Посторонний (рассказ)
"Аутсайдер" | |
---|---|
Рассказ Лавкрафта Г. П. | |
![]() Обложка сборника The Outsider и другие | |
![]() | |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Жанр (ы) | Ужас |
Публикация | |
Опубликовано в | Странные сказки |
Тип публикации | Периодическое издание |
Тип носителя | Печать ( Журнал ) |
Дата публикации | апрель 1926 г. |
« Аутсайдер » — рассказ американского ужасов писателя Г. П. Лавкрафта . Написанная в период с марта по август 1921 года, она была впервые опубликована в журнале Weird Tales в апреле 1926 года. [ 1 ] В этой работе загадочный человек, который, сколько себя помнит, жил один в замке, решает вырваться на свободу в поисках человеческого контакта и света. «Посторонний» — одно из наиболее часто переиздаваемых произведений Лавкрафта, а также один из самых популярных рассказов, когда-либо опубликованных в журнале Weird Tales .
«Аутсайдер» сочетает в себе ужасы , фэнтези и готическую фантастику , создавая кошмарную историю, содержащую темы одиночества , нечеловеческой жизни и загробной жизни . Эпиграф взят из стихотворения Джона Китса 1819 года « Канун Святой Агнессы ».
Вдохновение
[ редактировать ]В письме сам Лавкрафт заявил, что из всех его рассказов эта история больше всего напоминает стиль его кумира Эдгара Аллана По , написав, что она «представляет собой мое буквальное, хотя и бессознательное подражание По на самом его пике». [ 2 ] » По Первые абзацы перекликаются с « Беренисой , а ужас на вечеринке напоминает сцену разоблачения в « Маске Красной Смерти ». [ 3 ]
Эта история также могла быть частично вдохновлена Натаниэля Хоторна «Фрагментами из дневника одинокого человека» , в которых мужчине снится, что он идет по Бродвею в погребальном саване, понимая шокированную реакцию прохожих только тогда, когда он видит свое отражение в витрине магазина. [ 3 ]
Другая предлагаемая литературная модель — Мэри Шелли роман «Франкенштейн» (1818), в котором существо вызывает шок, когда входит в коттедж: «Едва я поставил ногу в дверь, как дети завизжали, и одна из женщин упала в обморок. " Позже монстр смотрит в лужу с водой и впервые видит свое отражение. [ 3 ]
Колин Уилсон в книге «Сила мечтать » (1961) указывает на рассказ Оскара Уайльда «День рождения инфанты», в котором уродливый карлик в ужасе впервые видит свое отражение. [ 3 ]
Некоторые критики предполагают, что «Аутсайдер» автобиографичен и что Лавкрафт говорил о своей жизни, когда писал: «Я всегда знаю, что я аутсайдер, чужак в этом веке и среди тех, кто еще остается мужчиной». Энциклопедия Лавкрафта считает этот анализ преувеличенным, но предполагает, что эта история «может свидетельствовать о собственном представлении Лавкрафта о себе, особенно о образе человека, который всегда считал себя уродливым и чья мать рассказывала по крайней мере одному человеку о своем сыне». ужасное лицо». [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]«Посторонний» написан в повествовательном стиле от первого лица и подробно описывает несчастную и явно одинокую жизнь человека, который, похоже, никогда не вступал в контакт с другим человеком. Рассказчик признает, что не может вспомнить никаких подробностей своей личной истории. Он рассказывает о своем окружении: темном, разрушающемся замке среди «бескрайнего леса» с высокими деревьями, закрывающими солнечный свет. Он никогда не видел ни естественного света, ни другого человека, и он никогда не рисковал покинуть дом, похожий на тюрьму, в котором он сейчас обитает. Единственное знание, которое рассказчик имеет о внешнем мире, - это чтение «античных книг», украшающих стены его замка.
Рассказчик рассказывает о своей окончательной решимости освободиться от того, что он считает существованием в тюрьме. Он решает подняться по разрушенной лестнице высокой башни замка, которая, кажется, является его единственной надеждой достичь света. В том месте, где лестница заканчивается руинами, рассказчик начинает долгий и медленный подъем по стене башни, пока в конце концов не находит люк в потолке, который он толкает вверх и пролезает через него. Поразительно, но он оказывается не на той огромной высоте, которую ожидал, а на уровне земли в другом мире. Увидев перед собой полную луну, он провозглашает: «Ко мне пришел самый чистый экстаз, который я когда-либо знал». Преодолевая волнение, которое он испытывает, созерцая то, о чем до сих пор он только читал, рассказчик осматривает свое новое окружение. Он бродит по сельской местности, прежде чем в конце концов наткнулся на другой замок.
Посетив замок, рассказчик видит внутри скопление людей на вечеринке. Стремясь к какому-то человеческому контакту, он залезает через окно в комнату. Но когда он входит, люди приходят в ужас. Они кричат и коллективно бегут из комнаты, многие слепо спотыкаются, закрыв глаза руками, к стенам в поисках выхода. Когда рассказчик стоит один в комнате, а крики группы растворяются в далеком эхе, он ходит по комнате в поисках того, что может быть спрятано в тени, но ничего не находит. Подойдя к одному из углов комнаты, он обнаруживает там чье-то присутствие.
В шоке и удивлении он теряет равновесие и касается существа. В ужасе он бежит из здания обратно в свой замок, где безуспешно пытается проползти обратно через решетку в свой старый мир. Изгнанный из своего прежнего существования, рассказчик теперь путешествует с «насмешливыми и дружелюбными упырями на ночном ветру». Ибо когда он прикоснулся к лапе монстра, он почувствовал «холодную и неподатливую поверхность полированного стекла» зеркала.
Анализ
[ редактировать ]Историк ужасов Лес Дэниелс назвал «Аутсайдера» «возможно, лучшим произведением автора». [ 4 ] Джоанна Расс назвала «Посторонний» одним из лучших рассказов Лавкрафта, назвав его «поэтически меланхоличным». [ 5 ] Хотя некоторые могут утверждать, что «Посторонний» Лавкрафта — это просто история ужасов, преимущественно готические в этом рассказе значительную роль играют темы, включая одиночество , бесчеловечность и загробную жизнь , которые выводят его на более психологический уровень.
Одиночество
[ редактировать ]Рассказчик в «Аутсайдере» существует в постоянном одиночестве. В начале истории выясняется, что он много лет жил в замке, но не может припомнить, чтобы там когда-либо был кто-либо, кроме него самого. Он также не может вспомнить присутствия чего-либо живого, кроме «бесшумных крыс, летучих мышей и пауков», которые его окружают. Он никогда не слышал голоса другого человека и никогда не говорил вслух. Его единственные встречи с внешним миром — это те, которые он получает, читая старые книги, оставленные в замке.
Встречаясь с человечеством позже в истории, рассказчик остается еще более одиноким, чем раньше. Он пришел, чтобы стать свидетелем человеческой жизни, и его сразу же отстранили от нее из-за его внешности. Будучи изгоем общества, которое он жаждал знать, вынудило рассказчика продолжать жить жизнью отшельника . Однако на этот раз ситуация стала еще хуже, потому что то, что он потерял, было уже не смутной идеей из книги, а осязаемой вещью, удерживаемой вне его досягаемости. Он монстр.
Аб-человек
[ редактировать ]В готической художественной литературе слово «аб-человек» относится к «готическому телу» или чему-то, что является лишь рудиментарным человеческим и, возможно, находится в процессе превращения в нечто чудовищное. [ 6 ] например, вампир , [ 7 ] оборотень , или в данном случае ходячий труп . [ 8 ] Келли Херли пишет, что «нечеловеческий субъект — это не совсем человеческий субъект, характеризующийся своей морфической изменчивостью, постоянно находящийся в опасности стать не самим собой, стать другим». [ 9 ]
Идея «стать другим» параллельна тому, что происходит в этой истории. Интенсивность процесса усиливается, потому что читатель узнает об этом переходе от человеческого к нечеловеческому праву вместе с рассказчиком, который изучает это сам.
Связи с другими историями Лавкрафта
[ редактировать ]Гули часто появляются в произведениях Лавкрафта, например, в «В поисках снов Неизвестного Кадата» (1926), хотя в целом они сильно отличаются от описанных здесь нежити. В этой истории также кратко упоминаются Нитокрис и Нефрен-Ка. Нитокрис, легендарная царица Египта , также появляется в совместной работе Лавкрафта и Гарри Гудини 1924 года « В плену у фараонов ». Нефрен-Ка упоминается в « Призраке тьмы » как фараон, который построил «храм со склепом без окон» Сияющему Трапецоэдру и «сделал то, что заставило его имя быть вычеркнуто из всех памятников и записей».
Адаптации
[ редактировать ]- В 1964 году Эрик Бауэрсфельд озвучил аудиоадаптацию старой радиопрограммы «Черная месса» . Эта адаптация позже была использована как часть выпущенного ограниченным тиражом LP вместе с его аудиоадаптацией рассказа Лавкрафта « Крысы в стенах ».
- Родди МакДауэлл был рассказчиком на пластинке 1966 года (Lively Arts 30003), которая также включала рассказ Лавкрафта « Собака ».
- 1995 года Стюарта Гордона Фильм «Замок урод» основан на этой истории и « Крысы в стенах ». перезапуск /ремейк фильма 1995 года . В 2020 году вышел
- Гоу Танабэ адаптировал эту историю в мангу в 2007 году.
- В 2019 году на кинофестивале Лавкрафта состоялась премьера современной адаптации рассказа режиссера Людвига Гюра. [ 10 ] Он играл на нескольких фестивалях и был подобран хоррор-брендом ALTER (подразделение Gunpowder & Sky) для онлайн-распространения. [ 11 ] и был включен в коллекцию DVD Best of 2019 кинофестиваля HP Lovecraft . [ 12 ]
- В четвертом сезоне Netflix сериала «Леденящие душу приключения Сабрины» в качестве антагонистов представлены различные существа Лавкрафта. Во втором эпизоде «Незваные» Посторонний изображен как ужасно грязный бродяга, который просит убежища, но убивает любого, кто не приглашает его войти.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Штрауб, Питер (2005). Лавкрафт: Сказки . Библиотека Америки. п. 823. ИСБН 1-931082-72-3 .
- ^ С.Т. Джоши, пояснительные примечания к «Чужому», «Зову Ктулху и другим странным историям» .
- ^ Jump up to: а б с д и Джоши, ST; Шульц, Дэвид Э. (2004). Энциклопедия Лавкрафта . Гиппокамп Пресс. стр. 198–199. ISBN 978-0974878911 .
- ^ Лес Дэниелс (1975). Жизнь в страхе: история ужасов в средствах массовой информации . Да Капо Пресс, стр. 120. ISBN 0306801930 .
- ^ Джоанна Расс, «Лавкрафт, H (награда) P (хилипс), в книге «Писатели-фантасты двадцатого века» Кертиса К. Смита. St. James Press, 1986, ISBN 0-912289-27-9 (стр. 461-3).
- ^ Джеррольд Э. Хогл, Кембриджский спутник готической фантастики, стр. 190 (Cambridge University Press, 2002).
- ^ Питер Дэй, Вампиры: мифы и метафоры непреходящего зла, стр. 22 (Родопи, 2006).
- ^ Шанталь Бурго Дю Кудре, Проклятие оборотня: фантазия, ужас и чудовище внутри, стр. 132 (IBTauris, 2006).
- ↑ Келли Херли, Готическое тело: сексуальность, материализм и вырождение в конце века (Cambridge University Press, 2004), 3. Эта цитата также появляется в книге Роберта Иглстоуна, «Чтение «Властелина колец: новые сочинения» на классической странице Толкина». 55 (Международная издательская группа Continuum, 2006).
- ^ «Аутсайдер» . 8 августа 2019 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Короткометражный фильм ужасов «Чужой» | АЛЬТЕР | Адаптация Лавкрафта» . Ютуб .
- ^ «DVD из коллекции кинофестиваля HP Lovecraft Best of 2019 — ограниченное издание» .
Ссылки
[ редактировать ]- Лавкрафт, Говард П. (1984). «Аутсайдер». В ST Джоши (ред.). Данвичский ужас и другие (9-е исправленное печатное издание). Саук-Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус. ISBN 0-87054-037-8 . Окончательная версия.
- Лавкрафт, Говард П. (1999) [1936]. «Аутсайдер». В ST Джоши (ред.). Зов Ктулху и другие странные истории . Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. ISBN 0-14-118234-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]