Олаф Трюггвасон
Олаф Трюггвасон | |
---|---|
Король Норвегии | |
Царствование | 995–1000 |
Предшественник | Харальд Блютуз (как король) Хокон Сигурдссон (как регент) |
Преемник | Свейн Форкберд |
Рожденный | 960-е годы Норвегия |
Умер | 9 сентября 1000 г. Сволдер , Норвегия |
Супруги |
|
Проблема | Трюггви Самозванец (возможно) |
Отец | Трюггве Олафссон |
Мать | Астрид Эйриксдаттер |
Олаф Трюггвасон (960-е — 9 сентября 1000) был королем Норвегии с 995 по 1000 год. Он был сыном Трюггви Олафссона , короля Викена ( Вингульмарка и Ронрике ), и, согласно более поздним сагам, правнуком Харальда Прекрасноволосого. , первый король Норвегии. Его номер — Олаф I.
Олаф сыграл важную роль в обращении норвежцев в христианство, но он сделал это насильственно в своем королевстве. [2] [3] [4] [5] [6] Говорят, что он построил первую христианскую церковь в Норвегии в 995 году и основал город Тронхейм в 997 году. Посвященная ему статуя расположена на центральной площади города.
Историческая информация об Олафе скудна. Он упоминается в некоторых современных английских источниках. [7] и несколько скальдических стихов. Самый старый повествовательный источник, вкратце упоминающий его, - это Адама Бременского, Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum датируемая примерно 1070 годом.
В 1190-х годах две латинские версии « Саги об Олаве Трюггвасонаре » были написаны в Исландии Оддром Сноррасоном и Гуннлаугром Лейфссоном — сейчас они утеряны, но считается, что они легли в основу более поздних норвежских версий. Снорри Стурлусон дает обширный отчет об Олафе в о Хеймскрингле саге около 1230 года, используя сагу Оддра Сноррасона в качестве основного источника. Современные историки не предполагают, что эти поздние источники точны, и их достоверность вызывает споры. [8] Самый подробный отчет называется Óláfs saga Tryggvasonar en mesta («Величайшая сага об Олафе Трюггвасоне») и записан в « Флатейярбоке начала 15 века » и в «Бергсбоке» .
Биография
[ редактировать ]Рассказ в этой статье основан в первую очередь на поздних сагах.
Рождение и молодость
[ редактировать ]Существует неопределенность как в дате, так и в месте рождения Олафа. Самый ранний норвежский письменный источник, Historia Norwegiæ конца двенадцатого века, утверждает, что Олаф родился на Оркнейских островах после того, как его мать бежала туда, спасаясь от убийц отца Олафа. Другой источник конца XII века, Ágrip of Nóregskonungasögum , утверждает, что мать Олафа сбежала на Оркнейские острова вместе с Олафом, когда ему было три года, по той же причине. Все саги сходятся во мнении, что Олаф в конечном итоге пришел в Киевскую Русь , а именно ко двору Владимира Великого из Киева . [9]
Версия в Хеймскрингле является наиболее подробной, но в то же время самой последней и вводит в историю элементы, которых нет в более ранних источниках. В нем говорится, что Олаф родился вскоре после убийства своего отца в 963 году, в то время как другие источники предполагают дату между 964 и 969 годами. Более поздние даты ставят под сомнение утверждение Олафа о том, что он был родственником Харальда Прекрасноволосого, и законность его притязаний на трон. Снорри Стурлусон утверждает в саге об Олафе Трюггвсоне , что Олаф родился на островке во Фьерландсватнете, где его мать Астрид Эйриксдоттир, дочь Эйрика Бьодаскалле, пряталась от убийц мужа во главе с Харальдом Серым Плащом , сыном Эйрика Кровавого Топора . Серый Плащ и его братья захватили трон у Хокона Доброго . Астрид сбежала в дом своего отца в Оппланде, а затем отправилась в Швецию, где, как она думала, они с Олафом будут в безопасности. Серый Плащ отправил послов к королю Швеции и попросил разрешения забрать мальчика обратно в Норвегию, где его будет воспитывать мать Серого Плаща Гунхильд. Шведский король дал им людей, которые помогли им забрать мальчика, но безуспешно. После непродолжительной драки Астрид (с сыном) снова сбежала. На этот раз их целью был Гардарике ( Киев ), где на службе у Владимира Великого находился брат Астрид Сигурд . Олафу было три года, когда они отплыли на торговом корабле в Новгород . Путешествие не увенчалось успехом: в Балтийском море они были захвачены эстонскими викингами , а люди, находившиеся на борту, были либо убиты, либо взяты в рабство. Олаф стал владением человека по имени Клеркон вместе со своим приемным отцом Торольвом и сыном Торгильсом. Клеркон посчитал Торольфа слишком старым, чтобы его можно было использовать в качестве раба, и убил его, а затем продал двух мальчиков человеку по имени Клерк за барана. Затем Олафа продали человеку по имени Реас за прекрасный плащ. [10] Шесть лет спустя Сигурд Эйриксон отправился в Эстонию , чтобы собрать налоги для короля Владимира. Он увидел мальчика, который не был похож на местного жителя. Он спросил мальчика о его семье, и мальчик сказал ему, что он Олаф, сын Трюггве Олафсона и Астрид Эйриксдаттир. Тогда Сигурд отправился в Реас и выкупил Олафа и Торгильса из рабства, а мальчиков взял с собой в Новгород, чтобы они жили под защитой Владимира.
Еще по словам Хеймскрингла , однажды на новгородском рынке Олаф встретил Клеркона, своего поработителя и убийцу приемного отца. Олаф убил Клеркона ударом топора по голове. Толпа преследовала мальчика, когда он бежал к своей защитнице королеве Аллогии , с намерением убить его за его проступок. Только после того, как Аллогия заплатила кровавые деньги за Олафа, толпа успокоилась. Когда Олаф подрос, Владимир сделал его главнокомандующим над своими воинами, но через пару лет король стал опасаться Олафа и его популярности среди солдат. Опасаясь, что он может представлять угрозу безопасности своего правления, Владимир перестал относиться к Олафу как к другу. Олаф решил, что ему лучше искать счастья в другом месте, и отправился на Балтику.
Рейдерство
[ редактировать ]Хеймскрингла утверждает, что после ухода из Новгорода Олаф успешно совершал набеги на поселения и порты. В 982 году он попал в шторм и прибыл в порт Вендланда , где встретил королеву Гейру , дочь короля Бурицлейфа . Она управляла той частью Вендланда, в которой высадился Олаф, и Олафу и его людям было предложено остаться на зиму. Олаф согласился, и после ухаживания за королевой они поженились. Олаф начал возвращать себе баронства, которые, находясь под властью Гейры, отказывались платить налоги. После этих успешных кампаний он снова начал совершать набеги как на Сконе , так и на Готланде .
Отношения и брак с Гейрой
[ редактировать ]Отношения Олафа Трюггвасона с Гейрой начались, когда Гейру предупредили, что в гавани за пределами ее королевства стоит большое количество кораблей. Королева Гейра сказала человеку, который сообщил ей, пригласить их в свое королевство, сказав ему, что она пригласит их на пир. Как только Олаф и его люди прибыли, королева Гейра приветствовала их, устроила для них пир и вступила с Олафом в очень содержательную беседу. Этот разговор привел к тому, что Олаф и его люди остались на несколько дней, и между двумя лидерами завязались отношения. В конце концов эти двое согласились на брак, пока Олаф и его войска еще были там. Позже, во время одного из разговоров, Олаф спросил Гейру, есть ли города, над которыми она потеряла контроль. Она ответила: «Господь, я могу назвать для Тебя города, которые вырвались из-под нашего контроля; мы долгое время терпели их высокомерие». [11] После этого разговора Олаф вышел и отбил эти города для Гейры. После этого и их свадьбы Олаф оставался в стране до безвременной смерти Гейры.
Союз с императором Отто II
[ редактировать ]Император Священной Римской империи Оттон II собрал огромную армию саксов , франков , фризов и вендов для борьбы с норвежскими язычниками- датчанами . Олаф был частью этой армии, потому что его тесть был королем Вендланда. Армия Отто встретилась с армиями короля Харальда Блютуса и Хокона Ярла , правителя Норвегии при датском короле, у Даневирке , великой стены недалеко от Шлезвига . отплыл в Ютландию Армия Отто не смогла прорвать укрепление, поэтому он изменил тактику и с большим флотом . Отто выиграл там крупную битву и заставил Харальда и Хокона с их армиями обратиться в христианство. Затем члены армии Отто вернулись на родину. Харальд придерживался своей новой религии, но Хокон вернулся к поклонению языческим богам, когда вернулся домой.
Смерть Гейры и обращение
[ редактировать ]После того, как Олаф провел три года в Вендланде, умерла его жена Гейра. Он почувствовал такую печаль от ее смерти, что больше не мог оставаться в Вендланде и в 984 году отправился на грабежи. Он совершил набег от Фрисландии до Гебридских островов . Через четыре года он высадился на одном из островов Силли . Он услышал о провидце , который жил там. Желая проверить провидца, он послал одного из своих людей выдать себя за Олафа. Но провидец не обманулся. Итак, Олаф отправился к отшельнику, теперь убежденному, что он настоящий предсказатель. И провидец сказал ему:
Ты станешь прославленным королем и совершишь знаменитые дела. Многих людей ты приведешь к вере и крещению, и на благо себе и другим; и чтобы у тебя не было сомнения в истинности этого ответа, выслушай эти знамения. Когда ты придешь к своим кораблям, многие из твоих людей составят заговор против тебя, а затем последует битва, в которой многие из твоих людей падут, и ты будешь ранен почти до смерти и перенесен на щите на свой корабль; но через семь дней ты выздоровеешь от ран твоих и тотчас же позволишь себе креститься.
После встречи мятежники напали на Олафа, он был ранен, но выжил и в результате принял христианство.
Дэвид Хью Фармер в Оксфордском словаре святых пишет, что «заманчиво» отождествить провидца со святой Лидой , которая жила на острове Святой Елены на островах Силли . [12]
Согласно другому сообщению, святой Эльфеа Кентерберийский крестил его недалеко от Андовера , Хэмпшир , Англия, в 994 году. [13] Однако Генриетта Лейзер, автор статьи об Эльфхеа в Оксфордском национальном биографическом словаре , утверждает, что Олаф уже был крещен и что событие 994 года в Андовере было подтверждением его веры, частью договора Данегельда , в котором он согласился больше не креститься. рейд в Англии. [14]
После смерти Гейры в «Саге об Олафе» говорится , что он отправился в Россию. Во время пребывания здесь ему приснился сон, в котором с ним говорил Бог. Голос, который он услышал, сказал: «Услышьте меня, вы, обещающие быть хорошим человеком, ибо вы никогда не поклонялись богам и не оказывали им никакого почтения. Но вы, скорее, опозорили их, и по этой причине ваши дела будут умножены для добрых и полезных целей. Однако вам очень не хватает тех качеств, которые позволили бы вам находиться в этих регионах и сделали бы вас достойными жить здесь в вечности, потому что вы не знаете своего Создателя и не знаете, кто такой истинный Бог». [15]
Брак с Гидой
[ редактировать ]В 988 году Олаф отплыл в Англию, потому что вещь была вызвана королевой Гидой , сестрой Олафа Куарана , короля Дублина . Гида была вдовой графа и искала нового мужа. Пришло очень много мужчин, но Гида выделила Олафа, хотя он был одет в непогоду, а остальные мужчины были в своей лучшей одежде. Они должны были пожениться, но другой мужчина, Альфвин, воспротивился и вызвал Олафа и его людей на скандинавскую дуэль или холмганг . Олаф и его люди сражались с командой Альввина и выиграли все битвы, но не убили ни одного из них; вместо этого они связали их. Алфвину было приказано покинуть страну и никогда больше не возвращаться. Гида и Олаф поженились и половину времени провели в Англии, а другую половину — в Ирландии.
Восхождение на престол
[ редактировать ]В 995 году в Норвегии начали появляться слухи о короле Ирландии норвежской крови. Это привлекло внимание ярла Хокона, который отправил Торера Клакку в Ирландию под видом торговца, чтобы узнать, не является ли он сыном Трюггве Олафсона. Хокон сказал Тореру, что если бы это был он, то заманил бы его в Норвегию, чтобы Хокон мог взять его под свою власть. Торер подружился с Олафом и рассказал ему о ситуации в Норвегии, о том, что ярл Хокон стал непопулярным среди населения, потому что он часто брал дочерей элиты в качестве наложниц , что было его правом как правителя. Они ему быстро надоели, и через неделю или две он отправил их домой. Он также был ослаблен борьбой с датским королем из-за отказа от христианской веры.
Олаф воспользовался этой возможностью и отплыл в Норвегию. Когда он прибыл, многие мужчины уже восстали против Хокона, который был вынужден спрятаться в яме, вырытой в свинарнике , вместе со своим рабом Карком . Когда Олаф встретил повстанцев, они приняли его как своего короля и вместе начали искать Хокона. В конце концов они пришли на ферму, где прятались Хокон и Карк, но не нашли их. Олаф провел собрание недалеко от свинарника и пообещал большую награду человеку, убившему Хокона. Двое мужчин в яме услышали эту речь, и Хокон стал не доверять Карку, опасаясь, что тот убьет его ради награды. Он не мог покинуть свинарник и не мог бодрствовать бесконечно, а когда он заснул, Карк обезглавил Хокона ножом. На следующий день Карк пошел к Олафу и подарил ему голову Хокона. Конунг Олаф не наградил его, а вместо этого обезглавил.
После своего утверждения на посту короля Норвегии Олаф отправился в те части Норвегии, которые находились под властью не Хокона, а короля Дании ; они также присягнули ему на верность. Затем он потребовал, чтобы они все крестились, и они с большой неохотой согласились.
Царствование
[ редактировать ]В 997 году Олаф основал свою резиденцию правительства в Тронхейме , где он впервые провел борьбу с мятежниками против Хокона. Это было подходящее место, потому что река Нид извивалась перед впадением во фьорд, образуя полуостров, который можно было легко защитить от нападений с суши лишь одной короткой стеной.
И его вендиш, и его ирландская жена принесли Олафу богатство и удачу, но, согласно сагам, его последняя жена, Тайра , стала его погибелью, поскольку именно во время экспедиции, предпринятой в 1000 году с целью отобрать ее земли у Бурислава, он был подстерег у острова Сволдер объединенный флот Швеции, Дании и Венда вместе с кораблями сыновей графа Хокона. [16]
Попытка обращения Норвегии в христианство
[ редактировать ]Было высказано предположение, что амбициями Олафа было управление объединенной христианской Скандинавией , и известно, что он делал попытки жениться на Сигрид Высокомерной , королеве Швеции , но переговоры провалились из-за ее стойкой языческой веры. Вместо этого он сделал из нее врага и, не колеблясь, ввязался в ссору с королем Дании Свейном I , женившись на сестре Свейна Тире, которая сбежала от своего мужа-язычника Бурислава , полулегендарного «короля вендов ». вопреки авторитету брата. [16]
Олаф продолжал пропагандировать христианство на протяжении всего своего правления. Он крестил исследователя Лейфа Эриксона , который взял с собой священника обратно в Гренландию, чтобы обратить в веру остальных своих родственников. [17] Олаф также обратил в христианство жителей и графа Оркнейских островов . [18] В то время Оркнейские острова входили в состав Норвегии. В то время как Олаф отправлял миссионеров в другие страны и крестил сановников, посетивших Норвегию для распространения христианства, в своем королевстве он использовал насильственное обращение посредством таких средств, как изгнание, взятие заложников, нанесение увечий, пытки и смерть тех, кто отказывался, а также разрушение языческих храмов. . [19] [6] Известные жертвы включают Торлифа Мудрого, которому вырвали один глаз — его мучители должны были ослепить его, но его стоическое поведение во время пыток заставило их убежать, сделав только половину работы — и Рауда Сильного , которого заставили ядовитую змею тело через рот раскаленным железом. [6] В конечном итоге усилия Олафа по повсеместному обращению потерпели неудачу. [5]
Смерть
[ редактировать ]Он погиб в морской битве при Сволдере , когда его силы были разбиты объединенной армадой Дании , Швеции и ярлов Ладе . В конце концов окруженный на своем флагманском корабле « Ормринн Ланги» («Длинный змей»), датские источники сообщают, что, когда все было потеряно, он покончил жизнь самоубийством, бросившись в море, «конец, подобающий его жизни», по словам Адама Бременского. [20] Саксон Грамматик говорит, что Олаф предпочел самоубийство смерти от рук врага и прыгнул за борт в полном вооружении, чем увидеть победу своих врагов. [21] Норвежские и исландские версии более сложны и более благоприятны для Олафа. В поминальной поэме Хальфреда своему господину уже упоминались слухи о том, что Олаф избежал смерти в Сволдере. Саги предлагают множество возможностей. Агрип сообщает:
«Но о падении конунга Олафа ничего не было известно. Видно было, что, когда битва затихла, он, все еще живой, стоял на высокой палубе в корме « Длинного змея» , на котором было тридцать два гребных места. Но когда Эйрик отправился в на корме корабля в поисках короля, перед ним сверкнул свет, как будто это была молния, а когда свет исчез, исчез и сам король». [22]
Другие саги предполагают, что Олаф так или иначе добрался до берега; возможно, вплавь, возможно, с помощью ангелов, которых, скорее всего, спас один из присутствующих вендских кораблей. [23] После побега Олаф якобы искал спасения своей души за границей, возможно, уйдя в монастырь. Места описывает серию «наблюдений» его на Святой Земле, последнее из которых произошло в 1040-х годах. [24]
Наследие
[ редактировать ]В начале 11 века вождь викингов по имени Трюггви вторгся в Норвегию, утверждая, что он сын Олафа и Гиды. Его вторжение было разбито силами, верными Кнута Великого сыну Свейну Кнутссону . В сообщении, сохранившемся в Моркинскинне, говорится, что Трюггви был убит фермером после битвы. Много лет спустя, когда Харальд Хардрада был королем Норвегии, он проходил мимо места битвы. Король встретил своего старого друга, который указал на предполагаемого убийцу. Допросив предполагаемого убийцу и выслушав его признание, король Харальд приказал повесить этого человека , сославшись на семейные узы между ним и Трюггви и на свой долг отомстить за смерть последнего. [25]
В течение некоторого времени после битвы при Сволдере ходили слухи, что Олаф пережил свой прыжок в море и добрался до безопасного места. Сообщения, о которых сообщил Оддр Сноррасон, включали наблюдения Олафа в Риме , Иерусалиме и других местах Европы и Средиземноморья. И король Этельред Неготовый , и сестра Олафа Астрид якобы получили подарки от Олафа спустя много времени после того, как его считали мертвым. Последнее наблюдение, о котором сообщил Оддр, произошло в 1046 году. [26]
Олаф регулярно использовал силу, чтобы заставить принять христианство, включая казни и пытки тех, кто отказывался. [27] [28] [29] Рауд Сильный отказался принять христианство и после неудачной попытки использовать деревянную булавку, чтобы открыть рот и вставить змею, был убит змеей, которую горячая кочерга подгоняла через рог для питья в рот Рауда и в его горло. Эйвинд Киннрифи также отказался и был убит жаровней с раскаленными углями, лежащей на его животе. Говорят , что возможно апокрифическая фигура, Сигрид Высокомерная , отказалась выйти замуж за Олафа, если это означало отказ от религии ее предков, на что Олаф ударил ее перчаткой, что побудило ее объединить его врагов против него годы спустя. [30]
См. также
[ редактировать ]- Олафсдрапа Трюггвасонар , стихотворение в Бергсбоке
- Неоконченная опера (начата в 1873 году) Эдварда Грига, Олава Трюгвасона (см. Список сочинений Эдварда Грига )
- Хоровое произведение Эдварда Элгара 1896 года «Сцены из саги о короле Олафе» (по стихотворению Лонгфелло)
- Сага о короле Олафе (1863), стихотворение Генри Уодсворта Лонгфелло
- Штат Гарден
- HNoMS Олав Трюггвасон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скааре, Колбьёрн (1995). История монет Норвегии . Университетское издательство. стр. 38–41.
- ^ «Святой Олав – король Норвегии – VII. Олав и дело христианизации» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ «Ошибка 404» . www.shadowdrake.com . Архивировано из оригинала 9 июля 2011 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
{{cite web}}
: Cite использует общий заголовок ( справка ) - ^ Хеймскрингла , Сага о короле Олафе Трюгвасоне, раздел 52
- ^ Перейти обратно: а б «Олаф Трюггвасон» . Британника. Архивировано из оригинала 29 июня 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Пруденс; Пенник, Найджел (1995). История языческой Европы (2-е изд.). Оксфордшир: Рутледж. стр. Глава 7. ISBN 978-0-415-15804-6 .
- ^ Например , Норвежский Дипломатик 19, номер. 1. Архивировано 26 марта 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Сверре Багге , Святой, герой и строитель государства – Олав Трюггвасон в норвежской историографии на протяжении 700 лет , в Steinar Supphellen (ред.), Kongsmenn og Krossmenn – Festskrift til Grethe Authén Blom (Тронхейм, 1992)
- ^ Багге, Сверре (2006), «Становление короля-миссионера: средневековые рассказы Олафа Трюггвасона и обращение Норвегии», Журнал английской и германской филологии , 105 (4): 486–487, doi : 10.2307/27712621 , JSTOR 27712621 , S2CID 204765432
- ^ Сага о Хеймскрингле .
- ^ Сноррасон, Оддр (2003). Сага об Олафе Трюггвасоне . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 51.
- ^ Дэвид Фармер (2011). Оксфордский словарь святых, пятое переработанное издание . Издательство Оксфордского университета. п. 272. ИСБН 978-0199596607 .
- ^ Stenton Anglo-Saxon England , p. 378
- ^ «Эльфхеа (ум. 1012)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/181 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Сноррасон, Оддр (2003). Сага об Олафе Трюггвасоне . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 54.
- ^ Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Олаф св. Олаф И. Трюггвессон ». Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 62. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Снорре Стурласон, Хеймскрингла, или Жизнь скандинавских королей (Kessinger Publishing, 2004), стр. 188 ISBN 0766186938
- ^ «Всемирный завет - история древней и средневековой церкви» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2008 года.
- ^ «Олаф I Трюггвасон, король Норвегии | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 19 апреля 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Адам Бременский 2002:82.
- ^ Деяния датчан 10.12.5
- ^ Дрисколл 1995:35.
- ^ Экрем 2003:99; Оддр Сноррасон 2003:134; Теодорикус Монахус 1998:18.
- ^ Саганет: Сага о короле Олафе Трюггвасоне, с. 467. Проверено 30 января 2007 г.
- ^ См. (2000:255).
- ^ Странный Сноррасон. Сага о короле Олафе Трюггвасоне . Шептон, Дж., пер. Натт, 1895. 449–465.
- ^ Старк, Родни; Финке, Роджер (2000). Деяния веры: объяснение человеческой стороны религии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520924345 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Кендрик, ТД (2012). История викингов . Курьерская корпорация. ISBN 978-0486123424 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Мидгаард 1963: 25–26.
- ^ сайт thepostgradchronicles (12 марта 2017 г.). «Идентичность викингов и христианство - насилие Олафа Трюггвасона» . Последипломные хроники . Архивировано из оригинала 15 апреля 2017 года . Проверено 14 апреля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Роберт Лейтон (ум. 1934), Олаф Славный: История эпохи викингов на сайте мудростиlib.org ; на ebooks2ebooks.com
- Хеймскрингла: Сага об Олафе Трюггвасоне (английский перевод) на Wikisource
- Хеймскрингла: Сага об Олафе Трюггвасоне (древнескандинавский)
- Новая международная энциклопедия . 1905. .