Дело Макропулоса (опера)
Дело Макропулоса | |
---|---|
Опера Леоша Яначека | |
![]() Рельеф композитора работы Юлиуса Пеликана. | |
Родное название | Дело Макропулоса |
Другое название | Дело Макропулоса |
Либреттист | Яначек |
Язык | чешский |
На основе | Дело Макропулоса Карел Чапек |
Премьера | 18 декабря 1926 г. Национальный театр , Брно |
Дело Макропулоса (или Дело Макропулоса , Тайна Макропулоса , или, дословно , Дело Макропулоса ; чешский Věc Makropulos) [ 1 ] ) — чешская опера в 3-х действиях на музыку и либретто Леоша Яначека . Яначек основал свою оперу по пьесе «Вец Макропулос» Карела Чапека . Написанная между 1923 и 1925 годами, «Дело Макропулоса» была его предпоследней оперой и, как и большая часть его более поздних работ, была вдохновлена его увлечением Камилой Стёсловой , замужней женщиной, намного моложе его самого.
Мировая премьера оперы состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре Брно под управлением Франтишека Ноймана .
История композиции
[ редактировать ]Яначек увидел пьесу в начале ее показа в Праге , 10 декабря 1922 года, и сразу увидел ее потенциал как оперы. Он вступил в переписку с Чапеком, который согласился с этой идеей, хотя юридические проблемы с обеспечением прав на пьесу задержали работу. Когда 10 сентября 1923 года эти проблемы были решены, Яначек приступил к работе над оперой. К декабрю 1924 года он завершил первый набросок работы. Он потратил еще год на доработку партитуры, прежде чем завершить ее 3 декабря 1925 года .
В музыкальном плане большая часть произведения практически не имеет тематического развития, вместо этого предлагая слушателю массу различных мотивов и идей. В произведениях Яначека указывается, что это была преднамеренная попытка дать музыкальное воплощение разрушительной и тревожной главной героине Эмилии Марти/Элине Макропулос. Только в конце заключительного акта, когда раскрывается уязвимость Макропулоса, музыка раскрывается и развивает богатую лирическую жилку, которая направляла ее на протяжении всего произведения.
История выступлений
[ редактировать ]Яначек корректировал партитуру практически вплоть до премьеры в Брно. Через два года после премьеры опера была показана в Праге, а также в Германии в 1929 году, но по-настоящему популярной она стала только после постановки труппы Сэдлерс Уэллс в Лондоне в 1964 году под управлением Чарльза Маккерраса с Мари Кольер в роли Эмилии Марти. . Хотя исполняется с некоторой регулярностью, он не стал частью основного оперного репертуара так же, как Енуфа , Катя Кабанова или «Хитрая маленькая лисичка» .
В 1966 году Опера Сан-Франциско дала первые спектакли в США (в английском переводе), также с Мари Кольер в главной роли. [ 2 ] Первое выступление Общества Маленького Оркестра в Нью-Йорке состоялось в декабре 1967 года с Надеждой Книпловой в роли Эмилии Марти. [ 3 ] Премьера первой постановки оперы в Метрополитен- опера в английском переводе состоялась 5 января 1996 года, но закончилась преждевременно всего через несколько минут после первого акта, когда 63-летний тенор Ришар Версаль поднялся на высоту 20 футов (6,1 м). лестница, которая была частью декорации, упала с высоты 10 футов (3,0 м) от лестницы от сердечного приступа сразу после пения строки Витека: «Жаль, что ты можешь жить только так долго». О его смерти стало известно в тот же вечер. [ 4 ] [ 5 ] Запланированное второе представление на 8 января 1996 года было отменено из-за суровой зимней погоды, а первое полноценное представление постановки Метрополитен-опера состоялось только 11 января 1996 года. [ 6 ] Первые исполнения произведения на чешском языке в Метрополитен-опера состоялись в апреле 1998 года. [ 7 ]
Томаш Шимерда поставил версию оперы 2001 года для чешского телевидения с Габриэлой Бенячковой в роли Эмилии Марти и актерским составом, в который входили Роман Садник , Ян Хладик, Зденек Шмукарж, Моника Брыхтова и Павел Камас, с Брненского национального театра хором и оркестром и дирижер Оливер фон Донаньи . Опера дважды исполнялась на The Proms , в августе 1995 года ( постановка «Глайндборн» представлена на концерте в Королевском Альберт-Холле ) и в августе 2016 года (с Симфоническим оркестром BBC , в полусценической концертной версии). [ 8 ]
Карита Маттила исполнила главную партию в постановке оперы Сан-Франциско в ноябре 2010 года. [ 9 ] [ 10 ] Спектакль был снят в прямом эфире, а затем транслировался бесплатно в течение двух дней в июле 2020 года во время карантина из-за пандемии COVID-19 . [ 11 ] Маттила повторил роль в Метрополитен-опера в апреле 2012 года. [ 12 ] в Хельсинки в Финской национальной опере в августе – сентябре 2012 г., [ 13 ] [ 14 ] и в полусценической версии на Променаде в Королевском Альберт-Холле в августе 2016 года. [ 8 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 18 декабря 1926 г. (Дирижер: Франтишек Нойман ) |
---|---|---|
Эмилия Марти, бывшая Элина Макропулос, знаменитая певица. | сопрано | Александра Чванова |
Альберт Грегор | тенор | Эмиль Ольшовский |
Доктор Коленати, юрист | бас-баритон | Фердинанд Пур |
Витек, приказчик Коленати | тенор | Валентин Шиндлер |
Кристина, его дочь, молодая певица | сопрано | Йожка Маттесова |
Барон Ярослав Прус | баритон | Зденек Оттава |
Янек, его сын | тенор | Антонин Пелц |
Граф Хаук-Шендорф | тенор | Вацлав Синдлер |
Техник сцены | баритон | Ярослав Цихак |
Уборщица | высокий | Елена Ежичова |
Горничная в отеле | высокий | |
За кулисами мужской хор |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Адвокатская контора Коленаты, Прага, 1922 г.
Витек, секретарь Коленати, отмечает, что о наследстве дело Грегора против Пруса длится уже почти столетие. Коленаты представляет средний класс Грегоров против богатой и аристократической семьи Прусов. Альберт Грегор приходит спросить об этом деле. Коленаты находится в Верховном суде, но не вернулся, поскольку ожидает окончательного решения. Входит дочь Витека Кристина. Она молодая оперная певица, хвалит Эмилию Марти, известную певицу, которую она видела на репетиции, и признает, что никогда не станет такой артисткой, как Эмилия Марти.
Коленаты возвращается в свою адвокатскую контору. Входит Эмилия Марти, проявляя интерес к делу Грегора, которое ей резюмирует Коленаты. Барон Жозеф Фердинанд Прус умер в 1827 году, не оставив завещания и законных детей. Его двоюродный брат претендовал на поместье, но то же самое сделал и предок Альберта, Фердинанд Грегор, который утверждал, что барон обещал ему поместье. Каждая сторона представила разные доказательства в поддержку своей позиции, но ни одна из них не смогла предоставить фактического завещания. Тут Эмилия прерывает меня. Говоря с необычайной осведомленностью об этих давних событиях, она заявляет, что Фердинанд Грегор был внебрачным сыном барона Джозефа (который был очень сосредоточенным и прилежным человеком, что противоречит описанию доктора Коленати) и оперной певицы Эллиан МакГрегор. Коленаты говорит, что дело вроде бы на стороне семьи Прусов, потому что завещания нет. Эмилия спрашивает, что потребуется Альберту Грегору для победы, и Коленаты отвечает, что таким предметом является недостающее завещание. Эмилия говорит, что завещание действительно существует, и описывает старый шкаф в особняке Пруса, где хранились важные бумаги, где этот документ можно найти.
Коленаты считает, что Эмилия выдумывает истории, но Альберт настаивает на том, чтобы Коленаты немедленно провел расследование, и даже угрожает передать дело конкурирующему адвокату. Коленаты уходит, и Альберт говорит Эмилии, что, если он не получит поместье, он останется без гроша и застрелится. Он уже увлечен Эмилией и заигрывает с ней. Но Эмилия, скучающая и равнодушная, холодно отказывает ему. Однако она просит его помочь вернуть документ, который будет найден вместе с завещанием.
Коленаты возвращается с Ярославом Прусом. Они нашли завещание там, где сказала Эмилия, и Ярослав поздравляет Альберта с победой – если он сможет доказать, что Фердинанд Грегор был внебрачным сыном барона. Эмилия говорит, что может это доказать.
Акт 2
[ редактировать ]Пустая сцена оперного театра
Работник сцены и уборщица обсуждают выдающееся выступление Эмилии. Входит Ярослав Прус в поисках Эмилии в сопровождении своего маленького сына Янека и Кристины. Кристина влюблена в Янека и состоит в отношениях с ним.
Входит Эмилия, но отвергает их всех, включая Янека, попавшего под ее чары, и Альберта, который приносит ей дорогие цветы. Входит старый граф Хаук-Шендорф и думает, что узнает в Эмилии Евгению Монтес, цыганку , с которой у него был роман в Андалусии полвека назад. Эмилия говорит ему, что Евгения не умерла, и по -испански называет его по имени домашнего животного и просит поцеловать.
Все, кроме Ярослава, уходят. Он требует объяснений ее странного интереса к его семье и сообщает, что мать ребенка барона записана как Элина Макропулос , которая может быть такой же, как Эллиан МакГрегор , чьи любовные письма он читал. Прус описывает ее как страстную женщину с гибким нравом, на что Эмилия обижается. Он продолжает говорить, что на поместье может претендовать только потомок Фердинанда Макропулоса. Эмилия предлагает купить найденный вместе с завещанием загадочный документ, но Ярослав отказывается и уходит. Альберт возвращается и снова умоляет о своей любви, но Эмилия просто засыпает, и Альберт уходит. Янек возвращается, и Эмилия просит его принести ей документ. Ярослав подслушивает это и приказывает Янеку уйти. Затем он соглашается предоставить документ сам, если Эмилия проведет с ним ночь.
Акт 3
[ редактировать ]Номер Эмилы в отеле на следующее утро
Эмилия и Ярослав провели ночь вместе. Разочарованный холодностью Эмилии, Ярослав тем не менее передает ей конверт с документом. Поступают новости о том, что его сын Янек покончил жизнь самоубийством из-за увлечения Эмилией. Ярослав скорбит, но Эмилия равнодушна. Ярослав едва успевает выразить свое недовольство ее реакцией, как входит граф Хаук-Шендорф. Хаук-Шендорф говорит, что оставил жену и хочет сбежать с Эмилией в Испанию . Входят Альберт, Коленаты и Кристина с врачом, который уводит графа Хаук-Шендорфа. Коленати заметил, что почерк Эмилии совпадает с почерком Эллиан МакГрегор, и подозревает ее в подлоге. Она выходит из комнаты, чтобы одеться, и говорит, что после завтрака все разъяснит.
Остальная часть группы начинает обыскивать ее документы и вещи. Поисковики находят множество документов и сувениров, на всех именах с инициалами «ЭМ». Ярослав говорит, что почерк Элины Макропулос в свидетельстве о рождении Фердинанда также совпадает с почерком Эмилии.
Эмилия возвращается, пьяная и с пистолетом, но Альберт ее обезоруживает. Эмилия решает сказать правду. Это Элина Макропулос, родившаяся в 1575 году (а не в 1585 году, как в одноименной оригинальной пьесе Чапека, премьера которой состоялась в 1922 году), дочь Иеронима Макропулоса, алхимика при дворе императора Рудольфа II , который приказал ему приготовить зелье, которое продлить ему жизнь. Когда зелье было готово, Император приказал своему алхимику сначала испытать его на его дочери. Она впала в кому , а Иеронима отправили в тюрьму. Через неделю Элина проснулась и сбежала с формулой, которая оказалась успешной. С тех пор она прожила странствующую жизнь на протяжении трех столетий, став одной из лучших певиц всех времен. Чтобы скрыть свое долголетие, она приняла множество псевдонимов, в том числе «Евгению Монтес», «Екатерину Мышкину» и «Эллиан МакГрегор». Она поведала свою тайну барону Жозефу и дала ему формулу, которую он приложил к своему завещанию относительно сына. Однако после его смерти документ затерялся среди бумаг барона.
Зелье наконец-то действует. Элина хотела, чтобы формула продлила еще 300 лет жизни. Когда на ее лице появляются первые признаки старости, остальные, поначалу не поверившие ее рассказу, начинают верить ей и жалеть ее. Элина осознала, что вечная молодость привела ее к изнурительной апатии, и решает позволить смерти прийти к ней естественным путем, понимая, что чувство превосходства и цели приходит из естественно короткого периода жизни. Быстро старея на глазах изумленных зрителей, она предлагает Кристине формулу, благодаря которой она теперь сама может стать великой художницей. Однако Кристина сжигает пергамент в пламени свечи. Элина падает в обморок, произнося первые слова Молитвы Господней на греческом языке .
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать: Эмилия, Грегор, Коленаты, Витек, Кристина, Ярослав Прус, Янек |
Дирижер, хор и оркестр, режиссер (для видео) | Этикетка |
---|---|---|---|
1966 | Либуше Прилова, Иво Жидек , Карел Берман , Рудольф Вонасек, Хелена Таттермушкова , Пршемысл Кочи , Виктор Кочи | Богумил Грегор , Пражского национального театра Хор и оркестр | LP и аудио компакт-диск: Супрафон |
1978 | Элизабет Сёдерстрем , Петер Дворски , Далибор Едличка, Владимир Крейчик, Анна Чакова, Вацлав Зитек , Зденек Швегла | Сэр Чарльз Маккеррас , Хор Венской государственной оперы (хормейстер: Хельмут Фрошауэр ), Венский филармонический оркестр | LP и аудио компакт-диск: Decca |
1989 | Стефани Сундин, Грэм Кларк , Роберт Орт, Ричард Маргисон , Кэтлин Бретт, Корнелиус Оптоф, Бенуа Буте | Берислав Клобучар , дирижер Канадской оперной труппы , Лотфи Мансури (режиссёр-постановщик) | Видео VHS: Видео Пиквика |
1995 | Аня Силья , Ким Бегли, Эндрю Шор , Энтони Роден, Мануэла Крисчак, Виктор Браун , Кристофер Вентрис | Лондонский филармонический оркестр , сэр Эндрю Дэвис , Глайндборнский фестиваль , Николаус Ленхофф (режиссёр-постановщик) | VHS и DVD: Warner Music Vision |
2007 | Шерил Баркер , Роберт Брубейкер, Нил Дэвис, Джон Грэм-Холл, Елена Ксантудакис , Джон Вегнер, Томас Уокер | Сэр Чарльз Маккеррас , Английской национальной оперы Оркестр и хор | Компакт-диск: Чандос (исполняется на английском языке) [ 15 ] |
2012 | Анжела Денок , Рэймонд Вери, Йохен Шмекенбехер , Питер Хоар, Юргита Адамоните, Йохан Ройтер, Алеш Бриссейн | Эса-Пекка Салонен , Венская филармония , Кристоф Марталер (режиссёр-постановщик) | DVD: C-Major Entertainment [ 16 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннет Фьюри (24 декабря 1995 г.). «Женщина перескакивает через 3 века, сохраняя свою способность очаровывать» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Гарольд К. Шонберг (21 ноября 1966 г.). «Яначек в Сан-Франциско; премьера дела Макропулоса в США – поразительная работа взята из пьесы Чапека» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Гарольд К. Шонберг (13 декабря 1967 г.). « Дело Макропулоса ; здесь впервые звучит работа Яначека» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Рэнди Кеннеди (6 января 1996 г.). «Мет Тенор заболел на сцене и умер» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Линетт Холлоуэй (7 января 1996 г.). «Ричард Версаль, 63 года, встретил тенора и умер после падения во время выступления» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ Мартин Бернхаймер (3 февраля 1996 г.). Яначека «Обзор оперы: дело в Met Misfires» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 октября 2016 г.
- ^ Пол Гриффитс (13 апреля 1998 г.). «Обзор оперы: она свободный дух, вечно играющий с мужчинами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Тим Эшли (21 августа 2016 г.). « Обзор «Дела Макропулоса» – дива Кариты Маттилы сияет потрясающим богатством» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г.
- ^ «Вас перенаправляют...» www.operanews.com . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Чудесный Маттила Макропулос» . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Лучшие ставки: «Дело Макропулоса» из научной оперы Сан-Франциско, благотворительный концерт Йоши, Шекспировский фестиваль и многое другое» . Местные новости имеют значение . 22 июля 2020 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Томмазини, Энтони (29 апреля 2012 г.). «Таинственная женщина с прошлым, 300 лет ему (опубликовано в 2012 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ «Триумфатор Макропулоса в Хельсинки – увиденное и услышанное на международном уровне» . видели и слышали-international.com . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Маркус, Дж. С. (6 сентября 2012 г.). «Классическое крещендо Финляндии» . Уолл Стрит Джорнал . Получено 1 декабря 2020 г. - через www.wsj.com.
- ^ Тим Эшли (23 февраля 2007 г.). «Яначек: Дело Макропулоса , Баркер / Брубейкер / Вегнер / Хор и оркестр английской национальной оперы / Маккеррас» . Хранитель . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Тим Эшли (13 декабря 2012 г.). «Яначек: Дело Макропулоса - обзор DVD» . Хранитель . Проверено 23 августа 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Холден, Аманда (редактор), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001, ISBN 0-14-029312-4
- Программа в Английской национальной опере спектаклей «Дело Макропулоса» , май 2006 г.
- Тиррелл, Джон . Оперы Яначека, Документальный отчет , Фабер и Фабер, 1992, ISBN 0-571-15129-9 , гл. 8 (стр. 304–325)