Зов Ктулху
«Зов Ктулху» | |
---|---|
Рассказ Лавкрафта Г. П. | |
![]() Титульный лист книги «Зов Ктулху» в журнале Weird Tales , февраль 1928 года. Иллюстрация Хью Доака Ранкина . [ 1 ] | |
![]() | |
Страна | Соединенные Штаты Америки |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | Ужас |
Публикация | |
Опубликовано в | Странные сказки |
Тип носителя | Распечатать |
Дата публикации | февраль 1928 г. |
« Зов Ктулху » — рассказ американского писателя Лавкрафта . Написанная летом 1926 года, она была впервые опубликована в журнале Weird Tales в феврале 1928 года. [ 2 ]
Вдохновение
[ редактировать ]Первое семя первой главы повести «Ужас в глине» возникло из одного из снов Лавкрафта, который он видел в 1919 году. [ 3 ] который он кратко описал в двух разных письмах, отправленных своему другу Рейнхарту Кляйнеру 21 мая и 14 декабря 1920 года. Во сне Лавкрафт посещает музей античности в Провиденсе, пытаясь убедить тамошнего пожилого куратора купить странный барельеф. Сам Лавкрафт лепил. Куратор сначала насмехается над ним за попытку продать что-то недавно сделанное музею антикварных предметов. Затем Лавкрафт вспоминает, как отвечал куратору:
Почему вы говорите, что эта вещь новая? Сны людей старше, чем задумчивый Египет, или созерцательный Сфинкс, или опоясанный садами Вавилон, и это было создано в моих снах.
Это можно сравнить с тем, что персонаж Генри Энтони Уилкокса говорит дяде главного героя, показывая ему свой скульптурный барельеф для помощи в чтении на нем иероглифов, пришедших через собственные фантастические сны Уилкокса:
Оно действительно новое, потому что я сделал его прошлой ночью во сне о странных городах; и мечты старше, чем задумчивый Тир , или созерцательный Сфинкс, или опоясанный садами Вавилон.
Затем Лавкрафт использовал это для краткого изложения новой истории, изложенной в его собственной «Книге общих мест» сначала в августе 1925 года, которая органично развилась из идеи о том, что на самом деле мог изображать барельеф во сне. В сноске к записи своей собственной мечты Лавкрафт затем закончил предложением «Добавить хорошее развитие и описать природу барельефа» себе для дальнейшего использования. [ 4 ]
мифов Ктулху Исследователь Роберт М. Прайс неправильной утверждает, что сонет формы « Кракен » [ 5 ] опубликованная в 1830 году Альфредом Теннисоном , стала главным источником вдохновения, поскольку обе относятся к огромному водному существу, спящему вечность на дне океана и которому суждено выйти из своего сна в апокалиптической эпохе. [ 6 ]
С. Т. Джоши и Дэвид Э. Шульц процитировали другие литературные источники вдохновения: » Ги де Мопассана « Орлу (1887), которую Лавкрафт описал в «Сверхъестественном ужасе в литературе» как о «невидимом существе, которое... управляет умами других, и кажется, это авангард орды внеземных организмов, прибывших на Землю, чтобы подчинить и подавить человечество»; и » Артура Мейчена « Роман о черной печати (1895), в котором используется тот же метод объединения разрозненных знаний (включая случайные газетные вырезки), чтобы раскрыть выживание ужасающего древнего существа. [ 7 ]
Предполагается также, что он черпал вдохновение из (1904) Уильяма Скотта-Эллиота » «Истории Атлантиды (1896) и «Затерянной Лемурии» , которые Лавкрафт прочитал в 1926 году, незадолго до того, как начал работать над этой историей. [ 8 ]
Прайс также отмечает, что Лавкрафт восхищался творчеством лорда Дансени , написавшего «Богов Пеганы» (1905), в котором изображен бог, постоянно усыпляемый, чтобы избежать последствий его пробуждения. Другая работа Дансени, цитируемая Прайсом, - это «Магазин на Го-бай-стрит » (1919), в котором говорится «небо спящих богов» и «несчастны те, кто слышит, как какой-то старый бог говорит, пока он спит, будучи еще в глубоком сне». . [ 9 ] [ 10 ]
«Небольшое землетрясение», упомянутое в рассказе, вероятно, является землетрясением Шарлевуа-Камураска 1925 года . [ 11 ]
С. Т. Джоши также процитировал А. Мерритта повесть «Лунный пруд» (1918), о которой Лавкрафт «часто восхвалял». Джоши говорит, что «упоминание Мерриттом о «лунной двери», которая, если ее наклонить, ведет персонажей в нижнюю область чудес и ужаса, похоже на огромную дверь, случайное открытие которой моряками заставляет Ктулху выйти из Р'льеха». . [ 12 ]
Эдвард Гимон утверждал, что « Герберта Уэллса » Война миров оказала влияние на «Зов Ктулху», ссылаясь на тематическое сходство древних, могущественных, но безразличных инопланетян, связанных с божествами; физическое сходство Ктулху и марсиан ; и деталь сюжета, в которой корабль таранит инопланетянина, временно успешный, но в конечном итоге бесполезный жест. [ 13 ]
Сюжет
[ редактировать ]Покойный рассказчик Фрэнсис Уэйланд Терстон рассказывает о том, как обнаружил записи, оставленные его двоюродным дедом, профессором лингвистики Университета Брауна Джорджем Гаммеллом Энджеллом, после его смерти зимой 1926–1927 годов. Среди заметок — небольшая барельефная скульптура чешуйчатого существа, которая представляет собой «одновременные изображения осьминога, дракона и человеческой карикатуры». Скульптор, студент-художник из Род-Айленда по имени Генри Энтони Уилкокс, основал свою работу на бредовых мечтах о «великих циклопических городах из титановых блоков и вознесённых в небо монолитов». Частые ссылки на Ктулху и Р'лье можно найти в статьях Уилкокса. Энджелл также обнаруживает сообщения о массовой истерии по всему миру.
В других заметках рассказывается о собрании археологического общества 1908 года, на котором чиновник полиции Нового Орлеана Джон Рэймонд Леграсс просит участников опознать статуэтку из неопознанного зеленовато-черного камня, напоминающую скульптуру Уилкокса. Затем выясняется, что в прошлом году Леграсс и группа полицейских обнаружили, что несколько женщин и детей использовались в ритуале мужского культа . Убив пятерых культистов и арестовав еще 47, Леграсс узнает, что они поклоняются «Великим Древним» и ждут возвращения чудовищного существа по имени Ктулху. [ 14 ] Заключенные идентифицируют статуэтку как «великого Ктулху». Один из присутствовавших на встрече ученых, профессор Принстона Уильям Ченнинг Уэбб, описывает группу « эскимосов » со схожими убеждениями и фетишами.
Терстон обнаруживает статью 1925 года в австралийской газете, в которой сообщается об обнаружении заброшенного корабля « Алерт» , единственным выжившим из которого является второй помощник Густава Йохансена. Йохансен сообщает, что « Эмму» атаковала тяжеловооруженная яхта под названием « Alert» . Члены экипажа « Эммы» убили тех, кто находился на борту « Алерта» , но потеряли в бою собственный корабль, захватили « Алерт» и обнаружили неизведанный на карте остров в районе координат 47 ° 9' ю.ш., 126 ° 43' з.д. / 47,150 ° ю.ш., 126,717 ° з.д. . За исключением Йохансена и еще одного человека, оставшаяся команда погибла на острове. Йохансен не раскрывает причину их смерти.
Во время путешествия в Австралию Терстон рассматривает статую, извлеченную из « Алерта», которая идентична двум предыдущим. В Норвегии он узнает, что Йохансен внезапно скончался после встречи с «двумя моряками Ласкара ». Вдова Йохансена передает Терстону рукопись своего покойного мужа, в которой неизведанный остров описывается как дом для «кошмарного города трупов» под названием Р'льех. Команда Йохансена изо всех сил пыталась понять неевклидову геометрию города и случайно освободила Ктулху, что привело к их гибели. Йохансен и один из членов экипажа скрылись на борту « Алерта» , и их преследовал Ктулху. Йохансен врезался яхтой в голову существа, но его травма зажила. « Алерт» сбежал, но товарищ по команде Йохансена погиб. Закончив рукопись, Терстон понимает, что теперь он является целью поклонников Ктулху, и тщетно надеется, что она будет уничтожена после его смерти.
Литературное значение и критика
[ редактировать ]Лавкрафт считал этот рассказ «довольно средним - не таким плохим, как худший, но полным дешевых и громоздких штрихов». Weird Tales Редактор Фарнсворт Райт сначала отверг эту историю и принял ее только после того, как писатель Дональд Вандрей , друг Лавкрафта, ложно заявил, что Лавкрафт подумывал представить ее в другом месте. [ 15 ]
Опубликованный рассказ был расценен Робертом Э. Ховардом (создателем «Конана-варвара ») как «шедевр, который, я уверен, будет жить как одно из высших достижений литературы… Г-н Лавкрафт занимает уникальное положение в литературной литературе». мир; он, по сути, постиг миры, находящиеся за пределами нашего ничтожного познания». [ 16 ] Ученый Лавкрафта Питер Кэннон расценил эту историю как «амбициозную и сложную... плотное и тонкое повествование, в котором ужас постепенно вырастает до космических масштабов», добавив «одно из самых мрачных вымышленных выражений [Лавкрафта] незначительного места человека во вселенной». [ 17 ]
Французский писатель Мишель Уэльбек в своей книге «Г. П. Лавкрафт: Против мира, против жизни » описал эту историю как первый из «великих текстов» Лавкрафта. [ 18 ]
Канадский математик Бенджамин К. Типпетт отметил, что явления, описанные в журнале Йохансена, можно интерпретировать как «наблюдаемые последствия локализованного пузыря кривизны пространства-времени », и предложил подходящую математическую модель. [ 19 ]
Э. Ф. Блейлер назвал «Зов Ктулху» «фрагментарным эссе с повествовательными включениями». [ 20 ]
История, опубликованная более чем за десять лет до Второй мировой войны , интересна тем, что в ней используется слово « холокост » как метафора глобальной резни.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Публикация: Weird Tales, февраль 1928 года» . isfdb.org . ИСФДБ . Проверено 15 января 2020 г.
- ^ Штрауб, Питер (2005). Лавкрафт: Сказки . Библиотека Америки. п. 823. ИСБН 1-931082-72-3 .
- ^ Брюс Стерлинг (4 июля 2011 г.). «Обычная книга Г. П. Лавкрафта» . проводной.com . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ HP Лавкрафт (июль 1994 г.). СТ Джоши ; Уилл Мюррей ; Дэвид Э. Шульц (ред.). Сонник Г. П. Лавкрафта . Некрономикон Пресс . стр. 14–16. ISBN 0940884658 .
- ^ Кракен , Викторианская паутина
- ^ Роберт М. Прайс, «Другое имя Азатота», введение в «Цикл Ктулху» . Прайс считает, что Филип А. Шреффлер связал стихотворение и рассказ.
- ^ С. Т. Джоши и Дэвид Э. Шульц, «Зов Ктулху», Энциклопедия HP Лавкрафта , стр. 28–29.
- ↑ HP Lovecraft. Архивировано 12 января 2013 г. в Wayback Machine , Fortean Times. журнал
- ^ «Лорд Дансени (1878–1957)» . Работает; Краткая библиография . Дансени. Декабрь 2003 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 г. Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Прайс, «Другое имя Азатота». Считается, что этот отрывок вдохновил Лавкрафта на создание Азатота , отсюда и название эссе Прайса.
- ^ Лакей, Крис; Файфер, Чад; Леман, Эндрю (12 мая 2010 г.). «Эпизод 42 – Зов Ктулху – Часть 1» . Литературный подкаст Г. П. Лавкрафта . hppodcraft.com. Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Джоши, ST (2010) Я — Провиденс: Жизнь и времена Г. П. Лавкрафта. Нью-Йорк: Hippocampus Press. 2 тома. Том II стр. 639
- ^ Гимон, Эдвард (август 2019 г.), «В горах Марса: взгляд на Красную планету через линзу Лавкрафта», Лавкрафтовские труды № 3: Статьи из Necronomicon Providence 2017 , Нью-Йорк: Hippocampus Press , стр. 61–63
- ^ Лавкрафт, «Зов Ктулху», с. 139.
- ^ С.Т. Джоши, Лавкрафт с дополнительными аннотациями , с. 173.
- ↑ Цитируется по Питеру Кэннону, «Введение», Лавкрафт с дополнительными аннотациями , стр. 7.
- ^ Кэннон, стр. 6–7.
- ^ Мишель Уэльбек, Г. П. Лавкрафт: против мира, против жизни .
- ^ Типпетт, Бенджамин К. (2012). «Возможные пузыри кривизны пространства-времени в южной части Тихого океана». arXiv : 1210.8144 [ physical.pop-ph ].
- ^ Э.Ф. Блейлер, Том писателей-фантастов о сверхъестественном , Нью-Йорк: Scribners, 1985, с. 478
Ссылки
[ редактировать ]- Лавкрафт, Говард П. (1984) [1928]. «Зов Ктулху». В ST Джоши (ред.). Данвичский ужас и другие (9-е исправленное печатное издание). Саук-Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус. ISBN 0-87054-037-8 . Окончательная версия.
- Лавкрафт, Говард П. (1999) [1928]. «Зов Ктулху». В ST Джоши (ред.). Больше аннотаций Лавкрафта (1-е изд.). Нью-Йорк: Делл. ISBN 0-440-50875-4 . С поясняющими сносками.
- Прайс, Роберт М. (1996) [1928]. «Зов Ктулху». В Роберте М. Прайсе (ред.). Цикл Ктулху: Тринадцать щупалец ужаса (1-е изд.). Окленд, Калифорния: ISBN Chaosium, Inc. 1-56882-038-0 . Сборник работ, вдохновивших и вдохновленных «Зовом Ктулху» , с комментариями.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст истории в Wikisource
Аудиокнига «Зов Ктулху» , общедоступная, на LibriVox
- Рассказы 1928 года
- Фантастика, действие которой происходит в 1907 году.
- Фантастика, действие которой происходит в 1908 году.
- Фантастика, действие которой происходит в 1925 году.
- Фантастика, действие которой происходит в 1926 году.
- Рассказы Г. П. Лавкрафта
- Короткие рассказы о мифах Ктулху
- Рассказы в жанре фэнтези
- Криминальные истории
- Работы первоначально опубликованы в журнале Weird Tales.
- Океания в художественной литературе
- Рассказы, адаптированные к фильмам