Jump to content

Романтический балет

«Три грации»: воплощение романтического балета , ок. 1840. На этой литографии А. Е. Шалона изображены три величайшие балерины в трех определяющих ролях эпохи: (слева направо) Мария Тальони в роли Сильфиды в балете Филиппо Тальони 1832 года «Сильфида» ; Фанни Эльсслер в роли Флоринды в танце «Ла Качуча» из балета Жана Коралли 1836 года «Бойтый дьявол» ; и Карлотта Гризи в роли Беатрикс в Grand pas de Diane chasseresse из балета Альберта 1842 года «Жоли, дочка Гана» .

Романтический балет определяется прежде всего эпохой в балете , когда идеи романтизма в искусстве и литературе повлияли на создание балетов. Эта эпоха произошла в начале-середине 19 века, главным образом в Театре Королевской академии музыки Парижской оперы и Театре Ее Величества в Лондоне . Обычно считается, что он начался с дебюта в Париже в 1827 году балерины Марии Тальони в балете «Сильфида» и достиг своего апогея с премьерой дивертисмента « Па де катр» , поставленного балетмейстером Жюлем Перро в Лондоне в 1845 году. У романтического балета не было немедленного конца, а скорее медленный упадок. Балет Артура Сен-Леона « » 1870 года Коппелия считается последним произведением романтического балета. Считается, что романтический балет переживал три основные фазы: фазу зенита (1830–1840), фазу упадка (1850–1880) и фазу возрождения в 1890-х годах до Дягилева. Каждый этап является синонимом постановки нескольких специально стилизованных балетов. [1]

В эту эпоху развитие пуантов , хотя и находившееся на довольно начальной стадии, глубоко повлияло на восприятие балерины людьми. На многих литографиях того периода она практически парит, балансируя лишь на кончике пальца ноги. Эта идея невесомости была использована в таких балетах, как «Сильфида» и «Жизель» , а также в знаменитом прыжке, очевидно предпринятом Карлоттой Гризи в «Ла Пери» .

Другими чертами, отличавшими романтический балет, были отделение сценариста или автора от хореографа , а также использование специально написанной музыки в отличие от стилизации , типичной для балета конца 18 - начала 19 веков. Изобретение газового освещения позволило осуществить постепенные изменения и усилило загадочность многих балетов своим более мягким светом. Иллюзии стали более разнообразными, стали широко использоваться провода и люки. Кроме того, технические достижения в производстве тюля способствовали популяризации романтических пачек — костюма, который стал синонимом той эпохи.

Культ балерины

[ редактировать ]
Литография А.Э. Шалона с изображением Карлотты Гризи (слева), Мари Тальони (в центре), Люсиль Гран (справа сзади) и Фанни Серрито (справа спереди) в Pas de Quatre Перро/Пуньи , Лондон, 1845 год. Премьера Pas de Quatre «Катр» считается романтическим балетом на пике своего развития.

Эпоха романтизма ознаменовала появление балерины как центральной части балета, где раньше в выступлениях доминировали мужчины. Всегда существовало восхищение выдающимися танцовщицами, но возведение балерин до уровня знаменитостей стало актуальным в девятнадцатом веке, особенно когда исполнительницы стали идеализироваться и объективироваться. [2] Мари Тальони стала прототипом балерины-романтика, получившей высокую оценку за свой лиризм. Стиль движений балерин-романтиков характеризовался мягкими, округлыми руками и наклоном верхней части тела вперед. Это придавало женщине цветочный, гибкий вид. Движения ног стали более сложными из-за новой длины пачки и повышения стандартов технического мастерства. Среди важных балерин-романтиков были Мария Тальони , Карлотта Гризи , Люсиль Гран , Фанни Серрито , Полин Леру и Фанни Элсслер . В сюжетах многих балетов доминировали женщины-духи — сильфиды, вилисы и призраки, порабощавшие сердца и чувства смертных мужчин и лишавшие их возможности счастливо жить в реальном мире.

В то время как балерины становились все более виртуозными, танцоров-мужчин становилось все меньше, особенно в Париже (хотя они все еще были распространены в других европейских регионах, таких как Дания). [3] Это привело к появлению танцовщиц-травести - танцовщиц, исполнявших мужские роли. Хотя танцы-травести существовали и до романтического периода, они обычно использовались в сценах и партиях прогулок (marcheuse). Теперь это стало высокостатусным занятием, и ряд прима-балерин сделали себе имя, танцуя ан травести . Фанни Элсслер и ее сестра играли пародийные роли. [4] Самой известной танцовщицей травестии была Эжени Фиокр, которая была первой танцовщицей, сыгравшей Франца в «Коппелии» , а также ряд ролей балерины. [5]

Женственность в эпоху романтизма

[ редактировать ]

Балеты эпохи романтизма в основном были написаны и поставлены мужчинами, поэтому роль женщин в этих балетах во многом отражает романтические взгляды и статус женщин в целом. Акцент на чувственности и невинности женщин через роли сверхъестественных и невесомых персонажей выявил стремление мужчин как защищать, так и эксплуатировать противоположный пол. Роль чародейки была основной в романтическую эпоху и значительно превосходила роли чародеев-мужчин в балетах. Романтическая эпоха была поглощена красотой и загадочной дихотомией сексуального и духовного аспектов женственности. Несмотря на растущую роль женщин в балете, женщины принесли мало пользы в социальном плане, поскольку эпоха все еще определялась широко распространенными патриархальными представлениями. В результате идеализированных женщин, представленных на сцене, и мужчин в сюжетах, готовых умереть за них, молодые танцовщицы часто оказывались объектами эксплуатации со стороны мужчин в обществе, которые хотели сохранить идею женственности, которую они преподносили через романтические сюжеты. [6]

Дизайн и сценография

[ редактировать ]

Романтическая пачка

[ редактировать ]
Романтическая пачка

Костюмом балерины-романтика стала романтическая пачка . Это была пышная белая многослойная юбка из тюля . Балерина надела белый лиф и пачку. Во вторых актах романтических балетов, представляющих духовную сферу, кордебалет появлялся на сцене в романтических пачках, что породило термин «белый акт» или ballet-blanc . Включение газового освещения и романтической пачки в романтические балеты вызвало у театралов той эпохи ощущение жуткости из-за того, что сквозь тонкую ткань проступали силуэты ног танцовщицы. До 19 века тюль ткали вручную, а это означало, что создание каждого костюма было трудоемким и дорогостоящим. Изобретение шпульной машины в 1808 году упростило производство тюля, что позволило увеличить масштабы производства романтических костюмов, создающих фирменный образ той эпохи.

В конце эпохи романтизма форма пачки изменилась: от пышной юбки в форме колокола романтической пачки к короткой и жесткой юбке, характерной для классической пачки . Укорочение пачки стало прямым результатом усложнения и сложности балетных шагов. К 1870-м годам длина пачки изменилась с середины икры до уровня выше колена танцовщицы. » Чайковского В «Лебедином озере в конце 1870-х годов дебютировала еще более короткая пачка, состоящая из обручей и 10 слоев сетки, чтобы сохранить ее плоскую и широкую форму. Классическая пачка вскоре стала самой известной формой юбки, которую прима-балерины использовали, чтобы продемонстрировать свое мастерство и силу. [7]

Эпоха романтизма знаменует собой первый случай, когда танцоры начали включать работу на пуантах в свои классные занятия и выступления, выходящие за рамки элементарных поз и трюков, призванных ослепить глаза публики. Пуанты изначально были созданы для создания эффекта парения танцора. Первое использование пуантов в спектакле приписывают Мари Тальони в «Сильфиде». В отличие от жестких ножек и коробки современных пуантов, пуанты Тальони были типичными балетками той эпохи с дополнительной штопкой по бокам и на кончиках туфель, чтобы создать дополнительную подушечку для пальцев ног. Из-за отсутствия поддержки в обуви балерины не могли долго оставаться на пуантах. [8]

Техника балета от эпохи барокко к эпохе романтизма представлена ​​плавным изменением движений, при этом шаги эпохи барокко одновременно теряются и переосмысливаются. [9] В ту эпоху работа на пуантах стала все более распространенной в классной работе, хотя эта техника не считалась особенно революционной. В записях классных занятий той эпохи работа на пуантах упоминается в непринужденной манере, что указывает на то, что работа на пуантах считалась естественным продолжением прошлой балетной техники, а не новым явлением. С появлением в классах работы на пуантах усилилось внимание к укреплению стоп как у танцоров, так и у женщин. [9] Такие упражнения, как купе, впервые преподавали в эту эпоху, чтобы подготовить танцоров к силе, необходимой для танца на незаблокированных пуантах. С тех пор эти упражнения развивались вместе с современной техникой и приобрели новое значение. [10]

Спецэффекты

[ редактировать ]

Романтический балет во многом обязан новым разработкам в области театральных эффектов, особенно газового освещения. Раньше для освещения театров использовались свечи, но газовое освещение позволяло создавать эффекты затемнения и другие тонкости. В сочетании с эффектами романтической пачки, балерин, позирующих на пуантах , и использованием проводов, заставляющих танцоров «летать», режиссеры использовали газовое освещение для создания сверхъестественных зрелищ на сцене.

Знаменитые балеты

[ редактировать ]

Известные хореографы

[ редактировать ]

Известные композиторы

[ редактировать ]

Известные театры

[ редактировать ]
  1. ^ Гебельт, Тамара Ли (1995). «Эволюция романтического балета: либретти и чародейские персонажи избранных романтических балетов 1830-1890-х годов» . LSU Digital Commons . Проверено 30 марта 2023 г.
  2. ^ Кант, Мариан (2007). Кембриджский компаньон балета . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 175–176.
  3. ^ СМИТ, МАРИАН (01 марта 2007 г.). «Исчезающий танцор». Кембриджский оперный журнал . 19 (1): 33–57. дои : 10.1017/s095458670700225x . ISSN   0954-5867 . S2CID   194038440 .
  4. ^ Гарафола, Линн (1985). «Танцор-травести в балете девятнадцатого века» . Журнал танцевальных исследований . 17 (2): 35–40. дои : 10.2307/1478078 . ISSN   0149-7677 . JSTOR   1478078 . S2CID   191476946 .
  5. ^ Кеннеди, Фенелла (4 мая 2017 г.). «Переосмысление танцовщицы-травести: вопросы чтения и представления в Парижской опере». Танцевальная хроника . 40 (2): 192–210. дои : 10.1080/01472526.2017.1321374 . ISSN   0147-2526 . S2CID   192966654 .
  6. ^ Гебельт, Тамара Ли (1995). «Эволюция романтического балета: либретти и чародейские персонажи избранных романтических балетов 1830-1890-х годов» . LSU Digital Commons . Проверено 30 марта 2023 г.
  7. ^ Луслиф, Виктория (1 апреля 2007 г.). «Атака: танцоры и хореографы в юбках против пачек» . Танцевальный журнал . 81 (4). Журнал Dance Magazine, Inc.: 54–59. ISSN   0011-6009 — через General OneFile .
  8. ^ «Романтический балет: неземное искусство, основанное на материальном мире» . www.sfcv.org . Проверено 21 марта 2023 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Хаммонд, Сандра Нолл (1984). «Ключи к технической истории балета из уроков балета начала девятнадцатого века». Танцевальные исследования . III (1). Издательство Эдинбургского университета: 53–66. дои : 10.2307/1290587 . ISSN   0264-2875 . JSTOR   1290587 .
  10. ^ Хаммонд, Сандра Нолл (2006). «Французский стиль и эпоха» . Танцевальная хроника . 29 (3). Тейлор и Фрэнсис, ООО: 302–316. ISSN   1532-4257 . JSTOR   25598074 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5eca6a2ed085d4686b4643bba60cad0__1714668600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/d0/a5eca6a2ed085d4686b4643bba60cad0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romantic ballet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)