Jump to content

Затопление кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте

Линкор «Воля» выходит из Новороссийска 17 июня 1918 года. На переднем плане — эсминец «Керчь» , оставшийся на потопление.

Затопление кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте произошло 18 июня 1918 года под Новороссийском . [ 1 ] Согласно соглашениям , Советское Правительство должно было передать свой Черноморский флот Германии , но не пожелало этого сделать. Исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга Тихменев получил официальный приказ о выводе кораблей флота из Новороссийска в Севастополь , где они будут переданы немецким войскам. Он также получил секретный приказ утопить их в Новороссийской бухте. Тихменев после долгих раздумий и обсуждений с военно-морскими комитетами приказал всем кораблям идти в Севастополь. Экипажи многих кораблей отказались это сделать и затопили их.

Черноморский флот не упоминается в статьях Брестского мирного договора . Однако в апреле 1918 года, после переворота и ликвидации Центральной Рады Украинской Народной Республики, немцы вторглись в Крым вместе с войсками гетмана Павла Скоропадского, провозгласившего «Украинское государство», а с самим собой – «Всеукраинского гетмана». ". Это представляло явную угрозу флоту в Севастополе. Вице-адмирал Саблин был отстранен от командования флотом, но когда возле города появились немцы и началась паника, комитеты экипажей линкоров « Воля » и « Свободная Россия » попросили его вернуть себе командование. 29 апреля Саблин, требовавший расширения для себя полномочий, приказал поднять на кораблях флаги «Украинского государства». Экипажи многих эсминцев отказались это сделать, и Саблин приказал им покинуть бухту до конца дня. Большая часть эсминцев ушла в Новороссийск. Поскольку делегация от имени «Украинского флота» была принята немцами очень холодно, а их войска появились на северном берегу залива, вечером 30 апреля Саблин приказал всем кораблям, оставшимся в движении, во главе с линкоры, выйти из Севастополя. Отталкиваясь, эсминец «Гневный» по ошибке машинного отделения сел на мель и не смог уйти. При выходе из бухты «Свободная Россия» была обстреляна немцами из установленных на берегу орудий и получила незначительные повреждения. [ 2 ] Контр-адмиралу Остроградскому было поручено подготовиться к уничтожению неспособных к переправе кораблей. Из-за паники в порту был уничтожен только эсминец «Заветный». [ 3 ]

Events in Novorossiysk

[ редактировать ]

Утром 1 мая в Новороссийск прибыли эсминцы повстанцев, а вечером – флот с линкорами. Формально город находился под контролем Кубано -Черноморской Советской Республики , но правопорядок нарушался транспортами, пришедшими ранее из других черноморских портов, в том числе с Красной Армией. Порядок был восстановлен, когда военно-морская гвардия взяла город под свой контроль. Саблин, получивший власть от матросов линейных кораблей и подвергшийся диверсии в Севастополе экипажам большинства эсминцев, потребовал всеобщего голосования команд по своей кандидатуре. Команды проголосовали за его лидерство. телеграмму от фельдмаршала Эйхгорна Саблин получил из Киева с требованием вернуть корабли в Севастополь, где их следует передать немцам. [ 4 ] Над Новороссийском стали появляться немецкие самолеты-разведчики, а в море их подводные лодки. Город с тревогой ждал дальнейшего продвижения немцев, уже занявших Ростов и Керчь . В Новороссийск прибыл командующий армией Автономов , пообещав мобилизовать 20 тысяч человек для обороны на суше. Вскоре его отозвали в Москву. В город прибыл Авилов , назначенный комиссаром флота, но Саблину удалось минимизировать его влияние. [ 3 ] На очередное морское путешествие кораблям не хватило топлива. было получено несколько эшелонов нефтепродуктов Из Царицына .

В начале июня из столицы прибыл матрос Иван Вахрамеев с пакетом секретных документов. В них военно-морской штаб описывал перспективы продвижения немцев на флот, а заканчивались они резолюцией Троцкого о немедленном потоплении кораблей. Резолюция произвела удручающее впечатление на командование флотом. Саблин уехал в Москву с намерениями добиться отмены приказа и восстановления снабжения, оставив командиром командира «Воли» капитана 1-го ранга Тихменева. [ 2 ] 8 июня Тихменев и другие высокопоставленные офицеры направили правительству телеграмму с просьбой отозвать постановление и дождаться дальнейшего развития событий. 10 июня флот получил ряд телеграмм от правительства, в том числе одну зашифрованную. Они рассказали, что в ходе киевских переговоров немцы предъявили ультиматум вернуть корабли в Севастополь до 19 июня, иначе они продолжат наступление вглубь России. Открытая телеграмма предписывала флот отвести в Севастополь и сдать немцам, а шифрованная требовала их потопления. [ 4 ] Тихменев раскрыл экипажам содержание телеграмм и противоположных приказов, и последующие дни прошли в общем обсуждении дальнейшей судьбы кораблей. Слух о том, что немцы высаживают 20-тысячный корпус на Тамани, деморализовал флот: началось дезертирство и сплошные митинги. Прибыла делегация Кубано-Черноморской республики с просьбой объединиться и не выполнять приказы столицы. Делегация пообещала обсудить вопрос выделения сухопутных частей для обороны города в столице республики , откуда она уехала и больше не появлялась.

Тихменев надеялся, что команды, как и в конце апреля с Саблиным, придут просить его принять полное командование, и поэтому на многочисленных встречах почти не появлялся. 14 июня он отдал приказ командам голосовать за один из двух вариантов: идти на Севастополь или топить корабли. Тихменев не предложил варианта остаться в ожидании дальнейшего развития событий или сражаться, но так проголосовали около 1000 моряков. За Севастополь проголосовали 900 человек, за наводнение - 450. [ 2 ] 15 июня командующий объявил, что референдум прошёл в пользу Севастополя, отбросив голоса тех, кто выбрал «ждать или сражаться», как уклоняющихся. Хотя большинство офицеров его поддержали, меньший во главе с командиром эсминца « Керчь » старшим лейтенантом Кукелем посчитал сдачу кораблей немцам высшим позором и начал агитировать за потопление. Результаты голосования они оценили как «большинство против капитуляции». 15 апреля команды, ввиду предстоящего уничтожения флота, получили жалованье за ​​5 месяцев вперед и пенсии, а вечером Тихменев приказал начать подготовку к плаванию. Команды некоторых эсминцев, в частности дивизии Ушаковского, проигнорировали приказ, другие начали готовиться, но продолжали сомневаться в принятом решении. Многие противники похода ночью покинули корабли. [ 4 ]

Утром 16 июня был отдан приказ разделить пары, чего многие эсминцы не сделали. Узнав о решении идти в Севастополь, горожане затопили порт и волнорезы , призывая команды остаться. Экипажи многих кораблей после дезертирства многократно сокращались, одновременно с демонстрациями начались попытки грабежей на этих кораблях. Чтобы прервать контакты с демонстрантами, на внутренний рейд к «Воле» направились несколько эсминцев. Акватория была заполнена небольшими судами, на которых протестующие подходили к судам и убеждали экипаж изменить свое решение. На «Волю» такие делегации не допускались, но машинный экипаж «Свободной России», продолжавший загрузку, поддался волнению и отказался работать, что парализовало корабль. В час дня Тихменев приказал всем кораблям выйти на внешний рейд; За «Волей» следовали эсминцы «Поспешный», «Беспокойный», «Дерзкий», «Живой», буксируемый «Живым» «Жаркий» (экипаж которого разбежался), вспомогательный крейсер «Троян», а позднее «Пылки». . Вскоре на «Воле» прибыли главные представители советского правительства Авилов и Вахрамеев, но не смогли убедить Тихменева потопить корабли. Последний запланировал выезд на 22:00, пытаясь забрать и «Свободную Россию». Попытки заменить ее машинный экипаж офицерами и гражданскими мастерами не увенчались успехом. Эсминец «Громкий», вышедший вечером на рейд, не собирался присоединяться к уходящим, но вскоре был затоплен своим небольшим экипажем. Ночью соединение Тихменева – «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Живой», «Горячий» на буксире у вспомогательного крейсера «Троян» и плавбазы высокогорного флота. скоростные катера «Крест» – ушли в Севастополь. [ 3 ]

Наводнение

[ редактировать ]
Поднятый со дна в 1926 году миноносец «Стриж».

К утру 18 июня на «Керчи» остался полный экипаж (около 130 человек), на « Лейтенанте Шестакове » собралось до пятидесяти матросов с разных кораблей, на остальных эсминцах – менее 10 человек на каждом. « Фидониси » был полностью покинут экипажем, офицеры эсминца ушли на лодке в Керчь. Также бежали все экипажи катеров, портовых буксиров и морских транспортов, которые тоже собирались затонуть: транспорты Черноморского флота были в основном иностранными пароходами, оказавшимися в русских портах Черного моря в начале Первой мировой войны. Мировая война. Было решено использовать «Лейтенант Шестаков» в качестве буксира и «Керчь» в качестве торпедоносца. высокопоставленный сотрудник наркома Раскольникова для наблюдения за наводнением. Утром в порт прибыл [ 1 ] В тот же день он незамедлительно принял меры по потоплению кораблей.

К удивлению Кукеля, командира «Свободной России», экипаж которого бежал, капитан 1 ранга Терентьев покинул корабль, отказавшись руководить затоплением корабля. Раскольникову удалось набрать команду на пароход, который взял броненосец на буксир. К 4 часам дня все затопленные корабли, подняв сигнал «Умираю, но не сдаюсь!», были выведены на внешний рейд. «Керчь» потопила «Фидониси» торпедой, после чего в течение 35 минут все остальные корабли были потоплены путем открытия кингстонских клапанов и подрыва ключевых механизмов. Потопление всех кораблей в короткие сроки было вызвано желанием не сдавать корабли немцам. Подойдя к «Свободной России», «Керчь» выпустила несколько торпед, чтобы потопить линкор. Катера не были затоплены, так как их можно было перевезти по железной дороге в другие бассейны . В самом Новороссийске, где команда «Керчи» имела плохую репутацию после утопления офицеров Варнавинского полка шестью месяцами ранее, Кукель не стал топить миноносец, а приказал ему идти на Туапсе . [ 1 ] Утром 19 апреля команда потопила там свой корабль и села в поезд.

Затонувшие корабли

[ редактировать ]
Имя Тип Судьба
« Свободная Россия » Линкор 18 июня 1918 года он был потоплен в Цемесской бухте торпедами, выпущенными с эсминца « Керчь », и затонул вверх дном на глубине 42 метра. В 1930-е годы были подняты две башни главного калибра, лежащие рядом с корпусом. При подрыве борта снаряды главного калибра детонировали и прорывались через лаз в погреб. При осмотре линкора из-за того, что корпус был сильно разрушен, от подъемника было решено отказаться. Пока не поднят.
« Гаджибей » Разрушитель 18 июня 1918 года был потоплен экипажем в Цемесской бухте на глубине 32–38 метров. Поднят 6 декабря 1928 года и отведен на ремонт. Из-за наличия очень больших повреждений корпуса восстановление корабля было признано нецелесообразным. Корпус сдали на разборку в 1930 году.
"Громкий" Разрушитель 17 июня 1918 года был затоплен в Цемесском заливе на глубине 42 метра ( на траверзе мыса Мысхако, в 3 милях от Широкой Балки). В 1947 году при разминировании Цемесской бухты эсминец был найден лежащим на грунте с левого борта. Из-за сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов подъем корабля для последующей утилизации был признан нецелесообразным и не был произведен. Пока не поднят.
« Калиакрия » Разрушитель 18 июня 1918 года он был потоплен экипажем в Цемесской бухте на глубине 28 метров. Поднят 4 октября 1925 года и затем поступил на вооружение под названием «Дзержинский». Единственный военный корабль, вернувшийся в строй. 14 мая 1942 года подорвался на советской мине по пути из Новороссийска в Севастополь, разорвался и затонул на глубине около 120 метров в точке 44°27′ с.ш. и 31°19′ в.д.
«Lieutenant Captain Baranov» Разрушитель 18 июня 1918 года затоплен в Цемесской бухте . Поднят 17 декабря 1926 года и разобран.
« Керчь » Разрушитель Он был потоплен экипажем 19 июня 1918 года у Кадошского маяка, в трёх милях от входа в Туапсинский порт на глубине 27 метров. Попытка поднять корабль, предпринятая 22 ноября 1929 года, не увенчалась успехом (корпус эсминца был разрезан на несколько частей понтонными линиями). Средняя часть корпуса (с машинным отделением) была поднята в 1932 году. После ремонта турбины эсминца долгое время работали на Туапсинской ГЭС. Оставшиеся на дне фрагменты корпуса корабля не были обнаружены.
« Lieutenant Shestakov » Разрушитель 18 июня 1918 года потоплен экипажем в Цемесской бухте . Поднят 10 декабря 1927 года. Поскольку восстановлению не подлежал, сдан на разборку.
«Пирсинг» Разрушитель 18 июня 1918 года он был потоплен экипажем в Цемесской бухте на глубине 40 метров. Попытка подъема, предпринятая в 1926 году, закончилась неудачей и гибелью корабля. Было поднято только артиллерийское и торпедное вооружение. В 1939–1941 годах с корабля сняли котлы и механизмы. Остатки корпуса были подняты по частям в 1965 году и сданы на разборку и разборку на металл.
«Сметливый» Разрушитель 18 июня 1918 года потоплен экипажем в Цемесском заливе у восточного волнолома на небольшой глубине. Поднят 30 июля 1926 года и разобран на металл.
"Быстрый" Разрушитель 18 июня 1918 года потоплен экипажем в Цемесском заливе у восточного волнолома на небольшой глубине. Поднят в 1926 году по частям и разобран на металл.
« Фидониси » Разрушитель 18 июня 1918 года потоплен в Цемесской бухте торпедой, выпущенной с эсминца « Керчь ». Обломки корабля, развалившегося от взрыва торпеды на две части, были обнаружены и частично восстановлены в 1964 году.
«Эльборус» (бывший бельгийский танкер «Эльбрус», полученный из Бельгии осенью 1914 года и вошедший в состав Черноморского флота) Танкер 20 июня 1918 года он был затоплен в Цемесском заливе на глубине 20 метров. Поднят 21 июля 1925 года и отреставрирован. Оно носило названия «Сураханнефть» (с 1930 г.), «Сураханы» (с 1934 г.), «Валериан Куйбышев» (с 1935 г.). Торпедирован 2 апреля 1942 года на пути из Новороссийска в Камыш-Бурун в районе Таманского полуострова в районе банки Марии Магдалины, в 10 милях западнее Анапы, в точке 44°57′ с.ш. и 36°58′ в.д. торпедой с корабля Бомбардировщик-торпедоносец «Не-111». Горящий танкер занесло на песчаную отмель, где он горел до 8 апреля, затем взорвался и, разломившись надвое, затонул на расстоянии 700 метров от берега напротив Бугазской косы. Не поднят.
Транспорт № 26 (бывший итальянский пароход «Generosa» («Дженерозо»); вошел в состав Черноморского флота 12 сентября 1917 г.) Транспорт 20 июня 1918 года он был затоплен в Цемесском заливе на глубине 25 метров. Воспитан в 1934 году.
Транспорт № 43 (бывший французский пароход «Оксус»; вошел в состав Черноморского флота 12 марта 1915 г.) Транспорт 20 (21?) июня 1918 года оно было затоплено в Цемесском заливе , в одной миле от волнолома на небольшой глубине. До 1940 года были вывезены грузы, автомобили, котлы и вспомогательные механизмы. Корпус поднят в 1965 году.
Транспорт № 101 (бывший британский пароход «Фредерика»; вошел в состав Черноморского флота 12 сентября 1917 г.) Транспорт 20 июня 1918 года он был затоплен в Цемесском заливе на глубине 26 метров. Воспитан в январе 1936 года.
Транспорт № 110 (бывший итальянский пароход «Сербия»; вошел в состав Черноморского флота 12 сентября 1917 г.) Транспорт 20 (21?) июня 1918 года затоплен в Цемесской бухте . В 1932–1933 годах были подняты машина и котел, а в 1940 году – здание. Полностью восстановлен не был, но числился в составе Черноморского флота как транспортный. В октябре 1941 года во время буксировки погиб от взрыва на неконтактной мине в Цемесской бухте.
«Тревориан» (английский пароход; вошел в состав Черноморского флота 12 марта 1915 г. как транспорт № 68, 12 февраля 1917 г. куплен Британским Адмиралтейством) Транспорт 28 июня 1918 года он был затоплен в Цемесской бухте в порту у причала Цементного завода на небольшой глубине. Перешел под британский контроль 26 декабря 1918 года. 19 мая 1919 года разбился и затонул недалеко от Анатолии при буксировке из Новороссийска в Англию.

Последствия

[ редактировать ]
Часть памятника морякам революции – куб с благодарственным текстом.

Флот, ушедший в Севастополь, был передан под управление немецкого флота. Большая часть кораблей оставалась там до поражения Германии в Первой мировой войне, после чего перешла под контроль союзников . Они передали их Белой армии , и многие корабли вернулись в Новороссийск, а позже вошли в состав Русской эскадры .

К Белому движению присоединились Тихменев и Саблин, которые после прибытия в Москву были арестованы и бежали. Раскольников, Кукель и Авилов, возглавившие затопление, стали видными большевистскими деятелями Советского государства и в конце 1930-х годов были репрессированы .

В 1920-е годы начался подъем затонувших в Цемесской бухте кораблей, некоторые из них были восстановлены, например, эсминец « Калиакрия » (Дзержинский). К началу XXI века нетронутыми остались только «Свободная Россия» и «Громкий».

Памятник

[ редактировать ]

В 1980 году на 12-м километре Сухумского шоссе Новороссийска установлен памятник морякам революции «Умираю, но не сдаюсь!» был открыт скульптором Цигалем и архитекторами Белопольским , Кананиным и Хавиным. На дальней от моря стороне дороги возвышается 12-метровый гранитный памятник коленопреклонённому моряку. На берегу моря находится куб с текстом благодарности и флажком-сигналом «Я умираю, но не сдаюсь!» внутри, а также указатели кораблей с указанием направления и расстояния до мест их затопления с точностью до сотой мили. [ 5 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Харальд Граф. На «Новике». Балтийский флот в войне и революции / Предисловие и комментарии Владимира Грибовского – Санкт-Петербург: Издательство «Гангут», 1997 – 488 страниц с иллюстрациями. ISBN   5-85875-106-7 . Тираж: 5300 экз. // 2-е издание. Перепечатано из издания: Харальд Граф. На «Новике». Типография Р. Ольденбурга, Мюнхен, 1922 г.
  • Николай Гутан (1992). «От Севастополя до Новороссийска» (4) (ред. журнала «Гангут»). Санкт-Петербург: Гангут: 98–111. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) ; Неизвестный параметр |agency= игнорируется ( помогите )
  • Гражданская война в России: Черноморский флот / Составитель Виталий Доценко – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2002 – 544 Страниц: 16 листов иллюстраций – (Военно-историческая библиотека). ISBN   5-17-012874-6 . Тираж 5100 экз. // Владимир Кукель. Правда о гибели Черноморского флота 18 июня 1918 г. – Ленинград: 1923 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21f9aee0429c4b80a8bb4f45364de265__1689939840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/65/21f9aee0429c4b80a8bb4f45364de265.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sinking of ships of the Black Sea Fleet in Tsemes Bay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)