Жюль Мишле
Жюль Мишле | |
---|---|
![]() Портрет Томаса Кутюра , ок. 1865 г. | |
Рожденный | Париж, Франция | 21 августа 1798 г.
Умер | 9 февраля 1874 г. Йер , Франция | ( 75 лет
Альма-матер | Парижский университет |
Занятия |
|
Супруги |
|
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Антиклерикализм Свободомыслие республиканизм |
Основные интересы | Французская история |
Жюль Мишле (англ. Французский: [ʒyl miʃlɛ] ; 21 августа 1798 г. - 9 февраля 1874 г.) [3] был французским историком и писателем . Он наиболее известен своим многотомным трудом Histoire de France (История Франции). [4] который прослеживает историю Франции с древнейших времен до Французской революции . Его считают одним из основоположников современной историографии . Мишле находился под влиянием Джамбаттисты Вико . Он восхищался акцентом Вико на роли людей и их обычаев в формировании истории, что было серьезным отклонением от акцента на политических и военных лидерах. [5] Мишле также черпал вдохновение из концепции Вико о «corsi e ricorsi», или циклической природе истории, в которой общества поднимаются и рушатся по повторяющейся схеме.
В «Истории Франции» он ввел термин «Ренессанс » (что по-французски означает «возрождение») как период в культурной истории Европы, который представляет собой разрыв со Средневековьем , создавая современное понимание человечества и его места в мире. (Термин «возрождение» и его связь с эпохой Возрождения можно проследить до опубликованной в 1550 году работы итальянского искусствоведа Джорджо Вазари . Вазари использовал этот термин для описания появления новой манеры живописи, начавшейся с творчества Джотто. Мишле , как «возрождение ( rinascita ) искусства», стал, таким образом, первым историком, который использовал и определил французский перевод термина « Ренессанс » . [6] определить период в культурной истории Европы, последовавший за средневековьем . [7]
Историк Франсуа Фюре Мишле писал, что «История Франции» остается «краеугольным камнем всей революционной историографии, а также литературным памятником». [8]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Отец Мишле был мастером-печатником, и Жюль помогал ему в работе типографии. Одно время ему было предложено место в императорской типографии, но отец смог направить его в знаменитый Колледж или Лицей Карла Великого , где он отличился. Он сдал университетские экзамены в 1821 году и вскоре был назначен профессором истории в колледже Роллена . [3]
Вскоре после этого, в 1824 году, он женился на Полине Руссо. Это был один из самых благоприятных периодов для ученых и литераторов во Франции, и у Мишле были влиятельные покровители, среди прочих, Абель-Франсуа Вильмен и Виктор Кузен . Хотя он был ярым политиком (с детства придерживаясь республиканизма и своеобразной разновидности романтического свободомыслия), он был, прежде всего, литератором и исследователем истории прошлого. Его ранними работами были школьные учебники. [3]
Между 1825 и 1827 годами он создал разнообразные зарисовки, хронологические таблицы и другие произведения, относящиеся к современной истории. Его краткое изложение предмета было опубликовано в 1827 году. В том же году он был назначен метрдотелем конференций в Высшей нормальной школе . [3]
Четыре года спустя, в 1831 году, « Введение во вселенную историю» продемонстрировало совершенно иной стиль, с большей выгодой демонстрируя своеобразие и литературную силу писателя, но также демонстрируя, согласно Британской энциклопедии (одиннадцатое издание), «своеобразную провидческие качества, которые сделали Мишле самым вдохновляющим, но самым ненадежным (не в фактах, которые он никогда сознательно не фальсифицирует, а в предположениях) из всех историков». [3]
Офис записи
[ редактировать ]События 1830 года улучшили условия учебы Мишле, обеспечив ему место в архиве и должность заместителя профессора под руководством историка Гизо на литературном факультете университета. Вскоре после этого он приступил к своей главной и монументальной работе — « Истории Франции» , на завершение которой ушло 30 лет. Но он сопровождал это множеством других книг, в основном эрудиционных, таких как « Œuvres choisies de Vico» , « Mémoires de Luther écrits par lui-même» , « Origines du droit français » и несколько позже « Le Procès des Templiers» . [3]
1838 год был годом большого значения в жизни Мишле. В это время он находился в полной силе. Его исследования подпитывали его естественное отвращение к принципам власти и церковности, и в момент, когда возобновившаяся деятельность иезуитов вызвала некоторую мнимую тревогу, он был назначен на кафедру истории в Коллеж де Франс . При поддержке своего друга Эдгара Кине он начал яростную полемику против непопулярного религиозного порядка и принципов, которые он представляет, полемику, которая сделала их лекции, особенно Мишле, одними из самых популярных в то время. [3]
Его первая жена умерла в 1839 году, и он оставался холостым в течение десяти лет. В том же году он опубликовал свою «Ромэнскую историю» , но в более серьезной и более ранней манере. Результаты его лекций появились в томах «Du pretre» , «de la femme et de la famille» и «Le peuple» . Эти книги не демонстрируют апокалиптического стиля, который, частично заимствованный у Ламенне , характеризует более поздние работы Мишле, но они содержат в миниатюре почти все его любопытное этико-политико-теологическое кредо — смесь сентиментализма , коммунизма и анти- жречество , поддерживаемое самыми эксцентричными аргументами, но призываемое с большим красноречием. [3]
Принципы вспышек 1848 года витали в воздухе, и Мишле был одним из многих, кто обобщал и распространял их: его оригинальные лекции были настолько зажигательными, что курс пришлось запретить. Однако, когда грянула революция, Мишле, в отличие от многих других литераторов, не пытался вступить в активную политическую жизнь. Он просто более усердно посвятил себя литературной работе. Помимо продолжения своей великой истории, он с энтузиазмом предпринял и осуществил « Историю французской революции» в годы между падением Луи-Филиппа и окончательным установлением Наполеона III . [3]
В возрасте 51 года он женился на своей второй жене, Атенаис Мишле, в 1849 году. Ей было 23 года, и она была писательницей, писавшей по естествознанию и мемуарами. Она работала учителем в Санкт-Петербурге, прежде чем их обширная переписка привела к браку. Они вступили в общую литературную жизнь, и она также оказала ему значительную помощь в его начинаниях. Он открыто признавал это, хотя в его произведениях ей никогда не уделялось должного внимания.
Второстепенные книги
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2022 г. ) |
![]() | Этот раздел содержит формулировки, которые продвигают тему в субъективной манере, не передавая реальной информации . ( Август 2022 г. ) |
После государственного переворота, совершенного Наполеоном III в 1851 году, Мишле потерял должность в архиве, когда отказался принести присягу империи. Новый режим вновь разжег его республиканское рвение, чему еще больше способствовал его второй брак с Атенаис (урожденной Миарет) , женщиной с некоторыми литературными способностями, писательницей-естествоиспытательницей и мемуаристкой, которая питала республиканские симпатии.
Хотя его великая работа по истории оставалась его главным занятием, множество маленьких книг сопровождали и разнообразили ее. Иногда это были расширенные версии эпизодов, иногда то, что можно назвать комментариями или сопутствующими томами. Первым из них была «Женщины революции» Мишле (1854), в которой дифирамбический жанр часто уступает место утомительному и неубедительному письму.
L'Insecte последовал за ним. На смену ей пришла «Любовь» (1859), одна из самых популярных книг Мишле.
В следующем, «Л'Уазо» (1856 г.), была затронута новая и наиболее успешная линия: предмет естествознания, новый предмет Мишле, с которым его познакомила жена. Оно рассматривалось с точки зрения пантеизма Мишле . [3] вместо науки или сантиментов.

Эти произведения, наполовину памфлеты, наполовину моральные трактаты, сменяли друг друга, как правило, с интервалом в двенадцать месяцев, и эта последовательность была почти непрерывной в течение пяти-шести лет.
La Femme (1860) последовала за L'Amour . Это была книга, на которой могла быть основана целая критика французской литературы и французского характера. [3]
Винсент Ван Гог цитату, взятую из «Женщины» нарисовал на своем рисунке «Печаль» . [9] Там написано: « Как может быть на земле » одна женщина ?
За этим последовал Ла Мер в 1861 году, вернувшийся к уроку естествознания, который считался неэффективным, учитывая близость Мишле к этому предмету. [ нужна ссылка ]
В следующем году (1862) было опубликовано одно из наиболее успешных второстепенных произведений Мишле, «Волшебник ». Созданный на основе исторического эпизода, он содержит явные намеки на более необычные взгляды Мишле. адаптировала его В конечном итоге анимационная студия Mushi Production в анимационный художественный фильм « Белладонна печали » режиссера Эйити Ямамото .
Эта серия, каждый том которой сочетал в себе воображение и исследования, еще не закончена, но более поздние тома демонстрируют определенный спад. «Библия человечества» (1864 г.), исторический очерк религий, не получила одобрения. В «Монтани» (1868), последнем из серии естественной истории, Мишле использует стиль стаккато , который создает короткие и бессвязные предложения, но создает напряжение.

Nos fils (1869), последняя из небольших книг, опубликованных при жизни автора, представляет собой трактат об образовании, написанный со знанием дела и подчеркивающий исследовательские способности Мишле. Некоторые критики говорят, что это также подчеркивает уменьшающуюся способность Мишеле выражать себя. Однако в опубликованной посмертно книге Le Banquet критики утверждают, что этот вопрос исчезает. Картина трудолюбивого и голодающего населения Ривьеры (правдива она или нет) считается одной из лучших работ Мишле. Чтобы завершить список его разных произведений, два сборника произведений, написанных и частично опубликованных в разное время, — это произведения «Солдаты революции» и «Легенды демократии дю Норд» . [3]
Книга Мишле «Происхождение французского права, веры в символы и формулы вселенского права» была отредактирована Эмилем Фаге в 1890 году и вышла во второе издание в 1900 году. Публикация этой серии книг и завершение его истории занимали Мишле в течение нескольких лет. оба десятилетия империи. Он жил частью во Франции, частью в Италии и имел обыкновение проводить зиму на Ривьере, главным образом в Йере . [3]
История Франции
[ редактировать ]
Наконец, в 1867 году величайшее произведение его жизни — «История Франции » — было закончено. В обычном издании он занимает девятнадцать томов. Первый из них посвящен ранней истории вплоть до смерти Карла Великого, второй — времени расцвета феодальной Франции, третий — тринадцатому веку, четвертый, пятый и шестой тома — Столетней войне , седьмой — эпохе Столетней войны. и восьмое с установлением королевской власти при Карле VII и Людовике XI . Каждый из шестнадцатого и семнадцатого веков состоит из четырех томов, большая часть которых очень отдаленно связана с собственно французской историей, особенно в двух томах, озаглавленных «Возрождение» и «Реформа» . Последние три тома продолжают историю восемнадцатого века до начала революции. [3]
Мишле ненавидел Средневековье и отмечал его конец как радикальную трансформацию. Он попытался выяснить, как живое Возрождение . из закостеневшей средневековой культуры могло возникнуть [10] [11]
Темы
[ редактировать ]В его работах Мишле присутствует несколько тем, в том числе три категории: зловредная, благотворная и парная. Внутри каждой из трех тем есть подмножества идей, которые встречаются в различных произведениях Мишле. Одной из этих тем была идея парных тем, например, во многих своих работах он пишет о благодати и справедливости, причем благодать — это женщина или женское начало, а справедливость — это скорее мужская идея. Кроме того, Мишле использовал союз и единство в своих дискуссиях о национальной истории и естественной истории. Что касается вредоносных тем, то существовали подкатегории: темы сухих, включавшие такие понятия, как: машина, иезуиты, писцы, электричество, ирония ( Гете ), схоластика, общественная безопасность и фатализм ( Гоббс). , Молинос, Спиноза , Гегель ). Темы пустого и напыщенного включали средневековье, подражание, скуку, роман, наркотики, Александра и полнокровие (набухшую кровь). Мишле также затрагивает темы неопределенного, такие как Хоннете-Хомм, Конде, Шантийи Сад, азартные игры, фантасмагория, итальянская комедия, белая кровь и запечатанная кровь. [12]
Военный дуализм является для него важной темой: «война человека против природы, духа против материи, свободы против фатальности. История — не что иное, как запись этой бесконечной борьбы». [13] Это побудило некоторых назвать его « манихейским дуалистом». [14] Его представление истории как борьбы между христианским духом и свободой против еврейской материи, фатальности и тирании рассматривается историком-интеллектуалом Дэвидом Ниренбергом как пример антииудаизма как составного концептуального инструмента западной мысли. [15]
Академический прием
[ редактировать ]Мишле был, пожалуй, первым историком, посвятившим себя чему-то напоминающему живописную историю Средневековья , и его отчет до сих пор остается одним из самых ярких из существующих. Его исследование рукописных и печатных источников было весьма трудоемким, но его живое воображение и сильные религиозные и политические предубеждения заставляли его смотреть на все вещи с исключительно личной точки зрения. [3] Наблюдается неравномерность трактовки исторических событий. Однако настойчивое утверждение Мишле о том, что история должна сосредоточиться на «народе , а не только на его лидерах или институтах» [16] явно черпал вдохновение из Французской революции. Мишле был одним из первых историков, применивших эти либеральные принципы к исторической науке.
Политическая жизнь
[ редактировать ]Каким бы бескомпромиссно враждебным ни был Мишле по отношению к империи, ее падение в 1870 году на фоне поражения Франции от Пруссии и взлета и падения Парижской Коммуны в следующем году еще раз стимулировало его к активности. Он не только писал письма и брошюры во время борьбы, но и когда она закончилась, он был полон решимости завершить огромную задачу, которую две его великие истории почти осветили в « Истории XIX века» . Однако он не дожил до битвы при Ватерлоо , и лучшая критика его, возможно, содержится в первых словах введения к последнему тому — « l’âge me presse » («возраст меня торопит». ").
Новая республика не была полной реставрацией Мишле, и его профессорское место в Коллеж де Франс , которого, как он всегда утверждал, был несправедливо лишен, ему не вернули. [3] Он также был сторонником румынского движения национального пробуждения.
Браки
[ редактировать ]В молодости Мишле женился на Полине Руссо в 1824 году. Она умерла в 1839 году. Мишле женился на своей второй жене, Атенаис Мишле, в 1849 году. Его вторая жена работала учительницей в Санкт-Петербурге и была писателем в области естествознания и естествознания. мемуары. Она начала с ним переписку, вызванную горячим восхищением его идеями, которое продолжалось в течение многих лет. Они обручились еще до того, как увидели друг друга. После их свадьбы она сотрудничала с ним в его трудах, хотя и без формального признания, знакомила его с естествознанием, вдохновляла его на темы и готовила новую работу «Природа » на момент его смерти в 1874 году. [17] Она прожила до 1899 года.
Смерть и захоронения
[ редактировать ]После его смерти от сердечного приступа в Йере 9 февраля 1874 года Мишле был похоронен там. По просьбе его вдовы парижский суд 13 мая 1876 года разрешил эксгумировать его тело для похорон в Париже.
16 мая его гроб прибыл для перезахоронения на кладбище Пер-Лашез в Париже. Памятник Мишле, спроектированный архитектором Жаном-Луи Паскалем , был установлен в 1893 году по общественной подписке. [18]
Завещание литературных прав
[ редактировать ]Перед своей смертью Мишле передал Атенаис литературные права на свои книги и статьи, признавая значительную роль, которую она сыграла в том, что он публиковал в последние годы своей жизни. [19] Выиграв судебный процесс по этому завещанию, Атенаис сохранила за собой бумаги и права на публикацию. [19] Автор мемуаров, она позже опубликовала несколько книг о своем муже и его семье, основанных на выписках и дневниках, которые он ей оставил.
Атенаис завещала это литературное наследие Габриэлю Моно , историку, основавшему Revue Historique . Потенциально женоненавистническая попытка обесценить вклад Атенаис отмечена историком Бонни Смит , которая отмечает: «Ученые Мишле, как и другие историографические дебаты, приложили огромные усилия, чтобы установить приоритет мужчины над женщиной в написании истории». [20]
Библиография
[ редактировать ]- Мишле, Жюль. История Французской революции (Чарльз Кокс, пер., 1847 г.) онлайн
- Мишле, Жюль. История Римской республики (Уильям Хэзлитт, пер., 1847 г.) онлайн
- Мишле, Жюль (1844). История Франции . Пер. У.К. Келли (только том 1–2).
- Мишле, Жюль. По истории: Введение во всемирную историю (1831 г.); Вступительная речь на факультете литературы (1834 г.); Предисловие к «Истории Франции» (1869 г.). Пер. Флора Киммих, Лайонел Госсман и Эдвард К. Каплан. Кембридж, Великобритания: Издательство Open Book Publishers, 2013.
- История Франции v 1 английский перевод
- История Франции v 2 английский перевод
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван дер Вин, Воутер. «От Мишле до Гогена: литературное мышление Ван Гога» . Журнал музея Ван Гога . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Де Брейн, Ян (2004). Гроен ван Принстерер в европейском контексте . Хилверсюм: Проиграл. п. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п свободном доступе : Сэйнтсбери, Джордж (1911). « Мишле, Жюль ». Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). стр. 369–370. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Мишле, Жюль. История Франции , пер. Г.Х. Смит (Нью-Йорк: Д. Эпплтон, 1847 г.)
- ^ Уилсон, Эдмунд (1940). На Финляндский вокзал: исследование написания и актерского мастерства истории .
- ^ Мюррей П. и Мюррей Л. (1963) Искусство Возрождения . Лондон: Темза и Гудзон (Мир искусства), с. 9. ISBN 978-0-500-20008-7
- ^ Броттон, Джерри (2002). Базар Ренессанс . Издательство Оксфордского университета. стр. 21–22.
- ^ Франсуа Фюре, Революционная Франция 1770–1880 (1992), с. 571
- ^ Гилман, Сандер Л. (1996). Увидеть безумца . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. 214. ИСБН 0-8032-7064-Х .
- ^ Джо Толлебек, « Возрождение» и «окаменение»: Мишле, Буркхардт и Хейзинга», « Исследования эпохи Возрождения» (2001) 15 № 3, стр. 354–366.
- ^ Уоллес К. Фергюсон, Ренессанс в исторической мысли: пять столетий интерпретации (1948)
- ^ Барт, Роланд. Мишле, издательство Калифорнийского университета; Первое издание, 8 января 1992 г.
- ^ Жюль Мишле, Введение во всеобщую историю , цитируется в Ниренберге, 2013, стр.7.
- ^ Ниренберг 2013 , с. 6,7.
- ^ Ниренберг 2013 , с. 475.
- ^ Стерн, Фриц, изд. (1970). «ИСТОРИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭПОС: Мишле». Разновидности истории (2-е изд.). Лондон: Пэлгрейв. п. 108. дои : 10.1007/978-1-349-15406-7_8 . ISBN 978-1-349-15406-7 .
- ^ Рипли, Джордж; Дана, Чарльз А., ред. (1879). Американская Циклопедия . .
- ^ Кипур, Стивен (1981) Жюль Мишле (State U. of New York Press, Олбани), стр. 222–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, Бонни. Историография, объективность и дело жестокой вдовы. История и теория 31:22. JSTOR 2505413.
- ^ Смит, Бонни. Историография, объективность и дело жестокой вдовы. История и теория 31: 15–32. JSTOR 2505413
- Ниренберг, Дэвид (2013). Антииудаизм: западная традиция . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-34791-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ролан Барт . Мишле (1978); английский перевод Ричарда Ховарда (1992).
- Берроуз, Тоби. «Мишель по-английски». Бюллетень (Библиографическое общество Австралии и Новой Зеландии) 16.1 (1992): 23+. онлайн. Архивировано 2 октября 2016 г. в Wayback Machine ; рассматривает все переводы на английский язык.
- Франсуа Фюре; Мона Озуф (1989). Критический словарь Французской революции . Гарвардский университет. стр. 981–90. ISBN 9780674177284 .
- Лайонел Госсман . «Жюль Мишле и романтическая историография» в книге «Европейские писатели Скрибнера» , ред. Жак Барсун и Джордж Стад (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1985), том. 5, 571–606
- Лайонел Госсман . «Мишле и естественная история: алиби природы» в Трудах Американского философского общества , том. 145 (2001), 283–333
- Хаак, Оскар А. Жюль Мишле (ГК Холл, 1982).
- Джонсон, Дуглас. Мишле и Французская революция (Оксфорд: Clarendon Press, 1990).
- Киппур, Стивен А. Жюль Мишле: исследование разума и чувствительности (State University of New York Press, 1981).
- Ригни, Энн. «Риторика исторической репрезентации: три повествовательные истории Французской революции» (Cambridge University Press, 2002) охватывает Альфонса де Ламартина, Жюля Мишле и Луи Блана.
- Эдмунд Уилсон . На Финляндский вокзал (1940) (Глава 3)
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Работы Жюля Мишле в Project Gutenberg ; все на французском языке.
- Работы Жюля Мишле или о нем в Internet Archive
- Работы Жюля Мишле в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1798 рождений
- 1874 смерти
- Французские историки XIX века
- Писатели из Парижа
- Академический состав Коллеж де Франс
- Историки Франции
- Историки эпохи Возрождения
- Историки Французской революции
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Академический состав Высшей нормальной школы
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские писатели-мужчины XIX века
- Выпускники Парижского университета