Вымышленная религия
Вымышленная религия , гипотетическая религия , воображаемая религия или вымышленная религия относятся к вымышленной системе убеждений, созданной для целей литературы, кино или игры. Вымышленные религии могут быть сложными и вдохновляться существующими религиями или основываться на них. Двумя наиболее известными и влиятельными примерами являются « Мифы Ктулху» Лавкрафта , и религия Средиземья созданная Дж. Р. Р. Толкином .
Некоторые вымышленные религии приобрели реальных последователей в реальном мире, а некоторые художественные произведения вдохновили новые религиозные движения (например, Церковь всех миров , джедаизм или матриксизм ); другие с самого начала задумывались как пародийные религии (например, дискордианство и Церковь Летающего Макаронного Монстра ).
В спекулятивной фантастике
[ редактировать ]Религиозные темы уже давно стали важной темой художественной литературы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] : 209 [ 5 ] : 60 Одна из этих тем — тема вымышленной религии: вымышленной системы верований, созданной для литературы, кино или игр. [ 6 ] : 162 [ 7 ] [ 8 ] Многие вымышленные религии встречаются в спекулятивной фантастике , в частности, в научной фантастики и фэнтези . жанрах [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Иногда они предназначены для сатирических целей, а иногда представляют собой «вдумчивые экстраполяции в социологии религии » или «серьезные видения лучших [религий]». [ 10 ] [ 7 ] : 434 Брайан Стейблфорд , говоря о «гипотетических» или «воображаемых» религиях в научной фантастике, отмечает, что их описания «неизбежно поднимают вопросы, подобные тем, которые задают социологи и психологи религии , обостряемые неудовлетворенностью, которую обычно испытывают писатели по поводу несовершенства своих религий». собственная религиозная культура». [ 7 ] : 434 Стейблфорд предполагает, что традиция спекулятивной фантастики (или, точнее, утопической фантастики ), создающей «лучшие религиозные культуры и организации», можно проследить, по крайней мере, до « » Томаса Мора ( Утопии 1516). [ 7 ] : 434 Стейблфорд также предполагает, что «самыми яркими и запоминающимися образами вымышленной религии» являются ужасающие или комические, отмечая, например, что изображение теократий в спекулятивной художественной литературе обычно носит негативный характер и используется для противопоставления таких обществ либеральным; последние обычно оформляются более позитивно, ссылаясь на пример серии «Культура» Иэна М. Бэнкса . [ 7 ] : 434–435
Религиозные темы часто встречаются в произведениях научной фантастики. [ 10 ] В американской научной фантастике вымышленные религии были образом, который, как утверждает Стейблфорд, был введен с некоторой задержкой, поскольку некоторые писатели, особенно в начале 20-го века, не хотели оскорблять читателей темами, которые считались подозрительными с моральной точки зрения. К 1940-м и 1950-м годам ситуация начала меняться, например, с появлением Роберта А. Хайнлайна книг «Если это будет продолжаться…» (1940) и «Шестая колонна» (1941), а также Фрица Лейбера книги «Соберись, тьма!» (1943). Истории Хайнлайна противопоставляют «злую фальшивую религию» «фальшивой религии с благими намерениями», в то время как история Лейбера изображает «добродетельный фальшивый сатанизм как средство от злого фальшивого благочестия» . [ 7 ] : 435 В некоторых рассказах того периода критику религии можно увидеть в рассказах, в которых люди используют изобретенную религию для влияния (обучения или контроля) на более примитивные инопланетные общества (например, » Л. Спрэга де Кампа « Ультразвуковой Бог , 1951 и Роберта Сильверберг и Рэндалл Гаррет « Окутанная планета » , 1957). [ 14 ] : 81 Бене Джессерит , секретная организация из фильма Фрэнка Герберта « Дюна » (1965), «внедрила мифы и ритуалы в различные культуры на тот случай, если Бене Джессерит, оказавшемуся в затруднительном положении, придется их контролировать». [ 14 ] : 114 Понятие вымышленных религий можно также найти в неамериканских научно-фантастических произведениях; например, в польском рассказе Яцека Дукая « Crux », где показано формирование новой религии, смешивающей христианские темы с идеологией польского сарматизма . [ 15 ]
Помимо вымышленных человеческих религий, в некоторых работах обсуждается концепция инопланетных религий. [ 10 ] К работам, посвященным инопланетным религиям и институтам, относятся, среди прочего, Джорджа Р. Р. Мартина » «Песня для Лии (1974) и Дэна Симмонса » «Гиперион (1989); инопланетные миссионеры посещают Землю, в частности, в фильме Дэвида Г. Комптона « Миссионеры» (1972). [ 7 ] : 435 В некоторых работах религии представлены в контексте «инструментальности будущей тирании», например, в книге Джеймса Э. Ганна « Этот мир-крепость» (1955). Другие изображают религии, сформировавшиеся или развившиеся в постапокалиптических условиях ( Уолтера М. Миллера «Песнь Лейбовицу» , 1960) или в условиях межзвездных цивилизаций ( «Гиперион » Симмонса или серия Фрэнка Герберта и Билла Рэнсома , начинавшаяся с «Иисуса»). «Инцидент» , 1979) или с участием искусственного интеллекта ( Клиффорда Д. Саймака » «Проект Папа Римского , 1981). Книга Грега Игана « Океаническая » (1998) описывает конфликт между вымышленными религиозными верованиями будущего в постчеловеческом контексте. [ 7 ] : 435–436 Свободные Фрэнка Герберта из «Дюны» практикуют «будущую форму ислама». [ 14 ] : 114 Курта Воннегута ( «Колыбель для кошки» 1963) представляет собой юмористическую вымышленную религию, боконизм, и ее часто называют классикой жанра сатирической критики религии. [ 7 ] : 434 [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] И наоборот, некоторые вымышленные религии симпатизируют реальным религиям: космология «Звездных войн» воспринимается как закодированная христианская теология. [ 19 ] Другие явно прорелигиозны: в некоторых христианских научно-фантастических произведениях , таких как К.С. Льюиса, » «Космическая трилогия серия начинающаяся с книги «Из безмолвной планеты » (1938), религиозные практики на Марсе и Венере изобретены, но соответствуют христианской вере и подтверждают ее. [ 20 ] [ 21 ] Орсон Скотт Кард раскритиковал жанр научной фантастики за чрезмерное упрощение религии, которая, по его утверждению, всегда негативно изображается как «смехотворная и ложная». [ 22 ]
В фэнтезийных романах к индивидуальной вере в божество или божеств обычно относятся благосклонно. Напротив, организованные религии, являющиеся частью фантастического мира, часто изображаются коррумпированными: например, «омнианизм» в «Маленьких богах » Терри Пратчетта ; Среди других романов, рассматривающих организованную религию подобным образом, можно назвать » Урсулы К. Ле Гуин серию «Земноморье . Фэнтезийные произведения, связанные с реальным миром, часто изображают известные организованные религии как властолюбивые и оплакивают истончение религиозного разнообразия , связанное с концепцией Золотого века (например, фэнтезийные произведения Томаса Бернетта Суонна ). [ 9 ] Несколько вымышленных религий представлены в сериале Джорджа Р.Р. Мартина « Песнь льда и пламени» (также известном как сериал «Игра престолов» ; 1996-) и представляют собой пример сложного построения мира. [ 23 ] : 288 [ 13 ] [ 24 ] Вымышленная постхристианская религия из « Нации Пратчетта» описывается как «сложная и противоречивая – как и любая реальная религия», а использование вымышленной религии, как утверждается, «делает тему религии более доступной (и, возможно, менее противоречивой)» для читатель, которому «поощряется думать как о достоинствах, так и о проблемных аспектах религии» в целом, не отвлекаясь на рассмотрение этих проблем с точки зрения реальных религий. [ 25 ] : 180
, тесно связанные с жанром ужасов , «Мифы Ктулху » Лавкрафта описываются как «что-то вроде официальной вымышленной религии фэнтези, научной фантастики и ужасов, мешок для писателей, нуждающихся в немыслимо огромных и немыслимо безразличных жутких сущностях». ". [ 26 ]
Вымышленную религию можно также встретить в играх, будь то ролевые или видео . [ 6 ] : 162 [ 8 ] [ 12 ] МАР Баркер , лингвист и гейм-дизайнер (создатель сеттинга Текумель ), написал статью « Создавайте религию в свободное время для развлечения и прибыли» (1980), в которой представил свои подробные рекомендации по созданию вымышленной религии для игр, эффективно рекомендуя: любая вымышленная религия, которую читатели (или игроки) должны воспринимать всерьез, должна быть создана с « антрополога ». уровнем реализма [ 8 ] Некоторые вымышленные религии в ролевых играх вызвали споры из-за обвинений в поощрении оккультизма (см. также: религиозные возражения против Dungeons & Dragons ). [ 8 ] В видеоиграх изображение инопланетных религий в серии Mass Effect (связанное с персонажами Мордина Солуса и Тейна Криоса ) было оценено как «живое и трогательное». [ 27 ] : 25 Тэйна, в частности, хвалили за новаторскую характеристику как открыто религиозного персонажа видеоигры . Было высказано предположение, что положительное восприятие Тейна и его религии игроками связано с тем фактом, что игроки явно признают их инопланетянами, что не позволяет комментировать реальные мировые религии и духовность, тогда как того же нельзя сказать о более критически воспринятый персонаж сериала, человек Эшли Уильям и ее религиозность. [ 28 ]
В реальном мире
[ редактировать ]Стейблфорд отмечает, что «мыслители и писатели, которые не могли отказаться от собственной склонности к вере», создавали не просто литературные образы, а реальные новые культы различной популярности. [ 7 ] : 434 Некоторые существующие религии ( новые религиозные движения ) более или менее открыто заявляют о своем «придуманном» статусе, а некоторые из них были вдохновлены произведениями художественной литературы или поп-культуры или даже включают элементы опубликованной художественной литературы; некоторые из них также называют «религиями, основанными на художественной литературе», а также « пародийными религиями ». [ 29 ] : 1–3 [ 30 ] [ 31 ] Мифология Церкви Саентологии, написанная Л. Роном Хаббардом, во многом опирается на стереотипы научной фантастики . [ 7 ] : 434 [ 10 ] Дискордианизм , основанный в 1957 году, включает в свой канон «Иллюминатус» Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши ! Трилогия . [ 29 ] : 1 Основанная в 1968 году, название «Церкови всех миров » вдохновлено одноименной вымышленной религией из научно-фантастического романа «Чужой в чужой стране » (1961) Роберта А. Хайнлайна ; Церковная мифология и по сей день включает научную фантастику. [ 29 ] : 2 [ 32 ] Церковь Подгения , которую также обычно классифицируют как пародийную религию, отмечает несколько праздников в честь персонажей художественной литературы и популярной культуры, таких как Монти Пайтон , Дракула и Клаату , а ее мифология находится под влиянием, среди прочего, Ктулху мифов Г. П. Лавкрафт . [ 29 ] : 101, 104 Октавии Э. Батлер Вымышленная религия Семени Земли (представленная в « Притче о сеятеле» , 1993) также привела к появлению некоторых новых религиозных движений в реальном мире. [ 10 ] «Звездными войнами» , вдохновленный Джедаизм , возникший примерно в 2001 году и поддерживающий «ценности монашеского, основанного на чести и этичном Ордене джедаев ». [ 29 ] : 140 [ 30 ] и «Матриксизм» , основанные в 2004 году и вдохновленные серией фильмов Ланы и Лилли Вачовски « Матрица» , являются одними из самых последних примеров такого типа взаимодействия между художественной литературой и религией. Как заявила Кэрол Кьюсак : «Джедизм и матриксизм исходят из идеи, что ценности, изображенные в кинематографической научной фантастике, более «реальны» и обеспечивают более значимую основу для жизни, чем существующие религии «реальной жизни». [ 29 ] : 3
См. также
[ редактировать ]- Культурный джем
- Дьявол в искусстве и популярной культуре
- игра в бога
- Ад в искусстве и популярной культуре
- Список ангелов в художественной литературе
- Список демонов в художественной литературе
- Список вымышленных божеств
- Список вымышленных религий
- Вдохновляющая фантастика
- Язычество в Средиземье
- Реинкарнация в популярной культуре
- Религия в Футураме
- Религия в «Хрониках Нарнии»
- Религиозные дебаты вокруг сериала о Гарри Поттере
- Богословская фантастика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шампанское, Клаудия М. (март 2014 г.). «Рецензия на книгу: Вымышленная религия: сохранение Нового Завета новым» . Христианство и литература . 63 (2): 305–308. дои : 10.1177/014833311406300214 . ISSN 0148-3331 .
- ^ Локк, Саймон (октябрь 2013 г.). «Религия и научная фантастика» . Журнал современной религии . 28 (3): 553–554. дои : 10.1080/13537903.2013.832514 . ISSN 1353-7903 . S2CID 143046830 .
- ^ Вудман, Том (1979), «Научная фантастика, религия и трансцендентность» , «Научная фантастика: критическое руководство» , Routledge, стр. 110–130, doi : 10.4324/9781003163299-10 , ISBN 978-1-003-16329-9 , S2CID 233625277 , получено 5 июня 2023 г.
- ^ Шульц, Джеффри Д.; Уэст, Джон Г.; Маклин, Иэн С. (1999). Энциклопедия религии в американской политике . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-1-57356-130-3 .
- ^ Найт, Марк (28 апреля 2016 г.). Routledge Companion по литературе и религии . Рутледж. ISBN 978-1-135-05110-5 .
- ^ Jump up to: а б Хайдбринк, Симона; Нолл, Тобиас; Высоцкий, Ян (17 декабря 2015 г.). «Исследование религии, цифровых игр и геймеров: методологии (электронного) слияния» . В Черуваллиле-Подрядчике, Сария; Шаккур, Суха (ред.). Цифровые методологии в социологии религии . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4725-7118-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стейблфорд, Брайан (6 сентября 2006 г.). «Религия» . Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Рутледж. ISBN 978-1-135-92374-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Инлоэс, Амина (июль 2018 г.). «Мухаммад Абд ар-Рахман (Филлип) Баркер: Преодоление культурных различий посредством фэнтези/научно-фантастических ролевых игр и вымышленной религии: Мухаммад Абд ар-Рахман (Филлип) Баркер» . Мусульманский мир . 108 (3): 387–418. дои : 10.1111/muwo.12225 . S2CID 172060093 .
- ^ Jump up to: а б Клют, Джон (1997). «Религия» . В Клюте, Джон ; Грант, Джон (ред.). Энциклопедия фэнтези . Проверено 5 июня 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж «СФЭ: Религия» . sf-энциклопедия.com . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ «10 вымышленных религий из фильмов и телевидения, в которых не участвуют джедаи или Сила» . Гизмодо . 15 ноября 2017 г. Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «7 наиболее подробных религий в вымышленных видеоиграх» . Геймер . 16 февраля 2023 г. Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Полное руководство по религиям Игры престолов» . Гизмодо . 12 июля 2017 г. Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Хротик, Стивен (31 июля 2014 г.). Религия в научной фантастике: эволюция идеи и исчезновение жанра . А&С Черный. ISBN 978-1-4725-3427-9 .
- ^ Козак, Ева (2019). «О мессии и сарматах, или Польша будущего в рассказе Яцека Дукая «Crux» (2003)» Literatur i Kultura Popularna (на польском языке) : 249–259. doi : 10.19195/0867-7441.25.14 . hdl : 11331/2971. ISSN 0867-7441 .
- ^ Elaheh, Soofastaei; Hardev, Kaur; Baizura, Bahar Ida; Ali, Mirenayat Sayyed (2016). "Reflection of postmodernism in Kurt Vonnegut's Selected fictions" . Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики . 2 (8): 61–66.
- ^ Томас, Пол Л. (2009), Симмонс, Дэвид (редактор), « « Ни чертовой кошки, ни чертовой колыбели »: фундаментальные недостатки фундаментализма по мнению Воннегута» , Новые критические очерки Курта Воннегута , Чтения американской литературы в 21 век, Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, США, стр. 27–45, doi : 10.1057/9780230100817_3 , ISBN. 978-0-230-10081-7 , получено 3 июня 2023 г.
- ^ Кьюсак, Кэрол М. (2018), «Мнимые религии» , Гурен, Анри (редактор), Энциклопедия латиноамериканских религий , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–5, doi : 10.1007/978-3-319 -08956-0_559-1 , ISBN 978-3-319-08956-0 , получено 31 мая 2023 г.
- ^ Макдауэлл, Джон К. (2017). Евангелие по «Звездным войнам: Вера, надежда и сила» (PDF) (2-е изд.). Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664262839 .
- ^ Уорд, Майкл (2008). Планета Нарния: Семь небес в воображении К.С. Льюиса . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Микалатос, Мэтт (08 сентября 2021 г.). «Согнутый, но еще не сломанный: К.С. Льюис с безмолвной планеты» . Тор.com . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Аллен, Мойра (2000). «О религии в научной фантастике и фэнтези: интервью с Орсоном Скоттом Кардом» . Написание-World.com . Проверено 4 июня 2023 г.
- ^ Альварес-Оссорио, Альфонсо; Лосано, Фернандо; Солдевила, Розарио Морено; Росилло-Лопес, Кристина (20 марта 2023 г.). Игра престолов. Взгляд из гуманитарных наук. Том 1: Время, пространство и культура . Спрингер Природа. ISBN 978-3-031-15489-8 .
- ^ «Джордж Р. Р. Мартин объясняет, почему мы никогда не встретим богов в «Песне льда и пламени» . Гизмодо . 21 июля 2011 г. Проверено 3 июня 2023 г.
- ^ Хёинг, Аня (06 сентября 2019 г.). «Между коммунитас Терри Пратчетта и пантеизмом: нация как постхристианская робинзонада для постколониального мира» . В Кинане, Ян (ред.). Дидактика и современная робинзонада: новые парадигмы для юных читателей . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-78962-415-1 .
- ^ Бялецки, Джон (01 января 2019 г.). «Темный богослов Америки: религиозное воображение Стивена Кинга» . Религия и общество . 10 : 176–179.
- ^ Коул, Алайна; Заммит, Джессика (15 июля 2020 г.). «Развитие и представительство» . Кооперативные игры: разнообразие в игровой индустрии и способы обеспечения инклюзивности . ЦРК Пресс. ISBN 978-1-000-09366-7 .
- ^ Ирисарри, Джошуа А.; Иризарри, Ита Т. (15 февраля 2014 г.). «Господь — мой пастырь. Противостояние религии в трилогии Mass Effect» . Онлайн — Гейдельбергский журнал религий в Интернете . 5 : 235–236. дои : 10.11588/rel.2014.0.12168 . ISSN 1861-5813 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кьюсак, Кэрол М. (06 мая 2016 г.). Изобретенные религии: воображение, вымысел и вера . Рутледж. ISBN 978-1-317-11325-6 .
- ^ Jump up to: а б Дэвидсен, Маркус Альтена (15 июня 2016 г.), ГЛАВА 19. От «Звездных войн» к джедаизму: появление религии, основанной на художественной литературе , Fordham University Press, стр. 376–389, doi : 10.1515/9780823255580-021 , ISBN 978-0-8232-5558-0 , S2CID 234468469 , получено 3 июня 2023 г.
- ^ Дэвидсен, Маркус Альтена (декабрь 2013 г.). «Религия, основанная на художественной литературе: концептуализация новой категории против религии и фэндома, основанной на истории» . Культура и религия . 14 (4): 378–395. дои : 10.1080/14755610.2013.838798 . hdl : 1887/48123 . ISSN 1475-5610 . S2CID 143778202 .
- ^ Кьюсак, Кэрол М. (2009). «Научная фантастика как Священное Писание: Незнакомец Роберта А. Хайнлайна в чужой стране и Церковь всех миров» . Литература и эстетика . 19 (2). ISSN 2200-0437 .