Байронический герой

Байронический герой — вариант романтического героя как типа персонажа , названный в честь английского -романтика поэта лорда Байрона . [1] Историк и критик лорд Маколей описал этого персонажа как «человека гордого, угрюмого, циничного, с вызовом на лбу и несчастьем в сердце, презрителя себе подобных, непримиримого в мести, но способного на глубокую и сильную привязанность». [2]
Считается, что как личность Байрона, так и персонажи из его произведений придают определяющие черты типу персонажа.
Байрона « Байронический герой впервые достиг очень широкой публики в полуавтобиографической эпической поэме Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812–1818). Несмотря на разъяснение Байрона, что Чайльд был вымышленным персонажем в предисловии к произведению, «публика сразу ассоциировала Байрона с его мрачным героем», а читатели «убеждались... что Байрон и Чайлд были одним и тем же». [3]
Стихи Байрона в восточном стиле демонстрируют более « отважные » и решительные версии этого типа. Более поздние работы показывают, что Байрон постепенно дистанцируется от фигуры, предлагая альтернативные типы героев, такие как Сарданапал ( «Сарданапал» ), Хуан ( «Дон Жуан» ) или Торкиль («Остров»), или, когда фигура присутствует, представляя его как менее симпатичного. (Альп в « Осаде Коринфа ») или критикуя его через рассказчика или других персонажей. [4] Позднее Байрон предпринял попытку такого поворота в своей жизни, когда присоединился к греческой войне за независимость , что привело к фатальным результатам. [5] хотя недавние исследования показывают, что он действует с большей политической проницательностью и меньшим идеализмом, чем считалось ранее. [6] Реальные обстоятельства его смерти от болезни в Греции были в высшей степени непривлекательными, но в Англии эти детали игнорировались во многих работах, пропагандирующих его миф. [7]
Происхождение
[ редактировать ]Первоначальная версия шрифта в творчестве Байрона, Чайльд-Гарольд, опирается на множество более ранних литературных персонажей, включая Гамлета , Гете Вертера ; (1774) и Уильяма Годвина мистера Фолклэнда в Калебе Уильямсе (1794) он был также заметно похож на Рене , героя Шатобриана 1802 года новеллы , хотя Байрон, возможно, и не читал этого. [8] злодеи Энн Рэдклифф «Нераскаявшиеся» готические (начавшиеся в 1789 году с публикации « Замков Атлина и Данбейна, горной истории» Байрона ) также предвещают угрюмого, эгоистичного байроновского «злодея», зарождающегося в юношестве , некоторые из которых восходят к Родственники Байрона-Гордона, горские аристократы или якобиты теперь потерялись между двумя мирами. [9] [10] Например, в раннем стихотворении Байрона «Когда я бродил с молодым горцем» (1808) мы видим отражение юношеских шотландских связей Байрона, но также находим и такие строки:
Как последний представитель моей расы, я должен зачахнуть в одиночестве,
И радость, но через несколько дней, я был свидетелем раньше: [11]
Эти строки перекликаются с Уильямом Вордсвортом трактовкой Макферсона Джеймса Оссиана в «Глен-Олмейне» (1807):
Таким образом, стихотворение Байрона, кажется, показывает, что с самого начала у него на уме было задумчивое, меланхолическое влияние не только со стороны Вордсворта, но и со стороны Макферсона. [14]
После «Паломничества Чайльд-Гарольда» байронический герой появился во многих других произведениях Байрона, в том числе в серии стихотворений на восточные темы: «Гиаур» (1813), «Корсар» (1814) и «Лара» (1814); и его гардеробная пьеса «Манфред» (1817). Например, Байрон описал Конрада, героя-пирата в своем «Корсаре» так (1814):
Этот человек одиночества и тайны,
Редко можно увидеть улыбку и редко услышать вздох — (I, VIII)
и
Он знал себя злодеем, но считал
Остальное не лучше того, чем он казался;
И презирал лучших, как лицемеров, спрятавшихся
Те дела, которые явно совершил более смелый дух.
Он знал, что его ненавидят, но он знал
Сердца, которые ненавидели его, тоже приседали и боялись.
Одинокий, дикий и странный, он был одинаково освобожден
От всей ласки и от всякого презрения: (I, XI) [15]
Общественная реакция и последователи
[ редактировать ]Восхищение Байроном продолжало оставаться горячим в годы после его смерти, несмотря на заявления писателя Питера Л. Торслева о том, что литературная культура байронического героя «умерла в Англии почти вместе с Байроном». [16] Среди известных поклонников был Альфред Теннисон : на момент смерти Байрона ему было четырнадцать, и он был настолько опечален кончиной поэта, что вырезал слова «Байрон мертв» на камне возле своего дома в Сомерсби, заявив, что «мир для него потемнел». [17] Однако восхищение Байроном как персонажем побудило некоторых фанатов подражать чертам байронического героя. Прежде всего был Уилфрид Скауэн Блант , который довел культ Байрона до поразительных крайностей. Его брак с внучкой Байрона, [18] «Паломничество Байрона» по континенту и его антиимпериалистическая позиция, в результате которой он стал изгоем, точно так же, как его герой, закрепили его стремление подражать байроническому персонажу. [19] Для профессора Дэвида Майкла Джонса байронический герой становится выражением мужественности, которая «менялась, подавлялась и переформатировалась на протяжении долгого девятнадцатого века». [20]
Литературное использование и другие влияния
[ редактировать ]
Влияние Байрона проявляется у многих авторов и художников романтического направления , а также писателей готической фантастики XIX века. Лорд Байрон был образцом для главного героя « Гленарвона» (1816) бывшей возлюбленной Байрона леди Кэролайн Лэмб ; и для лорда Рутвена в «Вампире » (1819) личного врача Байрона Джона Уильяма Полидори . Эдмон Дантес из Александра Дюма « Граф Монте-Кристо» (1844), [21] Хитклиф из Эмили Бронте » «Грозового перевала (1847) и Рочестер из Шарлотты Бронте » « Джейн Эйр (1847) — другие примеры байронических героев конца XIX века. [22]
В позднейшей викторианской литературе байронический персонаж, казалось, выжил только как одинокая фигура, смирившаяся со страданиями. [23] Однако Чарльзом Диккенсом представление персонажа более сложное. Стирфорт в «Дэвиде Копперфильде» манифестирует концепцию «падшего ангела» байронического героя; его буйный нрав и соблазнение Эмили должны настроить читателя, да и Дэвида, против него. Но это не так. Он все еще сохраняет очарование, как признается Дэвид после того, как узнал, что Стирфорт сделал с Эмили. [24] Возможно, он поступил неправильно, но Давид не может заставить себя ненавидеть его. Периодические вспышки раскаяния Стирфорта свидетельствуют о его измученном характере. [25] повторяя байроническое раскаяние. Харви заключает, что Стирфорт представляет собой замечательную смесь злодея и героя, а также исследование обеих сторон байронического характера.
Ученые также проводят параллели между байроническим героем и так называемым лишним человеком , героями-солипсистами русской литературы. В частности, Александра Пушкина знаменитый персонаж Евгений Онегин перекликается со многими качествами, наблюдаемыми в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» , такими как одинокие размышления и неуважение к традиционным привилегиям. Первые этапы поэтического романа Пушкина «Евгений Онегин» Байрона появились через двенадцать лет после «Паломничества Чайльд-Гарольда» , и Байрон оказал очевидное влияние ( Владимир Набоков утверждал в своем «Комментарии к «Евгению Онегину» , что Пушкин читал Байрона в годы ссылки, незадолго до сочинения «Евгения Онегина») . ). [26] Те же темы персонажей продолжали влиять на русскую литературу, особенно после того, как Михаил Лермонтов воодушевил байронического героя через персонажа Печорина в своем романе 1839 года «Герой нашего времени» . [27]
Байронический герой также фигурирует во многих современных романах и сыграл роль в современной литературе как предшественник популярной формы антигероя . Эрик, Призрак из Гастона Леру » «Призрака оперы (1909–1910) — известный пример первой половины двадцатого века. [28] в то время как Яна Флеминга ( Джеймс Бонд если не его кинематографические воплощения) демонстрирует все характерные черты во второй половине: «Одинокий, меланхоличный, прекрасного природного телосложения, каким-то образом опустошенный... мрачный и задумчивый по выражению, холодный и циничный вид, прежде всего загадочный, обладающий зловещей тайной». [29]
Современность
[ редактировать ]Различные версии Байронического героя также узнаваемы в поп-культуре. Многие исследователи уже связали фигуру Байронического героя с основными голливудскими персонажами: Кристофером Ноланом интерпретация Брюса Уэйна как супергероя- линчевателя Бэтмена была описана как воплощение «темной стороны человеческих возможностей», где его «моральный кодекс не соответствует с законом». [30] Кристиана Бэйла Изображение «Тёмный рыцарь» в трилогии было описано Ноланом как «именно тот баланс тьмы и света, который мы искали». Франшиза «Звездных войн» также неоднократно затрагивала темы искушений и коррупции, связанные с центральным конфликтом между «Светлой стороной» и «Темной стороной», воплощенным в персонаже Энакина Скайуокера. [31] Бесспорный злодей оригинальной трилогии «Звездных войн» обретает некоторое чувство искупления, когда зрители узнают о манипуляциях и контроле над разумом, жертвой которых он стал, что неизбежно привело его к тому, что он стал печально известным Дартом Вейдером. Эта двусмысленность и его тесная связь с тьмой (в прямом и переносном смысле) ставят его прямо в центр архетипа байронического героя.
Байроническая героиня
[ редактировать ]Есть также предположения о потенциале байронической героини в произведениях Байрона. Чарльз Дж. Клэнси утверждает, что Аврора Раби в «Дон Жуане» обладает многими чертами, типичными для байронического героя. Описанная в стихотворении как «тихая, одинокая», ее жизнь действительно прошла в изоляции – она осталась сиротой с рождения. Она подтверждает утверждение Торслева о том, что байронические герои «неизменно одиноки». [32] Тем не менее, как и ее коллега-мужчина, она вызывает интерес у окружающих: «В почтении, которое она вызывала, был трепет». [33] Опять же, это мало чем отличается от описания очарования, с которым сталкивался сам Байрон, куда бы он ни пошел. [34] Ее кажущаяся скорбная натура также напоминает скорбный вид байронического героя. Ее описывают как обладательницу глубоко печальных глаз: «Глаза, которые печально сияли, как сияние серафимов». [35] Это была специфическая характеристика байронического героя. [33] Кажется, это выражает отчаяние по отношению к человечеству, мало чем отличающееся от отчаяния, присутствующего в байроновском «Каине» , как отмечает Торслев. Она сама признается, что отчаялась по поводу «упадка человечества», поэтому это приводит ее к прямому сравнению с ужасом Каина перед уничтожением человечества. [35]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Литературный обзор: Герои» (PDF) . Лютеранская средняя школа Фокс-Вэлли.
- ^ Кристиансен, 201
- ^ Сандгрен, Ретта Алин. Байронический герой в паломничестве Чайльд-Гарольда, четырех турецких сказках, Манфреде и Дон Жуане . Дисс. 2013.
- ^ Пул, 17 лет.
- ^ Кристиансен, 202
- ^ см. Битон
- ^ Кристиансен, 202, 213.
- ^ Кристиансен, 201–203.
- ^ Кэрни, Кристофер (1995). Характер злодея в пуританском мире: идеологическое исследование Ричардсона, Рэдклиффа, Байрона и Арнольда . Колумбия, Миссури: Университет Миссури. ПроКвест 304205304 .
- ^ Александр-Гарнер, Корин (2004). Границы и пограничья: Слияния XXIV . Париж: Парижский университет X-Нантер. стр. 205–216. ISBN 2907335278 .
- ^ Байрон, Джордж Гордон. «Когда я бродил с молодым горцем» . Викиисточник . Фонд Викимедиа . Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ Вордсворт, Уильям. «Глен-Алмейн, или Узкая долина» . Викиисточник . Фонд Викимедиа . Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ Вордсворт, Уильям (1807). Стихи в двух томах . Лондон: Лонгман, Херст, Рис и Орм. стр. 16–17 . Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ Кэрни, Крис (2018). «Интертекстуальность и интратекстуальность: сидит ли Мэри Шелли за сердцем тьмы Конрада?» (PDF) . Культура в фокусе . 1 (1): 105. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2018 года . Проверено 30 апреля 2018 г.
- ^ Кристиансен, 203; разделы VIII-XI Песни I содержат расширенное описание персонажа Конрада, см. текст в Wikisource.
- ^ Торслев, Питер Л. Байронический герой: Типы и прототипы . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1962.
- ^ Маккарти 2002 , с. 555.
- ^ Маккарти 2002 , с. 562.
- ^ Маккарти 2002 , с. 564.
- ^ Джонс, Дэвид Майкл. Тайная история романтической мужественности: Байронический герой и роман, 1814–1914 гг . Университет Коннектикута, 2012 г.
- ^ Дюма 1844 , с. 247.
- ^ Маккарти 2002 , с. 557.
- ^ Харви 1969 , с. 306.
- ^ Харви 1969 , с. 309.
- ^ Харви 1969 , с. 308.
- ^ Кристиансен, 218–222.
- ^ Кристиансен, 220, примечание.
- ^ Маркос 2013 , стр. 162.
- ^ Друзья, 26.
- ^ Джонсон, Меган Джанин. Возвращение байронического героя: фильмы Кристофера Нолана о Бэтмене (бакалаврская работа, Университет Аризоны, Тусон, США). 2014.
- ↑ Дласк, январь. «Байронический архетип в саге о «Звездных войнах». (2021).
- ^ Клэнси 1979 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Клэнси 1979 , с. 30.
- ^ Маккарти 2002 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Клэнси 1979 , с. 31.
Ссылки
[ редактировать ]- Эмис, Кингсли. Досье Джеймса Бонда . Джонатан Кейп, 1965 год.
- Кристиансен, Руперт , Романтические пристрастия: портреты эпохи, 1780–1830 , 1989, кардинал, ISBN 0-7474-0404-6
- Клэнси, Чарльз Дж. (1979). «Аврора Рэби в Дон Жуане : Байроническая героиня». Журнал Китса-Шелли . 28 . Нью-Йорк: Американская ассоциация Китса-Шелли: 28–34. JSTOR 30212839 .
- Дюма, Александр (1844). Граф Монте-Кристо . Хартфоршир: Классика Вордсворта. ISBN 978-1-85326-733-8 .
- Харви, Уильям Р. (1969). «Чарльз Диккенс и байронический герой». Художественная литература девятнадцатого века . 24 (3). Калифорния: Издательство Калифорнийского университета: 305–316. дои : 10.2307/2932860 . JSTOR 2932860 .
- Маккарти, Фиона (2002). Байрон: Жизнь и легенда . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0-7195-5621X .
- Маркос, Луи (2013). Рай и ад: видения загробной жизни в западной поэтической традиции . Евгений: Каскад. ISBN 978-1-62032-750-0 .
- Пул, Габриэле. «Байронический герой, театральность и лидерство». Байронский журнал . Том 38, выпуск 1, 2010 г.: стр. 7–18. дои : 10.3828/bj.2010.4 .
- Битон, Родерик. Война Байрона . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2013.
- Торслев, Питер Л. «Байронический герой и героическая традиция». Байронический герой . Миннесота: Университетское издательство, 1962.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Темы Нортона в Интернете : «Сатанинский и байронический герой»
- Бессмертные, вампиры и призраки, о боже!: Байронические герои в популярной культуре