Модный активизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( июнь 2023 г. ) |
Модный активизм — это практика использования моды как средства социальных, политических и экологических изменений. Этот термин неоднократно использовался в работах дизайнеров и ученых Линды Гроуз , Кейт Флетчер, Матильды Там , Кирси Ниинимаки, Ани-Лизы Хиршер, Зои Романо и Орсолы де Кастро, поскольку они относятся к системным социальным и политическим изменениям посредством средств моды. [1] [2] [3] [4] Этот термин также используют некоторые модельеры, в том числе Стелла Маккартни . [5] Зрелище модного активизма как уличного протеста также было темой показов на парижском подиуме . Этот термин использует Селин Семаан , соучредитель Фонда Slow Factory.
По данным Google Ngram Viewer , популярность этого термина возросла в 1990-х годах, хотя сигнализация об активности через одежду практиковалась гораздо дольше. В своей книге «Дресс-коды » (2021 г.) ученый-юрист Ричард Томпсон Форд заявил, что одежда создавалась и использовалась с политическими намерениями на протяжении веков, и документированные доказательства восходят, по крайней мере, к эпохе Возрождения в западном мире. [6]
Как и в случае с другими формами активизма , цель состоит в том, чтобы продвигать, препятствовать, направлять или вмешиваться в социальные механизмы одежды, чтобы претендовать на определенную политическую повестку дня, а также влиять на системные изменения в индустрии моды. Он объединяет популярные стили одежды, от одежды и обуви до головных уборов и аксессуаров, с усилиями по осуществлению социальных и политических изменений за пределами обозначенных каналов влияния, предлагаемых местной политической системой , таких как голосование.
Область модного активизма охватывает практики, выходящие за рамки модных товаров и системы моды, чтобы активизировать представителей общественности к принятию мер по спорным вопросам. То есть активизм включает в себя повышение осведомленности и гражданскую мобилизацию, а также изменение поведения и стремление к экологическому, а также социально-политическому и системному воздействию. [1] [2] [7]
Модный активизм может использоваться как форма протеста , выражающая несогласие или поддержку. Однако этот термин может пострадать из-за своей неточности, поскольку многие одетые формы инакомыслия вступают в противоречие как с терминами «мода», так и с «активизмом». Например, использование традиционной этнической одежды в качестве протеста против «прогрессивной» политики (или колониализма , или универсальных прав человека , или феминизма ) не может рассматриваться как «мода». Точно так же отказ от таких традиционных этнических предметов одежды в пользу одежды с западным подтекстом (например, брюк) тоже может быть не «модой», но мощной формой выражения политического инакомыслия. Другой неоднозначный элемент этого термина касается причины и следствия ; например, если ношение коротких юбок приводит к освобождению женщин или является результатом освобождения, уже произошедшего с помощью других, более мощных политических средств.
Примеры повседневного модного активизма
[ редактировать ]Модный активизм может проявляться на подиумах и в художественных галереях , но использование этого термина означает одежду, которую носят в повседневной жизни. Повседневные примеры модного активизма в западных обществах варьируются от одежды с символами мира , которые были популяризированы в конце 20-го века, до [8] использование военной формы в качестве антивоенного активизма среди хиппи в 1960-х годах, шляпы с надписью « Сделаем Америку снова великой », которые сторонники Дональда Трампа носили на протяжении и после президентской кампании 2016 года, [9] и спорное использование гавайских рубашек среди сторонников движения «Бугалу». [10]
«Громкий» против «тихого» активизма
[ редактировать ]Чарльз Дж. Томпсон утверждает, что модный активизм становится особенно заметен в столкновении противоположностей, например, когда красные шляпы «Сделаем Америку снова великой» и вязаные « киски » выступают в качестве сталкивающихся социокультурных маркеров противоположных политических взглядов. [11] Эти две противоположные шляпы могут быть примером протестных и явно политических форм одетых активистов. Другие ученые делают акцент на формах модного активизма, которые подчеркивают размышления, ремонт, заботу о себе и примирение посредством одежды – то, что они называют «тихим активизмом». [12] Этот тип неконфронтационного и конструктивного активизма перекликается с общим подходом крафтивизма и работами Сары П. Корбетт .
Глобальная напряженность
[ редактировать ]Обычно модный активизм называют западным феноменом, хотя наиболее очевидную форму он может принимать как выражение глобальной напряженности. Особенно строгий контроль за женской одеждой ведется в таких странах, как Афганистан, Иран, Саудовская Аравия и Судан, и это лишь некоторые из них, а также в США людей привлекают к суду за выбор одежды. [13] Франц Фанон и Хоми К. Бхабха писали, что одежда используется для переговоров и сопротивления оккупации или колониальным силам ассимиляции как формы гибридности . [14] Нося традиционную одежду, население бросает вызов формированию лояльных колониальных подданных. [15] Ношение символов противоборствующих сторон в глобальных конфликтах также является популярной формой модного активизма, например, этнических или религиозных знаков отличия и армейских нашивок. Другим примером может служить российский гимнаст Иван Куляк, который в 2022 году приклеил букву «Z» на переднюю часть своей формы в поддержку российского вторжения в Украину . [16]
Медленная фабрика
[ редактировать ]Помимо использования среди дизайнеров, продвигающих устойчивое развитие и вовлечение пользователей, этот термин недавно был заново придуман дизайнером Селин Семан в ее работе с лабораторией моды Slow Factory в Нью-Йорке. [17] В этом контексте предметы из ее коллекций использовались как средство модного активизма; ожерелье «Ключ к достоинству», с помощью которого люди могут продемонстрировать поддержку перемещенным беженцам с Ближнего Востока, шарф «Запрещенный», демонстрирующий всеобщее воздействие запрета мусульман, введенного президентом Трампом, и коллаборация с ACLU «1st Amendment Flight Jacket» с Первой поправки текстом . написано на арабском языке и направлено против роста исламофобии в Соединенных Штатах и преступлений на почве ненависти против американских мусульман. [18]
Социальные движения, влияющие на моду
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( октябрь 2023 г. ) |
![]() | Этот раздел содержит подробный перефраз несвободного источника, защищенного авторским правом, https://www.thecollector.com/how-social-movements-activism-influenced-fashion-history/ ( отчет Copyvios ) . ( Октябрь 2023 г. ) |
Социальные и политические движения всегда были связаны с модой, поскольку одежда обеспечивает визуальную ценность и послание движений.
Социальные движения в истории
[ редактировать ]Источник: [19]
Сан-Кюлоты: Франция конца XVIII века.
[ редактировать ]Простолюдины Французской революции, рабочий класс третьего штата, получили название «санкюлоты». Это означало «без бриджей» и использовалось для обозначения революционеров-популистов из низшего сословия из-за того, что в их одежде были брюки в полный рост вместо аристократических бриджей поверх чулок. Они использовали эту моду, чтобы отстаивать свои права и бороться против монархии. Их выбор одежды стал символом новой свободы самовыражения в социальном, политическом и экономическом плане, которую обещала Французская революция.
Женское избирательное движение в США и Великобритании: начало 1900-х гг.
[ редактировать ]1900-е годы стали началом борьбы женщин за свои права, в первую очередь за право голоса. В 1913 году 5000 женщин прошли маршем в Вашингтоне, округ Колумбия, требуя права голоса. Суфражистки использовали моду как инструмент политики и кампании; он защищал свое дело, подчеркивая при этом женскую внешность. Женщины начали носить удобную, обтекаемую одежду, например брюки, которая стала символом нового места женщины в обществе. Популярными стали и другие новинки, такие как сшитые на заказ костюмы с широкой юбкой, поскольку это было практично и респектабельно. Суфражисток идентифицировали по трем основным цветам, которые они носили на мероприятиях: фиолетовый — для верности и достоинства, белый — для чистоты и желтый — для добродетели.
Феминистское движение второй волны: 1960-е гг.
[ редактировать ]Рост власти феминисток, а также постоянное разочарование женщин в патриархальной системе (получение избирательного права и дискриминация при приеме на работу) побудили женщин продвигать ее дальше, укорачивая подол юбок. Мини-юбка была формой женского освобождения и интерпретировалась как форма политического активизма. Мэри Квант приписывают создание первой мини-юбки. Освобождение 1960-х годов от независимости и сексуальной свободы выражалось через мини-юбку.
Движение «Черные пантеры»: 1960-70-е гг.
[ редактировать ]Середина 1960-70-х годов была временем, когда афроамериканцы считались низом социальной иерархии, что вынуждало их бороться с несправедливостью и дискриминацией. Бобби Сил и Хьюи П. Ньютон основали Партию «Черные пантеры» в 1966 году для кампании против расовой дискриминации. Полный черный образ был визитной карточкой вечеринки. Это был способ передать послание о гордости и освобождении черных. Он был тонко смоделирован по образцу военной формы; В черной кожаной куртке, черных брюках, темных очках и черном берете. К 1970-м годам почти две трети партии составляли женщины, которые пересмотрели стандарты красоты афроамериканок. Они оставили волосы в естественном афро, чтобы выразить свою солидарность и протестовать против конформистских стандартов красоты. Этот тип модного активизма был для них способом внедрить африканские элементы в американское общество.
Движение против войны во Вьетнаме и хиппи: 1970-е годы
[ редактировать ]«Занимайтесь любовью, а не войной» — философия движения хиппи, которая была распространена по всей территории США в 1960-х годах, помогла распространить идеи антивоенной и контркультуры. Чтобы выразить свою ненасильственную идеологию, хиппи одевались в яркую одежду, брюки-клеш, с узорами пейсли и черными повязками на рукавах. Это стало самоидентификацией хиппи. Эта одежда символизирует жизнь, любовь, мир и неодобрение войны, которые известны и признаются и сегодня. Черные повязки символизировали траур по другу, семье, товарищу или члену команды, погибшему во Вьетнамской войне.
Экологическое общественное движение и футболка с логотипом протеста: 1980-е годы
[ редактировать ]На Неделе моды в Лондоне в 1984 году британский модельер Кэтрин Хэмнетт носила футболку с надписью «58% не хотят Першинга». Этот протест был ответом на установку американских ядерных ракет в Великобритании. Этот протест привлек внимание общественности и призвал к действию.
Предметы модного дизайна, повлиявшие на общественно-политические события
[ редактировать ]Популярные предметы одежды часто комментируют политические события. Примеры варьируются от восстания эпохи Возрождения против законов о роскоши до костюмов судов, комментирующих текущие войны, до предметов одежды, являющихся частью женской одежды и транс-либерализации в 20 веке. [20]
шаровары
[ редактировать ]Шаровары , одежда , предполагающая неограниченную свободу движений в отличие от искусственных фигур викторианской эпохи, стали популярными благодаря активистам за права женщин в 1850-х годах. Они предложили удобную альтернативу тесным платьям, которые носили западные женщины того времени. Взяв свое имя в честь своей самой известной защитницы, активистки за права женщин Амелии Блумер , они также стали символом более широкого суфражистского движения и реформы одежды . [21]
Мини-юбка
[ редактировать ]Мини-юбка дебютировала в 1964 году и быстро стала оплотом молодежной культуры и неповиновения. [22] Мэри Квант , лондонский дизайнер, создавшая юбку, стремилась отразить эпоху, которая была «высокомерной, агрессивной и сексуальной». [23] Соответственно, мини-юбка была популярным выбором независимых и прогрессивных женщин в 1960-х годах. Во время жестоких протестов и событий мая 1968 года во Франции мини-юбка стала символом женской революции и неповиновения. Андре Курреж популяризировал подол во Франции. В то время как ностальгия по 1970-м годам привела к возвращению к более традиционному подолу, мини-юбка по сей день остается символом прав женщин и сексуального освобождения.
Футболка с надписью
[ редактировать ]Футболка с лозунгом пользуется популярностью у активистов с момента ее создания. Подпитанные духом «сделай сам» эпохи панка, Вивьен Вествуд революционный дизайн футболок сделал эстетику слогана мейнстримом в 1970-х годах. В 1979 году дизайнер Кэтрин Хэмнетт запустила марку и линию рубашек, основанную на концепции « правильного образа жизни ». лозунги на рубашках были основаны на центральных посланиях буддизма . Футболки были «задуманы как плодотворные, чтобы заставить людей думать, а затем, надеюсь, действовать», сказал Хэмнетт в интервью. [24] В последние годы футболки с надписями стали неотъемлемой частью массовой культуры — от подиумов до стадионов. Британский дизайнер Дэниел В. Флетчер организовал сидячую забастовку против Брексита, на которой протестующие были одеты в рубашки и толстовки с надписью «остаться». Многие известные дизайнеры и бренды, такие как Dior , Public School, Everlane и Slow Factory, выпустили лозунги, поддерживающие права женщин, права геев, иммигрантов, беженцев и усилия по сохранению природы.
Кефия
[ редактировать ]Куфия – традиционный черно-белый шарф , который носят вокруг головы или шеи. По мнению критика дизайна Халы Малак, куфия восходит к доисламскому Шумеру . Первосвященники носили тюрбаны и рыболовные сети, молясь об удачном рыболовном сезоне; объединение этих двух тканей в конечном итоге привело к созданию классического сетчатого узора, которым известна Кефия. После арабского восстания 1936 года Кефия стала символом политического восстания и восстания. Лишь после прихода к власти Арафата в 1960-х годах шарф стал символом палестинской солидарности. Шарф появился среди многих левых групп и антивоенных организаций. Шарф был использован в качестве модного аксессуара на показе Balenciaga 2007 года . Куфия является модным элементом на Западе, хотя мало кто знает о ее богатой политической истории. [25] Сегодня Фонд Кафлаб работает с художниками и дизайнерами, чтобы исследовать и дестигматизировать арабское наследие и идентичность через Куфию.
Серпикан Наро
[ редактировать ]Serpica Naro — это активистский бренд, созданный миланскими активистами сетевых работников в 2005 году. [26] Ее задачей было проникнуть на Неделю моды в Милане и организовать акцию протеста против условий труда в индустрии моды. Создав бренд, воспользовавшись выдуманным авторитетом японских улиц, активистам удалось убедить организаторов недели моды, что бренд является законным, и добились того, чтобы показ был запланирован на официальное расписание. На подиуме активисты использовали одежду, чтобы критиковать условия труда в экономике моды. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Флетчер, Кейт (1971-...)., Автор. (2014). Путешествия по устойчивому дизайну моды и текстиля . Earthscan от Routledge. ISBN 978-0-415-64456-3 . OCLC 879311916 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б фон Буш, Отто (2008). Способность к моде: хактивизм и увлеченный дизайн одежды . Гетеборг: Университет Гетеборга.
- ^ Хиршер, Алабама; Ниинимаки, К. (апрель 2013 г.). « Активизм в сфере моды через совместный дизайн» . В материалах Crafting the Future, 10-я конференция Европейской академии дизайна. : 17–19.
- ^ Перейти обратно: а б Герарди, Сильвия; Мурджа, Анналиса (2013). " "Инсценировка нестабильности: подиум Serpica Naro во время Недели моды в Милане" ". Культура и организация . 21 .
- ^ Фарра, Эмили (19 августа 2019 г.). «Активисты восстания против вымирания в рамках кампании Стеллы Маккартни выступают за «полные системные изменения» » . Мода .
- ^ Форд, Ричард Томпсон (2021). Дресс-код: как законы моды вошли в историю . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- ^ Фуад-Люк, Аластер (17 июня 2013 г.). Дизайнерский активизм . дои : 10.4324/9781849770941 . ISBN 9781849770941 .
- ^ Рауденбуш, Рэйчел. «Мир в наше время: Знак мира как икона моды» (PDF) . Дрексельский университет . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Гивхан, Робин. «Кепка MAGA — это не политическое заявление. Это подстрекательская декларация идентичности» . Вашингтон Пост . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Пембертон, Натан Тейлор (29 июня 2020 г.). «Что вы делаете, когда за гавайской рубашкой приходит экстремизм?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Томпсон, Чарльз Дж. (2022). «Активизм студентов колледжей в сфере моды в эпоху Трампа» в книге Пауличелли, Манлоу и Виссинджера (ред.) The Routledge Companion to Fashion Studies . Лондон: Рутледж. стр. 184–192.
- ^ Хакни, Фиона, Кэти Хилл, Клэр Сондерс и Джоани Уиллетт (2022). «Изменение мира, а не только нашего гардероба: чувствительность к экологически чистой одежде, заботе и тихому активизму». в Пауличелли, Манлоу и Виссинджере (ред.) The Routledge Companion to Fashion Studies . Лондон: Рутледж. стр. 111–121.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Робсон, Рутанн (2013). Одеваемся конституционно: иерархия, сексуальность и демократия — от причесок до обуви . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Фанон, Франц (1967). Черная кожа, белые маски . Нью-Йорк: Гроув Пресс.
- ^ Бхабха, Хоми (1994). Место культуры . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Ингл, Шон (7 марта 2022 г.). «Российской гимнастке с символом «Z» на подиуме рядом с украинкой грозит длительная дисквалификация» . Хранитель .
- ^ Фарра, Эмили (23 апреля 2020 г.). « Мода создает культуру, а культура создает действие»: Селин Семан о роли индустрии во времена кризиса» . Мода . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Семаан, Селин (6 июня 2017 г.). «Эта модная коллекция — прямой удар по запрету мусульман Дональдом Трампом» . Подростковый мод . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ «Как социальные движения и активизм повлияли на моду?» . Коллекционер . 25 июля 2021 г. Проверено 06 апреля 2023 г.
- ^ Певица Майя (17 сентября 2020 г.). «Мощная одежда: диаграмма влияния политики на моду» . Мода .
- ^ Кэт, Юнгникель (4 мая 2018 г.). Велосипеды и шаровары: женщины-изобретательницы викторианской эпохи и их необыкновенная велосипедная одежда . МТИ Пресс. ISBN 978-1-906897-75-8 . OCLC 1082426799 .
- ^ Борн, Лия (7 марта 2022 г.). «История мини-юбки: как появился самый смелый подол в моде» . 2023 ООО «ШеМедиа» . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Вот как мини-юбка изменилась с 1960-х годов» . ХаффПост . 23 марта 2015 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Интервью с этическим дизайнером Кэтрин Хэмнетт» . theFashionSpot . 20 ноября 2013 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Ким, Кибом (11 февраля 2007 г.). «Там, где одни видят моду, другие видят политику» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «История Серпики | Серпика Наро» (на итальянском языке) . Проверено 26 февраля 2021 г.