Азатот
Азатот | |
---|---|
Мифов Ктулху Персонаж | |
Первое появление | « Азатот » |
Создано | Г. П. Лавкрафт |
Информация во вселенной | |
Разновидность | Внешнее добро |
Заголовок | Ядерный хаос Демон Султан Слепой идиот-бог Господь всего сущего |
Дети | Ньярлатхотеп (сын) Безымянный Туман (потомство) Тьма (потомство) |
Родственники | Йог-Сотот (внук) Шуб-Ниггурат (внучка) Наг (правнук) Yeb (great-grandchild) Уилбур Уэйтли (правнук) Ктулху (праправнук) Цатоггуа (праправнук) |
Азатот — божество в рассказах «Мифы Ктулху» и «Цикл снов» писателя Г. П. Лавкрафта и других авторов. Он — верховное божество мифов Ктулу и правитель Внешних Богов . [ 1 ] и также может рассматриваться как символ первобытного хаоса , [ 2 ] следовательно, он является самой могущественной сущностью во всей мифологии Ктулху. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Азатота называют «демоном-султаном» и «Повелителем всего сущего», чей трон находится в центре «Абсолютного Хаоса». [ 5 ]
Г. П. Лавкрафт
[ редактировать ]Вдохновение
[ редактировать ]Первое зарегистрированное упоминание имени Азатот было в записке, которую Лавкрафт написал самому себе в 1919 году и которая гласила просто: «АЗАТОТ — ужасное имя». Редактор Mythos Роберт М. Прайс утверждает, что Лавкрафт мог объединить библейские имена Анафот ( Азазель родной город Иеремии) и , упомянутые Лавкрафтом в « Данвичском ужасе ». [ 7 ] Прайс также указывает на алхимический термин « Азот », который был использован в названии книги Артура Эдварда Уэйта , модели волшебника Эфраима Уэйта в « Твари на пороге » Лавкрафта. [ 8 ]
Другая заметка, которую Лавкрафт сделал самому себе позже в 1919 году, относится к идее рассказа: «Ужасное паломничество в поисках ночного трона далекого демона-султана Азатота». [ 9 ] В письме Фрэнку Белкнапу Лонгу Лавкрафт связывает этот зародыш сюжета с «Ватеком» , сверхъестественным романом Уильяма Бекфорда о злом халифе . [ 10 ] Попытки Лавкрафта воплотить эту идею в роман потерпели неудачу (сохранился фрагмент из 500 слов, впервые опубликованный под названием « Азатот »). [ 11 ] в журнале «Листья» в 1938 году), [ 12 ] хотя ученый-лавкрафтовец Уилл Мюррей предполагает, что Лавкрафт переработал эту идею в своей «Цикл снов» новелле «В поисках неизвестного Кадата» , написанной в 1926 году. [ 13 ]
Еще одно вдохновение для Азатота Прайс видит в « лорда Дансени » Мана-Юд-Сушай из «Богов Пеганы» , божестве-создателе, «сотворившем богов, а затем покоившемся». По мнению Дансени, МАНА-ЙУД-СУШАЙ спит вечно, убаюканный музыкой меньшего божества, которое должно вечно барабанить, «ибо, если он прекратит хоть на мгновение, то МАНА-ЙУД-СУШАЙ начнет просыпаться, и не будет ни миров, ни богов. больше не надо." Прайс утверждает, что этот забывчивый бог-творец в сопровождении сверхъестественных музыкантов является явным прототипом Азатота. [ 14 ]
Вымысел
[ редактировать ]Помимо названия «В поисках неизвестного Кадата во сне», это было первое произведение Лавкрафта, в котором упоминался Азатот:
[За] пределами упорядоченной вселенной [находится] та аморфная зараза самой глубокой неразберихи, которая богохульствует и бурлит в центре всей бесконечности - безграничный демон-султан Азатот, чье имя никакие губы не осмеливаются произнести вслух, и который жадно грызет в непостижимых, неосвещенных покоях вне времени и пространства среди приглушенного, сводящего с ума боя мерзких барабанов и тонкого монотонного завывания проклятых флейт. [ 15 ]
Стих 22 поэтического цикла Лавкрафта 1929 года «Грибы из Юггота» озаглавлен «Азатот» и состоит из следующего:
В бессмысленной пустоте меня вынес демон.
Мимо ярких скоплений размеренного пространства,
Пока ни время, ни материя не простирались передо мной,
Но только Хаос, без формы и места.
Здесь огромный Господь Всего во тьме пробормотал
То, о чем он мечтал, но не мог понять,
А рядом с ним шлепались и порхали бесформенные летучие мыши.
В идиотских вихрях, которые развевались лучевые потоки.
Они безумно танцевали под высокое тонкое нытье
Треснувшую флейту, зажатую в чудовищной лапе,
Откуда текут бесцельные волны, чьи шансы объединиться
Дает каждому хрупкому космосу свой вечный закон.
«Я Его Посланник», — сказал демон.
Словно в презрении он ударил своего Учителя по голове. [ 16 ]
«Демон», который утверждает, что является посланником Азатота, более поздние авторы идентифицируют как Ньярлатхотепа , еще одного божества Лавкрафта. [ нужна ссылка ]
Лавкрафт снова упомянул Азатота в « Шепчущем во тьме » (1931), где рассказчик рассказывает, что он «начал с отвращения, когда ему рассказали о чудовищном ядерном хаосе за пределами углового пространства, который Некрономикон милостиво скрыл под именем Азатота». [ 17 ] [ 18 ] Здесь «ядерная», скорее всего, относится к центральному расположению Азатота в ядре космоса, а не к ядерной энергии , которая по-настоящему достигла совершеннолетия только после смерти Лавкрафта.
В « Снах в ведьмином доме » (1932) главному герою Уолтеру Гилману снится, что ведьма Кезия Мейсон говорит ему, что «он должен встретиться с Черным человеком и пойти с ними всеми к трону Азатота в центре Абсолютный Хаос... Он должен собственной кровью подписать книгу Азатота и взять новое тайное имя... Что удерживало его от того, чтобы пойти с ней... к трону Хаоса, где тонкие флейты бездумно трубили, тот факт, что он видел имя «Азатот» в « Некрономиконе» и знал, что оно означает первобытный ужас, слишком ужасный для описания». [ 19 ] Гилман просыпается от очередного сна, вспоминая «тонкие, монотонные звуки невидимой флейты», и решает, что «последнее представление он почерпнул из прочитанного в « Некрономиконе» о бездумной сущности Азатоте, которая управляет всем временем и пространством из причудливо окруженный черный трон в центре Хаоса». [ 20 ] Позже он боится оказаться «в спиральных черных вихрях той предельной пустоты Хаоса, где царит безмозглый демон-султан Азатот». [ 21 ]
Поэт Эдвард Пикман Дерби, главный герой романа Лавкрафта « Тварь на пороге », — поэт, чей сборник «кошмарной лирики» называется «Азатот и другие ужасы ». [ 22 ]
Последнее крупное упоминание Азатота в произведениях Лавкрафта было в произведении 1935 года « Призрак тьмы », в котором рассказывается о «древних легендах о Абсолютном Хаосе, в центре которого раскинулся слепой идиот-бог Азатот, Повелитель всего сущего, окруженный орда бессмысленных и аморфных танцоров, убаюканная тонким монотонным звучанием демонической флейты, которую они держат в безымянных лапах». [ 23 ]
В письме другу, который в шутку утверждал, что он произошел от Юпитера, Лавкрафт составил подробную генеалогию, показывающую общее происхождение его и его коллеги-писателя Кларка Эштона Смита от Азатота через творение Лавкрафта «Ньярлатхотеп» Кларка-Смита и «Цатоггуа» соответственно. Как нигде не указано в опубликованной работе Лавкрафта, изначальный Азатот здесь становится предком через его детей Ньярлатхотепа, «Безымянный Туман» и «Тьму» Йог-Сотота , Шуб-Ниггурата , Нуга и Йеба , Ктулху , Цатоггуа , нескольких божеств. и монстры, не упомянутые за пределами письма, а также несколько причудливо предполагаемых человеческих предков Лавкрафта и Эштона-Смита. [ 24 ]
Цикл Азатота
[ редактировать ]В 1995 году Chaosium опубликовал «Цикл Азатота» , антологию «Мифы Ктулху», в которой основное внимание уделяется работам, отсылающим к сущности Азатот или вдохновленным ею. Книга под редакцией ученого Лавкрафта Роберта М. Прайса включает в себя введение Прайса, в котором он прослеживает корни и развитие Слепого Идиотского Бога. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Агнью, Джереми (2018). Эпоха десятицентовиков и целлюлозы: история сенсационной литературы, 1830–1960 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., Издательства. п. 198. ИСБН 978-1-4766-6948-9 .
- ^ Билстад, Т. Аллан (2009). Лавкрафт «Некрономикон: Путеводитель по мифам Ктулху» . Публикации Ллевеллина. стр. 53–55. ISBN 978-0738713793 . Проверено 6 марта 2020 г.
- ^ Лейбер-младший, Фриц (1980). Джоши, ST (ред.). Г. П. Лавкрафт: четыре десятилетия критики . Издательство Университета Огайо. п. 54. ИСБН 0-8214-0577-2 .
- ^ Датлоу, Эллен , изд. (2014). Монстры Лавкрафта . Сан-Франциско, Калифорния: Tachyon Publications . п. 363. ИСБН 978-1-61696-121-3 .
- ^ Jump up to: а б Энрайт, Лайл; Беннетт, Ник (2022). «Когда Бог сходит с ума: Лавкрафт, фон Бальтазар и раскол между трансцендентностью и добром». У Фримена, Остин М. (ред.). Теология и Г. П. Лавкрафт . Лексингтон Букс/Крепость Академик. стр. 132–133. ISBN 9781978711709 .
- ^ Тейлор, Рис (11 декабря 2022 г.). «Почему самого могущественного Бога Лавкрафта нельзя экранизировать» . ЦБ РФ . Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ HP Лавкрафт, «Ужас Данвича» , «Ужас Данвича и другие» , с. 158.
- ^ Роберт М. Прайс, Цикл Азатота , стр. v-vi.
- ^ цитируется в Прайсе, Цикл Азатота , стр. VI.
- ↑ Письмо Фрэнку Белнапу Лонгу, 9 июня 1922 г.; цитируется в Прайсе, Цикл Азатота , стр. VI.
- ^ «Оригинальный фрагмент Лавкрафта, «Азатот»». Архивировано 14 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Страница данных для «Азатота» » . www.hplovecraft.com . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Прайс, Цикл Азатота , с. VII.
- ^ Прайс, Цикл Азатота , стр. 10-11. viii-ix.
- ↑ Г. П. Лавкрафт, Поиски во сне неизвестного Кадата , в «Хребтах безумия» , с. 308.
- ^ « Грибы из Юггота» Г. П. Лавкрафта . Архив HP Лавкрафта .
- ^ HP Лавкрафт, «Шепчущий во тьме», Данвичский ужас и другие , с. 256.
- ^ Харман, Грэм (2012). Странный реализм: Лавкрафт и философия . Ноль книг. п. 235. ИСБН 978-1780992525 . Проверено 6 марта 2020 г.
- ↑ HP Лавкрафт, «Сны в ведьминском доме», « В горах безумия », стр. 272–273.
- ^ Лавкрафт, «Сны в ведьмином доме», с. 282.
- ^ Лавкрафт, «Сны в ведьмином доме», с. 293.
- ^ HP Лавкрафт, «Существо на пороге», Данвичский ужас и другие , с. 277.
- ^ HP Лавкрафт, «Призрак тьмы», Данвичский ужас и другие , с. 110.
- ^ Лавкрафт, HP (1967). Избранные письма Г. П. Лавкрафта IV (1932–1934) . Саук-Сити, Висконсин : Аркхэм-Хаус . Письмо 617. ISBN 0-87054-035-1 .
Источники
[ редактировать ]- Хармс, Дэниел (1998). Энциклопедия Ктулиана (2-е изд.). Окленд, Калифорния: Хаозиум. ISBN 1-56882-119-0 .
- Петерсен, Сэнди (апрель 2001 г.). Зов Ктулху (5-е изд.). Окленд, Калифорния: Хаозиум. ISBN 1-56882-148-4 .
- Прайс, Роберт М. (редактор) (1995). Цикл Азатота (1-е изд.). Окленд, Калифорния: Хаозиум. ISBN 1-56882-040-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аудиокнига «Данвичский ужас» в общественном достоянии на LibriVox
- Аудиокнига в общественном достоянии «Боги Пеганы» на LibriVox
- Аудиокнига Vathek , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox