Псевдофилософия
Псевдофилософия — это термин, применяемый к философской идее или системе, которая не соответствует ожидаемому набору философских стандартов. Не существует общепризнанного набора стандартов, но есть сходства и некоторые точки соприкосновения.
Определения
[ редактировать ]По мнению Кристофера Хьюмана, ученого XVIII века, псевдофилософия имеет шесть характеристик, шестая из которых считается умаляющей доверие к первым пяти: [1]
- Он предпочитает бесполезные спекуляции.
- Он апеллирует просто к человеческому авторитету.
- Он апеллирует к традиции, а не к разуму.
- Он синкретизирует философию и суеверие.
- Он отдает предпочтение неясному и загадочному языку и символике.
- Это аморально .
По словам Майкла Окшотта , псевдофилософия «является теоретизированием, которое происходит частично внутри, а частично вне данного способа исследования». [2]
Йозеф Пипер отмечал, что не может быть закрытой системы философии и что любая философия, утверждающая, что открыла «космическую формулу», является псевдофилософией. [3] В этом он следует Канту, отвергавшему постулат о «высшем принципе», из которого следует развивать трансцендентальный идеализм , называя это псевдофилософией и мистицизмом. [4]
Николас Решер в «Оксфордском справочнике по философии » описал псевдофилософию как «рассуждения, которые маскируются под философские, но являются неумелыми, некомпетентными, лишенными интеллектуальной серьезности и отражающими недостаточную приверженность поиску истины». [5] Решер добавляет, что этот термин особенно уместен, когда применяется к «тех, кто использует ресурсы разума для обоснования утверждения о недостижимости рациональности в вопросах исследования». [5]
История
[ редактировать ]Термин «псевдофилософия», по-видимому, был придуман Джейн Остин . [6]
Эрнест Ньюман , английский музыкальный критик и музыковед , стремившийся к интеллектуальной объективности в своем стиле критики, в отличие от более субъективного подхода других критиков, опубликовал в 1897 году «Псевдофилософию в конце девятнадцатого века» , критику неточного подхода. и субъективное письмо.
По мнению Йозефа Пипера, для Пифагора , Платона и Аристотеля философия — это человеческий поиск, «ориентированный на мудрость , которой обладает Бог». [3] Это предполагает, что философия включает в себя по своей сути ориентацию на теологию. [3] Пипер отмечает:
Таким образом, здесь выражается нечто явно противоречащее тому, что в современную эпоху стало общепринятым понятием философии; ибо эта новая концепция философии предполагает, что решающей особенностью философской мысли является освобождение от теологии, веры и традиции. [3]
Использование
[ редактировать ]Этот термин почти всегда используется уничижительно и часто вызывает споры из-за разных критериев разграничения псевдофилософии (см. Также: Проблема демаркации ).
Романтизм
[ редактировать ]По словам физика и философа науки Марио Бунге ,
Псевдофилософия — это чепуха, выдаваемая за глубокую философию. Возможно, оно существовало со времен Лао-Цзы , но серьезно к нему не относились примерно до 1800 года, когда романтики бросили вызов Просвещению. Отказавшись от рациональности, они породили массу псевдофилософии... [7]
Для Канта интеллектуальное познание — это дискурсивное, а не интуитивное знание. [8] По Канту, интуиция ограничивается сферой чувств, тогда как знание «по существу реализуется в актах исследования, сопоставления, сравнения, дифференциации, умозаключения, доказательства». [8] Кант критиковал романтическую философию, основанную на чувстве и интуиции. [9] а не на "философской работе": [9]
В философии, пишет Кант, господствует «закон разума, приобретения имущества трудом». И поскольку это не работа, романтическая философия не является подлинной философией – возражение, которое также выдвигается Кантом против Платона, «отца всякого восторженного фантазирования в философии», при этом отмечается, с одобрением и согласием, что « философия Аристотеля, напротив, есть работа». [10]
Кант называл романтическую философию псевдофилософией, «в которой человек имеет право не работать, а только внимать и наслаждаться оракулом в себе, чтобы полностью овладеть той мудростью, к которой стремится философия». [8]
Мистика
[ редактировать ]Мистика имеет долгую историю. В эпоху Просвещения мистицизм потерял репутацию. [11] Кант назвал мистицизм псевдофилософией. [11] В 19 веке, с подъемом романтизма, интерес к мистике возобновился. Рационалисты и лютеране написали истории мистицизма, чтобы отвергнуть его утверждения, но интерес к спиритизму и связанным с ним явлениям был широко распространен. [11]
Интерес к работам Экхарта возродился в начале девятнадцатого века, особенно со стороны немецких романтиков и философов- идеалистов . [12] [13] С 1960-х годов в Германии идут дебаты о том, следует ли называть Экхарта «мистиком». [14] Философ Карл Альберт уже утверждал, что Экхарта следует поставить в традицию философского мистицизма Парменида , Платона , Плотина , Порфирия , Прокла и других мыслителей -неоплатонистов . [15] Гериберт Фишер утверждал в 1960-х годах, что Экхарт был средневековым богословом. [15]
Немецкий идеализм
[ редактировать ]Артур Шопенгауэр следующее писал о Георге Вильгельме Фридрихе Гегеле :
Если бы я сказал, что так называемая философия этого парня Гегеля представляет собой колоссальную мистификацию, которая еще предоставит потомкам неисчерпаемую тему для смеха в наше время, что это псевдофилософия, парализующая все умственные способности, подавляющая всякое реальное мышление. и, самым возмутительным злоупотреблением языком, поставив на его место самое пустое, самое бессмысленное, бездумное и, как подтверждается его успехом, самое одуряющее словоблудие, я был бы совершенно прав. [16]
Спустя сто пятьдесят лет после смерти Шопенгауэра физик и философ науки Марио Бунге рекомендовал «избегать псевдотонкостей гегелевской диалектики». [17] и писал о «катастрофическом наследии Гегеля»: «Это правда, что Маркс и Энгельс критиковали идеализм Гегеля, но они не отвергли его культ бессмысленности и его неприятие всей современной науки, начиная с Ньютона». [18] Бунге отметил,
Правда, Гегель затронул ряд важных проблем, поэтому к его работе нельзя относиться легкомысленно. Однако его работа, если ее вообще можно было понять, обычно оказывалась ошибочной в свете самой передовой науки его времени. Хуже того, это закрепило двусмысленность того, что глубина должна быть неясной. [7]
Континентальная философия
[ редактировать ]Соччио отмечает, что философы с аналитическим складом ума склонны отвергать философию Хайдеггера как псевдофилософию. [19] По мнению Кристенсена, сам Хайдеггер называл философию Гуссерля scheinphilosophy . [20]
Сциентизм
[ редактировать ]Дитрих фон Хильдебранд использовал этот термин, чтобы критиковать центральное место, которое современная наука занимает в западном обществе:
Эта псевдофилософия, в которой наука занимает место метафизики и религии, все больше и больше разъедает жизнь человека, делая его все более слепым к реальному космосу во всей его полноте, глубине и тайне... Сегодня мы являемся свидетелями бунт против деформации, выраженной в этой псевдофилософии. [21]
Объективизм
[ редактировать ]Журналист Джонатан Чейт использовал этот термин для критики работы Айн Рэнд в статье «Псевдофилософия Айн Рэнд», опубликованной в The New Republic , в которой он писал: «Она была настоящим дилетантом, который настаивал на том, чтобы видеть себя величайшим человеком. кто когда-либо жил, потому что она была почти совершенно незнакома со всем философским каноном». [22] Физик и философ науки Марио Бунге классифицировал Рэнда как «наемника» среди тех, кто «стремится защитить или пропагандировать доктрину, а не анализировать идеи или искать новые истины». [23] в то время как научный писатель и скептик Майкл Шермер утверждал, что «становится ясно, что объективизм был (и остается) культом, как и многие другие нерелигиозные группы». [24] В Стэнфордской энциклопедии философии о Рэнд говорится: «Однако, несмотря на всю ее популярность, лишь немногие профессиональные философы отнеслись к ее работе серьезно». [25]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханеграаф 2012 , стр. 131–134.
- ^ Нардин 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пайпер 2006 .
- ^ Баур и Дальстром 1999 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Хондерих 1995 , с. 765.
- ^ Джонсон и Туите 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б Бунге 2010 , с. 260.
- ^ Перейти обратно: а б с Пайпер 2006 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Пайпер 2006 , с. 13.
- ^ Пипер 2006 , стр. 13–14.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк 2013 , с. 26.
- ^ Макгинн 2001 , с. 1.
- ^ Хакетт 2012 , с. xxvii.
- ^ Хакетт 2012 , с. XXII.
- ^ Перейти обратно: а б Хакетт 2012 , с. XXIII.
- ^ Шопенгауэр 1965 , стр. 15–16.
- ^ Бунге 2010 , с. 124.
- ^ Бунге 2012 , стр. 85–86.
- ^ Соччио 2011 , с. 497.
- ^ Кристенсен 2008 , стр. 7.
- ^ Фон Хильдебранд 1960 , с. 7.
- ^ Хаит, Джонатан (25 апреля 2011 г.). «Псевдофилософия Айн Рэнд» . Новая Республика . Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ Бунге 2012 , стр. 10–11.
- ^ Шермер, Майкл (1993). «Самый невероятный культ в истории» . Скептик . 2 (2): 74–81.
- ^ Бадхвар, Нира К.; Лонг, Родерик Т. (19 сентября 2016 г.). «Айн Рэнд» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2017 г.).
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Филип Дж.; Пауэлс, Рэндалл Ли (2010), World Civilizations vol. 2: С 1500 года: С 1500 года, Том 2 , Cengage Learning
- Баур, Майкл; Дальстрем, Дэниел О. (1999), Возникновение немецкого идеализма , CUA Press
- Бунге, Марио (2010), Материя и разум: философское исследование , Спрингер
- Бунге, Марио (2012), Оценка философии , Springer
- Кристенсен, Брюин Карлтон (2008), «Я и мир: от аналитической философии к феноменологии» , Уолтер де Грюйтер
- Кларк, Джеймс М. (2013), Великие немецкие мистики: Экхарт, Таулер и Сусо , Dover Publications
- Кларк, Джон Джеймс (1992), В поисках Юнга: исторические и философские исследования , Routledge
- Флетчер Лютер, Сара; Ноймайер, Джон Дж.; Парсонс, Ховард Ли (1995), Различные взгляды на марксистскую философию: Восток и Запад , Издательская группа Greenwood
- Хакетт, Иеремия (2012), Товарищ Мейстера Экхарта , Брилл
- Ханеграаф, Воутер (2012), Эзотеризм и Академия: отвергнутые знания в западной культуре , Cambridge University Press
- Хондерих, Тед, изд. (1995), Оксфордский спутник философии , Oxford University Press
- Инглис, Джон (1998), Сферы философских исследований и историография средневековой философии , BRILL
- Ирвин, Уильям; Грасиа, Хорхе Дж. Э. (2007), Философия и интерпретация популярной культуры , Роуман и Литтлфилд
- Джонсон, Клаудия Л.; Туите, Клара (2011), Товарищ Джейн Остин , Джон Уайли и сыновья
- Кирни, Ричард; Рейнуотер, Мара (1996), Читатель континентальной философии , Рутледж
- Колинский, Мартин; Патерсон, Уильям Эдгар (1976), Социальные и политические движения в Западной Европе , Тейлор и Фрэнсис
- Крицман, Лоуренс Д.; Рейли, Брайан Дж. (2007), Колумбийская история французской мысли двадцатого века , издательство Колумбийского университета
- Лепенис, Вольф (2009), Соблазн культуры в истории Германии , Princeton University Press
- Макгинн, Бернард (2001), Мистическая мысль Мейстера Экхарта , Нью-Йорк: Crossroad Publishing Company
- МакГрат, С.Дж. (2006), Ранний Хайдеггер и средневековая философия: феноменология для богом забытых , CUA Press
- Нардин, Терри (2001), Философия Майкла Окшотта , Penn State Press
- Николс, Эйдан (1997), Доминиканская галерея: Портрет культуры , Gracewing Publishing
- Пипер, Йозеф (2006), Из любви к мудрости: очерки о природе философии , Ignatius Press
- Пильуччи, Массимо; Будри, Мартен (2013), Философия лженауки: пересмотр проблемы демаркации , University of Chicago Press, hdl : 1854/LU-3161824 , ISBN 978-0226051796
- Шопенгауэр, Артур (1965), На основе морали , перевод EFJPayne, Индианаполис: Боббс-Меррилл
- Соччио, Дуглас Дж. (2011), Архетипы мудрости: введение в философию, 8-е изд.: Введение в философию , Cengage Learning
- Тейлор, Эндрю; Келли, Айн (2013), Стэнли Кэвелл, Литература и идея Америки , Рутледж
- Тобин, Кеннет Г. (2012), Практика конструктивизма в естественнонаучном образовании , Routledge
- Фон Хильдебранд, Дитрих (1960), Что такое философия? , Тейлор и Фрэнсис
- Винер, Джейкоб (2010), Время террора - дорога к возрождению: история одного человека: взросление в Германии, переговоры с нацистами, восстановление жизни в Америке , Trafford Publishing