Jump to content

Тень вне времени

Тень вне времени
Автор Г. П. Лавкрафт
Художник обложки Говард В. Браун
Язык Английский
Жанр Ужасы, научная фантастика
Дата публикации
Июнь 1936 г.
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Печать (Журнал)
Текст Тень вне времени в Wikisource
Опубликовано в «Поразительных историях»

«Тень вне времени» — новелла американского ужасов писателя Г. П. Лавкрафта . Написанный в период с ноября 1934 по февраль 1935 года, он был впервые опубликован в июньском номере журнала Astounding Stories за 1936 год . История описывает путешествие во времени и пространстве посредством переноса разума, когда человек в определенном месте и времени может поменяться телами с кем-то, кто находится где-то еще или в другом месте. Как и в других произведениях Лавкрафта, в этой истории рассказывается о потусторонних инопланетных существах, которые не являются просто вариациями людей или других знакомых наземных животных.

«Тень вне времени» косвенно рассказывает о Великой расе Йит , внеземном виде, способном путешествовать в пространстве и времени. Йитианцы достигают этого, меняя тела с хозяевами в назначенное время и место. История подразумевает, что эффект, если смотреть со стороны, подобен духовному одержимости . Первоначальной целью йитиан было изучение истории разных времен и мест, и они создали «город-библиотеку», наполненный прошлой и будущей историей множества рас, включая людей. В конечном итоге йитианцы используют свою способность избежать разрушения своей планеты в другой галактике, меняя тела с расой конусообразных растительных существ, живших 150 миллионов лет назад на Земле. Конусообразные существа (впоследствии также известные как Великая раса Йит) жили в своем огромном библиотечном городе, который позже стал Великой песчаной пустыней Австралии ( 22 ° 3'14 "ю.ш., 125 ° 0'39" в.д.  / 22,05389 ° ю.ш., 125,01083 ° в.д.  / -22,05389; 125,01083  ( Тень вне времени ) . [1]

История рассказана глазами Натаниэля Вингейта Пизли , американца, жившего в первом десятилетии 20-го века, «одержимого» йитианцем. Он боится, что сходит с ума, когда по необъяснимым причинам видит странные виды других миров и города-библиотеки Йитиан. Он также чувствует, что эти существа водят его, и ощущает, как они живут. Когда его возвращают в собственное тело, он обнаруживает, что окружающие сочли его сумасшедшим из-за действий Йитиан, овладевшего его телом. В то время как он переживал йитианское существование в древнем прошлом Земли, йитиан, занимавший его тело, переживал человеческое существование в наши дни. [2]

Рассказчик сначала считает свой эпизод и последующие сны продуктом какого-то психического заболевания. Его первоначальное облегчение при обнаружении других случаев, подобных его собственному, в истории увядает, когда он обнаруживает, что другие случаи слишком похожи на его собственный, чтобы быть без связи. Сны рассказчика становятся более яркими, и он становится одержимым археологией и древними рукописями (как и Итиан), но ему не хватает каких-либо доказательств, которые бы продемонстрировали, был ли он (или является) просто сумасшедшим. [2]

Он обнаруживает, что йитиане на Земле вымерли много веков назад (их цивилизация была уничтожена конкурирующей, совершенно чуждой дочеловеческой расой, описанной как « полуполипические » существа), но разум йитиан будет населять новые тела на Земле после того, как человечество давно исчезнет. Его слабо удерживаемое здравомыслие подвергается сомнению, когда он обнаруживает доказательства, которые ищет, - и что на Земле все еще существуют остатки прошлой цивилизации йитиан; но еще остались и те, кто их разрушил. Также упоминается, что нынешний внешний вид йитианцев не является оригиналом; но один был получен во время предыдущего массового проецирования разумов их расы, когда надвигалась катастрофа, оставившая коренных жителей умирать в телах йитианцев. [2]

Персонажи

[ редактировать ]
В персонаже есть автобиографические аспекты. Годы амнезии Писли соответствуют периоду подросткового нервного срыва Лавкрафта , который заставил его бросить среднюю школу и уйти от общества. В этот период Лавкрафт страдал лицевым тиком , что может отражаться в неспособности одержимого Йитианом Писли контролировать свои лицевые мышцы. [3] Чувство, которое Лавкрафт описал по возвращении в Провиденс после двух лет жизни в Нью-Йорке, когда он «пробуждался от странного сна о пребывании вдали от дома», было названо «краеугольным камнем, на котором Лавкрафт построил свой шедевр «Тень». вне Времени». [4] Но Энциклопедия HP Лавкрафта , которая называет Писли, возможно, «наиболее тщательно проработанным из персонажей ГФЛ», отмечает, что существуют также параллели с отцом Лавкрафта, Уинфилдом Скоттом Лавкрафтом, который также демонстрировал эксцентричное поведение в течение пятилетнего периода безумия. [5]
  • Вингейт Писли: сын Натаниэля Писли, также профессора Мискатоника . Его отец описывает его как «единственного члена моей семьи, который остался со мной после моей странной амнезии давным-давно, и человека, лучше всего информированного о внутренних фактах моего дела».
  • Уильям Дайер: профессор геологии Университета Мискатоника, сопровождающий экспедицию в Австралию. См. «В горах безумия ».

В истории упоминается ряд жертв обмена разумом йитианцев, с которыми, как вспоминает Натаниэль Писли, разговаривал, в том числе:

  • Тит Семпроний Блез: римлянин , «который был квестором во . времена Суллы» Сулла впервые стал консулом в 88 г. до н. э. и был диктатором Рима в 82–80 гг. до н. э. Квестор был римским финансовым чиновником; Сулла реформировал офис и увеличил их число с десяти до двадцати.
  • XII века Бартоломео Корси: « Флорентийский монах ». Этот персонаж также появляется в романе Филиппа О. Марша 1994 года «Червь должен сражаться!»
  • Кром-Я: киммерийский вождь, живший ок. 15 000 г. до н.э. Это дань уважения другу Лавкрафта Роберту Говарду , чье самое известное творение, Конан-варвар , родом из Киммерии и поклонялось Крому . В рассказе Фреда Л. Пелтона 1989 года «Сассекская рукопись» Кром-Я упоминается как поклонник Цатоггуа .
  • Хефнес: « Египтянин , 14-й династии поведавший мне ужасную тайну Ньярлатхотепа ». 14-я династия существовала около 1700 г. до н.э.
  • Невил Кингстон-Браун: «Австралийский физик... который умрет в 2518 году нашей эры»
  • Пьер-Луи Монтаньи: «Пожилой француз времен Людовика XIII ». Людовик XIII был королем Франции с 1610 по 1643 год.
  • Нуг-Сот: «Маг темных завоевателей 16 000 г. н.э.»
  • С'гг'ха: существо из «Звездоголовых растительноядных хищников Антарктиды». [6]
  • Феодотид: греко-бактрийский чиновник 200 г. до н.э.
  • Джеймс Вудвилл: « Саффолка Джентльмен из времен Кромвеля ». Кромвель жил с 1599 по 1658 год и был главой английского государства с 1653 года до своей смерти.
  • Ян-Ли: «Философ из жестокой империи Цан-Чан, которая должна прийти в 5000 году нашей эры» Цан-Чан впервые упоминается Лавкрафтом в рассказе « За стеной сна ».

Вдохновение

[ редактировать ]

С. Т. Джоши указывает на «Беркли-сквер» , фэнтезийный фильм 1933 года, как на источник вдохновения для «Тени вне времени» : «Лавкрафт смотрел этот фильм четыре раза в конце 1933 года; в нем изображен человек 20-го века, который каким-то образом сливает свою личность с личностью его предок из 18-го века явно будоражил воображение Лавкрафта, поскольку он сам написал рассказ на эту тему — тогда еще неопубликованный «Дело Чарльза Декстера Уорда» (1927)». Лавкрафт назвал этот фильм «самым странно совершенным воплощением моих собственных настроений и псевдовоспоминаний, которое я когда-либо видел — всю свою жизнь я чувствовал, что могу проснуться от этого сна об идиотской викторианской эпохе и безумной джазовой эпохе». в разумную реальность 1760, 1770 или 1780 годов». Лавкрафт отметил некоторые концептуальные проблемы в изображении путешествий во времени на Беркли-сквер и почувствовал, что исправил эти недостатки в своей новелле. [7]

Другие литературные модели «Тени вне времени» Х.Б. Дрейка включают «Теневую вещь» (первоначально опубликованную под названием «Средство» в 1925 году) о человеке, который обладает способностью переносить свою личность в другое тело; Анри Беро «Лазарь» (1925), в котором у главного героя во время длительного периода амнезии развивается альтер-эго; и Вальтера де ла Мара » « Возвращение (1910), в котором изображен персонаж, который, кажется, одержим разумом 18 века. [8]

Похожий сюжет был использован в рассказе «Les Posthumes » (1802) Николя-Эдме Ретифа , где персонаж, герцог Мультиплиандр, обладает силой проецировать свою душу на других людей, а также сквозь время и пространство по всей вселенной. [9]

Критик Лавкрафта Лин Картер называет «Тень вне времени » «величайшим достижением Лавкрафта в художественной литературе», ссылаясь на «ее удивительный размах и ощущение космической необъятности, бездны времени, которые она открывает, [и] титанический размах повествования». [10] Шведский эксперт по Лавкрафту Мартин Андерссон назвал эту историю одной из четырех своих любимых и назвал ее « выдающимся произведением » Лавкрафта. [11] Сам Лавкрафт был настолько недоволен этими усилиями, что отправил оригинал рукописи Августу Дерлету, не взяв копию себе. [12]

Журнал Cinescape включил эту историю в десятку лучших книг научной фантастики и фэнтези 2001 года. [13] Марк Сквайрек написал в « Нью-Йоркском книжном журнале» , что «сложность истории мистера Лавкрафта усиливается за счет искусства, демонстрирующего то, что он написал, — это отличный способ для начинающего читателя открыть для себя творчество Лавкрафта». [14] Кроме того, Publishers Weekly написал: «Лавкрафтианцы будут приветствовать публикацию книги Лавкрафта « Тень вне времени ». [15]

Эдвард Гимон и Хорас А. Смит утверждают, что наряду с «В горах безумия » «Тень вне времени» помогла зародить научно-фантастический образ « Большого тупого объекта» . [16]

Адаптации

[ редактировать ]
  1. ^ «Статуя HP Лавкрафта «Великая гонка Йит» от Gecco Co» . Коллекционные предметы интермедии . Проверено 10 февраля 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Тень вне времени – Энциклопедия Лавкрафта – Истории Лавкрафта» . Рассказы Лавкрафта . Проверено 10 февраля 2020 г.
  3. ^ Джоши и Шульц, с. 235.
  4. ^ Дэвид Э. Шульц, «Нью-йоркское изгнание Лавкрафта», Black Forbidden Things , с. 56.
  5. ^ Джоши и Шульц, с. 201.
  6. ^ Блох, Введение (1982). Лучшее от Лавкрафта: леденящие кровь истории об ужасах и жути . Нью-Йорк: Ballantine Books. п. 363. ИСБН  0-345-29468-8 .
  7. С. Т. Джоши, «Ужас на стене». Архивировано 11 июня 2014 г., в Wayback Machine , «Скрывающийся в вестибюле: Путеводитель по кино HP Лавкрафта».
  8. ^ Джоши и Шульц, стр. 234–235.
  9. ^ Казотт, Жак (21 февраля 2022 г.). Посмертные письма, полученные после смерти мужа его верящей ему женой во Флоренции. Часть 1 (Литература) (французское издание). Книга Хачетта. ISBN  978-2012155046 .
  10. ^ Картер, с. 106.
  11. ^ «Ктулху крутой – Интервью с экспертом по Лавкрафту Мартином Андерссоном» . Песня «Сумерки» (на шведском языке). 18 января 2014 г.
  12. ^ «Г. П. Лавкрафт: человек, который преследовал поклонников ужасов» . Новости Би-би-си . 22 марта 2012 г.
  13. ^ «Тень вне времени» . Goodreads.com (на шведском языке).
  14. ^ Марк Сквайрек (5 ноября 2013 г.). «Тень вне времени» . nyjournalofbooks.com .
  15. ^ «Тень вне времени» . издателиweekly.com .
  16. ^ Гимон, Эдвард; Смит, Гораций А. (2023). Когда звезды правы: Г. П. Лавкрафт и астрономия (первое изд.). Нью-Йорк : Hippocampus Press . стр. 305–07. ISBN  9781614984078 .
  17. ^ Доктор Гермес. «Тень из бездны вне времени», Архивировано 5 ноября 2015 г. в LiveJournal Wayback Machine Dr. Hermes (5 февраля 2012 г.).
  18. ^ «INJ Калбард о «Тени вне времени» и радости Лавкрафта» . Цифровой шпион . 15 июня 2013 года . Проверено 1 октября 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42532d91de9de0f083297c68f203c878__1718770620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/78/42532d91de9de0f083297c68f203c878.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Shadow Out of Time - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)