Jump to content

Антинорманизм

(Перенаправлено из норманистской теории )

Этнические группы в Восточной Европе в конце 9 - начале 10 веков. Зеленый цвет представляет славянские племена, оранжевый — балтийские племена, а желтый — финно-угорские племена.
Приблизительная степень распространения древнескандинавских и родственных языков в начале 10 века:
  Другие германские языки , с которыми древнескандинавский язык все еще сохранял некоторую взаимопонимаемость.

Норманизм и антинорманизм — это конкурирующие группы теорий о происхождении Киевской Руси, возникшие в XVIII и XIX веках и касающиеся повествования об эпохе викингов в Восточной Европе . В центре разногласий находится происхождение варяжских русов , народа, который путешествовал по Восточной Европе и поселился в 8-м и 9-м веках и считается большинством современных историков скандинавским происхождением , в конечном итоге ассимилированным со славянами . . Норманистская теория прочно утвердилась в качестве основного течения, а современный антинорманизм рассматривается как исторический ревизионизм .

Происхождение Киевской Руси является позорно спорным и связано с ее предполагаемой важностью для легитимации за национальное строительство , империализма и движений независимости в восточнославяноязычном мире, а также для легитимации различных политических отношений между восточно- и западноевропейскими странами. Скандинавы , отважившиеся выйти из нынешней Швеции на водные пути Восточной Европы, занимают видное место в истории стран Балтии , Скандинавии, Польши и Византийской империи . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Они имеют особое значение в историографии и истории культуры Беларуси , России и Украины , но также фигурируют в истории Польши. [ 8 ] Тем не менее, разногласия велись вокруг того, происходило ли развитие Киевской Руси под влиянием неславянских варягов (эта идея характеризуется как «норманистская теория»), или же народы Киевской Руси возникли исключительно в результате автохтонного славянского политического развития (известная как «антинорманистская теория»), [ 9 ] включая некоторые другие антинорманистские и скептические теории, вытекающие из нехватки современных свидетельств возникновения Киевской Руси, а также большого этнического разнообразия и сложности обширной территории, где действовали эти норманны. [ 10 ]

Основная точка зрения: норманизм

[ редактировать ]
Приглашение варягов Виктора Васнецова : Рюрик и его братья Синеус и Трувор прибывают в земли ильменских славян .
Карикатура на разногласия между Николаем Костомаровым и Михаилом Погодиным по вопросу о том, кто такие варяги (литвины или норманны)

В то время как термин « нормандцы » на английском языке обычно относится к правящей династии Нормандии скандинавского происхождения во Франции , начиная с X века, и ее потомкам в других частях Западной Европы, в контексте народа Руси «норманизм» - это идея что русы произошли от норманнов (т.е. от « северян »). [ 9 ] Термин «норманизм» использовался для охвата ряда мнений о степени влияния варягов в ранней истории Киевской Руси . Идея о том, что Русь основали варяги, многими российскими историками считалась политически неприемлемой. [ 11 ] Тем не менее тесная связь Руси со скандинавами подтверждается как археологическими свидетельствами обширного расселения скандинавов в России, так и на Украине. [ 12 ] и славянские влияния в шведском языке. [ 13 ] [ 14 ]

Ранняя стипендия

[ редактировать ]

Современные исследования Руси начались, когда в 1725 году немецкий историк Герхардт Фридрих Мюллер (1705–1783) был приглашен на работу в Российскую академию наук . [ 15 ] Мюллер представил исследования своего предшественника Готлиба-Зигфрида Байера в статьях De Varagis («О варягах », 1729 г.) и Origines russicae («Русское происхождение», 1736 г.), а также в «Первой хронике» , написанной в XII веке, и охватывающий период с 852 по 1110 год. В начале важной речи 1749 года, позже опубликованной под названием Origines gentis. et nominis Russorum («Происхождение народа и имя русских»), Мюллер утверждал, что династия Рюриковичей произошла от этнически скандинавских варягов и что термин «Россия» произошел от древнескандинавского языка. [ 16 ] [ 17 ] Это заявление вызвало такой резонанс у русской аудитории, что он не смог закончить свое выступление, а обращения к президенту академии и императрице привели к формированию комиссии, которая должна была определить, не нанесли ли его исследования «вреда интересам и славе императора». Российской Империи». [ 18 ] В комитете резкая критика со стороны Ломоносова , Крашенинникова и других российских историков привела к тому, что Мюллер был вынужден приостановить свою работу по этому вопросу до смерти Ломоносова. В XX веке даже считалось, что большая часть его исследований была уничтожена, но недавние исследования показывают, что это не так: Мюллеру удалось переработать их и переиздать под названием Origines Rossicae в 1768 году. [ 11 ] : 58–59 

Несмотря на негативную реакцию в середине 18 века, к концу века взгляды Мюллера стали консенсусом в российской историографии , и так было в значительной степени на протяжении 19 и начала 20 веков. [ 16 ] [ 19 ] Среди русских историков, принявших этот исторический отчет, были Николай Карамзин (1766–1826) и его ученик Михаил Погодин (1800–1875), которые отдали должное утверждениям « Первой летописи» о том, что варяги были приглашены восточными славянами, чтобы править ими и принести заказ.

Эта теория не лишена политического значения. Для некоторых это соответствовало признанию и прославлению многоэтнического характера Российской империи. [ 16 ] Однако это также соответствовало расовой теории широко распространенной в то время , согласно которой германцы (и их потомки) естественным образом подходили для управления, а славяне — нет. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] По мнению Карамзина, норвежская миграция сформировала основу и оправдание российского самодержавия (в отличие от анархии дорюриковичского периода), а Погодин использовал эту теорию для продвижения своего мнения о том, что Россия была невосприимчива к социальным потрясениям и революциям, поскольку русские Государство возникло на основе добровольного договора между новгородцами и варяжскими правителями . Московский академик немецкого происхождения Август Людвиг фон Шлёцер сказал в 1802 году, что славяне жили как «дикие звери и птицы» до появления цивилизованных норвежцев. Эта точка зрения позже была принята некоторыми учеными, а также не учеными, такими как Адольф Гитлер в 20-м веке, который увидел в России «замечательный пример государственно-организующей способности немцев среди низшей расы». [ 23 ]

Возникновение консенсуса западных ученых

[ редактировать ]

В ходе исторических дебатов 20-го века ключевыми доказательствами господствующего мнения о том, что скандинавские мигранты сыграли важную роль в формировании Киевской Руси, стали следующие:

В 21 веке анализ быстро растущего диапазона археологических свидетельств также отметил, что статусные захоронения мужчин и женщин 9-10 веков в окрестностях Верхней Волги демонстрируют материальную культуру, во многом соответствующую культуре Скандинавии (хотя в меньшей степени это происходит вдали от реки или ниже по течению). Это рассматривалось как еще одна демонстрация скандинавского характера элит Древней Руси. [ 31 ] [ 32 ]

Однако также признано, что исконные аристократы Скандинавской Руси, как и скандинавы в других местах, быстро культурно ассимилировались со славянской идентичностью: по словам Ф. Дональда Логана , «в 839 году русы были шведами; в 1043 году русы были славянами». ". [ 33 ] Примечательна такая относительно быстрая интеграция, а процессы культурной ассимиляции на Руси являются важной областью исследований. [ 33 ] [ 34 ]

Старое норманистское предположение заключалось в том, что скандинавы принесли цивилизацию своим славянским подданным, но число скандинавов было относительно небольшим по сравнению с количеством славян и неславян. [ 23 ] Кроме того, скандинавы женились на местных женщинах, оружие изготавливали славянки, и установлено лишь относительно небольшое количество норвежских заимствований в русском языке. [ 23 ] В целом скандинавы впитали культуру на Руси и по Волге. [ 23 ]

Существует неопределенность относительно того, насколько масштабной была миграция скандинавов на Русь, но некоторые археологические работы, проведенные примерно в 2000 году, свидетельствуют о том, что значительное количество свободных фермеров поселилось в Верхнем Поволжье. [ 35 ] [ 36 ]

Антинорманизм

[ редактировать ]
Золотой рубль с изображением Рюрика, выпущенный к 1150-летию со дня рождения Российского государства.

Сторонники антинорманизма придерживаются мнения, что государство было основано славянами еще до призвания Рюрика . [ 26 ] [ 23 ] Начиная с Михаила Ломоносова (1711–1765), славянофильские ученые подвергали критике идею норвежских захватчиков. [ 37 ] К началу 20 века традиционная антинорманистская доктрина (выраженная Дмитрием Иловайским ) [ нужна ссылка ] казалось, потеряли валюту. Российские, а затем и советские историки начали преуменьшать идею скандинавского влияния в ранней российской истории. [ 23 ] Антинорманистские аргументы были возрождены и приняты в официальной советской историографии . [ 38 ] [ 6 ] [ 37 ] отчасти в ответ на нацистскую пропаганду, утверждавшую, что Россия обязана своим существованием германской правящей элите. [ 39 ] В начале 20-го века нацистская Германия продвигала идею о том, что Россия обязана своей государственностью германской, расово превосходящей элите. [ 39 ] Михаил Артамонов входит в число тех, кто пытался примирить обе теории, выдвигая гипотезу о том, что Киевское государство объединило Южную Русь (славянского происхождения) и Северную Русь (германского происхождения) в единую нацию. [ 40 ]

В свете имеющихся данных теории (большинство из которых предложены советскими учеными с националистическими взглядами) о том, что славянское государство в Балтийском регионе подверглось нападению и в конечном итоге поглотило захватчиков-викингов, скорее всего, являются продуктом принятия желаемого за действительное, чем фактом.

Уолдман и Мейсон 2005 , с. 668

Самым стойким сторонником антинорманистских взглядов в период после Второй мировой войны был Борис Рыбаков , который утверждал, что культурный уровень варягов не мог оправдать приглашение со стороны культурно развитых славян. Этот вывод приводит славистов к отрицанию « Первой летописи» , в которой пишется, что варяжская Русь была приглашена коренными славянами. Рыбаков предполагал, что Нестор , предполагаемый автор «Хроники», был настроен против прогреческой партии Владимира Мономаха и поддерживал проскандинавскую партию правящего князя Святополка . Он называет Нестора проскандинавским манипулятором и сравнивает его рассказ о приглашении Рюрика с многочисленными аналогичными историями, встречающимися в фольклоре всего мира. [ нужна ссылка ]

К 21 веку большинство профессиональных ученых, как англоязычных , так и славяноязычных, пришли к единому мнению, что истоки русского народа лежат в Скандинавии и что эта первоначально скандинавская элита сыграла значительную роль в формировании государственного устройства Киевской Руси. '. [ 26 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Действительно, в 1995 году российский археолог Лев Клейн «представил статью под названием «Конец дискуссии», полагая, что антинорманизм «мертв и похоронен » ». Однако вскоре Клейну пришлось пересмотреть это мнение, поскольку антинорманистские идеи приобрели новую известность как в общественном, так и в академическом дискурсе в России, Украине и Белоруссии. [ 44 ] Англоязычные ученые определили, что сохраняющаяся приверженность антинорманизму в этих странах после распада Советского Союза мотивируется современным этнонационализмом и формированием государства. [ 45 ] [ 11 ] : 63  Одним из ярких российских примеров стала антинорманистская конференция в 2002 году, за которой последовали публикации на ту же тему, и которая, судя по всему, поддерживалась политикой российского правительства того времени. [ 46 ] Соответственно, антинорманистские высказывания занимают видное место в некоторых российских школьных учебниках XXI века. [ 47 ] Между тем, на Украине и, в меньшей степени, в Беларуси постсоветское государственное строительство, противостоящее истории российского империализма, способствовало распространению антинорманистских взглядов в академических кругах и, в большей степени, в массовой культуре. [ 48 ]

Другие антинорманистские интерпретации

[ редактировать ]
На аверсе украинской банкноты номиналом 1 гривна, впервые выпущенной в 2006 году, изображен Владимир Великий (ок. 958–1015), новгородский князь и великий князь киевский , потомок Хрёрика Новгородского .

Было довольно много альтернативных, ненорманистских истоков слова « Русь» , хотя ни одно из них не было одобрено в западной академической среде:

  • Три первых императора Урартской империи на Кавказе с 8 по 6 века до нашей эры носили имена Русса I , Русса II и Русса III , задокументированные в клинописных памятниках.
  • Средневековая легенда о трех братьях, одного из которых звали Русь , имела также своего предшественника в очень похожей легенде древних армян с почти таким же классическим именем (исследования Дж. Марра). Более того, Киев был основан за несколько столетий до правления Руси.
  • The ancient Sarmatian tribe of the Roxolani (from the Ossetic , ruhs "light"; R русые волосы / rusyje volosy / "light-brown hair"; cf. Dahl 's dictionary definition of Русь /rus/: Русь ж. в знач. мир, белсвет. Rus, fig. world, universe [ белсвет : lit. "white world", "white light"]).
  • От древнеславянского названия, означавшего «речные люди» (племена рыбаков и пахарей, поселившиеся вблизи рек Днепр , Дон , Днестр и Западная Двина и, как известно, плававшие по ним). Корень рус сохранился в современных славянских и русских словах русло (русло реки), русалка ( водяной дух ) и др.
  • От одной из двух рек Украины (под Киевом и Переяславом ), Рось и Русна , названия которых происходят от постулируемого славянского термина для обозначения воды, родственного розе (росе) (связанной с вышеупомянутой теорией).
  • Славянское слово «русый» (относится только к цвету волос – от темно-пепельно-русого до светло-русого), родственное слову «рыжий » («рыжий») и английскому «рыжий».
  • Предполагаемое протославянское слово, обозначающее медведя , родственное греческому arctos и латинскому ursus .

Другие взгляды

[ редактировать ]

Споры о природе Руси и происхождении Российского государства беспокоят исследования викингов, а также историю России уже более века. Исторически достоверно, что русы были шведами. Доказательства неопровержимы, и то, что дебаты все еще продолжаются на некоторых уровнях исторического письма, является ярким свидетельством сохраняющейся силы принятых представлений. Споры по этому вопросу – бесполезные, озлобленные, тенденциозные, доктринерские – послужили затемнению самой серьезной и подлинной исторической проблемы, которая остается: ассимиляции этих викингов-русов со славянским народом, среди которого они жили. Главный исторический вопрос не в том, были ли русы скандинавами или славянами, а в том, как быстро эти скандинавские русы впитались в славянскую жизнь и культуру.

Ф. Дональд Логан [ 49 ]

Однако есть некоторые англоязычные ученые, которые по-прежнему скептически относятся к происхождению Руси либо потому, что доказательств недостаточно, либо потому, что они по-прежнему не уверены, была ли Русь этнической группой с четкой точкой происхождения. [ 1 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]

Такие ученые, как Омельян Прицак и Гораций Г. Лант, предлагают объяснения, выходящие за рамки упрощенных попыток приписать «этническую принадлежность» на основе интерпретации литературных, филологических и археологических свидетельств на первый взгляд. Они рассматривают русов как разрозненные и часто взаимно антагонистические кланы харизматичных воинов и торговцев, которые сформировали обширные сети в Северном и Балтийском морях. [ 53 ] [ 54 ] Они представляли собой «многоэтническое, многоязычное и нетерриториальное сообщество морских кочевников и торговых поселений», в котором проживало множество норвежцев, но в равной степени славян, балтов и финнов. [ 53 ]

Толочко утверждает, что «рассказ о путешествии царского рода — это прием со своей собственной функцией в повествовании летописи… Но если принять его таким, какой он есть на самом деле, если признать, что это не документальное этнографическое описание 10 век, но средневековый origo gentis [ а ] мастерски построенный христианским священнослужителем начала XII века, то нам придется пересмотреть устоявшееся научное повествование о самом раннем этапе восточноевропейской истории, которое так многим обязано « Первой хронике ». [ 55 ]

Археологические исследования, синтезирующие широкий спектр раскопок 20-го века, начали развивать то, что Джонатан Шепард назвал «восходящим» видением формирования государства Руси, в котором в течение IX и X веков все более интенсивные торговые сети пересекающиеся лингвистически и этнически разнообразные группы вокруг таких рек, как Волга, Дон, Днепр. Это могло привести к «по сути добровольному сближению группировок в общем стремлении к первичной продукции, которую можно было бы обменять на артефакты издалека». [ 56 ] Это хорошо согласуется с преобладающим в арабских источниках образом Руси, концентрирующимся дальше на юг и восток, вокруг Черного и Каспийского морей, Кавказа и волжских булгар. [ 57 ] Тем не менее, этот рассказ, хотя и правдоподобен, противоречит «нисходящему» образу государственного развития, подразумеваемому « Первой хроникой» , археологическими комплексами, указывающими на скандинавские вооруженные элиты на Верхней Волге, а также свидетельствами работорговли и насильственного уничтожения жителей Верхней Волги. укрепленные поселения. [ 58 ] [ 59 ]

Многочисленные артефакты скандинавского происхождения были найдены на севере России (а также артефакты славянского происхождения в Швеции). Однако обмен между северным и южным берегами Балтики происходил еще с железного века (хотя и ограничивался непосредственно прибрежными районами). [ 60 ] Северная Россия и прилегающие к ней финские земли стали прибыльной площадкой встреч для народов различного происхождения, особенно для торговли мехами, и их привлекало наличие восточного серебра с середины 8 века нашей эры. [ 61 ] Неоспоримо присутствие товаров и людей скандинавского происхождения; однако преобладающим населением оставались местные (балтийские и финские) народы. [ 62 ]

Растущий объем торговли и внутренняя конкуренция потребовали более высоких форм организации. Русь, казалось, подражала аспектам хазарской политической организации — отсюда упоминание о русском каганусе при дворе Каролингов в 839 году ( «Королевские франкские летописи »). Легитимизацию искали путем принятия христианской и лингвистически славянской «высокой культуры», ставшей «Киевской Русью » . [ 63 ] Более того, есть сомнения, была ли зарождающаяся Киевская Русь тем же кланом, что и «Русь», посетившая Каролингов в 839 году или напавшая на Константинополь в 860 году нашей эры. [ 64 ]

Возвышение самого Киева загадочно. Не имея каких-либо находок серебряных дирхемов в VIII веке нашей эры, он располагался к западу от прибыльных торговых сетей меха и серебра, которые простирались от Балтики до мусульманских земель через Волго- Камский бассейн. На главном холме Киева укрепления и другие символы консолидации и власти появляются с IX века, предшествуя тем самым литературному появлению «Руси» в Среднем Поднепровье. К X веку на низменностях вокруг Киева были обширные поселения в «славянском» стиле, и есть свидетельства растущей торговли с византийскими землями. Это могло спровоцировать движение Руси и смену власти с севера на Киев. [ 65 ] Таким образом, Киев, судя по всему, не развился из инфраструктуры скандинавских торговых сетей, а скорее насильственно овладел ими, о чем свидетельствует разрушение многочисленных более ранних торговых поселений на севере, в том числе знаменитой Старой Ладоги . [ 66 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б П. Б. Голден, «Рус», в Энциклопедии ислама , второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Проверено 26 июля 2018 г. два : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0942 .
  2. ^ Роман Захарий, « Историография норманистских и антинорманистских теорий происхождения Руси: обзор современной историографии и основных источников варяжских споров и других скандинавских концепций происхождения Руси. Архивировано 29 декабря 2022 года в Wayback Machine ». (неопубликованная магистерская диссертация, Университет Осло, 2002 г.).
  3. ^ Владислав Дучко, Русь викингов: исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе (Лейден: Brill, 2004), стр. 3-9.
  4. ^ Сергей Плохий, Истоки досовременной идентичности славянских народов в России, Украине и Беларуси (Кембридж: Cambridge University Press, 2006), стр. 10-48.
  5. ^ Кристиан Раффенспергер, « Место Руси в средневековой Европе». [ постоянная мертвая ссылка ] », «Компас истории» , 11 декабря (2014), 853–65. doi : 10.1111/hic3.12201 (стр. 853-54).
  6. ^ Jump up to: а б Елена Мельникова, «Варяжская проблема»: наука в тисках идеологии и политики», в книге « Идентичность России в международных отношениях: образы, восприятия, заблуждения» , под ред. Рэй Тарас (Абингдон: Routledge, 2013), стр. 42–52.
  7. ^ History Time (1 августа 2017 г.), Викинги Востока: Игорь и Киевская Русь , заархивировано из оригинала 14 марта 2023 г. , получено 20 февраля 2019 г.
  8. ^ Степан Величенко (1992). Национальная история как культурный процесс: обзор интерпретаций прошлого Украины в польской, русской и украинской исторической письменности с древнейших времен до 1914 года . Канадский институт украинских исследований Press. стр. 47–49. ISBN  978-0-920862-75-9 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 27 января 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Пол Роберт Магочи (18 июня 2010 г.). История Украины: Земля и ее народы (Второе изд.). Университет Торонто Пресс. стр. 56–58. ISBN  978-1-4426-9879-6 . Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 27 января 2021 г.
  10. ^ Джанет Мартин, «Первое восточнославянское государство», в «Спутнике русской истории» , изд. Эбботт Глисон (Оксфорд: Блэквелл, 2009), стр. 34–50 (стр. 34–36).
  11. ^ Jump up to: а б с Dmitry Nikolayevich Verkhoturov, " Normanism: What's in a Name? ", Valla , 1.5 (2015), 57-65, citing Клейн Л.С. Норманизм – антинорманизм: конец дискуссии. // Stratum plus. 1999. №5, Неславянское в славянском мире. С. 91-101.
  12. ^ Хеденшерна-Джонсон, К.; Лоскиньо, И.Г. (2023). Лагеря викингов: тематические исследования и сравнения . Рутледж Археологии мира викингов. Тейлор и Фрэнсис. п. 1991. ISBN  978-1-000-90576-2 . Проверено 28 ноября 2023 г.
  13. ^ Уильямс, Том (28 февраля 2014 г.). «Викинги в России» . blog.britishmuseum.org . Британский музей. Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 15 января 2021 г.
  14. ^ Саймон Франклин и Джонатан Шепард, Возникновение Руси 750–1200 (Харлоу, Эссекс: 1996), стр. 38–39.
  15. ^ Сергей Плохий, Затерянное королевство: В поисках империи и становление российской нации с 1740 года по настоящее время (Лондон: Аллен Лейн, 2017).
  16. ^ Jump up to: а б с Сергей Плохий, Украина и Россия: репрезентации прошлого (Торонто: University of Toronto Press, 2008), глава 1.
  17. ^ Елена Мельникова, «Варяжская проблема»: наука в тисках идеологии и политики», в книге «Идентичность России в международных отношениях: образы, восприятия, заблуждения », под редакцией Рэя Тараса (Абингдон: Routledge, 2013), стр. 42. -52 (с. 43).
  18. Прицак, Омельян, «Происхождение Руси » , «Русское обозрение» , том. 36, № 3 (июль 1977 г.), стр. 249–273.
  19. ^ Елена Мельникова, «Варяжская проблема»: наука в тисках идеологии и политики», в книге « Идентичность России в международных отношениях: образы, восприятия, заблуждения» , под ред. Рэй Тарас (Абингдон: Routledge, 2013), стр. 42–52 (стр. 44–45).
  20. ^ Кристиан Промицер, «Физическая антропология и этногенез в Болгарии, 1878–1944», Focaal — Journal of Global and Historical Anthropology , 58 (2010), 47–62 doi : 10.3167/fcl.2010.580104 (стр. 49–50).
  21. ^ См. Ричард Макмэн, «Антропологическая расовая психология 1820–1945: Общая европейская система повествований об этнической идентичности», Nations and Nationalism , 15 (2009), 575–596 (стр. 579).
  22. ^ См. Мэтью Х. Хаммонд, «Этническая принадлежность и написание средневековой истории Шотландии». Архивировано 25 марта 2023 года в Wayback Machine , The Scottish Historical Review , vol. 85 (№ 219) (апрель 2006 г.), 1–27, два : 10.1353/шр.2006.0014 .
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж Пульсиано, Филипп (1993). Средневековая Скандинавия: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 556–558. ISBN  978-0-8240-4787-0 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г.
  24. ^ Стефан Бринк, «Кто были викинги?», в The Viking World. Архивировано 14 апреля 2023 года в Wayback Machine , изд. Стефан Бринк и Нил Прайс (Абингдон: Routledge, 2008), стр. 4–10 (стр. 6–7).
  25. ^ "Русь, прил. и н." OED Online, Oxford University Press, июнь 2018 г., www.oed.com/view/Entry/169069. По состоянию на 12 января 2021 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д и Омельян Прицак, «Русь», в Средневековой Скандинавии: энциклопедия. Архивировано 26 апреля 2023 года в Wayback Machine , изд. Филиппа Пульсиано (Нью-Йорк: Гарленд, 1993), стр. 555–56.
  27. ^ HR Эллис Дэвидсон, Дорога викингов в Византию (Лондон: Аллен и Анвин, 1976), стр. 83.
  28. ^ Дучко 2004, стр. 10.
  29. ^ Джонатан Шепард, «Викинг-Русь и Византия», в «Мире викингов ». Архивировано 14 апреля 2023 года в Wayback Machine , изд. Стефан Бринк и Нил Прайс (Абингдон: Routledge, 2008), стр. 496–516 (стр. 497).
  30. ^ Джанет Мартин (6 апреля 2009 г.). «Первое восточнославянское государство» . В Эбботте Глисоне (ред.). Спутник русской истории . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-4443-0842-6 .
  31. ^ Владислав Дучко, Русские викинги: исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе (Лейден: Brill, 2004).
  32. ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 дои : 10.1093/ehr/cew104 .
  33. ^ Jump up to: а б Логан 2005 , с. 184 «Споры о природе Руси и происхождении Российского государства сбивают с толку исследования викингов, да и русскую историю, уже более века. Исторически достоверно, что русы были шведами. Доказательства неопровержимы, и что Дебаты по этому вопросу – бесполезные, озлобленные, тенденциозные, доктринерские – послужили наглядным свидетельством сохраняющейся силы принятых представлений. затмевают самую серьезную и подлинную историческую проблему, которая остается: ассимиляцию этих викингов-русов со славянским народом, среди которого они жили. Главный исторический вопрос не в том, были ли русы скандинавами или славянами, а в том, как быстро стали эти скандинавские русы. поглощен славянской жизнью и культурой».
  34. ^ Шерман, Хайди М. «Норманистский спор» . энциклопедия.com. Архивировано из оригинала 10 августа 2023 года . Проверено 18 октября 2021 г.
  35. ^ И. Янссон, «Война, торговля или колонизация? Некоторые общие замечания о восточной экспансии скандинавов в период викингов», в книге « Сельские викинги в России и Швеции» , изд. П. Ханссон (Эребру, 1997), стр. 47–51.
  36. ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 (стр. 395–96) дои : 10.1093/ehr/cew104 .
  37. ^ Jump up to: а б Олобин, Александр. «Норманистская теория» . Интернет-энциклопедия Украины. Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 18 октября 2021 г.
  38. ^ Джанет Мартин, «Первое восточнославянское государство», в «Спутнике русской истории» , изд. Эбботт Глисон (Оксфорд: Блэквелл, 2009), стр. 34–50 (стр. 37–42).
  39. ^ Jump up to: а б Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 386–87).
  40. ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 387).
  41. ^ Владислав Дучко, Русские викинги: исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе (Лейден: Brill, 2004), особенно. стр. 3–9.
  42. ^ Эбботт Глисон, «Русская историография после падения», в «Спутнике русской истории» , изд. Эбботт Глисон (Оксфорд: Блэквелл, 2009), стр. 1–14 (стр. 5).
  43. ^ Елена Мельникова, «Варяжская проблема»: наука в тисках идеологии и политики», в книге « Идентичность России в международных отношениях: образы, восприятия, заблуждения» , под ред. Рэй Тарас (Абингдон: Routledge, 2013), стр. 42–52 (стр. 42).
  44. ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 387), цитируется Лео С. Клейн, Советская археология: тенденции, школы и история , пер. Рош Айрлэнд и Кевин Виндл (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), стр. 119.
  45. Кристиан Раффенспергер, «Место Руси в средневековой Европе». Архивировано 10 августа 2023 г. в Wayback Machine , History Compass , 11 декабря (2014), 853–865. doi : 10.1111/hic3.12201 (особенно стр. 853–854, 858).
  46. ^ Elena Melnikova, "The 'Varangian Problem': Science in the Grip of Ideology and Politics", in Russia's Identity in International Relations: Images, Perceptions, Misperceptions , ed. by Ray Taras (Abingdon: Routledge, 2013), pp. 42–52, citing I. A. Nastenko (ed.), Sbornik Russkogo istoricheskogo obshchestva: "Antinormanism" , vol 8. (no. 156) (Moscow: Russkaja Panorama, 2003) and V. V. Fomin, Varjagi i varjazhskaja Rus': Kitogam diskussii po varjazhskomu voprosu (Moscow: Russkaja Panorama, 2005).
  47. ^ Артем Истранин и Александр Дроно, «Конкурирующие исторические повествования в русских учебниках». Архивировано 10 августа 2023 г. в Wayback Machine , в «Взаимные изображения: школьные представления об исторических соседях на востоке Европы» , под ред. Янош М. Бак и Роберт Майер, Эккерт. Досье, 10 ([Брауншвейг]: Институт международных исследований учебников имени Георга Эккерта, 2017), 31–43 (стр. 35–36).
  48. ^ Сергей Плохий, Истоки досовременной идентичности славянских народов в России, Украине и Беларуси (Кембридж: Cambridge University Press, 2006), стр. 10–48 (особенно стр. 11–12).
  49. ^ Логан 2005 , с. 184
  50. Джеймс Э. Монтгомери, «Ибн Фадлан и Русия». Архивировано 16 июля 2018 г. в Wayback Machine , Журнал арабских и исламских исследований , 3 (2000), 1–25.
  51. ^ Андрей Даниленко, «Имя «Русь» в поисках нового измерения» , Ежегодники истории Восточной Европы , новая серия, 52 (2004), 1–32.
  52. ^ Марика Мяги, «В Аустрвегре : роль Восточной Балтики в общении эпохи викингов через Балтийское море», The Northern World , 84 (Лейден: Brill, 2018), стр. 141–216.
  53. ^ Jump up to: а б Прицак (1981 , стр. 14)
  54. ^ Лант (1975 , стр. 271)
  55. ^ Толочко (2008 , стр. 184 и 188, соотв.)
  56. ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 389–402, цитирование стр. 397).
  57. ^ Торир Йонссон Храундаль, «Новые взгляды на восточных викингов/руси в арабских источниках», Viking and Medieval Scandian , 10 (2014), 65–69 doi : 10.1484/J.VMS.5.105213 (стр. 70–71).
  58. ^ Джонатан Шепард, «Обзорная статья: Назад в Древнюю Русь и СССР: археология, история и политика», English Historical Review , vol. 131 (№ 549) (2016), 384–405 doi : 10.1093/ehr/cew104 (стр. 389–402).
  59. ^ Торир Йонссон Храундаль, «Новые взгляды на восточных викингов/руси в арабских источниках», Viking and Medieval Scandian , 10 (2014), 65–69 doi : 10.1484/J.VMS.5.105213 (стр. 71).
  60. ^ Франклин (1996 , стр. 9)
  61. ^ Франклин (1996 , стр. 12)
  62. ^ Франклин (1996 , стр. 22–25)
  63. ^ Прицак, с. 31
  64. ^ Tolochko, p. 187
  65. ^ Франклин (1996 , стр. 90–122)
  66. ^ Tolochko p. 186

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Джеймс Э. Монтгомери, « Ибн Фадлан и Русия », Журнал арабских и исламских исследований , 3 (2000), 1–25. Архив.орг. Включает перевод обсуждения Ибн Фадланом Русов / Русийи .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9faf2733314ea9b10e25023ff4459be__1719379380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/be/c9faf2733314ea9b10e25023ff4459be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anti-Normanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)