости их эксплуатировать.
Показания рассказчика вместе с его телом вскоре были обнаружены поисковой группой, которая обнаружила дополнительный выход сразу за землей, где умер Стэнфилд, который старатель пропустил, пытаясь нанести на карту лабиринт. Однако его предсмертные призывы к человечеству оставить Венеру в покое отвергаются его работодателями как прискорбное слабоумие, вызванное его отчаянным положением, и вместо этого компания по добыче кристаллов решает использовать драконовские меры, чтобы полностью уничтожить людей-ящеров.
Анализ
[ редактировать ]Имя главного героя рассказа Кентона Дж. Стэнфилда очень похоже на имя его соавтора Кеннета Дж. Стерлинга. Эрикс , или Эрикинское нагорье, — это (вымышленное) обширное плато на Венере . В отличие от реальной планеты, Венера Лавкрафта имеет тропический климат и заполнена пышными болотистыми джунглями, хотя ее атмосфера ядовита для человека, и в то же время не настолько опасна, чтобы требовать герметичных скафандров .
темы предрассудков , религиозной нетерпимости и дискриминации В рассказе очевидны . Ссылки в рассказе на «извивающихся акманов» и «эфье-сорняки» считаются шутками, адресованными Форресту Дж. Акерману , корреспонденту, с которым Лавкрафт враждовал из-за критики Акерманом рассказа Кларка Эштона Смита . [ 2 ]
История содержит несколько других шуток , в том числе отсылки к «фарнотским мухам» (от имени Weird Tales редактора Фарнсворту Райту ) и «уграм» (происходящим от «Крысы Хьюго», неласкового прозвища Лавкрафта для Wonder Stories редактора Хьюго Гернсбека ). [ 3 ]
Учитывая взгляды Лавкрафта на космические путешествия в его письмах и научной литературе, вероятным местом действия этой истории является начало двадцать второго века. Хотя он обычно не ассоциируется с тем, что стало называться « Мифом Ктулху », он не противоречит ему, и его легче согласовать, чем «Дневник Алонсо Тайпера» с вдохновленным теософией использованием Владык Венеры. [ 4 ]
Письмо
[ редактировать ]Стерлинг, не по годам развитый ученик средней школы Провиденса, который подружился с Лавкрафтом в прошлом году, дал Лавкрафту черновик рассказа в январе 1936 года. Этот черновик включал идею невидимого лабиринта — концепцию, которую Стерлинг вспоминает как заимствованную из рассказа «Монстр -Бог Мамурта» Эдмонда Гамильтона , опубликованный в августовском номере журнала Weird Tales за 1926 год , в котором было показано невидимое здание в пустыне Сахара . [ 3 ]
Лавкрафт полностью переписал черновик Стерлинга, увеличив объем рассказа до 12 000 слов (с первоначальных 6 000–8 000). Хотя первоначальный черновик не сохранился, считается, что большая часть прозы в опубликованной версии принадлежит Лавкрафту. [ 3 ]
Эдвард Гимон и Гораций А. Смит утверждают, что влияние на переписывание Лавкрафта, похоже, оказали его научно-популярная статья 1915 года «Низшие планеты», его неопубликованные предыстории планеты Йекуб из рассказа 1935 года « Вызов из-за пределов» и Олафа. Роман Стэплдона 1930 года «Последние и первые люди» . [ 4 ]
Рассел Дж. Хоули отмечает, что человеко-ящерицы являются частью давней литературной традиции поселения динозавроподобных существ на « болотистой Венере ». [ 5 ]
Прием
[ редактировать ]История, похоже, была отвергнута журналами Weird Tales , Astounding Stories , Blue Book , Argosy , Wonder Stories и, возможно, Amazing Stories . После смерти Лавкрафта он был повторно отправлен в журнал Weird Tales и наконец опубликован в октябрьском номере 1939 года. [ 3 ]
Гимон и Смит отметили параллельное сходство с Венерой, изображенной в рассказе Лавкрафта и двух других произведениях: » Роберта А. Хайнлайна « Логике Империи (1941) и « К.С. Льюиса » Переландре (1943). [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лавкрафт, HP; Стерлинг, Кеннет Дж. «В стенах Эрикса» . SpaceWesterns.com . Проверено 25 апреля 2014 г.
- ^ Джоши и Шульц, с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джоши, ST; Шульц, Дэвид Э. (2004). Энциклопедия Лавкрафта . Гиппокамп Пресс. п. 126. ИСБН 978-0974878911 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гимон, Эдвард; Смит, Гораций А. (2023). Когда звезды правы: Г. П. Лавкрафт и астрономия (первое изд.). Нью-Йорк : Hippocampus Press . стр. 191–209. ISBN 9781614984078 .
- ^ Рассел Дж. Хоули, «Динозавры на Венере!» Доисторические времена , № 116 (2016), 46.
Источники
[ редактировать ]- Лавкрафт, Говард П.; Кеннет Стерлинг (1986) [1939]. «В стенах Эрикса». В ST Джоши (ред.). Дагон и другие жуткие истории (9-е исправленное печатное издание). Саук-Сити : Дом Аркхема . ISBN 978-0-87054-039-4 . Окончательная версия.
- Эдвард Гимон и Гораций А. Смит, Когда звезды правы: Г. П. Лавкрафт и астрономия (Нью-Йорк: Hippocampus Press, 2023).
- Рассел Дж. Хоули, «Динозавры на Венере!» Доисторические времена , № 116 (2016): 46-47.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рассказы 1939 года
- Фантастика о невидимости
- Совместные рассказы
- Научно-фантастические рассказы
- Рассказы Г. П. Лавкрафта
- Рассказы, опубликованные посмертно
- Рассказы, действие которых происходит на Венере
- Работы первоначально опубликованы в журнале Weird Tales.
- Короткие рассказы, действие которых происходит в будущем