Антинорманизм


Норманизм и антинорманизм — это конкурирующие группы теорий о происхождении Киевской Руси, возникшие в XVIII и XIX веках и касающиеся повествования об эпохе викингов в Восточной Европе . В центре разногласий находится происхождение варяжских русов , народа, который путешествовал по Восточной Европе и поселился в 8-м и 9-м веках и считается большинством современных историков скандинавским происхождением , в конечном итоге ассимилированным со славянами . . Норманистская теория прочно утвердилась в качестве основного течения, а современный антинорманизм рассматривается как исторический ревизионизм .
Происхождение Киевской Руси является позорно спорным и связано с ее предполагаемой важностью для легитимации за национальное строительство , империализма и движений независимости в восточнославяноязычном мире, а также для легитимации различных политических отношений между восточно- и западноевропейскими странами. Скандинавы , отважившиеся выйти из нынешней Швеции на водные пути Восточной Европы, занимают видное место в истории стран Балтии , Скандинавии, Польши и Византийской империи . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Они имеют особое значение в историографии и истории культуры Беларуси , России и Украины , но также фигурируют в истории Польши. [ 8 ] Тем не менее, разногласия велись вокруг того, происходило ли развитие Киевской Руси под влиянием неславянских варягов (эта идея характеризуется как «норманистская теория»), или же народы Киевской Руси возникли исключительно в результате автохтонного славянского политического развития (известная как «антинорманистская теория»), [ 9 ] включая некоторые другие антинорманистские и скептические теории, вытекающие из нехватки современных свидетельств возникновения Киевской Руси, а также большого этнического разнообразия и сложности обширной территории, где действовали эти норманны. [ 10 ]
Основная точка зрения: норманизм
[ редактировать ]

В то время как термин « нормандцы » на английском языке обычно относится к правящей династии Нормандии скандинавского происхождения во Франции , начиная с X века, и ее потомкам в других частях Западной Европы, в контексте народа Руси «норманизм» - это идея что русы произошли от норманнов (т.е. от « северян »). [ 9 ] Термин «норманизм» использовался для охвата ряда мнений о степени влияния варягов в ранней истории Киевской Руси . Идея о том, что Русь основали варяги, многими российскими историками считалась политически неприемлемой. [ 11 ] Тем не менее тесная связь Руси со скандинавами подтверждается как археологическими свидетельствами обширного расселения скандинавов в России, так и на Украине. [ 12 ] и славянские влияния в шведском языке. [ 13 ] [ 14 ]
Ранняя стипендия
[ редактировать ]Современные исследования Руси начались, когда в 1725 году немецкий историк Герхардт Фридрих Мюллер (1705–1783) был приглашен на работу в Российскую академию наук . [ 15 ] Мюллер представил исследования своего предшественника Готлиба-Зигфрида Байера в статьях De Varagis («О варягах », 1729 г.) и Origines russicae («Русское происхождение», 1736 г.), а также в «Первой хронике» , написанной в XII веке, и охватывающий период с 852 по 1110 год. В начале важной речи 1749 года, позже опубликованной под названием Origines gentis. et nominis Russorum («Происхождение народа и имя русских»), Мюллер утверждал, что династия Рюриковичей произошла от этнически скандинавских варягов и что термин «Россия» произошел от древнескандинавского языка. [ 16 ] [ 17 ] Это заявление вызвало такой резонанс у русской аудитории, что он не смог закончить свое выступление, а обращения к президенту академии и императрице привели к формированию комиссии, которая должна была определить, не нанесли ли его исследования «вреда интересам и славе императора». Российской Империи». [ 18 ] В комитете резкая критика со стороны Ломоносова , Крашенинникова и других российских историков привела к тому, что Мюллер был вынужден приостановить свою работу по этому вопросу до смерти Ломоносова. В XX веке даже считалось, что большая часть его исследований была уничтожена, но недавние исследования показывают, что это не так: Мюллеру удалось переработать их и переиздать под названием Origines Rossicae в 1768 году. [ 11 ] : 58–59
Несмотря на негативную реакцию в середине 18 века, к концу века взгляды Мюллера стали консенсусом в российской историографии , и так было в значительной степени на протяжении 19 и начала 20 веков. [ 16 ] [ 19 ] Среди русских историков, принявших этот исторический отчет, были Николай Карамзин (1766–1826) и его ученик Михаил Погодин (1800–1875), которые отдали должное утверждениям « Первой летописи» о том, что варяги были приглашены восточными славянами, чтобы править ими и принести заказ.
Эта теория не лишена политического значения. Для некоторых это соответствовало признанию и прославлению многоэтнического характера Российской империи. [ 16 ] Однако это также соответствовало расовой теории широко распространенной в то время , согласно которой германцы (и их потомки) естественным образом подходили для управления, а славяне — нет. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] По мнению Карамзина, норвежская миграция сформировала основу и оправдание российского самодержавия (в отличие от анархии дорюриковичского периода), а Погодин использовал эту теорию для продвижения своего мнения о том, что Россия была невосприимчива к социальным потрясениям и революциям, поскольку русские Государство возникло на основе добровольного договора между новгородцами и варяжскими правителями . Московский академик немецкого происхождения Август Людвиг фон Шлёцер сказал в 1802 году, что славяне жили как «дикие звери и птицы» до появления цивилизованных норвежцев. Эта точка зрения позже была принята некоторыми учеными, а также не учеными, такими как Адольф Гитлер в 20-м веке, который увидел в России «замечательный пример государственно-организующей способности немцев среди низшей расы». [ 23 ]
Возникновение консенсуса западных ученых
[ редактировать ]В ходе исторических дебатов 20-го века ключевыми доказательствами господствующего мнения о том, что скандинавские мигранты сыграли важную роль в формировании Киевской Руси, стали следующие:
- название Русь Несмотря на другие предположения , можно легко интерпретировать как древнескандинавское . [ 24 ] [ 25 ]
- Личные имена первых вождей Руси этимологически древнескандинавские, от Рюрика (от древнескандинавского « Hrærekr ») до Ольги Киевской (от древнеисландского « Хельга »). Начиная с сына Ольги Святослава I из Киева , на смену приходят славянские имена. [ 26 ]
- Список водопадов на Днепре, перечисленных Константином VII в его «De Administando Imperio», как принадлежащих языку Роса , легче всего можно этимологизировать как древнескандинавский . [ 27 ] [ 26 ]
- В « Анналах Сен-Бертена» о Росе за 839 год говорится, что они идентифицируют себя как свеони ( шведы ). [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
- Исландская историография XIII века изображает тесные связи между правителями Руси XI века и скандинавскими династиями в Англии и Норвегии. [ 26 ]
В 21 веке анализ быстро растущего диапазона археологических свидетельств также отметил, что статусные захоронения мужчин и женщин 9-10 веков в окрестностях Верхней Волги демонстрируют материальную культуру, во многом соответствующую культуре Скандинавии (хотя в меньшей степени это происходит вдали от реки или ниже по течению). Это рассматривалось как еще одна демонстрация скандинавского характера элит Древней Руси. [ 31 ] [ 32 ]
Однако также признано, что исконные аристократы Скандинавской Руси, как и скандинавы в других местах, быстро культурно ассимилировались со славянской идентичностью: по словам Ф. Дональда Логана , «в 839 году русы были шведами; в 1043 году русы были славянами». ". [ 33 ] Примечательна такая относительно быстрая интеграция, а процессы культурной ассимиляции на Руси являются важной областью исследований. [ 33 ] [ 34 ]
Старое норманистское предположение заключалось в том, что скандинавы принесли цивилизацию своим славянским подданным, но число скандинавов было относительно небольшим по сравнению с количеством славян и неславян. [ 23 ] Кроме того, скандинавы женились на местных женщинах, оружие изготавливали славянки, и установлено лишь относительно небольшое количество норвежских заимствований в русском языке. [ 23 ] В целом скандинавы впитали культуру на Руси и по Волге. [ 23 ]
Существует неопределенность относительно того, насколько масштабной была миграция скандинавов на Русь, но некоторые археологические работы, проведенные примерно в 2000 году, свидетельствуют о том, что значительное количество свободных фермеров поселилось в Верхнем Поволжье. [ 35 ] [ 36 ]
Антинорманизм
[ редактировать ]
Сторонники антинорманизма придерживаются мнения, что государство было основано славянами еще до призвания Рюрика . [ 26 ] [ 23 ] Начиная с Михаила Ломоносова (1711–1765), славянофильские ученые подвергали критике идею норвежских захватчиков. [ 37 ] К началу 20 века традиционная антинорманистская доктрина (выраженная Дмитрием Иловайским ) [ нужна ссылка ] казалось, потеряли валюту. Российские, а затем и советские историки начали преуменьшать идею скандинавского влияния в ранней российской истории. [ 23 ] Антинорманистские аргументы были возрождены и приняты в официальной советской историографии . [ 38 ] [ 6 ] [ 37 ] отчасти в ответ на нацистскую пропаганду, утверждавшую, что Россия обязана своим существованием германской правящей элите. [ 39 ] В начале 20-го века нацистская Германия продвигала идею о том, что Россия обязана своей государственностью германской, расово превосходящей элите. [ 39 ] Михаил Артамонов входит в число тех, кто пытался примирить обе теории, выдвигая гипотезу о том, что Киевское государство объединило Южную Русь (славянского происхождения) и Северную Русь (германского происхождения) в единую нацию. [ 40 ]
В свете имеющихся данных теории (большинство из которых предложены советскими учеными с националистическими взглядами) о том, что славянское государство в Балтийском регионе подверглось нападению и в конечном итоге поглотило захватчиков-викингов, скорее всего, являются продуктом принятия желаемого за действительное, чем фактом.
Уолдман и Мейсон 2005 , с. 668
Самым стойким сторонником антинорманистских взглядов в период после Второй мировой войны был Борис Рыбаков , который утверждал, что культурный уровень варягов не мог оправдать приглашение со стороны культурно развитых славян. Этот вывод приводит славистов к отрицанию « Первой летописи» , в которой пишется, что варяжская Русь была приглашена коренными славянами. Рыбаков предполагал, что Нестор , предполагаемый автор «Хроники», был настроен против прогреческой партии Владимира Мономаха и поддерживал проскандинавскую партию правящего князя Святополка . Он называет Нестора проскандинавским манипулятором и сравнивает его рассказ о приглашении Рюрика с многочисленными аналогичными историями, встречающимися в фольклоре всего мира. [ нужна ссылка ]
К 21 веку большинство профессиональных ученых, как англоязычных , так и славяноязычных, пришли к единому мнению, что истоки русского народа лежат в Скандинавии и что эта первоначально скандинавская элита сыграла значительную роль в формировании государственного устройства Киевской Руси. '. [ 26 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Действительно, в 1995 году российский археолог Лев Клейн «представил статью под названием «Конец дискуссии», полагая, что антинорманизм «мертв и похоронен » ». Однако вскоре Клейну пришлось пересмотреть это мнение, поскольку антинорманистские идеи приобрели новую известность как в общественном, так и в академическом дискурсе в России, Украине и Белоруссии. [ 44 ] Англоязычные ученые определили, что сохраняющаяся приверженность антинорманизму в этих странах после распада Советского Союза мотивируется современным этнонационализмом и формированием государства. [ 45 ] [ 11 ] : 63 Одним из ярких российских примеров стала антинорманистская конференция в 2002 году, за которой последовали публикации на ту же тему, и которая, судя по всему, поддерживалась политикой российского правительства того времени. [ 46 ] Соответственно, антинорманистские высказывания занимают видное место в некоторых российских школьных учебниках XXI века. [ 47 ] Между тем, на Украине и, в меньшей степени, в Беларуси постсоветское государственное строительство, противостоящее истории российского империализма, способствовало распространению антинорманистских взглядов в академических кругах и, в большей степени, в массовой культуре. [ 48 ]
Другие антинорманистские интерпретации
[ редактировать ]
Было довольно много альтернативных, ненорманистских истоков слова « Русь» , хотя ни одно из них не было одобрено в западной академической среде:
- Три первых императора Урартской империи на Кавказе с 8 по 6 века до нашей эры носили имена Русса I , Русса II и Русса III , задокументированные в клинописных памятниках.
- Средневековая легенда о трех братьях, одного из которых звали Русь , имела также своего предшественника в очень похожей легенде древних армян с почти таким же классическим именем (исследования Дж. Марра). Более того, Киев был основан за несколько столетий до правления Руси.
- The ancient Sarmatian tribe of the Roxolani (from the Ossetic , ruhs "light"; R русые волосы / rusyje volosy / "light-brown hair"; cf. Dahl 's dictionary definition of Русь /rus/: Русь ж. в знач. мир, белсвет. Rus, fig. world, universe [ белсвет : lit. "white world", "white light"]).
- От древнеславянского названия, означавшего «речные люди» (племена рыбаков и пахарей, поселившиеся вблизи рек Днепр , Дон , Днестр и Западная Двина и, как известно, плававшие по ним). Корень рус сохранился в современных славянских и русских словах русло (русло реки), русалка ( водяной дух ) и др.
- От одной из двух рек Украины (под Киевом и Переяславом ), Рось и Русна , названия которых происходят от постулируемого славянского термина для обозначения воды, родственного розе (росе) (связанной с вышеупомянутой теорией).
- Славянское слово «русый» (относится только к цвету волос – от темно-пепельно-русого до светло-русого), родственное слову «рыжий » («рыжий») и английскому «рыжий».
- Предполагаемое протославянское слово, обозначающее медведя , родственное греческому arctos и латинскому ursus .
Другие взгляды
[ редактировать ]Споры о природе Руси и происхождении Российского государства беспокоят исследования викингов, а также историю России уже более века. Исторически достоверно, что русы были шведами. Доказательства неопровержимы, и то, что дебаты все еще продолжаются на некоторых уровнях исторического письма, является ярким свидетельством сохраняющейся силы принятых представлений. Споры по этому вопросу – бесполезные, озлобленные, тенденциозные, доктринерские – послужили затемнению самой серьезной и подлинной исторической проблемы, которая остается: ассимиляции этих викингов-русов со славянским народом, среди которого они жили. Главный исторический вопрос не в том, были ли русы скандинавами или славянами, а в том, как быстро эти скандинавские русы впитались в славянскую жизнь и культуру.
Однако есть некоторые англоязычные ученые, которые по-прежнему скептически относятся к происхождению Руси либо потому, что доказательств недостаточно, либо потому, что они по-прежнему не уверены, была ли Русь этнической группой с четкой точкой происхождения. [ 1 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
Такие ученые, как Омельян Прицак и Гораций Г. Лант, предлагают объяснения, выходящие за рамки упрощенных попыток приписать «этническую принадлежность» на основе интерпретации литературных, филологических и археологических свидетельств на первый взгляд. Они рассматривают русов как разрозненные и часто взаимно антагонистические кланы харизматичных воинов и торговцев, которые сформировали обширные сети в Северном и Балтийском морях. [ 53 ] [ 54 ] Они представляли собой «многоэтническое, многоязычное и нетерриториальное сообщество морских кочевников и торговых поселений», в котором проживало множество норвежцев, но в равной степени славян, балтов и финнов. [ 53 ]
Толочко утверждает, что «рассказ о путешествии царского рода — это прием со своей собственной функцией в повествовании летописи… Но если принять его таким, какой он есть на самом деле, если признать, что это не документальное этнографическое описание 10 век, но средневековый origo gentis [ а ] мастерски построенный христианским священнослужителем начала XII века, то нам придется пересмотреть устоявшееся научное повествование о самом раннем этапе восточноевропейской истории, которое так многим обязано « Первой хронике ». [ 55 ]
Археологические исследования, синтезирующие широкий спектр раскопок 20-го века, начали развивать то, что Джонатан Шепард назвал «восходящим» видением формирования государства Руси, в котором в течение IX и X веков все более интенсивные торговые сети пересекающиеся лингвистически и этнически разнообразные группы вокруг таких рек, как Волга, Дон, Днепр. Это могло привести к «по сути добровольному сближению группировок в общем стремлении к первичной продукции, которую можно было бы обменять на артефакты издалека». [ 56 ] Это хорошо согласуется с преобладающим в арабских источниках образом Руси, концентрирующимся дальше на юг и восток, вокруг Черного и Каспийского морей, Кавказа и волжских булгар. [ 57 ] Тем не менее, этот рассказ, хотя и правдоподобен, противоречит «нисходящему» образу государственного развития, подразумеваемому « Первой хроникой» , археологическими комплексами, указывающими на скандинавские вооруженные элиты на Верхней Волге, а также свидетельствами работорговли и насильственного уничтожения жителей Верхней Волги. укрепленные поселения. [ 58 ] [ 59 ]
Многочисленные артефакты скандинавского происхождения были найдены на севере России (а также артефакты славянского происхождения в Швеции). Однако обмен между северным и южным берегами Балтики происходил еще с железного века (хотя и ограничивался непосредственно прибрежными районами). [ 60 ] Северная Россия и прилегающие к ней финские земли стали прибыльной площадкой встреч для народов различного происхождения, особенно для торговли мехами, и их привлекало наличие восточного серебра с середины 8 века нашей эры. [ 61 ] Неоспоримо присутствие товаров и людей скандинавского происхождения; однако преобладающим населением оставались местные (балтийские и финские) народы. [ 62 ]
Растущий объем торговли и внутренняя конкуренция потребовали более высоких форм организации. Русь, казалось, подражала аспектам хазарской политической организации — отсюда упоминание о русском каганусе при дворе Каролингов в 839 году ( «Королевские франкские летописи »). Легитимизацию искали путем принятия христианской и лингвистически славянской «высокой культуры», ставшей «Киевской Русью » . [ 63 ] Более того, есть сомнения, была ли зарождающаяся Киевская Русь тем же кланом, что и «Русь», посетившая Каролингов в 839 году или напавшая на Константинополь в 860 году нашей эры. [ 64 ]
Возвышение самого Киева загадочно. Не имея каких-либо находок серебряных дирхемов в VIII веке нашей эры, он располагался к западу от прибыльных торговых сетей меха и серебра, которые простирались от Балтики до мусульманских земель через Волго- Камский бассейн. На главном холме Киева укрепления и другие символы консолидации и власти появляются с IX века, предшествуя тем самым литературному появлению «Руси» в Среднем Поднепровье. К X веку на низменностях вокруг Киева были обширные поселения в «славянском» стиле, и есть свидетельства растущей торговли с византийскими землями. Это могло спровоцировать движение Руси и смену власти с севера на Киев. [ 65 ] Таким образом, Киев, судя по всему, не развился из инфраструктуры скандинавских торговых сетей, а скорее насильственно овладел ими, о чем свидетельствует разрушение многочисленных более ранних торговых поселений на севере, в том числе знаменитой Старой Ладоги . [ 66 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б П. Б. Голден, «Рус», в Энциклопедии ислама , второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Проверено 26 июля 2018 г. два : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0942 .
- ^ Роман Захарий, « Историография норманистских и антинорманистских теорий происхождения Руси: обзор современной историографии и основных источников варяжских споров и других скандинавских концепций происхождения Руси. Архивировано 29 декабря 2022 года в Wayback Machine ». (неопубликованная магистерская диссертация, Университет Осло, 2002 г.).
- ^ Владислав Дучко, Русь викингов: исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе (Лейден: Brill, 2004), стр. 3-9.
- ^ Сергей Плохий, Истоки досовременной идентичности славянских народов в России, Украине и Беларуси (Кембридж: Cambridge University Press, 2006), стр. 10-48.
- ^ Кристиан Раффенспергер, « Место Руси в средневековой Европе». [ постоянная мертвая ссылка ] », «Компас истории» , 11 декабря (2014), 853–65. doi : 10.1111/hic3.12201 (стр. 853-54).
- ^ Jump up to: а б Елена Мельникова, «Варяжская проблема»: наука в тисках идеологии и политики», в книге « Идентичность России в международных отношениях: образы, восприятия, заблуждения» , под ред. Рэй Тарас (Абингдон: Routledge, 2013), стр. 42–52.
- ^ History Time (1 августа 2017 г.), Викинги Востока: Игорь и Киевская Русь , заархивировано из оригинала 14 марта 2023 г. , получено 20 февраля 2019 г.
- ^ Степан Величенко (1992). Национальная история как культурный процесс: обзор интерпретаций прошлого Украины в польской, русской и украинской исторической письменности с древнейших времен до 1914 года . Канадский институт украинских исследований Press. стр. 47–49. ISBN 978-0-920862-75-9 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пол Роберт Магочи (18 июня 2010 г.). История Украины: Земля и ее народы (Второе изд.). Университет Торонто Пресс. стр. 56–58. ISBN 978-1-4426-9879-6 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Джанет Мартин, «Первое восточнославянское государство», в «Спутнике русской истории» , изд. Эбботт Глисон (Оксфорд: Блэквелл, 2009), стр. 34–50 (стр. 34–36).
- ^ Jump up to: а б с Dmitry Nikolayevich Verkhoturov, " Normanism: What's in a Name? ", Valla , 1.5 (2015), 57-65, citing Клейн Л.С. Норманизм – антинорманизм: конец дискуссии. // Stratum plus. 1999. №5, Неславянское в славянском мире. С. 91-101.
- ^ Хеденшерна-Джонсон, К.; Лоскиньо, И.Г. (2023). Лагеря викингов: тематические исследования и сравнения . Рутледж Археологии мира викингов. Тейлор и Фрэнсис. п. 1991. ISBN 978-1-000-90576-2 . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Уильямс, Том (28 февраля 2014 г.). «Викинги в России» . blog.britishmuseum.org . Британский музей. Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Саймон Франклин и Джонатан Шепард, Возникновение Руси 750–1200 (Харлоу, Эссекс: 1996), стр. 38–39.
- ^ Сергей Плохий, Затерянное королевство: В поисках империи и становление российской нации с 1740 года по настоящее время (Лондон: Аллен Лейн, 2017).
- ^ Jump up to: а б с Сергей Плохий, Украина и Россия: репрезентации прошлого (Торонто: University of Toronto Press, 2008), глава 1.
- ^ Елена Мельникова, «Варяжская проблема»: наука в тисках идеологии и политики», в книге «Идентичность России в международных отношениях: образы, восприятия, заблуждения », под редакцией Рэя Тараса (Абингдон: Routledge, 2013), стр. 42. -52 (с. 43).
- ↑ Прицак, Омельян, «Происхождение Руси » , «Русское обозрение» , том. 36, № 3 (июль 1977 г.), стр. 249–273.
- ^ Елена Мельникова, «Варяжская проблема»: наука в тисках идеологии и политики», в книге « Идентичность России в международных отношениях: образы, восприятия, заблуждения» , под ред. Рэй Тарас (Абингдон: Routledge, 2013), стр. 42–52 (стр. 44–45).
- ^ Кристиан Промицер, «Физическая антропология и этногенез в Болгарии, 1878–1944», Focaal — Journal of Global and Historical Anthropology , 58 (2010), 47–62 doi : 10.3167/fcl.2010.580104 (стр. 49–50).
- ^ См. Ричард Макмэн, «Антропологическая расовая психология 1820–1945: Общая европейская система повествований об этнической идентичности», Nations and Nationalism , 15 (2009), 575–596 (стр. 579).
- ^ См. Мэтью Х. Хаммонд, «Этническая принадлежность и написание средневековой истории Шотландии». Архивировано 25 марта 2023 года в Wayback Machine , The Scottish Historical Review , vol. 85 (№ 219) (апрель 2006 г.), 1–27, два : 10.1353/шр.2006.0014 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пульсиано, Филипп (1993). Средневековая Скандинавия: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 556–558. ISBN 978-0-8240-4787-0 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ Стефан Бринк, «Кто были викинги?», в The Viking World. Архивировано 14 апреля 2023 года в Wayback Machine , изд. Стефан Бринк и Нил Прайс (Абингдон: Routledge, 2008), стр. 4–10 (стр. 6–7).
- ^ "Русь, прил. и н." OED Online, Oxford University Press, июнь 2018 г., www.oed.com/view/Entry/169069. По состоянию на 12 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Омельян Прицак, «Русь», в Средневековой Скандинавии: энциклопедия. Архивировано 26 апреля 2023 года в Wayback Machine , изд. Филиппа Пульсиано (Нью-Йорк: Гарленд, 1993), стр. 555–56.
- ^ HR Эллис Дэвидсон, Дорога викингов в Византию (Лондон: Аллен и Анвин, 1976), стр. 83.
- ^ Дучко 2004, стр. 10.
- ^ Джонатан Шепард, «Викинг-Русь и Византия», в «Мире викингов ». Архивировано 14 апреля 2023 года в Wayback Machine , изд. Стефан Бринк и Нил Прайс (Абингдон: Routledge, 2008), стр. 496–516 (стр. 497).
- ^ Джанет Мартин (6 апреля 2009 г.). «Первое восточнославянское государство» . В Эбботте Глисоне (ред.). Спутник русской истории . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-0842-6 .
- ^ Владислав Дучко, Русские викинги: исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе (Лейден: Brill, 2004).
- ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 дои : 10.1093/ehr/cew104 .
- ^ Jump up to: а б Логан 2005 , с. 184 «Споры о природе Руси и происхождении Российского государства сбивают с толку исследования викингов, да и русскую историю, уже более века. Исторически достоверно, что русы были шведами. Доказательства неопровержимы, и что Дебаты по этому вопросу – бесполезные, озлобленные, тенденциозные, доктринерские – послужили наглядным свидетельством сохраняющейся силы принятых представлений. затмевают самую серьезную и подлинную историческую проблему, которая остается: ассимиляцию этих викингов-русов со славянским народом, среди которого они жили. Главный исторический вопрос не в том, были ли русы скандинавами или славянами, а в том, как быстро стали эти скандинавские русы. поглощен славянской жизнью и культурой».
- ^ Шерман, Хайди М. «Норманистский спор» . энциклопедия.com. Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ И. Янссон, «Война, торговля или колонизация? Некоторые общие замечания о восточной экспансии скандинавов в период викингов», в книге « Сельские викинги в России и Швеции» , изд. П. Ханссон (Эребру, 1997), стр. 47–51.
- ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 (стр. 395–96) дои : 10.1093/ehr/cew104 .
- ^ Jump up to: а б Олобин, Александр. «Норманистская теория» . Интернет-энциклопедия Украины. Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Джанет Мартин, «Первое восточнославянское государство», в «Спутнике русской истории» , изд. Эбботт Глисон (Оксфорд: Блэквелл, 2009), стр. 34–50 (стр. 37–42).
- ^ Jump up to: а б Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 386–87).
- ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 387).
- ^ Владислав Дучко, Русские викинги: исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе (Лейден: Brill, 2004), особенно. стр. 3–9.
- ^ Эбботт Глисон, «Русская историография после падения», в «Спутнике русской истории» , изд. Эбботт Глисон (Оксфорд: Блэквелл, 2009), стр. 1–14 (стр. 5).
- ^ Елена Мельникова, «Варяжская проблема»: наука в тисках идеологии и политики», в книге « Идентичность России в международных отношениях: образы, восприятия, заблуждения» , под ред. Рэй Тарас (Абингдон: Routledge, 2013), стр. 42–52 (стр. 42).
- ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 387), цитируется Лео С. Клейн, Советская археология: тенденции, школы и история , пер. Рош Айрлэнд и Кевин Виндл (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), стр. 119.
- ↑ Кристиан Раффенспергер, «Место Руси в средневековой Европе». Архивировано 10 августа 2023 г. в Wayback Machine , History Compass , 11 декабря (2014), 853–865. doi : 10.1111/hic3.12201 (особенно стр. 853–854, 858).
- ^ Elena Melnikova, "The 'Varangian Problem': Science in the Grip of Ideology and Politics", in Russia's Identity in International Relations: Images, Perceptions, Misperceptions , ed. by Ray Taras (Abingdon: Routledge, 2013), pp. 42–52, citing I. A. Nastenko (ed.), Sbornik Russkogo istoricheskogo obshchestva: "Antinormanism" , vol 8. (no. 156) (Moscow: Russkaja Panorama, 2003) and V. V. Fomin, Varjagi i varjazhskaja Rus': Kitogam diskussii po varjazhskomu voprosu (Moscow: Russkaja Panorama, 2005).
- ^ Артем Истранин и Александр Дроно, «Конкурирующие исторические повествования в русских учебниках». Архивировано 10 августа 2023 г. в Wayback Machine , в «Взаимные изображения: школьные представления об исторических соседях на востоке Европы» , под ред. Янош М. Бак и Роберт Майер, Эккерт. Досье, 10 ([Брауншвейг]: Институт международных исследований учебников имени Георга Эккерта, 2017), 31–43 (стр. 35–36).
- ^ Сергей Плохий, Истоки досовременной идентичности славянских народов в России, Украине и Беларуси (Кембридж: Cambridge University Press, 2006), стр. 10–48 (особенно стр. 11–12).
- ^ Логан 2005 , с. 184
- ↑ Джеймс Э. Монтгомери, «Ибн Фадлан и Русия». Архивировано 16 июля 2018 г. в Wayback Machine , Журнал арабских и исламских исследований , 3 (2000), 1–25.
- ^ Андрей Даниленко, «Имя «Русь» в поисках нового измерения» , Ежегодники истории Восточной Европы , новая серия, 52 (2004), 1–32.
- ^ Марика Мяги, «В Аустрвегре : роль Восточной Балтики в общении эпохи викингов через Балтийское море», The Northern World , 84 (Лейден: Brill, 2018), стр. 141–216.
- ^ Jump up to: а б Прицак (1981 , стр. 14)
- ^ Лант (1975 , стр. 271)
- ^ Толочко (2008 , стр. 184 и 188, соотв.)
- ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 389–402, цитирование стр. 397).
- ^ Торир Йонссон Храундаль, «Новые взгляды на восточных викингов/руси в арабских источниках», Viking and Medieval Scandian , 10 (2014), 65–69 doi : 10.1484/J.VMS.5.105213 (стр. 70–71).
- ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 389–402).
- ^ Торир Йонссон Храундаль, «Новые взгляды на восточных викингов/руси в арабских источниках», Viking and Medieval Scandian , 10 (2014), 65–69 doi : 10.1484/J.VMS.5.105213 (стр. 71).
- ^ Франклин (1996 , стр. 9)
- ^ Франклин (1996 , стр. 12)
- ^ Франклин (1996 , стр. 22–25)
- ^ Прицак, с. 31
- ^ Tolochko, p. 187
- ^ Франклин (1996 , стр. 90–122)
- ^ Tolochko p. 186
Библиография
[ редактировать ]- «Анналы Сен-Бертена» , пер. Джанет Л. Нельсон, Истории девятого века 1 (Манчестер и Нью-Йорк, 1991).
- Дэвис, Норман . Европа: История . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1996.
- Бери, Джон Багнелл ; Гваткин, Генри Мелвилл (1936). Кембриджская история средневековья, том 3 . Университетское издательство . ISBN 0415327563 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 27 января 2021 г.
- Кристиан, Дэвид. История России, Монголии и Средней Азии . Блэквелл, 1999.
- Даниленко Андрей. «Имя Русь: В поисках нового измерения». Ежегодник истории Восточной Европы 52 (2004), 1–32.
- Дэвидсон, Х. Р. Эллис, Дорога викингов в Византию . Аллен и Анвин, 1976.
- Долуханов, Павел М. Ранние славяне: Восточная Европа от первоначального заселения до Киевской Руси. Нью-Йорк: Лонгман, 1996.
- Дучко, Владислав. Русь викингов: исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе. Архивировано 10 августа 2023 года в Wayback Machine (Северный мир; 12) . Лейден: Brill Academic Publishers, 2004 г. (твердый переплет, ISBN 90-04-13874-9 ).
- Гёрке, К. Ранний период восточных славян. Дармштадт: Научное книжное общество, 1992.
- Магочи, Пол Р. История Украины. Торонто: Университет Торонто Press, 1996.
- Прицак, Омельян . Происхождение Руси . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1991.
- Подожди, Хакон. Именование России. Осло: Мидделельсер, 1996.
- Герард Миллер как автор норманистской теории ( Брокгауз и Эфрон )
- Логан, Ф. Дональд (2005). Викинги в истории . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 0415327563 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 27 января 2021 г.
- Лант, Гораций Г. (1975). «О языке Древней Руси: некоторые вопросы и предложения». Русское языкознание . 2 (3/4): 269–281. дои : 10.1007/BF00221437 . ISSN 0304-3487 . JSTOR 40159848 . S2CID 153939821 .
- Франклин, Саймон (1996). Возникновение Руси, 750-1200 гг . Лондон: Лонгман. ISBN 9780582490918 .
- Прицак, Омельян (1981). Происхождение Руси . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674644656 .
- Толочко, Олксий П. (2008). «Возвращение к «этнографии» Первой летописи: славяне и варяги в Среднем Поднепровье и происхождение государства Русь». В Гарипзанове Ильдар Х.; Гири, Патрик Дж.; Урбанчик, Пшемыслав (ред.). Франки, северяне и славяне: идентичности и государственное формирование в Европе раннего средневековья . Бреполи. стр. 169–188. ISBN 978-2-503-52615-7 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 17 мая 2022 г.
- Бринк, Стефан; Цена, цена (2008). Мир викингов . Рутледж. ISBN 978-1134318261 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- Дучко, Владислав [на польском языке] (2004). Русь викингов: Исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе . Брилл . ISBN 9004138749 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2023 года . Проверено 5 мая 2013 г.
- Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2005). Энциклопедия европейских народов . Издание информационной базы . ISBN 1438129181 . Архивировано из оригинала 11 марта 2023 года . Проверено 27 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Э. Монтгомери, « Ибн Фадлан и Русия », Журнал арабских и исламских исследований , 3 (2000), 1–25. Архив.орг. Включает перевод обсуждения Ибн Фадланом Русов / Русийи .