Jump to content

Модный активизм

Модный активизм — это практика использования моды как средства социальных, политических и экологических изменений. Этот термин неоднократно использовался в работах дизайнеров и ученых Линды Гроуз , Кейт Флетчер, Матильды Там , Кирси Ниинимаки, Ани-Лизы Хиршер, Зои Романо и Орсолы де Кастро, поскольку они относятся к системным социальным и политическим изменениям посредством средств моды. [1] [2] [3] [4] Этот термин также используют некоторые модельеры, в том числе Стелла Маккартни . [5] Зрелище модного активизма как уличного протеста также было темой показов на парижском подиуме . Этот термин использует Селин Семаан , соучредитель Фонда Slow Factory.

По данным Google Ngram Viewer , популярность этого термина возросла в 1990-х годах, хотя сигнализация об активности через одежду практиковалась гораздо дольше. В своей книге «Дресс-коды » (2021 г.) ученый-юрист Ричард Томпсон Форд заявил, что одежда создавалась и использовалась с политическими намерениями на протяжении веков, и документированные доказательства восходят, по крайней мере, к эпохе Возрождения в западном мире. [6]

Как и в случае с другими формами активизма , цель состоит в том, чтобы продвигать, препятствовать, направлять или вмешиваться в социальные механизмы одежды, чтобы претендовать на определенную политическую повестку дня, а также влиять на системные изменения в индустрии моды. Он объединяет популярные стили одежды, от одежды и обуви до головных уборов и аксессуаров, с усилиями по осуществлению социальных и политических изменений за пределами обозначенных каналов влияния, предлагаемых местной политической системой , таких как голосование.

Область модного активизма охватывает практики, выходящие за рамки модных товаров и системы моды, чтобы активизировать представителей общественности к принятию мер по спорным вопросам. То есть активизм включает в себя повышение осведомленности и гражданскую мобилизацию, а также изменение поведения и стремление к экологическому, а также социально-политическому и системному воздействию. [1] [2] [7]

Модный активизм может использоваться как форма протеста , выражающая несогласие или поддержку. Однако этот термин может пострадать из-за своей неточности, поскольку многие одетые формы инакомыслия вступают в противоречие как с терминами «мода», так и с «активизмом». Например, использование традиционной этнической одежды в качестве протеста против «прогрессивной» политики (или колониализма , или универсальных прав человека , или феминизма ) не может рассматриваться как «мода». Точно так же отказ от таких традиционных этнических предметов одежды в пользу одежды с западным подтекстом (например, брюк) тоже может быть не «модой», но мощной формой выражения политического инакомыслия. Другой неоднозначный элемент этого термина касается причины и следствия ; например, если ношение коротких юбок приводит к освобождению женщин или является результатом освобождения, уже произошедшего с помощью других, более мощных политических средств.

Примеры повседневного модного активизма

[ редактировать ]

Модный активизм может проявляться на подиумах и в художественных галереях , но использование этого термина означает одежду, которую носят в повседневной жизни. Повседневные примеры модного активизма в западных обществах варьируются от одежды с символами мира , которые были популяризированы в конце 20-го века, до [8] использование военной формы в качестве антивоенного активизма среди хиппи в 1960-х годах, шляпы с надписью « Сделаем Америку снова великой », которые сторонники Дональда Трампа носили на протяжении и после президентской кампании 2016 года, [9] и спорное использование гавайских рубашек среди сторонников движения «Бугалу». [10]

«Громкий» против «тихого» активизма

[ редактировать ]

Чарльз Дж. Томпсон утверждает, что модный активизм становится особенно заметен в столкновении противоположностей, например, когда красные шляпы «Сделаем Америку снова великой» и вязаные « киски » выступают в качестве сталкивающихся социокультурных маркеров противоположных политических взглядов. [11] Эти две противоположные шляпы могут быть примером протестных и явно политических форм одетых активистов. Другие ученые делают акцент на формах модного активизма, которые подчеркивают размышления, ремонт, заботу о себе и примирение посредством одежды – то, что они называют «тихим активизмом». [12] Этот тип неконфронтационного и конструктивного активизма перекликается с общим подходом крафтивизма и работами Сары П. Корбетт .

Глобальная напряженность

[ редактировать ]

Обычно модный активизм называют западным феноменом, хотя наиболее очевидную форму он может принимать как выражение глобальной напряженности. Особенно строгий контроль за женской одеждой ведется в таких странах, как Афганистан, Иран, Саудовская Аравия и Судан, и это лишь некоторые из них, а также в США людей привлекают к суду за выбор одежды. [13] Франц Фанон и Хоми К. Бхабха писали, что одежда используется для переговоров и сопротивления оккупации или колониальным силам ассимиляции как формы гибридности . [14] Нося традиционную одежду, население бросает вызов формированию лояльных колониальных подданных. [15] Ношение символов противоборствующих сторон в глобальных конфликтах также является популярной формой модного активизма, например, этнических или религиозных знаков отличия и армейских нашивок. Другим примером может служить российский гимнаст Иван Куляк, который в 2022 году приклеил букву «Z» на переднюю часть своей формы в поддержку российского вторжения в Украину . [16]

Медленная фабрика

[ редактировать ]

Помимо использования среди дизайнеров, продвигающих устойчивое развитие и вовлечение пользователей, этот термин недавно был заново придуман дизайнером Селин Семан в ее работе с лабораторией моды Slow Factory в Нью-Йорке. [17] В этом контексте предметы из ее коллекций использовались как средство модного активизма; ожерелье «Ключ к достоинству», с помощью которого люди могут продемонстрировать поддержку перемещенным беженцам с Ближнего Востока, шарф «Запрещенный», демонстрирующий всеобщее воздействие запрета мусульман, введенного президентом Трампом, и коллаборация с ACLU «1st Amendment Flight Jacket» с Первой поправки текстом . написано на арабском языке и направлено против роста исламофобии в Соединенных Штатах и ​​преступлений на почве ненависти против американских мусульман. [18]

Социальные движения, влияющие на моду

[ редактировать ]

Социальные и политические движения всегда были связаны с модой, поскольку одежда обеспечивает визуальную ценность и послание движений.

Социальные движения в истории

[ редактировать ]

Источник: [19]

Сан-Кюлоты: Франция конца XVIII века.

[ редактировать ]

Простолюдины Французской революции, рабочий класс третьего штата, получили название «санкюлоты». Это означало «без бриджей» и использовалось для обозначения революционеров-популистов из низшего сословия из-за того, что в их одежде были брюки в полный рост вместо аристократических бриджей поверх чулок. Они использовали эту моду, чтобы отстаивать свои права и бороться против монархии. Их выбор одежды стал символом новой свободы самовыражения в социальном, политическом и экономическом плане, которую обещала Французская революция.

Женское избирательное движение в США и Великобритании: начало 1900-х гг.

[ редактировать ]

1900-е годы стали началом борьбы женщин за свои права, в первую очередь за право голоса. В 1913 году 5000 женщин прошли маршем в Вашингтоне, округ Колумбия, требуя права голоса. Суфражистки использовали моду как инструмент политики и кампании; он защищал свое дело, подчеркивая при этом женскую внешность. Женщины начали носить удобную, обтекаемую одежду, например брюки, которая стала символом нового места женщины в обществе. Популярными стали и другие новинки, такие как сшитые на заказ костюмы с широкой юбкой, поскольку это было практично и респектабельно. Суфражисток идентифицировали по трем основным цветам, которые они носили на мероприятиях: фиолетовый — для верности и достоинства, белый — для чистоты и желтый — для добродетели.

Феминистское движение второй волны: 1960-е гг.

[ редактировать ]

Рост власти феминисток, а также постоянное разочарование женщин в патриархальной системе (получение избирательного права и дискриминация при приеме на работу) побудили женщин продвигать ее дальше, укорачивая подол юбок. Мини-юбка была формой женского освобождения и интерпретировалась как форма политического активизма. Мэри Квант приписывают создание первой мини-юбки. Освобождение 1960-х годов от независимости и сексуальной свободы выражалось через мини-юбку.

Движение «Черные пантеры»: 1960-70-е гг.

[ редактировать ]

Середина 1960-70-х годов была временем, когда афроамериканцы считались низом социальной иерархии, что вынуждало их бороться с несправедливостью и дискриминацией. Бобби Сил и Хьюи П. Ньютон основали Партию «Черные пантеры» в 1966 году для кампании против расовой дискриминации. Полный черный образ был визитной карточкой вечеринки. Это был способ передать послание о гордости и освобождении черных. Он был тонко смоделирован по образцу военной формы; В черной кожаной куртке, черных брюках, темных очках и черном берете. К 1970-м годам почти две трети партии составляли женщины, которые пересмотрели стандарты красоты афроамериканок. Они оставили волосы в естественном афро, чтобы выразить свою солидарность и протестовать против конформистских стандартов красоты. Этот тип модного активизма был для них способом внедрить африканские элементы в американское общество.

Движение против войны во Вьетнаме и хиппи: 1970-е годы

[ редактировать ]

«Занимайтесь любовью, а не войной» — философия движения хиппи, которая была распространена по всей территории США в 1960-х годах, помогла распространить идеи антивоенной и контркультуры. Чтобы выразить свою ненасильственную идеологию, хиппи одевались в яркую одежду, брюки-клеш, с узорами пейсли и черными повязками на рукавах. Это стало самоидентификацией хиппи. Эта одежда символизирует жизнь, любовь, мир и неодобрение войны, которые известны и признаются и сегодня. Черные повязки символизировали траур по другу, семье, товарищу или члену команды, погибшему во Вьетнамской войне.

Экологическое общественное движение и футболка с логотипом протеста: 1980-е годы

[ редактировать ]

На Неделе моды в Лондоне в 1984 году британский модельер Кэтрин Хэмнетт носила футболку с надписью «58% не хотят Першинга». Этот протест был ответом на установку американских ядерных ракет в Великобритании. Этот протест привлек внимание общественности и призвал к действию.

Предметы модного дизайна, повлиявшие на общественно-политические события

[ редактировать ]

Популярные предметы одежды часто комментируют политические события. Примеры варьируются от восстания эпохи Возрождения против законов о роскоши до костюмов судов, комментирующих текущие войны, до предметов одежды, являющихся частью женской одежды и транс-либерализации в 20 веке. [20]

шаровары

[ редактировать ]

Шаровары , одежда , предполагающая неограниченную свободу движений в отличие от искусственных фигур викторианской эпохи, стали популярными благодаря активистам за права женщин в 1850-х годах. Они предложили удобную альтернативу тесным платьям, которые носили западные женщины того времени. Взяв свое имя в честь своей самой известной защитницы, активистки за права женщин Амелии Блумер , они также стали символом более широкого суфражистского движения и реформы одежды . [21]

Мини-юбка

[ редактировать ]

Мини-юбка дебютировала в 1964 году и быстро стала оплотом молодежной культуры и неповиновения. [22] Мэри Квант , лондонский дизайнер, создавшая юбку, стремилась отразить эпоху, которая была «высокомерной, агрессивной и сексуальной». [23] Соответственно, мини-юбка была популярным выбором независимых и прогрессивных женщин в 1960-х годах. Во время жестоких протестов и событий мая 1968 года во Франции мини-юбка стала символом женской революции и неповиновения. Андре Курреж популяризировал подол во Франции. В то время как ностальгия по 1970-м годам привела к возвращению к более традиционному подолу, мини-юбка по сей день остается символом прав женщин и сексуального освобождения.

Футболка с надписью

[ редактировать ]

Футболка с лозунгом пользуется популярностью у активистов с момента ее создания. Подпитанные духом «сделай сам» эпохи панка, Вивьен Вествуд революционный дизайн футболок сделал эстетику слогана мейнстримом в 1970-х годах. В 1979 году дизайнер Кэтрин Хэмнетт запустила марку и линию рубашек, основанную на концепции « правильного образа жизни ». лозунги на рубашках были основаны на центральных посланиях буддизма . Футболки были «задуманы как плодотворные, чтобы заставить людей думать, а затем, надеюсь, действовать», сказал Хэмнетт в интервью. [24] В последние годы футболки с надписями стали неотъемлемой частью массовой культуры — от подиумов до стадионов. Британский дизайнер Дэниел В. Флетчер организовал сидячую забастовку против Брексита, на которой протестующие были одеты в рубашки и толстовки с надписью «остаться». Многие известные дизайнеры и бренды, такие как Dior , Public School, Everlane и Slow Factory, выпустили лозунги, поддерживающие права женщин, права геев, иммигрантов, беженцев и усилия по сохранению природы.

Куфия – традиционный черно-белый шарф , который носят вокруг головы или шеи. По мнению критика дизайна Халы Малак, куфия восходит к доисламскому Шумеру . Первосвященники носили тюрбаны и рыболовные сети, молясь об удачном рыболовном сезоне; объединение этих двух тканей в конечном итоге привело к созданию классического сетчатого узора, которым известна Кефия. После арабского восстания 1936 года Кефия стала символом политического восстания и восстания. Лишь после прихода к власти Арафата в 1960-х годах шарф стал символом палестинской солидарности. Шарф появился среди многих левых групп и антивоенных организаций. Шарф был использован в качестве модного аксессуара на показе Balenciaga 2007 года . Куфия является модным элементом на Западе, хотя мало кто знает о ее богатой политической истории. [25] Сегодня Фонд Кафлаб работает с художниками и дизайнерами, чтобы исследовать и дестигматизировать арабское наследие и идентичность через Куфию.

Серпикан Наро

[ редактировать ]

Serpica Naro — это активистский бренд, созданный миланскими активистами сетевых работников в 2005 году. [26] Ее задачей было проникнуть на Неделю моды в Милане и организовать акцию протеста против условий труда в индустрии моды. Создав бренд, воспользовавшись выдуманным авторитетом японских улиц, активистам удалось убедить организаторов недели моды, что бренд является законным, и добились того, чтобы показ был запланирован на официальное расписание. На подиуме активисты использовали одежду, чтобы критиковать условия труда в экономике моды. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Флетчер, Кейт (1971-...)., Автор. (2014). Путешествия по устойчивому дизайну моды и текстиля . Earthscan от Routledge. ISBN  978-0-415-64456-3 . OCLC   879311916 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Перейти обратно: а б фон Буш, Отто (2008). Способность к моде: хактивизм и увлеченный дизайн одежды . Гетеборг: Университет Гетеборга.
  3. ^ Хиршер, Алабама; Ниинимаки, К. (апрель 2013 г.). « Активизм в сфере моды через совместный дизайн» . В материалах Crafting the Future, 10-я конференция Европейской академии дизайна. : 17–19.
  4. ^ Перейти обратно: а б Герарди, Сильвия; Мурджа, Анналиса (2013). " "Инсценировка нестабильности: подиум Serpica Naro во время Недели моды в Милане" ". Культура и организация . 21 .
  5. ^ Фарра, Эмили (19 августа 2019 г.). «Активисты восстания против вымирания в рамках кампании Стеллы Маккартни выступают за «полные системные изменения» » . Мода .
  6. ^ Форд, Ричард Томпсон (2021). Дресс-код: как законы моды вошли в историю . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
  7. ^ Фуад-Люк, Аластер (17 июня 2013 г.). Дизайнерский активизм . дои : 10.4324/9781849770941 . ISBN  9781849770941 .
  8. ^ Рауденбуш, Рэйчел. «Мир в наше время: Знак мира как икона моды» (PDF) . Дрексельский университет . Проверено 9 апреля 2021 г.
  9. ^ Гивхан, Робин. «Кепка MAGA — это не политическое заявление. Это подстрекательская декларация идентичности» . Вашингтон Пост . Проверено 9 апреля 2021 г.
  10. ^ Пембертон, Натан Тейлор (29 июня 2020 г.). «Что вы делаете, когда за гавайской рубашкой приходит экстремизм?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 14 февраля 2021 г.
  11. ^ Томпсон, Чарльз Дж. (2022). «Активизм студентов колледжей в сфере моды в эпоху Трампа» в книге Пауличелли, Манлоу и Виссинджера (ред.) The Routledge Companion to Fashion Studies . Лондон: Рутледж. стр. 184–192.
  12. ^ Хакни, Фиона, Кэти Хилл, Клэр Сондерс и Джоани Уиллетт (2022). «Изменение мира, а не только нашего гардероба: чувствительность к экологически чистой одежде, заботе и тихому активизму». в Пауличелли, Манлоу и Виссинджере (ред.) The Routledge Companion to Fashion Studies . Лондон: Рутледж. стр. 111–121. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Робсон, Рутанн (2013). Одеваемся конституционно: иерархия, сексуальность и демократия — от причесок до обуви . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  14. ^ Фанон, Франц (1967). Черная кожа, белые маски . Нью-Йорк: Гроув Пресс.
  15. ^ Бхабха, Хоми (1994). Место культуры . Нью-Йорк: Рутледж.
  16. ^ Ингл, Шон (7 марта 2022 г.). «Российской гимнастке с символом «Z» на подиуме рядом с украинкой грозит длительная дисквалификация» . Хранитель .
  17. ^ Фарра, Эмили (23 апреля 2020 г.). « Мода создает культуру, а культура создает действие»: Селин Семан о роли индустрии во времена кризиса» . Мода . Проверено 9 апреля 2021 г.
  18. ^ Семаан, Селин (6 июня 2017 г.). «Эта модная коллекция — прямой удар по запрету мусульман Дональдом Трампом» . Подростковый мод . Проверено 9 апреля 2021 г.
  19. ^ «Как социальные движения и активизм повлияли на моду?» . Коллекционер . 25 июля 2021 г. Проверено 06 апреля 2023 г.
  20. ^ Певица Майя (17 сентября 2020 г.). «Мощная одежда: диаграмма влияния политики на моду» . Мода .
  21. ^ Кэт, Юнгникель (4 мая 2018 г.). Велосипеды и шаровары: женщины-изобретательницы викторианской эпохи и их необыкновенная велосипедная одежда . МТИ Пресс. ISBN  978-1-906897-75-8 . OCLC   1082426799 .
  22. ^ Борн, Лия (7 марта 2022 г.). «История мини-юбки: как появился самый смелый подол в моде» . 2023 ООО «ШеМедиа» . Проверено 30 октября 2023 г.
  23. ^ «Вот как мини-юбка изменилась с 1960-х годов» . ХаффПост . 23 марта 2015 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
  24. ^ «Интервью с этическим дизайнером Кэтрин Хэмнетт» . theFashionSpot . 20 ноября 2013 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
  25. ^ Ким, Кибом (11 февраля 2007 г.). «Там, где одни видят моду, другие видят политику» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 16 февраля 2023 г.
  26. ^ «История Серпики | Серпика Наро» (на итальянском языке) . Проверено 26 февраля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4fc22a6fb8fa46db6f39e77058828d7__1722267360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/d7/e4fc22a6fb8fa46db6f39e77058828d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fashion activism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)