Кристобаль Баленсиага
Кристобаль Баленсиага | |
---|---|
![]() Баленсиага и 1950-е годы | |
Рожденный | Кристобаль Баленсиага Эйсагирре 21 января 1895 г. Гетария , Испания |
Умер | 23 марта 1972 г. Хавеа , Испания | (77 лет)
Место отдыха | Кладбище Гетария [ 1 ] |
Национальность | испанский |
Занятие | Модельер |
Годы активности | 1917–1972 |
Известный | Высокая мода |
Этикетка | Баленсиага |
Партнер | Владзио Яворовский д'Аттенвиль (-1948) |
Кристобаль Баленсиага Эйсагирре (англ. Баскский: [kɾisˈtoβal βalens̻iaɣa eis̻aɣire] ; 21 января 1895 — 23 марта 1972) — испанский модельер и основатель бренда одежды Balenciaga . называл его «мастером всех нас» Он имел репутацию кутюрье бескомпромиссных стандартов, и Кристиан Диор — «единственным кутюрье в прямом смысле этого слова» , а Коко Шанель , которая продолжала: «Остальные просто модельеры». В день его смерти в 1972 году журнал Women's Wear Daily опубликовал заголовок «Король мертв».
С 2011 года специально построенный музей Кристобаля Баленсиаги выставляет примеры его работ в его родном городе Гетария . Многие из 1200 произведений коллекции были предоставлены его учеником Юбером де Живанши и такими клиентами, как Грейс Келли .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Баленсиага родился в баскском городке Гетария ( Гипускоа ), Испания, 21 января 1895 года. [ 2 ] Его отец, Хосе Баленсиага Басурто, был рыбаком и умер, когда Кристобаль был мальчиком, а мать, Мартина Эйсагирре Эмбиль, работала швеей. В детстве Баленсиага часто проводил время со своей матерью, пока она работала. [ 2 ] В двенадцать лет он начал работать подмастерьем портного. [ 3 ] Когда он был подростком, его клиенткой и покровительницей стала маркиза де Каса Торрес, выдающаяся дворянка его города. [ 2 ] Она отправила его в Мадрид, где он официально прошел обучение портняжному делу. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Баленсиага добился успеха в начале своей карьеры дизайнера в Испании. он открыл бутик в Сан-Себастьяне . В 1919 году [ 4 ] который расширился и включил филиалы в Мадриде и Барселоне. [ 2 ] Испанская королевская семья и аристократия носили его модели, но когда гражданская война в Испании вынудила его закрыть свои магазины, Баленсиага переехал в Париж. [ 2 ] [ 3 ] он открыл свой парижский дом моды на авеню Георга V. В августе 1937 года [ 2 ]
Однако только в послевоенные годы стал очевиден полный масштаб изобретательности его весьма оригинальных проектов. В 1951 году он полностью преобразил силуэт, расширив плечи и убрав талию. В 1955 году он разработал платье-тунику, которое позже превратилось в платье-сорочку 1957 года. В 1959 году его работа достигла кульминации в линии Empire с платьями с высокой талией и пальто, покроенными как кимоно. [ 5 ]
В 1960 году он сшил свадебное платье для Фабиолы де Мора-и-Арагон, когда она вышла замуж за короля Бельгии Бодуэна . [ 6 ] Он создал множество дизайнов для светской львицы Алины Гриффит , дипломата Маргариты Салаверриа Галаррага и дизайнера Мейе Альенде де Майер, считая их своими музами. [ 7 ] [ 8 ] Он преподавал классы дизайна одежды, вдохновляя других дизайнеров, включая Оскара де ла Рента , Андре Куррежа , Эмануэля Унгаро , Милу Шон и Юбера де Живанши . [ 2 ] Его часто скудные скульптурные творения считались шедеврами высокой моды 1950-х и 1960-х годов.
Его самыми известными клиентками были Мона фон Бисмарк , Глория Гиннесс , Грейс Келли , Ава Гарднер , Одри Хепберн и Джеки Кеннеди .
Выход на пенсию и смерть
[ редактировать ]Баленсиага ушел из мира высокой моды в 1968 году в возрасте 74 лет, проработав тридцать лет в Париже. Сначала он решил уйти из активной жизни в мае 1968 года, а несколько месяцев спустя, 1 июля, газеты опубликовали новость о закрытии его штаб-квартиры в Париже и студии в Мадриде. Закрытие его бизнеса было неожиданным, как разорвавшаяся бомба; даже его сотрудники не знали. [ 9 ] Закрытие он оправдал своей привычной клинической краткостью: «Высокая мода смертельно ранена». [ 9 ] С одной стороны, тяжелое бремя французских налогов съедало большую часть прибылей, а с другой, американцы перестали покупать французскую высокую моду, в основном из-за генерала Де Голля антиамериканской политики . Американцам удалось охватить почти семьдесят процентов клиентов Balenciaga.
Баленсиага вернулся в Испанию. Он закончил свои дни, живя в своем доме в Альтее ( Аликанте ), где ему нравилось рисовать, разговаривать и есть в компании некоторых из своих испанских помощников. [ 9 ]
В качестве исключения, через четыре года после выхода на пенсию, он принял заказ на создание платья для свадьбы Кармен Мартинес-Бордиу , дочери одного из его самых важных клиентов, Кармен Франко-и-Поло , и, следовательно, внучки диктатора Франсиско. Франко — Альфонсо де Бурбону и Дампьеру , внуку испанского короля в изгнании Альфонсо XIII . Свадьба состоялась 8 марта 1972 года, платье Мартинеса-Бордиу стало последней работой Баленсиаги.
В том же марте 1972 года Баленсиага отправился провести отпуск в Парадор Хавеа ( Аликанте ). Он не был болен и не знал о каком-либо серьезном заболевании, но неожиданно 23 марта 1972 года у него случился сердечный приступ, за которым последовала сердечная недостаточность. На момент смерти ему было 77 лет. [ 10 ] Похоронен на кладбище Гетария. [ 11 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Баленсиага был геем, [ 12 ] хотя на протяжении всей своей жизни он держал свою сексуальность в тайне. [ 13 ] Любовью всей его жизни и его давним партнером был франко-польский миллионер Владзио Яворовский д'Аттенвиль, который помог ему основать и финансировать его. Когда д'Аттенвиль умер в 1948 году, Баленсиага был настолько сломлен, что подумывал о закрытии бизнеса. [ 14 ] Его следующая коллекция после смерти д'Аттенвиля была полностью окрашена в черный цвет, чтобы оплакать его потерю. [ 15 ]
Работа
[ редактировать ]В 1950-х годах появились такие дизайнеры, как Кристиан Диор , Пьер Бальмен и Коко Шанель , создавшие изделия, очень характерные для их домов моды и их собственного стиля. Важным действующим лицом этого периода был Кристобаль Баленсиага. Этот испанский модельер был известен как «Король моды» и «Мастер всех нас» и был одним из величайших вдохновителей того периода. Баленсиага родился и вырос в Испании, где работал на испанскую королевскую семью , но из-за гражданской войны в Испании он переехал в Париж, где его гений был наконец признан, что привело к доминированию на модной сцене. [ 16 ]
Самым привлекательным дизайнером этого периода был Баленсиага благодаря своим структурным проектам, которых раньше никогда не видели в мире моды. Он был мастером строительства и все свои работы создавал без каких-либо предварительных эскизов и иллюстраций. В его время это было практически неслыханно, и так происходит по сей день. В эпоху высокой моды большинство кутюрье в основном владели иллюстрацией, но не имели глубоких знаний этого ремесла. Говорят, что при разработке своей одежды он начинал с ощупывания ткани и только тогда мог составить дизайн, исходя из того, что лучше всего ей подойдет. По сравнению со своими коллегами он получил преимущество благодаря своему глубокому пониманию и неослабевающей точности. [ 17 ] «Он изменил женский силуэт в 1950-х годах, так что одежда, которую мы считаем типичной для того десятилетия, по большей части является разбавлением его работ». (Ирвин, 2013 г.) [ 18 ] По сравнению с некоторыми работами, такими как New Look от Christian Dior , в которых были пышные юбки и тонкая талия, [ 19 ] Баленсиага работал над тем, чтобы добиться, казалось бы, обратного. Большая часть работ Кристобаля середины и конца 50-х годов представляла собой дико авангардный дизайн, который не соответствовал женскому телу одинаково; такие модели, как платье-мешок, которое было разработано вместе с Юбером де Живанши, пальто-кокон и платье Babydoll. Он размыл границы современного дизайна, уменьшив линии талии и упростив швы, чтобы добиться элегантности своих моделей. Конструкция пальто Yoki с одним швом продемонстрировала этот подход к шитью; у него была передняя и задняя часть, включающие рукава в узор, похожий на конструкцию кимоно. Он также изобрел несколько пальто в рамках своей основной линии Balenciaga и дочернего бренда Eisa, в котором кокетка сзади доходила до нижней части рукава, а также использовал аналогичный подход.
-
Драпированное вечернее платье из розовой тафты с черным кружевным шарфом (1947 г.). Женский домашний журнал . [ 20 ]
-
Вечернее платье из белого хлопкового пике и черной тафты и органзы (1951 г.). Художественный музей Филадельфии .
-
Черная сорочка из шерсти букле или платье-мешок (1957 г.). Музей школы дизайна Род-Айленда .
-
Черное кружевное платье-бэбидолл (1958 г.). Художественный музей Филадельфии.
-
Пальто ( ок. 1960 ). Музей Кристобаля Баленсиаги
-
Шелковое платье с принтом ( ок. 1960 г. ). Музей Кристобаля Баленсиаги
Наследие
[ редактировать ]В ателье Кристобаля Баленсиаги сформировалось множество кутюрье, некоторые из которых достигли международной известности и открыли собственный бизнес. Среди них Пако Рабанн , Андре Курреж , Эмануэль Унгаро , Юбер де Живанши или Оскар де ла Рента . [ 9 ]
бренд Баленсиага
[ редактировать ]Закрытие дома высокой моды Balenciaga в 1968 году не означало исчезновения «бренда Balenciaga». Бренд бездействовал до 1986 года, когда Жак Конкье из Jacques Bogart купил компанию Balenciaga. [ 21 ]
Несмотря на то, что Balenciaga отделена от громкого имени своего создателя, с тех пор активно поддерживает свою актуальность в мире моды. Причина его актуальности и сегодня заключается в том, что «его чувство меры и измерения, а также его видение и интерпретация женского тела сделали его одним из наиболее влиятельных дизайнеров всех времен». [ 22 ] Balenciaga включает в себя продукцию высокой моды, готовую одежду, парфюмерию, ювелирные изделия и другие аксессуары. Бизнес Balenciaga в основном продолжает работать в сфере парфюмерии и аксессуаров. Согласно новостям, сумки Balenciaga являются одними из самых желанных жертв моды. Еще одним объектом вожделения в бизнесе Balenciaga является обувь, отличающаяся оригинальностью дизайна.
Сегодня модный дом Balenciaga продолжает работать под руководством Седрика Чарбита и находится в собственности группы Kering . [ 23 ]
Присутствие в музеях
[ редактировать ]В Хетарии был основан фонд с целью создания музея, посвященного Кристобалю Баленсиаге. После многочисленных проблем и уклонения от судебного процесса о предполагаемых несоответствиях в управлении, [ 24 ] Музей Кристобаля Баленсиаги был открыт королевой Софией 7 июня 2011 года в присутствии Юбера де Живанши, который был почетным президентом фонда. [ 25 ] Музей открылся 10 июня 2011 года. [ 26 ] [ 27 ] Его коллекция насчитывает более 1200 созданных им произведений, некоторые из них — пожертвования учеников, таких как Живанши, или клиентов, таких как королева Фабиола, пожертвовавшая фонду свое свадебное платье, и наследников Грейс Келли, хотя только одна часть отображаются одновременно. [ 28 ] [ 29 ] Произведения выставлены на невидимых манекенах.
Историческая коллекция Музея текстиля и одежды , входящего в состав Музея дизайна Барселоны , имеет большое количество платьев и аксессуаров, созданных Кристобалем Баленсиагой, среди которых шляпы и головные уборы выделяются большим разнообразием форм. Музей одежды (Мадрид) [ 30 ] Также есть коллекция платьев, созданных им. В этих выставках и произведениях люди могут найти, как это видно в Музее Виктории и Альберта (Лондон), «скульптурные силуэты, из которых черпают формы архитектуры, в геометрических линиях их узоров, а также в наборе с объемами, которые позволили само собой разумеется, что это немыслимо в 1958 году с его моделью babydoll: вдохновленной детской одеждой, платье остается плавучим, не оказывая давления на фигуру и предоставляя пользователю полную свободу движений». [ 31 ]
Его работы были объектом многочисленных музейных экспозиций, начиная с экспозиции-антологии, представленной Метрополитен-музеем (Нью-Йорк) в 1973 году, «Мир Баленсиаги», которая выставлялась в течение шести месяцев и насчитывала 180 моделей. Одежда Баленсиаги сопровождала картины Гойи , Веласкеса , Эль Греко , Сулоаги , Миро или Пикассо , в которых они вдохновляли дизайны баскского кутюрье. Это был первый случай, когда художественный музей такого значения, как Метрополитен, включил платья в категорию произведений искусства. В Испании также отметили одноименную экспозицию, которую установили в благородных гостиных Дворца Библиотеки и Национальных музеев Мадрида.
24 марта 2011 года музей М. Х. де Янга (Сан-Франциско) отпраздновал открытие «Баленсиага и Испания», ретроспективы моды его карьеры, состоящей из 120 экспонатов. «Это даже невозможно измерить», — сказала дизайнер Rodarte Лаура Маллеви, о влиянии Balenciaga. Сбор средств для музея стоимостью 2500 долларов за билет привлек 350 гостей, в том числе Мариссу Майер , Джейми Тиш , Гвинет Пэлтроу , Орландо Блума , Бальтазара Гетти , Мэгги Райзер , Конни Нильсен , Марию Белло и Миа Васиковска . [ 32 ]
Культурные изображения
[ редактировать ]Его друг, скульптор Эдуардо Чильида , сделал скульптуру-дань под названием Homage to Balenciaga . Сан-Себастьян также отдает дань уважения набережной, расположенной в районе Игельдо , где у него был дом.
Кристобаль Баленсиага — Disney+ биографический драматический сериал с Альберто Сан-Хуаном в главной роли. [ 33 ] Нуно Лопес играет Кристобаля Баленсиагу в сериале Apple TV+ о Кристиане Диоре « Новый взгляд» . [ 34 ] Хавьер Рей играет Кристобаля Баленсиагу в Telecinco драматическом мини-сериале «Что скрывали их глаза» . [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Латиноамериканцы, том 60, выпуски 1539–1552, Tiempo, 1971, стр. 72.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чарльстон, Бет Данкафф (октябрь 2004 г.). «Кристобаль Баленсиага (1895–1972)» . Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 27 января 2007 г. Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Кристобаль Баленсиага» . Мода, украшения и аксессуары . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 23 ноября 2007 г. Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Бревард, Кристофер (2003), Мода , Оксфордская история искусства, Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 81, ISBN 978-0-19-284030-1
- ^ «Кристобаль Баленсиага | Испанский дизайнер» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 25 июля 2018 г. Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ «Фабиола из Бельгии. Королевская свадьба» . Музей Кристобаля Баленсиаги . Архивировано из оригинала 20 ноября 2023 г. Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Шип альпинистов, Патрисия (3 октября 2006 г.). «Баленсиага, источник вдохновения» [Balenciaga, Source of Inspiration]. Баскский дневник (на испанском языке). Сан-Себастьян. Архивировано 28 декабря. из оригинала Получено 27 декабря.
- ^ Шип альпинистов, Патрисия (16 июля 2011 г.). «Внучки дам высшего общества отдают дань уважения Баленсиаге » . ABC (на испанском языке). Архивировано 28 декабря. из оригинала Получено 27 декабря.
- ^ Jump up to: а б с д «Сын рыбака, ставший самым известным испанским дизайнером в истории» . Vanity Fair Испания (на испанском языке). 09.12.2016. Архивировано из оригинала 03 марта 2022 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Сеттл, Элисон (17 марта 2016 г.). «Умер Баленсиага: архив моды, 20 марта 1972 года» . Хранитель . Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 г. Проверено 29 ноября 2018 г.
- ^ «Проводятся обряды Баленсиаги» . Нью-Йорк Таймс . 26 марта 1972 г. с. 63. Архивировано из оригинала 22 июня 2023 года . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Хаггерти, Джордж (5 ноября 2013 г.). Энциклопедия гей-историй и культур . Рутледж. ISBN 9781135585068 .
- ^ Кайзер, Сьюзен Б. (1 августа 2013 г.). Мода и культурология . А&С Черный. ISBN 9780857854315 .
- ↑ Блюм, Мэри, Хозяин всех нас: Баленсиага, его мастерские, его мир , Фаррар, Штраус и Жиру, 2013
- ^ «Balenciaga и Испания от Хэмиша Боулза, Vogue — YouTube» . www.youtube.com . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 02 января 2021 г.
- ^ Шиллингер, Л. (2013). Открытие кутюрье Кристобаля Баленсиаги . Париж: International Herald Tribune.
- ^ Миллер, LE (2007). Кристобаль Баленсиага (1895–1972): кутюрье кутюрье (2-е изд.) . Нью-Йорк; Лондон: Публикации Виктории и Альберта.
- ^ «Божественная тайна Кутюр». Дейли Телеграф. Лондон . 2013.
- ^ Мюллер Ф., Бонгранд К. и Пушкина. (2011). Вдохновение Диор . Нью-Йорк: Публикации Абрамса.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вейкамп, Бирте (26 февраля 2015 г.). «Настоящая» парижская модель? . www.modemuze.nl (на голландском языке). Музей моды. Архивировано из оригинала 1 сентября 2017 года . Проверено 27 июля 2015 г.
- ^ Луенго, Пилар (15 ноября 1987 г.). «Жак Конкиер» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Архивировано из оригинала 03 марта 2022 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Кристобаль Баленсиага» . Музей Кристобаля Баленсиаги . Архивировано из оригинала 29 января 2024 г. Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Коул, Шон (2002), «Мода» , glbtq.com , заархивировано из оригинала 26 февраля 2015 г.
- ^ Торриенте, Евгения де ла (11 мая 2010 г.). «Эстетическая геометрия Balenciaga возвращается домой» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Архивировано из оригинала 03 марта 2022 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «375 гостей окружают королеву Софию на открытии музея Баленсиага» (на испанском языке). Мир . 7 июня 2011. Архивировано из оригинала 30 июня 2012 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Торриенте, Евгения де ла (2 июня 2011 г.). «Баленсиага возвращается в море» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Архивировано из оригинала 03 марта 2022 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Музей одевается как повседневный наряд» . Эль Диарио Васко (на испанском языке). 11 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Открывается музей Баленсиаги, первый, посвященный модельеру» (на испанском языке). Рейтер . 7 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ «Коллекция» . Музей Кристобаля Баленсиаги . Архивировано из оригинала 29 января 2024 г. Проверено 29 января 2024 г.
- ^ «Музей дель Трахе» . Музей дель Трахе . Архивировано из оригинала 03 марта 2022 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Тубелла, Патрисия (2 июня 2017 г.). «Кристобаль Баленсиага возрождается на крупной выставке в Лондоне» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN 1134-6582 . Архивировано из оригинала 03 марта 2022 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ «Испанская ночь для Balenciaga в Сан-Франциско» . Женская одежда на каждый день . 25 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2023 г. . Проверено 27 марта 2011 г.
- ^ Прието, Белен (30 октября 2023 г.). «Disney+ объявляет дату выхода сериала об испанском модельере «Кристобаль Баленсиага» . El Español (на испанском языке) . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Мюре, Доминик (22 декабря 2023 г.). «Телесериалы от Balenciaga до Dior прославляют высокую моду в 2024 году» . Fashion Network (на испанском языке). Архивировано из оригинала 6 января 2024 года . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «Бланка Суарес уже является прекрасной маркизой Ллансоль в «Что скрывали ее глаза» » . Десять минут . 27 января 2016 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альзугарай, Хуан Хосе (2004). Соответствующие баски ХХ века (на испанском языке). Выпуски встреч. п. 63.
- Арзаллуз, Мирен (2010). Кристобаль Баленсиага, мастер-кузнец (1895–1936) (на испанском языке). Сан-Себастьян: Совет провинции Гипускоа.
- Азурменди, Нерея (11 июня 2011 г.). «Музей одевается как каждый день» . Эль Диарио Васко (на испанском языке).
- Блюм, М. (2013). Хозяин всех нас: Баленсиаги, его мастерских, его мира . Издательский еженедельник.
- Боулз, Х. (2010). Баленсиага и Испания . Нью-Йорк: Риццоли.
- Боулз, Х. (2 июля 2017 г.). «Формируя моду: Хэмиш Боулз из Vogue изучает нашумевшую выставку Balenciaga в Музее Виктории и Альберта» . Мода .
- Чарльстон, Бет Данкафф (октябрь 2004 г.). «Кристобаль Баленсиага (1895–1972)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей .
- де ла Торриенте, Евгения (2 июня 2011 г.). «Баленсиага возвращается в море» . Эль Паис (на испанском языке).
- де ла Торриенте, Евгения (11 мая 2010 г.). «Эстетическая геометрия Баленсиаги возвращается домой» . Эль Паис (на испанском языке).
- Ирвин, Сьюзен (3 сентября 2013 г.). «Таинственный Кристобаль Баленсиага» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 22 января 2015 года . Проверено 3 августа 2015 г.
- Исагирре, Борис (9 декабря 2016 г.). «Сын рыбака, ставший самым известным испанским дизайнером в истории» . Vanity Fair Испания (на испанском языке).
- Жув, Массачусетс; Деморнекс, Дж. (1988). Баленсиага . Париж: Éditions du Regard.
- Жув, Массачусетс (1998). Баленсиага . Ассулин.
- Луенго, Пилар (15 ноября 1987 г.). «Жак Конкье» . Эль Паис (на испанском языке).
- Мартинес Тато, Марта (23 марта 2018 г.). «Наследие Баленсиаги, каким вы его еще не видели» . Vanity Fair Испания (на испанском языке).
- Менкес, Сюзи (23 мая 2000 г.). «Музей откроется в месте рождения баскского дизайнера: храм монаха моды» . Нью-Йорк Таймс .
- Миллер, Л.Е. (1993). Кристобаль Баленсиага . Лондон: Бэтсфорд.
- Миллер, LE (2007). Кристобаль Баленсиага (1895–1972): кутюрье кутюрье . Нью-Йорк, Лондон: Публикации Виктории и Альберта.
- Шиллингер, Л. (2013). Открытие кутюрье Кристобаля Баленкуаги . Париж: International Herald Tribune.
- Тубелла, Патрисия (2 июня 2017 г.). «Кристобаль Баленсиага возрождается на большой выставке в Лондоне» . Эль Паис (на испанском языке).
- Испания, 50 лет моды (на испанском языке). Городской совет Барселоны . 1987–1988. п. 25.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кристобаль Баленсиага в FMD
- Кристобаль Баленсиага на IMDb
- Музей Кристобаля Баленсиаги
- Кристобаль Баленсиага в Музее одежды (Мадрид)
- Кристобаль Баленсиага в Музее дизайна (Барселона)
- Кристобаль Баленсиага в Музее Виктории и Альберта (Лондон)
- Кристобаль Баленсиага в Чикагского исторического музея цифровых коллекциях
- Коллекция библиотеки Balenciaga в Библиотеке моды BelMal Malletier (Бельгия)