движение Раджниша
Основатель | |
---|---|
Раджниш | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Страны Индия , Непал , Германия , Италия , Нидерланды и США. Сообщества Антилопа, Орегон , Пуна , Раджнишпурам , Даллес, Орегон , округ Васко, Орегон | |
Религии | |
Учение Раджниша |
Движение Раджниш — религиозное движение, вдохновленное индийским мистиком Бхагваном Шри Раджнишем (1931–1990), также известным как Ошо. [1] Раньше их называли Раджниши или «Оранжевые люди» из-за апельсина, который они использовали с 1970 по 1985 год. [2] членов движения иногда называют ошоитами . В индийской прессе [3]
Движение вызывало споры в 1970-х и 1980-х годах из-за враждебности основателя сначала к индуистской морали в Индии , а затем к христианской морали в Соединенных Штатах . В Советском Союзе движение было запрещено как противоречащее «положительным аспектам индийской культуры и целям молодежного протестного движения в западных странах». Положительные стороны якобы искажал Раджниш, которого советское правительство считало реакционным идеологом монополистической буржуазии Индии и пропагандистом потребительства в традиционном индуистском обличье. [4]
В Орегоне движения большое сознательное сообщество начала 1980-х годов, называемое Раджнишпурам , [5] [6] вызвало немедленную напряженность в местном сообществе из-за его попыток захватить соседний город Антилопа , а затем и административный центр округа Даллес .
На пике этой напряженности группа ведущих членов коммуны Раджнишпурам штата Орегон была арестована за преступления, включая покушение на убийство прокурора США Чарльза Х. Тернера. [7] и первая зафиксированная в Соединенных Штатах биотеррористическая атака, рассчитанная на то, чтобы повлиять на исход местных выборов в их пользу; эти усилия в конечном итоге провалились. В ходе биотеррористической атаки бактерии сальмонеллы были использованы для заражения салатов в местных ресторанах и магазинах, в результате чего отравилось несколько сотен человек. [6] Бхагван, как тогда называли Раджниша, был депортирован из Соединенных Штатов в 1985 году в рамках его сделки о признании вины в Алфорде после осуждения его сотрудников и правой руки Ма Ананда Шилы , которые были признаны виновными в нападении. После его депортации 21 страна отказала ему во въезде. [8] Штаб-квартира движения в конечном итоге вернулась в Пуну (современная Пуна), Индия. Коммуна Орегона была разрушена в сентябре 1985 года. [9]
Движение в Индии постепенно получило более положительный отклик в окружающем обществе, особенно после смерти основателя в 1990 году. [10] [11] Международный фонд Ошо (OIF) (ранее Международный фонд Раджниша [RIF]) управляется «Внутренним кругом», созданным Раджнишем перед его смертью. Они совместно управляют поместьем Раджниша и управляют Международным медитационным курортом Ошо в Пуне. [11] [12]
В конце 1990-х годов конкурирующие группировки оспорили права OIF на авторские права на произведения Раджниша и обоснованность его требований о гонорарах за публикацию или перепечатку материалов. [10] [13] [14] В Соединенных Штатах после 10-летней судебной тяжбы с Osho Friends International (OFI) OFI потеряла свои исключительные права на товарный знак OSHO в январе 2009 года. [15]
В Индии и по всему миру существует ряд небольших центров движения, включая США, Великобританию, Германию, Италию и Нидерланды.
История [ править ]
Происхождение [ править ]
Раджниш начал выступать публично в 1958 году, ещё будучи преподавателем (впоследствии профессором) философии в Джабалпурском университете . В 1960-е годы он читал лекции по всей Индии, пропагандируя медитацию и идеалы свободной любви . [16] общественное движение, основанное на гражданской либертарианской философии, отвергающей государственное регулирование и религиозное вмешательство в личные отношения; он также осудил брак как форму социального рабства, особенно для женщин. [а] [17] Он критиковал социализм и Ганди , но защищал капитализм, науку, технологии и контроль над рождаемостью. [18] предупреждение против перенаселения и критика религиозных учений, которые способствуют бедности и подчинению.
Он стал известен как Ачарья Раджниш, что означает «учитель или профессор», а « Раджниш » - детское прозвище (от санскрита रजनि раджани, ночь и ईश иша, господин). [19] К 1964 году группа богатых покровителей основала образовательный фонд для поддержки Раджниша и помощи в проведении ретритов по медитации. [20] Сформированная в это время ассоциация была известна как Дживан Джагрути Андолан ( хинди : Движение пробуждения жизни). [21] По словам Гольдмана, его быстро растущая клиентура предполагала, что «он был необычайно талантливым духовным терапевтом». Примерно в это же время он «приобрёл бизнес-менеджера» из высших эшелонов индийского общества, Лакшми Такарси Куруву, женщину с хорошими политическими связями, которая будет выполнять функции его личного секретаря и руководителя организации. Раджниша Она стала первым саньясином . [22] взяв имя Ма Йога Лакшми. [23] [24] [25] Лакшми, дочь ключевого сторонника Партии Националистического Конгресса , имеющая тесные связи с Ганди , Неру и Морарджи Десаи , [26] [27] сохранял эту роль почти 15 лет. [28]
Рост [ править ]
Должностные лица Джабалпурского университета вынудили Раджниша уйти в отставку в 1966 году. Он развивал свою роль духовного учителя, поддерживая себя посредством лекций, медитационных лагерей и индивидуальных встреч ( Даршан или Даршан - что означает «зрение») для своих более богатых последователей. [29] В 1971 году он инициировал шесть саньясинов, что положило начало Международному движению нео-санньясы. [30] Раджниш отличал свою саньясу от традиционной практики, допуская женщин и рассматривая отречение как процесс отказа от эго, а не от мира . Ученики по-прежнему носили традиционную малу и одеяния цвета охры, а также меняли имена. В это время Раджниш принял титул «Бхагван Шри Раджниш». [31]
К 1972 году он инициировал 3800 саньясинов в Индии. Всего для остального мира на тот момент было 134, в том числе 56 из США, по 16 из Великобритании и Германии, по 12 из Италии и Филиппин, 8 в Канаде, 4 в Кении, 2 в Дании и по 1. из Франции, Нидерландов, Австралии, Греции, Швеции, Норвегии и Швейцарии. [32] После того как в 1974 году Раджнишу был куплен дом в Пуне, он основал ашрам , и число членов движения выросло. [16] Стало приезжать больше искателей из западных стран, в том числе терапевты из Движения за человеческий потенциал . Они начали проводить групповую терапию в ашраме. [5]
Раджниш стал первым восточным гуру, принявшим современную психотерапию . [33] Он ежедневно рассуждал о религиозных писаниях, сочетая элементы западной философии , шутки и личные анекдоты. Он комментировал индуизм , дзэн и другие религиозные источники, а также западные психотерапевтические подходы. [5] [34]
Свами Прем Амитабх (Роберт Бирнбаум), один из терапевтов ашрама Пуны, подсчитал, что к 1979 году там насчитывалось около 100 000 саньясинов. [35] Боб Муллан, социолог из Университета Восточной Англии , утверждает, что «в любой момент времени в Пуне проживало около 6000 раджниши, некоторые приезжали на недели или месяцы, чтобы проводить группы или медитации, при этом около двух тысяч работали и жили на постоянной основе. внутри и вокруг ашрама». [35] Льюис Ф. Картер, социолог из Университета штата Вашингтон , подсчитал, что в период расцвета Раджнишпурама в Раджнишпураме проживало 2000 саньясинов. [35]
Биотеррористическая атака 1984 года упадок последующий и
Несколько инцидентов, которые привели к упадку движения, произошли в Даллесе , административном центре и крупнейшем городе округа Васко, штат Орегон .
В 1984 году группы Раджниши совершили биотеррористическую атаку, в ходе которой они намеренно заразили салатные продукты сальмонеллой в местных ресторанах и магазинах. Их действия привели к несмертельному отравлению 751 человека. Мотивом нападения была фальсификация местных выборов, позволяющая Раджниши получить политическую власть в городе и округе. [36]
Также было обнаружено, что Раджниш проводил так называемую «самую длительную операцию по прослушиванию телефонных разговоров, когда-либо раскрытую». [37]
Эти разоблачения привели к уголовным обвинениям против нескольких лидеров Раджниша, в том числе Ма Ананда Шила , личного секретаря Раджниша, который признал себя виновным по обвинению в покушении на убийство и нападении. [38]
Приговоры в конечном итоге привели к депортации лидера движения Раджниша, а также к 10 годам условного заключения и штрафу в 400 000 долларов в 1985 году. [39] Урбан отметил, что самая удивительная особенность феномена Ошо заключается в «замечательном апофеозе Раджниша по его возвращению в Индию», в результате которого он добился еще большего успеха на своей родине, чем раньше. [40] По словам Урбана, последователям Раджниша удалось изобразить его мучеником, пропагандируя мнение о том, что ранчо «было раздавлено изнутри офисом генерального прокурора… как и морские пехотинцы в Ливане, ранчо подверглось нападению жесткой оппозиции и было изгнано». ." [40] [41]
Затянувшаяся борьба с некоммерческой организацией по землепользованию «1000 друзей Орегона» также нанесла ущерб организации. Это приняло форму того, что обе организации осуществляли правовое вмешательство друг против друга. 1000 Друзей возражали против предложенных Раджнишем планов строительства. Драка длилась несколько лет и привлекла внимание СМИ. [42] [43]
В 1990 году Раджниш умер и был кремирован в ашраме в Пуне; который стал Международным медитационным курортом Ошо. [44] [45] Названный Эсаленом Востока , курорт предлагает занятия по различным духовным техникам широкого спектра традиций и позиционирует его как духовный оазис, «священное пространство» для открытия себя и объединения желаний тела и желаний. ум в красивой обстановке. [46] По сообщениям прессы, ежегодно он привлекает около 200 000 человек со всего мира; [44] [47] Среди видных посетителей были политики, деятели средств массовой информации и Далай-лама . [45]
Движение продолжилось после смерти Раджниша. [48] Международный фонд Ошо (МОФ), преемник Международного фонда нео-санньясы, теперь пропагандирует его взгляды, снова действуя в ашраме Пуны в Индии. [16] Организация управляла глобальной компьютерной сетью под названием «OSHONET». [49] Движение начало общаться в Интернете. [50] [ когда? ] Нынешние лидеры преуменьшают значение первых разногласий в Орегоне, пытаясь привлечь более широкую аудиторию. [51]
После смерти Раджниша возникли различные разногласия относительно его желаний и его наследия. Это привело к образованию ряда конкурирующих коллективов. [ когда? ] Одно из центральных разногласий касалось контроля OIF за авторскими правами на его произведения. [10] [14] Одна группа, Osho Friends International, в течение 10 лет оспаривала использование OIF названия OSHO в качестве эксклюзивного товарного знака.
В 2003 году социолог Стивен Хант написал в журнале «Альтернативные религии» , что «движение пришло в упадок с 1985 года, и некоторые утверждают, что сейчас оно фактически прекратило свое существование». [16]
В США 13 января 2009 г. исключительные права OIF на товарный знак были окончательно утрачены. МОФ подал уведомление об апелляции 12 марта, но в конечном итоге подал заявление об отзыве апелляции в Апелляционный суд 19 июня, тем самым аннулировав товарные знаки Ошо в США. [15]
16 марта 2018 года Netflix выпустил документальный фильм из шести частей под названием « Дикая, дикая страна», посвященный движению Раджниша. [52]
Верования и обычаи [ править ]
Религия [ править ]
В монографии 1972 года изложена концепция саньясы Раджниша. [32] Это должно было быть всемирное движение, основанное на утверждении жизни, игривое, радостное и основанное на науке, а не на вере и догме. Он будет опираться не на идеологию и философию, а на практики, техники и методы, направленные на то, чтобы предложить каждому человеку возможность открыть и выбрать свой собственный правильный религиозный путь; целью было привести людей к существенной, универсальной религиозности. Движение будет открыто для людей всех религий или ни одной из них, экспериментируя с внутренними методами всех религий в их чистой, оригинальной форме, не стремясь синтезировать их, а предоставляя средства, с помощью которых каждая из них могла бы быть возрождена, поддержана и защищена, а их потерянные и скрытые тайны вновь открыты. Движение не будет стремиться к созданию какой-либо новой религии.
С этой целью по всему миру будут основаны сообщества, и группы саньясинов будут путешествовать по миру, чтобы помочь искателям духовного просветления и продемонстрировать методы медитации. Другие группы проводили киртан (пение призыва и ответа) и проводили эксперименты по исцелению. Сообщества будут вести собственный бизнес, и будут основаны различные издательские компании. Центральный Международный университет медитации будет иметь филиалы по всему миру и управлять лагерями для медитации, а учебные группы будут исследовать ключевые тексты Тантры , даосизма , индуизма и других традиций. [53]
В одном опросе, проведенном в Раджнишпураме, более 70 процентов опрошенных указали свою религиозную принадлежность как «нет»; [53] однако 60 процентов саньясинов участвовали в богослужениях несколько раз в месяц. [53] В конце 1981 года Раджниш через своего секретаря Ма Ананда Шилу (Шила Сильверман) объявил о создании «религии раджнишизма», основой которой будут фрагменты, взятые из различных бесед и интервью, которые Раджниш давал на протяжении многих лет. [54] В июле 1983 года Международный фонд Раджниша опубликовал 78-страничную книгу под названием «Раджнишизм: введение в Бхагвана Шри Раджниша и его религию» . [55] [56] в попытке систематизировать религиозные учения Раджниша и институционализировать движение. Несмотря на это, в книге утверждается, что раджнишизм не является религией, а скорее «безрелигиозной религией… только качеством любви, молчания, медитации и молитвенности». [57] Картер комментирует, что мотивацию для формализации учения Раджниша определить непросто, но, возможно, она была связана с заявлением на получение визы, поданным в Службу иммиграции и натурализации для получения для него статуса «религиозного деятеля». [58] Люди следовали нормам ношения одинаковой одежды и участия в одних и тех же мероприятиях. Людям разрешалось приходить и уходить, когда они захотят, при условии, что они никому не причинят вреда. [59] В последнюю неделю сентября 1985 года, после того как Шила с позором бежала, Раджниш заявил, что религии «Раджнишизм» и «Раджниши» больше не существует и что все, что носит это имя, будет демонтировано. [60] Его ученики подожгли 5000 экземпляров книги «Раджнишизм» . [60] [61] Раджниш сказал, что приказал сжечь книги, чтобы избавить секту от последних следов влияния Шилы. [61] чьи одежды были добавлены в костер. [61]
Общество [ править ]
Преднамеренное сообщество [ править ]
Раджниш считал, что семьи, большие города и нации в конечном итоге будут заменены небольшими сообществами с общинным образом жизни. К 1972 году небольшие общины учеников существовали в Индии и Кении, а более крупная, известная как Ананд Шила, планировалась как «постоянная всемирная штаб-квартира» в Индии. Однако этот план неоднократно срывался. На западе планировались крупные коммуны. Организация Раджниша купила участок площадью 64 229 акров (259,93 км²). 2 ) Ранчо Биг Мадди недалеко от Антилопы, штат Орегон, в июле 1981 года, переименовав его в Ранчо Раджниш, а затем в Раджнишпурам. [16] [62] поселилось около 2000 человек Первоначально в намеренной общине , туда же переехал и Раджниш. [63] Организация приобрела гостиницу в Портленде . В июле 1983 года он подвергся бомбардировке со стороны радикальной исламской группировки Джамаат уль-Фукра , группы, которая имела связи с боевиками в контролируемом Пакистаном Азад Кашмире и стремилась атаковать «мягкие» цели, имеющие связи с Индией в Соединенных Штатах. [64]
Движение Раджниша столкнулось с официальными лицами и правительством штата Орегон в Раджнишпураме, что привело к напряженности внутри самой коммуны. [65] Среди лидеров коммуны возник менталитет осады, что привело к запугиванию и авторитаризму. Разочарованные последователи начали покидать организацию. Членам коммуны было приказано прекратить общение со всеми, кто уезжает. [65]
Брак и семья [ править ]
Хотя движение не имело четко определенных и общих ценностей, [66] было хорошо известно, что Раджниш не поощрял женитьбу и рождение детей. [67] поскольку он считал семьи по своей природе склонными к дисфункции и деструктивности. Не так много детей рождалось в коммунах Орегона и Англии. [68] были приняты контрацепция, стерилизация и аборты. [69] По словам Пайка, некоторые родители оправдывали отказ от своих детей при переезде в ашрам тем, что духовное развитие было более важным. [69]
Коммерция [ править ]
Хью Б. Урбан комментирует, что «одной из самых удивительных особенностей раннего движения Раджниша был его выдающийся успех как делового предприятия». [70] Оно «разработало чрезвычайно эффективную и прибыльную корпоративную структуру», и «к 1980-м годам движение превратилось в сложную взаимосвязанную сеть корпораций с поразительным количеством как духовных, так и светских предприятий по всему миру, предлагающих все, от йоги до психологического консультирования. на клининговые услуги». [48] Было подсчитано, что за время существования движения в Орегоне, в период, когда приобретение капитала, сбор пожертвований и юридическая работа были главной задачей, было собрано не менее 120 миллионов долларов. [71] Популярная пресса широко освещала большую коллекцию автомобилей Rolls-Royce, которую собрал Раджниш. [16] По последним данным, их было 93. [72] Джеймс С. Гордон сообщил, что некоторые санньясины рассматривали автомобили как непревзойденный инструмент для получения известности, другие — как хорошую инвестицию в бизнес или как испытание, третьи — как выражение презрения Раджниша к чаяниям среднего класса, а третьи — как показатель любовь своих учеников. [73] Гордон полагал, что Раджниш больше всего любил в «Роллс-Ройсах», помимо их комфорта, «гнев и зависть, которые вызывало у него обладание таким большим количеством - столь абсурдно, излишне, возмутительно многими - из них». [73] Он написал о наклейке на бампере, которая была популярна среди санньясинов: «Иисус спасает. Моисей инвестирует. Бхагван тратит».
К середине 1980-х годов движение, опираясь на развитую юридическую и деловую инфраструктуру, создало корпоративную машину, состоящую из различных подставных компаний и дочерних компаний. [70] В то время тремя основными узнаваемыми организациями внутри движения Раджниша были: Церковь Ранчо, или Международный фонд Раджниша (RIF); Инвестиционная корпорация Раджниша (RIC), через которую осуществлялось управление RFI; и Международная коммуна Раджниша неосаньясинов (RNSIC). Головной организацией, которая курировала всю инвестиционную деятельность, была компания Rajneesh Services International Ltd., зарегистрированная в Великобритании, но базирующаяся в Цюрихе . Существовали также более мелкие организации, такие как Rajneesh Travel Corp, Rajneesh Community Holdings и Rajneesh Modern Car Collection Trust, единственной целью которых было приобретение и аренда Rolls-Royce. [71] [74] К началу 21 века члены движения проводили семинары по управлению стрессом для корпоративных клиентов, таких как BMW , и в 2000 году сообщалось, что движение зарабатывает в США 15–45 миллионов долларов в год. [75]
Выборы [ править ]
Во время выборов секретарь Раджниша Шила привезла тысячи бездомных из Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса, Феникса и других городов, чтобы они жили и голосовали в Раджнишпураме и Антилопе, штат Орегон . Представитель Уэйн Х. Фобуш , который представлял обе области, хотел, чтобы была созвана специальная сессия Законодательного собрания штата Орегон, чтобы изменить законы штата Орегон о регистрации избирателей, чтобы предотвратить привлечение бездомных Раджниши (последователями) к голосованию. [76]
Во время выбора тринадцати альтернативных делегатов штата Орегон на Республиканский национальный съезд 1984 года Ма Прем Кавидо, член участкового комитета от Раджнишпурама и член городского совета Раджнишпурама, и Ма Прем Дебал баллотировались, но оба потерпели поражение, заняв 14-е и 15-е места соответственно. Четыре раджниши (последователя) из округов Васко и Джефферсон были выбраны в качестве делегатов на съезде Республиканской партии штата Орегон. [77]
Демография [ править ]
Один из первых опросов саньясинов был проведен в 1980 году в ашраме Пуна Свами Кришной Девой ( Дэвид Берри Кнапп ), американским клиническим психологом, который позже станет мэром Раджнишпурама . [35] В ходе опроса Кришна Дева опросил 300 американских санньясинов и обнаружил, что их средний возраст чуть больше 30 лет. 60 процентов из них были санньясинами менее двух лет, и большинство продолжало жить в Соединенных Штатах. Половина из них были выходцами из Калифорнии , 97 процентов были белыми, 25 процентов были евреями, а 85 процентов принадлежали к среднему и высшему среднему классу. [35] [78] Почти две трети имели университетское образование и считали себя «успешными в мирском плане». Три четверти ранее проходили какую-либо терапию, а более половины ранее экспериментировали с другой духовной группой. [78] В 1984 году средний возраст членов движения Раджниш составлял 34 года; 64 процента последователей имели четырехлетнее высшее образование. [63]
Опрос 635 жителей Раджнишпурама был проведен в 1983 году Норманом Д. Сундбергом, директором программы клинической/общественной психологии Университета Орегона , и тремя его коллегами. Исследование выявило группу среднего класса, состоящую преимущественно из белых людей в возрасте около 30 лет с высшим образованием, большинство из которых составляли женщины. [79] Почти три четверти опрошенных объяснили свое решение стать Раджниши своей любовью к Раджнишу или его учению. [79] 91 процент заявили, что до того, как стать членами организации, они искали больше смысла в своей жизни. [79] Когда их попросили оценить, как они относятся к своей жизни в качестве Раджниши, 93 процента ответили, что они «чрезвычайно удовлетворены» или почти так, причем большинство из них выбрали высший балл по шкале от 0 до 8. Только 8 процентов заявили, что они был так же счастлив, прежде чем присоединиться. [79]
Наследие [ править ]
На международном уровне к 2005 году (и после почти двух десятилетий противоречий и десятилетия компромиссов) движение Раджниша утвердилось на рынке новых религий. [10] Его последователи переосмыслили его вклад, переформулировав центральные элементы его учения, чтобы они казались менее противоречивыми для посторонних. [10] Общества Северной Америки и Западной Европы пошли им навстречу, став более восприимчивыми к духовным темам, таким как йога и медитация. [10] Международный фонд Ошо (OIF) в Пуне проводит семинары по управлению стрессом для корпоративных клиентов, таких как IBM и BMW , с зарегистрированным (в 2000 году) доходом в США от 15 до 45 миллионов долларов в год. [75] [80]
ОШО Международный Медитационный Курорт [45] называет себя Эсаленом Востока и обучает множеству духовных техник из широкого спектра традиций. Он позиционирует себя как духовный оазис, «священное пространство» для открытия себя и объединения желаний тела и разума в прекрасной курортной среде. [46] По сообщениям прессы, среди видных посетителей были политики и представители средств массовой информации. [45] В 2011 году на факультете философии женского колледжа Манкунварбай в Джабалпуре открылся национальный семинар по учению Раджниша . [81] финансируемый отделением в Бхопале , был посвящен учению Раджниша «Будда Зорба» и стремился примирить духовность с материалистическим и объективным подходом. Комиссии по университетским грантам Семинар, [81] С 2013 года курорт требует, чтобы все гости по прибытии прошли тестирование на ВИЧ / СПИД в его приемном центре. [82]
В июле 2020 года певец и автор песен Суфджан Стивенс выпустил песню, посвященную движению, под названием «My Rajneesh». [83]
В сентябре 2020 года Международный фонд ОШО, владеющий Международным курортом для медитации OSHO, решил продать два земельных участка площадью 1,5 акра, на которых в настоящее время расположены бассейн и теннисный корт. Будучи благотворительным фондом, OIF подал заявку Уполномоченному по благотворительности в Мумбаи с просьбой разрешить продажу. В заявлении они сослались на финансовые затруднения из-за пандемии COVID-19 . Это вызвало споры среди последователей Ошо, и их представитель Йогеш Тхаккар сказал: «Это место создано преданными Ошо для преданных Ошо, и оно принадлежит преданным Ошо». Десять учеников Ошо подали возражение против продажи Уполномоченному по благотворительности. [84] [85]
Люди, связанные с движением [ править ]
Литература и мысль [ править ]
- Иоахим-Эрнст Берендт , джазовый музыкант, журналист и писатель. Он стал членом движения в 1983 году. [86] Когда Раджниш умер в 1990 году, он написал некролог, назвав его «повелителем сердца», а также «самым святым негодяем, которого я когда-либо знал». [86]
- Эльфи Доннелли , англо-австрийский автор детских книг. Она присоединилась к движению в 1980-х годах и была среди учеников Раджниша, назначенных в «Внутренний круг», группу, которой было поручено управлять его имуществом после его смерти. [87] [ не удалось пройти проверку ]
- Йорг Андреес Эльтен, немецкий писатель и журналист. До того, как присоединиться к движению, он был репортером Стерна , а позже взял имя Свами Сатьянанда. [88]
- Тим Гест , журналист и писатель. Он вырос в движении под именем Йогеш и позже написал критическую книгу « Моя жизнь в апельсине » о своем трудном детстве. [89]
- Бернард Левин , английский обозреватель. Он присоединился к движению вместе со своей тогдашней подругой Арианной Хаффингтон в начале 1980-х годов, а позже опубликовал яркие отчеты о Раджнише и движении в The Times . [90] О Раджнише он заявил: «Он — проводник, по которому течет жизненная сила Вселенной». [90] Позже Левин вместе с Хаффингтоном присоединился к Движению духовного внутреннего осознания . [90]
- Петер Слотердейк , немецкий философ. Он присоединился к движению в 1970-х годах. В интервью, данных в 2006 году, он отметил, что этот опыт оказал фундаментальное, благотворное и продолжительное влияние на его взгляды на жизнь. [91]
- Марго Ананд , учитель тантры . Она была ученицей Раджниша и впервые начала преподавать тантру в его ашраме . [92]
- Ян Фудрен, голландский психиатр, психотерапевт, писатель и мистик. [93] Его санньясина зовут Свами Дева Амрито. [94]
- Нирмала Шривастава , индийский духовный учитель. Она была одним из первых членов движения Раджниш, а позже основала собственное духовное движение, Сахаджа Йога , отвергая Раджниш. [95]
- Ма Прем Уша , индийский гадатель , гадалка и журналист. Она была членом движения в течение 30 лет, вплоть до своей смерти в 2008 году. [96]
искусство Исполнительское
- Парвин Баби , индийская актриса. Она присоединилась к движению в середине 1970-х годов вместе со своим бывшим парнем, продюсером Махешем Бхаттом, а позже стала поклонницей философа У. Г. Кришнамурти . [97]
- Махеш Бхатт , индийский кинорежиссер, продюсер и сценарист. Он стал саньясином в середине 1970-х годов, но позже покинул движение и вместо этого нашел духовное общение и руководство у У. Г. Кришнамурти, биографию которого он написал в 1992 году. [98]
- Георг Дойтер , также известный как Свами Чайтанья Хари, музыкант движения Раджниш. Он сочинил музыку, которая сопровождает записи медитаций Раджниша в Пуне, а затем в Раджнишпураме. [99]
- Майк Эдвардс , британский бывший участник оркестра Electric Light , известный как Свами Дева Прамада или просто Прамада. [100]
- Тед Гердестад , Свами Сангит Упасани, шведский певец и бывший теннисист.
- Альберт Мол , голландский актер и писатель. [93]
- Нена , немецкая певица и актриса. В 2009 году она заявила, что стала поклонницей Раджниша, его книг и техник медитации, которые она открыла для себя несколькими годами ранее. [101]
- Рамзес Шаффи , голландский певец и актер. Когда-то он сильно пил, но бросил пить, когда присоединился к движению в начале 1980-х годов и стал Свами Рамзесом Шаффи. Позже он снова впал в алкоголизм. [93] [102]
- Теренс Стэмп , британский актер. В 1970-х годах он проводил время в ашраме Пуна, медитируя и изучая учение Раджниша. [103]
- Кавьен Темперли , австралийский вокалист, участник австралийской группы Eskimo Joe . [104] [105]
- Аннеке Уиллс (Ма Прем Анита), британская актриса, наиболее известная по роли подруги Доктора Кто Полли. [106] Она переехала в Индию, чтобы остаться в ашраме Пуна со своим сыном Джаспером (Свами Дхиан Йоги) в 1970-х годах, и снова переехала в коммуну саньясинов в Калифорнии в начале 1980-х годов. [107]
Политика [ править ]
- Арианна Хаффингтон , греко-американская политическая активистка, и ее тогдашний партнер Бернард Левин были учениками в начале 1980-х годов. [108] Позже они присоединились к Движению духовного внутреннего осознания . [108]
- Винод Кханна , индийская кинозвезда и политик, был садовником Раджниша в Раджнишпураме. Индии Позже он стал государственным министром иностранных дел (младшим министром иностранных дел), занимая этот пост с 2003 по 2004 год. Он стал саньясином 31 декабря 1975 года и получил имя Свами Винод Бхарти. [109] [110]
- Барбара Рюттинг , немецкая актриса, писательница и политик V-Partei3 . Ее санньясина зовут Ма Ананд Таруна. [111]
Другие [ править ]
- Пратикша Апурв , художница, является племянницей Раджниша и является членом движения с 11 лет. [112]
- Принц Вельф Эрнст Ганноверский, старший сын принца Джорджа Уильяма Ганноверского и принцессы Греции и Дании Софи , присоединился к движению в 1975 году и умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 33 лет, находясь в ашраме Пуна. Раджниш дал ему имя Свами Вималкирти. [113]
- Шеннон Джо Райан, дочь бывшего конгрессмена Лео Райана , который исследовал Джонстаун коммуну Народного Храма в Гайане и был убит там последователями Храма в 1978 году. Она присоединилась к движению Раджниша в 1981 году. [114] взяла имя Ма Прем Амрита Притам и вышла замуж за другого саньясина, Питера Уэйта (Свами Ананд Субхути), в Раджнишпураме в 1982 году. [115]
- Ма Прем Пратити — леди Зара Джеллико, дочь графа Джеллико . [116]
См. также [ править ]
- Заговор с убийством Раджниши в 1985 году
- Разрушение чар: Моя жизнь как Раджниши и долгий путь назад к свободе
- Международный фонд Байрона против Раджниша
- Мятежный цветок
- Новое религиозное движение
Сноски [ править ]
- а ^ «Справочнике В сообщества Онейда» утверждается, что этот термин был придуман примерно в 1850 году, и сокрушается, что его использование было использовано социалистами для нападок на брак, институт, который, по их мнению, защищал женщин и детей от оставления.
Цитаты [ править ]
- ^ Идинопулос и Йонан 1996 , стр. 13
- ^ Криссайдс 2001 , с. 208
- ↑ Абхай Вайдья (27 мая 2005 г.). Ошоистов позабавил тег американского терроризма The Times of India . Проверено 15 июля 2011 г.
- Сунанда Мехта (27 апреля 2008 г.). Ошоиты в темно-бордовой одежде больше не являются эндемичными для города , The Indian Express . Проверено 15 июля 2011 г.
- Чандран Айер (10 июня 2009 г.). Коммуна Ошо «наименее интересуется индейцами» , MiD DAY . Проверено 15 июля 2011 г. - ^ А.А. Ткачева, Лозунги контркультуры в системе правого радикализма в Индии (1986) Аннотация на английском языке
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кларк 2006 , с. 253
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Льюис 2005 , стр. 124–127.
- ^ Фитцджеральд 1986 , с. 108
- ^ Эвелинг 1999 , с. XXII
- ^ «Добро пожаловать в мир Ошо» . oshoworld.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Льюис 2005 , с. 120
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Городской 2005 , стр. 182–183.
- ^ Льюис 2005 , стр. 133–134.
- ^ Наследие Ошо; Royal Ruckus первоначально опубликовано в India Today 3 июля 2000 г. Проверено 7 декабря 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фокс 2002 , стр. 44–45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (18 июля 2009 г.) Торговая марка Ошо: апелляция OIF отклонена , The Indian Express . Проверено 15 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Хант 2003 , с. 127
- ^ МакЭлрой, Венди. «Движение за свободную любовь и радикальный индивидуализм». Либертарианское предприятие .19 (1996): 1.
- ^ Фитцджеральд, Фрэнсис (29 сентября 1986 г.), «Раджнишпурам», The New Yorker , стр. 77.
- ^ Гордон 1987 , стр. 26–27.
- ^ Льюис 2005 , с. 119
- ^ Osho 2000 , p. 224
- ^ Голдман, Мэрион С. (2005), стр. 119.
- ^ Льюис 2005 , с. 122
- ^ Палмер 1993 , с. 30
- ^ Картер 1990 , с. 44
- ^ Фитцджеральд 1986 , с. 77
- ^ Мехта 1993 , с. 89
- ^ Гордон 1987 , с. 93
- ^ Льюис 2005 , стр. 122, 123.
- ^ Мехта 1993 , с. 91
- ^ Фитцджеральд 1986 , с. 78
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Йога Чинмайя, Международная организация нео-саньясы: видения и деятельность , Публикации движения пробуждения жизни, Бомбей, 1972.
- ^ Мистльбергер 2010 , с. 87
- ^ Голдман 2007 , с. 172
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Эвелинг 1999 , с. 87
- ^ Хейл, Салли (5 октября 1986 г.). «В Раджнишпураме царит опустошение, а не гуру» . Евгений Регистр-охранник . (Орегон). Ассошиэйтед Пресс. п. 15Д.
- ^ Орегониан/OregonLive, Лес Зайц | (15 апреля 2011 г.). «25 лет спустя после распада коммуны Раджниши правда выливается наружу – Часть 1 из 5» . Орегонлайв .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кан 2009 , с. 41.
- ^ «Раджниши в Орегоне через 25 лет после краха ранчо Раджниш» .
- Рид, Кристофер (24 июля 1986 г.). «Женщины секты заключены в тюрьму за попытку убить врача: бывший помощник индийского гуру Раджниша заключен в тюрьму в США за отравление» . Хранитель .
- «Судья отказывается освободить под залог бывшего секретаря Гуру». Нью-Йорк Таймс . 15 февраля 1986 г. с. 6 (раздел 1). - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урбан 2005 , с. 181
- ^ Палмер 1993 , стр. 155–158.
- ^ Берд, Фредерик; Палмер, Сьюзен Дж. (1 января 1992 г.). «Терапия, харизма и социальный контроль в движении Раджниша» . Социология религии . 53 (Специальный_выпуск): S71–S85. дои : 10.2307/3711252 . JSTOR 3711252 – через Academic.oup.com.
- ^ Сарасон, Дэвид (12 апреля 2018 г.). «Последний бой Антилопы» . Новая Республика . ISSN 0028-6583 . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Место захоронения Мистика в коммуне перевоплотилось в шикарный курорт» . Майк Макфейт . 29 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2011 г. Проверено 15 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фокс 2002 , с. 41
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Форстхофель и Хьюмс 2005 , стр. 182–183.
- ^ «Ошо? О нет!» . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 16 января 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урбан 2005 , с. 171
- ^ Берт Уэббер (1990). Раджнишпурам: кем были его жители? . Исследования Уэбба. п. 17. ISBN 0936738448 .
- ^ Голдман 2005 , с. 120
- ^ Голдман, Мэрион С. Когда лидеры распадаются: учитывая противоречия и застой в движении Ошо Раджниша. Ч. 6 в книге Джеймса Р. Льюиса и Джеспера Огаарда Петерсона «Спорные новые религии».
- ^ Тернквист, Кристи (14 марта 2018 г.). «Документальный фильм Netflix о Раджниши в Орегоне пересматривает удивительную, возмутительную правдивую историю» . Орегонец . Проверено 23 марта 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Палмер 1993 , с. 72
- ^ Мехта 1993 , с. 111
- ^ Академия раджнишизма, изд. (1983). Раджнишизм: введение в Бхагвана Шри Раджниша и его религию . Международный фонд Раджниша. ISBN 0880506997 .
- ^ Картер 1990 , с. 300
- ^ Картер 1990 , с. 185
- ^ Картер 1990 , с. 186
- ^ «Раджниш – Раджниш – Религия и вера» – через Scribd.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Салли Карпентер Хейл, Associated Press (1 октября 1985 г.). «Раджниш отказывается от религии своего культа» . Леджер . п. 8А . Проверено 15 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Арест Гуру не неизбежен». Споканская хроника . Ассошиэйтед Пресс. 2 октября 1985 г. с. Д6.
- ^ Латкин и др. 1994 , стр. 65–74
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Голдман 1997 , с. 209
- ↑ Мира Л. Боланд (18 марта 2002 г.). Американские ученики шейха Гилани . Еженедельный стандарт . Проверено 8 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Читатель 1996 , с. 104
- ^ Картер 1990 , с. 9
- ^ Пайк 2007 , с. 222
- ^ Пайк 2007 , с. 224
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Щука 2007 , с. 223
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урбан 2005 , с. 179
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Урбан 2005 , с. 180
- ^ Зайц, Лес (14 апреля 2011 г.), «25 лет после краха коммуны Раджниши, правда выливается наружу - Часть 1 из 5» , The Oregonian , заархивировано из оригинала 20 марта 2016 г. , получено 27 марта 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гордон 1987 , стр. 114–115.
- ^ Райт 1985 , стр. 141–146.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карретт и Кинг 2004 , с. 154
- ^ «Законы штата Орегон о голосовании — часть проблемы» . Лонгвью Дейли Ньюс . 27 сентября 1984 г. с. 10. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года – через Newspapers.com .
- ^ «Кавидо всего в одном голосе» . Мир . 16 июля 1984 г. с. 13. Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года – через Newspapers.com .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эвелинг 1999 , с. 31
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Эксперты проводят различия между культами, религиями (часть 18 из 20)» . Орегонец . Орегон в прямом эфире. 17 июля 1985 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Хилас 1996 , с. 63
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Открытие национального семинара по теме «Будда Зорба», Хитавада , 5 февраля 2011 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы» . Международный курорт Ошо для медитации . Архивировано из оригинала 4 августа 2013 года . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ Шаффер, Клэр (10 июля 2020 г.). «Суфджан Стивенс выпускает 10-минутный трек «My Rajneesh» » . Роллинг Стоун . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Ссылаясь на нехватку средств, фонд Ошо выставляет на продажу участки в Пуне; ученики возмущаются» . Индийский экспресс . 6 марта 2021 г. Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Панкадж Хелкар (17 марта 2021 г.). «Спор по поводу земли Ошо в Пуне | Все, что вам нужно знать» . Индия сегодня . Проверено 31 марта 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зюсс 1996 , стр. 27, 177.
- ↑ Бхагван: Вера и маммона , Der Spiegel , 6 февраля 1984 г. Проверено 8 июля 2011 г. (на немецком языке).
- ^ Эвелинг 1999 , с. 174
- ^ Сотрудники Publishers Weekly (10 января 2005 г.). «Моя жизнь в оранжевом: расту с гуру». Publishers Weekly (Reed Business Information) 252 (2): стр. 48.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с (10 августа 2004 г.) Некрологи: Бернард Левин . Телеграф . Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ ежедневной газете Интервью от дд. 13 июня 2006 г., интервью в Lettre International (на немецком языке).
- ^ Марго Ананд: Интервью с Вирджинией Ли , margotanand.com. Проверено 15 июля 2011 г.
- Курьянский 2002 , с. 310 - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шупе и Бромли 1994 , с. 148
- ^ Брехер 1993 , с. 38
- ^ Сезон 1991 года , с. 202
- ^ «Чидер карт Таро Ма Прем Уша мертв» . Индостан Таймс . Индо-Азиатская служба новостей. 17 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 г. Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ (17 сентября 2006 г.). Записи Парвин: Теперь я один . День МиД . Проверено 5 июля 2011 г.
- ТНН (30 августа 2005 г.). Парвин Баби и поиск смысла жизни . Таймс оф Индия . Проверено 5 июля 2011 г. - ^ Кришнамурти, Arms & Pant Bansal 2005 , стр. 13
- ^ Менен 2002 , стр. 137.
- Ньюпорт 1998 , с. 478 - ^ Мартин Кинч (15 августа 2009 г.) Интервью Майка Эдвардса . Cherryblossomclinic.110mb.com. Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ (на немецком языке) (26 сентября 2009 г.) Нена признается, что является поклонницей гуру Бхагвана Ошо , Die Welt . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ (на голландском языке) Аб Ван Леперен, (28 сентября 2002 г.) Рамзес Шаффи: «У ног Шаффи» , Врий Нидерланды . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ «Биография» . www.satrakshita.com . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Клейтон, Сай (25 сентября 2017 г.). «Грейг Пикхейвер возвращается на экраны, чтобы раскопать скрытую историю Австралии» . Западная Австралия . Проверено 25 сентября 2017 г.
- ^ Кубис, Шейн (25 сентября 2017 г.). «Фримантл: за пределами докеров» . СБС . Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Об Аннеке Уиллс . annekewills.com. Проверено 16 июля 2011 г.
- ↑ Джилл Суэйн (15 июня 2005 г.). Тяжелые времена первой сексуальной девушки из Доктора Кто . Ежедневное зеркало . Проверено 16 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б (7 февраля 2011 г.) Арианна Хаффингтон: движущая сила и формирователь . Телеграф . Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ «Винод Кханна без цензуры» . Таймс оф Индия . 27 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 25 июня 2012 г. Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ «Винод Кханна играет духовного франчайзера» . Служба новостей Трибьюн . 25 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 г. Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ (сентябрь 2005 г.) «Ответы на вопросы политического форума». Архивировано 28 марта 2012 г. на Wayback Machine , barbara-ruetting.de.
- (18 апреля 2010 г.) Духовность: легкость бытия , Stuttgarter Zeitung . Проверено 28 июля 2011 г. - ^ О Пратикша Апурве . pratikshaart.com. Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Вильгельм Битторф (3 февраля 1981 г.). «Гвельф в нирване: смерть немецкого принца, жившего ради Бхагвана» . Зеркало . Проверено 20 сентября 2008 г.
- ↑ Уильям Э. Гейст (16 сентября 1981 г.). Культ в замке Монклера тревожит . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ AP (28 декабря 1982 г.). Вокруг страны; Дочь члена палаты представителей Райана вышла замуж на ранчо Гуру . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Муллан, Боб (28 декабря 1983 г.). Жизнь как смех: по следам Бхагвана Шри Раджниша . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 9780710200433 – через Google Книги.
Библиография [ править ]
- Эвелинг, Гарри (1999), Ошо Раджниш и его ученики: некоторые западные представления , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815995 .
- Брехер, Макс (1993), Путешествие в Америку , Книги Южной Азии, ISBN 978-9994330218 .
- Криссайдс, Джордж Д. (2001) [1999]. «Новые формы буддизма: Ошо/Раджниш» . Изучение новых религий . Проблемы современной религии. Лондон и Нью-Йорк : Continuum International . стр. 206–214. дои : 10.2307/3712544 . ISBN 978-0826459596 . JSTOR 3712544 . OCLC 436090427 . S2CID 143265918 .
- Карретт, Джереми; Кинг, Ричард (2004), Продажа духовности: тихое поглощение религии , Нью-Йорк: Routledge, ISBN 0415302099 .
- Картер, Льюис Ф. (1990), Харизма и контроль в Раджнишпураме: сообщество без общих ценностей , Кембридж: Cambridge University Press , ISBN 0521385547 , получено 12 июля 2011 г.
- Кларк, Питер Бернард (2006), Новые религии в глобальной перспективе: исследование религиозных изменений в современном мире , Routledge, ISBN 0415257484 .
- Д'Андреа, Энтони (2006), «Международный курорт Ошо для медитации (Пуна, 2000-е): антропологический анализ саньясинской терапии и наследия Раджниша» , Журнал гуманистической психологии , 47 (1): 1–26 .
- Фитцджеральд, Фрэнсис (1986), Города на холме: путешествие по современным американским культурам , Нью-Йорк : Саймон и Шустер , ISBN 0671552090 . (Включает 135-страничный раздел о Раджнишпураме, ранее опубликованный в двух частях в журнале The New Yorker от 22 сентября и 29 сентября 1986 года).
- Форстхефель, Томас ; Хьюмс, Синтия Энн (2005), Гуру в Америке , SUNY Press, ISBN 978-0791465745 .
- Фокс, Джудит М. (2002), Ошо Раджниш - Серия исследований современной религии, № 4 , Солт-Лейк-Сити: Signature Books , ISBN 1560851562 .
- Голдман, Мэрион С. (1997), «Нарциссическая уязвимость, перенос и Бхагван Шри Раджниш», в книге Джанет Либман Джейкобс, Дональд Кэппс (ред.), Религия, общество и психоанализ: чтения по современной теории , Westview Press, ISBN 0813326486 .
- Голдман, Мэрион С. (2005), «Когда лидеры распадаются: учитывая противоречия и застой в движении Ошо Раджниша», в Льюисе, Джеймсе Р .; Джеспер Агаард Петерсен (ред.), Спорные новые религии , Oxford University Press, США, ISBN 0195156838 .
- Голдман, Мэрион С. (2007), «Как избежать массового насилия в Раджнишпураме», Веллман, Джеймс К. (ред.), Вера и кровопролитие: религия и насилие сквозь время и традиции , Rowman & Littlefield, ISBN 978-0742558243 .
- Гордон, Джеймс С. (1987), Золотой гуру , Лексингтон, Массачусетс: The Stephen Greene Press, ISBN 0828906300 .
- Хилас, Пол (1996). Движение Нью Эйдж: религия, культура и общество в эпоху постмодерна . Кембридж: Блэквелл. ISBN 978-0631193326 .
- Хант, Стивен (2003), «Раджниши», Альтернативные религии: социологическое введение , Ashgate Publishing, Ltd., ISBN 0754634108 .
- Идинопулос, Томас А.; Йонан, Эдвард А. (1996), Священное и его ученые: сравнительные методологии изучения первичных религиозных данных , Брилл, ISBN 9004106235 .
- Какар, Судхир (1991), Шаманы, мистики и врачи: психологическое исследование Индии и ее традиций исцеления , Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, ISBN 978-0226422794 , получено 12 июля 2011 г.
- Куриански, Джудит (2002), Полное руководство идиота по тантрическому сексу , Пингвин, ISBN 978-0028641751 .
- Латкин, Карл А.; Сундберг, Норман Д.; Литтман, Ричард А.; Кацикис, Мелисса Г.; Хаган, Ричард А. (1994), «Чувства после падения: восприятие и принадлежность к движению Раджниши бывшими членами коммуны Раджнишпурам», Социология религии , 55 (1): 65, doi : 10.2307/3712176 , JSTOR 3712176 .
- Кришнамурти, Юга ; Армс, Родни; Пант Бансал, Сунита (2005). Кришнамурти, У.Г.; Армс, Родни; Пант Бансал, Сунита (ред.). Мистика просветления: беседы с У. Г. Кришнамурти . Книги Смрити. ISBN 978-8187967095 . Проверено 5 июля 2011 г.
- Льюис, Джеймс Р. (2005), Петерсен, Джеспер Огард (редактор), Противоречивые новые религии , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 019515682X .
- Мехта, Удай (1993), Современные богочеловеки в Индии: социологическая оценка , Мумбаи: Популярный Пракашан, ISBN 8171547087 .
- Менен, Раджендар (2002), Чудо музыкальной терапии , Пустак Махал, ISBN 978-8122308068 .
- Мистльбергер, PT (2010), Три опасных мага: Ошо, Гурджиев, Кроули , O Books, стр. 713, ISBN 978-1-84694-435-2 , получено 12 июля 2011 г.
- Ньюпорт, Джон П. (1998), Движение Нью Эйдж и библейское мировоззрение: конфликт и диалог , Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 978-0802844309 .
- Ошо (2000), Автобиография духовно неправильного мистика , Нью-Йорк: Грифон Святого Мартина , ISBN 0312254571 .
- Палмер, Сьюзен Дж. (1993), Шарма, Арвинд (редактор), Документы Раджниша: исследования нового религиозного движения , Дели: Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1080-5 .
- Пайк, Сара М. (2007), «Гендер в новых религиях», Бромли, Дэвид Г. (редактор), Преподавание новых религиозных движений , Oxford University Press, США, ISBN 978-0195177299 .
- Читатель, Ян (1996), Ядовитый коктейль? Путь Аум Синрикё к насилию , Северный институт азиатских исследований, ISBN 8787062550 .
- Шупе, Энсон Д .; Бромли, Дэвид Г. (1994), Антикультовые движения в межкультурной перспективе , Гарланд, с. 274, ISBN 978-0815314288 .
- Зюсс, Иоахим (1996), Наследие Бхагвана: движение Ошо сегодня (на немецком языке), Мюнхен: Клаудиус Верлаг, ISBN 3532640104 .
- Урбан, Хью Б. (2005), «Ошо, От секс-гуру к гуру богатых: духовная логика позднего капитализма», Форстофель, Томас А.; Синтия Энн Хьюмс (ред.), Гуру в Америке , SUNY Press, ISBN 978-0791465738 .
- Райт, Чарльз (1985), Апельсины и лемминги: история Бхагвана Шри Раджниша , Ричмонд, Виктория: Greenhouse Publications Pty Ltd, стр. 166 страниц, ISBN 0864360126 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Голдман, Мэрион С. (1999), Страстные путешествия - почему успешные женщины присоединились к культу , The University of Michigan Press, ISBN 0472111019
- Палмер, Сьюзен Джин (1994), Сестры Луны, Мать Кришны, Любители Раджниша: женские роли в новых религиях , Издательство Сиракузского университета, ISBN 978-0815602972
- О'Брайен, Паула (2008) Сообщество саньясинов Раджниша в магистерской диссертации Фримантла в Университете Мердока , Западная Австралия.
- Уэйт, Субхути Ананд (2019), Wild Wild Guru , Coronet , ISBN 978-1529345278
Внешние ссылки [ править ]
- Международный Медитационный Курорт Ошо
- Московский Ошо Центр «Ветры» и Ошо-Коммуна «Бхавата»
- Санньяса вики
- Neosannyas.org
- Рассмотрение противоречий и застоя в движении Ошо Раджниша
- Статья «Взлет и падение Раджнишпурама» в журнале Ashé Journal
- Раджниши в Орегоне: Нерассказанная история - серия из пяти частей в газете The Oregonian , апрель 2011 г.
- Список атак, приписываемых Раджниши, в базе данных терроризма СНВ