Jump to content

Зов Ктулху

«Зов Ктулху»
Рассказ Лавкрафта Г. П.
Титульный лист книги «Зов Ктулху» в журнале Weird Tales , февраль 1928 года. Иллюстрация Хью Доака Ранкина . [ 1 ]
Текст доступен в Wikisource.
Страна Соединенные Штаты Америки
Язык Английский
Жанр (ы) Ужас
Публикация
Опубликовано в Странные сказки
Тип носителя Распечатать
Дата публикации февраль 1928 г.

« Зов Ктулху » — рассказ американского писателя Лавкрафта . Написанная летом 1926 года, она была впервые опубликована в журнале Weird Tales в феврале 1928 года. [ 2 ]

Вдохновение

[ редактировать ]

Первое семя первой главы повести «Ужас в глине» возникло из одного из снов Лавкрафта, который он видел в 1919 году. [ 3 ] который он кратко описал в двух разных письмах, отправленных своему другу Рейнхарту Кляйнеру 21 мая и 14 декабря 1920 года. Во сне Лавкрафт посещает музей античности в Провиденсе, пытаясь убедить тамошнего пожилого куратора купить странный барельеф. Сам Лавкрафт лепил. Куратор сначала насмехается над ним за попытку продать что-то недавно сделанное музею антикварных предметов. Затем Лавкрафт вспоминает, как отвечал куратору:

Почему вы говорите, что эта вещь новая? Сны людей старше, чем задумчивый Египет, или созерцательный Сфинкс, или опоясанный садами Вавилон, и это было создано в моих снах.

Это можно сравнить с тем, что персонаж Генри Энтони Уилкокса говорит дяде главного героя, показывая ему свой скульптурный барельеф для помощи в чтении на нем иероглифов, пришедших через собственные фантастические сны Уилкокса:

Оно действительно новое, потому что я сделал его прошлой ночью во сне о странных городах; и мечты старше, чем задумчивый Тир , или созерцательный Сфинкс, или опоясанный садами Вавилон.

Затем Лавкрафт использовал это для краткого изложения новой истории, изложенной в его собственной «Книге общих мест» сначала в августе 1925 года, которая органично развилась из идеи о том, что на самом деле мог изображать барельеф во сне. В сноске к записи своей собственной мечты Лавкрафт затем закончил предложением «Добавить хорошее развитие и описать природу барельефа» себе для дальнейшего использования. [ 4 ]

мифов Ктулху Исследователь Роберт М. Прайс неправильной утверждает, что сонет формы « Кракен » [ 5 ] опубликованная в 1830 году Альфредом Теннисоном , стала главным источником вдохновения, поскольку обе относятся к огромному водному существу, спящему вечность на дне океана и которому суждено выйти из своего сна в апокалиптической эпохе. [ 6 ]

С. Т. Джоши и Дэвид Э. Шульц процитировали другие литературные источники вдохновения: » Ги де Мопассана « Орлу (1887), которую Лавкрафт описал в «Сверхъестественном ужасе в литературе» как о «невидимом существе, которое... управляет умами других, и кажется, это авангард орды внеземных организмов, прибывших на Землю, чтобы подчинить и подавить человечество»; и » Артура Мейчена « Роман о черной печати (1895), в котором используется тот же метод объединения разрозненных знаний (включая случайные газетные вырезки), чтобы раскрыть выживание ужасающего древнего существа. [ 7 ]

Предполагается также, что он черпал вдохновение из (1904) Уильяма Скотта-Эллиота » «Истории Атлантиды (1896) и «Затерянной Лемурии» , которые Лавкрафт прочитал в 1926 году, незадолго до того, как начал работать над этой историей. [ 8 ]

Прайс также отмечает, что Лавкрафт восхищался творчеством лорда Дансени , написавшего «Богов Пеганы» (1905), в котором изображен бог, постоянно усыпляемый, чтобы избежать последствий его пробуждения. Другая работа Дансени, цитируемая Прайсом, - это «Магазин на Го-бай-стрит » (1919), в котором говорится «небо спящих богов» и «несчастны те, кто слышит, как какой-то старый бог говорит, пока он спит, будучи еще в глубоком сне». . [ 9 ] [ 10 ]

«Небольшое землетрясение», упомянутое в рассказе, вероятно, является землетрясением Шарлевуа-Камураска 1925 года . [ 11 ]

С. Т. Джоши также процитировал А. Мерритта повесть «Лунный пруд» (1918), о которой Лавкрафт «часто восхвалял». Джоши говорит, что «упоминание Мерриттом о «лунной двери», которая, если ее наклонить, ведет персонажей в нижнюю область чудес и ужаса, похоже на огромную дверь, случайное открытие которой моряками заставляет Ктулху выйти из Р'льеха». . [ 12 ]

Эдвард Гимон утверждал, что « Герберта Уэллса » Война миров оказала влияние на «Зов Ктулху», ссылаясь на тематическое сходство древних, могущественных, но безразличных инопланетян, связанных с божествами; физическое сходство Ктулху и марсиан ; и деталь сюжета, в которой корабль таранит инопланетянина, временно успешный, но в конечном итоге бесполезный жест. [ 13 ]

Покойный рассказчик Фрэнсис Уэйланд Терстон рассказывает о том, как обнаружил записи, оставленные его двоюродным дедом, профессором лингвистики Университета Брауна Джорджем Гаммеллом Энджеллом, после его смерти зимой 1926–1927 годов. Среди заметок — небольшая барельефная скульптура чешуйчатого существа, которая представляет собой «одновременные изображения осьминога, дракона и человеческой карикатуры». Скульптор, студент-художник из Род-Айленда по имени Генри Энтони Уилкокс, основал свою работу на бредовых мечтах о «великих циклопических городах из титановых блоков и вознесённых в небо монолитов». Частые ссылки на Ктулху и Р'лье можно найти в статьях Уилкокса. Энджелл также обнаруживает сообщения о массовой истерии по всему миру.

В других заметках рассказывается о собрании археологического общества 1908 года, на котором чиновник полиции Нового Орлеана Джон Рэймонд Леграсс просит участников опознать статуэтку из неопознанного зеленовато-черного камня, напоминающую скульптуру Уилкокса. Затем выясняется, что в прошлом году Леграсс и группа полицейских обнаружили, что несколько женщин и детей использовались в ритуале мужского культа . Убив пятерых культистов и арестовав еще 47, Леграсс узнает, что они поклоняются «Великим Древним» и ждут возвращения чудовищного существа по имени Ктулху. [ 14 ] Заключенные идентифицируют статуэтку как «великого Ктулху». Один из присутствовавших на встрече ученых, профессор Принстона Уильям Ченнинг Уэбб, описывает группу « эскимосов » со схожими убеждениями и фетишами.

Терстон обнаруживает статью 1925 года в австралийской газете, в которой сообщается об обнаружении заброшенного корабля « Алерт» , единственным выжившим из которого является второй помощник Густава Йохансена. Йохансен сообщает, что « Эмму» атаковала тяжеловооруженная яхта под названием « Alert» . Члены экипажа « Эммы» убили тех, кто находился на борту « Алерта» , но потеряли в бою собственный корабль, захватили « Алерт» и обнаружили неизведанный на карте остров в районе координат 47 ° 9' ю.ш., 126 ° 43' з.д.  /  47,150 ° ю.ш., 126,717 ° з.д.  / -47,150; -126,717  ( Вымышленное место Р'лье (Лавкрафт) ) . За исключением Йохансена и еще одного человека, оставшаяся команда погибла на острове. Йохансен не раскрывает причину их смерти.

Во время путешествия в Австралию Терстон рассматривает статую, извлеченную из « Алерта», которая идентична двум предыдущим. В Норвегии он узнает, что Йохансен внезапно скончался после встречи с «двумя моряками Ласкара ». Вдова Йохансена передает Терстону рукопись своего покойного мужа, в которой неизведанный остров описывается как дом для «кошмарного города трупов» под названием Р'льех. Команда Йохансена изо всех сил пыталась понять неевклидову геометрию города и случайно освободила Ктулху, что привело к их гибели. Йохансен и один из членов экипажа скрылись на борту « Алерта» , и их преследовал Ктулху. Йохансен врезался яхтой в голову существа, но его травма зажила. « Алерт» сбежал, но товарищ по команде Йохансена погиб. Закончив рукопись, Терстон понимает, что теперь он является целью поклонников Ктулху, и тщетно надеется, что она будет уничтожена после его смерти.

Литературное значение и критика

[ редактировать ]

Лавкрафт считал этот рассказ «довольно средним - не таким плохим, как худший, но полным дешевых и громоздких штрихов». Weird Tales Редактор Фарнсворт Райт сначала отверг эту историю и принял ее только после того, как писатель Дональд Вандрей , друг Лавкрафта, ложно заявил, что Лавкрафт подумывал представить ее в другом месте. [ 15 ]

Опубликованный рассказ был расценен Робертом Э. Ховардом (создателем «Конана-варвара ») как «шедевр, который, я уверен, будет жить как одно из высших достижений литературы… Г-н Лавкрафт занимает уникальное положение в литературной литературе». мир; он, по сути, постиг миры, находящиеся за пределами нашего ничтожного познания». [ 16 ] Ученый Лавкрафта Питер Кэннон расценил эту историю как «амбициозную и сложную... плотное и тонкое повествование, в котором ужас постепенно вырастает до космических масштабов», добавив «одно из самых мрачных вымышленных выражений [Лавкрафта] незначительного места человека во вселенной». [ 17 ]

Французский писатель Мишель Уэльбек в своей книге «Г. П. Лавкрафт: Против мира, против жизни » описал эту историю как первый из «великих текстов» Лавкрафта. [ 18 ]

Канадский математик Бенджамин К. Типпетт отметил, что явления, описанные в журнале Йохансена, можно интерпретировать как «наблюдаемые последствия локализованного пузыря кривизны пространства-времени », и предложил подходящую математическую модель. [ 19 ]

Э. Ф. Блейлер назвал «Зов Ктулху» «фрагментарным эссе с повествовательными включениями». [ 20 ]

История, опубликованная более чем за десять лет до Второй мировой войны , интересна тем, что в ней используется слово « холокост » как метафора глобальной резни.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Публикация: Weird Tales, февраль 1928 года» . isfdb.org . ИСФДБ . Проверено 15 января 2020 г.
  2. ^ Штрауб, Питер (2005). Лавкрафт: Сказки . Библиотека Америки. п. 823. ИСБН  1-931082-72-3 .
  3. ^ Брюс Стерлинг (4 июля 2011 г.). «Обычная книга Г. П. Лавкрафта» . проводной.com . Проверено 23 апреля 2020 г.
  4. ^ HP Лавкрафт (июль 1994 г.). СТ Джоши ; Уилл Мюррей ; Дэвид Э. Шульц (ред.). Сонник Г. П. Лавкрафта . Некрономикон Пресс . стр. 14–16. ISBN  0940884658 .
  5. ^ Кракен , Викторианская паутина
  6. ^ Роберт М. Прайс, «Другое имя Азатота», введение в «Цикл Ктулху» . Прайс считает, что Филип А. Шреффлер связал стихотворение и рассказ.
  7. ^ С. Т. Джоши и Дэвид Э. Шульц, «Зов Ктулху», Энциклопедия HP Лавкрафта , стр. 28–29.
  8. HP Lovecraft. Архивировано 12 января 2013 г. в Wayback Machine , Fortean Times. журнал
  9. ^ «Лорд Дансени (1878–1957)» . Работает; Краткая библиография . Дансени. Декабрь 2003 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 г. Проверено 26 января 2012 г.
  10. ^ Прайс, «Другое имя Азатота». Считается, что этот отрывок вдохновил Лавкрафта на создание Азатота , отсюда и название эссе Прайса.
  11. ^ Лакей, Крис; Файфер, Чад; Леман, Эндрю (12 мая 2010 г.). «Эпизод 42 – Зов Ктулху – Часть 1» . Литературный подкаст Г. П. Лавкрафта . hppodcraft.com. Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 17 августа 2012 г.
  12. ^ Джоши, ST (2010) Я — Провиденс: Жизнь и времена Г. П. Лавкрафта. Нью-Йорк: Hippocampus Press. 2 тома. Том II стр. 639
  13. ^ Гимон, Эдвард (август 2019 г.), «В горах Марса: взгляд на Красную планету через линзу Лавкрафта», Лавкрафтовские труды № 3: Статьи из Necronomicon Providence 2017 , Нью-Йорк: Hippocampus Press , стр. 61–63
  14. ^ Лавкрафт, «Зов Ктулху», с. 139.
  15. ^ С.Т. Джоши, Лавкрафт с дополнительными аннотациями , с. 173.
  16. Цитируется по Питеру Кэннону, «Введение», Лавкрафт с дополнительными аннотациями , стр. 7.
  17. ^ Кэннон, стр. 6–7.
  18. ^ Мишель Уэльбек, Г. П. Лавкрафт: против мира, против жизни .
  19. ^ Типпетт, Бенджамин К. (2012). «Возможные пузыри кривизны пространства-времени в южной части Тихого океана». arXiv : 1210.8144 [ physical.pop-ph ].
  20. ^ Э.Ф. Блейлер, Том писателей-фантастов о сверхъестественном , Нью-Йорк: Scribners, 1985, с. 478
  • Лавкрафт, Говард П. (1984) [1928]. «Зов Ктулху». В ST Джоши (ред.). Данвичский ужас и другие (9-е исправленное печатное издание). Саук-Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус. ISBN  0-87054-037-8 . Окончательная версия.
  • Лавкрафт, Говард П. (1999) [1928]. «Зов Ктулху». В ST Джоши (ред.). Больше аннотаций Лавкрафта (1-е изд.). Нью-Йорк: Делл. ISBN  0-440-50875-4 . С поясняющими сносками.
  • Прайс, Роберт М. (1996) [1928]. «Зов Ктулху». В Роберте М. Прайсе (ред.). Цикл Ктулху: Тринадцать щупалец ужаса (1-е изд.). Окленд, Калифорния: ISBN Chaosium, Inc.  1-56882-038-0 . Сборник работ, вдохновивших и вдохновленных «Зовом Ктулху» , с комментариями.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 734e2cc3bea59ec7d552bec5c5cab83b__1721382960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/3b/734e2cc3bea59ec7d552bec5c5cab83b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Call of Cthulhu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)