Хитклиф ( Грозовой перевал )
Хитклифф | |
---|---|
«Грозовой перевал» Персонаж | |
![]() Лоуренс Оливье в роли Хитклифа в 1939 году. | |
Создано | Эмили Бронте |
На фото | Лоуренс Оливье Ричард Бертон Тимоти Далтон Том Харди Рэйф Файнс Клифф Ричард Роберт Кавана Джеймс Хаусон |
Информация во вселенной | |
Занятие | Хозяин фермы |
Супруг | Изабелла Линтон (жена) |
Дети | Линтон Хитклифф (сын) |
Родственники | Хиндли Эрншоу (приемный брат) Кэтрин Эрншоу (приемная сестра и вторая половинка ) |
Национальность | Английский |
Хитклиф — вымышленный персонаж романа Эмили Бронте 1847 года «Грозовой перевал» . [ 1 ] Из-за непреходящей известности и популярности романа его часто считают архетипом замученного антигероя , чья всепоглощающая ярость, ревность и гнев уничтожают как его, так и окружающих; короче, байронический герой .
Он более известен как романтический герой из-за своей юношеской любви к Кэтрин Эрншоу , чем за последние годы мести во второй половине романа, во время которых он превращается в ожесточенного человека с привидениями, а также за ряд инцидентов. в его молодости, что позволяет предположить, что он с самого начала был расстроенным, а иногда и злым человеком. Его сложная, завораживающая, захватывающая и в целом причудливая натура делает его редким персонажем, включающим в себя элементы как героя, так и злодея. Среди актеров, сыгравших Хитклифа на экране, Лоуренс Оливье , Ричард Бертон , Тимоти Далтон , Рэйф Файнс и Том Харди .
Характер
[ редактировать ]Теперь ты научишь меня, насколько жестоким ты был — жестоким и лживым! Почему ты презирал меня? Почему ты предала свое сердце, Кэти? У меня нет ни слова утешения. Вы заслуживаете этого. Вы убили себя. Да, ты можешь целовать меня и плакать; и вырви мои поцелуи и слезы: они тебя загубят, они тебя проклянут. Ты любил меня — тогда какое право ты имел меня оставить? Какое право, ответьте мне, на ваше плохое пристрастие к Линтону? Поскольку нищета, деградация, смерть и ничто, что мог причинить Бог или сатана, не разлучили бы нас, вы сделали это по своей собственной воле. Не я разбил твое сердце — ты разбил его; и, сломав его, ты сломал и мое. [ примечание 1 ] Тем хуже для меня, что я сильный. Хочу ли я жить? Что это будет за жизнь, когда ты — о Боже! Хотели бы вы жить с душой в могиле? [ примечание 2 ]

Подкидыш , обнаруженный на улицах Ливерпуля и воспитанный семьей Эрншоу из Грозового перевала в Йоркшире, Бронте лишь намекает на прошлое и раннее детство Хитклифа до его загадочного усыновления. В соответствии со сверхъестественными темами, присутствующими в романе, предполагается, что Хитклиф мог быть демоном или адской душой. Его внешний вид можно было бы верно интерпретировать как сходство с цыганом или цыганом , поскольку его описывают с темными волосами, темными глазами и темной кожей. Позже он становится джентльменом «в одежде и внешнем виде». Нелли Дин заявляет, что он мог быть «американским потерпевшим кораблекрушение». Хитклиф, возможно, принадлежал к смешанной расе, поскольку в оригинальной книге он описан как «темнокожий цыган» и «маленький Ласкар » — термин, обозначавший в XIX веке индийских моряков. [ 2 ] В четвертой главе г-н Эрншоу описывает Хитклифа как «такого мрачного человека, как будто он исходит от дьявола». [ 3 ] : v. I ch. 4 В седьмой главе Нелли Дин спрашивает о нем: «Кто знает, но твой отец был императором Китая, а твоя мать — индийской королевой?» [ 3 ] : v. I ch. 7
Молчаливый и поначалу одинокий ребенок, Хитклиф поначалу возмущался как Кэтрин Эрншоу, так и ее старшим братом Хиндли ; в то время как Кэтрин позже дружит и любит Хитклифа, Хиндли продолжает обижаться на него, видя в нем нарушителя, укравшего любовь его отца. После смерти мистера Эрншоу и его наследования поместья злобный Хиндли продолжает относиться к Хитклифу как к не более чем мальчику -слуге и заставляет его работать в поле, что усугубляет гнев и негодование Хитклифа на протяжении всей его жизни. Кэтрин, однако, остается рядом со своим приемным братом на протяжении всех ее ранних лет.
Однако, когда она становится подростком, Кэтрин сближается с Эдгаром Линтоном , робким и воспитанным молодым человеком из соседнего поместья Трашкросс-Грейндж, и принимает его предложение руки и сердца; но она настаивает на том, что ее настоящая и единственная любовь - Хитклиф. Она утверждает, что не может выйти за него замуж, потому что это «унизило бы ее» и что они оба были бы нищими, если бы такой союз состоялся. Тем не менее, она также заявляет о своей страсти к нему такими словами, как «из чего бы ни были сделаны наши души, его и моя одинаковы» и знаменитой цитатой «Я — Хитклиф». Зная только о решении Кэтрин выйти замуж за Эдгара, а не о ее заявлении об истинной любви к нему, ожесточенный Хитклиф покидает Грозовой перевал, услышав ее слова, что это унизит ее, и, находясь вдали, неизвестными способами наживает свое состояние.
Нелли Дин описывает его как «ленивого», когда он возвращается, и что его «прямая посадка наводит на мысль, что он служил в армии». Никаких других намеков на то, где находился Хитклиф и как он заработал состояние за три года своего отсутствия, не дается. По возвращении он безжалостно полон решимости уничтожить тех, кто унижал его и мешал ему быть с Кэтрин, укрепляя свой статус антигероя, а не романтического героя. Он не только выманивает Хиндли, который впал в алкоголизм и азартные игры после смерти его жены Фрэнсис, лишая его права собственности на Грозовой перевал и наследства сына Хиндли; он бессердечно пользуется сестрой Эдгара Линтона Изабеллой и женится на ней, прежде чем обращаться с ней жестоко и презрительно. Хотя он говорит Кэтрин, что презирает Изабеллу и «перерезал бы (себе) горло», если бы он вообразил, что Кэтрин хочет, чтобы он женился на младшей сестре Эдгара, его брак с Изабеллой обещает привести к тому, что он унаследует Трашкросс Грейндж после смерти Линтона. Однако этого можно достичь только в том случае, если Хитклиф принудит своего сына Изабеллы Линтона жениться на дочери Кэтрин, которую зовут Кэти.
Хитклифа После смерти Кэтрин Эрншоу усиливается мстительная жестокость , направленная на уничтожение не только его врагов, но и их наследников — Хэртона, сына Хиндли и Фрэнсис Эрншоу, и Кэтрин, дочери Эдгара Линтона и Кэтрин старшей. Хитклиф вынуждает своего болезненного сына Линтона, который полностью похож на его мать Изабеллу, жениться на Кэтрин Линтон, дочери Кэти и Эдгара, в попытке получить контроль над Трашкросс-Грейндж. Вскоре после того, как они поженились в их браке, почти лишенном любви, пресный Линтон умирает, что вряд ли является сюрпризом ни для его отца, ни для его вдовы. Хитклиф относится к Кэтрин с относительной милостью, превращая ее в холодное, отстраненное существо, далекое от той яркой, живой девушки, которой она была раньше. Однако Хэртон и Кэтрин в конце концов влюбляются, и их отношения в некотором смысле отражают, а в других противоречат отношениям между Хитклифом и Кэтрин-старшей. Их союз разрывает порочный круг ненависти в Грозовом перевале, и Хитклиф больше не желает продолжать свою деятельность. вендетта . Хэртон, внешне очень похожий на свою тетю Кэтрин Эрншоу, вызывает у Хитклифа чувство беспокойства: Бронте часто намекает, что он тайно уважает Хэртона и что Хэртон считает Хитклифа своим настоящим отцом с тех пор, как Хитклиф вырастил его. Роман заканчивается смертью Хитклифа, превратившегося в сломленного, измученного человека, преследуемого призраком старшей Кэтрин, рядом с которой он требует, чтобы его похоронили. Его труп сначала находит Нелли Дин, которая, заглянув в его комнату, замечает его. К самому концу романа Хитклиф становится беспокойным и перестает есть. Нелли Дин не верит, что у него было намерение покончить жизнь самоубийством, но что причиной его смерти могло быть голодание. Он хотел быть с Кэти в вечной жизни.
лежал на спине. Его глаза встретились с моими настолько острыми и яростными, что я вздрогнула, а затем он, казалось, улыбнулся. Я не мог думать, что он умер, но лицо и горло его были омыты дождем; с постельного белья капало, и он был совершенно неподвижен. Решетка, хлопая взад и вперед, задела одну руку, покоившуюся на подоконнике; кровь не текла из поврежденной кожи, и когда я прикоснулся к ней пальцами, я больше не мог сомневаться: он был мертв и окаменевший!
Подразумевается, что Кэтрин, ранее преследовавшая мистера Локвуда у его окна, нанесла аналогичный визит Хитклифу, унеся его с собой, чтобы они могли быть вместе за могилой, что уже давно было мечтой Хитклифа. Нелли рассказывает о его откровенном признании:
«Я попросил пономаря, который рыл могилу Линтон, убрать землю с крышки ее гроба, и я открыл ее. Я думал, когда-то я бы остался там, когда я снова увидел ее лицо — оно еще ее — он мне пришлось потрудиться, чтобы расшевелить меня, но он сказал, что все изменится, если на него подует воздух, и поэтому я отломил одну сторону гроба и накрыл ее — не сторону Линтона, черт бы его побрал! вести — и я подкупил пономаря, чтобы тот вытащил его, когда я там буду лежать, и вытащил свой тоже, я сделаю так, и тогда, когда Линтон доберется до нас, он уже не будет знать, что это такое. который!"
«Вы были очень злы, мистер Хитклиф!» - воскликнул я; «Неужели тебе не стыдно тревожить мертвых?»
В самом конце романа мальчик-слуга сообщает Нелли, что он видел призраков Хитклифа и Кэтрин, гуляющих вместе по болотам, хотя Нелли и Локвуд оба настаивают на том, что с ними нужно обращаться так, как если бы их души были в мире. Роман заканчивается тем, что Локвуд бродит мимо их могил и задается вопросом, «как можно представить себе беспокойный сон спящих на этой тихой земле». [ 3 ] : 300
Как писала Шарлотта Бронте , старшая сестра Эмили, «Хитклиф действительно стоит неискупленным; ни разу не свернув на своем прямом, как стрела, пути к погибели», что усиливает неуверенность в том, не только ли он раскаялся в своих грехах, но и был ли на самом деле настоящим человеком. быть в конце концов; поскольку видению Локвуда Кэтрин у окна предшествовал сон о пламенной проповеди в церкви, возможно, что и Хитклиф, и Кэтрин прокляты; Сама Екатерина выражает сомнение, смогут ли ее когда-нибудь допустить на небеса. Однако в «Спутнике Бронте» говорится: «Шарлотта, кажется, совершенно умышленно «неправильно истолковала» рассказ Эмили, чтобы донести его до приличного общества», добавляя: « Грозовой перевал – это полная противоположность линейному роману, и в нем нет вообще ничего». -прямо о Хитклифе. [ 4 ] Неопределенная судьба души Хитклифа в сочетании с тайной, которую оставляет после себя персонаж Хитклифа, завершает роман завораживающим и жутким образом, оправдывая непреходящий статус Хитклифа как культового антигероя литературы.
Изображения
[ редактировать ]
В 1939 году Лоуренс Оливье сыграл Хитклифа в фильме «Грозовой перевал » режиссера Уильяма Уайлера . За свою роль он получил номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль .
Индийский актер Дилип Кумар сыграл локализованные версии персонажа в трех экранизациях романов «Арзу» (1950), «Хулчул» (1951) и «Дил Дия Дард Лия» (1966). [ 5 ]
В 1958 году Ричард Бертон сыграл Хитклифа в «Грозовом перевале», 90-минутном телевизионном эпизоде антологического сериала « Шоу месяца DuPont» . В 1970 году Тимоти Далтон сыграл Хитклифа в «Грозовом перевале » режиссера Роберта Фюэста .
Рэйфом Файнсом Роль Хитклифа в фильме Эмили Бронте «Грозовой перевал» 1992 года стала второй экранизацией, в которой также была предпринята попытка вовлечь в историю Хэртона и Кэти. Первая попытка была предпринята в немом фильме 1920 года, который сейчас считается утерянным. Телевизионная драма ITV 1998 года, в которой Роберт Кавана сыграл главную роль, также рассказала всю историю.
В 1997 году Клифф Ричард сыграл Хитклифа в мюзикле. Основное внимание уделяется жизни Хитклифа, его стремлению завоевать Кэти и его жизни после ее смерти. Музыка написана Джоном Фарраром , а слова — сэром Тимом Райсом . Клифф Ричард выпустил фильм «Хитклифф» в 1997 году, и он имел такой успех, что в 1998 году он представил его на сцене Бирмингема.
Театр «Шедевр» представил в 2009 году двухсерийный сериал «Грозовой перевал» с Томом Харди в роли Хитклифа. В этой версии ключевую роль играют персонажи второго поколения, ими начинается и заканчивается повествование.
В 2011 году режиссер Андреа Арнольд сняла экранизацию с Джеймсом Хаусоном в роли Хитклифа. [ 6 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]« Wuthering Heights », сингл с дебютного альбома Кейт Буш 1978 года « The Kick Inside », рассказывается с точки зрения призрачной Кэтрин Эрншоу, посещающей престарелого Хитклифа.
В своей песне « Дэвид Духовны » Бри Шарп называет Дэвида Духовны «американским Хитклифом, задумчивым и миловидным».
В июле 2008 года тогдашний премьер-министр Великобритании Гордон Браун сравнил себя с персонажем, сказав, что он «может быть, Хитклиф постарше, мудрее Хитклифф». [ 7 ] Некоторые высмеяли это сравнение. [ 8 ] Например, Эндрю Маккарти, исполняющий обязанности директора Музея пастора Бронте, сказал, что «Хитклиф — человек, склонный к домашнему насилию , похищениям, возможным убийствам и выкапыванию своего мертвого любовника. Он угрюм и недобр к животным. образец для подражания для премьер-министра?" [ 9 ]
британской мелодик-хард-рок-группы Ten Вступительный трек одиннадцатого студийного альбома Albion , «Alone in the Dark», основан на внутренней борьбе Хитклиффа, изображенной в «Грозовом перевале» .
выпущенной южнокорейской игровой студией Project Moon в 2023 году, В игре Limbus Company, главный герой назван в честь Хитклиффа и основан на нем. Изображаемый как жестокий головорез, его жестокий характер часто создает проблемы для остальных участников игры.
Упоминается в песне Майкла Пенна "No Myth".
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эти слова перекликаются с устрашающими чувствами, выраженными Кэтрин пятью главами ранее: «Что ж, если я не смогу оставить Хитклифа своим другом — если Эдгар будет злым и ревнивым, я попытаюсь разбить их сердца, разбив свое собственное. Это будет подсказкой». способ покончить со всем, когда я доведен до крайности!" Образ разбитого сердца снова используется в ее знаменитой речи «Я — Хитклиф»: «Небеса не казались мне домом, и я разбивала себе сердце, плача, чтобы вернуться на землю, и ангелы были так разгневаны, что выбросил меня в пустошь на вершине Грозового перевала, где я проснулся, рыдая от радости».
- ↑ «Я хочу, чтобы вы знали, — вырывается он, менее громко, в другом случае, — что я знаю, что вы обращались со мной инфернально — инфернально! Вы слышите? И если вы льстите себе, что я этого не замечаю, ты дурак; и если ты думаешь, что меня можно утешить сладкими словами, то ты идиот; и если ты воображаешь, что я буду страдать без мести, я скоро уверю тебя в обратном, спасибо! ты за то, что рассказал мне секрет твоей невестки [любовь к нему]: клянусь, я воспользуюсь этим и отстану от тебя!»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивенсон, Джон Аллен (1988). « Хитклиф — это я!»: «Грозовой перевал и вопрос подобия». Литература девятнадцатого века . 43 (1): 60–81. дои : 10.2307/3044981 . ISSN 0891-9356 . JSTOR 3044981 .
- ^ Онануга, Тола (21 октября 2011 г.). «Грозовой перевал воплощает в жизнь видение Бронте с помощью темнокожего Хитклифа» . Хранитель . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Бронте, Эмили (1998) [1847]. Джек, Ян (ред.). Грозовой перевал . Оксфордская мировая классика. ISBN 978-0192833549 .
- ^ Спутник Бронте . Джон Уайли и сыновья. 2016. с. 95.
- ^ «Когда незабываемый Дилип Кумар встретил Бронте» . Индостан Таймс . 10 июля 2021 г. Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Чайлд, Бен (23 ноября 2010 г.). «Джеймс Хаусон станет первым чернокожим актером, сыгравшим Хитклифа в кино» . Хранитель . Проверено 24 ноября 2010 г.
- ^ «Я старый Хитклиф, — говорит премьер-министр» . Новости Би-би-си . 10 июля 2008 года . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ Болдуин, Кэтрин (10 июля 2008 г.). «Коричневые суды высмеивают сравнение с Хитклифом» . Рейтер . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ «Гордон Браун напоминает вам Хитклифа?» . Хранитель . 10 июля 2008 года . Проверено 4 августа 2010 г.