Экстернизм
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Экстернизм — это вымышленная философская теория, предложенная вымышленным чешским гением Ярой Цимрманом . Этот персонаж появляется во многих пьесах авторов театра Яры Цимрмана пражского . Первый акт театрального представления обычно заполняется лекцией о личности Цимрмана, за которой следует театральная пьеса. Теория экстернизма описана в монологе цимрманолога, читающего лекцию о значении Яры Цимрмана в области философии в первом акте театральной пьесы « Акт » ( «Обнаженная ») Зденека Сверака , Ладислава Смоляка и Иржи Шебанека.
Эта эпистемологическая теория противоречит традиционной теории солипсизма . В то время как солипсисты верят, что существует только их индивидуальное «я», а внешний мир — нет, Яра Цимрман противопоставил им идею о том, что существует внешний мир, а индивидуальное «я» философа — нет.
Поначалу эта идея встретила огромное разногласие среди философов. Яра Цимрман был приглашен защитить свою теорию на философском конгрессе в Базеле . Ключевой контраргумент , с которым ему пришлось столкнуться, заключался в следующем: как могло несуществующее сознание создать теорию?
Яра Цимрман ответил, что тот факт, что его нет, не означает, что он невидим . Он сравнил мир с пространством с небольшим местом посередине, где отсутствует Яра Цимрман. Если взять лист бумаги с дыркой посередине, то бумагу можно сравнить с внешним миром, а дырку (которая хорошо видна) с несуществующим философом. Растяжение и сжатие пространства приводит к противоположному изменению формы отверстия. Это движение можно рассматривать как процесс мышления философа.
Позже Цимман развил теорию более подробно, как выяснили кимрманологи, прочитав Альберта Эйнштейна переписку . Он предположил, что даже другие объекты в нашем мире существуют не так, как о них обычно думают. На самом деле объект находится там, где, как нам кажется, его нет, и он находится не в том месте, где мы считаем его находящимся. Например, если взять кусок мела, то мел образует вокруг себя огромную массу, где может быть мел, с маленьким пузырьком внутри, где мела точно нет.
Альберт Эйнштейн считал эту теорию «забавной», что кимманологи восприняли как выражение восхищения. Однако у него были и некоторые возражения. Он написал: «Как физик, я должен отметить, что нет никакой разницы, называете ли вы объект «пустотой», а пустоту — «объектом». Это просто игра в пинг-понг со словами». [1]
Соперником Цимрмана в области философии был Ф. К. Болен (еще один вымышленный философ). Он владел аптекой и был известен своей исключительно грубой лексикой. По мнению этого вульгарного материалиста также означает «аптекарь» (что по -чешски ), истина является основным принципом нашего познания . В начале процесса обучения истина неточна, и мы уточняем ее. Наконец-то мы знаем всё.
Цимрман заявил, что в начале каждого процесса обучения наши знания формируются на основе ошибки точной , и мы должны ее опровергнуть. Наконец, мы ничего не знаем. Несмотря на это, Цимрмана нельзя считать агностиком или нигилистом . Напротив, он рассматривает процесс обучения позитивно как процесс опровержения первоначальной ошибки. Таким образом, мы наконец можем оказаться лицом к лицу со Вселенной , имея ясную и пустую голову.
Тот факт, что, в конце концов, мы ничего не знаем, является всего лишь логическим следствием экстернизма Кимрмана. Пример с мелом показал, что в процессе обучения, когда мы пытаемся приблизиться к объекту, мы всегда доходим до места, где объекта нет. Следовательно, в конце процесса мы ничего не знаем, но знаем это точно.
Теорию можно легко применить ко всему существованию , за исключением самой теории. При этом мы как бы опровергаем это: либо это ошибка, либо мы этого не знаем. Поэтому Цимрман создал революционное решение: «Шаг в сторону» Цимрмана. Таким образом, он хотя бы на некоторое время оказался в мире вульгарного материализма и смог подтвердить справедливость своей теории. Выводы . обеих теорий он соединил двоеточием: «Мы знаем всё: Мы ничего не знаем» [2]
Ссылки
[ редактировать ]- Философия экстернизма и теория познания Цимрмана на чешском языке
- Оригинальная сцена, посвященная объяснению теории на чешском языке.