Опера в Украине
Музыка Украины | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Национальная оперная школа в Украине возникла в последней трети 19 века и основывалась на традициях европейского театра и украинской народной музыки . Первой оперой стал украинского композитора « » Максима Березовского на Демофонт основе итальянского либретто , премьера которого состоялась в 1773 году. Старейшая опера в украинском музыкальном репертуаре «Запорожский казак на Дунае» Семена Гулака-Артемовского была написана в 1863 году. Композитор Николай Лысенко , основоположник украинской оперы, написал ряд произведений, в том числе «Наталка Полтавка» , «Тарас Бульба» , «Ноктюрн» , а также две оперы для детей «Коза-дереза» и «Господин Коцкий» .
Украинская опера процветала и развивалась после создания первых профессиональных оперных театров в 1920-х годах, причем Бориса Лятошинского » «Золотое кольцо (1929) было одним из самых заметных произведений, созданных там в первой половине 20 века. С 1930 года и до распада Советского Союза в конце 1980-х годов оперные постановки и создание новых произведений происходили в условиях доминирования советского социалистического реализма . В этот период украинская опера создавалась по образцу таких произведений, как «Молодая гвардия» , Юлия Мейтуса премьера которой состоялась в 1947 году. Украинская опера получила возможность снова развиваться во время хрущевской оттепели с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Произведения Виталия Кирейко ( «Лесная песня» (1957)), Виталия Губаренко ( «Любовные письма» (1971) или Евгения Станковича народная опера «Когда цветет папоротник » (1979) переняли более современные темы и музыкальные выражения, которые использовались в сталинский период. . Из произведений, написанных в XXI веке, «Моисей » Мирослава Скорика единственный сохранил свое место в местном репертуаре.
В Украине семь оперных театров, в том числе Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко в Киеве, Одесский оперный театр и Львовский оперный театр . и крупнейших театров страны В Украине оперы ставятся в оперных студиях консерваторий .
Происхождение
[ редактировать ]Первыми операми, которые были исполнены на территории ныне независимой Украины, были итальянские и французские оперы, поставленные в XVIII веке в имениях богатого дворянства. [ 1 ] Первая известная опера, написанная композитором из Украины , «Демофонт» Максима Березовского , опера в итальянском стиле на либретто Пьетро Метастазио , была премьера в 1773 году в Ливорно . [ 2 ] Между 1776 и 1787 годами Дмитрий Бортнянский написал три оперы на итальянском языке и три оперы на французском языке. [ 3 ] [ 4 ] [ примечание 1 ]
Самым ранним оперным театром на нынешней территории Украины был оперный театр Лембергера . [ примечание 2 ] открыт в Лемберге (ныне Львов ) в 1772 году. [ примечание 3 ] Немецкие оперы ставились в Лемберге с 1774 по 1872 год, а польские — с 1780 по 1939 год. [ 7 ] Польский композитор Генрик Ярецкий работал там ассистентом, а затем главным дирижером с 1873 по 1900 год. [ 8 ]
В Харькове первый оперный театр был открыт в 1780 году. [ 9 ] [ 10 ] аналогичное заведение было открыто в Киеве к 1803 году. [ 11 ] Одесский оперный театр , построенный Русским оперным обществом, был основан в 1802 году. [ 12 ] Одесса стала важным центром итальянской и французской оперы благодаря своему международному значению как торговый центр. [ 13 ] Поначалу оперные театры Украины не нанимали собственных артистов, а принимали гастролирующих артистов из-за границы, большинство из которых принадлежали итальянским оперным труппам. [ 14 ] Местные композиторы писали оперы на итальянском языке, который до начала XX века был языком всех оперных постановок в этой части Российской империи . [ 15 ] В 1877 году немецкоязычный профессиональный театр. открылся в Черновцах , в то время Черновцах и входивших в состав Австо-Венгерской империи, [ 8 ] Расцвет оперы (и музыкальной жизни в целом) в Черновицах связан со скрипачом и композитором Войтехом Гржимали (1842-1908), который ставил свои оперы на чешском языке . [ 16 ]
До освободительной реформы 1861 года только дворянство в частях Украины, входивших в состав Российской империи, могло позволить себе содержать оркестрантов и актеров, которые, как правило, были крепостными . [ 1 ] После отмены крепостного права освобожденные музыканты получили возможность работать в другом месте. [ 17 ] Алексея Верстовского Опера «Аскольдова могила» была поставлена 27 октября 1867 года с участием музыкантов, нанятых из расформированного рабского оркестра Петра Лопухина и других, привезенных из Санкт-Петербурга . [ 9 ] [ 11 ] [ 18 ] Русская опера ставилась в Харькове с 1874 по 1886 год, когда Харьковский театр пришел в упадок; он был перестроен в 1890 году. [ 19 ] Русский композитор чешского происхождения Вацлав Сук дирижировал своей оперой «Лесув пан» ( «Лес Господень ») в Харькове в 1892 году. [ 20 ] В Одессе русские оперы впервые были поставлены в 1873 году. После разрушения во время пожара 1883 года театр был восстановлен в 1887 году. [ 21 ]
Среди русских композиторов, оказавших влияние на украинскую культуру, — Николай Римский-Корсаков (в «Сочельнике» и «Майской ночи» ), Петр Ильич Чайковский (с его оперой «Мазепа» ) и Александр Бородин ( «Князь Игорь» ). Внутри Украины эти оперы воспринимались националистами как мало отражающие украинскую культуру. [ 22 ]
Shkilʹna dramy (school dramas)
[ редактировать ]Украинские школьные драмы (школьные драмы) впервые возникли в начале 17 века. Они произошли от иезуитов и находились под влиянием практики Польской католической церкви и учреждений, находящихся в ведении Русской православной церкви , включая Киево-Могилянскую академию . [ 23 ]
Студенты разыгрывали рождественские и пасхальные драмы, мистерии , аллегорические и исторические драмы. Все они имели вокальную, инструментальную и танцевальную составляющие. [ 23 ] [ 24 ] Их исполняли в театре, построенном на двух уровнях — серьезные действия происходили на верхнем уровне (на который можно подняться по лестнице) — с персонажами, выступавшими на церковнославянском , польском, русском или латыни . Между серьезными действиями персонажи (которые были обычными людьми) выступали на сцене нижнего уровня, используя местный язык. [ 23 ] [ 25 ] В качестве музыки часто использовались украинские народные мелодии . [ 23 ]
Вертепы (вертепы)
[ редактировать ]
Традиция постановки вертепов ( вертепов ) в театрах зародилась на Украине в 17 веке. [ 26 ] По формату похожий на школьную драму, вертеп состоял из религиозной части (обычно связанной с Рождеством) и светской части, физически исполнявшейся на двух уровнях. [ 23 ] Вертеп возник после 1765 года, после запрета школьных драм. [ 27 ] Сопровождаемый живой музыкой, он представлял собой кукольный спектакль (или иногда «живой вертеп», в котором использовались обычные актеры) и был типично приземленным, с участием юмористических ситуаций и отдельных персонажей. Вертепы часто включали народные песни и танцы. [ 23 ] [ 28 ]
Водевиль
[ редактировать ]Драматург на и поэт Иван Котляревский , сыгравший ключевую роль в становлении украинского театра, написал первую украинскую сатирическую поэму «Энеида» (1798) — первое крупное произведение, написанное украинском языке . В 1819 году Котляревский написал для Полтавского национального театра две комедии: «Наталка Полтавка» и Московский . [ 29 ] В пьесах, являющихся образцами водевиля , содержатся песни, взятые Котляревским из известных городских и сельских народных напевов. Котляревский использовал украинские интерлюдии, вертепы и фольклорные традиции. [ 30 ] Наталка Полтавка стала самым популярным комедийным персонажем своего времени, ее играли как любительские, так и профессиональные актеры; Драматург и театральный режиссер XIX века Иван Карпенко-Карий называл ее «матерью украинского национального театра». [ 31 ] [ 32 ]
За комедиями Котляревского последовали аналогичные произведения, такие как Сватовство на Гончаровке 1835) и «Бэтмен Шельменко» (1837) Григория Квитки-Основьяненко и « Черноморское избиение на Кубани » (1836) казачьего генерала Якова . Кухаренко . [ 29 ] [ 33 ] Во 2-й половине 19 в. в театрах Украины приобретают популярность водевиль, народная оперетта, исторические драмы, хоровые произведения. [ 34 ] Наибольший расцвет водевиля пришелся на 1880-е годы, когда посещаемость театров Украины росла. В России в последние десятилетия XIX века водевиль стал старомодным видом развлечения. [ 35 ] но в Украине, как и в Западной Европе, водевиль оставался актуальным и популярным среди зрителей. [ 36 ]
Оперетта
[ редактировать ]Оперетта быстро распространилась за пределами французского двора и к началу 1860-х годов уже была популярна в театрах Лемберга. Когда там открылся профессиональный украинский театр, композитор Михаил Вербицкий начал ставить оперетты на основе украинских водевилей. Его оперетта «Подгоряни» (1865) стала популярной, вскоре появились и другие произведения, в том числе «Сельские полномочные» (1879). [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Другим известным композитором украинских оперетт был Сидир Воробкевич , написавший «Комар Приблуда» , «Бедна Марта» ( «Бедная Марта» ) и «Золотой швабра» ( «Золотой мопс» ). [ 40 ]
В Украине ранними примерами оперетты являются «Зашитые в дураках » (1875) и «Ресницы» (1895), комические произведения Марка Кропивницкого , или «За Неманом я иду» (1872) и «Грица, не выходи из партии» (1873) Владимира . [ 41 ]
которые имеют письма, включают , Александер Билаш , Костиантын Данкевых Дмитрий Клебанов , Александ , Всебожьковцев , А.В. Кырило Красотов lyar , , Hubarenko , and Lev Kolodub . [ 29 ]
Препятствия на пути развития украиноязычной оперы
[ редактировать ]Украинскоязычная опера не получила развития в XIX веке отчасти из-за отсутствия подходящих площадок, а также из-за того, что украинцы составляли меньшинство населения в большинстве городов Украины. Политика царского правительства по ограничению украинской культурной деятельности, особенно после неудачного польского восстания 1863 года , стала еще одним препятствием на пути развития украиноязычной оперы. В 1876 году Эмсский указ запретил любые театральные постановки на украинском языке — запрет продлился до 1881 года. [ 42 ]

На протяжении большей части XIX века центр украинской музыкальной и театральной культуры находился в Лемберге, находившемся тогда под контролем Австрии. В 1864 году здесь был основан первый постоянный украинский театр. Оно работало под эгидой украинского культурно-просветительского общества беседа . [ 1 ] [ 7 ] [ 43 ]
В репертуаре украинских театров преобладала музыка, но не хватало ресурсов для постановки полноценных опер. [ 44 ] [ 45 ] Некоторые театры могли нанимать до 50 актеров, но оркестры были небольшими, и талантливые певцы вскоре перебрались на работу за пределы провинции. [ 46 ]
В 1882 году был основан передвижной театр Марко Кропивницкого. [ 29 ] Успех театра, первого, где профессиональные актеры говорили на украинском языке, способствовал появлению новых передвижных театральных трупп под руководством Михаила Старицкого , Панаса Саксаганского , Николая Садовского . и Карпенко-Карый. [ 42 ] Фирма Садовского, основанная в 1907 году, была первой в своем роде в Киеве. [ 47 ] [ 48 ] а его театр, хотя и имел небольшую труппу, привлекал выпускников музыкально-драматического училища, основанного композитором Николаем Лысенко . [ 32 ]
Политическая ситуация в России отбила у украинских композиторов охоту писать оперы. Темы, на которые можно было писать, были ограничены царской цензурой, которая терпела смешные или сентиментальные народные сказки, но запрещала полагать на музыку более серьезные социальные и исторические идеи. В Украине было мало обученных певцов и больших оркестров, и до 1917 года в оперных театрах можно было исполнять только произведения, исполняемые на русском языке. [ 49 ]
Возникновение украинской оперы
[ редактировать ]Первые оперы на украинские тексты написал композитор Петр Сокальский . Его историческая опера «Мазепа» (1857–1859), изображающая судьбу казацкого гетмана Ивана Мазепы , была основана на стихотворении Александра Пушкина . Это не было исполнено публично. На номера хора повлияли украинские народные мелодии, но в остальном опера написана в традиционном итальянском стиле. [ 50 ] Сокальского «Майская ночь» (1862–1876), поставленная по рассказу романиста Николая Гоголя , также никогда не исполнялась публично. [ 51 ]
Семена Гулака-Артемовского « Комическая опера Запорожский казак на Дунае» стала первой оперой, поставленной на украинском языке. На премьере 1863 года в Санкт-Петербурге. [ 52 ] композитор исполнил главную партию. Опера сочетает в себе элементы западной оперы с ситуациями и персонажами из украинского фольклора. Песни из оперы стали популярными в 1870-1880-х годах, а «Запорожец над Дунаем» до сих пор регулярно исполняется на Украине. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ]
Mykola Lysenko
[ редактировать ]
Подход объединения западноевропейских и украинских элементов продолжил Николай Лысенко . [ 1 ] которого считают основоположником украинской оперы. [ 9 ] [ 56 ] [ 57 ] экранизация Лысенко водевиля Котляревского «Наталка Полтавка» Самым популярным его произведением была (и остается по сей день) (1889). Дружба с украинским драматургом Михаилом Старицким сыграла ключевую роль в его становлении как оперного композитора. Свои первые произведения Лысенко написал на тексты Старицкого: «Андрашиада» (1866–1877), «Черное море» (1872). [ 58 ] Сюжет [ оперетты «Сочельник» 1874), основанной на произведении Гоголя, был переработан в оперу и впервые исполнен в 1883 году, сразу после отмены Эмсского указа. Три оперетты были близки к операм и дали толчок развитию оперы в Украине. Либретто следующей оперы Лысенко «Утопленник » тоже написал Гоголь. [ 59 ] В этих ранних операх Лысенко постепенно создал общепринятую модель романтико-комической оперы, включившую в себя темы, взятые из сельской украинской жизни. Действие его опер было просто, а характеры самобытны. В ситуациях подробно изображены украинские народные обычаи и обряды с использованием диалога , песен и танцев. [ 9 ] [ 60 ] [ 61 ]
Историческая опера Лысенко «Тарас Бульба» (1880–1891) — первая украинская опера, написанная в традициях большой оперы . [ 22 ] Ни один украинский театр не мог поставить произведение на украинском языке, но композитор отказался разрешить исполнение оперы на русском языке, так как осознавал, что в этом случае опера потеряет свое символическое значение как национальная опера и станет просто еще одной народной песней. любопытство. [ 22 ] В результате «Тарас Бульба» при жизни композитора ни разу не исполнялась, хотя фортепианная версия оперы была опубликована в 1884 году. Три детские оперы Лысенко ( «Коза-дереза» , «Господин Коцкий» и «Зима и весна» ) были написаны для детских бардовых коллективов, и были основаны на фольклоре и народных напевах. Они помогли заложить традиции украинского музыкального образования . [ 61 ] [ 62 ]
Позже в своей композиторской карьере Лысенко исследовал новые способы использования фольклора в своей музыке. Его незаконченная опера «Сапфо» , над которой он работал с 1896 по 1904 год, имела либретто, написанное на древнегреческом языке , и использовала темы Древней Греции. [ 61 ] [ 63 ] Сатирическая опера «Энеида» (1910) написана в стиле оперетт Жака Оффенбаха и содержит хлесткую пародию на самодержавие , многочисленные фольклорные сцены — олимпийские боги и троянцы танцуют гопака (казачий танец). [ 64 ] [ 65 ] Последней работой Лысенко был «Ноктюрн» (1912), произведение, отразившее контраст между уходящим его старым миром и современным. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Современники и продолжатели Лысенко
[ редактировать ]Современники Лысенко также сочиняли оперы с устным диалогом и музыкой на народные мелодии. По мере того, как они переходили к написанию опер с другими формами и темами, влияние украинской народной музыки становилось менее доминирующим и переходило к отражению в музыке, а не включению непосредственно. [ 69 ] Композиторы начала ХХ века также перешли от использования украинских либретто к русским, отчасти из-за трудностей с постановкой опер на украинском языке. [ 70 ]
В большинстве украинских опер продолжали использоваться исторические и сельские темы, а либретто были написаны с использованием произведений Гоголя и Тараса Шевченко , чье литературное наследие считается основой современной украинской литературы. [ 55 ] [ 71 ] К таким операм относится «Купало» (1892) львовского композитора Анатоля Вахнянина , произведение, сочетающее в себе влияние западноевропейского и украинского фольклора. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] Другие произведения сохранили более традиционный стиль, например, «Искра Купала» (1901), фольклорная опера Бориса Подгорецкого , [ 75 ] и «Бедная Лиза» (1919), написанная Пидгорецким на русское либретто по одноименному рассказу Николая Карамзина . [ 76 ] Обе его оперы были малоизвестны при жизни композитора. [ 77 ]

Heorhiy Oleksiyovych Kozachenko , а украинский disciple of римский-корсаков, а также использовали русский llibrettos. [ 78 ] В 1892 году он исполнил свою оперу «Серебряный принц» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, где работал хормейстером . [ 79 ] Величайшее произведение Козаченко — комическая опера «Центурион» (1902) по поэме Шевченко. [ 80 ] Николая Аполлоновича Тутковского Русскоязычная опера ветер» идеи средневековой литературы Южной Европы. [ 81 ] Павел Сеница написал «Жизнь – это мечта » по пьесе Педро Кальдерона де ла Барки ; Опера Сеницы «Девушка» , поставленная по одноименной эпической поэме Шевченко, осталась незавершенной. [ 82 ] Борис Яновский написал 10 опер, в том числе «Суламифь» (1908) — самое доступное современному слушателю из его произведений. [ 83 ]
Стеценко полностью посвятил себя украинским произведениям. Его музыка к пьесе «Ифгения в Тавридии» и две его оперы «Полонянка» и «Кармалюк» остались незаконченными на момент его смерти в 1922 году. [ 84 ] [ 85 ] Галицкий « композитор Денис Сичинский написал Роксолиану» (1908), действие которой происходит на Востоке . Своей экзотической темой (судьба Хюррем Султан , жены Сулеймана Великолепного ) и музыкой, вдохновленной стилем великих европейских исторических опер, она расширила рамки украинской оперы и достигла значительной популярности. [ 86 ] [ 87 ] Среди опер младших современников Лысенко произведения Николая Аркаса выделяются . Его единственная опера «Катерина» (1890, премьера 1899), основанная на стихотворении Шевченко, сочетает в себе диалог и музыку в истории, уходящей корнями в украинскую сельскую жизнь. Аркас широко использовал народную музыку, что напоминает произведения Лысенко. В опере Катерина кончает жизнь самоубийством после того, как ее бросил солдат-отец ее внебрачного ребенка и отвергла крепостная деревня. Произведение хвалили за привлекательные мелодии и драматизм музыки, но Аркас не был профессиональным музыкантом, о чем свидетельствует оркестровка . элементарная [ 9 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ]
Некоторые из последователей Лысенко посвятили себя детским операм: Владимир Сокальский написал детскую оперу «Свекла» (1898). [ 91 ] а Стеценко сочинил «Ивасыка-Телесика» и «Лисицу, Кота и Петуха» . [ 92 ] В 1911 году Федор Якименко (чей брат Яков также был композитором) написал полнометражное фэнтези по мотивам Ганса Христиана Андерсена сказки «Снежная королева» . [ 93 ]
Период возрождения
[ редактировать ]1910-е годы
[ редактировать ]
Первая мировая война и последовавшая за ней трехлетняя советско-украинская война серьезно нарушили театральную и музыкальную жизнь Украины. [ 11 ] но распад Российской империи в 1917 году и образование Украинской Народной Республики создали новые возможности для развития украинской оперы. Совет министров новой администрации решил мобилизовать литературные, научные, художественные и технические таланты Украины. [ 94 ] Киевский государственный украинский музыкально-драматический театр был основан в 1919 году под руководством авангардного режиссера Леся Курбаса . [ 95 ] [ 96 ]
Судьбу украинской оперы определило поражение республики в войне против Советской России . Советская позиция в отношении оперы варьировалась от прямого осуждения того, что он считал буржуазным жанром, до желания приблизить оперу к пролетариату . [ 97 ] [ 98 ] К 1919 году все театры на оккупированных Советским Союзом территориях были национализированы ; Украинский драматический и оперный театр в Киеве был переименован в Государственный оперный театр Карла Либкнехта . [ 99 ] [ 100 ] Периодически создавались новые концертные площадки в Полтаве, Житомире и Запорожье, но организационные и финансовые препятствия вынудили их закрыться. [ 101 ] [ 102 ]
1920-е и начало 1930-х годов
[ редактировать ]В 1920-е годы все государственные оперные театры в Киеве, Одессе и Харькове были отремонтированы, а классические произведения исполнялись на русском языке. Одесский театр, директором которого с 1919 по 1920 год был В. А. Лосский, отличался высоким качеством и оригинальностью постановок. [ 101 ] [ 103 ] Для сравнения: Украинский музыкальный театр был вынужден закрыться после взятия Киева войсками Антона Деникина . [ 95 ] [ 96 ] Планы по созданию украинской оперной труппы в Харькове, тогдашней столице Украинской республики, не были реализованы. [ 98 ] и попытки поставить произведения на украинском языке, такие как «Галка» , Майская » и « Катерина» , не увенчались успехом; не хватало украинских произведений, подходящих для большой сцены, и было мало качественных переводов опер. [ 104 ] [ 105 ] [ 106 ]

В середине 1920-х годов проводилась украинизация под руководством Николая Скрипника оперных театров . [ 99 ] Примечательным событием стала премьера в Харькове оперы Лысенко «Тарас Бульба» 3 октября 1924 года. [ 107 ] [ 108 ] После успеха Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о создании в Харькове Государственного украинского оперного театра , который был открыт 3 октября 1925 года постановкой «Сорочинской ярмарки Мусоргского » . [ 105 ] [ 109 ] В следующем году оперные театры Киева и Одессы были реорганизованы в рамках политики украинизации. [ 104 ] [ 110 ] [ 111 ] Государственный Рабочий оперный театр был основан в Полтаве в 1928 году, а затем переехал в Днепр в 1931 году. Другими оперными театрами, возникшими в этот период, были Государственный украинский Правобережный театр в Виннице , Кочевая украинская опера в Херсоне и Государственный украинский Левобережный театр в Полтаве. В 1920-е годы уже созданные Советским Союзом театры дополнялись новыми передвижными театрами, ставившими оперу в небольших городах. [ 112 ] [ 113 ]
Украинская опера стала типично экспериментальной и авангардной, что было характерно для ранних советских театральных постановок, для которых характерно движение к экспрессионизму или конструктивизму . Власти поддерживали таких режиссеров, как Лесь Курбас, Виктор Косенко и Борис Яновский , которые выступали против сентиментального использования фольклора и поверхностного реализма дореволюционной режиссуры и постановки. [ 104 ] [ 114 ] Среди авангардных опер, поставленных в это время, были «Лед и сталь» Владимира Дешевова (1930), [ 115 ] Льва Книппера Северный ветер (1930), [ 116 ] Эрнста Крженека и Продолжают играть Джонни в исполнении машинист в исполнении Макса Брэнда Хопкинс . [ 104 ] [ 117 ] [ 118 ]
Главным препятствием на пути развития украинской оперы была бедность репертуара. [ 119 ] Существовало ограниченное количество старых опер, таких как «Тарас Бульба» Лысенко или Анатоля Вахнянина » « Купало , которые казались устаревшими (Яновский называл оперу Лысенко «старомодной, выцветшей музыкой»). [ 104 ] [ 120 ] В первые годы советской власти новых опер почти не сочинялось; [ 121 ] Советское руководство требовало, чтобы искусство следовало доктринам большевизма и подверглось пролетаризации . Художники рассматривались прежде всего как идеологические работники . [ 122 ] Коммунистическая партия требовала, чтобы все произведения искусства изображали классовую борьбу и превозносили простых людей за счет личности — проявления личности и философские вопросы должны были подчиняться единому правильному мировоззрению. Дискуссии о культурной политике, проходившие в 1920-е годы и приведшие к экспериментам и появлению инноваций в опере, с начала 1930-х годов уступили место стереотипным либретто и музыке. [ 123 ] Ожидалось, что композиторы будут создавать произведения, соответствующие советской идеологии, с темами, основанными на современности или исторических эпизодах национального значения. [ 120 ]
Первыми операми о строительстве, написанными в период, когда советская музыка была опьянена темой машин, были «Борняки» и «Поэма о стали» (1932), написанные украинским композитором и дирижером Владимиром Йоришем . [ 124 ] [ 125 ] Оперы этого типа обычно имели динамичный сюжет, вдохновленный кинематографическим повествованием, иногда в произведение иногда включался фильм. Хор (представлявший коллектив) играл заметную роль, при этом основные роли были менее преобладающими. [ 126 ] [ 127 ] [ 128 ] Другие композиции этого типа включают композиции Владимира Фемелиди , чья опера «Расщелина » (1929) на тему Кронштадтского восстания представляет собой музыкальную драму, основанную на диалогах, которые эффективно передают тон современных революционных публичных выступлений. [ 129 ] Фемелиди умер до завершения своей второй оперы. Цезарь и Клеопатра . [ 130 ]
Историческая опера
[ редактировать ]Многие оперы этого периода были основаны на исторических темах; Косенко «Кармелюк» (1930) и одноименная опера Йориша рассказывают о предводителе крестьянского восстания на Подолье в XIX веке. [ 131 ] [ 132 ] Василий Золотарев своим одноактным произведением «Хвеско Андибер» (1927) стал первым оперным композитором, представившим думу (исполняемую эпическую поэму ) и написавшим о жизни казачества . Яновский затронул аналогичные темы в более широком масштабе в своей опере «Черноморская дума» (1928), действие которой происходит во время турецкой оккупации земли казачества. [ 104 ] [ 126 ] [ 133 ] [ 134 ]
Наиболее ярким образцом украинской исторической оперы первой половины ХХ века является произведение Лятошинского «Золотое кольцо» , основанное на романе Ивана Франко (1930). И в музыке, и в либретто сочетаются исторические, мифологические и социальные темы, а партитура Лятошинского органично сочетает лейтмотивы с украинскими народными напевами. Золотое кольцо стало первым примером оркестрового «симфонического» произведения в истории украинской оперы. Оно появилось на закате эпохи творческого экспериментализма, завершившейся с приходом сталинизма . [ 135 ] [ 136 ] [ 137 ] [ 138 ]
Сталинизм (1932–1956)
[ редактировать ]1930-е годы были мрачным периодом в истории Украины. Насильственная коллективизация привела к голоду, политика украинизации была остановлена или даже частично обращена вспять, а период сталинского тоталитарного режима достиг своего пика, отмеченного жесткой централизацией и идеологическим надзором. Во второй половине 1930-х годов начались масштабные репрессии, которые, в том числе, затронули украинскую культурную жизнь, в том числе музыкальную. В 1932 году Свободная Ассоциация пролетарских музыкантов Украины хорошо организованный Союз композиторов СССР . и другие музыкальные объединения были распущены и создан [ 29 ] [ 55 ] [ 139 ] В 1932 году передвижным театрам были предоставлены постоянные помещения (ДРОТ в Днепропетровске, Правобережная опера в Виннице и Левобережная опера в Луганске ), что облегчило властям контроль за их деятельностью. Художественные эксперименты 1920-х годов уступили место единой, диктованной эстетике социалистического реализма . [ 23 ] [ 140 ] Этот стиль обычно определялся с точки зрения реализма, популярности, понятности и правдивости и противопоставлялся нежелательным элементам, все из которых имели расплывчатое определение, таким как формализм , космополитизм и буржуазный декаданс. [ 23 ]
Сталинская политика 1930-х годов привела к фактическому возврату к социальным ценностям и культурной иерархии дореволюционного периода , хотя и в искаженной форме, а также к культурной политике XIX века. Опера — особенно великая историческая опера — официально получила государственную поддержку, но были установлены строгие критерии того, что разрешено. [ 141 ] Тон была задана официальной критикой « Дмитрия Шостаковича Леди Макбет Мценского уезда» в «Правде » в 1936 году под заголовком «Суета вместо музыки». [ 142 ] Образцом для советских композиторов стали такие оперы, как «Тихий Дон» Ивана Дзержинского или «В бурю» Тихона Хренникова . [ 104 ] [ 143 ] [ 144 ] Композиторы и исполнители, отклонявшиеся от официальной политики, подвергались преследованию со стороны государства. [ 11 ] [ 145 ] Создание современно звучащих музыкальных обработок или современных тем (за исключением тем о Революции и Гражданской войне) привело к обвинению опер в формализме, а исторические темы или произведения, основанные на национальных музыкальных традициях, стали причиной обвинений украинских композиторов в формализме. будучи националистическим . [ 146 ] Несколько появившихся новых опер избежали экспериментов; для них характерны показные зрелища и огромные оркестры и хоры. [ 147 ]
Оперы украинских композиторов 1930-х годов включают «Ночь трагедии» (1935) Данкевича и «Марина» (1939) Германа Жуковского , [ 148 ] » Михаила Вериковского ( «Небесные дела 1934) и «Сотник» (1938), [ 149 ] и опера Йориша о Шевченко 1940 года, [ 150 ] Государство поощряло культ Николая Щорса , украинского солдата-коммуниста; оперы о нем сочинили Йориш (1936) и Сергей Жданов (1938). Власти отвергли их и выбрали третью оперу о Щорсе Лятошинского, который попытался соединить симфоническую музыкальную драму с песнями, сосредоточенными вокруг образа идеализированного героя, чтобы вызвать революционные эмоции. [ 151 ] Оперу Лятошинского ученые охарактеризовали как «стилистическую катастрофу». [ 136 ] но некоторые украинские музыковеды считают его весьма оригинальным. [ 152 ]
Постановке дореволюционных украинских опер мешали препятствия, не считая идеологических возражений против либретто. Трудность создания произведений, написанных для небольших полупрофессиональных театров в крупных оперных театрах, привела к переработке партитур опер. Композиторы доказывали свою лояльность государству, взяв на себя обязательство исправлять партитуры, избегая таким образом необходимости сочинять оперы, выгодные властям. «Запорожский казак на Дунае» и «Наталка Полтавка» были адаптированы В. Йоришем, а « Утонула » Лысенко исправлены П. Толстяковым, но исправленные редакции оказались непопулярными и были отвергнуты. [ 104 ] [ 153 ] [ 154 ] Большое значение имела переработка оперы Лысенко « Тарас Бульба» в национально-историческую оперу. [ 104 ] [ 155 ] [ 156 ] Текст редактировал современный украинский поэт Максим Рыльский, музыку редактировал и дополнял Левко Ревуцкий - его единственный вклад в оперный жанр, а оркестровку оперы переработал Лятошинский, поскольку оркестровка Лысенко в то время считалась утерянной. . Это издание произведения 1937 года с трагическим концом истории подверглось критике со стороны Сталина, и его пришлось заменить новым, более воинственным; окончательное издание «Тараса Бульбы» вышло только в 1950-х годах. [ 156 ] [ 157 ] [ 158 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1941 году в ответ на вторжение Германии в СССР выдающиеся музыканты, актеры и театральные труппы были эвакуированы на восток, подальше от зон конфликта.[10] Они продолжали ставить спектакли, хотя и более простые по объему, такие как «Девочка в Иркутске » Вериковского (1943), аполитичная, лирическая и фольклорная опера, пользовавшаяся популярностью у зрителей во время войны. [ 159 ] [ 160 ]
Во время немецкой и румынской оккупации Украины (в которую входили прилегающие территории современной Белоруссии и довоенной Второй Польской Республики ) власти держали городские оперные театры открытыми. [ 7 ]
Композиторы, эвакуированные в другие районы СССР, иногда содействовали развитию оперной культуры в местах их командировки; [ 29 ] Рейнхольд Глиэр и Юлий Мейтус внесли свой вклад в становление узбекской и туркменской оперы соответственно. [ 161 ] Филиппа Козицкого « Башкирская опера За отечество» (1941) стала одной из первых опер, откликнувшихся на события войны. Глиба Павлович Таранов написал «Ледяное побоище» (1942), героическую историческую оперу о битве на Чудском озере 1242 года , сюжет, однако, омрачен песнями в стиле оратории о последствиях немецкого вторжения в Советский Союз . [ 29 ]
1945–1953
[ редактировать ]После войны героизм в бою, патриотизм и братство народов Советского Союза продолжали оставаться доминирующими оперными темами. [ 162 ] с операми русских композиторов, таких как Мариан Коваль и Владимир Энке , премьера которых состоялась в Одессе и Львове. Работы Жуковского, Клебанова и других появились сразу после войны. [ 163 ] единственным примером какого-либо качества является «Молодая гвардия» Мейтуса (1947). [ 29 ]
После окончания войны в Украине произошла вторая волна культурных репрессий, которую возглавил советский идеолог Андрей Жданов . Коммунистическая партия Украины Мейтуса подвергла критике «Молодую гвардию» и другие оперы, но главным объектом официальной критики стала историческая опера «Богдан Хмельницкий» (1951), написанная Данкевичем к 300-летию присоединения Украины к России. После премьеры в Москве произведение раскритиковали за пропаганду национализма, и его пришлось пересмотреть. [ 146 ] [ 164 ] [ 165 ] [ примечание 4 ] Богдана Хмельницкого сегодня украинские музыковеды считают самым представительным произведением украинской национально-исторической оперы. [ 146 ] [ 168 ] Опера Жуковского « От всего сердца » (1950) была осуждена в «Правде» за эстетические недостатки, недостаточно героическое изображение колхозной жизни ; композитор был лишен Сталинской премии . [ 169 ] [ 170 ]
Другие произведения этого периода включают «Довбуш» (1955), единственную оперу галицкого композитора Станислава Людкевича , [ 171 ] Вериковского Беженцы (1948), [ 29 ] и Оскара Сэндлера комедийная опера «В степях Украины» (1954). [ 172 ]
1953–1991
[ редактировать ]1953–1970
[ редактировать ]После смерти Сталина в 1953 году произошла постепенная реабилитация артистов: в опере символом этого стало решение правительства Москвы в 1958 году официально «исправить ошибки в оценке оперы». [ 146 ] В период хрущевской оттепели (с середины 1950-х до середины 1960-х годов) было создано больше опер, чем за предыдущие 30 лет, и произошел возврат к экспериментированию 1920-х годов. [ 173 ] Во второй половине 1960-х опера снова стала консервативной и предписывающей. [ 174 ] и многие молодые композиторы избегали их сочинения. [ 175 ]
Ровесником Жуковского и одним из главных представителей официальной оперы 1950-х годов был Георгий Майборода . Его опера «Милана» (1957) использует карпатский фольклор на тему движения сопротивления в Закарпатской Украине во время Второй мировой войны и, в отличие от произведений сталинизма, лучше изображает отдельных персонажей и подчеркивает эмоциональность повествования. [ 176 ] [ 177 ] Виталия Кирейко первой оперы «Лесная песня » по фантастическо-символистской пьесе Леси Украинки . В том же году состоялась премьера [ 178 ]
Другие оперы, написанные в 1950-е годы, включают единственную оперу Кос-Анатолского « Заграва (1957), напоминающую произведения сталинского периода, хотя и на высоком техническом уровне, и оперу Данкевича «Назар Стодоля» (1959), основанную на одноименная пьеса Шевченко. [ 176 ] [ 179 ] Композитор Марко Карминский дебютировал оперой «Буковинцы» (1957). В опере использована карпатская народная музыка и она не отходит от стиля соцреализма. [ 176 ] [ 180 ]
Губаренко привлек внимание своей первой оперой «Уничтожение эскадры» (1967) — симфоническим произведением по пьесе Александра Корнийчука о гибели Черноморского флота в 1918 году . Сочиняя оперу, Губаренко следовал принципам немецкого композитора Рихарда Вагнера . Он был создан к празднованию 50-летия Октябрьской революции , и критики, ожидавшие обычного напыщенного пафоса, связанного с революционной тематикой советских опер, были ошеломлены «сырой, сосредоточенной, аскетической» музыкой. [ 181 ] [ 182 ] Лучшей оперой Майбороды критики считают «Тарас Шевченко» (1964), в которой в четырех сценах представлены эпизоды из жизни поэта. [ 181 ] [ 183 ] Другие известные произведения, написанные в 1960-е годы, включают фольклорную оперу Кирейко « В воскресенье утром она собирала травы» (1966), [ 183 ] и опера Жуковского «Арсенал» (1960) о Гражданской войне 1919 года, [ 181 ] Среди других опер Жуковского — переработка его лирико-психологической оперы « От всего сердца» под новым названием «Первая весна» (1959), оперный триптих «Контрасты века» (1960–1967), оперы «Вне закона» (1968), Один шаг к любви (1970), [ 184 ] и его опера для одного певца «Волжская баллада» (1967). [ 29 ] [ 181 ] [ 185 ]
Только в преклонном возрасте композитор Дмитрий Клебанов начал писать оперы. Его произведения «Коммунист» (1967) тематически консервативны, как и его более поздние работы «Красные казаки» (1972) и «Первомай» (1981). [ 29 ] [ 181 ] [ 186 ]
1970-е годы
[ редактировать ]
Среди произведений, написанных в 1970-х годах, - «Лейтенант Шмидт» (1970), героико-романтическая опера в типично советском стиле, написанная Борисом Яровинским о военно-морском восстании в Севастополе во время русской революции 1905 года ; [ 187 ] и лирико-психологическая опера Красотова «Песня тайги» (1977). Самым амбициозным произведением Майбороды является его опера «Ярослав Мудрый» (1973), которая, хотя и представляет собой идеализированную версию главного героя Ярослава , князя Киевской Руси , осталась в украинском репертуаре. [ 29 ] [ 181 ] То же самое можно сказать и о произведении Хубаренко «Сквозь пламя» (1976) о русском революционере товарище Артеме . [ 181 ] [ 188 ]
В 1970-е годы некоторые композиторы сочетали аутентичную украинскую народную музыку с современными композиторскими приемами. Леонтовича Примером может служить «Пасха нимфы на воде» , оставшаяся незавершенной на момент его убийства в 1920 году, но завершенная Мирославом Скориком , премьера которой состоялась в Киеве в 1977 году. [ 189 ] [ 190 ] Краеугольным камнем Игоря Шамо оперы «Ятранские игры » (1978) является пение а капелла . [ 181 ] [ 191 ]
Евгения Станковича « Народная опера Когда цветет папоротник» должна была быть показана на выставке в Париже, но была запрещена незадолго до ее премьеры в 1979 году. С момента своего первого исполнения 40 лет спустя произведение, в котором композитор сочетает современную классическую музыку с фольклор, а симфонический оркестр с народным хором и украинскими народными инструментами признан выдающимся образцом неофолка в опере. [ 192 ]
1980-е годы
[ редактировать ]С 1970-х годов новые оперы в Украине исполнялись редко. Новая политика, введенная властями для поощрения «обменного» исполнения опер другими коммунистическими республиками Советского Союза и его восточноевропейскими соседями , но низкая численность аудитории привела к провалу этой политики. Исполняемые оперы стали ограничиваться узким кругом классических произведений, в частности XIX века. [ 193 ] Единственная опера Ивана Карабца — « Киевские фрески» (1983) в сотрудничестве с поэтом Борисом Олейником , которую композитор охарактеризовал как оперу-ораторию; В работе используются источники, начиная от старославянских текстов и заканчивая документами Русской революции. [ 181 ]
комической оперы Губаренко «Неохотная сваха» В 1985 году состоялась премьера . Однако главным его вкладом в оперу является его шедевр « Любовные письма» (1971), основанный на рассказе французского писателя Анри Барбюса . [ 181 ] Хубаренко также написал «Помни меня» (1974/1980, первоначально назывался «Возрождение мая» ) и оперу-балет «Вий» (1980). [ 29 ] [ 194 ]
Самое популярное произведение Карминского — мюзикл «Робин Гуд» (1983); его последней оперой была «Всего один день» (1987), продолжение « Десяти дней» . [ 195 ] [ 196 ] Другие произведения, созданные в 1980-е годы, включают комическую оперу Кирейки «Вернисаж на ярмарке» (1985), основанную на комедии Квитки-Основьяненко; [ 29 ] [ 181 ] и Вадима Григоровича Ильина комическая опера Гром из Путивля (1981). [ 197 ] Игорь Ковач посвятил себя фантастическим и сказочным сюжетам; он написал оперу-балет «Кто бежит по волнам» (1987) и оперу «Голубые острова» (1988). [ 181 ]
Оперы после обретения независимости
[ редактировать ]С тех пор, как Украина стала независимой в 1991 году , решения, принимаемые Украинским оперным театром, руководствовались силами рыночной экономики , и по этой причине его репертуар в большей степени сконцентрирован на популярных произведениях. Некоторые украинские оперы XIX века были поставлены, но из отечественных опер советской эпохи в репертуаре осталось лишь несколько произведений на исторические темы, такие как «Ярослав Мудрый» Майбороды, «Богдан Хмельницкий» Данкевича и «Украденное счастье » Мейтуса. . Ныне живущим композиторам было почти невозможно поставить новые произведения, хотя небольшие произведения создавались успешно. К ним относятся оперы Губаренко. Помните, братья мои! , [ 198 ] [ 199 ] Кармеллы Цепколенко ( «Портрет Дориана Грея» 1990) и «Между двух огней» (1994), Александра Козаренко » «Час покаяния (1997), опера Колодуба о Шевченко «Поэт» (1988, премьера – 2001), [ 199 ] [ 200 ] и «Деревенская опера» Станковича, впервые прозвучавшая в 2011 году в Тюмени . [ 201 ]
Исключение в этой тенденции, и (по состоянию на 2014 г. [update]) единственная новая отечественная опера, исполненная на большой оперной сцене с момента обретения независимости Украины, — «Моисей» . Это произведение Скорика, впервые упомянутое в 2001 году по случаю Папы Иоанна Павла II в Украину, было поставлено на двух оперных площадках — во Львове и Киеве. визита [ 202 ] [ 203 ] Часть производственных затрат на премьеру взял на себя непосредственно Ватикан . [ 204 ]
Среди других известных опер, написанных украинскими композиторами с 1991 года, можно назвать:
- Валентина Бибика Единственная опера «Бег » была поставлена по одноименной пьесе Михаила Булгакова ; [ 205 ]
- Виталия Кирейко Опера «Боярыня» была написана в 2003 году, премьера состоялась в 2008 году. [ 206 ]
- Премьера фильма Вирко Бейли « Голодомор » о голоде в Советской Украине , унесшем жизни миллионов украинцев зимой 1932/1933 года, состоялась в 2013 году; [ 207 ] [ примечание 5 ]
- Александра Щетинского Опера «Бестиарий» была поставлена на сцене Харьковского театра оперы и балета в 2011 году;
- Опера Щетинского «Прерванное письмо» , поставленная по произведениям Шевченко, была поставлена в Вене в 2015 году;
- В 2021 году Ивана Небесного опера «Лис Никита во Львовской национальной опере была поставлена
- Аллы Загайкевич Опера «Вышитая». Премьера «Короля Украины» состоялась в Харьковской национальной опере в 2021 году. [ 210 ]
Оперные театры
[ редактировать ]В Украине семь оперных театров:
- Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко в Киеве. Первый городской театр был построен примерно в 1803 году, на месте здания было построено новое в 1856 году. [ 211 ] Нынешнее здание (восстановленное после разрушения в результате пожара в 1896 году) вновь открылось в 1901 году. [ 212 ]
- Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Николая Лысенко . Современное постмодернистское здание 1991–1992 годов, в историческом здании (1884–1885 годов) располагается Харьковская филармония. [ 10 ]
- Одесский национальный академический театр оперы и балета . Первый городской театр был построен в 1810 году; нынешнее здание датируется 1926 годом. [ 213 ]
- ( Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой или Львовская опера) работает в здании бывшего Польского оперного театра, построенного в 1897–1900 годах. [ 7 ]
- Анатолий Соловьяненко Донецкий академический государственный театр оперы и балета . Расположен в здании 1941 года постройки. [ 214 ]
- Днепропетровский театр оперы и балета . Открыт в 1974 году. [ 215 ]
- Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества. Основан в 1982 году. [ 216 ]
- Галерея оперных театров
-
Национальная опера Украины , Киев
-
Харьковский национальный академический театр оперы и балета, фотография 2010 г.
-
Lviv Opera
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Креонт (1776 г.); Алсидес (1778 г.), Квинто Фабио (1779 г.) были поставлены в Италии. Французские оперы Бортнянского: «Праздник сеньора» (1786), «Собравшийся» (1786) и «Сын-соперник» (1787). [ 5 ]
- ↑ Нынешний оперный театр, открывшийся 4 октября 1900 года. [ 6 ] ныне Львовский государственный академический театр оперы и балета имени Соломии Крушельницкой.
- ↑ В 1772 году Львов, тогда известный под немецким названием Лемберг, был крупным городом в Галиции , в то время управляемой монархией Габсбургов . Он стал частью независимой Польши в 1901-1939 годах, когда был известен как Львов.
- ↑ Данькевич вернулся в оперу в конце своей жизни в 1977 году и устранил некоторые принудительные вмешательства. [ 166 ] [ 167 ]
- ↑ Камерная версия произведения была выпущена в Лас-Вегасе и Киеве в том же году. [ 208 ] [ 209 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ниф 1988 , с. 84.
- ^ Hordiychuk 1989a , p. 256.
- ^ Hordiychuk 1989a , pp. 257–261.
- ^ Кузьма 2001 .
- ^ Стех, Марко Роберт; Витвицкий, Василь. «Бортнянский Дмитрий» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ Папе 1924 , 24. Период местного самоуправления.
- ^ Jump up to: а б с д Гузи-Пасякова и Бейли 2001 .
- ^ Jump up to: а б Hordiychuk 1989b , p. 344.
- ^ Jump up to: а б с д и Ниф 1988 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Бэйли 2001а .
- ^ Jump up to: а б с д Бэйли 2001б .
- ^ Бейли 2001c .
- ^ Hordiychuk 1989b , p. 337.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 337–338.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 306.
- ^ Глибовицкий, Игорь (декабрь 2010 г.). «Адальберт Гржимали и развитие музыкальной культуры Буковины со второй половины XIX до начала XX века» (PDF) . Музыкальная газета (на немецком языке). Нет. 8. с. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2015 года . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Станишевский 1988 , с. 9.
- ^ Hordiychuk 1989b .
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 339, 343.
- ^ Hordiychuk 1989b , p. 343.
- ^ Hordiychuk 1989b , p. 339.
- ^ Jump up to: а б с Екельчик 2001 , с. 238.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , part ІІ, section 1, 1.5.
- ^ Кошеливец, Иван (2001). «Драма» . В Сенькусе, Роман (ред.). Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Чижевский, Дмитрий (2001). «Интермед» . В Сенькусе, Роман (ред.). Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Кузен 1988 , стр. 83–84.
- ^ Ревуцкий, Валериан (2001). «Вертеп» . В Сенькусе, Роман (ред.). Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 14 августа 2015 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Hordiychuk 1989a , pp. 130-136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Hordiychuk & Grika 1981 год .
- ^ Hordiychuk 1989a , pp. 266–272.
- ^ Hordiychuk 1989a , p. 266.
- ^ Jump up to: а б Hordiychuk 1989c , p. 279.
- ^ Сенькус, Роман, изд. (2001). «Кухаренко, Яков» . Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 11 марта 2022 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Hordiychuk 1989b , p. 153.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 154-155.
- ^ Hordiychuk 1989b , p. 157.
- ^ Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , part ІІ, section 2, 2.3.
- ^ Сенькус, Роман, изд. (2001). «Оперетта» . Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 176-177.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 180-181.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 157-162.
- ^ Jump up to: а б Ревуцкий, Валериан (2001). «Гастрольные театры» . В Сенькусе, Роман (ред.). Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Ревуцкий, Валериан (2001). «Театр «Украинская Бесида» . В Сенькусе, Роман (ред.). Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 22 февраля 2022 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Hordiychuk 1989b , p. 308.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 278, 286-287.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 311, 322-323, 329.
- ^ Ревуцкий, Валериан (2001). «Театр Садовского» . В Сенькусе, Роман (ред.). Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 21 февраля 2022 года . Проверено 27 мая 2022 г.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 279–287.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 292.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 186-187.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 191-193.
- ^ Yavorska, LM (2013). " Опера "Запорожец за Дунаем" - первая украинская национальная опера" (PDF) . Cherkasy Music School. Archived (PDF) от original на 26 августа 2018 . Retrieved 6 April 2022 .
- ^ Кузен 1988 , стр. 202–204.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 186-190.
- ^ Jump up to: а б с Baley & Hrytsa 2001 .
- ^ Бранбергер и Мунзерова 1948 , с. 268.
- ^ Гостомска 1959 , с. 477.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 162-164.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 162-164, 193-208.
- ^ Екельчик 2001 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с Мацек, Петр, изд. (2009). «Лысенко Николай Витальевич» . Чешский словарь музыкантов и музыкальных учреждений (на чешском языке). Масариков университет . Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 208–210.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 174.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 157-166.
- ^ Келдыш, Юрий Всеволодович, изд. (1990). «Лысенко Николай Витальевич» . Энциклопедический словарь музыки . Москва: Советские энциклопедии. ISBN 978-58527-0-033-9 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ Ниф 1988 , с. 239.
- ^ Загайкевич 1990 .
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 171-173.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 140.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 141.
- ^ Ревуцкий, Валериан (2001). «Шевченко, Тарас» . В Сенькусе, Роман (ред.). Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 8 января 2018 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 233–236.
- ^ Кузен 1988 , стр. 85–86.
- ^ Келдыш, Юрий Всеволодович, изд. (1990). «Вахнянин, Анатоль (Наталь) Климентьевич» . Энциклопедический словарь музыки . Москва: Советские энциклопедии. ISBN 978-58527-0-033-9 . Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 141-144.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 181.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 179.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 147.
- ^ Hordiychuk 1989b , p. 236.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 144-148.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 181-183.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 148, 181.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 183-185.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 147-148, 174-175.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 348-349.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 149-157.
- ^ Келдыш, Юрий Всеволодович, изд. (1990). «Сичинский Денис Владимирович» . Энциклопедический словарь музыки . Москва: Советские энциклопедии. ISBN 978-58527-0-033-9 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ Hordiychuk 1989b , pp. 230–232.
- ^ Бейли 2002a .
- ^ Келдыш, Юрий Всеволодович, изд. (1990). «Аркас, Николай Николаевич» . Энциклопедический словарь музыки . Москва: Советские энциклопедии. ISBN 978-58527-0-033-9 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года . Проверено 15 апреля 2022 г.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 175.
- ↑ Hordiychuk 1989c , pp. 176-178.
- ^ Hordiychuk 1989c , p. 183.
- ^ Gai-Nizhnik 2003 .
- ^ Jump up to: а б Станишевский 1988 , стр. 24–26.
- ^ Jump up to: а б Hordiychuk 1989d , pp. 458-459.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 347.
- ^ Jump up to: а б Станишевский 1988 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Hordiychuk 1989d , p. 458.
- ^ Станишевский 1988 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Hordiychuk 1989d , p. 459.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 26–28.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , part ІІ, section 3, 3.6.1.
- ^ Jump up to: а б Hordiychuk 1989d , p. 462.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 30–33.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 461-462.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 30–36.
- ^ Станишевский 1988 , с. 37.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 463.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 43–45.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 465-466.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 50–51.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 33–80.
- ^ Ри, Нью-Мексико; Руденко Р.В. (2007). «Дешевов Владимир Михайлович» . Энциклопедия современной Украины (на украинском языке). Том. 7. Киев: Институт энциклопедических исследований Национальной академии наук Украины. ISBN 978-966-02-2074-4 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2022 года . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Гамкало И.Д. (2007). «Книппер Лев Константинович» . Энциклопедия современной Украины (на украинском языке). Том. 13. Киев: Институт энциклопедических исследований Национальной академии наук Украины. ISBN 978-966-02-2074-4 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2022 года . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 59–60.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 469.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 457.
- ^ Jump up to: а б Hordiychuk 1989d , pp. 350-351.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 348.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 351, 378.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 378.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 352.
- ^ Станишевский 1988 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , part ІІ, section 3, 3.3.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 362 – , 363, 366, 369.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 62–63.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 67–70.
- ^ Бейли 2001e .
- ^ Булька 1992 .
- ^ Станишевский 1988 , стр. 73–74.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 72–73.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 352-357.
- ^ Бранбергер и Мунзерова 1948 , стр. 266–268.
- ^ Jump up to: а б Бэйли, 2001г .
- ^ Станишевский 1988 , стр. 74–77.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 358-362.
- ^ Станишевский 1988 , с. 80.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 80–81.
- ^ Екельчик 2000 , с. 607.
- ^ Троян 2001 , стр. 374.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 479-480.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 84–90.
- ^ Екельчик 2000 , стр. 602–603.
- ^ Jump up to: а б с д Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , part ІІ, section 4.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 477.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 367-371, 375.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 352, 375-378.
- ^ Serdyuk et al .
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 371-374.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 480.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 83, 101–103.
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 477-478.
- ^ Ниф 1988 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Екельчик 2000 , с. 602.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 106–114.
- ^ Hordiychuk 1989d , p. 478.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 129–131.
- ^ Екельчик 2000 , с. 605.
- ^ Кузен 1988 , стр. 86, 89–90.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 135–136.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 136–139.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 150–155.
- ^ Екельчик 2000 , стр. 604, 609–14, 619–624.
- ^ Бейли 2002b .
- ^ Станишевский 1988 , стр. 204–205.
- ^ Екельчик 2000 , стр. 623–624.
- ^ Бейли 2001f .
- ^ Росселли 2001 .
- ^ Бейли 2001г .
- ^ Станишевский 1988 , с. 148.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 161–162, 182.
- ^ Станишевский 1988 , с. 212.
- ^ Троян 2001 , стр. 452–453.
- ^ Jump up to: а б с Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , part ІІ, section 4, 4.6.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 162–163.
- ^ Бейли 2001h .
- ^ Станишевский 1988 , стр. 163–164, 169.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 163–164.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , part ІІ, section 5, 5.6.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 185–186.
- ^ Jump up to: а б Станишевский 1988 , стр. 164–167, 181–182.
- ^ Станишевский 1988 , с. 218.
- ^ Станишевский 1988 , с. 168.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 175, 182–183, 217.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 187–188.
- ^ Станишевский 1988 , с. 213–214.
- ^ Бейли 2001i .
- ^ Hordiychuk 1989d , pp. 349-350.
- ^ Батовская, Ольга (10 августа 2014). " Художественно-стилевые ориентиры оперы "ятранские игры" игоря шамо". Ятран (в Украину). Archived from the original on 23 September 2014 . Retrieved 20 апреля 2022 .
- ^ Lunina, Anna (8 апреля 2011). " [When the fern blooms: debunked mythology…] " Когда цветет папоротник: развенчанная мифологема… . Music-review Украина . Archived from the original on 18 February 2022 . Retrieved 20 апреля 2022 .
- ^ Станишевский 1988 , стр. 182, 187, 211–214.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 212–213, 216, 222.
- ^ Станишевский 1988 , стр. 241–243.
- ^ Кущова, Эвелина (2008). Макаренко, А.С. (пшеница.). «Карминский: Полосы к портрету». Гаудеамус . 46 (6). Газера Сумма ДПУ.
- ^ Станишевский 1988 , с. 217.
- ^ Гнатюк 2003 .
- ^ Jump up to: а б Serdyuk, Umanets & Slyusarenko 2002 , Conclusion.
- ^ Коскин Владимир (22 августа 2012 г.). «Смотрите музыку – композитор Лев Колодуб: «Моя постановка прошла через потрясения и казусы» » . Зеркало Тыжня (zn.ua) (на русском языке). Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Бентия, Юлия (9 ноября 2014 г.). «Евгений Станкович: Великая сложность и великая простота всегда придут» . День (Киев) . № 66. Архивировано из оригинала 27 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Полишк, Тетьяна (4 июля 2001). " Написать "Моисея" Мирославу Скорику подсказал отец". День (Киев) (в Украину). Нет. 115. Archived from the original on 8 March 2018 . Retrieved 19 апреля 2022 .
- ^ «Репертуар» . Национальная опера Украины имени Тараса Шевченко . Киев. 2014. Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Маклеллан, Джо (20 июня 2001 г.). «Моисей: «Новая опера для народа, ищущего себя» » . АртУкраина . Киев. Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Пирогов, Сергей (3 ноября 2010 г.). «Опера за Булгакова» [Опера по Булгакову] (на украинском языке). Украина молодая. Архивировано из оригинала 19 апреля 2022 года . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Драганчук 2013 .
- ^ «Голодомор: воспоминания о тихой украинской резне» . Новости Би-би-си . 23 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2022 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ «Холдомор: Красная Земля. Голод» . Голодомор Опера. 2013. Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Полищук, Татьяна (31 января 2013 г.). "В США состоялась мировая премьера оперы о Голодоморе" . День (Киев) . Архивировано из оригинала 22 апреля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Tsomik, Anna (1 октября 2021). " "Вышитый. Король Украины" : вне эпитетов" ["Embroidered. King of Ukraine" : beyond description]. suspilne.media (в Russian). Archived из original на 11 апреля 2022 . Retrieved 11 апреля 2022 .
- ^ Пятакова, Елена (15 февраля 2000 г.). «Первый театр Киева» . День (Киев) . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Швачко, Т.О. (2020). «Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко» . Энциклопедия современной Украины (на украинском языке). Том. 22. Киев: Институт энциклопедических исследований Национальной академии наук Украины. ISBN 978-966-02-2074-4 . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Сенькус, Роман, изд. (2001). «Одесский театр оперы и балета» . Интернет-энциклопедия Украины . Торонто: Канадский институт украинских исследований. Архивировано из оригинала 16 марта 2022 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Степкин 2008 , стр. 333–335.
- ^ «Историческая справка Днепропетровского академического театра оперы и балета» (на украинском языке). Днепропетровский академический театр оперы и балета. 2010. Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ «История здания» . kyivoperathatre.com.ua (на украинском языке). 2019. Архивировано из оригинала 11 апреля 2022 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Бейли, Вирко (2001a). «Харьков (рус. Харьков)» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- - (2001б). «Киев» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- - (2001с). «Одесса» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- - (2001г). «Лятошинский Борис Николаевич» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- - (2001е). «Фемелиди, Владимир Александрович» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- - (2001f). «Жуковский Герман Леонтьевич» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- — (2001г). «Людкевич Станислав Пилипович» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- — (2001ч). «Кирейко, Виталий Дмитрович» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- - (2001i). "Леонтовых, Mykola Dmytrovych" . Grove Music Online (8th ed.). Oxford University Press . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- —; Грица, София (2001). "Украина" . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- - (2002а). «Аркас, Николай Николаевич» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- - (2002б). «Богдан Хмельницкий» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Бранбергер, Ян; Мунзерова, Зденка (1948). ( на Мир оперы чешском языке) Прага: Орбис. OCLC 7428688 .
- Bulka, Юрий Петрович (1992). History of Russian Music [ История украинской музыки ] (in Russian). Vol. 4. Kharkiv; Нью-Йорк: П. Коцз. OCLC 978701286 .
- Draganchuk, V. (2013). (по драматической поэме Леси Украинки)". " Образ Оксаны в опере В. Кирейко "Боярыня": ощущение естественной религиозности в ментальной характеристике героини героин (согласно dramatic poem by Lesya Ukrainka)]. Russian Cultural: Паст, Представитель, Ways of Development (in Russian). 19 (1). Vernadsky National Library of Ukraine : 178-182.
- Гай-Нижник, Павло (2003). Formation of Ukrainian theatrical art and the issue of its taxation of the Hetmanate of 1918] " Становление украинского театрального искусства и вопрос его налогообложения по Гетманату 1918 года" [ . Украинский театр (в украинском) (6): 10–12. ISSN 0207-7159 .
- Гузи-Пасякова, Иоланта; Бейли, Вирко (2001). «Львов (пол. Lwów; нем. Лемберг)» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Гнатюк, Лариса Анастасиявна (2003). Гнатюк, Лариса Анастасиевна (ред.). «Работы художника Виталия Губаренко». Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины имени П.И. Чайковского (на украинском языке). 4 (32). Киев: Национальная музыкальная академия Украины : 256–258. ISSN 2522-4190 .
- Hordiychuk, M. M.; Grika, S.I. (1981). "Ukrainska muzyka" [Music in Ukraine]. In Keldyš, Juij Vsevolodovič (ed.). Muzikalnaya Entsiklopediya (in Russian). Vol. 5. Moscow: Moskva Izdatelʹstvo Sovetskaja Ėnciklopedija. OCLC 256513549 .
- История украинской музыки в 6 томах (на украинском языке). Киев: Академия наук Советского Союза . ISBN 5-12-009257-8
- Гордийчук Николай Максимович, изд. (1989а). Том 1: С древнейших времен до середины XIX века .
- Гордийчук Николай Максимович, изд. (1989б). Том 2: Вторая половина XIX века .
- Гордийчук Николай Максимович, изд. (1989с). Том 3: Конец 19 века – начало 20 века .
- Hordiychuk, Mykola Maksymovych, ed. (1989d). Volume 4: 1917–1941 .
- Гостомская, Анна (1959). Опера. Опера ( : Руководство по постановке оперы на чешском языке) (4-е изд.). Прага: Государственное музыкальное издательство. ISBN 978-80205-0-344-2 .
- Кузма, Марика (2001). "Bortnyans′ky [Bortniansky, Dmytro Stepanových" . Grove Music Online (8th ed.). Oxford University Press . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Ниф, Сигрид (1988). и советской оперы Справочник русской (на немецком языке). Хеншель: Издательство. ISBN 978-33620-0-257-8 .
- Папе, Фридерик (1924). Historia musta Lwowa w zarysie [ Очерк истории города Львова ] (на польском языке) (2-е изд.). Львов; Варшава: Книга Польши. OCLC 837929858 .
- Росселли, Джон (2001). «Цензура» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Serdyuk, O.V.; Umanets, O.V.; Slyusarenko, T.O. (2002). Українська музична культура: від джерел до сьогодення [ Ukrainian Musical Culture: from the beginning to the present ] (in Ukrainian). Kharkiv: Osnova. ISBN 978-5-7768-0708-4 .
- Станишевский, Юрий Александрович (1988). Opera House of Soviet Ukraine [ Оперный театр Советской Украины ] (in Russian). Kyiv: Musical Ukraine. ISBN 978-5-88510-020-5 .
- Stepkin, Valery Petrovich (2008). Полная история Донецка (1779-1991) [ A Complete History of Donetsk (1779-1991) ] (in Ukrainian and Russian). Donetsk: Apex. ISBN 978-966-8242-69-4 .
- Троян, Ян (2001). История оперы (на чешском языке). Прага, Литомышль: Песах. ISBN 978-80-7185-348-0 .
- Екельчик, Сергей (2000). «Диктат и диалог в сталинской культуре: Постановка патриотической исторической оперы в Советской Украине, 1936-1954» . Славянское обозрение . 59 (3): 597–624. дои : 10.2307/2697347 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2697347 . S2CID 163199979 .
- Екельчик, Сергей (2001). «Национальная одежда: конструирование украинской высокой культуры в Российской империи, 1860–1900» . Ежегодники по истории Восточной Европы . 49 (2). Франц Штайнер Верлаг: 230–239. JSTOR 41053011 – через JSTOR.
- Загайков, Maria Petrovna (1990). History of Russian Music [ История украинской музыки ] (in Russian). Vol. 3. Kharkiv; Нью-Йорк: П. Коцз. OCLC 978701286 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Korniy, Lydia Pylypyvna (2016). Історія української музики [ History of Ukrainian Music ] (in Ukrainian). Vol. 1 (From the earliest times to the 18th century). Kharkiv; New York: P. Kotz. ISBN 978-966-02-8052-6 . OCLC 978701286 .
- Корнии, Лидия Пылыпывная (1998). History of Russian Music [ История украинской музыки ] (in Russian). Vol. 2. Kharkiv; Нью-Йорк: П. Коцз. OCLC 978701286 .
- Муха, Антон Ивановых (2004). Украины Композиторы и украинской диаспоры . Киев: Довидник. ISBN 978-966-8259-08-1 .
- Шнайдерайт, Отто (1975). от А до Я: путешествие по миру оперетты и мюзиклов ( Оперетта на немецком языке). Берлин: Хеншель. OCLC 831098052 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Оперой Украины, на Викискладе?