Через врата Серебряного Ключа
«Через врата Серебряного Ключа» | |
---|---|
Рассказ Лавкрафта Г. П. Э. Хоффманн Прайс | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | Фэнтези , странная фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Странные сказки |
Дата публикации | июль 1934 г. |
« Через врата Серебряного ключа » — рассказ, написанный в соавторстве американскими писателями Г. П. Лавкрафтом и Э. Хоффманном Прайсом в период с октября 1932 по апрель 1933 года. Продолжение « Серебряного ключа » Лавкрафта и часть серии рассказов. Сосредоточившись на Рэндольфе Картере , он был впервые опубликован в июльском номере журнала Weird Tales за 1934 год .
Сюжет
[ редактировать ]На собрании, на котором решается судьба поместья Рэндольфа Картера (которое находится в доверительном управлении с момента его исчезновения), таинственный Свами Чандрапутра, носящий любопытные варежки и окутывающие мантии, рассказывает знакомым Картера о своей дальнейшей судьбе. Он объясняет, что после выполнения ритуала Серебряный Ключ перенес Картера во Внешнее Расширение, царство, выходящее за пределы пространства-времени , транспортируя его через космическую структуру, известную как Первые Врата. Там Картер встретил Древних, группу мистических существ во главе с Умром ат-Тавилем, опасным существом, о котором предупреждается в « Некрономиконе» , говоря, что те, кто имеет с ним дело, никогда не вернутся. «Умр ат-Тавиль предлагает Картеру возможность глубже погрузиться в космос; после того, как Картер соглашается, Древние проявляют и открывают структуру, известную как Окончательные Врата, которая переносит его в поистине бесконечную пустоту.
Картер, теперь превратившийся в бестелесную грань самого себя, встречает сущность, предположительно Йог-Сотота . Это существо объясняет, что все сознательные существа являются гранями гораздо более великих существ, существующих за пределами традиционной модели трех измерений. Обитатели Абсолютной Бездны — это архетипы, о которых только догадываются редкие мечтатели низких измерений, причем главным среди них является Высший Архетип, а все существа, включая Картера, Йог-Сотота и всех остальных, являются лишь его гранями. . Картер понимает, что Йог-Сотот — всего лишь небольшая и дробная часть Высшего Архетипа. Сущность, по-видимому, гордящаяся достижениями Картера, предлагает исполнить его желание, касающееся многих аспектов, частью которых она является. Картер объясняет, что ему хотелось бы узнать больше о аспектах одной давно вымершей расы на далекой планете Яддит, которой постоянно угрожают чудовищные Дхоулы . Последние несколько месяцев ему снились настойчивые сны о Яддите. Высший Архетип достигает этого, перенося сознание Картера в тело одной из его граней этой расы, волшебника Зкаубы, но не раньше, чем предупреждая Картера, чтобы он запомнил все свои символы и обряды. Картер высокомерно полагает, что один только Серебряный Ключ сможет выполнить это требование, но вскоре выясняется, что желание Картера было ошибкой; он не может сбежать и заперт в теле Зкаубы. Эти два существа находят друг друга отталкивающими, но теперь оказались в ловушке одного и того же тела, периодически меняя доминирование.
После огромного количества времени, проведенного в ловушке на Яддите, Картер находит способ подавить разум инопланетян с помощью наркотиков, а затем использует их технологию вместе с Серебряным Ключом, чтобы вернуться как в настоящее, так и на Землю, где Картер может забрать свою рукопись с помощью символы, которые ему нужны, чтобы восстановить свое первоначальное тело. Оказавшись там, сообщает Свами, Картер все же нашел рукопись и сразу же связался со Свами Чандрапутрой, поручив ему пойти на встречу и сказать, что скоро придет, чтобы вернуть себе свое имущество и продолжать держать его в доверительном управлении. После того, как Свами заканчивает рассказ, один из участников группы, адвокат Аспинволл (двоюродный брат Картера), обвиняет Свами Чандрапутру в том, что он рассказал ложную историю в попытке украсть поместье, утверждая, что он какой-то замаскированный аферист. Когда Аспинуолл разрывает похожее на маску лицо и бороду Свами, выясняется, что Свами вовсе не человек, а Картер, все еще запертый в отвратительном теле Зкаубы. Другие свидетели не видят истинного лица Картера/Зкаубы, но у Аспинволла случается смертельный сердечный приступ. Кризис заставляет разум Зкаубы вновь проявить себя, и инопланетный волшебник входит в любопытные часы в форме гроба (предположительно, это средство передвижения Картера/Зкаубы на Землю) и исчезает.
Рассказ заканчивается расплывчатым постскриптумом, в котором предполагается, что Свами был просто обычным преступником, который загипнотизировал остальных, чтобы они сбежали. Однако, как отмечается в постскриптуме, некоторые детали этой истории кажутся пугающе точными.
Вдохновение
[ редактировать ]История берет свое начало в энтузиазме Прайса по поводу более раннего рассказа Лавкрафта. «Одной из моих любимых историй о ГФЛ был и остается « Серебряный ключ », — писал Прайс в мемуарах 1944 года. «Рассказывая ему об удовольствии, которое я получил, перечитав его, я предложил продолжение, объясняющее [главного героя] Рэндольфа Картера после его исчезновения». действия [ 2 ] Убедив явно сопротивляющегося Лавкрафта согласиться на сотрудничество в создании такого продолжения, Прайс в августе 1932 года написал черновик объемом 6000 слов; В апреле 1933 года Лавкрафт выпустил версию из 14 000 слов, в которой, по оценке Прайса, осталось без изменений «менее пятидесяти моих оригинальных слов». [ 3 ] хотя в «Энциклопедии Лавкрафта» сообщается, что Лавкрафт «сохранил как можно больше концепций Прайса, а также некоторые части его языка». Таким образом, многие из центральных идей этой истории, такие как «Умр ат-Тавиль», разговоры о математических планах и многочисленных гранях Рэндольфа Картера во времени и пространстве, исходят от Прайса, который был хорошо начитан в неоплатонической мысли, теософии и оккультизме . Даже цитата из « Некрономикона» в основном написана Прайсом в общих чертах, хотя и написана более лавкрафтовским языком. [ 4 ] Однако дополнительный сюжет о Яддите был полностью идеей Лавкрафта. Сказки Хоффмана Прайса были восточными, а Умр ат-Тавиль был всего лишь арабом, прожившим в своем проекте сверхъестественно долгую жизнь.
В любом случае, Прайс был доволен результатом, написав, что Лавкрафт «конечно, был прав, отбросив все, кроме основного плана. Я мог только удивляться, что он так много сделал из моего неадекватного и неуклюжего начала». [ 5 ] История появилась под подписями обоих авторов в июльском номере журнала Weird Tales за 1934 год ; Черновик Прайса был опубликован как «Повелитель иллюзий» в «Склепе Ктулху № 10» в 1982 году.
Эдвард Гимон предположил, что на него повлиял роман Джека Лондона 1915 года «Звездный вездеход» , принадлежавший Лавкрафту. [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]Ученый Лавкрафта Уилл Мюррей говорит о «Через врата Серебряного Ключа»: «Как дансанианская фантазия, сотрудничество Прайса и Лавкрафта является провалом; как мифическая история, она богата идеями, но странно разбавлена». [ 7 ] В «Тысяче плато» (1980) Жиль Делёз и Феликс Гваттари назвали эту историю одним из шедевров Лавкрафта. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Публикация: Weird Tales, июль 1934 года» . ИСФДБ . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Э. Хоффман Прайс, Послушник , 1944; цитируется у Картера, с. 93.
- ^ Картер, с. 93.
- ^ Джоши, ST; Шульц, Дэвид Э. (2004). Энциклопедия Лавкрафта . Гиппокамп Пресс. п. 213. ИСБН 978-0974878911 .
- ^ Картер, с. 94.
- ^ Гимон, Эдвард (август 2020 г.). «Арктическая тайна: Лавкрафтовский Северный полюс». Ежегодник Лавкрафта (14): 156–157. ISSN 1935-6102 . JSTOR 26939814 .
- ^ Уилл Мюррей, «Щупальца в стране грез: элементы мифа Ктулху в дансанианских историях», Black Forbidden Things , стр. 32.
- ^ Делёз, Жиль и Гваттари, Феликс (перевод Брайана Массуми). Тысяча плато . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1993, с. 240, 539
Источники
[ редактировать ]- Роберт М. Прайс, редактор журнала Black Forbidden Things .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст «Через врата Серебряного Ключа» в Wikisource.
- Список названий «Через врата Серебряного ключа» в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Рассказы 1934 года
- Короткие рассказы о мифах Ктулху
- Короткие рассказы, действие которых происходит в 22 веке.
- Рассказы в жанре фэнтези
- Совместные рассказы
- Короткие рассказы, действие которых происходит в Новом Орлеане.
- Рассказы Г. П. Лавкрафта
- Короткие рассказы, действие которых происходит в Массачусетсе
- Работы первоначально опубликованы в журнале Weird Tales.