Jump to content

Вуду в популярной культуре

Вуду в популярной культуре включает в себя различные представления практик, связанных с различными формами вуду, включая гаитянское вуду и луизианское вуду , а также другие элементы, приписываемые религиям африканской диаспоры , причем такие представления часто существенно отклоняются от любых реальных практик или верований вуду. Образы, касающиеся вуду, чаще всего появляются в сверхъестественных фэнтези или фильмах ужасов , с общими темами, включая деятельность знахарей , вызов темных духов или контроль над ними, использование кукол вуду для дистанционного причинения боли людям и создание зомби .

Слово «воду» происходит от языка фон (на котором говорят в Дагомее) и означает «дух» или «бог». В соответствии с первоначальной практикой гаитянского вуду, племена поклонялись духам предков и верили, что последователи одержимы бессмертными духами. В семнадцатом веке эта практика была запрещена рабовладельцами, в результате чего рабы практиковали в частном порядке. Рабовладельцы угрожали крестить рабов, если они не перестанут поклоняться Вуду. Из-за этих угроз рабы практиковали Вуду наедине, включив в себя католические традиции. Они включали гимны и молитвы, которые до сих пор можно увидеть в современном Вуду. [ 1 ]

Воду стал «Вуду», когда его привезли во Французский квартал Нового Орлеана. В Новом Орлеане аспекты Вуду изменились, включая ношение чар для защиты, исцеления и причинения вреда другим. [ 1 ] Ключевой фигурой в популяризации Вуду была Мари Лаво . Лаво жил в Новом Орлеане во времена зарождения Вуду, став опорой сообщества. Она узнала и расширила свои знания о Вуду у доктора Джона Байу, известного фокусника. Благодаря популярности Лаво в то время, она смогла общаться с членами своего сообщества, давая им советы и рекомендации. [ 2 ] Говорили, что она обладала целительной силой и одаривала бедных. [ 2 ] Из-за популярности Лаво ее дом теперь стал обычной достопримечательностью Нового Орлеана. [ 3 ]

Картина змеи Ива Дамбала работы гаитянского художника Гектора Ипполита .

Ранние экземпляры

[ редактировать ]
Продолжительность: 1 час 7 минут 10 секунд.
Фильм 1932 года «Белый зомби» породил несколько вымышленных образов, касающихся вуду.

Одной из первых книг, познакомивших западную культуру с концепцией зомби-вуду , была «Волшебный остров » (1929) У. Б. Сибрука . Это сенсационный рассказ о рассказчике, который сталкивается с культами вуду на Гаити и их воскресшими рабами. Time отметил, что книга «ввела слово «зомби» в речь США». [ 4 ] У зомби сложное литературное наследие, предшественники которого простираются от Ричарда Мэтисона и Г. П. Лавкрафта до Мэри Шелли , «Франкенштейна» основанного на европейском фольклоре о нежити. Виктор Гальперин снял Белый зомби» фильм ужасов « (1932) с Белой Лугоши в главной роли . Здесь зомби изображены как безмозглые, бездумные приспешники, находящиеся под чарами злого мага. Зомби, часто все еще использующие это объяснение, вдохновленное вуду, изначально были редкостью в кино, но их появления продолжались спорадически в течение 1930-х и 1960-х годов, в таких фильмах, как Жака Турнера » « Я гулял с зомби (1943), [ 5 ] и План 9 из космоса (1959).

Различные ученые описывают форму религии, исповедуемой на Гаити, Гаитянское Вуду , как одну из самых оклеветанных и неправильно понимаемых религий в мире. [ 6 ] Его репутация печально известна; [ 7 ] в более широком англоязычном и франкоязычном обществе оно широко ассоциировалось с колдовством , колдовством и черной магией . [ 8 ] Например, в популярной культуре США гаитянское вуду обычно изображается как разрушительное и злобное существо. [ 9 ] отношения, иногда связанные с расизмом против чернокожих. [ 10 ] Непрактикующие люди часто изображали Вуду в литературе, театре и кино; [ 11 ] во многих случаях, например, в фильмах «Белый зомби» (1932) и «Лондонское вуду» (2004), они пропагандируют сенсационные взгляды на религию. [ 12 ] Отсутствие какой-либо центральной власти Вуду препятствовало усилиям по борьбе с этими негативными представлениями. [ 13 ]

Двумя наиболее распространенными представлениями являются создание зомби и использование кукол вуду . В гаитянском фольклоре зомби оживший ( гаитянский французский : zombi , гаитянский креольский : zonbi ) — труп, поднятый магическими средствами, например, колдовством . [ 14 ] Эта концепция широко ассоциируется с религией вуду , но она не играет никакой роли в формальных практиках этой веры. Кинорежиссер Джордж Ромеро , оказавший влияние на развитие жанра фильмов о зомби, первоначально считал, что «зомби» соответствуют нежити-рабам гаитянского вуду, изображенным в « Белом зомби» . [ 15 ] Термин «кукла вуду» обычно описывает чучело, в которое вставлены булавки. [ 5 ] Подобные практики в различных формах встречаются в магических традициях многих культур мира. [ 5 ] Хотя использование термина Вуду подразумевает, что эта практика связана с Гаитянским Вуду или Луизианским Вуду , кукла Вуду ни в одном из них не занимает заметного места. [ 5 ] Связь между этой магической практикой и Вуду была установлена ​​благодаря представлению последнего в западной массовой культуре первой половины 20 века. [ 5 ] При этом миф о том, что эта магическая практика тесно связана с Вуду и Вуду, пропагандировался как часть более широкого негативного изображения чернокожих и афро-карибских религиозных практик в Соединенных Штатах. [ 16 ] В книге Джона Хьюстона Крейджа 1933 года « Черный Багдад: Приключения капитана морской пехоты на Гаити в арабские ночи » он описал гаитянского заключенного, втыкающего булавки в чучело, чтобы вызвать болезнь. [ 5 ] Его использование также появилось в кинорепрезентациях гаитянского вуду, таких как «Белый зомби» Турнера Гальперина и «Я гулял с зомби» . [ 5 ] Куклы Вуду также фигурируют в фильмах «Листомания» и «Индиана Джонс и Храм Судьбы» , хотя последний связан с вымышленной религией индийских бандитов, совершенно не связанной с Вуду.

К началу XXI века образ куклы вуду стал особенно распространенным. [ 5 ] Он стал новинкой, доступной для покупки: образцы можно было приобрести в торговых автоматах в британских торговых центрах. [ 5 ] и статья «Как сделать куклу вуду», включенная в WikiHow . [ 17 ] [ 5 ] Кукла вуду также была включена в анимационный Диснея фильм 2009 года «Принцесса и лягушка» . [ 5 ] а также игровой фильм Диснея 2011 года «Пираты Карибского моря: На странных берегах» .

Более близкие представления

[ редактировать ]

Более точные представления о Вуду встречаются в массовой культуре регионов, где на самом деле практикуется Вуду. Отношения человечества с духами, известными как Ива, были постоянной темой в гаитянском искусстве. [ 18 ] а пантеон Водоу был главной темой для художников «гаитянского Возрождения» середины 20-го века. [ 19 ] Коллекционеры произведений искусства начали интересоваться ритуальными атрибутами вуду в конце 1950-х годов, а к 1970-м годам возник устоявшийся рынок этого материала. [ 20 ] при этом некоторые материалы перерабатываются для продажи за границу. [ 21 ] Экспонаты ритуальных материалов Вуду выставлялись за рубежом; годах . Например, выставка Музея Фаулера «Священное искусство Гаити Вуду» путешествовала по США в течение трех лет в 1990-х [ 22 ] Воду появился в гаитянской литературе. [ 23 ] а также оказал влияние на гаитянскую музыку, как, например, рок-группа Букман Эксперьянс. [ 24 ] в то время как театральные труппы имитировали ритуалы вуду для зрителей за пределами Гаити. [ 25 ] Появились документальные фильмы о Вуду. [ 26 ] - например, фильм Майи Дерен 1985 года «Божественные всадники». [ 27 ] или работа Анны Леско и Лоуренса Маглуара 2002 года « Люди и боги». [ 28 ] - что, в свою очередь, побудило некоторых зрителей проявить практический интерес к религии. [ 29 ]

Заблуждения

[ редактировать ]

Современное Вуду обычно ассоциируется с сатанизмом и колдовством. Это связано с тем, как вуду представлено в средствах массовой информации и поп-культуре. В поп-культуре Вуду часто изображают как «черную магию» и наложение «заклятий». Наряду с колдовством, Воду обычно связывают с причинением вреда и жертвоприношениями животных. Основное применение Воду – исцеление. Гаитянское вуду фокусируется на исцелении, пытаясь изгнать злых духов из тела. [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Гаитянское Вуду» . ДВИЖУЩИЕСЯ ФИКЦИИ . 12.11.2019 . Проверено 5 декабря 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Мари Лаво | Биография и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 5 декабря 2022 г.
  3. ^ «Дом Вуду Мари Лаво» . Атлас Обскура . Проверено 5 декабря 2022 г.
  4. ^ «Книги: Мамбл-Ералаш» . ВРЕМЯ. 09.09.1940. Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Армитидж 2015 , с. 85.
  6. ^ Фандрич 2007 , с. 779; Косентино 2009 , с. 250; Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , с. 117; Рэмси 2011 , с. 1 .
  7. ^ Косентино 2009 , с. 250.
  8. ^ Мишель 1996 , с. 281 ; Баския 2004 , с. Ошибка 8 ; Фандрич 2007 , с. 780; Рэмси 2011 , с. 9 .
  9. ^ Мишель 2001 , с. 69.
  10. ^ Браун 1991 , с. 111.
  11. ^ Вилкен 2005 , с. 193.
  12. ^ Бутрос 2011 , с. 192.
  13. ^ Бутрос 2011 , с. 194.
  14. ^ "Зомби". Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. 1998.
  15. ^ Я пойду лол на ваши могилы — Ромеро на YouTube .
  16. ^ Армитидж 2015 , с. 86.
  17. ^ «Как сделать куклу Вуду» .
  18. ^ Фернандес Элмос и Парависини-Геберт 2011 , стр. 143.
  19. ^ Косентино 2005 , с. 235.
  20. ^ Жируар 1995 , с. 359.
  21. ^ Косентино 1996 , с. 8.
  22. ^ Косентино 1996 , с. 1; Беркович 1999 , стр. 71, 75 ; Лонг 2002 , с. Ошибка 97 .
  23. ^ Демангл 1992 , с. 174.
  24. ^ Макалистер 1995 , с. 316.
  25. ^ Вилкен 2007 , с. 113.
  26. ^ Хаммонд 2012 , с. 65.
  27. ^ Бутрос 2011 , с. 195.
  28. ^ Бутрос 2011 , с. 198; Хаммонд 2012 , с. 65.
  29. ^ Бутрос 2011 , с. 198.
  30. ^ Гэлвин, Майкл; Мишель, Гесли; Мангира, Эурин; Пьер, Эдни; Лесорогол, Кэролайн; Трани, Жан-Франсуа; Лестер, Ребекка; Яннотти, Лора (26 июня 2022 г.). «Изучение этиологии и лечения психических заболеваний среди священников вуду на севере Гаити» . Культура, медицина и психиатрия . 47 (3): 647–668. дои : 10.1007/s11013-022-09791-4 . ISSN   1573-076X . ПМЦ   9244373 . ПМИД   35753013 .

Источники

[ редактировать ]
  • Армитидж, Натали (2015). «Европейская и африканская фигуральная ритуальная магия: начало мифа о кукле вуду». В Кери Хоулбрук; Натали Армитидж (ред.). Материальность магии: артефактное исследование ритуальных практик и народных верований . Оксфорд: Оксбоу. стр. 85–101.
  • Бутрос, Александра (2011). «Боги в движении: медиатизация вуду». Культура и религия . 12 (2): 185–201. дои : 10.1080/14755610.2011.579718 . S2CID   144434687 .
  • Браун, Карен Маккарти (1991). Мама Лола: жрица вуду из Бруклина . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-22475-2 .
  • Косентино, Дональд (1996). «Делаю Вуду». Африканское искусство . 29 (2): 1–14. дои : 10.2307/3337357 . JSTOR   3337357 . }
  • Косентино, Дональд (2009). «Вуду: образ жизни». Материальная религия . 5 (2): 250–252. дои : 10.2752/174322009X12448040552160 . S2CID   191333249 .
  • Демангл, Лесли (1992). Лики богов: вуду и католицизм на Гаити . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  978-0807843932 .
  • Фандрич, Ина Дж. (2007). «Влияние йорубы на гаитянское вуду и новоорлеанское вуду». Журнал исследований чернокожих . 37 (5): 775–791. дои : 10.1177/0021934705280410 . JSTOR   40034365 . S2CID   144192532 .
  • Фараоне, Кристофер А. (1991). «Связывание и погребение сил зла: защитное использование «кукол вуду» в Древней Греции». Классическая античность . 10 (2): 165–202. дои : 10.2307/25010949 . JSTOR   25010949 .
  • Фернандес Элмс, Маргарет; Парависини-Геберт, Элизабет (2011). Креольские религии Карибского бассейна: введение от Водоу и Сантерии к Обиа и спиритизму (второе изд.). Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-8147-6228-8 .
  • Жируар, Тина (1995). «Искусство вуду с блестками». Дональд Дж., Косентино (ред.). Священное искусство гаитянского вуду . Лос-Анджелес: Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. стр. 357–377. ISBN  0-930741-47-1 .
  • Хаммонд, Шарлотта (2012). « Дети богов: съемки частных ритуалов гаитянского вуду». Журнал гаитянских исследований . 18 (2): 64–82. JSTOR   41949204 .
  • Макалистер, Элизабет (1995). «Фолшебная бутылка: визуальное искусство магии на Гаити». Дональд Дж., Косентино (ред.). Священное искусство гаитянского вуду . Лос-Анджелес: Музей истории культуры Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. стр. 305–321. ISBN  0-930741-47-1 . Архивировано из оригинала 5 мая 2015 г. Проверено 3 мая 2015 г.
  • Хаттон, Рональд (1999). Триумф Луны: история современного языческого колдовства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-820744-1 .
  • Вилкен, Лоис (2005). «Священная музыка и танец гаитянского вуду от храма до сцены и этика представления». Латиноамериканские перспективы . 32 (1): 193–210. дои : 10.1177/0094582X04271880 . JSTOR   30040235 . S2CID   144260390 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f7262ef97b3b4aa85e3f90cc15d13227__1719928320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/27/f7262ef97b3b4aa85e3f90cc15d13227.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Voodoo in popular culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)