Глаголица Месса
Глаголица | |
---|---|
Леош Яначек | |
![]() Рельеф композитора | |
Английский | Глаголица Месса |
Другое имя |
|
Текст | Масса |
Язык | Староцерковнославянский |
Выполненный | 5 декабря 1927 г Брно .: |
Движения | 8 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Глаголица , ( чеш . Glagolská mše , церковно-славянский : Mša glagolskaja ; также называемая Missa Glagolitica или Славянская месса ) — композиция для солистов ( сопрано , контральто Леоша тенор , бас ), двойного хора , органа и оркестра Яначека . Яначек завершил работу в 1926 году. Ее премьера состоялась Брненским обществом искусств под руководством Ярослава Квапила в Брно 5 декабря 1927 года. В следующем году Яначек отредактировал мессу. [1]
Глаголица — ранний славянский алфавит, предшественник современной кириллицы. В Хорватии Католическая церковь дала разрешение на римского обряда литургической мессы служение на старославянском языке в то время, когда такие литургии обычно разрешалось проводить только на латыни, что привело к использованию глаголицы-мессы. [2]
Фон
[ редактировать ]Текст написан на старославянском языке , с пятью вокальными движениями , соответствующими католическому ординарию мессы , без «Dona nobispacem» в Agnus Dei . Музыкальное происхождение произведения можно проследить до латинской настройки Яначека «Kyrie» , «Agnus Dei» и «Credo» для органа и хора. Его ученики-композиторы использовали это упражнение в качестве диктанта в 1908 году. [3]
Яначек имел большой опыт работы с хорами , а также написал большое количество хоровой музыки. Он начинается и заканчивается торжествующими фанфарами под звуки духовых инструментов . Между этими разделами находится особенно яркое и ритмичное сочинение как для сольных голосов, так и для хора. Любопытно, что финальная часть называется Intrada , что означает вход . Перед этой Интрадой Яначек представляет весьма оригинальное драматическое соло на органе – вечный мото дикой энергии. [4] Яначека Глаголица считается важным произведением века и сегодня часто исполняется и записывается.
Яначек был ярым сторонником панславизма . [5] и эта месса рассматривалась как праздник славянской культуры. [4]
Существуют разные редакции партитуры, подготовленные Полом Вингфилдом. [6] и Иржи Заградек. [7]
Структура
[ редактировать ]Его восемь движений:
- Интродукция – Интродукция (оркестр)
- Gospodi pomiluj – Kyrie
- Slava – Gloria
- Я верю - Кредо
- Свет – Святой
- Agnus Dei - Агнус Деи
- Органное соло (Постлюдия) – Органное соло
- Интрада – Исход (буквально вход ).
Хотя эта версия считается «стандартной» версией, исполняемой сегодня, исследование рукописей Яначека показывает, что Интрада также предназначалась для исполнения в начале произведения, создавая симметричную девятичастную форму с Верую в центре. Кроме того, выяснилось, что несколько других разделов произведения были упрощены по размеру и оркестровке . Некоторые части представляют собой переработку более ранних композиций Яначека: например, Svet композитора происходит от Sanctus собственной мессы ми-бемоль .
оркестровка
[ редактировать ]Месса рассчитана для солистов сопрано , альта , тенора и баса , двойного хора SATB и оркестра из 4 флейт (2–4 удвоенных пикколо ), 2 гобоев , английского рожка , 3 кларнетов (3-й удвоенный бас-кларнет ), 3 фаготов. (3-й контрфагот ), 4 валторны , 4 трубы , 3 тромбона , туба , литавры , глокеншпиль , треугольник , малый барабан , тарелки , там-там , куранты , 2 арфы , челеста , орган и струнные (1-я и 2-я скрипки , альты) , виолончели и контрабасы ).
Записи
[ редактировать ]- Бржетислав Бакала , Симфонический оркестр радио Брно, Моравское академическое певческое общество, Хор учительниц Вах-Моравии; Либуше Доманинска, Мария Юренова, Йозеф Валка, Ярослав Громадка (вокалисты); Франтишек Михалек (орган) (запись 1951, Supraphon )
- Леонард Бернстайн , Нью-Йоркский филармонический оркестр , Вестминстерский хор (Элейн Браун, хормейстер); Хельга Пиларчик, Янис Мартин, Николай Гедда (тенор), Джордж Гейнс (бас); Брюс Принс-Джозеф (орган) (запись 1963, Sony)
- Карел Анчерл , Чешский филармонический оркестр и хор (Йозеф Веселка, руководитель хора); Либуше Доманинска, Вера Соукупова, Бено Блашу, Эдуард Хакен (вокалисты); Ярослав Водразка (орган) (запись апрель 1963, Супрафон)
- Рафаэль Кубелик , Симфонический оркестр и хор Баварского радио (Вольфганг Шуберт, хормейстер); Эвелин Лир, Хильда Россель-Майдан (контральто), Эрнст Хефлигер, Франц Красс (вокалисты); Бедржих Яначек (орган) (запись 1964, Deutsche Grammophon )
- Рудольф Кемпе , Королевский филармонический оркестр , Хор Брайтонского фестиваля; Тереза Кубяк, Энн Коллинз, Роберт Тир, Вольфганг Шёне (вокалисты); Джон Берч (орган) (запись, май 1973; соло на органе 6 августа 1973, Decca ) [8]
- Вацлав Нойман ; Чешский филармонический оркестр, Чешский филармонический хор; Габриэла Бенячкова, Вера Соукупова, Франтишек Ливора, Карел Пруса (вокалисты); Ян Гора (орган) (запись 1978, Supraphon)
- Ладислав Словак , Словацкий филармонический оркестр; Хор Словацкого национального театра оперы; Магдалена Гайосева; Виктория Страценска; Вилем Пршибыл; Рихард Новак (вокалисты) (1979, Opus)
- Франтишек Йилек ; Брненский государственный филармонический оркестр, Чешский филармонический хор; Габриэла Бенячкова, Ева Рандова, Вилем Пршибыл; Сергей Копчак (вокалисты); Ян Гора (орган) (запись 1979, Supraphon)
- сэр Саймон Рэттл , города Бирмингема Симфонический оркестр и хор ; Фелисити Палмер , Амерал Гансон, Джон Митчинсон , Малкольм Кинг (вокалисты); Джейн Паркер-Смит (орган) (1981, EMI Classics)
- Сэр Чарльз Маккеррас , Чешский филармонический оркестр, Хор Пражской филармонии (Любомир Матл, хормейстер); Элизабет Сёдерстрем, Драгомира Дробкова, Франтишек Ливора, Рихард Новак (вокалисты); Ян Гора (орган) (запись 1984, Supraphon) [9]
- Михаэль Гилен , Симфонический оркестр SWR , Словацкий филармонический хор; Эллен Шаде, Марта Сирмай, Томас Мозер, Гюнтер Райх (вокалисты); Имрих Сабо (орган) (запись 1988, SWR Music) [10]
- Роберт Шоу , Симфонический оркестр Атланты , Симфонический хор Атланты; Кристин Брюэр, Мариетта Симпсон, Карл Дент, Роджер Ролофф (вокалисты) (запись 1990, Telarc )
- Майкл Тилсон Томас , Лондонский симфонический оркестр и хор: Габриэла Бенячкова, Фелисити Палмер, Гэри Лейкс, Анатолий Кочерга (вокалисты) (запись 1990, Sony)
- Курт Мазур , Лейпцигский оркестр Гевандхаус , Хор Пражского радио; Венцеслава Груба. Розмари Лэнг (контральто), Джон Митчинсон, Тео Адам (вокалисты); Майкл Бьюти (орган) (запись 1991, Philips) [11]
- Шарль Дютуа , Монреальский симфонический оркестр , Хор Монреальского симфонического оркестра; Наталья Троицкая, Ева Рандова, Калуди Калудов, Сергей Лейферкус (вокалисты); Томас Троттер (орган) (запись 16 мая 1991; Decca) [8]
- Сэр Чарльз Маккеррас , Симфонический оркестр и хор Датского национального радио , Хор мальчиков Копенгагена; Тина Киберг, Рэнди Стене, Питер Свенссон, Ульрик Колд (вокалисты); Пер Сало (орган) (по оригинальным рукописям Яначека, 1994, Чандос)
- Риккардо Шайи ; Венский филармонический оркестр; Словацкий филармонический хор; Ева Урбанова, Марта Бенакова, Владимир Богачев, Рихард Новак (вокалисты); Томас Троттер (орган) (1998, Decca) [8]
- Леос Сваровский, Чешский симфонический оркестр Брно, Чешский филармонический хор Брно; Ева Дризгова, Хана Штольфова-Бандова, Владимир Долезал, Иржи Сульзенко (вокалисты); Мартин Якубек (орган) (2000, Ultraphon)
- Антони Вит , Варшавский национальный филармонический оркестр , хор Варшавской филармонии; Кристиана Либор, Ева Марцинец, Тимоти Бенч, Войцех Гирлах (вокалисты); Ярослав Маланович (орган) (2011, Наксос )
- Марек Яновский , Симфонический оркестр Берлинского радио , Рундфункхор Берлина; Ага Миколай, Ирис Вермиллион, Стюарт Нил, Арутюн Котчинян (вокалисты) (2013, Pentatone)
- Томаш Нетопил , Симфонический оркестр Пражского радио , Хор Пражской филармонии (Лукаш Василек, руководитель); Андреа Данкова, Яна Сыкорова, Томаш Юхас, Йозеф Бенци (вокалисты); Алесь Барта (орган) (2014, Супрафон; по оригинальной версии исполнения)
- Эдвард Гарднер , Бергенский филармонический оркестр и хор, Хор Collegium Musicum; Сара Якубиак, Сьюзен Бикли, Стюарт Скелтон, Габор Бретц (вокалисты); Томас Троттер (орган) (2016, Чандос )
- Иржи Белоглавек , Чешский филармонический оркестр, Хор Пражской филармонии; Хибла Герзмава, Вероника Хайнова, Стюарт Нил, Ян Мартиник (вокалисты); Алеш Барта (орган) (2018, Decca)
- Марко Летонья , Страсбургский филармонический оркестр , Чешский филармонический хор Брно; Малин Быстрем, Дженнифер Джонстон, Ладислав Эльгр, Адам Плачетка (вокалисты); Иоганн Вексо (орган) (2022, Warner Classics)
Распоряжения
[ редактировать ]- Аранжировка подходит для: сопрано, альта, тенора и баса, смешанного хора, органа и оркестра.
- аранжировка для: духового оркестра
- аранжировка: Карел Белохоубек
- в исполнении: Центральный оркестр Чешской армии, соавтор Карел Белохоубек
- Аранжировка подходит для: сопрано, альта, тенора и баса, смешанного хора, органа и оркестра.
- аранжировка для: духового оркестра
- аранжировка: Йозеф Шебеста
- в исполнении: Духовой оркестр стражи Пражского Града и полиции, соавтор Рудольф Ридваль
- Аранжировка подходит для: оперы
- переложение: фантазия из оперы для салонного оркестра
- аранжировка: Э. Бауэр
- в исполнении: Оркестр Салона Дольфи Даубера, соавтор Дольфи Даубер
- Аранжировка подходит для: оперы
- переложение для: оркестровой сюиты из оперы
- аранжировка: Питер Брейнер
- в исполнении: Симфонический оркестр Новой Зеландии, соавтор Питер Брейнер
В кино
[ редактировать ]Глаголица режиссера была использована в качестве музыки в фильме 1954 года «Открытие Купола удовольствий» Кеннета Энгера . [12]
Другие композиторы
[ редактировать ]других композиторов глаголицы — Среди Й. Б. Ферстер , Франтишек Зденек Скугерский , пражский органист Бедржих Антонин Видерманн , Карел Доуша, а в последнее время — Ян Кршесадло и Ян Гануш . Эти глаголические мессы в основном предназначались для литургического использования, что было вызвано ограниченным разрешением в 1920 году снова проводить римскую обрядовую мессу на церковнославянском языке в Богемии и Моравии. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доктор. Теодора Стракова, редакция Критического издания Полного собрания сочинений Яначека , Супрафон, Прага, 1992. Mša glagolskaja ( Глаголическая месса ), подробности
- ^ Аттуотер, Дональд (1945). Восточно-католическое богослужение . Нью-Йорк : Компания Devin-Adair. п. 209.
- ^ Пол Вингфилд: Яначек: Глаголица (Кембриджские музыкальные справочники), 1992. ISBN 978-0-521-38901-3
- ^ Jump up to: а б Стейнберг, Майкл (2008). Хоровые шедевры: пособие для слушателя . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 193. ИСБН 9780195340662 . OCLC 690249284 .
- ^ «Радио Прага – Глаголица, праздник славянской культуры» . Проверено 10 июня 2017 г.
- ^ Тиррелл, Джон (март 2014 г.). Яначека «Две версии глаголицы ». Примечания . 70 (3): 534–538. JSTOR 43672979 .
- ^ Ханна Непил (15 марта 2016 г.). «Дирижер Томаш Нетополь беседует с Ханной Непил о том, как найти истинный дух Яначека» . Граммофон . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с [Decca Classical 1929-2009, Филипп Стюарт]
- ^ Глаголица Месса (Музыкальный компакт-диск, 1985) . [WorldCat.org]. OCLC 14941206 .
- ^ Glagolitische Messe Тарас Бульба (Музыкальный компакт-диск, 1991) . [WorldCat.org]. OCLC 35089844 .
- ^ Глаголица Тарас Бульба (Музыкальный компакт-диск, 1991) . [WorldCat.org]. ОСЛК 30692935 .
- ^ Вайнель, Джонатан (2018). Внутренний звук: измененные состояния сознания в электронной музыке и аудиовизуальных средствах массовой информации . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 136. ИСБН 978-0190671211 .
- ^ Ребан, Карел (1920). «Пространственный и старославянский язык в богослужении» . Журнал католического духовенства (5+6): 174–176 . Проверено 12 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Глаголица : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Фильмы Хичкока, пересмотренные Робином Вудом (обсуждение языческого характера массы), Columbia University Press , 1989. ISBN 978-0-231-06551-1
- Глаголический беспорядок Яначека: Заметки к тексту глаголицы и руководство по произношению . Подготовлено для АСОК Китом Лэнгстоном, кафедрой германских и славянских исследований УГА.
- Страница Universal Edition в издании Глаголицы Пола Вингфилда