Jump to content

1300–1400 по европейской моде.

Одежда первой половины XIV века изображена в Манессийском кодексе . На нижней панели мужчина одет как паломник, идущий по Пути Святого Иакова , с необходимым посохом, сумой или наплечной сумкой и ракушками моллюсков на шляпе. Дама носит синий плащ на подкладке из ваирского или беличьего меха.

Мода в Европе четырнадцатого века ознаменовалась началом периода экспериментов с различными формами одежды. Историк костюма Джеймс Лейвер предполагает, что середина 14 века знаменует собой появление узнаваемой « моды » в одежде. [ 1 ] с чем согласен Фернан Бродель . [ 2 ] Драпированные одежды и прямые швы предыдущих веков были заменены изогнутыми швами и началом пошива одежды , что позволило одежде более точно соответствовать человеческой форме. Также использование шнуровки и пуговиц позволило более плотно прилегать к одежде. [ 3 ]

В течение столетия длина мужского подола постепенно уменьшалась, и к концу столетия для мужчин стало модным вообще отказаться от длинной свободной верхней одежды предыдущих столетий (называемой туникой, киртом или другими названиями). акцент сделан на сшитом по индивидуальному заказу топе длиной чуть ниже талии — силуэт, который до сих пор отражается в мужском костюме. [ 4 ]

Ткани и меха

[ редактировать ]
Молодой король Англии Ричард II , стоя на коленях, носит гуппеланд из шелковой парчи со знаком своей ливреи . Святой Иоанн Креститель носит свою иконографическую одежду, а святые английские короли Эдуард Исповедник и Эдмунд Мученик одеты в современные королевские одежды. 1395–1399 Диптих Уилтона гг.

Шерсть была самым важным материалом для одежды из-за ее многочисленных полезных качеств, таких как способность впитывать красители и хороший изолятор. [ 5 ] В этом столетии началось Малый ледниковый период , и остекление было редкостью, даже для богатых (в большинстве домов на зиму были просто деревянные ставни). Торговля текстилем продолжала расти на протяжении всего столетия и составляла важную часть экономики во многих регионах от Англии до Италии. Одежда была очень дорогой, и служащим, даже высокопоставленным чиновникам, в качестве вознаграждения обычно предоставлялась, как правило, одна одежда в год.

Мария де Богун носит мантию на подкладке из горностая, перевязанную красными нитками. Ее слуга носит тунику ми-парти . Из английского псалтыря 1380–1385 гг.
Итальянские шелковые дамаски XIV века.

Ксилография на ткани была известна на протяжении всего столетия и, вероятно, к концу стала довольно распространенной; [ 6 ] это трудно оценить, поскольку художники, как правило, избегали попыток изобразить узорчатую ткань из-за сложности это сделать. вышивка Для украшения использовалась шерстью, а у богатых — шелковая или золотая нить. Эдуард III вышивальную мастерскую основал в лондонском Тауэре , которая, предположительно, производила мантии, которые он и его королева носили в 1351 году, из красного бархата, «вышитые серебряными облаками и орлами из жемчуга и золота, под каждым чередующимся облаком - жемчужный орел и под каждым из остальных облаков — беркут, причем у каждого орла в клюве подвязка с вышитым на ней девизом « hony soyt qui mal y pense ». [ 7 ]

Шелк был самой лучшей тканью из всех. В Северной Европе шелк был импортной и очень дорогой роскошью. [ 8 ] Состоятельные люди могли позволить себе тканую парчу из Италии или даже из других стран. Модные итальянские шелка этого периода отличались повторяющимися узорами в виде медальонов и животных, происходящими из османских центров шелкоткачества в Бурсе и, в конечном итоге, из династии Юань Китая через Шелковый путь . [ 9 ]

Мода на ми-парти или разноцветную одежду из двух контрастных тканей, по одной с каждой стороны, возникла у мужчин в середине века. [ 10 ] и пользовался особой популярностью при английском дворе. Иногда просто шланг был разного цвета на каждой ноге.

Иногда можно было увидеть клетчатые и клетчатые ткани; разноцветный котарди, изображенный на алтаре Святого Винсента в Каталонии, с одной стороны красновато-коричневый, а с другой - клетчатый, а в Лондоне также были обнаружены остатки клетчатых и клетчатых шерстяных тканей, датируемых 14 веком. [ 11 ]

Мех в основном носили как внутреннюю подкладку для тепла; Описи бургундских деревень показывают, что и там шуба на меху (кроличьего или более дорогого кошачьего) была одной из самых распространенных предметов одежды. [ 12 ] Ваир , мех белки, белый на брюхе и серый на спине, был особенно популярен на протяжении большей части столетия, и его можно увидеть на многих иллюстрированных рукописных иллюстрациях, где он изображен в виде белого и сине-серого с мягкими полосками или подкладка плащей и другой верхней одежды с клетчатым узором; белый мех на брюхе с едва заметной серой каймой назывался минивером. [ 13 ] Мода на мужскую одежду из темного меха соболя и куницы возникла около 1380 года, и с тех пор беличий мех стал использоваться в официальной церемониальной одежде. [ 14 ] Горностаи с их плотными белыми зимними пальто носили члены королевской семьи, оставив хвост с черными кончиками, чтобы контрастировать с белым для декоративного эффекта, как в Диптихе Уилтона выше.

Мужская одежда

[ редактировать ]

Рубашка, дублет и чулки

[ редактировать ]
Двое мужчин, молотящих сноп, одеты в браи, из Псалтири Латтрелла (около 1325–1335 гг.)

Самым внутренним слоем одежды были бюстгальтеры или бриджи , свободное нижнее белье, обычно сделанное из льна , которое поддерживалось ремнем. [ 15 ] Следом шла рубашка, которая обычно тоже делалась из льна и считалась нижним бельем, как и бриджи. [ 15 ]

Чулки или шоссы из шерсти использовались для покрытия ног, обычно были ярко окрашены и часто имели кожаную подошву, так что их не нужно было носить с обувью. [ 15 ] Более короткая одежда второй половины века требовала, чтобы это был единый предмет одежды, как современные колготки, тогда как в противном случае это были две отдельные части, покрывающие всю длину каждой ноги. Шланги обычно привязывались к казенному ремню, или к самим бриджам, или к камзолу . [ 15 ]

Дублет представлял собой пиджак на пуговицах, обычно длиной до бедер. Подобные предметы одежды назывались котехарди , пурпойнт , жакета или юбон . [ 16 ] Эту одежду носили поверх рубашки и чулков.

Туника и котарди

[ редактировать ]
Жан де Водетар, камергер короля Франции Карла V , преподносит королю в подарок рукопись работы Жана Бондоля , 1372 год. По этому очень официальному случаю он изображен без чего-либо поверх плотно скроенного верха. Король носит прическу

халат Поверх рубашки или , тунику или киртл . камзола обычно надевали [ 15 ] Как и другая верхняя одежда, она обычно делалась из шерсти. [ 15 ] Поверх этого мужчина мог также надеть верхнюю одежду, плащ или капюшон. [ 17 ] Слуги и рабочие носили юбки разной длины, в том числе до колена или икры. Однако тенденция века заключалась в том, чтобы длина подола сокращалась для всех классов.

Однако во второй половине века придворных часто изображают, если у них есть фигура, ничего не носящих поверх строго скроенного котарди. Во французской хронике записано: «Примерно в том же году (1350 г.) мужчины, в особенности дворяне и их оруженосцы, стали носить туники настолько короткие и узкие, что они обнажали то, что скромность заставляет нас скрывать. Это было самым удивительным явлением для народа». . [ 18 ] Эта мода вполне могла возникнуть из военной одежды, где длинные свободные мантии, естественно, не носили в бою. В этот период самые достойные фигуры, такие как король Карл на иллюстрации, продолжают носить длинные мантии, хотя, будучи королевским камергером, де Водетар сам был человеком очень высокого ранга. Этот отказ от халата, чтобы подчеркнуть обтягивающий верх над туловищем и бриджи или брюки внизу, должен был стать отличительной чертой европейской мужской моды на многие века вперед. До этого времени мужчины носили кошельки, потому что в туниках не было карманов. [ 19 ]

Джеффри Чосер читает перед дворянами

Похоронное изображение и «достижения» Эдварда, Черного принца в Кентерберийском соборе , умершего в 1376 году, представляют собой военную версию того же очертания. Поверх доспехов он изображен в коротком приталенном армейце , юпоне или гипоне , оригинал которого висел выше и сохранился до сих пор. На нем изображены разделенные на четыре части гербы Англии и Франции, которые по эффекту очень похожи на разноцветный жакет. «Заряды» (фигуры) герба вышиты золотом на льняных лоскутках, аппликированы на цветные шелковые бархатные поля. Оно простегано вертикально, с шерстяным наполнителем и подкладкой из шелкового атласа. Этот тип пальто, изначально скрытый под доспехами, был в моде как верхняя одежда примерно с 1360 года до начала следующего века. Сохранилась только эта версия и детская версия (Шартрский собор). [ 20 ] Как свидетельство быстрого распространения моды между дворами Европы, рукописная хроника, освещенная в Венгрии к 1360 году, демонстрирует стиль, очень похожий на английскую версию Эдварда.

Сын Эдварда, король Англии Ричард II , возглавлял двор, который, как и многие в Европе конца века, был чрезвычайно изысканным и следил за модой. Ему самому приписывают изобретение носового платка ; «маленькие кусочки [ткани] для лорда-короля, чтобы он вытирал и чистил нос», появляются в домашних списках (отчетах), которые являются первым документом об их использовании. Он раздавал своим друзьям украшенные драгоценными камнями ливрейные значки со своей личной эмблемой белого оленя (оленя), подобные той, которую он сам носит в Диптихе Уилтона (вверху). На миниатюре (слева), где Чосер читает своему двору, и мужчины, и женщины носят очень высокие воротники и множество украшений. Король (стоит слева от Чосера; его лицо испорчено) носит узорчатый костюм золотого цвета и соответствующую шляпу. Большинство мужчин носят шляпы -компаньоны , а женщины тщательно укладывают волосы. Придворные-мужчины любили надевать на праздники маскарадные костюмы; катастрофический «Бал пылающих» Самый известный пример — в 1393 году в Париже. Мужчины, как и женщины, носили украшенную и украшенную драгоценностями одежду; для входа в Королева Франции прибыла в Париж в 1389 году, герцог Бургундский носил бархатный камзол, вышитый сорока овцами и сороком лебедями, каждый из которых имел жемчужный колокольчик на шее. [ 21 ]

Новая одежда, хуппеланд , появилась около 1380 года и оставалась модной и в следующем столетии. [ 22 ] По сути, это была мантия с пышностью, ниспадающей с плеч, с очень широкими длинными рукавами и высоким воротником, излюбленным при английском дворе. Экстравагантность рукавов подверглась критике со стороны моралистов.

Головные уборы и аксессуары

[ редактировать ]
Мужчина в сопровождающем, Италия, конец 14 века.

В течение этого столетия шаперон превратился из утилитарного капюшона с небольшой накидкой в ​​сложную и модную шляпу, которую носят богатые городские жители. Это произошло, когда их стали носить с отверстием для лица, расположенным на макушке.

Ремни всегда носили ниже талии и очень низко на бедрах, что соответствовало плотно облегающей моде второй половины века. Использовались поясные сумки или кошельки, а также длинные кинжалы, обычно висевшие по диагонали вперед.

Что касается доспехов, в этом веке увеличилось количество носимых пластинчатых доспехов , и к концу века был разработан полный костюм, хотя смеси кольчуги и пластин оставались более распространенными. с забралом Шлем- бацинет был новинкой этого столетия. Рядовым солдатам посчастливилось иметь кольчужную кольчугу и, возможно, немного cuir bouilli («вареная кожа») наколенников или голеней. [ 23 ]

[ редактировать ]
  1. Браи носят перекинутыми через пояс на талии. С миниатюры Бревиари д'Амур , Каталония, ок. 14 век.
  2. Рубашка выполнена из прямоугольников с ластовицами на плечах, под мышками и по низу. Из Tacuinum Sanitatis , ок. 14 век.
  3. Служащий носит тунику длиной до колен с длинными узкими рукавами поверх чулков. Носит пояс с поясной сумкой или сумочкой. Его туфли заостренные. Из Псалтири Латтрелла , Англия, ок. 1325–35.
  4. Жених носит красный котарди, чулки и капюшон. Италия, 1350-е гг. [ 24 ]
  5. Мужчина в разноцветном котарди красновато-коричневого цвета и клетчатой ​​ткани. Котарди плотно прилегает по фигуре и застегивается спереди. Вокруг бедер надевается узкий ремень. Деталь алтаря Святого Винсента, Каталония, конец 14 века.
  6. Хантсман носит ботинки с боковой шнуровкой, конец 14 века.
  7. Человек, идущий при резком ветре, носит сопровождающего, пойманного порывом ветра. Он носит поясную сумку и носит с собой трость, конец 14 века. Из Tacuinum Sanitatis.
  8. Пожилой мужчина (упрекая нескромную молодую женщину, см. изображение ниже) носит длинную свободную фуппеланд. Модные молодые люди носят короткие туники с неровными краями. Мужчина справа носит туфли с длинными острыми носами, конец 14 века. Из Tacuinum Sanitatis.

Женская одежда

[ редактировать ]
Во время охоты эта женщина носит розовое платье без рукавов поверх зеленого платья, льняную вуаль и белые перчатки. Кодекс Манесса , 1305–1340 гг.
Женщины, готовящие макароны, носят поверх платьев льняные фартуки. Рукава у них расстегнуты на запястьях и завернуты в сторону, конец 14 века.
Многие итальянские женщины носят волосы, переплетенные шнуром или лентой и обвязанные вокруг головы, c. 1380

Нижнее белье

[ редактировать ]

Самым внутренним слоем женской одежды была льняная или шерстяная сорочка или халат , некоторые из которых облегали фигуру, а некоторые были свободны, хотя есть некоторые упоминания о «нагрудном поясе» или «нагрудной повязке», которые, возможно, были предшественником современной одежды. бюстгальтер . [ 25 ] Женщины также носили чулки или чулки, хотя женские чулки обычно доходили только до колена. [ 15 ]

Представители всех классов и обоих полов обычно изображаются спящими обнаженными — специальная ночная одежда стала обычным явлением только в 16 веке. [ 26 ] - тем не менее, некоторые замужние женщины надевали сорочки в постель в знак скромности и благочестия. Многие представители низших классов надевали нижнее белье на ночь из-за холодной погоды, а поскольку их кровати обычно состояли из соломенного матраса и нескольких простыней, нижнее белье действовало как еще один слой.

Халаты и верхняя одежда

[ редактировать ]

Поверх сорочки женщины носили свободное или приталенное платье, называемое котте или киртл , обычно до щиколотки или до пола, со шлейфом для официальных случаев. Приталенные юбки имели широкие юбки с добавлением треугольных выступов, чтобы расширить подол, не добавляя объема в талии. У Киртлса также были длинные приталенные рукава, которые иногда доходили до костяшек пальцев.

Поверх кирта носили различные виды верхних халатов, которые историки костюма называют по-разному. В приталенном состоянии эту одежду часто называют котарди (хотя такое использование этого слова подвергалось резкой критике). [ 27 ] ) и могли иметь свисающие рукава, а иногда и носиться с украшенным драгоценными камнями или металлическим поясом. Со временем свисающая часть рукава становилась длиннее и уже, пока не превратилась в простую ленту, называемую палантином , а в конце века приобрела цветочные или листовидные узоры. [ 28 ]

Верхние мантии без рукавов или гербовые накидки происходят от цикла , необлегаемого прямоугольника ткани с отверстием для головы, который носили в 13 веке. К началу 14 века бока начали сшивать, образуя верхнее платье или сюрко без рукавов. [ 28 ] На открытом воздухе женщины носили плащи или накидки , часто на меховой подкладке. женщины . В конце века хуппеланд также взяли на вооружение Женщины неизменно носили хуппеланды длиной до пола, линия талии поднималась прямо под бюст, рукава были очень широкими и свисающими, как рукава ангела .

Головные уборы

[ редактировать ]

Как можно себе представить, женский наряд был неполным без какого-либо головного убора. Как и сегодня, у средневековой женщины было много вариантов – от соломенных шляп до капюшонов и сложных головных уборов. Деятельность и обстоятельства женщины диктовали то, что она носила на голове.

Средние века, особенно XIV и XV века, были родиной одних из самых выдающихся и бросающих вызов гравитации головных уборов в истории.

До того, как хеннин взлетел ввысь, головы модных дам повсюду в Европе и Англии украшали набивные рулоны, а также укороченные и сетчатые головные уборы. Колпаки , цилиндрические клетки, которые носили по бокам головы и на висках, добавляли богатства одежде модных и зажиточных людей. Другие более простые формы головного убора включали корону или простой венец из цветов.

Северная и Западная Европа

[ редактировать ]

Замужние женщины в Северной и Западной Европе носили головные уборы того или иного типа. Барбет представлял собой льняную повязку, проходившую под подбородком и закреплявшуюся на макушке; он произошел от более раннего вимла (по-французски barbe ), который теперь носили только пожилые женщины, вдовы и монахини . Барбет носили с льняной повязкой или повязкой на голове или с льняной шапкой, называемой чепчиком , с куврешефом ( косынкой ) или вуалью или без нее. [ 29 ] К середине века оно вышло из моды. Незамужние девушки просто заплетали волосы, чтобы не попадала грязь.

Барбет и филе или барбет и вуаль также можно было носить поверх крепина , толстой сетки для волос или снуда . Со временем креппин превратился в сетку ювелирной работы, ограничивавшую волосы по бокам головы, а еще позже и сзади. Этот металлический крепин также назывался колпаком и оставался стильным еще долго после того, как бородка вышла из моды. [ 30 ] Например, он использовался в Венгрии до начала второй половины 15 века, как его использовала венгерская королева-консорт Барбара Цельская около 1440 года.

Непокрытые волосы были приемлемы для женщин в итальянских штатах. Многие женщины скручивали свои длинные волосы шнурами или лентами и оборачивали их вокруг головы, часто без чепца или вуали. Волосы также заплетали. Пожилые женщины и вдовы носили вуаль и платок, а во время работы носили простой завязанный узелком платок. На изображении справа одна женщина носит красный капюшон, накинутый на ее скрученные и связанные волосы.

[ редактировать ]
  1. Итальянские платья имеют завышенную талию. В Италии женские волосы часто носили непокрытыми или минимально непокрытыми. Деталь фрески Джотто , Падуя , 1304–06.
  2. Женщина, подающая венок, носит льняной бородку и филейный головной убор. Она также носит мантию или плащ на меховой подкладке, c. 1305–1340.
  3. Женщины за ужином заплетают волосы в косы или завязывают их поверх каждого уха и носят прозрачную вуаль. Женщина слева носит поверх юбки сюрко без боков, а женщина справа - верхнее платье с свисающими рукавами или палантинами на меховой подкладке. Из Псалтири Латтрелла , Англия, ок. 1325–35.
  4. Женщина в саду в ветреный день. Рукава ее киртла застегиваются от локтя до запястья, и она носит прозрачную вуаль, ограниченную лентой или венцом. У ее юбки длинный шлейф. Из Псалтири Латтрелла, Англия.
  5. Женщина в красном капюшоне на голове и в платье со свисающими рукавами или палантинами на подкладке. Иллюстрация из французского романа об Александре , 1338–1344 гг.
  6. Итальянская мода этого периода отличается широкими полосами вышитой или тканой отделки на платье и вокруг рукавов. [ 31 ] Сиена, гр. 1340.
  7. Невеста носит длинное платье на меховой подкладке со свисающими рукавами поверх платья с узкими рукавами и вуалью. Ее платье отделано вышивкой или (что более вероятно) тесьмой. Королевская дама носит синюю мантию, свисающую с плеч; ее волосы заплетены в две косы под макушкой. Италия, 1350-е гг.
  8. Нескромная молодая женщина носит ранние туфли-уппеланды и пулены — длинные остроконечные туфли, которые большую часть следующего столетия будут носить самые модные люди. Ее волосы заплетены вокруг головы, конец 14 века.
  9. Показ венгерской моды Елизаветы Польской и ее детей. Из Chronicon Pictum , XIV век.
Консервативная (слева) и модная (справа) обувь конца 14 века.
Мужчины носят облегающие сапоги с манжетами для фехтования, конец 14 века. Это почти наверняка не сапоги с манжетами, а скорее чулки, надетые на подвязки. В тот период это была обычная практика для рабочих.

Обувь в 14 веке обычно состояла из подков , сделанных из кожи. [ 32 ] Было модно, чтобы носок обуви был длинным, и его часто приходилось набивать материалом, чтобы сохранять форму. [ 33 ] Резные сандалии с деревянной подошвой, похожие на сабо или бахилы, называемые паттен, часто носили поверх обуви на открытом воздухе, поскольку обувь сама по себе, как правило, не была водонепроницаемой. [ 34 ]

Одежда рабочего класса

[ редактировать ]

На изображениях из рукописи XIV века «Tacuinum Sanitatis» , трактата о здоровом образе жизни, показана одежда трудящихся: мужчины носят короткие или до колен туники и толстые туфли, а женщины носят завязанные узлами платки и халаты с передниками. Для жаркой летней работы мужчины носят рубашки и бюстгальтеры, а женщины — сорочки. Женщины заправляют халаты во время работы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лейвер, Джеймс: Краткая история костюма и моды , Абрамс, 1979, стр. 62
  2. ^ Фернан Бродель, Цивилизация и капитализм, 15-18 века, Том 1: Структуры повседневной жизни , с. 317, Уильям Коллинз и сыновья, Лондон, 1981 г.
  3. ^ Сингман, Джеффри Л. и Уилл Маклин: Повседневная жизнь в Англии Чосера , стр. 93. Greenwood Press, Лондон, 2005 г. ISBN   0-313-29375-9
  4. ^ См. обсуждение в «Лейвер: Краткая история костюма и моды».
  5. ^ Сингман и Маклин, ID, стр. 94
  6. ^ а) Дональд Кинг в книге Джонатана Александра и Пола Бински (редакторы), «Эпоха рыцарства», «Искусство в Англии Плантагенетов», 1200–1400 , стр. 157, Королевская академия / Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1987 и б) Введение в историю гравюры на дереве , Артур М. Хинд, стр. 67, Houghton Mifflin Co., 1935 г. (в США), перепечатано в Дувре. Публикации, 1963 г. ISBN   0-486-20952-0
  7. Дональд Кинг в книге Джонатана Александра и Пола Бински (ред.), op cit, стр. 160.
  8. ^ идентификатор, стр. 95
  9. ^ Кослин, Дезире, «Вещи с добавленной стоимостью и сдвиги в значении: обзор и тематическое исследование средневековых текстильных парадигм», в книге Кослин и Снайдер, Встреча со средневековым текстилем и платьем , стр. 237–240
  10. ^ Блэк, Дж. Андерсон и Мэдж Гарланд: История моды , 1975, ISBN   0-688-02893-4 , с. 122
  11. ^ Кроуфут, Элизабет, Фрэнсис Пручард и Кей Стэниленд, Текстиль и одежда ок. 1150 – ок. 1450 г. , Лондонский музей, 1992 г., ISBN   0-11-290445-9 ,
  12. ^ Жоржа Дюби Редактор , История частной жизни, Том 2, Откровения средневекового мира , 1988 (английский перевод), стр.571, Belknap Press, Гарвардский университет
  13. ^ Нетертон, Робин, «Палфетка: аксессуар после факта?», Робин Нетертон и Гейл Р. Оуэн-Крокер, редакторы, «Средневековая одежда и текстиль» , Том 1
  14. ^ Фавье, Жан, Золото и специи: рост торговли в средние века , 1998, с. 66
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сингман и Маклин: Повседневная жизнь в Англии Чосера , стр.101
  16. есть знаменитый сохранившийся экземпляр В Музее текстиля в Лионе , названный «Пурпойнт Карла Блуа». Он изготовлен из шелковой парчи высокого качества (всего двадцать кусков парчи) с золотыми нитями и подбит льняным полотном. Он полностью простеган и, вероятно, набит хлопком. Описание и фотографии. Архивировано 26 октября 2009 г. на Wayback Machine. Еще одна фотография , несколько цветных . Архивировано 19 октября 2009 г.
  17. ^ идентификатор. п. 97
  18. ^ Продолжение хроники Гийома де Нанжи , Национальные архивы, Париж. Цитируется по: Фернан Бродель, Цивилизация и капитализм, 15-18 века, Том 1: Структуры повседневной жизни , с. 317, Уильям Коллинз и сыновья, Лондон, 1981 г.
  19. ^ «Факты и информация о средневековой одежде - История средневековой одежды, мода» . Ashevillelist.com. Архивировано из оригинала 20 мая 2020 г. Проверено 12 июня 2012 г.
  20. ^ Клод Блэр в книге Джонатана Александра и Пола Бински (редакторы), «Эпоха рыцарства», «Искусство в Англии Плантагенетов, 1200–1400» , Королевская академия / Weidenfeld & Nicolson, Лондон, 1987, стр. 480. Изображение и герб Черного принца
  21. ^ Барбара Тачман; Далекое зеркало, 1978, Alfred A Knopf Ltd, стр. 456, цитирует биографию Филиппа Воана.
  22. ^ Лейвер, Краткая история костюма и моды
  23. Клод Блэр, в Alexander & Binski, op cit, стр. 169–70.
  24. ^ «Женитьба; Поцелуй невесты (начальная буква P); Покинутая невеста (начальная буква D)» . www.nga.gov . Проверено 13 апреля 2022 г.
  25. Сингман и Маклин: Повседневная жизнь в Англии Чосера , стр. 98
  26. ^ История ночного белья (немецкий)
  27. ^ Ла Котт Простой
  28. ^ Перейти обратно: а б Пейн, Бланш: История костюма от древних египтян до двадцатого века , Harper & Row, 1965.
  29. ^ Лейвер, Джеймс: Краткая история костюма и моды , Абрамс, 1979;
  30. ^ Пейн, История костюма
  31. ^ Буше, 20 000 лет моды.
  32. ^ Практическое руководство по воспроизведению обуви 14 века.
  33. ^ Сингман, Джеффри Л. и Уилл Маклин: Повседневная жизнь в Англии Чосера , стр. 114. Greenwood Press, Лондон, 2005 г. ISBN   0-313-29375-9
  34. ^ идентификатор. п. 116
  • Александр, Джонатан и Пол Бински (редакторы), Эпоха рыцарства, Искусство в Англии Плантагенетов, 1200–1400 гг. , Королевская академия / Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1987 г.
  • Блэк, Дж. Андерсон и Мэдж Гарленд: история моды , 1975, ISBN   0-688-02893-4
  • Франсуа Буше ; Ивонн Десландрес (1987). 20 000 лет моды : история костюма и личных украшений (Расширенное издание). Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN  0-8109-1693-2 .
  • Кроуфут, Элизабет, Фрэнсис Причард и Кей Стэниленд, Текстиль и одежда ок. 1150 -ок. 1450 г. , Лондонский музей, 1992 г., ISBN   0-11-290445-9
  • Фавье, Жан, золото и специи: рост торговли в средние века , Лондон, Холмс и Мейер, 1998, ISBN   0-8419-1232-7
  • Колер, Карл: История костюма , перепечатка Dover Publications, 1963, ISBN   0-486-21030-8
  • Кослин, Дезире и Джанет Э. Снайдер, ред.: Встреча со средневековым текстилем и платьем: объекты, тексты и изображения , Macmillan, 2002, ISBN   0-312-29377-1
  • Лейвер, Джеймс: Краткая история костюма и моды , Абрамс, 1979.
  • Нетертон, Робин и Гейл Р. Оуэн-Крокер, редакторы журнала «Средневековая одежда и текстиль» , том 1, Вудбридж, Саффолк, Великобритания, и Рочестер, штат Нью-Йорк, Boydell Press, 2005 г., ISBN   1-84383-123-6
  • Пейн, Бланш: История костюма от древних египтян до двадцатого века , Harper & Row, 1965. Для этого издания нет ISBN; ASIN B0006BMNFS
  • Сингман, Джеффри Л. и Уилл Маклин: повседневная жизнь в Англии Чосера . Greenwood Press, Лондон, 2005 г. ISBN   0-313-29375-9
  • Вил, Элспет М.: Английская торговля мехом в позднем средневековье , 2-е издание, Лондонское общество фолиантов, 2005 г. ISBN   0-900952-38-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 618da73f2a320b20b6e58f30f8ae68fd__1695226080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/fd/618da73f2a320b20b6e58f30f8ae68fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1300–1400 in European fashion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)