Новые религиозные движения и культы в массовой культуре
Новые религиозные движения и культы появились как темы или сюжеты в литературе и массовой культуре . Начиная с 1700-х годов авторы англоязычного мира начали представлять членов «культов» как антагонистов . [1] Сатанисты , якудза , триады , бандиты и секты движения Святых последних дней были популярным выбором.
В двадцатом веке забота о правах и чувствах религиозных меньшинств побудила авторов изобрести вымышленные культы, к которым их злодеи . могли принадлежать [1] Вымышленные культы по-прежнему популярны в кино, на телевидении и в играх.
Фон
[ редактировать ]Новое религиозное движение (НРД) – это религиозное сообщество или этическая, духовная или философская группа современного происхождения, занимающая периферийное место в доминирующей религиозной культуре своей страны. НРД могут быть новыми по происхождению или могут быть частью более широкой религии, и в этом случае они будут отличаться от ранее существовавших конфессий . [2] Ученые продолжают пытаться достичь определений и определить границы. [3]
НРД может быть одним из широкого спектра движений, начиная от движений со свободной принадлежностью, основанных на новых подходах к духовности или религии, и заканчивая коммунитарными предприятиями, которые требуют значительной степени группового конформизма и социальной идентичности, которая отделяет их приверженцев от основного общества. [4] Ученые подсчитали, что НРД сейчас насчитывают десятки тысяч во всем мире. Большинство из них насчитывает лишь несколько членов, некоторые — тысячи, и лишь очень немногие — более миллиона. [5]
Слово «культ» в современном использовании является уничижительным термином для нового религиозного движения. [6] или другая группа, чьи убеждения или практики считаются ненормальными или причудливыми в обществе в целом , часто без четкого или последовательного определения. [7] [8]
Литература
[ редактировать ]Начало двадцатого века
[ редактировать ]В фильме Дэшила Хэммета « Проклятие Дайна» (1929) большая часть загадочной загадки вращается вокруг Храма Святого Грааля, вымышленного калифорнийского круга, который персонажи Хэммета неоднократно называют «культом». Хэмметт описывает это как мошенничество, хотя предполагаемый лидер начинает верить в свои мошеннические утверждения.
AEW Мейсон в книге «Узник опала» (1928), одной из его загадок об инспекторе Хано , описывает разоблачение сатанистского культа.
Итальянская писательница Сибилла Алерамо в книге «Amo, dunque sono» («Я люблю, следовательно, я есть») (1927) изобразила Юлиуса Эволы , группу UR герметический кружок и интеллектуальное движение, находящееся под сильным влиянием антропософии , которое пыталось обеспечить духовное направление. Бенито Муссолини фашизму . [9] Алерамо описала персонажа, основанного на ее бывшем возлюбленном Эволе, как «бесчеловечного, ледяного архитектора акробатических теорий, тщеславного, порочного, извращенного». Алерамо основала своего героя на Джулио Паризе, который безуспешно пытался свергнуть профашистского Эволу с поста лидера кружка в 1928 году, в результате чего Эвола заявил, что с этого момента он будет осуществлять «абсолютное единство направления» в публикациях кружка. [10]
Середина и конец двадцатого века
[ редактировать ]Писатель-фантаст Роберт А. Хайнлайн написал два романа, в которых рассказывается о вымышленных культовых группах. Ведущая фигура в его ранней « История будущего серии » (см . «Если это будет продолжаться» , короткий роман, опубликованный в журнале «Восстание в 2100 году »), Неемия Скаддер, религиозный «пророк», становится диктатором Соединенных Штатов . По его собственному признанию в послесловии, Хайнлайн излил в этой книге свое недоверие ко всем формам религиозного фундаментализма , Ку-клукс-клану , Коммунистической партии и другим движениям, которые он считал авторитарными . Хайнлайн также заявил в послесловии, что он проработал сюжет других книг о Скаддере, но решил не писать их — отчасти потому, что Скаддер ему показался очень неприятным. [11] В романе Хайнлайна « Чужой в чужой стране» представлены два культа: «Дионисийская церковь Нового Откровения, Фостерит» и собственная «Церковь всех миров» главного героя Валентина Майкла Смита. Хайнлайн довольно подробно рассматривает мотивы и методы религиозных лидеров. [12]
В книге «Эта отвратительная сила » К.С. Льюис описывает Национальный институт скоординированных экспериментов, или «NICE», квазиправительственный фронт, скрывающий своего рода культ Судного дня , который поклоняется бестелесной голове, сохраняемой живыми с помощью научных средств. [13] Роман Льюиса примечателен развитием его обращения 1944 года «Внутреннее кольцо». Последняя работа критикует стремление «принадлежать» к влиятельной клике — распространенную человеческую ошибку, которая, по мнению Льюиса, была причиной того, что люди были соблазнены властолюбивыми и духовно извращенными движениями. [14] [15] [16]
В фильме Уильяма Кэмпбелла Голта « Милая дикая девчонка » частный сыщик из Лос-Анджелеса Джо Пума расследует «Детей Протона», вымышленный культ, получивший поддержку дочери богатого бизнесмена. [17]
Гора Видала изображен В «Мессии» рост кавизма, нетеистической новой религии радикального принятия смерти, от ее зарождения как маргинального культа до окончательного захвата установленного мирового порядка. [18] В научно-фантастическом романе Видаля «Кальки» рассказывается, как небольшой, но опытный в науке культ убивает все человечество с помощью бактериологической войны. [19]
Двадцать первый век
[ редактировать ]В научно-фантастическом романе популярного французского писателя Мишеля Уэльбека 2005 года «Возможность острова » описывается группа клонистов , напоминающая раэлианцев . [20]
Роберт Мучамор написал книгу для подростков «Божественное безумие » о религиозном культе, имеющем огромное количество членов: главным героям книги предстоит проникнуть в него, чтобы раскрыть зловещий заговор.
В центре романа «Безбожие» рассказывается о подростке, который сформировал религиозный культ, поклоняющийся водонапорной башне своего родного города.
Литературные произведения основателей новых течений или движений
[ редактировать ]Алистер Кроули , основатель англоязычного отделения Ordo Templi Orientis и недолговечной коммуны (« Аббатство Телема ») на Сицилии, писал стихи (включенные в антологию в 1917 году в «Оксфордской книге английских мистических стихов ») и романы ( «Дневник наркомана» (1922) и «Лунное дитя» (1929)). Кроули умер в 1947 году. Его автобиография « Исповедь Алистера Кроули» , переизданная в 1969 году, привлекла большое внимание. Энциклопедия фэнтези описывает художественную литературу Кроули и его руководства по оккультизму как примеры «фантазийного образа жизни». [21]
Писатель-путешественник, поэт и художник Николай Рерих , основатель Агни Йоги , выразил свои духовные убеждения через изображение суровых гор Центральной Азии. [22] Его классические книги о путешествиях включают «Сердце Азии: Мемуары из Гималаев» (1929) и «Шамбала: В поисках новой эры» (1930).
Л. Рон Хаббард , основатель Саентологии , работал в качестве автора в эпоху Золотого века научной фантастики (1930-1950-е годы), а также в жанрах ужасов и фэнтези. В библиографическом исследовании своих произведений Марко Френчковски соглашается со Стивеном Кингом в том, что «Страх» (1940) является одной из главных историй ужасов 20-го века, и хвалит «творческое использование прозаики и демифологизацию традиционных тем странной художественной литературы». . Среди других работ, которые Френчковски называет примечательными, - «Пишущая машинка в небе» (1940), «К звездам» (1950), бестселлер « Поле битвы: Земля» (1982) и десятитомная «Миссия Земля» (1985–1987). Френшковски заключает, что, хотя художественная литература Хаббарда получила чрезмерную похвалу от его последователей, критики научной фантастики, с подозрением относящиеся к саентологии, недооценили ее. [23] Однако Джону Клюту и Питеру Николсу удается похвалить большую часть творчества Хаббарда, одновременно поднимая вопросы о тематической связи с саентологией. Они утверждают, что «умное использование Хаббардом главных героев-суперменов» в его ранних работах «дразнило» писателей и поклонников научной фантастики «видениями трансцендентальной силы» и может объяснить, почему так много первых последователей движения Хаббарда вышли из научно-фантастического сообщества. [24]
Г.И. Гурджиев , греко-армянский мистик и духовный учитель, представивший и учивший Четвертый путь , является автором трех литературных произведений, составляющих его трилогию «Все и вся» . Самый известный из них, «Встречи с замечательными людьми» , мемуары о юношеских поисках духовной истины Гурджиевым, стал второстепенной классикой. Питер Брук снял по этому фильму (1979). В трилогию также входят « Рассказы Вельзевула своему внуку» — любопытная смесь философии, юмора и научной фантастики, которую некоторые считают шедевром. П. Л. Трэверс , автор серии книг о Мэри Поппинс и ученик Гурджиева, описывал Вельзевула как «взлетающего в космос, как огромный, неуклюжий летающий собор». [25] Мартин Сеймур-Смит включил Вельзевула в свои «100 самых влиятельных книг, когда-либо написанных» , охарактеризовав его как «...самое убедительное сочетание восточной и западной мысли, которое когда-либо видели». [26] Последний том Гурджиева « Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть»» представляет собой неполный текст, опубликованный посмертно.
Эли Сигел , основатель эстетического реализма , писал высоко оцененные стихи. Уильям Карлос Уильямс описал свою книгу «Жаркие дни были в Монтане» (1925). [27] как его «главное стихотворение», и написал, что Сигел «принадлежит к первым рядам наших ныне живущих художников». [28] Среди других критиков и поэтов, высоко оценивших работы Сигела, был Селден Родман. [29] и Кеннет Рексрот ; последний написал, что «пришло время Эли Сигелу подняться в ряды наших признанных ведущих поэтов». [30]
Важные писатели-публицисты среди основателей движений
[ редактировать ]Елена Блаватская , русская авантюристка , основавшая теософию , написавшая «Разоблаченную Изиду» (1887) и «Тайную доктрину» (1888), оказала огромное культурное и интеллектуальное влияние в конце 19 — начале 20 веков, помогая стимулировать индийское националистическое движение , парапсихологию. литературный жанр фэнтези, [31] и движение Нью Эйдж . «Энциклопедия фэнтези» описывает две ее основные книги как «огромные, чарующие приманки мифов, сказок, домыслов, выдумок и дурачества». [32]
Рудольф Штайнер (1861–1925), основатель антропософии , писал в самых разных областях (собрание его сочинений насчитывает 350 томов) и оказал влияние на таких деятелей, как писатель Герман Гессе и философ Оуэн Барфилд . Своими сочинениями и лекциями Штайнер стимулировал развитие кооперативного движения . [ нужна ссылка ] альтернативная медицина , органическое земледелие , вальдорфские школы и « эвритмия » в современном танце.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Брубейкер, Эд (26 марта 2014 г.). Роковой . Том. 21. Беркли, Калифорния: Image Comics (опубликовано в 2014 г.). стр. 20–21 . Проверено 05 октября 2017 г.
Как сюжетный прием, идея культа имеет многовековую историю. Однако то, что представляет собой «культ», оказалось изменчивым. С одной стороны, большинство религий и религиозных групп можно определить как культы. Традиционно, хотя и не сегодня, «культ» определялся как неиудео-христианская религиозная группа, при этом слово «культ» использовалось в уничижительном смысле. То, что это оскорбительно для поклонников этих групп, не было признано; производители популярной культуры обычно продавали свою работу избранной группе, обычно белым англосаксонским протестантам, в которую не входили члены «культовых» групп. Современные авторы, как правило, более чувствительны к членам «культовых» групп и обычно (хотя и не всегда) создают вымышленные культы, членами которых могут быть антагонисты.
- ^ TL Brink (2008) Психология: подход, дружественный к студентам. «Блок 13: Социальная психология». стр. 320 (PDF)
- ^ Интровинье, Массимо (15 июня 2001 г.). «Будущее религии и будущее новых религий» . Проверено 13 декабря 2006 г.
- ^ Кони, Дж. (1998) «Ответ Массимо Интровинье на религиозную свободу в Западной Европе» ISKON Communications Journal, 5 (2)
- ^ Эйлин Баркер , 1999, «Новые религиозные движения: их распространенность и значение», Новые религиозные движения: вызов и ответ , редакторы Брайан Уилсон и Джейми Крессвелл, Routledge ISBN 0415200504
- ^ Габлингер, Тамар (2010). Точка плавления религии: о толерантности, противоречивых религиях и государстве . Германия: Tectum Verlag. стр. 15–16. ISBN 978-3828825062 .
термин «новое религиозное движение» должен был служить заменой предвзятых и насыщенных коннотациями терминов, таких как «культы». Сам термин «культ» проблематичен.
- ^ OED , цитирует Американский журнал социологии 85 (1980), стр. 1377: «Культы[...], как и другие девиантные социальные движения, склонны вербовать людей с недовольством, людей, страдающих от той или иной разновидности лишений».
- ^ Доктор Чак Шоу - Секты и культы - Технический колледж Гринвилля - Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ Николас Гудрик-Кларк . Черное солнце: арийские культы, эзотерический нацизм и политика идентичности . Издательство Нью-Йоркского университета, 2002.
- ^ Ренато Дель Понте , «Юлиус Эвола и группа UR», предисловие к книге « Введение в магию: ритуалы и практические методы для мага» (антология сочинений Эволы и его соратников), пер. Гвидо Штукко, изд. Майкл Дженкинс Мойнихан , Внутренние традиции : Рочестер, Вермонт, 2001.
- ^ Хайнлайн, Роберт А. (1953). «Относительно никогда не написанных историй: Постскриптум». Восстание 2100 года . Чикаго: Шаста.
- ^ Хайнлайн, Роберт А. (1961). Чужой в чужой стране . Нью-Йорк: Патнэм.
- ^ Льюис, CS (1945). Эта отвратительная сила . Лондон: Голова Бодли.
- ^ Льюис, CS (2001) [1949]. «Внутреннее кольцо». Вес славы и другие обращения . Сан-Франциско: ХарперСанФранциско. ISBN 0-06-065320-5 .
- ^ Локонте, Джозеф (18 марта 2002 г.). «Что бы К.С. Льюис сказал Усаме бен Ладену?» . Журнал «Меридиан» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2007 года.
- ^ Джонсон, Филип Э. (март 2000 г.). «К.С. Льюис: Эта отвратительная сила (1945)» . Первые вещи . 101 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- ^ Голт, Уильям Кэмпбелл (1959). Милая дикая девчонка . Гринвич, Коннектикут: Фосетт.
- ^ Видал, Гор (1954). Мессия . Нью-Йорк: Даттон.
- ^ Видал, Гор (1978). Калки . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-394-42053-5 .
- ^ «Уэльбек, почетный священник движения Раэлиэн» . Ле Нувель Обсерватор (на французском языке). 19 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2006 г. Проверено 3 августа 2009 г. «В романе Мишеля Уэльбека, вышедшем 31 августа, рассказывается о торжествующей секте, сильно напоминающей секту раэлистов, в то время как автор предсказывает смерть великих монотеистических религий. Он выбрал секту раэлистов, потому что «она адаптирована к современности, цивилизация досуга, она не накладывает никаких моральных ограничений и, прежде всего, обещает бессмертие». Он выбрал Раэлианский культ, потому что «он адаптирован к современности, к цивилизации досуга. Он не накладывает никаких моральных ограничений и, прежде всего, обещает бессмертие».]
- ↑ См. статью «Кроули, Алистер» в книге Джона Клюта и Джона Гранта, Энциклопедия фэнтези , Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 1997.
- ^ «Музей Николая Рериха» . Проверено 2 декабря 2008 г.
- ^ Марко Френшковски, «Л. Рон Хаббард и Саентология» (аннотированный библиографический обзор), Marburg Journal of Religion , 4:1, июль 1999.
- ^ Запись «Л. Рон Хаббард» в книге Джона Клюта и Питера Николса, Энциклопедия научной фантастики , второе изд., Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 1993. ISBN 0-312-09618-6
- ^ «Гурджиев», в книге « Человек, миф и магия: Энциклопедия сверхъестественного» , Лондон: Purnell, 1970–71 ( gurdjieff.org )
- ^ Сеймур-Смит, Мартин (2001). 100 самых влиятельных когда-либо написанных книг: история мысли с древних времен до наших дней . C Торговая бумага. стр. 447–452. ISBN 0-8065-2192-9 .
- ^ HotAfternoons (переиздано в одноименной книге Сигела 1957 года: Сигел, Эли. Жаркие дни были в Монтане , Нью-Йорк: Definitions Press, 1957)
- ^ Уильям Карлос Уильямс, «Письмо Марте Бэрд», в Бреслине, JEB, изд., « Что-то сказать» , Нью-Йорк: Новые направления, 1985
- ↑ Селден Родман, Обзор «Жарких дней», Saturday Review , 17 августа 1957 г.
- ↑ Рексрот, Книжное обозрение New York Times , 23 марта 1969 г.
- ^ См. статьи «Блаватская, Елена» и «Теософия» в книге Джона Клюта и Джона Гранта, Энциклопедия фэнтези , Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 1997.
- ^ «Теософия» у Джона Клюта и Джона Гранта, Энциклопедия фэнтези , Нью-Йорк: Гриффин Святого Мартина, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с новыми религиозными движениями в популярной культуре, на Викискладе?