Затопление кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте

Затопление кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте произошло 18 июня 1918 года под Новороссийском . [ 1 ] Согласно соглашениям , Советское Правительство должно было передать свой Черноморский флот Германии , но не пожелало этого сделать. Исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом капитан 1-го ранга Тихменев получил официальный приказ о выводе кораблей флота из Новороссийска в Севастополь , где они будут переданы немецким войскам. Он также получил секретный приказ утопить их в Новороссийской бухте. Тихменев после долгих раздумий и обсуждений с военно-морскими комитетами приказал всем кораблям идти в Севастополь. Экипажи многих кораблей отказались это сделать и затопили их.
Фон
[ редактировать ]Черноморский флот не упоминается в статьях Брестского мирного договора . Однако в апреле 1918 года, после переворота и ликвидации Центральной Рады Украинской Народной Республики, немцы вторглись в Крым вместе с войсками гетмана Павла Скоропадского, провозгласившего «Украинское государство», а с самим собой – «Всеукраинского гетмана». ". Это представляло явную угрозу флоту в Севастополе. Вице-адмирал Саблин был отстранен от командования флотом, но когда возле города появились немцы и началась паника, комитеты экипажей линкоров « Воля » и « Свободная Россия » попросили его вернуть себе командование. 29 апреля Саблин, требовавший расширения для себя полномочий, приказал поднять на кораблях флаги «Украинского государства». Экипажи многих эсминцев отказались это сделать, и Саблин приказал им покинуть бухту до конца дня. Большая часть эсминцев ушла в Новороссийск. Поскольку делегация от имени «Украинского флота» была принята немцами очень холодно, а их войска появились на северном берегу залива, вечером 30 апреля Саблин приказал всем кораблям, оставшимся в движении, во главе с линкоры, выйти из Севастополя. Отталкиваясь, эсминец «Гневный» по ошибке машинного отделения сел на мель и не смог уйти. При выходе из бухты «Свободная Россия» была обстреляна немцами из установленных на берегу орудий и получила незначительные повреждения. [ 2 ] Контр-адмиралу Остроградскому было поручено подготовиться к уничтожению неспособных к переправе кораблей. Из-за паники в порту был уничтожен только эсминец «Заветный». [ 3 ]
Events in Novorossiysk
[ редактировать ]Утром 1 мая в Новороссийск прибыли эсминцы повстанцев, а вечером – флот с линкорами. Формально город находился под контролем Кубано -Черноморской Советской Республики , но правопорядок нарушался транспортами, пришедшими ранее из других черноморских портов, в том числе с Красной Армией. Порядок был восстановлен, когда военно-морская гвардия взяла город под свой контроль. Саблин, получивший власть от матросов линейных кораблей и подвергшийся диверсии в Севастополе экипажам большинства эсминцев, потребовал всеобщего голосования команд по своей кандидатуре. Команды проголосовали за его лидерство. телеграмму от фельдмаршала Эйхгорна Саблин получил из Киева с требованием вернуть корабли в Севастополь, где их следует передать немцам. [ 4 ] Над Новороссийском стали появляться немецкие самолеты-разведчики, а в море их подводные лодки. Город с тревогой ждал дальнейшего продвижения немцев, уже занявших Ростов и Керчь . В Новороссийск прибыл командующий армией Автономов , пообещав мобилизовать 20 тысяч человек для обороны на суше. Вскоре его отозвали в Москву. В город прибыл Авилов , назначенный комиссаром флота, но Саблину удалось минимизировать его влияние. [ 3 ] На очередное морское путешествие кораблям не хватило топлива. было получено несколько эшелонов нефтепродуктов Из Царицына .
В начале июня из столицы прибыл матрос Иван Вахрамеев с пакетом секретных документов. В них военно-морской штаб описывал перспективы продвижения немцев на флот, а заканчивались они резолюцией Троцкого о немедленном потоплении кораблей. Резолюция произвела удручающее впечатление на командование флотом. Саблин уехал в Москву с намерениями добиться отмены приказа и восстановления снабжения, оставив командиром командира «Воли» капитана 1-го ранга Тихменева. [ 2 ] 8 июня Тихменев и другие высокопоставленные офицеры направили правительству телеграмму с просьбой отозвать постановление и дождаться дальнейшего развития событий. 10 июня флот получил ряд телеграмм от правительства, в том числе одну зашифрованную. Они рассказали, что в ходе киевских переговоров немцы предъявили ультиматум вернуть корабли в Севастополь до 19 июня, иначе они продолжат наступление вглубь России. Открытая телеграмма предписывала флот отвести в Севастополь и сдать немцам, а шифрованная требовала их потопления. [ 4 ] Тихменев раскрыл экипажам содержание телеграмм и противоположных приказов, и последующие дни прошли в общем обсуждении дальнейшей судьбы кораблей. Слух о том, что немцы высаживают 20-тысячный корпус на Тамани, деморализовал флот: началось дезертирство и сплошные митинги. Прибыла делегация Кубано-Черноморской республики с просьбой объединиться и не выполнять приказы столицы. Делегация пообещала обсудить вопрос выделения сухопутных частей для обороны города в столице республики , откуда она уехала и больше не появлялась.
Тихменев надеялся, что команды, как и в конце апреля с Саблиным, придут просить его принять полное командование, и поэтому на многочисленных встречах почти не появлялся. 14 июня он отдал приказ командам голосовать за один из двух вариантов: идти на Севастополь или топить корабли. Тихменев не предложил варианта остаться в ожидании дальнейшего развития событий или сражаться, но так проголосовали около 1000 моряков. За Севастополь проголосовали 900 человек, за наводнение - 450. [ 2 ] 15 июня командующий объявил, что референдум прошёл в пользу Севастополя, отбросив голоса тех, кто выбрал «ждать или сражаться», как уклоняющихся. Хотя большинство офицеров его поддержали, меньший во главе с командиром эсминца « Керчь » старшим лейтенантом Кукелем посчитал сдачу кораблей немцам высшим позором и начал агитировать за потопление. Результаты голосования они оценили как «большинство против капитуляции». 15 апреля команды, ввиду предстоящего уничтожения флота, получили жалованье за 5 месяцев вперед и пенсии, а вечером Тихменев приказал начать подготовку к плаванию. Команды некоторых эсминцев, в частности дивизии Ушаковского, проигнорировали приказ, другие начали готовиться, но продолжали сомневаться в принятом решении. Многие противники похода ночью покинули корабли. [ 4 ]
Утром 16 июня был отдан приказ разделить пары, чего многие эсминцы не сделали. Узнав о решении идти в Севастополь, горожане затопили порт и волнорезы , призывая команды остаться. Экипажи многих кораблей после дезертирства многократно сокращались, одновременно с демонстрациями начались попытки грабежей на этих кораблях. Чтобы прервать контакты с демонстрантами, на внутренний рейд к «Воле» направились несколько эсминцев. Акватория была заполнена небольшими судами, на которых протестующие подходили к судам и убеждали экипаж изменить свое решение. На «Волю» такие делегации не допускались, но машинный экипаж «Свободной России», продолжавший загрузку, поддался волнению и отказался работать, что парализовало корабль. В час дня Тихменев приказал всем кораблям выйти на внешний рейд; За «Волей» следовали эсминцы «Поспешный», «Беспокойный», «Дерзкий», «Живой», буксируемый «Живым» «Жаркий» (экипаж которого разбежался), вспомогательный крейсер «Троян», а позднее «Пылки». . Вскоре на «Воле» прибыли главные представители советского правительства Авилов и Вахрамеев, но не смогли убедить Тихменева потопить корабли. Последний запланировал выезд на 22:00, пытаясь забрать и «Свободную Россию». Попытки заменить ее машинный экипаж офицерами и гражданскими мастерами не увенчались успехом. Эсминец «Громкий», вышедший вечером на рейд, не собирался присоединяться к уходящим, но вскоре был затоплен своим небольшим экипажем. Ночью соединение Тихменева – «Воля», эсминцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Живой», «Горячий» на буксире у вспомогательного крейсера «Троян» и плавбазы высокогорного флота. скоростные катера «Крест» – ушли в Севастополь. [ 3 ]
Наводнение
[ редактировать ]
К утру 18 июня на «Керчи» остался полный экипаж (около 130 человек), на « Лейтенанте Шестакове » собралось до пятидесяти матросов с разных кораблей, на остальных эсминцах – менее 10 человек на каждом. « Фидониси » был полностью покинут экипажем, офицеры эсминца ушли на лодке в Керчь. Также бежали все экипажи катеров, портовых буксиров и морских транспортов, которые тоже собирались затонуть: транспорты Черноморского флота были в основном иностранными пароходами, оказавшимися в русских портах Черного моря в начале Первой мировой войны. Мировая война. Было решено использовать «Лейтенант Шестаков» в качестве буксира и «Керчь» в качестве торпедоносца. высокопоставленный сотрудник наркома Раскольникова для наблюдения за наводнением. Утром в порт прибыл [ 1 ] В тот же день он незамедлительно принял меры по потоплению кораблей.
К удивлению Кукеля, командира «Свободной России», экипаж которого бежал, капитан 1 ранга Терентьев покинул корабль, отказавшись руководить затоплением корабля. Раскольникову удалось набрать команду на пароход, который взял броненосец на буксир. К 4 часам дня все затопленные корабли, подняв сигнал «Умираю, но не сдаюсь!», были выведены на внешний рейд. «Керчь» потопила «Фидониси» торпедой, после чего в течение 35 минут все остальные корабли были потоплены путем открытия кингстонских клапанов и подрыва ключевых механизмов. Потопление всех кораблей в короткие сроки было вызвано желанием не сдавать корабли немцам. Подойдя к «Свободной России», «Керчь» выпустила несколько торпед, чтобы потопить линкор. Катера не были затоплены, так как их можно было перевезти по железной дороге в другие бассейны . В самом Новороссийске, где команда «Керчи» имела плохую репутацию после утопления офицеров Варнавинского полка шестью месяцами ранее, Кукель не стал топить миноносец, а приказал ему идти на Туапсе . [ 1 ] Утром 19 апреля команда потопила там свой корабль и села в поезд.
Затонувшие корабли
[ редактировать ]Имя | Тип | Судьба | |
---|---|---|---|
« Свободная Россия » | Линкор | 18 июня 1918 года он был потоплен в Цемесской бухте торпедами, выпущенными с эсминца « Керчь », и затонул вверх дном на глубине 42 метра. | В 1930-е годы были подняты две башни главного калибра, лежащие рядом с корпусом. При подрыве борта снаряды главного калибра детонировали и прорывались через лаз в погреб. При осмотре линкора из-за того, что корпус был сильно разрушен, от подъемника было решено отказаться. Пока не поднят. |
« Гаджибей » | Разрушитель | 18 июня 1918 года был потоплен экипажем в Цемесской бухте на глубине 32–38 метров. | Поднят 6 декабря 1928 года и отведен на ремонт. Из-за наличия очень больших повреждений корпуса восстановление корабля было признано нецелесообразным. Корпус сдали на разборку в 1930 году. |
"Громкий" | Разрушитель | 17 июня 1918 года был затоплен в Цемесском заливе на глубине 42 метра ( на траверзе мыса Мысхако, в 3 милях от Широкой Балки). | В 1947 году при разминировании Цемесской бухты эсминец был найден лежащим на грунте с левого борта. Из-за сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов подъем корабля для последующей утилизации был признан нецелесообразным и не был произведен. Пока не поднят. |
« Калиакрия » | Разрушитель | 18 июня 1918 года он был потоплен экипажем в Цемесской бухте на глубине 28 метров. | Поднят 4 октября 1925 года и затем поступил на вооружение под названием «Дзержинский». Единственный военный корабль, вернувшийся в строй. 14 мая 1942 года подорвался на советской мине по пути из Новороссийска в Севастополь, разорвался и затонул на глубине около 120 метров в точке 44°27′ с.ш. и 31°19′ в.д. |
«Lieutenant Captain Baranov» | Разрушитель | 18 июня 1918 года затоплен в Цемесской бухте . | Поднят 17 декабря 1926 года и разобран. |
« Керчь » | Разрушитель | Он был потоплен экипажем 19 июня 1918 года у Кадошского маяка, в трёх милях от входа в Туапсинский порт на глубине 27 метров. | Попытка поднять корабль, предпринятая 22 ноября 1929 года, не увенчалась успехом (корпус эсминца был разрезан на несколько частей понтонными линиями). Средняя часть корпуса (с машинным отделением) была поднята в 1932 году. После ремонта турбины эсминца долгое время работали на Туапсинской ГЭС. Оставшиеся на дне фрагменты корпуса корабля не были обнаружены. |
« Lieutenant Shestakov » | Разрушитель | 18 июня 1918 года потоплен экипажем в Цемесской бухте . | Поднят 10 декабря 1927 года. Поскольку восстановлению не подлежал, сдан на разборку. |
«Пирсинг» | Разрушитель | 18 июня 1918 года он был потоплен экипажем в Цемесской бухте на глубине 40 метров. | Попытка подъема, предпринятая в 1926 году, закончилась неудачей и гибелью корабля. Было поднято только артиллерийское и торпедное вооружение. В 1939–1941 годах с корабля сняли котлы и механизмы. Остатки корпуса были подняты по частям в 1965 году и сданы на разборку и разборку на металл. |
«Сметливый» | Разрушитель | 18 июня 1918 года потоплен экипажем в Цемесском заливе у восточного волнолома на небольшой глубине. | Поднят 30 июля 1926 года и разобран на металл. |
"Быстрый" | Разрушитель | 18 июня 1918 года потоплен экипажем в Цемесском заливе у восточного волнолома на небольшой глубине. | Поднят в 1926 году по частям и разобран на металл. |
« Фидониси » | Разрушитель | 18 июня 1918 года потоплен в Цемесской бухте торпедой, выпущенной с эсминца « Керчь ». | Обломки корабля, развалившегося от взрыва торпеды на две части, были обнаружены и частично восстановлены в 1964 году. |
«Эльборус» (бывший бельгийский танкер «Эльбрус», полученный из Бельгии осенью 1914 года и вошедший в состав Черноморского флота) | Танкер | 20 июня 1918 года он был затоплен в Цемесском заливе на глубине 20 метров. | Поднят 21 июля 1925 года и отреставрирован. Оно носило названия «Сураханнефть» (с 1930 г.), «Сураханы» (с 1934 г.), «Валериан Куйбышев» (с 1935 г.). Торпедирован 2 апреля 1942 года на пути из Новороссийска в Камыш-Бурун в районе Таманского полуострова в районе банки Марии Магдалины, в 10 милях западнее Анапы, в точке 44°57′ с.ш. и 36°58′ в.д. торпедой с корабля Бомбардировщик-торпедоносец «Не-111». Горящий танкер занесло на песчаную отмель, где он горел до 8 апреля, затем взорвался и, разломившись надвое, затонул на расстоянии 700 метров от берега напротив Бугазской косы. Не поднят. |
Транспорт № 26 (бывший итальянский пароход «Generosa» («Дженерозо»); вошел в состав Черноморского флота 12 сентября 1917 г.) | Транспорт | 20 июня 1918 года он был затоплен в Цемесском заливе на глубине 25 метров. | Воспитан в 1934 году. |
Транспорт № 43 (бывший французский пароход «Оксус»; вошел в состав Черноморского флота 12 марта 1915 г.) | Транспорт | 20 (21?) июня 1918 года оно было затоплено в Цемесском заливе , в одной миле от волнолома на небольшой глубине. | До 1940 года были вывезены грузы, автомобили, котлы и вспомогательные механизмы. Корпус поднят в 1965 году. |
Транспорт № 101 (бывший британский пароход «Фредерика»; вошел в состав Черноморского флота 12 сентября 1917 г.) | Транспорт | 20 июня 1918 года он был затоплен в Цемесском заливе на глубине 26 метров. | Воспитан в январе 1936 года. |
Транспорт № 110 (бывший итальянский пароход «Сербия»; вошел в состав Черноморского флота 12 сентября 1917 г.) | Транспорт | 20 (21?) июня 1918 года затоплен в Цемесской бухте . | В 1932–1933 годах были подняты машина и котел, а в 1940 году – здание. Полностью восстановлен не был, но числился в составе Черноморского флота как транспортный. В октябре 1941 года во время буксировки погиб от взрыва на неконтактной мине в Цемесской бухте. |
«Тревориан» (английский пароход; вошел в состав Черноморского флота 12 марта 1915 г. как транспорт № 68, 12 февраля 1917 г. куплен Британским Адмиралтейством) | Транспорт | 28 июня 1918 года он был затоплен в Цемесской бухте в порту у причала Цементного завода на небольшой глубине. | Перешел под британский контроль 26 декабря 1918 года. 19 мая 1919 года разбился и затонул недалеко от Анатолии при буксировке из Новороссийска в Англию. |
Последствия
[ редактировать ]Флот, ушедший в Севастополь, был передан под управление немецкого флота. Большая часть кораблей оставалась там до поражения Германии в Первой мировой войне, после чего перешла под контроль союзников . Они передали их Белой армии , и многие корабли вернулись в Новороссийск, а позже вошли в состав Русской эскадры .
К Белому движению присоединились Тихменев и Саблин, которые после прибытия в Москву были арестованы и бежали. Раскольников, Кукель и Авилов, возглавившие затопление, стали видными большевистскими деятелями Советского государства и в конце 1930-х годов были репрессированы .
В 1920-е годы начался подъем затонувших в Цемесской бухте кораблей, некоторые из них были восстановлены, например, эсминец « Калиакрия » (Дзержинский). К началу XXI века нетронутыми остались только «Свободная Россия» и «Громкий».
Памятник
[ редактировать ]В 1980 году на 12-м километре Сухумского шоссе Новороссийска установлен памятник морякам революции «Умираю, но не сдаюсь!» был открыт скульптором Цигалем и архитекторами Белопольским , Кананиным и Хавиным. На дальней от моря стороне дороги возвышается 12-метровый гранитный памятник коленопреклонённому моряку. На берегу моря находится куб с текстом благодарности и флажком-сигналом «Я умираю, но не сдаюсь!» внутри, а также указатели кораблей с указанием направления и расстояния до мест их затопления с точностью до сотой мили. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с В водовороте войны и революции: история гибели Черноморского флота
- ^ Jump up to: а б с О сложной и драматичной судьбе Черноморского флота России
- ^ Jump up to: а б с 18 июня 1918 года произошла трагическая «Черноморская Цусима».
- ^ Jump up to: а б с Потопление кораблей Черноморского флота
- ↑ Памятник кораблям Черноморского флота, затонувшим 18 июня 1918 г.
Источники
[ редактировать ]- Харальд Граф. На «Новике». Балтийский флот в войне и революции / Предисловие и комментарии Владимира Грибовского – Санкт-Петербург: Издательство «Гангут», 1997 – 488 страниц с иллюстрациями. ISBN 5-85875-106-7 . Тираж: 5300 экз. // 2-е издание. Перепечатано из издания: Харальд Граф. На «Новике». Типография Р. Ольденбурга, Мюнхен, 1922 г.
- Николай Гутан (1992). «От Севастополя до Новороссийска» (4) (ред. журнала «Гангут»). Санкт-Петербург: Гангут: 98–111.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) ; Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - Гражданская война в России: Черноморский флот / Составитель Виталий Доценко – Москва: ООО «Издательство АСТ», 2002 – 544 Страниц: 16 листов иллюстраций – (Военно-историческая библиотека). ISBN 5-17-012874-6 . Тираж 5100 экз. // Владимир Кукель. Правда о гибели Черноморского флота 18 июня 1918 г. – Ленинград: 1923 г.