Христианизация Исландии
История Исландии |
---|
![]() |

Исландия была обращена в христианство в 1000 году нашей эры, когда христианство стало религией по закону. По -исландски это событие известно как кристнитака (буквально «принятие христианства»).
Подавляющее большинство первых поселенцев Исландии во время заселения Исландии в 9 и 10 веках нашей эры были язычниками , поклонявшимися асам ( скандинавским богам ). Начиная с 980 года Исландию посетили несколько христианских миссионеров, но без особого успеха; но когда Олаф Трюггвасон (принявший христианство около 998 года) взошел на норвежский престол, новообращенных стало гораздо больше, и две конкурирующие религии вскоре разделили страну и стали угрожать гражданской войной .
После того, как в Дании и Норвегии разразилась война, дело было передано в арбитраж Альтинга . Спикер права и язычник Торгейр Торкельссон предложил «один закон и одну религию», после чего крещение и обращение в христианство стали обязательными. [1] [2] Ари Торгильссона » В « Книге исландцев , старейшем рассказе коренных народов о христианизации Исландии, описывается, как исландцы согласились принять христианство посредством сделки, согласно которой язычникам были предоставлены некоторые прагматические уступки в обмен на обращение. [3]
Источники [ править ]
Согласно саге о Ньяле, Альтинг в 1000 году провозгласил христианство официальной религией. [1]
Принятие Исландией христианства традиционно относят к 1000 году (хотя некоторые историки относят это к 999 году).
Основными источниками событий, предшествовавших принятию христианства, являются Ари Торгильссона » «Книга исландцев , исландские семейные саги и церковные писания о первых епископах и проповедниках. Рассказ Ари о событиях, связанных с обращением, кажется надежным; хотя он родился через 67 лет после обращения, он ссылается на источники из первых рук. [ нужна ссылка ]
Миссионеры [ править ]
Начиная с 980 года Исландию посетило несколько миссионеров. Первым из них, судя по всему, был вернувшийся из-за границы исландец Торвальд Конрадссон . Сопровождал Торвальда саксонский епископ по имени Фридрек, о котором мало что известно, но говорят, что он крестил Торвальда. Попытки Торвальда обратить исландцев в свою веру увенчались ограниченным успехом. Первым обратился в христианство его отец Конрад, а затем и его семья. Прежде чем прибыть в Альтинг, он и епископ посетили разные округа, но их попытки были встречены насмешками и даже оскорбительными скальдическими стихами. Торвальд убил двоих мужчин, и столкновения между последователями Торвальда и язычниками продолжились. Торвальд покинул Исландию в 986 году во время экспедиции в Восточную Европу, где, как говорят, вскоре после этого умер. [4]
королей Норвегии стороны со Давление
Когда Олаф Трюггвасон трон взошел на норвежский , усилия по христианизации Исландии усилились. Король Олаф отправил исландца по имени Стефнир Торгильссон обратно на родину, чтобы обратить своих соотечественников. Стефнир жестоко разрушал святилища и изображения языческих богов – это сделало его настолько непопулярным, что в конце концов его объявили вне закона. После неудачи Стефнира Олаф послал жреца по имени Тангбранд . Тангбранд был опытным миссионером, занимавшимся прозелитизмом в Норвегии и на Фарерских островах . Его миссия в Исландии с ок. 997–999 были успешными лишь частично. Ему удалось обратить в свою веру нескольких видных исландских вождей, но при этом он убил двух или трех человек. [5] Тангбранд вернулся в Норвегию в 999 году и сообщил о своей неудаче королю Олафу, который немедленно занял более агрессивную позицию по отношению к исландцам. Он запретил исландским морякам доступ в норвежские порты и взял в заложники нескольких исландцев, проживавших тогда в Норвегии. Это прекратило всю торговлю между Исландией и ее основным торговым партнером. Некоторые из заложников, взятых королем Олафом, были сыновьями видных исландских вождей, которых он угрожал убить, если исландцы не примут христианство. В 11 веке три армянских епископа, Петрос, Авраам и Стефаннос упоминаются в исландских источниках как христианские миссионеры в Исландии. Их присутствие было объяснено службой короля Харальда Хардрады норвежского (ок. 1047–1066) в качестве варяга в Константинополе, где он встретил армян, служивших в Византийской императорской армии. [6] [7]
Ограниченная внешняя политика Исландского Содружества почти полностью заключалась в поддержании хороших отношений с Норвегией. Христиане Исландии использовали давление короля, чтобы активизировать усилия по обращению в веру. Две конкурирующие религии вскоре разделили страну и стали угрожать гражданской войной .
Принятие в арбитраже [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2021 г. ) |


Такое положение дел достигло апогея следующим летом во время заседания Альтинга ( Alþingi), управляющего собрания Содружества. Драка между приверженцами соперничающих религий казалась вероятной, пока не вмешались посредники и дело не было передано в арбитраж. Альтинга Законодательный спикер Торгейр Торкельссон , гот из Льосаватна , был принят обеими сторонами в качестве посредника , будучи известен как умеренный и разумный человек. Торгейр взял на себя ответственность за принятие решения о том, должна ли Исландия стать христианской, при условии, что обе стороны подчинятся его решению. Когда это было согласовано, он провел день и ночь, отдыхая под меховым одеялом и созерцая.
На следующий день он объявил, что Исландия станет христианской, при условии, что старые законы, касающиеся обнажения младенцев и употребления в пищу конины, останутся в силе и что будет разрешено частное языческое богослужение. Эти камни преткновения были связаны с давно устоявшимися обычаями, противоречащими законам Церкви. Конина является табуированной пищей во многих культурах, и Папа Григорий III запретил германский обычай ее употребления в 732 году. Точно так же детоубийство было широко распространено во всем мире, а практика выставления напоказ «лишних» детей была устоявшейся частью старых обычаев. Исландская культура.
Торгейр, который сам был языческим жрецом, согласно ложному мифу, взял своих языческих идолов и бросил их в большой водопад, который сейчас известен как Водопад Богов (исландский: Годафосс ), вопреки популярному мифу. История о роли Торгейра в принятии христианства в Исландии сохранилась в «Ослендабуке» Ари Торгилссона, однако не упоминается о том, что Торгейр бросил своих идолов в Годафосс. Легенда, похоже, является выдумкой девятнадцатого века. Таким образом, проблема смены религии была решена, поскольку люди подчинились решению Торгейра и крестились. Гражданскую войну удалось предотвратить посредством арбитража. Мирное усыновление в Исландии во многом примечательно, учитывая десятилетия гражданской войны, прежде чем Норвегия стала полностью христианской. Вероятное объяснение состоит в том, что главные вожди готов Исландии предпочли подчиниться давлению (и деньгам) короля Норвегии. [8] и избежать гражданских беспорядков .
Когда Церковь установила твердый контроль над Исландией, конина , детоубийство и языческие ритуалы, практиковавшиеся в частном порядке, были запрещены. [9] Однако частное поклонение языческим богам сохранялось в Исландии на протяжении веков. [ нужна ссылка ]
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бьок, Джесси Викинг Эпоха Исландия , Пингвин, 2001 г.
- Орри Вестайнссон, Арни Свейнбьорнсдоттир, Хильдур Гестсдоттир, Ян Хайнемайер, Адольф Фридрикссон. 2019. «Датирование религиозных изменений: язычество и христианство в Исландии эпохи викингов». Журнал социальной археологии
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Орфилд, Лестер Б. (1953). Развитие скандинавского права . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9781584771807 . Проверено 30 августа 2019 г.
- ^ Йохенс, Дженни (1998). Женщины в древнескандинавском обществе . Издательство Корнельского университета. п. 18 .
- ^ Багге, Сверре (2014). Крест и скипетр: Возвышение скандинавских королевств от викингов до Реформации . Издательство Принстонского университета. п. 64. ИСБН 978-1-4008-5010-5 .
- ^ Великие события в религии: энциклопедия ключевых событий в истории религии . АВС-КЛИО. 2016. с. 482. ИСБН 9781610695664 . Проверено 30 августа 2019 г.
- ↑ Именно Ари Фроди использовал точную фразу «два или трое мужчин» ( Íslendingabók, гл. 7). Убийства также описаны в «Саге о Кристни» , «Саге о Ньяле» , «Ланднамабоке » и ряде других источников. Среди жертв Тангбранда были скальды Торвальд Вейли и Ветрлиди Сумарлидасон , а также, вероятно, сын Ветрлиди.
- ^ AE Redgate, Армяне , Blackwell Publishers, 1998, 2000, стр. 233–234.
- ^ Кормак, Маргарет, ирландские и армянские священнослужители в главе средневековой Исландии с Запада над морем, The Northern World-Brill, 2007, стр. 227-234
- ^ Йонас Гисласон, Принятие христианства в Исландии в 1000 (999) году, в «Древнескандинавские и финские религии и названия культовых практик», том. 13, 1990, стр. 224–255.
- ^ Гвин Джонс, Североатлантическая сага: норвежские путешествия открытий и заселения Исландии, Гренландии и Северной Америки , Oxford University Press, 1986, стр. 149–51.