Балет и мода
костюм На протяжении всей своей истории балетный находился под влиянием моды . Одежда, специфичная для балета, используемая в постановках и во время тренировок, такая как балетки , юбка балерины , гетры и купальники, была элементом модных тенденций. Сам балетный костюм с годами эстетически адаптировался, включив в себя современные модные тенденции, а также обновив ткани и материалы, чтобы обеспечить большую свободу движений танцорам. Классический костюм балерины с пачкой и пуантами дебютировал в 1830-х годах. Балетный костюм отмечен инновациями в использовании легких материалов, таких как тюль , шифон и органза .
В начале 20 века постановки русской балетной труппы Ballets Russes оказали большое влияние на дизайн моды в Париже. Дизайнеры включили в свои творения балетную тематику. Среди дизайнеров, оказавшихся под влиянием балета, — Кристиан Диор , Эльза Скиапарелли , Поль Пуаре , Коко Шанель , Жак Фат , Жанна Ланвен , Мадлен Вионне , Молли Годдар и Симона Роша .
История
[ редактировать ]17 и 18 веков
[ редактировать ]
Италии и Франции 17 века Балетный костюм зародился в королевских дворах , в том числе при Людовике XIV . Ранние костюмы в балетных постановках основывались на придворных костюмах, хотя и более экстравагантных. [1] Все исполнители ранних балетов были мужчинами, а женские роли в стиле травести исполняли мальчики . В 18 веке, когда балет стал профессиональным и перешел из дворов в театры, ряды артистов балета пополнились женщинами . [2] Традиционно танцоры носили туфли на каблуках. [3] до 1730-х годов, когда Парижской оперы балерина Мари Камарго была одной из первых, кто стал носить балетки. [4] Она также носила юбки до середины икры и облегающие панталоны. [3]
До конца XVIII века ведущие танцоры балетной труппы часто носили маски. От этой практики отказались после того, как балетмейстер Жан-Жорж Новерр [3] а хореограф Максимилиан Гардель обходился без них, видя, как они мешают движениям танцоров и возможности видеть их мимику. Точно так же со сцены в основном исключались громоздкие прически и парики, не способствующие балетным движениям. [5]
19 век
[ редактировать ]Балетный костюм играет важную роль в облегчении движений танцоров, «сохраняя при этом целостность линии тела». Технические и визуальные проблемы с балетным костюмом решаются за счет создания хорошо продуманной и пропорциональной одежды. Балетный костюм развивался вместе с хореографией , позволяя демонстрировать мускулатуру. [5]
В конце 18 — начале 19 веков индустриализация производства хлопка привела к повсеместной доступности дешевых хлопчатобумажных тканей, таких как тюль , муслин , тарлатан и марля . Балетные труппы смогли изготавливать новые костюмы для каждого спектакля. [6]
Балетный костюм начала 19 века отражал женскую моду той эпохи . Балет использовал элементы высокой моды, в том числе длинные рукава, открытое декольте, приталенную талию, юбки в форме колокола и более прозрачные ткани. Такие адаптации, как более легкие ткани и приподнятый подол, дали танцорам большую свободу движений, а публике оценить работу ног танцора. естественный силуэт . Поскольку одежда стала менее ограниченной, подчеркивался [7]

Пуанты были изобретены примерно в 1820 году. [8] а архетипический образ романтической балерины был представлен Марией Тальони в балете 1832 года «Сильфида» . Ее приталенный лиф с декольте , прозрачная тюлевая юбка длиной до икры, [9] а атласные пуанты, зашнурованные вокруг икры, послужили образцом для костюма балерины. Ее юбка-балерина представляла собой укороченную версию модного платья 1830-х годов. [7] Она была первой балериной, станцевавшей полный балет на пуантах , и стала очень популярной благодаря широко опубликованным ее изображениям. Вслед за ее известностью стали производиться роскошные ткани и корсеты под названиями Тальони или Сильфида . [10] [11]
Когда балет стал развлечением для аристократов, артистка балета стала преимущественно женской профессией, и в конце 19 века репутация балерин снизилась. Феминизация балета отчасти произошла из-за увеличения мужской аудитории. [11] Балерины часто были бедными, маргинализированными членами общества, которых считали скорее рабочими, чем артистами. Они часто подвергались вниманию похотливых мужчин, превращались в сексуальный товар, а иногда и были вынуждены заниматься проституцией. [12]
На стили балетных костюмов повлияла популярность романтических повествований регионального и сверхъестественного фольклора, таких как мотив сильфиды . [11] К концу XIX века классическая пачка была узаконена в Петербурге в эпоху балетмейстера Мариуса Петипа . [9] За это время пачку укоротили и усилили коробки пуантов. [6]
20 век
[ редактировать ]Русские балеты
[ редактировать ]
Начиная с 1909 года, русская балетная труппа Ballets Russes привезла высокий классический балет на Запад, главным образом в Париж. Модельеры и представители высокой моды вдохновлялись влиятельной балетной труппой. [11] Леон Бакст был главным художником по костюмам труппы в начале 1900-х годов. Его проекты вдохновили Поля Пуаре , который также занимался дизайном компании. [13] Тенденции парижской моды были адаптированы в балетный костюм компанией Ballets Russes. [14] Платье из балета Стравинского 1910 года «Жар-птица» оказало большое влияние на дизайн моды. Ориенталистская эстетика «Русского балета» повлияла на яркие брюки, юбки-шаровары и брюки модельера Поля Пуаре. [7] Коко Шанель разработала костюмы для балета « Голубой поезд» 1924 года и продолжила создавать моду, вдохновленную балетом. [13]
1920-е годы
[ редактировать ]«Русский балет» продолжал оказывать влияние на моду вплоть до 1920-х годов. Поворотным моментом во взаимоотношениях балета и моды стала Сергея Дягилева постановка «Спящая красавица» в 1921 году . [7] Использование в балете светлых пастельных тонов, таких как сиреневый, повлияло на цветовые тенденции в моде. Синие костюмы синей птицы в постановке вдохновили Эльзу Скиапарелли на создание своего фирменного цвета «спящий синий». [11] французского модельера Жанны Ланвен пышные платья середины 1920-х годов и Мадлен Вионне » платье «Балерина Костюм балерины вдохновил . По словам историка балета Ильяны Картас, в 1920-е годы образы женственности пропагандировались в контексте атлетизма, физических упражнений и физического тела. [11]
Итальянский модельер Эльза Скиапарелли также сотрудничала с «Русским балетом», вдохновленная сюрреалистическими костюмами Джорджо де Кирико 1929 года в постановке Дягилева «Бал» . [13]
1930-е и балетомания
[ редактировать ]Балет «Котильон» 1932 года был поставлен Джорджем Баланчиным и в нем играла Тамара Туманова , одна из первых детских балерин . [11] Костюмы для постановки были разработаны Кристианом Бераром и изготовлены Барбарой Каринской , которая применила новаторский подход к наслоению тюля разного цвета. Дизайн Берара вдохновил на создание блестящих тюлевых платьев, которые Коко Шанель создала в 1930-х годах. [7]
С 1930-х годов балетный костюм вдохновлял модные тенденции приталенных лифов и силуэтов в форме колокола. Материалы, используемые для пачек, такие как шифон , шелковый тюль, [11] и органза позже были включены в модные коллекции. [15] Стиль пачек романтической эпохи также оказал влияние на дизайн платьев. В 1930-х годах в моду вошли более длинные платья с тюлевыми юбками, примером чего является платье «Этуаль» Коко Шанель 1937 года. [16] который черпал вдохновение из балета Баланчина 1932 года «Котильон» . [17]
Тенденция балетомании 1930-х и 1940-х годов оказала заметное влияние на моду. В начале 1930-х годов балетная мода часто освещалась в журналах. С 1930-х годов балерины также использовались в качестве моделей. [18]
1940-е и 1950-е годы
[ редактировать ]С появлением синтетических материалов одежда для занятий балетом, такая как купальники и колготки, стала популярной как модная вещь. с 1940-х годов [19]

В 1941 году бывшая студентка балета и редактор отдела моды Диана Вриланд ввела новшество в использовании пуантов в качестве повседневной одежды, отчасти потому, что на них не распространялись ограничения военного времени. [11] Из-за нехватки кожи модельер Клэр Маккарделл поручила танцевальному дому Capezio произвести серию балеток в соответствии с ее моделями. [20] Балетки впоследствии стали повседневной обувью. [21]
Дизайнеры высокой моды и высокой моды в 1940-х годах часто сотрудничали со звездными балеринами, такими как Марго Фонтейн . Такие кутюрье, как Пьер Бальмен, создавали костюмы как для балета, так и для высокой моды. Дизайнеры Кристиан Диор и Жак Фат находились под влиянием балетного костюма. [7] Костюмы, созданные Фатхом для фильма 1948 года «Красные туфли» с участием балерины Мойры Ширер, также оказали влияние на создание спроса на моду, вдохновленную балетом. [7]
Дом моды Balmain , основанный Пьером Бальменом , и дизайнер Кристобаль Баленсиага черпали вдохновение в эстетике балетного костюма. использование перьев в балетных костюмах персонажей-балерин-птиц в постановках «Жар-птица» , «Умирающий лебедь» , «Лебединое озеро» . В моде имитировалось также [16]
1960-е и 1970-е годы
[ редактировать ]
В конце 1960-х и 1970-х годах бренд одежды Danskin производил купальники, которые можно было носить как для танцев, так и в уличной одежде. модельер Бонни Огаст популяризировала вид комбинезонов, которые носили под юбками с запахом В середине 1970-х . Модный дизайн, вдохновленный балетом, возродился в 1970-х годах, в эпоху диско , в то время как спорт включал в себя основу одежды для репетиций балета, такой как купальники. [18]
В 1970-х годах Танцевального театра Гарлема основатель Артур Митчелл решил, что колготки и обувь танцоров должны соответствовать тону их кожи . Компания по производству танцевальной одежды Capezio изготовила для компании коричневые пуанты. [8]
Коллекция 1976 года от Ива Сен-Лорана отдала дань уважения «Русскому балету» и Сержу Дягилеву. [22]
21 век
[ редактировать ]В начале 2000-х годов модная тенденция, вдохновленная балетом, в значительной степени опирающаяся на теплую одежду, называлась «танцор вне работы». В 2000-х годах балетная мода была популяризирована в кино и на телевидении благодаря фильму «Черный лебедь» и Кэрри Брэдшоу культовой тюлевой юбке из «Секса в большом городе» . [23] В 2000-е годы ассортимент компаний, производящих пуанты, расширился и теперь включает в себя оттенки кожи цветных людей, в том числе чернокожих женщин в балете . [16] [24]
выставка «Балерина: современная муза моды» прошла В Музее FIT 2020 года . [16]
Балеткор
[ редактировать ]Возрождение интереса к моде, вдохновленной балеринами, в середине 2020-х годов стало известно как балеткор. Модная тенденция черпала вдохновение из изящной и элегантной эстетики балерин, которую назвали «гиперженственной» и которая сочетает в себе комфорт и движения тела в контексте, исследующем женственность. [23] [25] Популярность этой тенденции объясняется одержимостью поколения Z ностальгией. [23]
Balletcore продолжал использовать в моде традиционные балетные костюмы, такие как балетки, пуанты, юбки-балерины, купальники и колготки. Спортивная мода включает элементы танцевальной одежды, такие как гетры , которые часто многослойны или сочетаются с юбками с завязками и топами с запахом, а также изящные аксессуары, такие как ленты колье- и туфли в стиле балеток . [25] Balletcore продолжал полагаться на легкие материалы, такие как тюль и атлас , органза , прозрачные ткани, сетка и спандекс . Мода, вдохновленная балетом, продолжает подчеркивать мягкие пастельные оттенки, такие как розовый, персиковый, нежно-голубой, сиреневый и светлые нейтральные цвета. [26] [16]
В 2020-х годах элементы, вдохновленные балетом, стали более популярными в коллекциях Rodarte и Miu Miu , а также в коллекциях модельеров Молли Годдар и Симоны Роша . [24] [26] Хотя балет в основном является явлением в женской одежде, он также повлиял на дизайн мужской и спортивной одежды : бренды создают коллекции, сочетающие функциональность с балетной эстетикой. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беннахум, Джудит (2005). Соблазн совершенства: Мода и балет, 1780-1830 гг . Рутледж. п. 25. ISBN 978-1-135-87830-6 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Картас, Ильяна (2012). «Гендерная политика и возрождение балета во Франции начала двадцатого века» . Журнал социальной истории . 45 (4): 962. дои : 10.1093/jsh/shr102 . ISSN 0022-4529 . JSTOR 41678946 .
- ^ Jump up to: а б с «Балетный костюм» . Британника. Архивировано из оригинала 26 февраля 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Гихин, Джулия (4 августа 2020 г.). «История пуантов: знаменательные моменты, которые сделали фирменную балетную обувь тем, чем она является сегодня» . Журнал Пуэнт . Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Чазин-Беннахум, Джудит (2005). Соблазн совершенства: Мода и балет, 1780-1830 гг . Психология Пресс. п. 30. ISBN 978-0-415-97038-9 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кант, Мэрион (2007). Кембриджский компаньон балета . Издательство Кембриджского университета. стр. 187–193. ISBN 978-1-139-82719-5 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Паунд, Кэт (22 октября 2019 г.). «Как балет вдохновил моду» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Маршалл, Алекс (4 ноября 2018 г.). «Коричневые туфли с острыми носками появились спустя 200 лет после белых» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б О'Брайен, Кэролайн (2021). «Костюм» . Оксфордский справочник по современному балету . Издательство Оксфордского университета. п. 420. ИСБН 978-0-19-087149-9 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Бейтман, Кристен (2 марта 2022 г.). «Почему балеткор возвращается» . Журнал W. Архивировано из оригинала 10 мая 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мурман, Катя (13 июля 2022 г.). «История балетного направления в моде» . Нет Килл Мэг . Архивировано из оригинала 12 августа 2022 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Толедо, Рики; Виджандре, Чито (7 июня 2023 г.). «Как «аморальная» балерина превратилась в музу стиля» . Филиппинская звезда . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс, Эйми (2021). «Балет и мода: любовный роман» . Глобус моды . Архивировано из оригинала 20 августа 2022 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ «Новая книга объясняет влияние балета на моду, от уличной одежды до Chanel» . Ежедневник . 19 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Бернвал, Вишакха (27 июня 2023 г.). «Влияние балета на моду» . Журнал модного права . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Шадл, Кэролайн (17 февраля 2020 г.). «Любовь моды с балетом изнутри» . Танцевальный журнал . Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Дахер, Надин (27 февраля 2020 г.). «От балеток до пачек: балет оставил свой след в моде» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 31 мая 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Боррелли-Перссон, Лэрд (24 ноября 2022 г.). «Балеткор: взгляд назад на то, как дизайнеры вдохновлялись танцем» . Мода . Архивировано из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Ли, Хизер Вон (2019). Артефакты американской моды . Издательство Блумсбери США. п. 275. ИСБН 978-1-4408-6458-2 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Кондра, Джилл (1 января 2008 г.). Гринвудская энциклопедия одежды на протяжении мировой истории: с 1801 года по настоящее время . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313336652 .
- ^ Уайт, Констанс ЧР (17 ноября 1998 г.). «Празднование Клэр Маккарделл» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 07 марта 2016 г. Проверено 6 июля 2016 г.
- ^ Дэвис, Мэри Э. (2010). «Русский стиль балета»: танцовщицы Дягилева и парижская мода . Книги реакции. п. 7. ISBN 978-1-86189-757-2 . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 г. Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Голдберг, Иордания (20 января 2023 г.). «Балет — это определенно *вещь*: вот что заставляет этот образ работать» . Отчет Зои . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Джексон, Ханна (9 июня 2022 г.). «Балетный стиль возвращается. На этот раз давайте сделаем все по размеру» . Мода . Архивировано из оригинала 3 августа 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Тернер, Элль (16 февраля 2023 г.). «Балетная красота — это романтическое обновление образа «макияж без макияжа», и оно льстит всем» . Гламур Великобритании . Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Прайор, Морган (3 апреля 2023 г.). «Балеткор в тренде: вот как его создать, по мнению стилистов и влиятельных лиц» . CNN подчеркнул . Архивировано из оригинала 4 мая 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Шах, Садик (8 июня 2023 г.). «Балеткор не только для девочек» . Мужской фолио . Архивировано из оригинала 16 сентября 2023 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мирс, Патрисия; Джейкобс, Лаура; Причард, Джейн; Харден, Розмари; Лобенталь, Джоэл (2019). Балерина: современная муза моды . Нью-Йорк: Вандом. ISBN 978-0-86565-373-3 .