Ньярлатхотеп
Ньярлатхотеп | |
---|---|
Мифов Ктулху Персонаж | |
![]() Ньярлатхотеп, описанный как Черный человек в Сны рассказе Лавкрафта « в ведьминском доме ». | |
Первое появление | « Ньярлатхотеп » |
Создано | Г. П. Лавкрафт |
Информация во вселенной | |
Разновидность | Внешнее добро |
Пол | Мужской |
Заголовок |
|
Семья |
|
Ньярлатхотеп — вымышленный персонаж, созданный Лавкрафтом . Персонаж — злобное божество в « Мифах Ктулху» , общей вселенной . » 1920 года Впервые появившись в поэме Лавкрафта в прозе « Ньярлатхотеп , он позже упоминался в других произведениях Лавкрафта и других писателей. Позже писатели описывают его как одного из Внешних Богов , инопланетного пантеона.
Появления
[ редактировать ]В творчестве Г. П. Лавкрафта
[ редактировать ]В своем первом появлении в « Ньярлатхотепе » (1920) он описывается как «высокий смуглый мужчина», напоминающий древнеегипетского фараона . [ 1 ] В этой истории он странствует по Земле, по-видимому, собирая легионы последователей, в том числе и рассказчик, демонстрируя странные и, казалось бы, волшебные инструменты. Эти последователи теряют осознание окружающего мира, и благодаря все более ненадежным рассказам рассказчика у читателя создается впечатление о крахе мира. [ 1 ] Фриц Лейбер предлагает три интерпретации персонажа, основанные на этом облике: насмешка Вселенной над попытками человека понять ее; негативный взгляд на коммерческий мир, представленный саморекламой и презрительным отношением Ньярлатхотепа; и саморазрушительная рациональность человека. [ 2 ]
Ньярлатхотеп впоследствии появляется как главный персонаж в «В поисках снов Неизвестного Кадата» (1926/27), в котором он снова проявляется в форме египетского фараона, когда противостоит главному герою Рэндольфу Картеру . В этой истории Лейбер описывает Ньярлатхотепа как «злобно умного» в отличие от безмозглого Азатота , его хозяина. [ 2 ]
21-й сонет цикла стихотворений Лавкрафта «Грибы из Юггота » (1929/30) по сути представляет собой пересказ оригинального стихотворения в прозе.
В « Снах в ведьмином доме » (1933) Ньярлатхотеп предстает перед Уолтером Гилманом и ведьмой Кезией Мэйсон (заключившей договор с сущностью) в образе «Черного человека» ведьмовского культа. чернокожий аватар Дьявола, описанный охотниками на ведьм . Несмотря на то, что он бесчеловечен, некоторые персонажи принимают его за человека африканского происхождения, хотя черты его лица описываются как европеоидные. [ 3 ]
Наконец, в « Призраке тьмы » (1936) ночной монстр с щупальцами и крыльями летучей мыши, обитающий на шпиле церкви секты Звездной Мудрости, идентифицируется как еще одно проявление Ньярлатхотепа. [ 4 ] Этот аватар не переносит света.
Лавкрафт предполагает, что фальшивый Генри Экли , который появляется в конце «Шепчущего во тьме» (1930), также является Ньярлатхотепом. В этой истории Ми-Го почтительным тоном повторяет его имя, заявляя: «Ньярлатхотепу, Могущественному Посланнику, нужно рассказать все. И он наденет человеческое подобие, восковую маску и скрывающие одежды, и придет из мира Семи Солнц, чтобы посмеяться». [ 5 ] В конце «Шепчущего во тьме » главный герой, к своему ужасу, обнаруживает свободный халат, а также лежащие на диване расчлененную голову и руки Экли, который, как предполагается, в истории был замаскированным Ми-Го. Но из-за упоминания в песне Ньярлатхотепа, носящего «восковую маску и скрывающую мантию», С.Т. Джоши пишет, что «это кажется явным намеком на Ньярлатхотепа, замаскированного под лицо и руки Экли; но если это так, то это означает, что в данный момент время Ньярлатхотеп в телесной форме является одним из грибов - особенно если, что кажется вероятным, Ньярлатхотеп - один из двух жужжащих голосов, которые Альберт Уилмарт подслушивает в конце». Джоши отмечает, что это проблематично, потому что «если Ньярлатхотеп (как это назвали критики) «оборотень», почему ему придется надевать лицо и руки Экли, а не просто переделывать себя в Экли?» [ 4 ]
Хотя Ньярлатхотеп появляется как персонаж только в четырех рассказах и двух сонетах, его имя часто упоминается в других произведениях. В « Крысах в стенах » (1924) Ньярлатхотеп упоминается как безликий бог в пещерах центра Земли. [ 6 ] В «Тени вне времени » (1936) «ужасная тайна Ньярлатхотепа» раскрывается главному герою Хефнесом во время его заключения Великой расой Йит . [ 7 ]
Ньярлатхотеп не появляется в рассказе Лавкрафта « Ползучий хаос » (1920/21), несмотря на схожесть названия с эпитетом персонажа. Лавкрафт написал корреспонденту, что он повторно использовал эту фразу, потому что ему «нравилось ее звучание». [ 8 ]
Другие выступления
[ редактировать ]Ньярлатхотеп появлялся и за пределами произведений Лавкрафта. Легкий роман и аниме-сериал Haiyore! Ньяруко-сан (2009) основан на мифах Ктулху, при этом главная героиня Ньяруко напрямую относится к Ньярлатхотепу. [ 9 ]
Ньярлатхотеп появляется в образе Темного человека в Ларри Коррейи «Мертвые ждут сны» (2013). рассказе [ 10 ]
Хотя он не появляется в оригинальном рассказе Лавкрафта, Ньярлатхотеп в своей форме «Черного человека» появляется в адаптации комиксов 1993 года « Музыка Эриха Зана» ( «Калибр »), в воспоминаниях об одноименном Эрихе Занне. [ 11 ]
Алана Мура В ограниченной серии комиксов «Неономикон» (2010–2011) Ньярлатхотеп используется в образе Джонни Каркозы, торговца наркотиками в маске, который часто посещает клубы и оккультные магазины, посвященные Ктулху. Его способ обращения новых последователей заключается в том, чтобы поместить их в вегетативное состояние, восприимчивое к «Акло» — словам, связанным с творчеством Лавкрафта, которые изменяют сознание тех, кто их слушает. В рассказе Мура он исполняет аллегорическую роль архангела Гавриила при Благовещении , сообщая главной героине, что она забеременела и вскоре родит Ктулху. Каркоса играет более активную роль в следующем томе Мура « Провидение» , «награждая» главного героя, Роберта Блэка, за его работу в качестве «вестника» воздействия Лавкрафта на мир, а затем наблюдая за рождением Ктулху. [ 12 ]
В видеоигре Dusk Ньярлатхотеп появляется как последний противник. Однако вместо того, чтобы принимать форму гуманоида в бою, он принимает форму жуткого зверя-левиафана. То, как он был включен в сюжет, намеренно очень расплывчато, поскольку он появляется только в самом конце, хотя ясно, что он был замешан в хитростях и манипуляциях со своими прошлыми изображениями.
В манге « Девушка-призрак-жнец» главой Восточного отделения является женщина по имени «Ньярлатхотеп», которая использует титул «Хаос». Это темнокожая женщина с нижней половиной глаза Гора под правым глазом.
Ньярлатхотеп фигурирует в нескольких видеоиграх Shin Megami Tensei , а также Persona в спин-оффах , включая Revelations: Persona , а также в дилогии Persona 2 , в которой он является главным антагонистом. Там он демонстрирует способности менять форму, облачаясь в облики нескольких персонажей, а когда сражается как «сам», принимает более тревожный вид с щупальцами. Хотя можно отметить, что при последнем поражении он снова переключается на человеческий облик одного из игровых персонажей.
В сериале Чарльза Стросса « Файлы для стирки » человеческий аватар Ньярлатхотепа под именем Фабиан Эверман становится премьер-министром Великобритании.
В мобильной видеоигре Dragalia Lost есть дракон по имени Ньярлатхотеп, который появляется в рейдовом событии «Проклятые архивы». У этого дракона также есть молодая девушка по имени Латна.
Ньярлатхотеп появляется как игровой персонаж в японской мобильной игре Tokyo Afterschool Summoners 2016 года , где он изображен как популярный ди-джей, известный тем, что сеет хаос просто ради того, чтобы вызвать хаос.
Ньярлатхотеп также находится в центре внимания игры дополненной реальности, распространяемой The Mysterious Package Company, которая включает в себя несколько физических артефактов и интерактивное приложение для взаимодействия с этими артефактами.
Ньярлатхотеп также появляется в свободно основанном произведении Джозефа С. Дейла « Восстание Азатота » как хранитель Некрономикона , когда он пытается заставить волшебников и других могущественных людей использовать заклинания из книги якобы для получения власти. Это, конечно, ловушка, как к своему огорчению обнаруживают некоторые люди.
В визуальном романе 2007 года , опубликованном Liar-soft, «Сиккоку-но Шарнот: Какое прекрасное завтра» раскрывается, что Ньярлатхотеп является истинной личностью персонажа, которого просто зовут «М». Измерение Шарнот, тесно связанное с Ньярлатхотепом, также играет важную роль в сюжете игры.
В игре 2017 года Sundered Ньярлатхотеп появляется как финальный босс, бог группы верующих, основанный на мифологии Лавкрафта.
Вдохновение
[ редактировать ]
В письме 1921 года Райнхардту Кляйнеру Лавкрафт рассказал о привиденном ему сне, описанном как «самый реалистичный и ужасный [кошмар], который я видел с десятилетнего возраста», который послужил основой для его прозаического стихотворения «Ньярлатхотеп». Во сне он получил письмо от своего друга Сэмюэля Лавмана , в котором говорилось:
Не забудьте увидеть Ньярлатхотепа, если он приедет в Провиденс. Он ужасен — ужаснее всего, что вы можете себе представить, — но прекрасен. После этого он преследует одного в течение нескольких часов. Я до сих пор содрогаюсь от того, что он показал. [ 14 ]
Лавкрафт прокомментировал:
Я никогда раньше не слышал имени НЬЯРЛАТОТЕП, но, похоже, понял его намек. Ньярлатхотеп был своего рода странствующим шоуменом или лектором, который выступал в общественных залах и своими выступлениями вызывал всеобщий страх и дискуссии. Эти выставки состояли из двух частей: во-первых, ужасной, возможно, пророческой киноленты; а затем несколько необычных экспериментов с научными и электрическими приборами. Когда я получил письмо, я, казалось, вспомнил, что Ньярлатхотеп уже был в Провиденсе... Я, кажется, вспомнил, что люди шептались со мной в трепете о его ужасах и предупреждали меня не приближаться к нему. Но письмо Лавмана во сне решило меня... Выходя из дома, я увидел толпы мужчин, бредущих сквозь ночь, испуганно перешептывающихся и направляющихся в одном направлении. Я присоединился к ним, испуганный, но жаждущий увидеть и услышать великого, неясного, невыразимого Ньярлатхотепа. [ 14 ]
Уилл Мюррей предположил, что этот образ Ньярлатхотепа во сне, возможно, был вдохновлен изобретателем Николой Теслой , чьи посещаемые лекции действительно включали в себя необычные эксперименты с электрическими приборами и которого некоторые считали зловещей фигурой. [ 15 ] [ 16 ]
Роберт М. Прайс предполагает, что имя Ньярлатхотеп могло быть подсознательно подсказано Лавкрафту двумя именами лорда Дансени , автора, которым он очень восхищался. Алхирет-Хотеп, лжепророк, появляется в книге Дансени «Боги Пеганы» , а Минартитеп, бог, описанный как «разгневанный», появляется в «Печали поиска» Дансени. [ 17 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Ньярлатхотеп во многом отличается от других существ. Большинство из них сосланы к звездам, как Йог-Сотот и Хастур , или спят и видят сны, как Ктулху ; Ньярлатхотеп, однако, активен и часто ходит по Земле в облике человека, обычно высокого, стройного и радостного мужчины. У него есть «тысяча» других форм, большинство из которых считаются до безумия ужасными. У большинства Внешних Богов есть свои собственные культы, обслуживающие их; Ньярлатхотеп, кажется, служит этим культам и заботится о делах божеств в их отсутствие. Большинство богов используют странные инопланетные языки, но Ньярлатхотеп использует человеческие языки, и его можно принять за человека. Других Внешних Богов и Великих Древних часто описывают как безмозглых или непостижимых, а не по-настоящему злобных, но Ньярлатхотеп наслаждается жестокостью, обманчив и манипулирует, и даже культивирует последователей и использует пропаганду для достижения своих целей.
Ньярлатхотеп исполняет волю Внешних Богов и является их посланником, сердцем и душой; он также слуга Азатота , своего отца, [ 18 ] чьи желания он немедленно выполняет. В отличие от других Внешних Богов, для Ньярлатхотепа вызывать безумие важнее и приятнее, чем смерть и разрушение. Некоторые предполагают, что он уничтожит человечество, а возможно, и Землю. [ 19 ]
Цикл Ньярлатхотепа
[ редактировать ]
В 1996 году Chaosium опубликовал «Цикл Ньярлатхотепа» — антологию «Мифы Ктулху», в которой основное внимание уделяется работам, отсылающим к сущности Ньярлатхотепа или вдохновленным ею. Книга под редакцией ученого Лавкрафта Роберта М. Прайса включает в себя введение Прайса, в котором он прослеживает корни и развитие Бога Тысячи Форм. В состав входят:
- «Пророк Алхирет-Хотеп» лорда Дансени
- Лорд Дансени «Печаль поиска»
- « Ньярлатхотеп » Лавкрафта Г.П.
- « Второе пришествие » (стихотворение) Уильяма Батлера Йейтса
- «На стенах Мекки падает тишина» (стихотворение) Роберта Э. Ховарда
- «Ньярлатхотеп» (стихотворение) Г. П. Лавкрафта
- « Сны в ведьмином доме » Лавкрафта.
- « Призрак тьмы » Г. П. Лавкрафта
- «Обитатель тьмы» Августа Дерлета
- «Титан в склепе», Дж. Уорнер
- «Фан Черного Фараона» Роберта Блоха
- «Проклятие черного фараона» Лин Картер
- «Проклятие Нефрен-Ка» Джона Кокрофта
- «Храм Нефрен-Ка» Филипа Дж. Рахмана и Гленна А. Рахмана
- «Папирус Нефрен-Ка» Роберта К. Калпа
- «Морда в нише», Гэри Майерс
- «Созерцательный Сфинкс» (стихотворение) Ричарда Л. Тирни
- «Египет Эч-Пи-Эля» (стихи) Анны К. Швадер
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лавкрафт, HP (1971). «Ньярлатхотеп». Судьба, пришедшая в Сарнатх . Нью-Йорк: Ballantine Books . стр. 57-70 . ISBN 978-1505533538 .
- ^ Jump up to: а б Лейбер, Фриц (2001). «Литературный Коперник». В Швейцере, Даррелл (ред.). Знакомство с Г.П. Лавкрафтом . Уайлдсайд Пресс . стр. 10–11. ISBN 1-58715-470-6 .
- ^ Харман, Грэм (2012). Странный реализм: Лавкрафт и философия . Ноль книг . п. 194. ИСБН 978-1-78099-252-5 .
- ^ Jump up to: а б HP Лавкрафт (2011). С. Т. Джоши (ред.). Зов Ктулху и другие странные сказки . Пингвин. п. 402.
- ^ Лавкрафт, HP (1930). Шепчущий во тьме (под ред. «Зов Ктулху и другие странные сказки»). Пингвин. п. 219.
- ^ Блум, Клайв (4 октября 1996 г.). Культовая фантастика: популярное чтение и теория криминала . Спрингер. п. 193. ИСБН 978-0-230-39012-6 .
…пещеры в центре земли, где Ньярлатхотеп, безумный безликий бог, слепо воет под звуки двух аморфных идиотов-флейтистов.
- ^ Лавкрафт, HP (1968). «Глава IV». Тень вне времени и другие ужасающие истории . Август Дерлет. Лондон: Голланц. ISBN 0-575-00110-0 . OCLC 467210 .
- ^ Джоши, ST; Шульц, Дэвид Э. (2001). Энциклопедия Лавкрафта . Гринвуд Пресс . п. 49. ИСБН 0-313-31578-7 .
- ^ «Няруко: Ползком от любви! (ТВ) — Anime News Network» . www.animenewsnetwork.com . Проверено 16 июня 2020 г.
- ^ Шумате, Натан, изд. (2013). Космическое жуткое 2: Призрачные звезды . США: Cold Fusion Media. ISBN 9780615918594 . OCLC 899217941 . Перепечатано в: Коррейя, Ларри (2018). Целевая богатая среда, том 1 . Ривердейл, Нью-Йорк: Baen Books. стр. 29–48. ISBN 9781481483445 .
- ^ Стивен Филип Джонс ( ж ), Олдин Бароза ( а ). Миры HP Лавкрафта: Музыка Эриха Зана (1993). Калибр Пресс .
- ^ Алан Мур ( ж ), Джейсен Берроуз ( а ). Неономикон , нет. 3 (октябрь 2010 г.). Аватар Пресс .
- ^ (на французском языке) Ротомаго и Жюльен Нуарель, Ньярлатхотеп , Париж, Акилеос, 2007, 53 стр., ISBN 978-2-915168-53-2 .
- ^ Jump up to: а б Лавкрафт, HP (1972). «Письмо Рейнхарду Кляйнеру, 21 декабря 1921 г.». В Картер, Лин (ред.). Лавкрафт: Взгляд за мифы Ктулху . Нью-Йорк: Ballantine Books . стр. 18–19. ISBN 978-0345024275 .
- ^ Мюррей, Уилл (осень 1991 г.). «За маской Ньярлатхотепа». Исследования Лавкрафта (25).
- ^ Прайс, Роберт М. , изд. (2006). Цикл Ньярлатхотепа: Рассказы о Боге тысячи форм . Анн-Арбор, Мичиган: Хаозиум . п. 9. ISBN 978-1568822600 .
- ^ Прайс, стр. VII, 1–5.
- ^ Лавкрафт, HP (1967). Избранные письма Г. П. Лавкрафта IV (1932–1934) . Саук-Сити, Висконсин : Аркхэм-Хаус . Письмо 617. ISBN 0-87054-035-1 .
- ^ Хармс, «Ньярлатхотеп», Энциклопедия Ктулхиана , стр. 218–9.
Ссылки
[ редактировать ]- Хармс, Дэниел. «Ньярлатхотеп» в Энциклопедии Ктулхиана (2-е изд.), стр. 218–222. Окленд, Калифорния: Хаозиум, 1998. ISBN 1-56882-119-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Аудиокнига Ньярлатхотеп, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
Аудиокнига в общественном достоянии «Боги Пеганы» на LibriVox
Аудиокнига «Время и боги», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox
- Божества мифов Ктулху
- Боги Хаоса
- Злые боги
- Демоны-суперзлодеи
- Внеземные суперзлодеи
- Фантастика о Дьяволе
- Вымышленные древние египетские люди
- Вымышленные боги
- Вымышленные бессмертные
- Вымышленные монстры
- Вымышленные фараоны
- Вымышленные оборотни
- Вымышленные обманщики
- Злодеи ужасов
- Литературные персонажи, представленные в 1920 году.
- Литературные злодеи-мужчины