Михаил Погодин
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |

Михаил Петрович Погодин ( русский : Михаи́л Петро́вич Пого́дин ; 23 ноября [ OS 11 ноября] 1800 — 20 декабря [ OS 8 декабря] 1875) — российский историк и журналист, который вместе с Николаем Устряловым доминировал в национальной историографии между смертью Николая . Карамзина в 1826 году и возвышение Сергея Соловьева в 1850-е годы. Его лучше всего помнят как убежденного сторонника норманистской теории российской государственности.
Отец Погодина был крепостным экономом графа Строганова , и последний обеспечил Михаилу образование в Московском университете . Как гласит история, студент Погодин жил впроголодь, потому что всю свою стипендию он тратил на приобретение новых томов карамзинской истории России.
Ранние публикации Погодина подверглись критике со стороны Михаила Каченовского , грека, заведовавшего в университете кафедрой русской истории. Неправильно интерпретируя Первоначальная новое учение Шлёцера, Каченовский заявил, что «древние русские жили как мыши или птицы, у них не было ни денег, ни книг» и что « летопись» была грубой фальсификацией эпохи господства монголов. Его учение стало чрезвычайно популярным, породив так называемую скептическую школу имперской историографии.
В 1823 году Погодин завершил диссертацию, в которой развенчал идею Каченовского о хазарском происхождении князей Рюриковичей . Он еще больше разжег споры, заявив, что серьезные ученые должны не только доверять Нестору , но и поклоняться ему . Спор закончился тем, что кресло Каченовского перешло к Погодину. В 1830-х и 1840-х годах он укрепил свою репутацию, опубликовав множество томов малоизвестных исторических документов и последнюю часть Михаила Щербатова истории России .
К концу 1830-х годов Погодин обратил свое внимание на журналистику, где его карьера также развивалась медленно. Между 1827 и 1830 годами он редактировал «Московский вестник» Александр Пушкин , одним из постоянных авторов которого был . При первой встрече с великим поэтом в 1826 году Погодин заметил в дневнике, что «его рожа не выглядит многообещающе». Однако это замечание обычно вырывают из контекста, поскольку еще в 1820 году Погодин писал восторженные отзывы о творчестве Пушкина.
После Польского восстания перед министром просвещения Николая I графом Уваровым выпала задача найти пути объединения различных ветвей «истинных русских». Уваров начал искать автора, который мог бы дать историческое обоснование присоединения и интеграции новых западных провинций в состав империи. Первым выбором Уварова был Погодин, к которому обратились в ноябре 1834 г. и представили свою работу в 1835 г., однако его работа не удовлетворила ни требования министра, ни царя, поскольку в его книге история Северо-Восточной Руси (России) представлялась слишком отличной и отдельной от историю Южной Руси (Украины), подрывая главную цель проекта. [1]
В отчете о расследовании деятельности Братства святых Кирилла и Мефодия профессора Михаил Погодин и Степан Шевырев названы ключевыми фигурами славянофильского движения . Однако, хотя Погодин был ключевой фигурой в зарождающемся панславянском движении, подчеркивая уникальность и самосознание русской нации, он подал пример нерусским славянам, которые хотели прославить свою самобытность и, следовательно, свои права на автономию и независимость. [1]
С самого начала Украина занимала особое место в славянофильском движении. Погодин и Шевырев проявили большой интерес к культуре и истории Украины в частности. Подогин видел культурные различия между русскими и украинцами, выходящие за рамки языка и истории. В 1845 году он писал: «Великороссы живут бок о бок с малороссами, исповедуют одну веру, разделяют одну судьбу и на протяжении многих лет одну историю. Но сколько различий между великороссами и малороссами» . [1]
В 1840-х годах Погодин предположил, что языковые различия среди населения существовали еще в киевские времена и что они совпадают с различиями XIX века между великороссами и малороссами. Таким образом, если население Киева, Чернигова и Галича говорило на малорусском языке, то население Москвы и Владимира говорило на великорусском языке. Более того, он считал киевских князей, в том числе и такую крупную фигуру в развитии Великого княжества Московского , как Андрей Боголюбский , малороссами. По словам Погодина, только потомки Боголюбского, как он утверждал, «переселились» в северо-восточные земли и стали великороссами. По словам историка Сергея Плохого, «рассказ Погодина об истории Киевской Руси лишил раннее великорусское повествование его самого ценного элемента - киевского периода». [1]
Погодин радикально изменил свой анализ Киевской Руси и русского национализма после ареста его проукраинского соратника Николая Костомарова и остальных членов Братства святых Кирилла и Мефодия. В письме Срезневскому в 1851 году Погодин утверждал, что, читая ранние Киевские летописи, он обнаружил не следы малорусского языка, а скорее великорусского языка, сознательно или бессознательно сознавая, что летописи были написаны не на древневосточном языке. Славянский, но церковнославянский. [1]
В 1841 году Погодин вместе со своим старым другом Степаном Шевыревым редактировал журнал «Москвитянин» («Москвич»), в котором выражались взгляды славянофилов . В течение последующих пятнадцати лет редактирования Погодин и Шевырев неуклонно скатывались к самой реакционной форме славянофильства. Их журнал оказался втянутым в полемику с западниками во главе с Александром Герценом , который порицал «грубый, неухоженный стиль Погодина, его грубую манеру записывать обрезанные заметки и непережевываемые мысли».
Основное внимание Погодина в последний период своей научной карьеры было сосредоточено на отражении нападок Костомарова на норманистскую теорию. К этому периоду он отстаивал панславянскую идею объединения западных славян под эгидой царей и даже посетил Прагу, чтобы обсудить свои планы с Павлом Юзефом Шафариком и Франтишеком Палацким . В 1870-х годах он снова столкнулся с ведущим историком, на этот раз Дмитрием Иловайским , который отстаивал иранское происхождение первых восточнославянских правителей.
Его внук Михаил Иванович Погодин (1884–1969) был музеологом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Плохий, Сергей (6 сентября 2018 г.). Затерянное королевство: история русского национализма от Ивана Великого до Владимира Путина . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-198313-4 . OCLC 1090811885 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1800 рождений
- 1875 смертей
- Писатели из Москвы.
- Жители Московского уезда.
- Историки XIX века из Российской империи
- славянофилы
- русские националисты
- Журналисты XIX века из Российской империи
- Российские журналисты-мужчины
- Писатели-мужчины XIX века из Российской империи
- Участники Славянского конгресса в Праге 1848 г.
- Члены Российской Академии
- Demidov Prize laureates
- Историки Киевской Руси.