Свободные
Свободные | |
---|---|
«Дюна» Элемент франшизы | |
![]() | |
Первое появление |
|
Создано | Фрэнк Герберт |
Жанр | научная фантастика |
Информация во вселенной | |
Тип | Человеческая культура |
Черты и способности | Выживание в пустыне, сохранение воды, боевые способности |
Принадлежность | Дом Атрейдесов Песчаные черви |
Свободные , / ˈ f r ɛ m ən / — группа людей в вымышленной «Дюна» вселенной созданной Фрэнком Гербертом . Впервые появившись в романе 1965 года «Дюна» , Свободные населяют пустынную планету Арракис (также известную как Дюна), которая является единственным известным во вселенной источником важнейшего пряного меланжа . Долгое время игнорируемые остальной частью Империума и считавшиеся отсталыми дикарями, они являются чрезвычайно выносливым народом и существуют в больших количествах. Свободные прибыли на планету за тысячи лет до событий романа как Странники Дзенсунни , отступившая религиозная секта. Будучи людьми в крайнем положении , со временем они адаптировали свою культуру и образ жизни, чтобы выжить и процветать в невероятно суровых условиях Арракиса. Свободные отличаются своими жестокими боевыми способностями и умением выживать в таких условиях. Поскольку вода является редким товаром на планете, их культура вращается вокруг ее сохранения и сохранения. Герберт основал культуру Свободных, частично, на бедуинах, живущих в пустыне. и Сан Люди .
Происхождение
[ редактировать ]Дюна была вдохновлена исследованиями Герберта для потенциальной статьи о попытке Министерства сельского хозяйства США использовать бедные травы для стабилизации орегонских дюн во Флоренции, штат Орегон . [1] Герберт узнал, что движущиеся дюны могут «поглотить целые города, озера, реки, шоссе». [1] Он сказал, что при изучении песчаных дюн мы должны проанализировать «черноногих (людей) Калахари и то, как они используют каждую каплю воды. Вы не можете просто останавливаться на людях, живущих в такой среде: у вас есть перейти к тому, как окружающая среда влияет на людей и как они влияют на окружающую среду». [2] Культуру Свободных Герберт частично основал на обитающих в пустыне бедуинах и людях сан . [2]
В ранней альтернативной версии «Дюны» Фрэнка Герберта под названием «Планета специй » фримены называются «Свободными людьми», заключенными, которые были отправлены в «Мир дюн» для работы в операции «Хосканнеры» по производству специй в обмен на сокращение их приговор. [1]
Сюжет
[ редактировать ]В «Дюне » герцог Лето Атрейдес , его Бене Джессерит наложница леди Джессика и их сын Пол прибывают на Арракис, чтобы взять под свой контроль меланжа тамошние операции по добыче . Таинственная экономка Свободных во дворце Арракина известна как Шадаут Мейпс, и когда Пол спасает ей жизнь от смертоносного охотника-искателя, намеревавшегося убить его, Мейпс предупреждает о предателе в доме Атрейдесов . Она убита тем же предателем, доктором Сук Веллингтоном Юэ , во время нападения Харконненов . Лето убит, а Пол и Джессика бегут в глубокую пустыню и находят убежище у Свободных Сетча Табра . Полу немедленно бросает вызов воин Свободных Джамис , и когда он убивает Джамиса в ритуальной схватке насмерть, Пол сталкивается с обычаем Свободных брать на себя ответственность за жену Джамиса Хару и ее детей. Ключом к выживанию Свободных в суровых условиях Арракиса является их ритуальное сохранение воды. Пол становится лидером среди Свободных, изучая их пути, пока он и Джессика обучают их в Бене Джессерит. странный способ борьбы с дисциплиной. Пол также сближается с Чани , дочерью имперского планетолога Лиет-Кайнса и его женой Свободных. Хара пытается объяснить суеверным и настороженным Свободным уникальную природу младшей сестры Пола Алии , которая изменилась в утробе матери, когда Джессика прошла ритуал Свободных/Бене Гессерит, чтобы заменить Преподобную Мать Свободных Свободных Рамалло . Пол возглавляет Свободных, чтобы отбить Арракис у Харконненов и падишаха-императора Шаддама IV , взяв себя на трон.
В «Дюне Мессия» (1969) вокруг Павла возникла религия, и во имя его ведется джихад по всей вселенной. Корба , один из федайкинов смерти отрядов в Дюне , стал одним из главных жрецов религии Муад Диба. Другой федайкин, Фарок , — один из многих Свободных, разочарованных изменениями, которые режим Пола вносит в их культуру, и он присоединяется к заговору с целью свержения Пола, инициированному Космической гильдией , Тлейлаксу и Бене Джессерит. Лична , дочь доверенного лица Пола Федайкина Отейма , убита и выдала себя за тлейлаксускую Лицевую Танцовщицу Скитейл , чтобы проникнуть в дом Пола, что в конечном итоге терпит неудачу. Чани умирает, рожая наследников-близнецов Пола, Лето II и Ганиму , а ослепленный Пол следует традиции Свободных и уходит в пустыню, чтобы умереть.
Будучи регентом Лето II и Ганимы, Алия изо всех сил пытается контролировать практически неконтролируемую религию Пола в « Детях Дюны» (1976). Она уступает одержимости своего деда, барона Владимира Харконнена , а лидер Ситч Табр Стилгар , его жена Хара и принцесса Ирулан бегут вместе с Лето II и Ганимой, чтобы избежать усиливающейся тирании Алии. Несмотря на то, что Алия замужем за Дунканом Айдахо , она берет воина Свободных Буэра Агарвеса в любовники , обещая ему лидерство в Ситче Табре в обмен на убийство Стилгара. В тайном Ситче Фондаке Гурни Халлек следует, по его мнению, приказам Джессики, и с помощью Свободных Намри вводит Лето II передозировку меланжа в качестве проверки его устойчивости к опасности Мерзости , захватившей Алию. Однако на самом деле за этим планом стоит Алия, и Намри тайно приказала ей убить Лето, независимо от результата. Лето узнает потенциального партнера в женщине Фондак Сабихе , но понимает, что это альтернативный путь, по которому ему не следует идти. Слепой проповедник выходит из пустыни под руководством подростка. Ассан Тарик , сын Муриза из изгнанного племени Свободных.
По сценарию Бога-Императора Дюны (1981), действие которого происходит через 3500 лет после «Детей Дюны» , Арракис терраформировался во влажную, пышную планету. Пустыня теперь ограничена территорией вокруг крепости Лето II, и все песчаные черви, кроме Бога-Императора, вымерли, что радикально изменило культуру Свободных. Традиции и ритуалы древних Свободных поддерживаются и исполняются «Музейными Свободными», хотя они утратили свой смысл и ценность. В «Еретиках Дюны» (1984), через 1500 лет после событий Бога-Императора Дюны , Арракис (теперь называемый Ракис) уничтожен Достопочтенными Матрами . Этот акт убил подавляющее большинство Свободных, за исключением Шианы и нескольких потомков Свободных, живущих на других планетах.
Характеристики
[ редактировать ]В сериале «коренные» фримены Арракиса живут общинами, называемыми съетчами , каждая со своим лидером, называемым наибом, который поднялся на эту должность, бросив вызов своему предшественнику и доказав, что он самый сильный в племени. Система правосудия Свободных опирается в первую очередь на испытание поединком , и люди могут вызывать друг друга на рукопашные дуэли насмерть по вопросам этикета, закона или чести. Победитель этих испытаний становится ответственным за жену, детей и определенное имущество побежденного. [3] Свободные платят огромные взятки за пряность Космической гильдии, чтобы сохранить орбитальное пространство над Арракисом свободным от спутников-шпионов. [3] и у них есть долгосрочный план по терраформированию планеты. [4]
В каждом съетче также есть Саядина , мудрая женщина, обученная духовным традициям своего народа, которая может служить духовным лидером или помощницей святой женщины, которая является версией Свободных Преподобной Матери Бене Джессерит . Значительная часть мифологии Свободных была создана Бене Джессерит Миссионарией Защитива , подразделением матриархата, которое практикует «религиозную инженерию», внедряя надуманные мифы, пророчества и суеверия среди населения Империи с намерением позже использовать их для своих целей. преимущество отдельного Бене Джессерит или всего ордена. В случае с фрименами о мессии была создана легенда , которую Пол Атрейдес использует в «Дюне» для обеспечения безопасности себя и своей матери Джессики. У Свободных есть свой уникальный язык, но они также используют Чакобсу в ритуальных целях. [3]
Свободные поклоняются гигантским песчаным червям Арракиса как проявлениям земного божества, которого они называют Шай'Хулуд. Хотя они пересекают пустыню пешком по особо неритмичной схеме, чтобы избежать вибраций, которые могли бы привлечь смертоносных и разрушительных существ, Свободные также могут ездить на червях, «вызывая» и садясь на них ритуальным, контролируемым образом. В рамках жизненного цикла песчаных червей меланж со специями присутствует повсюду на Арракисе, и рацион Свободных им богат. Такой уровень воздействия специи окрашивает склеру , роговицу и радужную оболочку пользователя в темно-синий оттенок, называемый «сине-в-голубом» или «Глаза Ибада». [5]
Экономия воды
[ редактировать ]Герберт показывает, что жизнь в пустыне без естественных источников воды побудила фрименов ритуализировать и построить свое общество вокруг сбора, хранения и консервативного использования всей влаги. Они бережно хранят воду, полученную из трупов, считают сплевывание признаком уважения и относятся к слезам с большим культурным почтением. Вода собирается из атмосферы в ветроловушках , которые конденсируют влагу и добавляют ее в подземные запасы воды в каждой съетче. Воду также можно собирать у мертвых людей и животных, используя аппарат смерти , чтобы удалить воду из трупа и добавить ее в запас воды в съетче. Личная собственность на влагу обозначается «водяными кольцами», которые используются как форма валюты. Находясь вне своего съетча, Свободные носят стилсьют — специальный костюм, закрывающий тело, предназначенный для сбора и переработки всей влаги, которую тело выделяет через пот, мочу, фекалии и даже выдыхание водяного пара при дыхании. Специальная ткань представляет собой микросэндвич, предназначенный для рассеивания тепла и фильтрации отходов, одновременно удерживая влагу. Затем вода хранится в карманах и подается для питья через трубку. Свободные в ухоженном костюме могут прожить несколько недель в пустыне без какого-либо другого источника воды. [6] Герберт даже предполагает в «Дюне» , что Свободные физиологически адаптировались к окружающей среде, и их кровь способна почти мгновенно свертываться, чтобы предотвратить потерю воды. [7]
Бой
[ редактировать ]
Опасные условия Арракиса, в которых выживают только сильнейшие, также превратили фрименов в превосходных рукопашных бойцов. В «Дюне » Пол обучает свои силы Свободных использованию «странного пути», названия Свободными специализированных боевых искусств Бене Джессерит , которым он научился у своей матери. Ментат - убийца Суфир Хават позже потрясен, узнав, что Свободные не только одолели некоторых свирепых и ранее неудержимых сардукаров Шаддама IV , но и сделали невозможное и захватили некоторых из них. Герберт также пишет, что «Пол вспомнил истории фрименов — их дети сражались так же яростно, как и взрослые». В романе Шаддам отмечает: «Я послал только пять бронетранспортеров с легким штурмовым отрядом, чтобы забрать пленных для допроса. Нам едва удалось уйти с тремя пленными и одним авианосцем. Имейте в виду, барон, мои сардукары были почти подавлены силами состоит в основном из женщин, детей и стариков». [3]
В вымышленной вселенной Герберта личные щиты сделали все виды метательного оружия полуустаревшими. Только медленно движущееся оружие может пробить щит, что делает ножи и подобное оружие обычным явлением. Луч энергетического оружия, называемого лазганами, яростно реагирует со щитом, создавая непредсказуемый взрыв, сравнимый с субатомным синтезом , который может убить нападающего, владельца щита и окружающих людей. Свободные не используют щиты, потому что они также привлекают местных гигантских песчаных червей Арракиса и доводят их до смертельного безумия. В результате у фрименов есть преимущество: они не обучены замедлять свои ножи при атаке, как это делают те, кто сражается с защищенным противником. Свободные с большим успехом используют различное архаичное оружие, такое как пистолеты-маула , копья и арбалеты, но самым смертоносным и ценным имуществом воина Свободных является крискнож . Криснож — это индивидуально настроенное лезвие, заточенное из хрустального зуба песчаного червя, официальное и священное оружие Свободных. Это молочно-белый обоюдоострый изогнутый нож с длиной лезвия около 20 сантиметров (8 дюймов). Криснож бывает двух видов: фиксированный и нефиксированный. Нефиксированные ножи необходимо хранить вблизи электрического поля, создаваемого человеческим телом, иначе через некоторое время они распадутся. Фиксированные криножи подвергаются химическим процессам, чтобы сохранить их в целости и сохранности. [8] В «Детях Дюны » Лето II отмечает, что «крискнож растворяется после смерти его владельца». [9] Все юные Свободные должны пройти ритуал, подтверждающий их взрослую жизнь , который скрепляется подарком юному воину крискножа. Согласно религиозным верованиям Свободных, вынутый криснож нельзя вкладывать в ножны, пока из него не прольется кровь. Свободные также запрещают посторонним иметь криножи, а в «Дюне» леди Джессика упоминает «легендарный кринож Арракиса, клинок, который никогда не вывозился с планеты и был известен только по слухам и диким сплетням». Когда Теневые Мэйпс дают один Джессике, женщина-Свободная предупреждает: «Кто увидит этот нож, тот должен быть очищен или убит!» [3]
В Дюны играх
[ редактировать ]Свободные были представлены в Dune серии игр , играя жизненно важную роль в сюжетах почти всех из них. Первая игра «Дюна » (1992 г.) и «Дюна» Фрэнка Герберта (2001 г.) тесно связаны с оригинальной книгой Фрэнка Герберта, пересказывающей путь Пола Муад'Диба к становлению Мессией Свободных и ведущую их против Харконненов и Императора-падишаха под властью знамя Атрейдесов . В «Дюне II» (1992) и «Дюне 2000» (1998) Свободные — это особые отряды Атридесов, местные элитные партизаны, призванные из Дворца. В Emperor: Battle for Dune (2001) они являются одной из пяти подфракций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Герберт, Фрэнк; Брайан Герберт , Кевин Дж. Андерсон (сентябрь 2005 г.). Дорога в Дюну . Книги Тор . ISBN 978-0-7653-1295-2 .
- ^ Jump up to: а б Макнелли, Уиллис Э. (3 февраля 1969 г.). «Интервью с Фрэнком Гербертом и Беверли Герберт» . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Герберт, Франк (1965). Дюна .
- ^ Герберт, Франк (1965). Дюна .
Мы изменяем его... медленно, но верно... чтобы сделать его пригодным для человеческой жизни. Не увидит этого ни наше поколение, ни наши дети, ни дети наших детей, ни внуки их детей... но оно придет... Открытая вода, высокие зеленые растения и люди, свободно гуляющие без стилсьютов.
- ^ Герберт, Франк (1965). «Терминология Империума: Ибад, Глаза». Дюна .
- ^ Маккой, Джошуа Кристиан (15 июня 2023 г.). « Дюна : Стиллсьют, объяснение» . Игра Рэнт . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Герберт, Франк (1965). Дюна .
[Джессика] подняла острие и провела лезвием лезвия тонкую царапину над левой грудью Мейпс. Потекла густая кровь, которая почти сразу прекратилась. «Сверхбыстрая коагуляция» , — подумала Джессика. Мутация, сохраняющая влагу?
- ^ Герберт, Франк (1965). «Терминология Империума: Крискинф». Дюна .
- ^ Герберт, Фрэнк (1976). Дети Дюны .