Jump to content

Михаил Погодин

Портрет Михаила Погодина, 1872 г.

Михаил Петрович Погодин ( русский : Михаи́л Петро́вич Пого́дин ; 23 ноября [ OS 11 ноября] 1800 — 20 декабря [ OS 8 декабря] 1875) — российский историк и журналист, который вместе с Николаем Устряловым доминировал в национальной историографии между смертью Николая . Карамзина в 1826 году и возвышение Сергея Соловьева в 1850-е годы. Его лучше всего помнят как убежденного сторонника норманистской теории российской государственности.

Отец Погодина был крепостным экономом графа Строганова , и последний обеспечил Михаилу образование в Московском университете . Как гласит история, студент Погодин жил впроголодь, потому что всю свою стипендию он тратил на приобретение новых томов карамзинской истории России.

Ранние публикации Погодина подверглись критике со стороны Михаила Каченовского , грека, заведовавшего в университете кафедрой русской истории. Неправильно интерпретируя Первоначальная новое учение Шлёцера, Каченовский заявил, что «древние русские жили как мыши или птицы, у них не было ни денег, ни книг» и что « летопись» была грубой фальсификацией эпохи господства монголов. Его учение стало чрезвычайно популярным, породив так называемую скептическую школу имперской историографии.

В 1823 году Погодин завершил диссертацию, в которой развенчал идею Каченовского о хазарском происхождении князей Рюриковичей . Он еще больше разжег споры, заявив, что серьезные ученые должны не только доверять Нестору , но и поклоняться ему . Спор закончился тем, что кресло Каченовского перешло к Погодину. В 1830-х и 1840-х годах он укрепил свою репутацию, опубликовав множество томов малоизвестных исторических документов и последнюю часть Михаила Щербатова истории России .

К концу 1830-х годов Погодин обратил свое внимание на журналистику, где его карьера также развивалась медленно. Между 1827 и 1830 годами он редактировал «Московский вестник» Александр Пушкин , одним из постоянных авторов которого был . При первой встрече с великим поэтом в 1826 году Погодин заметил в дневнике, что «его рожа не выглядит многообещающе». Однако это замечание обычно вырывают из контекста, поскольку еще в 1820 году Погодин писал восторженные отзывы о творчестве Пушкина.

После Польского восстания перед министром просвещения Николая I графом Уваровым выпала задача найти пути объединения различных ветвей «истинных русских». Уваров начал искать автора, который мог бы дать историческое обоснование присоединения и интеграции новых западных провинций в состав империи. Первым выбором Уварова был Погодин, к которому обратились в ноябре 1834 г. и представили свою работу в 1835 г., однако его работа не удовлетворила ни требования министра, ни царя, поскольку в его книге история Северо-Восточной Руси (России) представлялась слишком отличной и отдельной от историю Южной Руси (Украины), подрывая главную цель проекта. [1]

В отчете о расследовании деятельности Братства святых Кирилла и Мефодия профессора Михаил Погодин и Степан Шевырев названы ключевыми фигурами славянофильского движения . Однако, хотя Погодин был ключевой фигурой в зарождающемся панславянском движении, подчеркивая уникальность и самосознание русской нации, он подал пример нерусским славянам, которые хотели прославить свою самобытность и, следовательно, свои права на автономию и независимость. [1]

С самого начала Украина занимала особое место в славянофильском движении. Погодин и Шевырев проявили большой интерес к культуре и истории Украины в частности. Подогин видел культурные различия между русскими и украинцами, выходящие за рамки языка и истории. В 1845 году он писал: «Великороссы живут бок о бок с малороссами, исповедуют одну веру, разделяют одну судьбу и на протяжении многих лет одну историю. Но сколько различий между великороссами и малороссами» . [1]

В 1840-х годах Погодин предположил, что языковые различия среди населения существовали еще в киевские времена и что они совпадают с различиями XIX века между великороссами и малороссами. Таким образом, если население Киева, Чернигова и Галича говорило на малорусском языке, то население Москвы и Владимира говорило на великорусском языке. Более того, он считал киевских князей, в том числе и такую ​​крупную фигуру в развитии Великого княжества Московского , как Андрей Боголюбский , малороссами. По словам Погодина, только потомки Боголюбского, как он утверждал, «переселились» в северо-восточные земли и стали великороссами. По словам историка Сергея Плохого, «рассказ Погодина об истории Киевской Руси лишил раннее великорусское повествование его самого ценного элемента - киевского периода». [1]

Погодин радикально изменил свой анализ Киевской Руси и русского национализма после ареста его проукраинского соратника Николая Костомарова и остальных членов Братства святых Кирилла и Мефодия. В письме Срезневскому в 1851 году Погодин утверждал, что, читая ранние Киевские летописи, он обнаружил не следы малорусского языка, а скорее великорусского языка, сознательно или бессознательно сознавая, что летописи были написаны не на древневосточном языке. Славянский, но церковнославянский. [1]

В 1841 году Погодин вместе со своим старым другом Степаном Шевыревым редактировал журнал «Москвитянин» («Москвич»), в котором выражались взгляды славянофилов . В течение последующих пятнадцати лет редактирования Погодин и Шевырев неуклонно скатывались к самой реакционной форме славянофильства. Их журнал оказался втянутым в полемику с западниками во главе с Александром Герценом , который порицал «грубый, неухоженный стиль Погодина, его грубую манеру записывать обрезанные заметки и непережевываемые мысли».

Основное внимание Погодина в последний период своей научной карьеры было сосредоточено на отражении нападок Костомарова на норманистскую теорию. К этому периоду он отстаивал панславянскую идею объединения западных славян под эгидой царей и даже посетил Прагу, чтобы обсудить свои планы с Павлом Юзефом Шафариком и Франтишеком Палацким . В 1870-х годах он снова столкнулся с ведущим историком, на этот раз Дмитрием Иловайским , который отстаивал иранское происхождение первых восточнославянских правителей.

Его внук Михаил Иванович Погодин (1884–1969) был музеологом.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Плохий, Сергей (6 сентября 2018 г.). Затерянное королевство: история русского национализма от Ивана Великого до Владимира Путина . Книги о пингвинах. ISBN  978-0-14-198313-4 . OCLC   1090811885 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dd1013ce5b1e3991c36a42b1915e784__1715970120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/84/4dd1013ce5b1e3991c36a42b1915e784.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikhail Pogodin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)