Модель Пикмана
«Модель Пикмана» | |
---|---|
Рассказ Лавкрафта Г. П. | |
![]() Титульный лист «Модели Пикмана», как она появилась в Weird Tales , октябрь 1927 года. Иллюстрация Хью Ранкина . [ 1 ] | |
![]() | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | ужасов Короткий рассказ |
Публикация | |
Опубликовано в | Странные сказки |
Тип публикации | Периодическое издание |
Тип носителя | Печать (журнал) |
Дата публикации | Октябрь 1927 г. |
« Модель Пикмана » — рассказ Лавкрафта за , написанный в сентябре 1926 года и впервые опубликованный в октябрьском номере журнала Weird Tales 1927 год .
Его дважды адаптировали для телесериала-антологии: в эпизоде « Ночной галереи» в главных ролях 1971 года с Брэдфордом Диллманом и в эпизоде « Кунсткамеры Гильермо дель Торо» в главных ролях 2022 года с Криспином Гловером и Беном Барнсом .
Сюжет
[ редактировать ]
История вращается вокруг бостонского художника по имени Ричард Аптон Пикман, который создает ужасающие образы. Его работы блестяще исполнены, но настолько ярки, что приводят к лишению его членства в Бостонском арт-клубе и остракизму со стороны художественного сообщества города. Рассказчик — друг Пикмана, который после загадочного исчезновения художника рассказывает другому знакомому, как его водили на экскурсию по личной галерее Пикмана, спрятанной в ветхих захолустных трущобах. По мере того как эти двое углублялись в сознание и искусство Пикмана, комнаты, казалось, становились все более злыми, а картины - еще более ужасающими, заканчиваясь последней огромной картиной, на которой изображен неземной, красноглазый и отдаленно собачий гуманоид, злобно жующий человеческую жертву. .
Шум заставил Пикмана выбежать из комнаты с пистолетом, в то время как рассказчик протянул руку, чтобы развернуть что-то, похожее на небольшой кусок свернутой бумаги, прикрепленный к чудовищной картине. Рассказчик услышал несколько выстрелов, и Пикман вернулся с дымящимся пистолетом, рассказывая историю о стрельбе по крысам, и двое мужчин ушли. После этого рассказчик понял, что нервно схватил и положил свернутую бумагу в карман, когда раздались выстрелы. Он развернул ее и обнаружил, что это фотография не фона картины, а самого предмета. Пикман черпал вдохновение не из больного воображения, а из вполне реальных монстров.
Персонажи
[ редактировать ]- Ричард Аптон Пикман: Пикман изображен как известный бостонский художник, печально известный своими омерзительными работами. Его прапрапрапрабабушка была повешена Коттоном Мэзером во время суда над салемскими ведьмами в 1692 году. («Пикман» и «Аптон» - на самом деле старые салемские имена. [ 2 ] В 1926 году Пикман исчез из своего дома — дата, указанная только в « Истории Некрономикона » Лавкрафта. Пикман снова появляется в образе гуля в «В поисках снов Неизвестного Кадата» ( 1926 ) и помогает Рэндольфу Картеру в его путешествиях.
- Исследователь Лавкрафта Роберт М. Прайс пишет: « Пикман из «Dream-Quest Of Unknown Kadath 's Pickman», несомненно, имеет мало общего с одноимённым персонажем, которого мы встретили в «Модели Пикмана», хотя он якобы тот же человек». Он предполагает, что на образ Пикмана в «Dream-Quest» повлиял характер Тарса Таркаса из Эдгара Райса Берроуза » «Принцессы Марса . [ 3 ]
- Тербер: Рассказчик, который познакомился с Пикманом во время работы над «монографией о странном искусстве», описывает себя как «довольно «крутого» человека», а также «человека средних лет и прилично искушенного». Судя по всему, он ветеран Первой мировой войны : «Думаю, вы достаточно видели меня во Франции, чтобы знать, что меня нелегко нокаутировать».
- Учитывая это описание, Энциклопедия Лавкрафта находит ужас Тербера перед картинами Пикмана «неправдоподобным… напряженным и истеричным». [ 4 ] развилась фобия ; Тербер — один из нескольких персонажей Лавкрафта, у которых в результате ужасных переживаний [ 2 ] его страх перед метро и другими подземными пространствами напоминает страх рассказчика из « Скрытого страха », который «не может без содрогания увидеть колодец или вход в метро».
- истории Элиот: Персонаж, которому Тербер рассказывает свою историю, по сути, является суррогатом аудитории . Хотя ни одна из его строк не напечатана, его вопросы и междометия подразумеваются диалогом Тербера.
Параметр
[ редактировать ]Подобно району Бруклина, изображенному в романе Лавкрафта « Ужас в Ред-Хуке Бостона », Норт-Энд изображен как заброшенный район, населенный иммигрантами и пронизанный подземными ходами. Пикман заявляет:
Что на самом деле рассказывают о Норт-Энде карты, записи и путеводители? Ба! Полагаю, я гарантирую, что проведу вас к тридцати или сорока переулкам и сетям переулков к северу от Принс-стрит, о которых не подозревают десять живых существ, не считая кишащих там иностранцев.
Принс-стрит, как и Хенчмен-стрит, Чартер-стрит и Гриноф-лейн, являются настоящими улицами Норт-Энда. Хотя в истории нет точного местоположения студии Пикмана, очевидно, что она была вдохновлена реальным зданием Норт-Энда. Лавкрафт писал, что, когда он посетил этот район с Дональдом Вандреем, он обнаружил, что «настоящий переулок и дом из сказки полностью разрушены, а целая кривая линия зданий снесена». [ 5 ]
Вдохновение
[ редактировать ]
Эстетические принципы ужаса Пикмана напоминают принципы, изложенные в эссе Лавкрафта « Сверхъестественный ужас в литературе » (1925–1927), над которым он работал во время написания рассказа. [ 4 ] Когда Тербер, рассказчик истории, отмечает, что «только настоящий художник знает реальную анатомию ужасного или физиологию страха – точные линии и пропорции, которые связаны со скрытыми инстинктами или наследственными воспоминаниями о страхе, а также правильные цвета». контрасты и световые эффекты пробуждают дремлющее чувство странности», - он вторит Лавкрафту, литературному критику По , который «так прекрасно понимал саму механику и физиологию страха и странности». [ 6 ]
Описание Пикмана Тербером как «тщательного, кропотливого и почти научного реалиста » напоминает подход Лавкрафта к ужасу в его пост- дунсанианскую фазу. [ 4 ]
В этой истории работы Пикмана сравниваются с работами ряда реальных художников, в том числе Генри Фюзели (1741–1825), Гюстава Доре (1832–1883), Сиднея Симе (1867–1941), Энтони Ангаролы (1893–1929), Франсиско Гойи ( 1746–1828) и Кларк Эштон Смит (1893–1961).
Техника
[ редактировать ]Техника повествования необычна для Лавкрафта. Повествование от первого лица принимает форму монолога, обращенного к читателю, по сути, как к вымышленному слушателю, чьи предполагаемые междометия подразумеваются через ответы рассказчика на них. Косвенные комментарии показывают, что разговор происходит вечером в гостиной рассказчика в Бостоне, куда они только что приехали на такси. Повествование внутри повествования Пикмана также представляет собой монолог, обращенный, в свою очередь, к внешнему рассказчику как к слушателю. Оба повествования разговорны, непринуждены и эмоционально экспрессивны, что нетипично для героев и стиля Лавкрафта.
Соединения
[ редактировать ]- Мотив персонажа, выпускающего все шесть пуль из револьвера, также появляется в рассказах Лавкрафта « Герберт Уэст-Реаниматор » и « Существо на пороге ». [ 7 ]
Критическая реакция
[ редактировать ]Фриц Лейбер в своем эссе «Литературный Коперник» похвалил рассказ за «высшую прохладу» его последней строки. [ 8 ] Питер Кэннон называет эту сказку «почти идеальным примером принципа единства действия По », хотя в качестве «единственной слабости» называет «надуманный финал». [ 9 ] Энциклопедия HP Лавкрафта называет эту историю «относительно традиционной». [ 4 ]
Адаптации
[ редактировать ]- В 1971 году писатель Рой Томас и художник Том Палмер адаптировали «Модель Пикмана» для Marvel Comics антологии ужасов «Башня теней» (№ 9, январь 1971 г.), переизданной в «Marvel's Masters of Terror» (№ 2, сентябрь 1975 г.).
- В 1972 году телешоу « Ночная галерея» адаптировало «Модель Пикмана» как отрывок. В телеверсии персонажем рассказчика новеллы становится женщина ( Луиза Сорель ), влюбившаяся в Пикмана ( Брэдфорд Диллман ).
- В «Леденящих душу приключениях Сабрины» (2-й сезон, 4-я серия) короткий отрывок «Харви» показывает возможное будущее, в котором у персонажа Харви есть сосед по комнате, который может видеть потусторонних существ через портал в своем шкафу, образы которых он воспроизводит в картинах. и продает с приличной прибылью. К сожалению, общение с этими существами дорого обходится его здравомыслию, что приводит его к самоубийству через повешение. [ 10 ]
- История адаптирована как эпизод, снятый Китом Томасом и написанный Ли Паттерсоном для Кунсткамеры Гильермо дель Торо . [ 11 ] Криспин Гловер играет Пикмана, а Бен Барнс играет Тербера. Сюжет значительно расширен, события истории используются как отправная точка для широкой лавкрафтовской стилизации, включая ведьм, культистов и подразумеваемый апокалипсис от рук Великого Древнего, возможно, Шуб-Ниггурата или Йог-Сотота. . Тербер и Пикман изображены как старые однокурсники по Мискатоникскому университету , семейная жизнь Тербера конкретизирована с женой и сыном, Пикман застрелен Тербером и съеден его гулями, а выставка картин Пикмана вдохновляет как семью Тербера, так и бостонскую художественную интеллигенцию. к саморазрушительному безумию.
Другие СМИ
[ редактировать ]- Р.У. Пикман — выдающийся персонаж в Лавкрафт: Круг корабелов» « романе Стивена Филипа Джонса . Серия «Лавкрафт» переосмысливает странные истории Г. П. Лавкрафта в единую современную эпопею, охватывающую единую вселенную.
- Лавкрафта Джона Карпентера В фильме 1994 года «В пасти безумия » персонажи Сэма Нила и Джули Кармен останавливаются в гостинице «Пикман», трактирщицу которой, миссис Пикман, играет Фрэнсис Бэй . («Мотель Пикмана» был бы почти идентичен названию рассказа Лавкрафта, но мотель не соответствовал бы характеру города Хоббс-Энд, штат Нью-Гэмпшир, где расположена гостиница).
- В Стивена Кинга романе «Оно » художник по имени Пикман принимает участие в засаде банды Брэдли в 1929 году на городской площади Дерри .
- В видеоигре Fallout 4 2015 года есть человек по имени Пикман, который убивает рейдеров, собирает их головы и использует их кровь для создания тревожных картин, которые выставлены в здании под названием «Галерея Пикмана», расположенном в северной части города. Постапокалиптический Бостон из видеоигры.
См. также
[ редактировать ]- Короткометражный фильм о Джоне Болтоне — фильм Нила Геймана 2003 года с аналогичной концепцией.
- Гуль
- « Ужас в музее », рассказ Лавкрафта с похожими элементами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Публикация: Weird Tales, октябрь 1927 года» . ИСФДБ . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джоши и Кэннон, с. 219.
- ^ Роберт М. Прайс, «Рэндольф Картер, военачальник Марса», Black Forbidden Things , стр. 66–67.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джоши, ST; Шульц, Дэвид Э. (2004). Энциклопедия Лавкрафта . Гиппокамп Пресс. п. 205. ИСБН 978-0974878911 .
- ↑ HP Лавкрафт, письмо Лилиан Д. Кларк, 17 июля 1927 г.; цитируется у Джоши и Шульца, с. 205. См. также Г. П. Лавкрафт, Избранные письма, том. IV, стр. 385–386, цитируется по Джоши и Кэннону, стр. 385–386. 218.
- ^ HP Лавкрафт, «Сверхъестественный ужас в литературе».
- ^ Джоши и Кэннон, с. 237.
- ^ Вспомнили Лавкрафта , с. 461; цитируется у Джоши и Кэннона, с. 239.
- ^ Джоши и Кэннон, с. 8.
- ^ «Леденящие душу приключения Сабрины», глава пятнадцатая: Дом ужасов доктора Цербера (телеэпизод, 2019 г.) – IMDb , получено 23 января 2022 г.
- ^ Райс, Линетт (15 августа 2022 г.). « Кунсткамера Гильермо Дель Торо» получила трейлер и дату премьеры на Netflix» . Крайний срок Голливуд . Проверено 15 августа 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Лавкрафт, Говард П. (1984) [1927]. «Модель Пикмана». В ST Джоши (ред.). Данвичский ужас и другие (9-е исправленное печатное издание). Саук-Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус. ISBN 0-87054-037-8 . Окончательная версия.
- Лавкрафт, Говард П. (1999) [1927]. «Модель Пикмана». В Сент-Джоши; Питер Кэннон (ред.). Больше аннотаций Лавкрафта (1-е изд.). Нью-Йорк: Делл. ISBN 0-440-50875-4 . С поясняющими сносками.
- Седерхольм, Карл, «Из чего состоят крики: представление космического страха в «модели Пикмана» Г. П. Лавкрафта», Journal of the Fantastic in the Arts , Vol. 16, № 4 (64) (зима 2006 г.), стр. 335–349.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Модель Пикмана в Faded Page (Канада)
- моделей Пикмана Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Полный текст в Архиве HP Лавкрафта.
Аудиокнига «Модель Пикмана», общедоступная, на LibriVox