Taras Bulba (rhapsody)
«Тарас Бульба» — рапсодия для оркестра чешского композитора Леоша Яначека . Оно было написано между 1915 и 1918 годами и является одним из самых известных произведений Яначека. [ 1 ] Он основан на романе Николая Гоголя .
Первая версия работы была закончена 2 июля 1915 года, но позже Яначек переработал ее и внес существенные изменения. Вторая, почти полная, версия была закончена 29 марта 1918 года. Премьера «Тараса Бульбы» состоялась в Национальном театре в Брно 9 октября 1921 года под управлением Франтишека Ноймана . Композиция была посвящена «нашей армии, вооруженной защитнице нашего народа» . [ 2 ] Он был опубликован издательством Hudební Matice в 1924 году в аранжировке фортепианного дуэта Бржетислава Бакалы . В 1927 году была опубликована полная партитура с дальнейшими изменениями. Яначек охарактеризовал произведение как «рапсодию» и выбрал для изображения в этом программном произведении три эпизода из повести Гоголя.
Описание
[ редактировать ]Инструментарий
[ редактировать ]Музыка написана для пикколо (дублирование 3-й флейты), 2 флейт , 2 гобоя , английского рожка , 2 кларнетов (1-й дублирующий кларнет ми-бемоль), 2 фаготов , контрафагота (дублирование 3-го фагота), 4 валторн , 3 труб , 3 тромбонов , туба , литавры , малый барабан , подвесной тарелки (играют палочками малого барабана), треугольник , колокольчики , арфа , орган и струны .
Движения
[ редактировать ]Музыка состоит из трех частей:
- Смерть Андрея
- Первая часть, «Смерть Андрея » , посвящена младшему сыну казака Тараса Бульбы, который влюбляется в дочь польского генерала. Вступление представляет собой страстный эпизод между влюбленными с соло английского рожка, скрипки и гобоя. Время от времени повсюду появляются намеки на темноту, и в конце концов музыка становится все более бурной, показывая битву между двумя армиями: сердитый лай тромбона, звон колоколов и торжествующие звуки трубы. Андрей сражается на стороне поляков, но когда в бою к нему приближается отец, он осознает свое предательство и опускает голову, чтобы его убил сам Тарас Бульба. В конце – краткое воспоминание о музыке любви.
- Смерть Остапа.
- Вторая часть, «Смерть Остапа », посвящена старшему сыну Тараса Бульбы, охваченному горем из-за смерти Андрея. Во время боя его захватили поляки и увезли в Варшаву для пыток и казни. Тарас Бульба переодетым пробирается в Варшаву и в момент смерти Остапа забывает, где находится, и зовет сына. Большую часть музыки занимает своего рода неумолимый, хромающий марш. В конце звучит дикая мазурка , которую поляки танцуют триумфально. Тарас Бульба олицетворяется мрачными тромбонными заявлениями, а последний надрывный крик Остапа исполняется высоким кларнетом. (Есть явные параллели с двумя более ранними сценами оркестровых казней: в Берлиоза » «Фантастической симфонии и Рихарда Штрауса . «Веселых проказах Тиля Уленшпигеля» )
- Пророчество и смерть Тараса Бульбы
- В заключительной части « Пророчество и смерть Тараса Бульбы » казаки безумно сражаются по всей Польше, чтобы отомстить за Остапа. Тарас Бульба в конце концов попадает в плен в битве на Днепре, но прежде чем его сожжет заживо польская армия, он издает дерзкое пророчество: «Думаете ли вы, что есть что-нибудь на свете, чего боится казак? Подождите; придет время, когда вы узнаете, что такое православная русская вера! Уже народ чует ее повсюду. Царь восстанет из русской земли, и не будет в мире силы, которая не подчинилась бы ему!» Вступительная музыка наполнена боевой музыкой и боевыми кличами Тараса Бульбы (снова тромбоны) до тихого отрывка, изображающего его пленение. Само пророчество представляет собой волнующий отрывок для духовых инструментов и органа, кульминацией которого является звон колоколов и триумфальный эпилог. Непосредственно перед звоном колоколов звучит моравская каденция . в такте 169
Сноски
[ редактировать ]- ^ Примечание на обложке компакт -диска Supraphon (SU 3667-2911) [1]
- ^ Оценка, с. МЫ
Ссылки
[ редактировать ]- Леош Яначек: Тарас Бульба. Рапсодия для оркестра. Счет. (Партитура) Прага: Editio Supraphon, 1980. H 3616p