Jump to content

Мифы Ктулху

Эскиз Ктулху , нарисованный Лавкрафтом, 11 мая 1934 года.

« Мифы Ктулху» — это мифопея и общая вымышленная вселенная , берущая свое начало в произведениях англо-американского писателя ужасов Г. П. Лавкрафта . Этот термин был придуман Августом Дерлетом , современным корреспондентом и протеже Лавкрафта, чтобы обозначить обстановку, образы и знания, которые использовались Лавкрафтом и его литературными преемниками. Имя « Ктулху » происходит от главного существа в оригинальном рассказе Лавкрафта « Зов Ктулху », впервые опубликованном в журнале Weird Tales в 1928 году. [1]

Ричард Л. Тирни , писатель, который также написал сказки «Миф», позже применил термин «Мифы о Дерлете», чтобы отличить произведения Лавкрафта от более поздних рассказов Дерлета, которые изменяют ключевые принципы «Мифов». [2] [3] Авторы лавкрафтовских хорроров особенно часто используют элементы мифов Ктулху. [4] : viii–ix

Фотография Лавкрафта, июнь 1934 года, лицом влево.
Г. П. Лавкрафт, создатель «Мифов Ктулху»

В своем эссе «Г. П. Лавкрафт и мифы Ктулху» Роберт М. Прайс описал два этапа развития мифов Ктулху. Прайс назвал первый этап «собственно мифами Ктулху». Этот этап был сформулирован еще при жизни Лавкрафта и находился под его руководством. На втором этапе руководил Август Дерлет, который, помимо публикации рассказов Лавкрафта после его смерти, попытался классифицировать и расширить Мифы. [5] : 8  [6] : 5 

Первый этап

[ редактировать ]

Постоянной темой творчества Лавкрафта является полная неуместность человечества перед лицом космических ужасов, которые, очевидно, существуют во Вселенной. Лавкрафт часто ссылался на « Великих Древних », разрозненный пантеон древних могущественных божеств из космоса, которые когда-то правили Землей и с тех пор погрузились в смертельный сон. [4] : viii Хотя эти чудовищные божества присутствовали почти во всех опубликованных произведениях Лавкрафта (его второй рассказ « Дагон », опубликованный в 1919 году, считается началом «Мифов»), это первый рассказ, действительно расширивший пантеон Великих Древних и его темы. « Зов Ктулху », опубликованный в 1928 году.

Лавкрафт порвал с другими писателями того времени, заставив разум своих главных героев ухудшиться, когда им представилась возможность взглянуть на то, что существует за пределами их воспринимаемой реальности. Он подчеркнул эту мысль, заявив в первом предложении рассказа: «Я думаю, что самая милосердная вещь в мире - это неспособность человеческого разума соотнести все его содержание». [7]

Писатель Дирк В. Мозиг отметил, что Лавкрафт был «механистическим материалистом», который принял философию космического индифферентизма и верил в бесцельную, механическую и безразличную Вселенную. По его мнению, люди с их ограниченными способностями никогда не смогут полностью понять эту вселенную, а когнитивный диссонанс, вызванный этим откровением, ведет к безумию. [8] [9]

Были попытки классифицировать эту вымышленную группу существ. Филип А. Шреффлер утверждает, что при тщательном изучении произведений Лавкрафта возникает работоспособная структура, очерчивающая весь «пантеон» — от недостижимых «Внешних» (например, Азатота , занимающего центр вселенной) и «Великих Древних». (например, Ктулху, заточенный на Земле в затонувшем городе Р'льех ) до меньших каст (скромных рабов- шогготов и Ми-Го ). [10]

Дэвид Э. Шульц сказал, что Лавкрафт никогда не собирался создавать канонический миф, а скорее намеревался, чтобы его воображаемый пантеон служил просто фоновым элементом. [11] : 46, 54  Сам Лавкрафт с юмором называл свои Мифы «Йог-Сототерией» (Дирк В. Мозиг случайно предложил » термином «Йог-Сототский цикл мифов» заменить термин «Мифы Ктулху ). [12] [13] Временами Лавкрафту даже приходилось напоминать своим читателям, что его творения «Мифы» были полностью вымышленными. [9] : 33–34 

Мнение об отсутствии жесткой структуры изложено С.Т. Джоши , который сказал:

Лавкрафта Воображаемая космогония никогда не была статичной системой, а скорее своего рода эстетической конструкцией, которая всегда оставалась адаптируемой к развивающейся личности и меняющимся интересам своего создателя… Никогда не существовало жесткой системы, которую можно было бы присвоить посмертно. Сущность мифа заключается не в пантеоне воображаемых божеств и не в паутине забытых фолиантов, а, скорее, в некой убедительной космической установке. [14]

Прайс сказал, что произведения Лавкрафта можно, по крайней мере, разделить на категории и выделить три отдельные темы: «Дунсаниан» (написанный в том же стиле, что и Лорд Дансени ), « Аркхем происходящий в вымышленном сеттинге Лавкрафта в Новой Англии » (происходящий в вымышленном сеттинге Лавкрафта в Новой Англии) и «Ктулху» ( ). космические сказки) циклы. [6] : 9  Писатель Уилл Мюррей отметил, что, хотя Лавкрафт часто использовал свой вымышленный пантеон в рассказах, которые он писал для других авторов, он оставлял Аркхем и его окрестности исключительно для тех рассказов, которые писал под своим именем. [15]

Хотя Миф не был официально оформлен или признан между ними, Лавкрафт переписывался, встречался лично и делился элементами истории с другими современными писателями, включая Кларка Эштона Смита , Роберта Э. Ховарда , Роберта Блоха , Фрэнка Белнапа Лонга , Генри Каттнера , Генри С. Уайтхеда и Фрица Лейбера — группу, известную как «Круг Лавкрафта». [16] [17] [18]

Например, персонаж Роберта Э. Ховарда Фридрих фон Юнцт » Лавкрафта читает «Некрономикон в рассказе «Дети ночи» (1931), а Лавкрафт в свою очередь упоминает Unaussprechlichen Kulten Говарда в рассказах «Из вечности» ( 1935 ) и «Тень вне времени» ( 1936 ). [6] : 6–7  Многие из оригинальных неотредактированных рассказов Ховарда о Конане также включают части мифов Ктулху. [19]

Второй этап

[ редактировать ]

Прайс обозначает начало второго этапа с Августа Дерлета, причем принципиальная разница между Лавкрафтом и Дерлетом заключается в использовании Дерлетом надежды и развитии идеи о том, что Мифы Ктулху по сути представляют собой борьбу между добром и злом. [5] : 9  Дерлету приписывают создание «Старших богов». Он заявил:

Когда Лавкрафт задумывал божества или силы своих мифов, изначально существовали Старшие Боги… Эти Старшие Боги были милостивыми божествами, олицетворявшими силы добра, и существовали мирно… очень редко вмешивались в непрекращающуюся борьбу между силами зла и расами Земли. Эти силы зла были известны как Великие Древние или Древние... [20]

Прайс сказал, что основа системы Дерлета находится в Лавкрафте: «Было ли использование Дерлетом рубрики «Старшие боги» настолько чуждым Лавкрафту в « Хребтах безумия» ? Возможно, нет. На самом деле, эта самая история вместе с некоторыми намеками из «Хребтов безумия» «Тень над Иннсмутом» дает ключ к происхождению «Мифов о Дерлете». Ибо в « Хребтах безумия » показана история конфликта между межзвездными расами, в первую очередь Старшими и отродьями Ктулху. [21]

Дерлет сказал, что Лавкрафт хотел, чтобы другие авторы активно писали о Мифах, а не о том, чтобы это был отдельный сюжетный ход в собственных рассказах Лавкрафта. [11] : 46–47  Дерлет расширил границы «Мифов», включив в жанр любые мимолетные ссылки на элементы рассказов другого автора Лавкрафта. Подобно тому, как Лавкрафт мимоходом сослался на «Книгу Эйбона» Смита . «Уббо-Сатлу» Кларка Эштона Смита, Дерлет, в свою очередь, добавил к «Мифам» [6] : 9–10 

Дерлет также пытался связать божества мифов с четырьмя элементами (воздухом, землей, огнем и водой), создавая новых существ, представляющих определенные элементы, чтобы узаконить свою систему классификации. Он создал «Ктугу» как своего рода огненного элементаля, когда фанат Фрэнсис Таунер Лэйни пожаловался, что он не включил этот элемент в свою схему. Лэни, редактор журнала «Аколит» , классифицировал мифы в эссе, которое впервые появилось в зимнем номере журнала за 1942 год.

Впечатленный глоссарием, Дерлет попросил Лэйни переписать его для публикации в сборнике Arkham House Beyond the Wall of Sleep (1943). [22] Эссе Лэйни («Мифы Ктулху») позже было переиздано в Crypt of Cthulhu # 32 (1985). Применяя элементарную теорию к существам, действующим в космическом масштабе (например, Йог-Сототу ), некоторые авторы создали пятый элемент, который они назвали этиром . [ нужна ссылка ]

Классификация элементов Дерлета
Воздух Земля Огонь Вода
Хастур
Итака *
Ньярлатхотеп
Zhar and Lloigor *
Сиэга
Ньогта
Шуб-Ниггурат
Цатоггуа
Афум-Жах
Ктуга *
Петь
Ктулху
Дагон
Гатанотоа
Мать Гидра
Зот-Оммог
* Божество, созданное Дерлетом

Вымышленные культы

[ редактировать ]

Ряд вымышленных культов, посвященных «злым сверхъестественным существам», появляется в «Мифах Ктулху», слабо связанной серии ужасных рассказов, написанных Лавкрафтом и другими писателями, вдохновленными его творениями. [23] Эти вымышленные культы в некотором роде обрели собственную жизнь за пределами страниц произведений Лавкрафта. По словам автора Джона Энгла, «самый реальный мир эзотерических магических и оккультных практик принял Лавкрафта и его работы в свой канон, которые легли в основу ритуальных практик или даже сформировали основу определенных клик и магических кругов». [24]

Значение

[ редактировать ]

Считается, что «Мифы Ктулху» Лавкрафта оказали большое влияние на жанр спекулятивной фантастики . Ее называли «официальной вымышленной религией фэнтези, научной фантастики и ужасов, мешком для писателей, нуждающихся в немыслимо огромных и немыслимо безразличных жутких сущностях». [25]

Биология

[ редактировать ]

Sollasina cthulhu , вымерший офиоцистиоидный иглокожий , назван в честь мифов Ктулху. [26]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лавкрафт, HP (2005). Сказки (2-е изд.). Нью-Йорк: Библиотека Америки. ISBN  1931082723 . OCLC   56068806 .
  2. ^ Прайс, Роберт М. (1 ноября 1982 г.). «Ктулху в другом месте Лавкрафта». Склеп Ктулху . № 9. С. 13–15. ISSN   1077-8179 .
  3. ^ Швейцер, Даррелл (2001). Открытие HP Лавкрафта (переработанная редакция). Холиконг, Пенсильвания: Wildside Press. п. 52. ИСБН  978-1587154713 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хармс, Дэниел (1998). Энциклопедия Ктулиана (2-е изд.). Окленд, Калифорния: Chaosium, Inc. ISBN  978-1568821191 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лавкрафт, HP; Блох, Роберт (1987). Лучшее из HP Лавкрафта: леденящие кровь истории об ужасах и жутких (1-е изд.). Нью-Йорк: Издательская группа Ballantine. ISBN  0345350804 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Прайс, Роберт М. (1990). Г. П. Лавкрафт и мифы о Ктулху . Остров Мерсер, Вашингтон: Дом Стармонт. ISBN  1557421528 .
  7. ^ Лавкрафт, HP (2014). Зов Кутулху . Лэнхэм, Мэриленд: Start Publishing LLC. ISBN  978-1609772697 .
  8. ^ Мосиг, Йозан Дирк В. (1979). Гэри Уильям Кроуфорд (ред.). Лавкрафт: Фактор диссонанса в художественной литературе . Готическая пресса.
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мариконда, Стивен Дж. (1995). О появлении «Ктулху» и других наблюдениях . Вест-Уорик, Род-Айленд: Necronomicon Press. ISBN  978-0940884816 .
  10. ^ Шреффлер, Филип А. (1977). Компаньон HP Лавкрафта . Вестпорт, Китай: Greenwood Press. стр. 156–157. ISBN  978-0837194820 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коннорс, Скотт (2002). Век меньше мечты: избранная критика Г. П. Лавкрафта (1-е изд.). Холиконг, Пенсильвания: Wildside Press. ISBN  978-1587152153 .
  12. ^ Мосиг, Ёзан Дирк В. (1997). Наконец-то Мосиг: Психолог смотрит на Г. П. Лавкрафта (1-е изд.). Вест-Уорик, Род-Айленд: Necronomicon Press. п. 28. ISBN  978-0940884908 .
  13. ^ «Йог-Сототерия» . Тимпратт.орг . Проверено 28 ноября 2012 г.
  14. ^ Джоши, ST (1995). Разные сочинения (1-е изд.). Саук-Сити, Висконсин: Аркхэм Хаус . стр. 165–166. ISBN  978-0870541681 .
  15. ^ Ван Хиз, Джеймс (1999). Фантастические миры Г. П. Лавкрафта (1-е изд.). Юкка-Вэлли, Калифорния: Джеймс Ван Хайз. стр. 100-1 105–107. ASIN   B000E9KQXS . OCLC   60496802 .
  16. ^ Джоши, ST (1980). «Критика Лавкрафта: исследование». Г. П. Лавкрафт: четыре десятилетия критики . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо . п. 23. ISBN  978-0821405772 .
  17. ^ Херрон, Дон (1996). «О Мастере, Мерлине и Х. Уорнере Манне». В Швейцере, Даррелл (ред.). Знакомство с классической фантастической литературой: очерки о предшественниках фантастической литературы . Джилетт, Нью-Джерси: Wildside Press. п. 129. ИСБН  978-1587150043 .
  18. ^ Лонг, Фрэнк Белнап (1977). «Воспоминания о странных сказках». В Вайнберге, Роберт Э. (ред.). История странных сказок . ФАКС Коллекционные издания. п. 49. ИСБН  0-913960-16-0 .
  19. ^ Ховард, Роберт Э.; Шульц, Марк (2003). Пришествие Конана Киммерийца (1-е изд.). Нью-Йорк: Дель Рей/Ballantine Books. п. 436 . ISBN  0345461517 .
  20. ^ Дерлет, август (1997). Мифы Ктулху . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books. п. VII. ISBN  0760702535 .
  21. ^ Прайс, Роберт М. (23 июня 1982 г.). «Связь Лавкрафта и Дерлета» . Склеп Ктулху . № 6. С. 3–8. ISSN   1077-8179 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года.
  22. ^ Прайс, Роберт М. (23 июня 1985 г.). «Редакционные осколки». Склеп Ктулху . № 32. с. 2. ISSN   1077-8179 .
  23. ^ Зеллер, Бенджамин Э. (30 декабря 2019 г.). «Призыв к алтарю Ктулху: религия и милленаризм в «Мифах Ктулху» Лавкрафта» . Религии . 11 (1)18:18.doi : 10.3390 /rel11010018 .
  24. ^ Энгл, Джон (15 октября 2014 г.). «Культы Лавкрафта: влияние художественной литературы Лавкрафта на современные оккультные практики» . Мифлор . 33 (125): 85–98. JSTOR   26815942 – через JSTOR.
  25. ^ Бялецки, Джон (01 января 2019 г.). «Темный богослов Америки: религиозное воображение Стивена Кинга» . Религия и общество . 10 : 176–179.
  26. ^ Рахман, Имран А.; Томпсон, Джеффри Р.; Бриггс, Дерек Э.Г.; Сиветер, Дэвид Дж.; Сиветер, Дерек Дж.; Саттон, Марк Д. (2019). «Новый офиоцистиоид с сохранившимися мягкими тканями из силурийского херефордширского лагерштетте и эволюция плана тела голотурий» . Труды Королевского общества Б. 286 (1900): 20182792. doi : 10.1098/rspb.2018.2792 . ПМК   6501687 . ПМИД   30966985 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9881b6ec3a8e8e7dafa18fc5ee92118__1719478680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/18/f9881b6ec3a8e8e7dafa18fc5ee92118.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cthulhu Mythos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)