Сны в ведьмином доме
«Сны в ведьмином доме» | |
---|---|
Рассказ Лавкрафта Г. П. | |
Текст доступен в Wikisource. | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | Ужасы , фантастика |
Публикация | |
Опубликовано в | Странные сказки |
Тип публикации | Периодическое издание |
Тип носителя | Печать (журнал) |
Дата публикации | Июль 1933 г. |
« Сны в ведьмином доме » — в жанре ужасов рассказ американского писателя Лавкрафта , входящий в цикл «Мифы Ктулху» . Оно было написано в январе/феврале 1932 года и впервые опубликовано в июльском номере журнала Weird Tales за 1933 год .
Сюжет
[ редактировать ]Уолтер Гилман, студент факультета математики и фольклора в Мискатоникском университете , снимает мансардную комнату в «Доме ведьмы», доме в Аркхэме , штат Массачусетс , который, по слухам, является проклятым. В этом доме когда-то укрывалась Кезия Мейсон, обвиняемая ведьма , загадочно исчезнувшая из Салема тюрьмы в 1692 году . Гилман обнаруживает, что на протяжении большей части двух столетий многие обитатели чердака умирали преждевременно. Размеры мансардной комнаты Гилмана необычны и словно соответствуют некой неземной геометрии . Гилман предполагает, что эта структура позволяет путешествовать из одного плана или измерения в другое.
Гилману начинают сниться причудливые сны, в которых он, кажется, плывет без физической формы через потустороннее пространство неземной геометрии, неописуемых цветов и звуков. Среди элементов, как органических, так и неорганических, он воспринимает формы, которые он от природы распознает как сущности, которые появляются и исчезают мгновенно и случайно. Несколько раз его сновидящее «я» встречает причудливые скопления «радужных, вытянутых сфероидальных пузырей», а также быстро меняющуюся многогранную фигуру, оба из которых кажутся разумными. с крысиным телом и человеческим лицом У Гилмана также есть ночные переживания, связанные с Кезией и ее знакомым , Брауном Дженкином, которые, по его мнению, вовсе не являются снами. В других снах Гилмана отправляют в город « Древних Существ » и он даже приносит доказательства того, что он действительно был там - миниатюрную статую «Древнего Существа», которую он отрывает от балюстрады в городе. Статуя сделана из неизвестных материалов и странного сплава .
Странные переживания Гилмана, кажется, обостряются, когда ему снится, что он подписывает «Книгу Азатота » под командованием Кезии, Брауна Дженкина и печально известного « Черного человека ». Позже эта группа забирает Гилмана на трон Азатота в «Центре Хаоса» и заставляет его быть соучастником похищения младенца. Он просыпается и обнаруживает грязь на своих ногах и новость о его похищении в городской газете. В Вальпургиеву ночь Гилману снится, что Кезия и Браун Дженкин приносят в жертву похищенного ребенка в ходе причудливого ритуала. Он мешает Кезии, задушив ее цепью распятия , но Браун Дженкин перекусывает запястье ребенка, чтобы завершить ритуал, и убегает в треугольную пропасть. Проснувшись, Гилман слышит неземной звук, из-за которого он становится глухим. Он рассказывает своему товарищу по пансиону Фрэнку Элвуду свою ужасающую историю. На следующую ночь Элвуд внезапно становится свидетелем того, как Браун Дженкин вылезает из груди Гилмана.
Арендодатель вскоре покидает дом и выселяет жильцов. Дом признан строительным инспектором непригодным. Позже шторм разрушает крышу. Спустя годы рабочие, посланные снести здание, находят скелет Кезии и ее книги по черной магии. Пространство между стенами обнаружено заполненным детскими костями, жертвенным ножом и чашей из какого-то металла, который ученые не могут идентифицировать. Также обнаружена странная каменная статуэтка звездноголового «Древнего» из снов Гилмана. Эти предметы выставлены в музее Мискатоникского университета, где они продолжают озадачивать ученых . Скелет огромной деформированной крысы с намеками на анатомию человека или примата вскоре обнаруживается под полом чердака; это сбивает с толку научные круги и настолько беспокоит рабочих-сносчиков, что они зажигают благодарственные свечи в соседней церкви в честь кончины существа.
Персонажи
[ редактировать ]Уолтер Гилман
[ редактировать ]Уолтер Гилман, ранее живший в Хаверхилле, штат Массачусетс , приехал в Мискатоник, чтобы изучать «неевклидово исчисление и квантовую физику», которые он связал с «фантастическими легендами древней магии». Его беспокоит глубокое психическое напряжение, вызванное слишком усердной учебой, и в какой-то момент профессора запретили ему дополнительно обращаться к коллекции редких книг Мискатоника, включая Некрономикон , Книгу Эйбона и Unaussprechlichen Kulten . [1] По мере развития сюжета Гилману снятся сны о Кезии Мэйсон, Брауне Дженкине, Ньярлатхотепе и абстрактном высшем измерении, и он начинает ходить во сне. Остроту его чувств, описанную в первых абзацах, можно сравнить с остротой чувств некоторых Эдгара Аллана По персонажей . Гилман рассказывает всю свою историю однокурснику Фрэнку Элвуду, а затем его убивает Браун Дженкин, который вырывается из его груди.
Кезия Мейсон
[ редактировать ]Старуха из Аркхема, арестованная во время суда над салемскими ведьмами в 1692 году. В своих показаниях судье Джону Хаторну она говорила о «линиях и кривых, которые можно было бы сделать, чтобы указать направления, ведущие сквозь стены космоса к другим пространства за ее пределами... Она говорила также о Черном Человеке, о своей клятве и о своем новом тайном имени Нахав». Позже она загадочным образом исчезла из Салемской тюрьмы, оставив после себя «изгибы и углы, размазанные по серым каменным стенам какой-то красной липкой жидкостью», которые были необъяснимы даже для Коттона Мэзера . Гилман начинает подозревать, что Мейсон — «посредственная старушка семнадцатого века» — развила «понимание математических глубин, возможно, превосходящее самые современные исследования Планка , Гейзенберга , Эйнштейна и Де Ситтера ». В конце концов выясняется, что она ушла в более высокое измерение, чтобы получить знания и служить Ньярлатхотепу , подписав Книгу Азатота . Мейсон описывается как человек с «согнутой спиной, длинным носом и сморщенным подбородком». На ее лице выражение «отвратительной злобы и ликования», и у нее «каркающий голос, который убеждает и угрожает». Она одевается в «бесформенные коричневые одежды». Мейсона «охватывает паника» при виде распятие, которое нес Гилман, что позволило ему задушить ее в целях самообороны. [2]
Браун Дженкин
[ редактировать ]Мэйсона Фамильяр , «маленькая мохнатая тварь с белыми клыками», «не крупнее крупной крысы», которая в течение многих лет преследует Ведьмин дом и Аркхэм в целом, «с любопытством тыкаясь носом в людей в темные часы перед рассветом». . История связана с таким описанием Дженкина:
Свидетели рассказали, что у него были длинные волосы и форма крысы, но его острозубая бородатая морда была злобно человеческой, а лапы напоминали крошечные человеческие руки. Он передавал сообщения между старой Кезией и дьяволом и питался ведьминой кровью, которую высасывал, как вампир. Его голос напоминал отвратительное хихиканье, и он мог говорить на всех языках.
Черный человек
[ редактировать ]Во сне Мейсон знакомит Гилмана с
фигуру, которую он никогда раньше не видел: высокий, худощавый мужчина мертвенно-черного цвета, но без малейших признаков негроидных черт: совершенно лишенный ни волос, ни бороды, одетый в качестве своей единственной одежды в бесформенную мантию из какой-то тяжелой черной ткани. Его ноги были неразличимы из-за стола и скамьи, но он, должно быть, был обут, поскольку всякий раз, когда он менял положение, раздавался щелчок. Мужчина не говорил, и на его маленьких правильных чертах не было и следа выражения. Он просто указал на огромную по размеру книгу, лежавшую на столе раскрытой...
Этот персонаж позже идентифицирован как «извечная фигура заместителя или посланника скрытых и ужасных сил — «Черного человека» культа ведьм и Ньярлатхотепа из « Некрономикона ». Более позднее упоминание о отметках на полу, которые Гилман находит среди своих собственных следов, позволяет предположить, что у Черного человека вместо ступней раздвоенные копыта.
Фрэнк Элвуд
[ редактировать ]Единственный сокурсник Уолтера Гилмана, живущий в Доме Ведьм. Он пытается помочь Гилману справиться с сомнамбулизмом и слушает его признание на смертном одре. Он видит смерть Гилмана и помещается в лечебницу на год.
Йозеф Мазуревич
[ редактировать ]Католик в Доме ведьм, чьи молитвы беспокоят Гилмана. Говорят, что он молится «против ползущего хаоса».
Отец Иваницкий
[ редактировать ]» Лавкрафта Отец Иваницкий присутствовал в раннем наброске «Тени над Иннсмутом (1931), но из окончательной версии этот персонаж был исключен. [3] : 128
Вдохновение
[ редактировать ]«Сны в ведьмином доме», вероятно, были вдохновлены произведением Виллема де Ситтера . [4] лекцию «Размеры Вселенной», которую Лавкрафт посетил за три месяца до написания рассказа. Де Ситтер упоминается в рассказе по имени, описывается как математический гений и числится в группе других интеллектуальных вдохновителей, включая Альберта Эйнштейна . Несколько выдающихся мотивов, включая геометрию и кривизну пространства, а также использование чистой математики для более глубокого понимания природы Вселенной, рассматриваются как в рассказе Лавкрафта, так и в лекции де Ситтера. Идея использования высших измерений неевклидова пространства в качестве кратчайшего пути через нормальное пространство восходит к книге А.С. Эддингтона «Природа физического мира» , которую, как намекает Лавкрафт, она прочитала ( SL III, стр. 87 ). [5] Эти новые идеи поддержали и развили концепцию фрагментированного зеркального пространства, ранее представленную Лавкрафтом в «Ловушке» (1931). [ нужна ссылка ]
В энциклопедии Лавкрафта говорится, что «Сны в ведьминском доме» «находились под сильным влиянием Натаниэля Хоторна незаконченного романа «Септимиус Фелтон ». [3] : 107
Прием
[ редактировать ]История в целом получила негативную критику: некоторые назвали сюжет слишком расплывчатым, а другие - слишком явным. Негативную реакцию Августа Дерлета на неопубликованный рассказ Лавкрафт передал другому корреспонденту: «Дерлет не говорил, что его невозможно продать ; на самом деле, он скорее думал, что он будет продаваться. Он сказал, что это плохой рассказ , а это совершенно нелепая история . другая и гораздо более прискорбно важная вещь». [3] : 76 Лавкрафт ответил Дерлету: «[В]аша реакция на мои бедные «Сны в ведьминском доме» примерно такая же, как я и ожидал — хотя вряд ли я думал, что этот жалкий беспорядок настолько плох, насколько вы его нашли… Весь этот инцидент показывает мне, что мои вымышленные дни, вероятно, закончились». [3] : 76
Обескураженный таким образом, Лавкрафт отказался представить рассказ для какой-либо публикации; Без ведома Лавкрафта Дерлет позже представил его в Weird Tales , который действительно принял его. [3] : 76 По данным Исторического общества Лавкрафта , Weird Tales редактор Фарнсворт Райт попросил у Лавкрафта разрешения адаптировать его для радио. Лавкрафт отверг это, написав: «То, что публика считает« странностью »в драме, довольно жалко или абсурдно ... Они все одинаковы - плоские, избитые, синтетические, по сути безатмосферные мешанины обычных воплей и бормотания, а также поверхностных механических ситуаций».
Многие более поздние критики разделяли точку зрения Дерлета. Лин Картер назвал эту историю «незначительной попыткой», которая «остается исключительно одномерной и на удивление неудовлетворительной». [6] Стивен Дж. Мариконда назвал рассказ «Великолепным провалом Лавкрафта… его неравномерное исполнение не может сравниться с его захватывающими дух концепциями, которые являются одними из самых оригинальных в художественной литературе». [7] Питер Кэннон утверждает, что «большинство критиков согласны» с тем, что «Сны в ведьмином доме» наряду с « Тварью на пороге » считаются «самыми плохими из поздних рассказов Лавкрафта». [8] С. Т. Джоши назвал этот рассказ «одним из самых неудачных поздних произведений [Лавкрафта]». [9] Энциклопедия HP Лавкрафта жалуется, что «хотя рассказ содержит яркие космические перспективы гиперпространства , ГПЛ, похоже, не продумал детали сюжета удовлетворительно... Кажется, будто ГПЛ стремился просто к череде поразительных событий». изображения, не удосуживаясь объединить их в логическую последовательность». [3] : 76
Совсем недавно появилась более благосклонная критика «Снов в ведьмином доме». называет , , нынешний обозреватель журнала Weird Tales по Лавкрафту Кеннет Хайт эту историю «одним из самых чистых и важных примеров явного лавкрафтовского космизма», предполагая, что это наиболее полное выражение мотива автора «Из-за пределов», а также исследован в таких рассказах, как «Музыка Эриха Цанна», «Гипнос» и «Собака». [10] [ нужна страница ] Критик Лавкрафта и Гонкуровской премии писатель, лауреат Мишель Уэльбек помещает эту историю в то, что он называет «окончательным четвертым кругом» Лавкрафта, помещая ее в ряд с семью другими рассказами, которые составляют «абсолютное сердце мифа Лавкрафта [...] то, что продолжают большинство ярых лавкрафтианцев». называть, почти вопреки себе, «великими текстами». [11]
В фильме
[ редактировать ]- Очень свободной адаптацией, вдохновленной сказкой, стал фильм 1968 года « Проклятие Багрового Алтаря» (он же «Багровый Культ» , «Ведьмин Дом» , «Багровый Алтарь» ). В нем снимались Барбара Стил , Кристофер Ли , Борис Карлофф и Майкл Гоф .
- Крысоподобный персонаж Браун Дженкин фигурирует в фильме Лавкрафта «Темный сон» 2013 года режиссера Бретта Пайпера.
- Связь с пасхальным яйцом присутствует в Стивена Кинга » «Докторе Сне . Мансардное помещение, которое Дэн Торренс снимает за 85 долларов в неделю, имеет странные углы и стену, расписанную краской для классной доски бывшим арендатором, которого хозяйка описывает как студента-математика. Торренс общается с Аброй Стоун через стену с доской, по сути путешествуя таким же психическим способом, как и главный герой истории Лавкрафта.
- Фильм 2021 года «Ведьмин дом Лавкрафта» основан на этой истории.
- Фильм 2022 года «Венера» представляет собой свободную адаптацию рассказа Лавкрафта, действие которой перенесено в Вильяверде . мадридский район
На телевидении
[ редактировать ]- «Сны в ведьмином доме» были адаптированы в виде короткометражного фильма для Showtime антологии кабельного телевидения «Мастера ужасов » режиссера Стюарта Гордона под названием «Сны Лавкрафта в ведьминском доме» . Он изменяет сюжет и мелкие детали оригинала и помещает его в современную обстановку, при этом Кезия Мейсон становится тем, кого в рекламных материалах фильма называют «роскошной демоницей». [12] и сосед Фрэнк Элвуд меняет пол и становится Фрэнсис Элвуд.
- В сериале Netflix 2018 года « Леденящие душу приключения Сабрины» , часть 1, эпизод 5, «Сны в ведьминском доме», Сабрина непреднамеренно выпускает в доме демона, который ловит Сабрину и членов ее семьи в их худших кошмарах.
- В 2022 году история была адаптирована как эпизод режиссера Кэтрин Хардвик для Кунсткамеры Гильермо дель Торо . [13] В эпизоде снимались Руперт Гринт , Ниа Вардалос , Исмаэль Круз Кордова и DJ Qualls .
На сцене
[ редактировать ]- «Сны в ведьмином доме» были представлены на сцене в 2008 году театральной труппой WildClaw в Чикаго в связи с 85-летием журнала Weird Tales Magazine под названием «Сны Лавкрафта в ведьмином доме». Его адаптировал и поставил художественный руководитель WildClaw Чарли Шерман.
В литературе
[ редактировать ]- Уолтер Гилман, Фрэнк Элвуд, Кезия Мейсон и Ведьмин дом занимают видное место в «Лавкрафт: Круг корабелов» романе Стивена Филипа Джонса . Серия «Лавкрафт» переосмысливает странные рассказы Г. П. Лавкрафта в единую универсальную современную эпопею.
- История и персонажи были адаптированы писателем Грэмом Мастертоном в его романе «Добыча» 1992 года .
В музыке
[ редактировать ]- В 2005 году «Dreams in the Witch House» было использовано в качестве названия компакт-диска-сборника группы HP Lovecraft .
- История дала название и лирическое вдохновение песне немецкой готик-метал группы The Vision Bleak , представленной на их альбоме Carpathia: A Dramatic Poem .
- В 2013 году Историческое общество Лавкрафта выпустило концептуальный альбом рок-оперы под названием « Мечты в ведьминском доме: Лавкрафтовская рок-опера», основанный на этом произведении. Проект представляет собой шведско-американское сотрудничество между продюсерами и авторами песен Крисом Лэни , Андерсом Рингманом и Леннартом Эстлундом, а также авторами текстов и книг Шоном Брэнни, Майком Далагером и Эндрю Леманом. [14] В некоторых треках на альбоме присутствуют Брюс Кулик и Дуг Блэр соло-гитаристы . От рецензентов альбом получил положительные отзывы, но не привлек к себе массового внимания. [15] [16] [ ненадежный источник ]
Видеоигры
[ редактировать ]- В 2023 году издательство Bonus Stage Publishing выпустило Dreams in the Witch House — приключенческую игру- адаптацию истории, разработанную Atom Brain Games. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лавкрафт, HP (1971). В горах безумия: и другие ужасные истории (1-е изд.). Нью-Йорк: Ballantine Books. п. 262. ИСБН 9780345329455 .
- ^ Прайс, Роберт М. (1995). Цикл Азатота: Сказки о слепом боге-идиоте (1-е изд.). Окленд, Калифорния: Хаозиум. п. xii. ISBN 1568820402 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джоши, Северная Каролина ; Шульц, Дэвид Э. (2001). Энциклопедия Лавкрафта . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0313315787 .
- ^ де Ситтер, Виллем (апрель 1932 г.). «Размеры Вселенной» . Публикации Тихоокеанского астрономического общества . 44 (258): 89. Бибкод : 1932PASP...44...89D . дои : 10.1086/124203 . ISSN 1538-3873 . S2CID 249429702 .
- ^ Ливси, TR (август 2008 г.). «Послания из обсерватории Провиденс: астрономические мотивы и источники в трудах Г. П. Лавкрафта». Ежегодник Лавкрафта (2): 3–87. ISSN 1935-6102 . JSTOR 26868370 .
- ^ Картер, Лин (1993). Лавкрафт: взгляд на мифы о Ктулху: предыстория мифа, захватившего целое поколение . Сан-Бернардино, Калифорния: Р. Реджинальд, The Borgo Press. п. 92. ИСБН 1557422524 .
- ^ Шульц, Дэвид Э.; Джоши, ST (1991). Эпикур в ужасе: столетняя антология эссе в честь Г. П. Лавкрафта . Резерфорд, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсона. п. 191. ИСБН 083863415X .
- ^ Джоши, ST (1999). Подробнее с аннотациями Г. П. Лавкрафт . Книги о черепахе. п. 9. ISBN 9780613529846 .
- ^ Джоши, СТ «Г. П. Лавкрафт» . Скрипторий . Машина обратного пути. Архивировано из оригинала 18 июля 2005 г. Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Хайт, Кеннет (2008). Тур Лавкрафта: Сказки . Александрия, Вирджиния: Atomic Overmind Press. ISBN 978-0981679204 .
- ^ Мишель Уэльбек (4 июня 2005 г.). «Г. П. Лавкрафт Мишеля Уэльбека» . Хранитель . Проверено 26 декабря 2016 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Райс, Линетт (15 августа 2022 г.). « Кунсткамера Гильермо Дель Торо» получила трейлер и дату премьеры на Netflix» . Крайний срок Голливуд . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ " "Меня больше почти нет на карте" " . Афтонбладет . 23 января 2015 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ Стюард, Брайан (14 сентября 2014 г.). « Мечты в ведьминском доме: Лавкрафтовская рок-опера» (Музыкальное обозрение)» . ФАНГОРИЯ® . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ Сэммонс, Брайан М. (25 июня 2014 г.). «Колонка: Ктулху пожирает мир: Сны в ведьминском доме: лавкрафтовская рок-опера» . Иннсмутская свободная пресса . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Сны в Ведьмином доме в Steam» . store.steampowered.com . Проверено 14 июня 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рассказы 1933 года
- Короткие рассказы о мифах Ктулху
- Рассказы в жанре фэнтези
- Короткие рассказы ужасов
- Суд над салемскими ведьмами в художественной литературе
- Короткие рассказы о мечтах
- Рассказы, адаптированные к фильмам
- Рассказы Г. П. Лавкрафта
- Короткие рассказы, действие которых происходит в Массачусетсе
- Короткие рассказы о ведьмах и колдовстве
- Работы первоначально опубликованы в журнале Weird Tales.