Тарас Бульба (опера)
Taras Bulba | |
---|---|
Opera by Mykola Lysenko | |
![]() Российская марка с изображением главного героя и его создателя Николая Гоголя (слева) | |
Либреттист | Михаил Старицкий |
Язык | Украинский |
На основе | Taras Bulba Николая Гоголя |
Премьера | (современная версия) |
«Тарас Бульба» — опера в четырёх действиях украинского композитора Николая Лысенко . Либретто « написал для Лысенко его двоюродный брат, драматург Михаил Старицкий , и основан на повести Тарас Бульба» , написанной русским писателем Николаем Гоголем , сам украинского происхождения. История о казаке , который обнаруживает, что его сын предал свой народ, и убивает его. [ 1 ]
Опера, которая осталась непереработанной и неисполненной на момент смерти композитора в 1912 году, была впервые поставлена в 1924 году. Современные постановки основаны на переработанных версиях оперы, созданных в 1930-х и 1950-х годах.
Состав
[ редактировать ]Украинский композитор Николай Лысенко работал над своей оперой «Тарас Бульба» с 1880 по 1891 год. [ 2 ] Намереваясь поднять украинскую культуру на уровень, соответствующий европейским стандартам, он отказался разрешить перевод оперы и настаивал на том, чтобы все исполнения произведения исполнялись на украинском языке . Это помешало исполнению произведения при его жизни. [ 3 ] Лысенко утверждал, что опера, возможно, слишком амбициозна для украинских оперных театров , но в конечном итоге она была впервые исполнена в Москве в советский период , после реоркестровки украинским композитором Левко Ревуцким . [ 3 ]
По общему мнению, Лысенко был потомком казачьего вождя 17 века Вовгуры Лиса, поэтому Тарас Бульба, возможно, имел для него особое значение. Вскоре после завершения произведения он сыграл партитуру Чайковскому , который , как сообщается, «слушал всю оперу с восторженным вниманием, время от времени выражая одобрение и восхищение. Особенно ему нравились отрывки, в которых национальные, украинские нотки были наиболее яркими. .. Чайковский обнял Лысенко и поздравил его с талантливым сочинением». [ нужна ссылка ]
История выступлений
[ редактировать ]Партитура была опубликована в 1913 году . Тараса Бульбы Прелюдия к четвёртому акту впервые прозвучала на концерте в Киеве в 1914 году, когда спектаклем дирижировал русский композитор Рейнгольд Глиэр . Первое исполнение полной оперы состоялось в 1924 году в Харькове . Этот спектакль провалился, но другие оказались более успешными, и дальнейшие постановки состоялись в Киеве в 1927 году и в Тбилиси в 1930 году. Украинский поэт Максим Рыльский , ученик Лысенко Ревуцкий и украинский композитор Борис Лятошинский совместно работали над реоркестровкой произведения. Эту новую версию оперы раскритиковали за то, что она слишком далеко отошла от первоначальных замыслов Лысенко. Лишь после Второй мировой войны Рыльский, Ревуцкий и Лятошинский еще раз переработали оперу, создав ту версию произведения, которая исполняется сейчас и премьера которой состоялась в Киеве в 1955 году. Опера является частью репертуаре Национальной оперы Украины , базирующейся в Киеве, которая также исполняла ее в Гессишском государственном театре Висбадена в Германии в 1982 году, в Дрезденской опере Земперопер в 1987 году и в Загребе в следующем году. Большая часть оригинальной оркестровки Лысенко утеряна. [ 4 ] Национальная опера Украины традиционно исполняет оперу в конце каждого оперного сезона в Киеве. [ нужна ссылка ]
Воспринимаемые структурные дефекты произведения могут в значительной степени объясняться тем, что Лысенко так и не смог скорректировать произведение после того, как услышал его исполнение. Опера представляет собой шаг вперед по сравнению с более ранними произведениями композитора, такими как «Наталка Полтавка» и «Утоплена» . Его фольклорные и националистические элементы, более тесно интегрированные в единую музыкальную основу, показывают, что Лысенко находился под влиянием Чайковского. [ нужна ссылка ]
К проблемам оперы относятся эпизодический характер либретто, оторванные от сюжета танцы, патриотические марши и хоры, а также длинная сцена в третьем действии, когда Кудряху выбирают руководить казаками, но он не делает этого. снова появиться. Другие проблемы включают сжатие исторических событий, на которых основана опера, в одну сцену оперы, а также отсутствие эмоционального или музыкального перехода от смерти важного персонажа к триумфальной (и невоспетой) финальной сцене. [ нужна ссылка ]
Среди тех, кто исполнил заглавную партию «Тарас», — украинский певец Борис Гмыря , который также участвовал в записи оперы. [ 5 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса |
---|---|
Taras Bulba | бас |
Остап, его сын | баритон |
Андрей, его сын | тенор |
Nastya, his wife | контральто |
Марылция, дочь польского губернатора Дубно. | сопрано |
Губернатор | бас |
Kobzar | тенор |
Хор: горожане, казаки и т.д. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие «Тараса Бульбы» происходит в Киеве, селе Тараса на Украине, Запорожской Сечи и Дубно в 17 веке, в то время, когда Польша стремилась к господству в регионе. Этот синопсис основан на версии, впервые выпущенной в 1955 году. Опере предшествует оркестровая увертюра.
Акт I
[ редактировать ]Опера открывается в Киеве, оккупированном польской шляхтой , слуги которой разгоняют толпу, слушающую песню кобзаря , или украинского барда. Тарас Бульба оставляет своих сыновей Остапа и Андрея в монастыре получать образование. Андрей уже был впечатлен увиденной им польской девушкой (которой оказалась Марылца, дочь польского губернатора Дубно). Остап призывает кобзаря спеть патриотическую песню; это возмущает поляков, и в драке барда убивают.
Акт II
[ редактировать ]Деревня Тараса. Остап и Андрей возвращаются из Киева и здороваются с мамой Настей. Друг Бульбы Товкач рассказывает о войне, которую поляки развязывают на всей территории Украины. Несмотря на протесты жены, Тарас решает отвезти сыновей в Сечь, казачий оплот, чтобы принять участие в боях. Настя падает.
Акт III
[ редактировать ]Сечь. Тарас успешно побуждает праздных жителей подняться на бой. Андрей и Остап этого очень ждут; когда у Андрея появляются краткие предчувствия, Остап обещает всегда его поддержать. Барабанный бой созывает совет ( раду ) казаков; при поддержке Тараса они избирают нового, более драчливого гетмана возглавить их — Кирдиаха. Он заявляет о своем намерении идти в бой.
Акт IV
[ редактировать ]
сцена 1
[ редактировать ]Казачий стан. Казаки осаждают Дубно, где губернатором является отец Марыльцы. Она послала свою татарскую служанку найти Андрея и просить его о помощи, поскольку жители голодают. Андрей соглашается помочь и вместе с горничной через потайной ход относит еду в город.
сцена 2
[ редактировать ]Внутри замка. Андрей и Марылция выражают свою любовь друг к другу. Андрей просит у губернатора ее руки; шляхта возражала по классовому признаку. По совету своего священника губернатор считает целесообразным разрешить Андрею жениться и назначает его полковником Войска Польского.
сцена 3
[ редактировать ]Казачий стан. Тарас слышит известие о том, что татары разрушили Сечь. Тогда сбежавший заключенный сообщает ему о дезертирстве Андрея. Войска под командованием Андрея совершают вылазку из замка, и Тарас за измену убивает собственного сына. Чувства Остапа разрываются, и он поет плач по брату.
сцена 4
[ редактировать ]В чисто оркестровой сцене Тарас и Остап ведут казаков к победе над поляками и взятию города Дубно.
Эта концовка существенно отличается от гоголевского оригинала, в котором сначала Остап, а затем Тарас попадают в плен к полякам и подвергаются жестоким публичным казням. Многие другие существенные черты романа — в частности, двусмысленное поведение Тараса и казаков по отношению к местным евреям — также опущены (см. статью «Тарас Бульба »).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Открытие мировой классики заново» . Советская жизнь . 304 (1). 1982. ISSN 0038-5549 . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Baley & Hrytsa 2001 .
- ^ Jump up to: а б Сэди и Сэди 2005 , с. 240.
- ^ Гордичук, Николай (24 декабря 2008 г.). «Об опере «Тарас Бульба» » . Национальный оперный театр Украины. Архивировано из оригинала 24 декабря 2008 года . Проверено 31 августа 2022 г.
- ^ Лысенко, Николай, Тарас Бульба , под канадским лейблом CAL 118-3, звукозапись, 1955?
Источники
[ редактировать ]- Бейли, Вирко ; Грица, София (2001). "Украина" . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Сэди, Джули Энн; Сэди, Стэнли (2005). В гостях у композитора: Путеводитель по домам и музеям европейских композиторов . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-10750-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чепалов, Александр (29 марта 2012 г.). «Лысенко. Тарас Бульба. Опять Лысенко» . «День» (Киев) (на украинском языке) . Проверено 30 августа 2022 г.
- Хайда, Любомира А. (1998). « Тарас Бульба» на пампасах и фьордах: украинская казачья тема в западной опере» . Гарвардские украинские исследования . 22 (Культуры и народы Центральной и Восточной Европы). Гарвардский украинский научно-исследовательский институт: 209–224. JSTOR 41036738 – через JSTOR.
- Орел, Светлана (16 марта 2012 г.). «Семья Лысенко и музыкальные истоки Тараса Бульбы» . Зеркало Тыжня (zn.ua) (на русском языке). Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 12 марта 2023 г.
- Спенсер, Дженнифер (2001). «Лысенко Николай Витальевич» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .