Семья Владимира Великого
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
семья Владимира I , известного в народе как Владимир Великий ( ок. 958–1015), князя Киевской Руси Научному изучению подлежит . Первоисточники о его жизни, такие как « Первичная хроника» и « Хроникон Титмари Титмара Мерзебургского» , легендарны и требуют критического анализа, чтобы отделить факты (или историю) от вымысла (или мифологии).
Обзор
[ редактировать ]Титмар Мерзебургский ( ок. 1015) описывал Володимера как «огромного блудника» ( лат .: прелюбодеятель необъятный ) до тех пор, пока он не женился на «достойной жене из Греции» ( лат . a Grecia decens uxorem ) и не принял «святую веру христианства». по ее наущению» ( лат . Christianitatis Sanctae Fidem eius ortatu suscepit ) около 988 года. [ 1 ] У него якобы было несколько сотен наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестово . [ нужна ссылка ] Говорят также, что у него были жены-язычницы, самой известной из которых была Рогнеда Полоцкая . [ нужна ссылка ] Другие жены упоминаются в « Первой летописи» , а в разных версиях документа от разных жен закреплены разные дети. [ нужна ссылка ] Поэтому спекуляций предостаточно. [ нужна ссылка ]
По словам ученого из Университета Тампере Александра Коптева (2010), «легенда о Рогнеде тесно связана с легендой о херсонесской принцессе и вдове князя Ярополка, которые были изнасилованы князем Владимиром». [ 2 ]
Родословная и дети с Анной
[ редактировать ]Рюрик | Резиденция Новгорода | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игорь Киевский | Ольга Киевская | Малк Любчанин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прелюдия | Sviatoslav I | Малуша | Рогволод | Dobrynya | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Oleg | Yaropolk I | Греческая монахиня | Анна Багрянородная | Владимир I Великий | Рогнеда Полоцкая | Konstantin Dobrynich | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дочь Болеслава I Храброго | Sviatopolk I | Феофан | 8 выпусков (см. ниже) | Dobrynich line | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети с Рогнедой и Аделой
[ редактировать ]Олоф Скётконунг | Эстрид из оботритов | Рогнеда Полоцкая | Владимир I Великий | Адела | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Святая Анна | Ярослав Мудрый | Izyaslav of Polotsk | Мстислав | Vsevolod | Премислав | Mstislava | Прелюдия | Mstislav of Chernigov | Борис | Gleb | Станислав | Судислав | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 детей | Полоцкая линия | Евстафий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети с Олавой и Малфридой
[ редактировать ]Олаф | Владимир I Великий | Малфрид | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Vysheslav | Sviatoslav | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дети от жены-немки и неизвестной любовницы
[ редактировать ]внучка Отто I Великий | Владимир I Великий | неизвестная любовница | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казимир I герцог Польши | Мария Доброниега | Бернар Маркграф Нордмарка | внебрачный дочь | Pozvizd | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
скандинавская жена
[ редактировать ]В скандинавских сагах упоминается, что, когда Владимир правил в Новгороде в первые дни своей жизни, у него была жена -варяжка по имени Олава или Аллогия. Это необычное имя, вероятно, является женской формой имени Олаф . По словам Снорри Стурлусона, сбежавшего Олафа Трюггвасона Аллогия приютила в ее доме; она также заплатила за него большой штраф. [ нужна ссылка ]
Некоторые авторитеты, в частности Рыдзевская («Древняя Русь и Скандинавия в 9-14 веках», 1978), считают, что более поздние скальды путали жену Владимира Олаву с его бабушкой и наставницей Ольгой , причем Аллогия была искаженной формой имени Ольги. Другие утверждают, что Олава была реальным человеком и матерью Вышеслава , первого из сыновей Владимира, который княжил в Новгороде, как и подобает старшему сыну и наследнику. С другой стороны, нет никаких свидетельств того, что традиция отправлять старшего сына киевского монарха в Новгород существовала в столь раннее время. [ нужна ссылка ]
Те ученые, которые считают, что эта ранняя скандинавская жена не была фиктивной, предполагают, что Владимир мог жениться на ней во время своего знаменитого изгнания в Скандинавию в конце 970-х годов. Обычно они ссылаются на сообщение в «Саге об Ингваре» (в части, называемой «Сага об Эймунде »), в котором рассказывается, что Эрик VI Шведский выдал свою дочь замуж за « конунга фьорда , лежащего к востоку от Хольмгарда ». Этим князем мог быть Владимир Великий. [ нужна ссылка ]
Полоцкая жена
[ редактировать ]Рогнеда Полоцкая — самая известная из варяжских язычниц Владимира. [ 3 ] [ нужен лучший источник ]
По данным «Первой летописи» , Владимир хотел заключить союз с ее отцом, князем Рогволодом Полоцким, но после того, как она отказалась выйти замуж за Владимира, он изнасиловал и насильно женился на Рогнеде. [ 4 ] Коптев (2010) выдвинул гипотезу, что история о мести Рогнеды (найденная в Лаврентьевской летописи под 1128 годом), а именно ее попытка убить мужа Владимира, была «очевидным более поздним дополнением к первоначальному рассказу о Рогнеде, известному в Первой летописи». под 980 годом». [ 2 ] Коптев заявил, что « Шахматов почти наверняка прав, когда предполагает, что эта история восходит к позднейшей новгородской традиции, которая утверждала превосходство рода потомков Ярослава по сравнению с потомками Рогволода, правившими в Полоцке». [ 2 ]
В Первой летописи» упоминаются трое сыновей Рогнеды — Изяслав Полоцкий (+1001), Всеволод Волынский « (+ок 995) и Ярослав Мудрый . Следуя старой инглингской традиции, Изяслав унаследовал земли деда по материнской линии, то есть Полоцк . По киевскому престолонаследию его потомки утрачивали права на киевский престол, поскольку их праотец никогда не правил в Киеве верховно. Они, однако, сохранили Полоцкое княжество и образовали династию местных правителей, Всеслав Волшебник . наиболее заметной из которых был [ нужна ссылка ]
Греческая жена
[ редактировать ]В бурной юности у Владимира родился старший сын Святополк , отношения с которым омрачили его преклонные годы. Его матерью была греческая монахиня, плененная Святославом I в Болгарии и вышедшая замуж за его законного наследника Ярополка I. Русский историк Василий Татищев , неизменно ошибающийся в вопросах ономастики, дает ей причудливое римское имя Юлия. Когда Ярополк был убит агентами Владимира, новый государь изнасиловал его жену, и она вскоре родила ребенка. Таким образом, Святополк , вероятно, был старшим из сыновей Владимира, хотя вопрос о его происхождении подвергался сомнению, и в семье он был известен как «сын двух отцов». [ нужна ссылка ]
богемная жена
[ редактировать ]У Владимира, по-видимому, была жена -чешка дает , имя которой Василий Татищев как Мальфрида . Историки пошли на крайние меры, чтобы найти политическое обоснование такого союза, поскольку предполагается, что чешские князья поддержали брата Владимира Ярополка , а не Владимира. Его детьми от этого брака, вероятно, были Святослав Смоленский, убитый во время междоусобной войны 1015 года, и Мстислав Черниговский . Некоторые летописи, однако, сообщают, что Рогнеда была Мстислава . матерью [ нужна ссылка ]
Болгарская жена
[ редактировать ]Другой женой была болгарка, имя которой Татищев называет Адела. Историки разошлись во мнениях относительно того, происходила ли она из Волжской Булгарии или из Болгарии на Дунае . По данным «Первой летописи» , и Борис, и Глеб были ее детьми. Однако большинство ученых рассматривают эту традицию как продукт более поздней агиографической тенденции объединить личности обоих святых. Их имена указывают на разное происхождение, что указывает на то, что Адела не была полностью болгаркой. [ нужна ссылка ]
Анна Багрянородная
[ редактировать ]Анна (13 марта 963 — 1011/12) была дочерью византийского императора Романа II ( годы правления 959–963 ) и императрицы Феофано . Она также была сестрой императоров Василия II Булгароктона (Булгароубийцы; годы правления 976–1025 ) и Константина VIII . Анна была Багрянородной, законной дочерью, родившейся в особой пурпурной палате дворца византийского императора. Руку Анны Владимир считал такой наградой, что он якобы стал христианином (988 г.) только для того, чтобы жениться на ней. [ нужна ссылка ]
немецкая жена
[ редактировать ]Титмар Мерзебургский , основываясь на свидетельствах того времени, упоминает, что Болеслав I Польский захватил вдову Владимира во время своего набега на Киев в 1018 году, но известно, что Анна умерла на четыре года раньше Владимира. Так что историки долгое время понятия не имели, кем была эта жена. Историк-эмигрант Николас Баумгартен, однако, отметил, что в спорных записях, называемых Genealogia Welforum и Historia Welforum Weingartensis, есть одна дочь графа Куно фон Эннингена (будущего герцога Конрада Швабского ) от «filia Ottonis Magni Emperoris» ( Отто Великого ). его дочь; возможно, Рехлинда Отона [Регелиндис], которую некоторые считают законной дочерью, рожденной от его первого брака с Эдит Уэссекской, а другие - внебрачным ребенком), вышла замуж за «рекса Ругорума» (короля России). Он интерпретировал эти показания как относящиеся к последней жене Владимира. [ нужна ссылка ]
Считается, что единственным ребенком от этого союза была Добронега , или Мария, которая вышла замуж за Казимира I Польского между 1038 и 1042 годами. Поскольку ее отец Владимир умер примерно за 25 лет до этого брака, и она была еще достаточно молода, чтобы родить как минимум пятерых детей. , включая двух будущих польских князей ( Болеслава II Польского , который позже стал королем, и Владислава Германа ), считается вероятным, что она была дочерью Владимира от последнего брака. [ нужна ссылка ]
Yaroslav's parentage
[ редактировать ]Есть также версия о происхождении Ярослава от Анны. Согласно этой теории, Нестор Летописец намеренно представлял Ярослава как сына Рогнеды, поскольку он систематически удалял всю информацию, касающуюся связей Киева с Византией , порождая проваряжский уклон ( см. в норманистской теории подробности ). Сторонники утверждают, что истинный возраст Ярослава был сфальсифицирован Нестором, который пытался представить его на 10 лет старше, чем он был на самом деле, чтобы оправдать захват Ярославом престола за счет его старших братьев. [ 5 ]
В « Первой летописи» , например, говорится, что Ярослав умер в возрасте 76 лет в 1054 году (таким образом, его рождение приходится на 978 год), а встреча Владимира и его брак с предполагаемой матерью Ярослава, Рогнедой, датируются 980 годом. Новгороде (1016 г.), Нестор говорит, что Ярославу было 28 лет, таким образом, датируя его рождение 988 годом. Судебно-медицинский анализ скелета Ярослава, похоже, подтвердил эти подозрения, оценивая дату рождения Ярослава ок. 988-990 гг., после Крещения Киевской Руси и развода Владимира с Рогнедой. Следовательно, предполагается, что Ярослав был либо родным сыном Владимира, рожденным после крещения последнего, либо его сыном от Анны. [ 5 ] [ 6 ]
Если бы Ярослав был имперским византийцем по происхождению, он, вероятно, не скупился бы на рекламу этого. Некоторые считали готовность европейских королей жениться на дочерях Ярослава показателем своего имперского происхождения. Последующие польские летописцы и историки, в частности, стремились рассматривать Ярослава как сына Анны. Недавние сторонники приводят ономастические аргументы, [ 7 ] которые часто оказывались решающими в вопросах средневековой просопографии , но в данном случае они могут оказаться бесполезными именно из-за великого перехода к христианским именам, который именно тогда произошел в русской царской династии, переворота более чем достаточного, чтобы объяснить все беспрецедентные имена, если они являются христианами. Любопытно, что Ярослав назвал своего старшего сына Владимиром (в честь собственного отца) и одну из дочерей Анной (как бы в честь родной матери). Также существует определенная закономерность в том, что его сыновья носят славянские имена (как Владимир), а дочери - только греческие имена (как Анна). [ 8 ] Однако из-за отсутствия более точных источников материнство Анны остается чистым предположением. [ нужна ссылка ]
Неизвестное потомство
[ редактировать ]У Владимира было несколько детей, материнство которых невозможно установить с уверенностью. В их число входят два сына, Станислав Смоленский и Судислав Псковский , последний пережил всех своих братьев и сестер. Есть еще одна дочь по имени Предслава , которую Болеслав I схватил в Киеве и увез с собой в Польшу в качестве наложницы. Другая дочь, Премыслава источниках засвидетельствована , в многочисленных (хотя и довольно поздних) венгерских как жена герцога Ладислава, одного из ранних арпадийцев . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поппе 1988 , с. 488.
- ^ Перейти обратно: а б с Коптев, Александр (2010). «Ритуал и история: Языческие обряды в истории о мести царевны (Русская начальная летопись, под 945–946 гг.)» (PDF) . Миратор . 11 (1). Глосса – Общество изучения Средневековья в Финляндии: 4 . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ эта статья. Архивировано 16 ноября 2004 г. на сайте Wayback Machine. Содержит обширные, но неубедительные аргументы в пользу ее королевского происхождения Инглингов .
- ^ Джанет Мартин, Средневековая Россия 980-1584 (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1995), 1.
- ^ Перейти обратно: а б Арриньон Ж. —П. Дипломатические отношения Византии с Россией с 860 по 1043 год // Обозрение славистики. - 1983.-- Т. 55. - С. 133-135.
- ^ Валерий Борисович Перхавко (2006). Воители Руси: IX-XIII [Warriors of Russia IX-XIII centuries]. - M .: Veche, 2006. p. 64. - ISBN 5-9533-1256-3
- ^ Шепард, Джонатан (2003). «Брак на пути к тысячелетию». В Магдалино, Пол (ред.). Византия в 1000 году . БРИЛЛ. стр. 25–26. ISBN 978-90-04-12097-6 . Проверено 27 января 2013 г.
- ^ Уильям Хамфрис, «Агата, мать святой Маргариты: славянские и салианские решения - критический обзор», Foundations , 1 (1): 31-43; Джозеф Эдвардс, «Редакционная статья», Foundations , 1(2):74; Уильям Хамфрис, «Агата Греческая – исследование славянского решения», Foundations , 1(4):275-288.
Библиография
[ редактировать ]- Мартин, Джанет (2007). Средневековая Россия: 980–1584. Второе издание. Электронная книга . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-511-36800-4 .
- Поппе, Анджей (1988). «Две концепции обращения Руси в киевской письменности» . Гарвардские украинские исследования. Материалы Международного конгресса, посвященного Тысячелетию христианства в Руси-Украине 1988–1989 гг . 12 . Гарвардский украинский научно-исследовательский институт: 488–504.