Пожилой мастер боевых искусств.
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Пожилой мастер боевых искусств -наставником/учителем является стандартным персонажем в художественных произведениях , особенно в фильмах «Уся» , «Чанбара» и других фильмах о боевых искусствах . [1] Типичный мужчина из Восточной Азии , он почти непобедимый мастер боевых искусств , несмотря на преклонный возраст и предположительно снижение физической силы. Часто он имеет ранг сэнсэя , и его ученик называет его таковым. Пожилой мастер чаще всего преподает либо обычное кунг-фу , либо экзотический стиль, характерный для вымышленного периода. Во время фильмов мастер часто сближается со своими учениками, при этом мастер становится опекуном учеников, на которых, в свою очередь, смотрят как на детей мастера. Обычно, когда учитель схвачен или убит, или культовый портрет умершего мастера был осквернен какими-то злодеями, ученики берут на себя задачу спасти или отомстить за своего учителя.
Черты характера и манеры
[ редактировать ]Типичный пожилой мастер боевых искусств проводит большую часть своего времени, медитируя в додзё . Мастер, как правило, безмятежный, спокойный, трезвый и сдержанный старик. [2] Он олицетворяет зрелость и самодовольство, которые приходят с возрастом, а также спокойную уверенность, которая приходит с опытом – как в жизни в целом, так и в навыках, а также идеалах и ценностях, которые он унаследовал от боевых искусств. Для него его боевое искусство — это не просто способ избивать людей или вести себя жестко; скорее, это — в соответствии с ценностями и идеалами, которые обычно связываются с боевыми искусствами в восточных обществах, — скорее средством позитивного развития личности и образа жизни для развития таких ценностей, как уважение, терпение, самоконтроль, дисциплина и все такое. Мастер вежлив со всеми, даже с озорниками, которые по ходу фильма плохо себя с ним вели. Он всегда пытается словесно помешать хулиганам или сопернику-мастеру боевых искусств (который часто молод и высокомерен и рассматривает боевые искусства только как средство вести себя жестко и запугивать людей), насколько это возможно, и делает это слишком вежливо. Только когда он вынужден использовать свои навыки и не имеет выбора, он показывает, что хулиганы ему не ровня, тем самым демонстрируя, что вежливость не следует путать со слабостью. Они показаны, например, Айро в «Аватаре: Последний маг воздуха» , мистер Мияги в сериале «Каратэ Кид» , мистер Хан в новом «Каратэ Кид» , Мастер Сплинтер в сериале «Черепашки-ниндзя » или Йода из «Звездных войн» .
Речь
[ редактировать ]Мастер обычно говорит очень спокойно и сдержанно. Если мастер является выходцем из Восточной Азии, как это часто бывает в фильмах, ему всегда придается сильный стереотипный китайский или японский акцент, и он может говорить только по-английски, но без особой беглости и скорости. Когда он разговаривает со своим учеником, его манера речи приобретает особенно доброжелательный, терпеливый, нежный тон друга-философа-наставника. Обычно он по-отечески делает выговор и/или критикует протеже на его более «грубом» и «незрелом» этапе. В большинстве фильмов он часто контролирует или сдерживает своего протеже, чтобы он не провоцировался и не мстил «плохим парням» и заставляет протеже осознать, что все имеет «правильное место и время» и что он теряет контроль над собой или теряет контроль над собой. Поддаваться провокациям соперника или врага не похоже на настоящего мастера боевых искусств, которым он хочет видеть своего ученика.
Его речь также полна философских наблюдений, анекдотов , коротких притч или прозрений , которые по большей части предназначены для постоянного улучшения проницательности и знаний ученика в боевых искусствах, а также порой для улучшения его личности, поведения, моральных ценностей и образ жизни. [3] В фильме о боевых искусствах «Выход дракона » старый мастер в начале фильма гуляет с героем, которого играет Брюс Ли , где он рассказывает своему лучшему ученику, как последний преуспел в приобретении интуитивного навыка в этом искусстве. это вышло за рамки просто физического, и как теперь его долг мудро и благоразумно использовать это в жизни. Диалоги мастера с протеже часто содержали краткие воспоминания о его прежней жизни, его боевом или карьерном опыте или о том, как он пришел к определенному знанию или пониманию.
Отношения с протеже
[ редактировать ]Хотя мастер всегда является доброжелательным отцом, он может быть очень строгим, когда дело касается обучения. Он не дает протеже ложных надежд, когда дело касается тренировок. Он очень ясно дает понять, что для того, чтобы обучаться у него, молодой человек должен быть беспрекословно послушным и быть готовым переносить боль.
В фильме «Кровавый спорт » японский мастер Сэндзо Танака обращается с подростком Фрэнком Дюксом в целом очень по-отечески и ласково, но обучение строгое и суровое, и мастер никогда не дает Фрэнку Дюксу никакого облегчения или зоны комфорта. В фильме «Кикбоксер» героя, которого играет Жан-Клод Ван Дамм, заставляют пинать голыми голенями ствол пальмы, пока он не сломает голень и не упадет на землю в агонии.
В «Парне-каратисте» г-н Мияги заставляет Дэниела ЛаРуссо ( Ральф Маччио ) красить заборы и стены, протирать полы и машины двумя определенными движениями рук изо дня в день, и только тогда, когда г-н Мияги проверяет (путем имитации атак). ) и обнаруживает, что эти движения стали спонтанной и бессознательной реакцией Дэниела, он дает мальчику передышку от этого тяжелого труда. Именно тогда Даниэль тоже понимает, почему, в конце концов, его хозяин заставлял его делать это в течение нескольких дней – несмотря на то, что он устал, болел и сыт по горло – ведь на самом деле это техники блокирования и парирования, которые его хозяин, по своему опыту, проникло в него, даже не осознавая этого.
Во многих фильмах герой, подвергшийся каким-либо обидам со стороны конкурирующей банды или бойца, или после того, как его брат или друг, мастер боевых искусств, был покалечен на всю жизнь (или даже убит) грозным и жестоким бойцом, ищет мастера. себя с решимостью отомстить. В таких случаях мастер поначалу часто не желает, и может показаться, что он делает это просто для того, чтобы проверить серьезность и преданность протеже. Но, наконец, через несколько дней он соглашается приступить к тренировкам, после того как почувствует, что протеже прошел испытание. Обучение, как правило, суровое и строгое с самого первого дня, и мастера не волнует, весь ли герой в синяках и крови. Он часто применяет лекарства и методы обезболивания, которые во многих случаях рассматриваются как навыки, которыми такие мастера обладают наряду с боевыми приемами, поскольку восточные боевые искусства также тесно связаны и дополняют традиционные системы физиотерапии и исцеления. Однако в других фильмах протеже на самом деле не нужно убеждать или уговаривать мастера. Мастер виден с самого начала. Он и протеже часто узнают друг друга случайно.
В «Кровавом спорте» подросток Фрэнк Дакс видит катану в окне дома Сензо Танаки и в своей подростковой незрелости решает украсть ее вместе с двумя своими друзьями. Его поймали с поличным хозяин и его сын, ровесник Фрэнка. Но хозяин мягок и добр к Фрэнку и вместо того, чтобы увидеть, как Фрэнк наказан, решает преподать ему долгосрочный моральный урок: такой меч можно заработать только заслугами, что нельзя стать бойцом, украв его. Он рассказывает родителям Фрэнка о преимуществах боевых искусств и выражает желание сделать Фрэнка своим учеником. Это стало началом длительных и близких отношений отца и сына между Фрэнком и Танакой, и когда сын Танаки умер молодым человеком, это был Фрэнк – к тому времени выросший в зрелого молодого человека, солдата в армии и достойный ученик, в котором Танака видел своего достойного преемника и наследника своего военного наследия. Таким образом, тренировочный этап фильма завершился тихой церемонией, на которой Танака передал свою катану Фрэнку, что означало успех Фрэнка в завоевании этого меча, который он пытался украсть в детстве, а позже благодаря своим заслугам и квалификации. Фрэнк тоже показывает место своего хозяина в его жизни, посвящая свою победу в подполье. Кумитэ ему.
Во второй части «Парня-каратэ» есть трогательная сцена, где Даниэль ЛаРуссо подходит к скорбящему и заплаканному мистеру Мияги , который сидел один, глядя на море, и скорбел о своем только что умершем отце. Дэниел сидит рядом с ним и утешает старого мистера Мияги словами и рукой на плече.
В некоторых фильмах способность мастера заставить своего протеже подняться над мыслью о «мести», обрести моральную силу и стойкость, чтобы удержаться от того, чтобы сделать с соперником/злодеем то же, что последний когда-то сделал. своему брату или другу, даже перед лицом сильнейшей провокации, показано очень трогательно и драматично. В игре по тхэквондо классической «Лучшие из лучших» , в которой участвуют всемирно известные мастера боевых искусств и известный гроссмейстер боевых искусств Хи Иль Чо , тренер американской команды Фрэнк Кузо ( Джеймс Эрл Джонс ) в последний раз мешает американскому бойцу- ) выбывает из соревнований Томми Ли ( Филип Ри , нанося смертельный удар своему корейскому сопернику Дэ Хан Паку (которого играет настоящий брат Филиппа Саймон Ри ). Томми покалечил своего противника и сделал его беспомощным, отключив ему руки и ноги, а кореец едва мог стоять и принимать боевую стойку. Это был тот самый человек, который много лет назад с чрезмерной жестокостью убил своего брата в спортивном бою. Все, что Томми нужно было сделать, это нанести последний калечащий или смертельный удар мощным пинком, к которому он уже приготовился, как в его голове промелькнула сцена смерти брата. Но нежное, но твердое «Нет! Нет!» тренера Кузо! Звонок со стороны помог Томми избежать повторения того же преступления ради мести и опуститься до уровня Дэ Хана. Поступив так, он победил Дэ Хана моральной силой вместо мести «око за око», что заставило Дэ Хана раскаяться и подойти к Томми, чтобы поприветствовать его и вручить ему свою медаль после окончания боя.
Хотя это не обязательно является правилом и не всегда верно, старший мастер боевых искусств почти всегда изображается бездетным и неженатым, персонаж либо никогда не имел жены или ребенка, либо потерял и то, и другое в какой-то момент своей жизни (мистер. Мияги — яркий тому пример). Этому часто противопоставляется то, что у героя либо очень натянутые отношения с родителями, либо зачастую он изображается на картине вообще не имеющим родителей. Эта точка соприкосновения между персонажами, а также тяжелые тренировки, которые герой должен пройти под руководством своего хозяина, приводят к очень тесной связи между ними, когда мастер берет на себя роль отца для своего молодого протеже. который, в свою очередь, становится суррогатным сыном своего хозяина. Их общий враг, а также битвы и проблемы, с которыми они сталкиваются на протяжении всего фильма, помогают им объединиться по ходу фильма, заставляя героя в конечном итоге осознать, что, хотя его хозяин сильно давил на него, в конце концов он любим, став сыном. . В свою очередь, наблюдая за триумфом героя и успехом в битве, мастер испытывает отцовскую гордость за своего протеже.
Юмор
[ редактировать ]Старый мастер временами проявляет ироничное чувство юмора. Мастер Танака с отработанной молниеносной скоростью взмахивает своей катаной, чтобы аккуратно срезать козырек бейсбольной кепки Фрэнка, при этом Фрэнк широко раскрыл глаза от испуганного удивления. В «Кикбоксере» главный герой Жан-Клода Ван Дамма просыпается на рассвете ошеломленный брызгами холодной воды, исходящими от своего хозяина. В «Парне-каратисте» , когда высокомерный соперник плохо себя ведет, Мияги рассказывает Даниэлю историю об Окинаве : там был бык, который всех терроризировал, но в один прекрасный день случился пир, когда все больше не боялись. Разгневанный бык стал вкусным супом.
Мастер также следит за менее воинственными и более «романтическими» занятиями своего протеже. Он снисходительно относится к ним, как и г-н Мияги в случае с Дэниелом, как к чему-то нормальному для возраста протеже. Но он также заботится, прямо или косвенно, о том, чтобы ученик помнил, что «девушка» не должна мешать и препятствовать его тренировкам по боевым искусствам или уменьшать его приверженность тренировкам. Мияги также проявляет юмор, когда объясняет Дэниелу важность поясов в боевых искусствах: «На Окинаве пояс означает, что не нужна веревка, чтобы поддерживать штаны».
См. также
[ редактировать ]- Позади Мэй
- Брюсэксплуатация
- Кино Китая
- Клише
- Джи Син Сим Си
- Муи
- Сенсей
- Сифу
- Стереотипы жителей Восточной Азии в США
- Стандартные персонажи
- Мудрый старик
- фильм Уся
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эберт, Роджер. Убить Билла, Том 2: Обзоры , Chicago Sun-Times . Опубликовано 16 апреля 2004 г.
- ^ «Колонизатор, колонизированный и ребенок-каратэ» . 23 февраля 2015 г.
- ^ Перри, Лия (27 сентября 2016 г.). Культурная политика иммиграции в США: пол, раса и средства массовой информации . Нью-Йорк Пресс. ISBN 9781479828777 . Проверено 29 декабря 2017 г. - через Google Книги.