Большой тупой объект
При обсуждении научной фантастики Большой Тупой Объект ( БДО ) — это любой загадочный объект, обычно внеземного или неизвестного происхождения и обладающий огромной силой, в истории, которая вызывает сильное чувство удивления самим своим существованием. В определенной степени этот термин намеренно принижает предполагаемое величие загадочного объекта.
Создание этого термина приписывается обозревателю Роз Кавени в 1981 году. [1] но он не получил широкого распространения, пока Питер Николлс не включил его в Энциклопедию научной фантастики в качестве шутки в 1993 году. [2] пока его создание
Эдвард Гимон и Хорас А. Смит предполагают, что истоки образа Большого Тупого Объекта можно найти в В новеллах Лавкрафта « горах безумия» и «Тень вне времени» , в которых рассказывается о человеческих экспедициях в огромные древние инопланетные города. отдаленных частях Земли, и оба они оказали раннее влияние на Артура Кларка . [3]
Большие «тупые» объекты часто демонстрируют экстремальные или необычные свойства или полное отсутствие некоторых ожидаемых свойств: [4]
- Монолит в фильме Стэнли Кубрика и Артура Кларка » «Космическая одиссея 2001 года (представленный в «Страж» ) оказывает не поддающееся расшифровке влияние на протолюдей, перед которыми он впервые появляется, а позже в фильме служит для того, чтобы показать, как мало люди развились. Попытка астронавта Боумана взаимодействовать с монолитом лишь делает его частью его загадки. [5]
- В Артура Кларка романе «Свидание с Рамой» обнаружен цилиндр длиной 50 км, входящий в Солнечную систему. Подобный цилиндрический зонд гигантских размеров угрожает Земле в «Звездном пути IV: Путешествие домой» .
- Объект, обнаруженный в Куотермассе и Яме, был сделан из материала чрезвычайной твердости, так что сверла с алмазными наконечниками и ацетиленовые горелки не могли его повредить. В то же время к нему ничего не прилипало.
- Чарльза Шеффилда представлено В сеттинге «Вселенная наследия» множество огромных инопланетных артефактов, некоторые из которых более непостижимы, чем другие.
- Маркер из Мертвого космоса излучает постоянное электромагнитное поле, казалось бы, не имеющее источника, которое можно было бы использовать для получения безграничной энергии. Пытаясь перепроектировать Маркер, ученые обнаруживают, что электромагнитные поля, генерируемые Маркером, вызывают у живых людей паранойю и галлюцинации, а также заставляют мертвых реанимировать, превращаясь в « некроморфов ».
- В фильме по Майкла Крайтона роману «Сфера » одноименный объект будет отражать все, что находится в его присутствии, кроме людей. Если оно действительно отражало кого-то, то он или она были одни, и этот человек считался достойным использовать силу устройства.
- В Иэна Бэнкса романе « На темном фоне » «Ленивые пистолеты» имеют большую массу, но при этом небольшой вес, и весят в три раза больше в перевернутом положении, чем в вертикальном.
- По мнению того же автора, титульный «Эксцесс» — это сфера черного тела , которая появляется на краю пространства Культуры и просто находится там, будучи непостижимой (даже для технологии Культуры).
- Купол из Стивена Кинга романа и телешоу « Под куполом» большой и прозрачный, если к нему не прикасается человек; при первом прикосновении к нему возникает легкий электрический шок, но не после этого. В него невозможно проникнуть даже с помощью бомбы MOAB , и, по-видимому, он вызывает множество загадочных событий в Честерс-Милле, городе, который окружает купол, в том числе взрыв всех электронных устройств рядом с ним, видения и, у одного персонажа, преждевременные роды . .
- В романе Дэна Симмонса « Гиперион » 1989 года целью паломничества персонажей являются загадочные Гробницы Времени, «огромные задумчивые сооружения», которые движутся назад во времени и чьи цель, происхождение и природа не объяснены в книге.
Такие неожиданные свойства обычно используются, чтобы исключить традиционное происхождение BDO и усилить ощущение тайны и даже страха у персонажей, взаимодействующих с ним.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кавени, Роз, 1981, Фонд: Международное обозрение научной фантастики , выпуск 22.
- ^ Николлс, Питер, 2000, «Большие тупые объекты и космические загадки: любовный роман между космической фантастикой и трансцендентальным» , в Вестфале, Гэри (редактор), «Космос и за его пределами: пограничная тема в научной фантастике» , Greenwood Press, стр. 13. «...Я решил написать первоапрельскую заметку. Я притворился, что фраза, которая мне всегда нравилась, придуманная критиком Розом Кавени, но не широко используемая, на самом деле была известным критическим термином. Я бы написал запись под названием «Большие тупые объекты» в бесстрастном стиле, предполагающая использование вместо нее еще более абсурдного критического термина: «мегалотропная научная фантастика»».
- ^ Гимон, Эдвард; Смит, Гораций А. (2023). Когда звезды правы: Г. П. Лавкрафт и астрономия (первое изд.). Нью-Йорк : Hippocampus Press . стр. 305–07. ISBN 9781614984078 .
- ^ Палмер, Кристофер (2006). «Большие тупые объекты в научной фантастике: возвышенность, банальность и современность» . Экстраполяция . 47 (1): 95–111. дои : 10.3828/extr.2006.47.1.10 . ISSN 0014-5483 .
- ^ https://www.collativelearning.com/2001%20chapter% [ мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Большие тупые объекты в Энциклопедии научной фантастики , 3-е издание