Jump to content

Тормод Карк

Тормод Карк ( древнескандинавский : Þormóðr Karkr [ˈθorˌmoːðz̠ ˈkɑrkz̠] ; современный исландский : Þormóð u r Kark u r [ˈθɔrˌmouːðʏr ˈkʰar̥kʏr̥] ) был рабом в Норвегии эпохи викингов . Он появляется в саге об Олафе Tryggvasonar . [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Его жизнь была тесно связана с Хоконом Сигурдссоном (ок. 937–995). (ок. 960–1000) вспыхнула ссора между Хоконом и Олафом Трюггвасоном В 995 году, когда Олаф вернулся в Норвегию, . Надеясь на награду, Тормод Карк убил Хокона и принес его голову Олафу, который впоследствии стал королем Норвегии. Убийство произошло в Римуле в Мелхусе . Однако в наказание за предательство своего господина Карк сам был обезглавлен, а его голова, по общему мнению, находилась на столбе в Мунхольмене рядом с головой Хокона. События описаны в « Саге о короле Олафе Трюггвасоне» . [ 2 ] [ 3 ]

Проблемы с источниками Тормода

[ редактировать ]

Существует множество источников и исландских саг о Хоконе Сигурдссоне и Олафе Трюггвасоне, но Тормод упоминается только в этих источниках, а не в каких-либо отдельных рукописях. Тормод — странный случай, когда раб был достаточно важен, чтобы его имя упоминалось в исландских сагах, но не был настолько исключением, чтобы получить собственное письмо. Есть несколько саг, в которых говорится о его смерти, но ни одной о том, как он жил, а это означает, что все свидетельства о жизни Тормода в качестве раба взяты из вторичных источников и аргументов о скандинавском рабстве. Две основные саги включают смерть Тормода, « Сагу об Олафе Трюггвасоне» Оддра Сноррасона и сборник «Хеймскрингла», приписываемый Снорри Стурлусону. Однако авторство саг сомнительно, и ведется много споров об их полезности и степени их фантастичности.

Оддра Сноррасона «Сага об Олафе Трюггвасоне» потенциально является самой ранней известной сагой об Олафе Трюггвасоне. Другая работа под названием « Старейшая сага о святом Олафе» или сохранившаяся версия « Легендарная сага о святом Олафе » датируется еще 1155 годом. [ 4 ] и уже в 1200. [ 4 ] Сага, написанная Оддром, имеет общепринятый диапазон 1180-1200. [ 4 ] Новый консенсус относительно датировки двух саг ставит « Сагу об Олафе Трюгвасоне» перед « Старейшей сагой о святом Олафе» из-за повествовательных моментов историй об Олафе, которые версия Оддра исследует более тщательно по сравнению с сокращенными версиями «Старейшей саги». [ 4 ] Датировка этих саг, относящихся к Хеймскрингле, дает объяснение тому, какие саги послужили источником для других саг. Другой монах, живший в том же монастыре, что и Оддр, по имени Гуннлауг Лейфссон, примерно в то же время, что и Оддр, создал еще одну сагу, связанную с Олафом Трюггвасоном. [ 5 ] Сама сага имеет сомнительные источники и доказательства, которые заставили историков спорить об определении фантастических произведений в сагах. [ 6 ] Многие элементы саги Оддра пытаются развеять недоверие, которое могло возникнуть у читателя 13 века. [ 6 ] Поэзия и саги в Исландии и Скандинавии, даже если они носили фантастический характер, вызывали доверие и страх там, где могли бы стать реальностью. [ 7 ] Вполне возможно, что Оддр знал это и пытался убедить читателя в том, что события саги правдивы. Хотя в саге Оддр также ссылается на то, что сказали (другие) люди, а не на конкретные источники. [ 6 ] Сочетание фантастических элементов, сомнительных источников и квалификации означает, что историкам сложно найти первоисточники, которые, возможно, использовал Оддр. Это составлено с использованием агиографических мотивов, которые подтверждают достоверность саги как повествования об обращении Норвегии и королей Норвегии. [ 8 ]

« Хеймскрингла» — это сборник саг, который обычно приписывают Снорри Стурлусону, но его авторство оспаривается. [ 9 ] Споры об авторстве возникают из-за отсутствия письменных источников в саге, но, исходя из опыта Снорри в истории и как политика в Исландии, он был главным кандидатом. [ 9 ] « Хеймскрингла» — значительно более древнее произведение, чем « Сага об Олафе Трюггвасоне» и многие другие саги, относящиеся к Олафу. [ 9 ] Существовали и другие саги, такие как « Старейшая сага о святом Олафе» и « Лифсага» , которые Снорри, возможно, использовал в качестве основы для « Хеймскринглы». [ 9 ] Судя по предполагаемым датам написания, кажется вероятным, что Хеймскрингла Оддра использовал «Сагу об Олафе Трюггвасоне» в качестве основы для своего текста. [ 9 ] [ 8 ] Самая ранняя рукопись Хеймскринглы датирована (ок. 1270 г.). [ 9 ] что ставит его существенно позже Оддра и Гуннлаугра.

Хотя в качестве примеров использовались саги об Оддре и Снорри, существует множество других саг, даты которых неточны. Количество источников, относящихся к Олафу Трюггвасону, немаловажно, но представляет риск при их анализе, поскольку трудно определить, какие из них появились первыми. Хотя сага об Оддре обычно считается одной из первых саг, она оспаривается, и в последнее время мнения относительно ее датировки по сравнению с Старейшей сагой изменились. Как упоминалось выше, общее мнение относительно саги о Снорри состоит в том, что она черпала вдохновение из Оддра, но исследует все события жизни Олафа более тщательно.

Скандинавское рабство

[ редактировать ]

Скандинавское общество при жизни Тормода имело значительную связь с рабством, выходящую за рамки общепринятого представления. Что касается упомянутых выше проблем с источниками информации, то значительная нехватка первоисточников о рабстве затруднила историкам достижение консенсуса относительно количества рабов или того, насколько они важны для скандинавского общества. Также наблюдается значительная нехватка археологических свидетельств о скандинавских рабах, что затрудняет формирование консенсуса относительно рабов. [ 10 ] Споры вокруг скандинавского рабства широки из-за значительной нехватки письменных и археологических свидетельств. В результате многие скандинавские историки используют смесь исландских саг, провинциальных законов и личных свидетельств европейцев и мусульман, чтобы оценить масштабы скандинавской работорговли и то, как функционировало скандинавское рабство. [ 11 ] Как упоминалось в разделе источников, использование саг в качестве текстовых свидетельств рабства может быть затруднено из-за их часто агиографических мотивов и фантастических элементов, но, тем не менее, они все же полезны. Тем не менее, провинциальные законы. Однако провинциальные законы и личные отчеты могут быть одним из наиболее важных источников, которыми мы располагаем для построения рабства в Скандинавии. [ 11 ]

Старый закон о заморозке был одним из первых провинциальных законов, которые историки использовали для экстраполяции численности рабов в Скандинавии. Закон, который затронул Трёнделаг и центральную Норвегию, гласит, что слепой, владеющий фермой, имеет право на трех рабов. [ 11 ] Первый консенсус использовал это число в качестве основы для всей Скандинавии, и это могло означать, что в средние века более 20–30% скандинавов были несвободными людьми. [ 11 ] Эта оценка горячо оспаривается из-за догадок, связанных с предположением, что на типичной ферме было три раба, что сомнительно. Провинциальные законы, такие как Старый закон о заморозке, вызвали консенсусный сдвиг в том, как рассматривались рабы, при этом некоторые историки больше склонялись к тому, что рабство рассматривалось как престижная собственность, а не как труд. [ 11 ] Два других провинциальных скандинавских закона были использованы для определения того, как обращались с рабами в скандинавском обществе: Закон Скании и Закон Гута-Лага . Закон Скании истолковывался так, что раб имел те же права, что и животное: если он совершил преступление или нанес ущерб имуществу или людям, лицо, владевшее им, несло ответственность за ущерб. [ 11 ] Закон также определял, что человек может продать себя в рабство и может быть освобожден добровольно владельцем или путем покупки свободы. [ 11 ] Закон Гута Лага также мог позволить рабовладельцам продлевать контракты своих рабов за нарушение законов, например, в случаях убийства или работы во время святых дней. [ 11 ] Провинциальный Закон Старого Вестгёта дал юридическое определение разницы между рабами и важности раба. Закон гласит, что Фостре и Фостра могут на законных основаниях завладеть фермой вдовы, если она захочет снова выйти замуж и уйти. [ 11 ] Провинциальный Закон Младшего Вестгёта также показывает, что Фостра может иметь право на ключи своего хозяина для наблюдения за своей собственностью. [ 11 ] Другой провинциальный закон, Закон Вестманны , был истолкован так, что некоторые Фостре могли иметь достаточную независимость, чтобы даже служить в армии, что нетипично для раба. [ 11 ] Провинциальные законы имели первостепенное значение для историков при обсуждении и обсуждении скандинавского рабства внутри страны. Однако, как уже упоминалось в « Старом законе о заморозке» , консенсус и дебаты по поводу этих провинциальных законов изменились, поскольку необходимые для них оценки и догадки могут вызвать дикие экстраполяции. Законы также относятся только к домашним рабам и очерчивают потенциальную социальную иерархию рабов в скандинавском обществе. [ 11 ]

Скандинавские историки также использовали личные свидетельства арабских торговцев на Руси, чтобы объяснить, как скандинавы приобретали своих рабов. Хотя общеизвестно, что набегов викингов было много, существует гораздо больше способов, которыми скандинавы приобретали рабов, а также то, как они их продавали и использовали. В 921 году [ 11 ] Ибн Фадлан, арабский эмиссар, посланный к волжским булгарам, рассказывает о своем опыте общения со скандинавами на Руси. Ибн Фадлан рассказал о жертвоприношениях скандинавов своим богам и о половых отношениях, которые скандинавы открыто вступали со своими рабынями. [ 11 ] Согласно одному конкретному рассказу, после его кончины рабыню заставили вступить в половую связь с целым отрядом вождей, прежде чем ее выпотрошили для принесения в жертву. [ 11 ] Это показывает историкам два основных момента: что скандинавы имели бесстыдное сексуальное отношение к рабам, и, во-вторых, что рабы, которых они захватили в Восточной Европе, использовались для целей удовлетворения и личного пользования, а не на фермах, о чем свидетельствуют внутренние провинциальные законы. [ 11 ] Другой источник от арабо-персидского торговца Ибн Русты подробно описывает, что скандинавские викинги вели войну против сакалиба, имея в виду продажу захваченных ими людей на хазанских и булгарских рынках. [ 11 ] Оба этих источника предполагают, что скандинавы не перевозили захваченных ими рабынь из Восточной Европы обратно в Скандинавию, а вместо этого торговали ими и держали их в качестве наложниц. Эти сведения также примерно соответствуют огромному спросу на рабский труд в мусульманском мире и могут объяснить, где рабов продавали в больших количествах. [ 12 ] В отличие от отчетов арабских торговцев, письменные источники из Ирландии, такие как « Анналы Ольстера», сообщают, что многие рабы из Ирландии были вывезены и перевезены в Скандинавию и особенно в Исландию. [ 11 ] Это подтверждает современный исторический консенсус о том, что скандинавские рабы в Восточной Европе преимущественно использовались для торговли, а не привозились внутри страны, в то время как рабы из Западной Европы и кельтского региона были привезены в Скандинавию и потенциально считались престижной собственностью. [ 11 ]

Существовала также языковая разница, которая определяла рабов в Скандинавии согласно законам провинции. Термин «раб» в Скандинавии чаще назывался «праэль» для мужчин или «амбатт» для женщин. [ 13 ] Термины seta, deigja, pjonn и bryti также относились к разным рабам и подразумевали разные функции. Однако внутри страны фостри для мужчин и фостра для женщин относились бы к тем, кто вырос на ферме, и предполагали, что они были домашними рабами. [ 13 ] Разница в терминологии между рабами предполагает жесткую рабскую структуру в скандинавском обществе, но также предполагает разницу между местными и иностранными рабами.

Одна из крупнейших открытых дискуссий о влиянии рабства на Европу и особенно о вовлечении в него скандинавов вращается вокруг всей европейской экономики. Новые мнения о масштабах сетей работорговли в Скандинавии и викингах ставят ее в большее значение, чем считалось ранее. [ 12 ] Более старый консенсус в значительной степени игнорирует викингов и скандинавов и степень их влияния в торговле рабами в Восточной Европе. Как видно из письменных источников арабских торговцев, влияние скандинавов в Восточной Европе нельзя недооценивать. Набеги и торговля рабами на Британских островах усилились с 8 по 11 века из-за увеличения набегов и участия викингов. [ 12 ] Рост работорговли на Британских островах также совпал с резким увеличением спроса на рабов среди мусульман. [ 12 ] Одно из основных различий между этими двумя областями торговли заключается в том, что работорговля на Британских островах была задокументирована гораздо больше, особенно ирландцами. [ 12 ] В кельтских регионах есть больше документации о рабстве, по совпадению, из того же региона, как полагают, родом Тормод, судя по его фамилии кельтского происхождения. [ 5 ] Новейший консенсус относительно рабовладельческого рынка в Европе заключается в том, что северные европейцы и особенно скандинавы были в центре, чтобы воспользоваться преимуществами растущего мусульманского невольничьего рынка. [ 12 ] Это показатель того, что учащающиеся набеги на Британские острова и Северную Европу совершались скандинавами и что Тормод существовал в рамках этой рабовладельческой системы.

Тормод — исключительный случай, существовавший в горячо оспариваемом X веке, когда историки спорили о том, насколько влиятельной и обширной была скандинавская работорговля. Он также был частью внутренней рабовладельческой системы, что было необычно для иностранных рабов: он, скорее всего, был ближе к бритскому рабу, чем к чему-либо еще. Использование провинциальных законов, лингвистики и отчетов торговцев показывает, что рабство в Скандинавии было сложным, и хотя источники могут быть сомнительными, ясно, что Тормод существовал в недостаточно изученный, но очень важный период для Европы, начиная с 11-го и 11-го века. 12 век.

Смерть согласно исландским сагам

[ редактировать ]

Ниже приведены два исследования смерти Тормода согласно Оддру и Снорри из « Саги об Олафе Трюггвасоне» и «Хеймскринглы» соответственно. Сравнение двух смертей полезно при сравнении источника со многими фантастическими элементами и агиографическими мотивами, например, об Оддре, и сборника саг Снорри, который обычно считается более обоснованным. Смерть Тормода важна своей ассоциацией и повествовательной связью со смертью Хокона и язычеством в Скандинавии. Тормод был одним из немногих рабов в Скандинавии, чье имя известно, и одновременно находился на переломном этапе скандинавского рабства и обращения в христианство.

У Оддра Сноррасона есть одна версия смерти Тормода в « Саге об Олафе Трюггвасоне» . После местного восстания против Хакона Сигурдссона из Гаулардалра поднялось. [ 5 ] Получив предупреждение о восстании, Хакон и его рабы, включая Тормода, сели на лодки, чтобы бежать через местный фьорд. [ 5 ] Вскоре после посадки Хакон, Тормод и еще несколько человек повернули обратно к берегу, чтобы избежать приближающихся кораблей Олафа Трюггвасонара. [ 5 ] Тормод и его товарищи-рабы отправились в Гаулардалр вместе с Хаконом, спасаясь от Олафа. [ 5 ] Тормод был единственным рабом, оставшимся у Хакона, когда он добрался до местной фермы под названием Римулл. [ 5 ] где они прятались от охотничьего отряда Олафа. [ 5 ] Внутри свинарника Римула Тормод и Хакон услышали речь Олафа, предлагающую награду любому, кто принесет ему голову Хакона. [ 5 ] Скрываясь, Тормод видел четыре сна: сон о побеге на лодке, сон о смерти сына Хакона, сон об их неминуемой смерти и, наконец, сон о том, как Олаф наградил его за убийство Хакона. [ 5 ] Когда Хакон заснул, Тормод обезглавил его и принес голову Олафу в качестве награды. [ 5 ] Получив голову Хакона, Олаф повесил Тормода за предательство Хакона. [ 5 ]

Снорри Стурлусон приводит другую версию смерти Тормода в Хеймскрингле. Аналогично версии Оддра, Хакон отправляется из Медалхуса после местного восстания, начавшегося в Гаулардалре. [ 9 ] Хакон отправляет своего сына во фьорд и сам отправляется в Ярлшеллир (Пещеру Ярла) только с Тормодом. [ 9 ] В пещере Тормоду приснилось два сна: первый о том, что сын Хакона, отправленный во фьорд, был мертв, и второй о том, что все пути их бегства были закрыты. [ 9 ] Затем Тормод и Хакон отправились в Римулл, спрятавшись в свинарнике, чтобы уклониться от охотничьего отряда Олафа Трюггвасона. [ 9 ] Хакон отмечает, что Тормод необычайно темный и что у них один и тот же день рождения, а это означает, что они умрут в одно и то же время, если Тормод предаст его. [ 9 ] Услышав, как Олаф произносит речь возле свинарника перед каждым, кто убил Хакона, Тормоду приснился еще один сон, в котором Олаф надел на него золотое ожерелье. [ 9 ] Ночью, пока Хакон спал, он издавал звуки, которые, как опасался Тормод, предупредили бы Олафа, поэтому он перерезал Хакону горло и в конце концов в панике обезглавил его. [ 9 ] После того, как Тормод принес голову Хакона Олафу, Олаф приказал забрать Тормода, чтобы отрубить ему голову. [ 9 ] Обе головы были доставлены в Нидархольмр и выставлены на обозрение армии Олафа. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Тормод Карк (935*-995)» . трондхейм.com . Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 1 ноября 2019 г.
  2. ^ Рассказы древних (1835). «История короля Олафа Трюггвасона» . Древние истории, Том 10 . Проверено 1 ноября 2019 г.
  3. ^ «Олав Трюггвасон» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 ноября 2019 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Андерссон, Теодор М. (2004). «Сага о первом исландском короле: «Сага об Олафе Трюггвасонар» Оддра Сноррасона или «Старейшая сага о святом Олафе?» » . Журнал английской и германской филологии . 103 (2): 139–155. ISSN   0363-6941 . JSTOR   27712412 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Сноррасон, Оддр (2003). Сага об Олафе Трюггвасоне . Перевод Андерссона, Теодора М. Итаки и Лондона: Издательство Корнельского университета.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Фелстед, Карл (2012). «Фэнтези и история. Пределы правдоподобия в саге Олафса Трюггвасонаре Оддра Сноррасона» (PDF) . Сага-книга . XXXVI (1): 27–42.
  7. ^ Лоннрот, Ларс (2009). «Древнескандинавский текст как исполнение» (PDF) . Скрипта Исландика . 1 (1): 49–60.
  8. ^ Перейти обратно: а б Абрам, Кристофер (2015). «Моделирование религиозного опыта в древнескандинавских повествованиях об обращении: случай Олафа Трюггвасона и Халльфреда Вандраскальда» . Зеркало . 90 (1): 114–157. дои : 10.1017/S0038713414002437 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   43577274 . S2CID   162161052 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Стурлусон, Снорри (2011). Хеймскрингла . Перевод Финли, Элисон; Фолкс, Энтони. Лондон: Университетский колледж Лондона. ISBN  978-0-903521-86-4 .
  10. ^ Уинрот, Андерс (2014). Эпоха викингов . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-14985-1 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Бринк, Стефан (2021). «Рабство в средневековой Скандинавии, некоторые отправные точки». В Грущинский, Яцек; Янковяк, Марек; Шепард, Джонатан (ред.). Торговля эпохи викингов, серебро, рабы и Готланд . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 40–56.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рио, Алиса (2017). Рабство после Рима, 500–1100 гг . Оксфордские исследования по истории средневековой Европы (1-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-870405-8 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Бринк, Стефан (2010). «Рабство в эпоху викингов». На грани, Стефан; Прайс, Нил (ред.). Мир викингов . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 49–56.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 818e5801908dfadd3f330424fcb13682__1717421460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/82/818e5801908dfadd3f330424fcb13682.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tormod Kark - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)