Англосаксонское платье

Англосаксонское платье — это одежда и аксессуары, которые носили англосаксы с середины пятого по одиннадцатый век. Археологические находки на англосаксонских кладбищах стали лучшим источником информации об англосаксонском костюме. Англосаксонскую одежду можно реконструировать, используя археологические данные в сочетании с англосаксонским и европейским искусством, письменностью и литературой того периода. Археологические находки одновременно подтверждают и опровергают характерный англосаксонский костюм, проиллюстрированный и описанный в этих современных источниках.
Коллективные свидетельства кладбищного инвентаря свидетельствуют о том, что мужской и женский костюм различался. Женская одежда часто менялась из века в век, тогда как мужская одежда менялась очень мало. Женщины обычно носили украшения, мужчины носили их мало или вообще не носили. Начало седьмого века ознаменовало обращение англосаксонских королевств в христианство . Религиозное искусство, символы и писания времен обращения оказали большое влияние на костюмы этого периода, особенно на женскую одежду и украшения. Исторические исследования показали, что англосаксонские дети носили уменьшенные версии одежды взрослых.
Одежда, которую носили военные, представители элиты и религиозные ордена, изначально была похожа на повседневную одежду простых мужчин и женщин. Со временем, под влиянием европейской культуры, распространения христианства и растущего процветания англосаксонской Англии, одежда и аксессуары, характерные для каждой группы, стали стандартом, по которому они идентифицировались.
В англосаксонскую эпоху текстиль создавался из натуральных материалов: овечьей шерсти, льняного полотна и импортного шелка. В пятом и шестом веках женщины занимались производством одежды, ткали ткани на ткацких станках в своих индивидуальных жилищах. В седьмом-девятом веках англосаксонские общины медленно менялись от преимущественно небольших поселений к смеси малых и крупных поселений и крупных поместий. Специализированные мастерские при крупных землевладениях занимались производством тканей и одежды для помещичьего общества. В десятом и одиннадцатом веках рост городских центров по всей Англии расширил разнообразие и количество текстиля, одежды и аксессуаров, которые были доступны публике, а также изменил способ производства одежды и аксессуаров.
Обзор: Англосаксонская Англия
[ редактировать ]Периоды
[ редактировать ]
Конец римского правления в Британии привел к выводу римских армий в конце четвертого и начале пятого веков. [1] К середине пятого века приток германских народов прибыл в Англию , многие из которых покинули перенаселенные родные земли в Северо-Западной Европе , а другие бежали из-за повышения уровня моря на побережье Северного моря . [2] Середина V века ознаменовала начало англосаксонской эпохи в Англии. [3]
Англосаксонскую эпоху можно разделить на три разных периода времени: ранний англосаксонский период, охватывающий середину пятого - начало седьмого века; средний англосаксонский период, охватывающий седьмой-девятый века; и поздний англосаксонский период, с десятого и одиннадцатого веков, вплоть до нормандского завоевания 1066 года, хотя изменения в костюмах после этого были медленными. [4]
Англосаксонская идентичность
[ редактировать ]В англосаксонской Англии одежда и аксессуары использовались для установления идентичности пола, возраста, этнической принадлежности, региональной принадлежности, рода занятий и статуса. Первоначально первые мигранты в Англию демонстрировали свою германскую идентичность посредством выбора одежды и аксессуаров. Позже англосаксонское платье сформировалось под влиянием европейских стилей костюма, а также европейского искусства и религиозных эмблем христианства . Личность человека как верующего в христианстве проявлялась через одежду. Крестообразные узоры появляются на кентских дисковых брошах еще в конце шестого века. Крошечные кресты также начали появляться на плечевых застежках и пряжках кентских ремней в седьмом веке. [5] Одежда и аксессуары варьировались от функциональных до переработанных, символических, элегантных, роскошных и изысканных. У простолюдинов обычно была одна основная одежда, которую они носили ежедневно. Их одежда часто была переработана из старой, вышедшей из моды одежды и предметов прошлого. Лица с более высоким статусом обычно владели несколькими предметами одежды и аксессуаров, часто изготовленными из высококачественных и дорогих материалов и украшенными замысловатыми деталями. [6] [7]
Археологические данные
[ редактировать ]
Археологические находки на англосаксонских кладбищах стали лучшим источником информации об англосаксонской одежде. Языческая практика погребения в раннюю англосаксонскую эпоху включала размещение погребального инвентаря вместе с одетым телом. Археологические раскопки этой эпохи предоставили богатый запас артефактов, которые были проанализированы и сравнены с современным англосаксонским и европейским искусством, письменностью и литературой, чтобы реконструировать стандартный англосаксонский костюм. Археологические свидетельства женских захоронений пятого и шестого веков многочисленны. Свидетельства о мужских захоронениях на кладбище ограничены по сравнению с женскими захоронениями, в основном это пряжки ремней и другие поясные приспособления, а также несколько булавок. [5]
Начало VII века ознаменовало упадок языческой традиции включения погребального инвентаря в погребения. Это изменение в погребальной практике совпало с христианизацией англосаксонской Англии . Начиная с VIII века погребальный инвентарь, за исключением простых предметов вроде ножей и поясов, уже не включался в состав индивидуальных захоронений. Из-за отсутствия костюмов историкам и археологам становится сложнее определить, что носили англосаксы в период с восьмого по одиннадцатый века. [8]
Археологические данные с англосаксонских кладбищ поочередно подтверждали и опровергали современные иллюстрации англосаксонского костюма. Например, имеются погребальные находки перстней, на некоторых из которых выгравированы имена, как в мужских, так и в женских могилах; кольца на пальцах никогда не появляются на англосаксонских иллюстрациях. С другой стороны, полукруглая брошь , нарукавные и шейные кольца, которые время от времени появляются в англосаксонском искусстве, не подтверждаются никакими находками из раскопок англосаксонских кладбищ. [8]
Женский костюм
[ редактировать ]Пятый-шестой века
[ редактировать ]
Женский костюм пятого и шестого веков был реконструирован учеными на основе археологических свидетельств брошей, которые носили парами на плечах. Исследователи продолжают заполнять пробелы в знаниях о женской одежде в этот период времени. Предполагается, что женское платье длиной до щиколотки (женщины в англосаксонском искусстве, а затем и в средневековом искусстве обычно изображаются в длинных одеждах). В настоящее время нет археологических доказательств, подтверждающих это мнение. Эксперименты по воссозданию ранней англосаксонской женской одежды привели к созданию женского костюма, включающего длинное нижнее платье с поясом с пряжкой, на котором удерживаются подвешенные предметы, включая ножи, ключи, амулеты и ткацкие инструменты. Длинное платье покрыто коротким пеплосом , который можно легко подцепить, чтобы достать до инструментов. [3] [9]
Возраст женщины часто обозначал костюм, который был ее повседневным нарядом. [10] Одежда и аксессуары, в частности пеплос , булавка, пояс или пояс с инструментами и ключами, соответствовали возрасту и образу жизни женщины, особенно детородному возрасту и замужеству. Пеплос обычно носили , начиная с подросткового возраста, и постоянно носили до тех пор, пока женщина не достигла сорокалетнего возраста и не достигла детородного возраста. [11] Эта длинная одежда с парными брошками на плечах была удобной одеждой для кормления грудью и могла легко расширяться, когда женщина была беременна. Хотя большинство находок длинные, иногда считается, что можно носить короткие. [12] Хотя пеплос традиционно носили начиная с подросткового возраста, археологические данные показывают, что девочки уже в восьмилетнем возрасте носили пеплос , но отмечали свой более молодой возраст, застегивая свои платья одной брошью вместо двух. [13]
Начиная с пятого века, женщины в Кенте носили несколько иной костюм, вдохновленный модой Франкской империи , чем женщины из других регионов англосаксонской Англии. Костюм состоял из одежды с застежкой спереди и куртки во франкском стиле с застежкой спереди, которая крепилась четырьмя брошками. В последней трети шестого века в Кенте женские платья застегивались богато украшенной дисковой брошью на шее, заменив «костюм на основе пальто, застегнутый четырьмя брошками в двух парных комплектах по длине пальто». [14] Существовали и другие региональные вариации женской одежды, особенно в английских регионах, где застежки на запястьях, третья центральная брошь и характерные «вешалки для пояса» были нормой. Женский костюм по всей Англии украшался бусами из стекла, пасты и янтаря, реже хрусталя. Гирлянды из бус обычно подвешивались между наплечными брошками, а другие группы бус часто свисали с брошей, прикреплялись к поясам и иногда носились отдельно. [5] [15]
Основная одежда
[ редактировать ]
Типичный женский костюм той эпохи представлял собой длинную одежду, похожую на пеплос , подтянутую до подмышек и надетую поверх нижнего белья с рукавами, обычно другого платья. Одежда застегивалась спереди назад с помощью брошек на плечах. [16] Англосаксонские женщины в этот период могли носить или не носить головной убор. [17] Платье можно было подпоясывать или подпоясывать, и его можно было легко адаптировать к изменениям веса женщины. Неизвестно, как англосаксы называли мантию в стиле пеплос . [18]
Для изготовления одежды пеплос можно было использовать лен или шерсть. Среди историков ведется дискуссия о том, было ли предпочтение одного волокна перед другим результатом изменений моды с течением времени или связано с региональными различиями. Изменения в моде, как правило, начинались в восточной Англии, отражая современные стили моды в Европе, и эти изменения со временем медленно распространялись на регион Западной Саксонии . [5] [19]
Сохранившийся мех на англосаксонских кладбищах встречается редко. Вероятно, флис и мех использовались в качестве подкладки одежды или в качестве теплой верхней одежды. Англосаксонский историк текстиля и одежды Пенелопа Уолтон Роджерс недавно обнаружила накидки с пряжками из шкуры животных, которые были найдены в могилах англосаксонских женщин. Простое пончо с вырезом для головы могло быть сделано из шкур домашних овец или крупного рогатого скота. Литературные данные подтверждают использование меховой одежды, прежде всего, в поздний англосаксонский период. [20]
Аксессуары
[ редактировать ]Свидетельства наличия обуви из ранних англосаксонских могил редки до конца шестого и седьмого веков. [21] Сельскохозяйственные рабочие, показанные в англосаксонских иллюстрированных рукописях, как пахают и сеют, работают босиком, что может указывать на то, что обувь не была нормой до средней англосаксонской эпохи. [22] Застежки для одежды из органических материалов — редкие находки, хотя археологические данные из городских поселений показали, что англосаксы умели обрабатывать органические материалы, включая кости, рога, рога и дерево. Имеющиеся данные показывают, что шкуры крупного рогатого скота, оленей, коз, свиней и овец использовались для изготовления кожаных изделий. Хотя сохранились лишь крошечные остатки кожи, они обычно прикреплены к пряжкам и застежкам на запястьях. Кожа, вероятно, использовалась для изготовления ремней, ремней для подвешивания и манжет, хотя для изготовления этих предметов также использовалась ткань. [4]
Седьмой-девятый века
[ редактировать ]Наряду с распространением христианства в Англии седьмого века религиозное искусство и европейская мода вдохновили на изменения в женской одежде. [14] Эти изменения ознаменовались исчезновением парной броши, за исключением очень маленьких кольцевых и пенаннулярных брошей; отдельные сложные круглые броши также носили индивидуально. Связанные булавки появились в седьмом веке. Украшений из бисера стало меньше, чем раньше, и янтарь практически исчез. в этот период [23]
Основная одежда
[ редактировать ]Изменения в женской одежде англосаксов начались во второй половине VI века в Кенте и распространились на другие регионы в начале VII века. Эти изменения моды показывают уменьшение влияния Северной Европы и возрастающее влияние Франкского королевства и Византийской империи , а также возрождение римской культуры . Лен более широко используется для изготовления одежды и нижнего белья. Хотя существует мало свидетельств того, носили ли женщины под платьями леггинсы или чулки, более чем вероятно, что эти покрытия для ног носили, поскольку в этот период мужчины обычно носили чулки и леггинсы. [24]
Аксессуары
[ редактировать ]Женские украшения в этот период, помимо брошей, служащих для застегивания одежды, представляли собой простые шейные украшения из мелких стеклянных бус или нитей бус, подвешенных на металлические кольца, переброшенные от плеча к плечу поверх одежды. Эта мода сохранялась до конца седьмого века. Эта эпоха примечательна упадком моды на парные броши. В это время начали появляться аметистовые бусы, ожерелья из золотой и серебряной проволоки и, как символ христианства, маленькие кресты, украшенные драгоценными камнями. Иногда на шее носили сложные круглые броши. Связанные булавки теперь появлялись среди погребального инвентаря. Украшений из бус стало меньше, чем раньше, и янтарь больше не использовался. [25] [26]
Десятый и одиннадцатый века
[ редактировать ]
В десятом и одиннадцатом веках рост городов по всей Англии расширил разнообразие и количество тканей, одежды и аксессуаров, которые были доступны англосаксонским женщинам. Текстиль и аксессуары могут производиться массово, что сделает эти предметы более доступными. Более состоятельным женщинам было легко приобрести более изысканные материалы, более роскошную одежду и украшения.
Верхняя одежда
[ редактировать ]В этот период времени появилось множество названий плаща, в том числе базис , хаселе , ментел и рифт . Симметричный плащ, накинутый на плечи и застегнутый брошью, в этот период моден, но его популярность снижается. В литературе того времени описаны плащи с капюшоном, прикрепленные круглой брошью. [27]
Основная одежда
[ редактировать ]Женщин, носящих верхнюю одежду без рукавов, с капюшоном или без него, можно увидеть в художественных изображениях этого периода. Женщины в позднеанглосаксонском искусстве изображаются в одежде с капюшонами: либо в шарфе, обернутом вокруг головы и шеи, либо в несвязанном головном уборе с отверстием для лица. Предполагалось, что стиль с капюшоном сформировался под влиянием ближневосточного искусства. [28] Женщины изображены в сшитых на заказ платьях до щиколотки. Платья часто изображаются с четкой каймой, иногда контрастного цвета. В десятом веке женские руки обычно были закрыты. Рукава кажутся прямыми, с небольшим изгибом на конце. Плетеными или вышитыми каймами часто украшали рукава. К одиннадцатому веку в моду вошли несколько стилей рукавов. [29]
Существует мало свидетельств того, носили ли женщины леггинсы или чулки под платьями в десятом и одиннадцатом веках, хотя вполне вероятно, что эти предметы одежды носили, поскольку мужчины в этот период обычно носили чулки и леггинсы. [24]
Аксессуары
[ редактировать ]Пояса и пояса с пряжками, популярные в пятом и шестом веках, с подвешенными к поясу инструментами и личными вещами, к десятому веку вышли из моды. [30]
В искусстве этого периода женщины носят простые ботильоны и тапочки, обычно черного цвета, но с контрастной цветной полосой на верхней части обуви. Археологические находки этого периода показывают, что женская обувь носили самые разные стили. [31]
Мужской костюм
[ редактировать ]Раскопки англосаксонских захоронений обнаружили мало свидетельств того, что носили мужчины в этот период. Оружие часто хоронили вместе с мужчинами, но аксессуары к одежде, за исключением пряжек ремней, встречались реже. Отсутствие застежек и брошей в мужских могилах привело к малочисленности текстильных остатков мужской одежды. Те немногие фрагменты текстиля, которые были найдены, к счастью, оказались в хорошем состоянии для анализа. [32]
Чтобы реконструировать мужской костюм англосаксонского периода, можно провести обзор письменных, художественных и археологических находок в северо-западной Европе и Скандинавии предыдущих столетий и в англосаксонскую эпоху. Римляне во втором веке описали использование меховой и кожаной одежды среди германских племен. С появлением ткацкого станка с утяжелителем основы ( около 200 г. н. э .) шерстяная одежда стала доступна для мужчин и, возможно, заменила или уменьшила зависимость от одежды из меха и кожи. [33]
Пятый-шестой века
[ редактировать ]
Верхняя одежда
[ редактировать ]Англосаксонские мужчины в Англии V и VI веков одевались одинаково, независимо от социального положения. Мода того времени состояла из плаща , туники , брюк , леггинсов и аксессуаров. Короткие текстильные плащи можно увидеть на римских скульптурах германских пленников. Установлено, что плащи были сшиты из ткани и застегивались на одно плечо. Мужчины в плащах аналогичного стиля, застегнутых круглыми брошками, встречаются на англосаксонских рисунках и картинах поздней эпохи. Вероятно, этот стиль одежды носили германские племена на континенте и позже, когда они мигрировали в Англию. Мужские погребальные артефакты V-VII веков редко включают броши; любые обнаруженные металлические конструкции обычно представляли собой булавки, найденные в области груди тела. Вероятно, мужчины в этот период использовали броши из скоропортящегося материала, закрепляли плащи кожаными или тканевыми шнурками, закрывались плащами без использования застежек или использовали плащи типа пончо. [34]
Из-за отсутствия находок в захоронениях англосаксонских мужчин археологи обратились к письменным источникам более раннего периода из Европы и находкам более ранних веков из скандинавских торфяников, чтобы предсказать, что могли носить англосаксонские мужчины. Вероятно, использовался короткий плащ на меховой подкладке, кожа животного была обращена наружу, а мех касался нижнего белья. [35] [36]
Основная одежда
[ редактировать ]Римские писатели и скульптуры германских мужчин изображают туники до колен или короче, с короткими или длинными рукавами. Застежки не требовались, чтобы скрепить тунику, потому что, когда ее надевали через голову, она плотно прилегала к шее без использования шнуровки или завязок, что указывало на то, что одежда представляла собой единое целое. Ремень пояс или обычно носили вместе с туникой и могли иметь пряжку и, как утверждает англосаксонский историк Гейл Оуэн-Крокер , «накидывались поверх пояса». [37]
Историки вполне уверены, что англосаксонские мужчины носили брюки. Римский поэт Овидий описал ношение брюк германскими варварами. Брюки до щиколотки также можно увидеть на римских скульптурах германских мужчин, часто с короткой туникой, подвязанной на талии поясом или задрапированной плащом. Вероятно, англосаксонские мужчины носили либо мешковатые, либо узкие брюки, подпоясанные на талии и, возможно, прикрепленные к ногам либо подвязками, либо гетрами. В свободном состоянии лишняя ткань собиралась вокруг талии и, как описывает Оуэн-Крокер, «свисала складками вокруг ног». Подвязки или леггинсы, вероятно, сопровождали узкие брюки. [38]
Леггинсы и обувь
[ редактировать ]Ножные изделия или леггинсы обычно носили парами; эти предметы служили дополнительной защитой ног. Лингвистические документы той эпохи показывают, что ранние англосаксонские мужчины носили два типа набедренной повязки. Первым типом леггинсов были кожаные или тканевые чулки; второй тип, скорее всего, представлял собой полоски ткани или шерсти, повязанные вокруг ноги. Полоски для связывания ног имели дополнительное преимущество: можно было обернуть ткань вокруг или прикрыть ногу для дополнительного тепла и защиты. [39]
Обувь не была найдена на англосаксонских кладбищах пятого-шестого веков. Вполне вероятно, что англосаксы, особенно сельскохозяйственные рабочие, ходили босиком, хотя лингвистические документы показывают, что в этот период в обращении было несколько типов обуви: тапочки, пампуты из сыромятной кожи и мешочки для ног. Англосаксы, скорее всего, прикрывали босые ноги, за исключением времени работы. Обувь предположительно была сделана из кожи и закреплена ремнями. Обычно носили шапки и капюшоны, а также перчатки и варежки. [40]
Аксессуары
[ редактировать ]Единственный мужской аксессуар, часто встречающийся на англосаксонских кладбищах, — поясная фурнитура. Фурнитура мужских ремней, как правило, была более сложной, чем женская. В мужских могилах были обнаружены остатки кожи, прикрепленные к пряжкам, что делает более чем вероятным, что кожаные ремни были обычным аксессуаром одежды. Мужчины обычно носили на поясе нож, другие инструменты, а иногда и амулеты. [41]
Ювелирные изделия были найдены в очень немногих мужских могилах этого периода. Некоторые бусы были обнаружены в некоторых мужских захоронениях и, возможно, украшали пояс или оружие. Англосаксонские литературные свидетельства того периода предполагают, что мужчины часто носили кольца, но в англосаксонских мужских могилах было обнаружено очень мало колец. [42]
Седьмой-девятый века
[ редактировать ]Эта эпоха ознаменовала исчезновение меблированных могил, но также была отмечена установка некоторых из самых богатых мужских захоронений англосаксонской эпохи. Лучшим примером является захоронение корабля в Саттон-Ху , датируемое началом VII века. Было установлено, что это захоронение короля. [43] [44]
В трудах историка восьмого века Паулюса Катены описываются германские народы, населявшие Итальянский полуостров в этот период времени: «Действительно, их одежда была просторной и особенно льняной, как это привыкли иметь англосаксы, украшенной довольно широкими полями, вытканными из различных тканей. Цвета» Описание Паулюсом англосаксов, носящих льняное полотно, подтверждено писателями восьмого века Бедой и Альдхельмом . Лен, вероятно, был более предпочтительной тканью для одежды, чем шерсть, в англосаксонской Англии восьмого века. [45]
В письмах седьмого и восьмого веков есть несколько упоминаний об одежде. Письма между королем Мерсии Оффой и франкским императором Карлом Великим показывают, что одежда в англосаксонской Англии была похожа на одежду Каролингской Франкии. Этот костюм описывается как короткая туника поверх льняной рубашки и льняных панталон с длинными чулками. Зимой поверх костюма надевали плащ. [46]

Верхняя одежда
[ редактировать ]Плащ этого периода включал стиль плаща, который можно увидеть на Шкатулке Фрэнкса , сделанный из прямоугольной ткани и застегнутый так, чтобы плащ казался складчатым или сложенным, и скрепленный на правом плече брошью. После установки брошь оставляли прикрепленной к одежде так, чтобы плащ можно было надевать на голову. [47] Искусство девятого века демонстрирует несколько различных стилей плащей: с капюшоном, без капюшона, с оборчатым воротником, а также плиссированные плащи, накинутые на плечи и перевязанные на талии поясом. Эти пояса были уже, чем раньше, в саксонский период, и на них висело меньше инструментов. с запахом пальто В эту эпоху появилось . Это пальто длиной до колен, закрывающее переднюю часть тела. Его рукава были, как говорит Оуэн-Крокер, «глубокими, с украшенными манжетами, которые в основном были прямыми». Плащи простых людей были простыми и менее украшенными, чем плащи более богатых людей. [48]
Основная одежда
[ редактировать ]В этот период в искусстве начинают появляться человеческие фигуры. Большинство мужских фигур, представленных в англосаксонском искусстве, носят короткие туники с поясом выше колена. Чаще всего носили короткие туники, но на англосаксонских скульптурах можно увидеть более длинные туники. Писатель восьмого века Альдхельм описывает льняную рубашку, которую носили под туникой. Другие современные произведения описывают использование нижнего белья. Возможно, набедренные повязки использовались как нижнее белье или самостоятельно, если туника не носилась. [49]
Брюки продолжали носить мужчины. Традиционно их носили под короткой туникой или с небольшим плащом, обычно они были длиной до щиколотки. В это же время появилась и куртка. Для тех, кто мог себе это позволить, куртки шили из меха, а менее дорогие — из льна. Эта куртка была длиной до талии и имела широкий воротник. [50]
Леггинсы и обувь
[ редактировать ]Поножи и чулки продолжали носить и в седьмом-девятом веках. Франкская мода на сложные подвязки была очень популярна в седьмом веке. [51]
С начала седьмого века обувь становится все более распространенным погребальным артефактом. На месте захоронения в Банстед-Даунс был обнаружен мужской скелет в мягких кожаных ботильонах с проушинами для кожаных ремешков. Этот стиль ботинок похож на археологические находки того же периода в Йорке . [52]
Аксессуары и украшения
[ редактировать ]Археологические находки свидетельствуют о том, что пояс продолжал использоваться в англосаксонском мужском костюме в VII-IX веках. Ножи часто подвешивались к ремням, а в начале седьмого века вместе с ножами начали появляться кожаные снопы. В этот период кожаные и тканевые сумки впервые появляются. Многие пряжки были простыми и маленькими, хотя были обнаружены и более сложные и роскошные пряжки. Кентские захоронения включают ряд больших треугольных поясных пряжек из мужских могил. Обращение англосаксонской Англии в христианство демонстрируется появлением пряжек с символами креста и эмблемой рыбы. Как видно на скульптуре двух англосаксов в Св. Марии Бишопхилл в Йорке, к поясу могли быть подвешены рога. [53] [54]
Броши редко встречались в археологических находках этого периода, но вполне вероятно, что булавки с дисковыми головками и другие булавки носили мужчины, поскольку они были найдены в англосаксонских поселениях. Брошь -кавайта относится к очень раннему типу. Броши-диски, такие как брошь с фермы Харфорд, появляются в англосаксонском искусстве в начале седьмого века, но не были обнаружены в качестве археологических находок в мужских могилах. В начале девятого века золота было мало, и его редко можно было найти в брошах. Броши обычно создавались из недрагоценных металлов или серебра; Брошь Фуллера и брошь Стрикленда выполнены из серебра, как и англо-скандинавская брошь Эдвен . Девятый век ввел в англосаксонскую моду сложные кольца на пальцах. [55]
Перчатки широко использовались в англосаксонской Англии к началу восьмого века. Сокольничие носили перчатки, и изображения перчаток были найдены на англосаксонских скульптурах. Археологические данные показали, что в Европе были найдены сложные перчатки, сделанные из тонкого материала. Такое качество и стиль перчаток могли бы легко перекочевать в Англию. [56]
Десятый и одиннадцатый века
[ редактировать ]
Литературные, лингвистические и художественные свидетельства десятого и одиннадцатого веков раскрывают множество примеров мужской моды. Изображены различные костюмы: более короткая одежда для среднего мужчины и длинная одежда для элитных людей. Различные занятия и функции, такие как сельское хозяйство, охота и военная служба, требовали разных стилей одежды. [57]
Верхняя одежда
[ редактировать ]Плащи носили в помещении и на открытом воздухе и закрывали как короткую, так и длинную одежду. Плащи имели прямоугольную или квадратную форму, прикреплялись брошью и обычно не шились по индивидуальному заказу. Круглые броши были наиболее распространенными брошами, которые использовали мужчины в то время. [58]
Основная одежда
[ редактировать ]Короткая туника продолжает оставаться стандартной одеждой англосаксонских мужчин. Обычно они были длиной до колена, но иногда их носили и короче. Туника по-прежнему подвязывается на талии поясом или поясом. Вероятнее всего, ткань туники была соединена по бокам, а вырез горловины, вероятно, подвязывался бечевкой, лентой или тканью. Считалось, что рукава были либо короткими, либо длинными, причем более длинные рукава, скорее всего, служили нижним бельем. Нижнее белье по-прежнему носят, и оно имеет более детальный декор. Под основную одежду можно было надеть льняные рубашки или одежду, похожую на ночную рубашку. [59]
Леггинсы и обувь
[ редактировать ]Искусство этого периода, в том числе гобелен из Байе, указывает на то, что мужчины продолжали носить леггинсы и чулки. Повязки на ноги часто закрывали обувь и, вероятно, закрывали ступню. Материал, вероятно, был сделан из тканой ткани, поскольку вязание появилось в Англии только в шестнадцатом веке. [60] [61]
В ходе раскопок в позднеанглосаксонском и англо-викингском Лондоне , Винчестере и Йорке было обнаружено много обуви: кожаные «вывернутые туфли» на плоской подошве (сделанные наизнанку, а затем вывернутые) и туфли со ремешками. Самый распространенный тип обуви — туфли до щиколотки, но встречаются и более низкие тапочки и более высокие ботинки. Черные туфли на плоской подошве с белой полосой сверху — типичная мужская обувь, встречавшаяся в англосаксонском искусстве того времени. [62]
Аксессуары и украшения
[ редактировать ]Ножи, подвешенные к ремням и поясам, больше не появляются в англосаксонском искусстве этого периода. [63]
Броши десятого и одиннадцатого веков обычно имеют круглую форму. [8] Самые роскошные броши — из серебра, другие — из недрагоценных металлов. Маленькие круглые броши, носимые в качестве застежек для плащей, часто изображаются на мужчинах в позднем англосаксонском искусстве. Другие типы брошей, обнаруженные в поздних англосаксонских захоронениях, не встречаются в англосаксонском искусстве в этот период. [64]
Детский костюм
[ редактировать ]Погребальный инвентарь, идентифицированный как принадлежащий детям, на англосаксонских кладбищах встречается редко. Небольшое количество данных свидетельствует о том, что дети носили одежду, похожую на одежду взрослых. [65] В число обнаруженных детских артефактов входят браслеты на запястья и лодыжки, шейные кольца, маленькие ножички и бусы. Наиболее распространенным аксессуаром, встречающимся в детских могилах, является бусина, которую носят индивидуально или в небольшом количестве. И мальчиков, и девочек могли хоронить с пряжкой ремня, хотя пряжки обычно не носили до совершеннолетия. [66] Детская и взрослая одежда различаются по типу используемого материала. В детских могилах обнаружен более высокий процент белья, чем в захоронениях взрослых. Лен, возможно, был предпочтительнее для детской одежды, поскольку его было гораздо легче многократно стирать, чем шерсть. [67]
Иллюстрации и картины шестого-одиннадцатого веков в Англии всегда изображают детей мужского пола. Обычно их можно увидеть в коротких туниках с рубашками. Младенцы изображаются в длинных платьях и либо не носят головного убора, либо носят головной убор, как женщины того периода. [68]
Платье и статус
[ редактировать ]
Богатство англосакса можно было измерить количеством и разнообразием одежды, аксессуаров и украшений, которыми он или она владел, а также качеством этих предметов. [69] Статус ювелирных изделий отражается в размере, сложности и использовании золота, серебра и гранатов. Более состоятельные мужчины и женщины владели обувью в раннюю англосаксонскую эпоху, в период, когда многие англосаксы, вероятно, ходили босиком. Богатые люди часто носили более новую одежду и носили одежду и аксессуары по последней моде. [70] [71]
Документальные свидетельства показывают, что в англосаксонской Англии было много роскошных тканей. Эти материалы включали импортный шелк, а также ткани и одежду, расшитую золотом . Большинство этих экстравагантных предметов в основном использовались в качестве религиозной одежды, но весьма вероятно, что члены королевской семьи и более богатые члены англосаксонского общества владели роскошной и дорогой одеждой. [44] [71]
Пятый-седьмой века
[ редактировать ]
Процветание было отмечено владением золотом: пряжками, брошами и золотой вышивкой или парчой на одежде. Изысканные пряжки и застежки идентифицировали владельца как важного человека седьмого века. В это же время появилась и куртка. Для тех, кто мог себе это позволить, куртки шили из меха, а менее дорогие — из льна. [72] Ворсовые плащи, которые, вероятно, имитировали мех своим лохматым эффектом, были альтернативой высокого статуса для мужчин в седьмом веке. [73] Чрезвычайно богатый мужчина, похороненный в 625 году нашей эры в корабельном захоронении Саттон-Ху (курган 1), был снабжен двумя парами обуви, несколькими окрашенными в желтый цвет плащами и, возможно, альтернативными комплектами поясного снаряжения, украшенного драгоценными камнями. [74]
«Воина из кургана Саттон-Ху 1 можно охарактеризовать как экипированного на манер римского полководца… Его шлем в конечном итоге создан по образцу парадного шлема римской кавалерии четвертого века, его щит также представляет собой огромный украшенный парадный предмет, а украшенные золотом и гранатом застежки на плечах, вероятно, крепили кожаную тунику и имитировали эполеты римского доспеха. У него также была кольчужная рубашка, а эффектная золотая пряжка ремня, а также гранат и золотая фурнитура на его мече и портупее дополняли образ. картина." [75]
Восьмой и девятый века
[ редактировать ]
В период с седьмого по девятый века леггинсы были более сложными, вдохновением послужила франкская мода на одежду. В более богатых могилах этого периода пряжки можно было найти под коленями и лодыжками останков скелетов. Остатки кружева, найденные возле ног скелетов в Кенте, являются еще одним свидетельством франкского влияния в одежде. [51]
Искусство этой эпохи изобиловало иллюстрациями английских королей в длинных одеждах. Переход от более коротких туник к длинной одежде, вероятно, произошел под влиянием европейской моды. Платья часто были свободными, с разными фасонами рукавов. [76]
Десятый и одиннадцатый века
[ редактировать ]Мех, который в предыдущие века использовался для согрева тела, становился все более популярным за пределами Англии. В Англии мех стал более модным предметом роскоши в десятом и одиннадцатом веках. [77]
Военное платье
[ редактировать ]
Историк Гейл Оуэн-Крокер в своей книге « Одежда в англосаксонской Англии» пишет: «Несмотря на намеки на кольчуги в героической поэзии англосаксонского периода, общее отсутствие археологических свидетельств их существования, даже в могилах, оснащенных прекрасным оружием , предполагает, что, по крайней мере, в первые века англосаксонской эпохи они были редкой роскошью, и не было ничего необычного в том, чтобы сражаться без защитной одежды на Шкатулке франков, некоторые копейщики не были оснащены доспехами». [78]
Находки из захоронений четвертого или начала пятого века в Оксфордшире (до миграции англосаксов) обнаружили свидетельства того, что военачальники того периода носили сложные, широкие пояса, закрепленные «узким ремнем, приклепанным к широкий ремень и проходил через пряжку, которая была намного уже, чем сам ремень», оставляя конец ремня свисать; К поясу были прикреплены подсумки, в которых солдаты могли носить оружие. [79]
Археологические раскопки 1990-х годов обнаружили три мужские могилы VII века, каждая из которых украшена полосами, вытканными на табличках. Остатки одежды оказались частью куртки. Артефакты были проанализированы и позже интерпретированы как передние края боевой куртки с запахом, как это видно на панелях шлема Саттон-Ху и других произведениях искусства 7-го века. [80] Историки полагают, что англосаксонские солдаты носили пальто длиной до колен с запахом, украшенные кольчугой , с суженными к запястьям рукавами. Куртка будет украшена «ткаными лентами с рисунком, пришитыми к переднему вырезу, а также, возможно, к подолу и манжетам... Большая часть сравнительного материала предполагает, что куртку обычно носили поверх брюк». [81] В девятом и десятом веках военная одежда мало чем отличалась от гражданской. Единственные изменения заключались в виде коротких льняных туник с металлическими воротниками и добавлением меча, копья, щита и шлема. [82] Оружие и фурнитура одежды, которую носили на поле боя, были богато украшены ювелирными изделиями, как видно из находок в Саттон-Ху и Стаффордширского клада ; понятия парадной одежды у англосаксов не существовало. [78]
Платье и религия
[ редактировать ]Историк костюма и писатель XIX века Джеймс Планше считал, что духовенство IX и X веков одевалось так же, как миряне , за исключением случаев, когда служили мессу . Начиная с конца VIII века, духовенству было запрещено носить яркие цвета, дорогие и ценные ткани. Он также утверждал, что священнослужители носили льняные чулки. [83]
Духовенство XI века брило головы и носило шляпы, которые, по словам Планше, «слегка опускались в центре, а подвесные украшения в виде митры по бокам были прикреплены ». Другие предметы одежды включали ризу , самое внешнее литургическое облачение, которое сохраняло свою форму, и далматику , туникообразное облачение с большими рукавами в форме колокола, которые имели тенденцию выгибаться по бокам. Пастырский персонал в целом оказался простым по цвету и орнаменту. [84]
Производство одежды
[ редактировать ]Сырье
[ редактировать ]
С пятого по одиннадцатый века сырьем для создания текстиля была овечья шерсть, лен из льна и импортный шелк. Шерсть производилась из различных пород овец, включая примитивных коричневых овец (предков породы овец Соай ), белых овец, завезенных римлянами в Британию, и черномордых овец, завезенных во время вторжений викингов . Одежда из овечьей шерсти будет доступна в различных цветовых вариациях: от белого до коричневого и черного. Шелк не выращивался в Англии, а импортировался в виде готовой одежды, кусков ткани или ниток для шитья/вышивания. [85]
По словам Оуэна-Крокера, «производство льна было более длительным процессом, включавшим посадку семян льна, прополку, сбор урожая, удаление семенных коробочек, вымачивание (гниение) древесных стеблей в воде или на росистом поле, сушку, избиение и «царапание». стебли льна, чтобы сломать их и выпустить волокна внутрь, а затем повторно расчесывать или расчесывать эти волокна, чтобы подготовить их к прядению». [85]
Производство
[ редактировать ]В пятом и шестом веках женщины занимались производством англосаксонской одежды, ткали ткани на ткацких станках у себя дома. Около 70% года женщины тратили на изготовление текстиля. [86] Между седьмым и девятым веками англосаксонские общины медленно менялись от небольших деревень до более крупных деревень и более крупных поместий. Специализированные мастерские в крупных поместьях будут заниматься производством тканей и одежды для жителей поместья. В десятом и одиннадцатом веках рост городских центров по всей Англии изменил разнообразие и количество материалов, одежды и аксессуаров, к которым люди имели доступ, а также способы производства одежды и аксессуаров. [87] [88]
Проверка окраски остатков текстиля из англосаксонских могил показала, что в англосаксонскую эпоху одежду не красили, за исключением лент, сотканных из табличек, которые украшали края женской одежды. Это может означать, что искусственный пигмент никогда не присутствовал или что цвет одежды со временем потерялся из-за порчи. Вероятно, одежду стирали нечасто. Стирка приведет к выцветанию использованных искусственных красителей, а стирка уменьшит естественные атмосферостойкие свойства шерсти. Анализ фрагментов текстиля из погребальных артефактов выявил отсутствие валяния, что свидетельствует о недостаточной частой стирке. [7]
Англосаксонские украшения
[ редактировать ]Мужская и женская одежда застегивалась брошками, пряжками, застежками и булавками. Ювелирные изделия могут быть созданы из различных металлов, включая железо, медный сплав (бронзу), серебро или золото, а также их комбинации. Драгоценные металлы были получены путем переплавки старых металлических предметов, в том числе римских монет. Многие броши и пряжки декорировались методами литья, гравировки и инкрустации. [89]
Ювелирная мода
[ редактировать ]
Изменения моды на женские украшения часто происходили в англосаксонскую эпоху. В Кенте шестого века, например, броши-диски с одиночными драгоценными камнями были в моде до конца шестого века, когда более сложные пластинчатые броши с перегородчатым в моду вошли гранатом и стеклянной оправой. За этой модной тенденцией последовали роскошные броши из композитных драгоценных камней, которые исчезли примерно в середине седьмого века. Булавки для одежды начали появляться в начале седьмого века. Подвески также вошли в моду в это время. В моду вошли ожерелья, обычно состоящие из колец из серебряной проволоки и цветных стеклянных бусин. [90] [91]

В мужских могилах поясные комплекты с треугольными пластинками, вдохновленные франкской модой, появляются в конце VI века и охватывают первую половину VII века. Позже, в седьмом веке, типичными становятся небольшие пряжки с прямоугольными пластинами. [92]
Кольца на пальцах носили в раннюю англосаксонскую эпоху, но их популярность снизилась в седьмом и восьмом веках и снова стала модной в девятом веке. [93] В конце седьмого века популярность круглых брошей возросла по сравнению с длинными брошами, а в погребальном инвентаре начали появляться кольцевые и дисковые броши. Круглые броши восьмого века встречаются редко, но много экземпляров было найдено с девятого по одиннадцатый век. [94]

Броши, напоминающие современные булавки, появляются в седьмом веке. Прямые булавки по-прежнему популярны в седьмом веке и иногда изготавливаются из золота и серебра. Гирлянды из бус, украшавшие женскую одежду в пятом и шестом веках, исчезают из поля зрения в седьмом веке. Самым заметным изменением ювелирной моды в седьмом и восьмом веках стало использование подвесок-ожерельей. Эти стильные подвески были вдохновлены сочетанием франкского, византийского и римского искусства. Прямые булавки по-прежнему были популярны в десятом и одиннадцатом веках. В этот период они считаются функциональными предметами и производятся серийно. Кольца на пальцах продолжают пользоваться популярностью. [95]

Ювелирное производство
[ редактировать ]Мужчины и женщины продолжали носить видные украшения, большая часть которых была практичной, например, застежки для застегивания одежды (пуговицы не использовались). Драгоценные металлы использовали те, кто мог себе их позволить. В раннюю англосаксонскую эпоху большинство украшений, возможно, создавалось странствующими мастерами, которые переходили из деревни в деревню. Некоторые украшения были изготовлены монахами, которые также изготавливали религиозные изделия из металла. В седьмом-девятом веках англосаксонские общины медленно менялись от небольших деревень до все более крупных деревень и крупных поместий. В более крупных поместьях специализированные мастерские занимались изготовлением ювелирных изделий и изделий из металла для жителей поместья. В десятом и одиннадцатом веках рост городских центров по всей Англии изменил разнообразие и количество ювелирных изделий, доступных англосаксам, а также методы их производства. [96]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «История: англосаксы» . Би-би-си . Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2004 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2011 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с д Оуэн-Крокер 2011 , с. 100.
- ^ «Проект «Лексика ткани и одежды» . Манчестерский университет . Проверено 28 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2011 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с Оуэн-Крокер 2011 , с. 101.
- ^ Оуэн-Крокер 2011 , с. 98.
- ^ Студли 1999 , стр. 115–117.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , с. 242.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 38.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , стр. 178, 218.
- ^ Перейти обратно: а б Уэлч 2011 , с. 267.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 91–93.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , с. 144.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 81.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , с. 149.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , с. 109.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 182.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , с. 221.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 82.
- ^ Оуэн-Крокер 2011 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2004 , с. 83.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 143–144.
- ^ Уэлч 2011 , с. 277.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 212.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 213, 220.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 213–215.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 217.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 82, 83.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 104–105.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , стр. 201, 203.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 105, 110.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , стр. 201–203.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 107, 181.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 112–114.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 115–118.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 118.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 82, 123.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 119, 126.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 126–127.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2011 , с. 111.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 171.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 173.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 178.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 178, 180.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 168.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2004 , с. 189.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 90.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 195, 199–200.
- ^ Уэлч 2011 , с. 278.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 199–200.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 192.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 233–234.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 234.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 234, 245.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 255–256.
- ^ «История ручного вязания» . Музей Вирджинии и Альберта . Проверено 27 февраля 2019 г.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 160.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 251.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 128.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 102.
- ^ Студли 1999 , с. 108.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , стр. 217–218.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 266.
- ^ Студли 1999 , стр. 1991–1993.
- ^ Оуэн-Крокер 2011 , стр. 96, 111.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2004 , с. 228.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 199.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 181.
- ^ Оуэн-Крокер 2011 , стр. 105, 111–112.
- ^ Уэлч 2011 , с. 269.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 240.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 244.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2004 , с. 193.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 120.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , стр. 210–211.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , стр. 213–214.
- ^ Планше 1879 , с. 41.
- ^ Планше 1879 , стр. 51–52.
- ^ Планше 1879 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Оуэн-Крокер 2011 , с. 93.
- ^ Уолтон-Роджерс 2007 , с. 9.
- ^ Оуэн-Крокер 2011 , стр. 94–95.
- ^ Томас 2011 , стр. 408, 412–414.
- ^ Оуэн-Крокер 2011 , с. 96.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 141.
- ^ Уэлч 2011 , стр. 267, 277.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 143.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 146.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , с. 139.
- ^ Оуэн-Крокер 2004 , стр. 138–141.
- ^ Томас 2011 , стр. 409, 412–414.
Библиография
[ редактировать ]- Оуэн-Крокер, Гейл Р. (2004) [1986]. Платье в англосаксонской Англии (ред.). Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 9781843830818 .
- Оуэн-Крокер, Гейл (2011). «Глава 7: Платье и личность» . В Хамероу, Хелена; Хинтон, Дэвид А.; Кроуфорд, Салли (ред.). Оксфордский справочник по англосаксонской археологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 91–116 .
- Планше, Джеймс Робинсон (1879). Циклопедия костюмов или словарь одежды, включая уведомления о современной моде на континенте: общая хронологическая история костюмов основных стран Европы, от начала христианской эры до воцарения Георга Третьего . Том. 2. Лондон: Чатто и Виндус. OCLC 760370 .
- Студли, Ник (1999). Веретено и копье: критическое исследование конструкции и значения пола в раннем англосаксонском погребальном обряде . Британские археологические отчеты, британская серия 288. ISBN 978-1841711171 .
- Томас, Габор (2011). «Глава 22: Обзор: Ремесленное производство и технологии» . В Хамероу, Хелена; Хинтон, Дэвид А.; Кроуфорд, Салли (ред.). Оксфордский справочник по англосаксонской археологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 266–287 .
- Уолтон-Роджерс, Пенелопа (2007). Ткань и одежда в ранней англосаксонской Англии, 450–700 гг. н.э. Совет британской археологии. ISBN 978-1902771540 .
- Уэлч, Мартин (2011). «Глава 15: Заключительная фаза Среднесаксонского региона » . В Хамероу, Хелена; Хинтон, Дэвид А.; Кроуфорд, Салли (ред.). Оксфордский справочник по англосаксонской археологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 266–287 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карвер, Мартин (1998). Саттон-Ху: могила королей? . Университет Пенсильвании. ISBN 978-0812234558 .
- Коутсворт, Элизабет; Пиндер, Майкл (2012). Искусство англосаксонского ювелира: тонкая работа по металлу в англосаксонской Англии: ее практика и практики (англосаксонские исследования) . Бойделл Пресс. ISBN 978-0851158839 .
- Дикинсон, Таня М. (2005). «Символы защиты: значение щитов с изображением животных в ранней англосаксонской Англии» (PDF) . Средневековая археология . 49 (1): 109–163. дои : 10.1179/007660905x54062 . S2CID 161851264 . Проверено 28 февраля 2019 г.
- Хамероу, Хелена (2014). Сельские поселения и общество в англосаксонской Англии (средневековая история и археология) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198723127 .
- Хинтон, Дэвид А. (1990). Археология, экономика и общество: Англия с пятого по пятнадцатый век . Рутледж. ISBN 978-0415188487 .
- Миллер, Морин С. (2014). Одежда духовенства: добродетель и власть в средневековой Европе ок. 800–1200 . Корнелльский университет. ISBN 978-0801479434 .
- Вебстер, Лесли (2016). Англосаксонское искусство: новая история . Издательство Британского музея. ISBN 978-0714128092 .