Jump to content

Дело Макропулоса (опера)

Дело Макропулоса
Опера Леоша Яначека
Рельеф композитора работы Юлиуса Пеликана.
Родное название
Дело Макропулоса
Другое название Дело Макропулоса
Либреттист Яначек
Язык чешский
На основе Дело Макропулоса
Карел Чапек
Премьера
18 декабря 1926 г. ( 18.12.1926 )

Дело Макропулоса (или Дело Макропулоса , Тайна Макропулоса , или, дословно , Дело Макропулоса ; чешский Věc Makropulos) [ 1 ] ) — чешская опера в 3-х действиях на музыку и либретто Леоша Яначека . Яначек основал свою оперу по пьесе «Вец Макропулос» Карела Чапека . Написанная между 1923 и 1925 годами, «Дело Макропулоса» была его предпоследней оперой и, как и большая часть его более поздних работ, была вдохновлена ​​его увлечением Камилой Стёсловой , замужней женщиной, намного моложе его самого.

Мировая премьера оперы состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре Брно под управлением Франтишека Ноймана .

История композиции

[ редактировать ]

Яначек увидел пьесу в начале ее показа в Праге , 10 декабря 1922 года, и сразу увидел ее потенциал как оперы. Он вступил в переписку с Чапеком, который согласился с этой идеей, хотя юридические проблемы с обеспечением прав на пьесу задержали работу. Когда 10 сентября 1923 года эти проблемы были решены, Яначек приступил к работе над оперой. К декабрю 1924 года он завершил первый набросок работы. Он потратил еще год на доработку партитуры, прежде чем завершить ее 3 декабря 1925 года .

В музыкальном плане большая часть произведения практически не имеет тематического развития, вместо этого предлагая слушателю массу различных мотивов и идей. В произведениях Яначека указывается, что это была преднамеренная попытка дать музыкальное воплощение разрушительной и тревожной главной героине Эмилии Марти/Элине Макропулос. Только в конце заключительного акта, когда раскрывается уязвимость Макропулоса, музыка раскрывается и развивает богатую лирическую жилку, которая направляла ее на протяжении всего произведения.

История выступлений

[ редактировать ]

Яначек корректировал партитуру практически вплоть до премьеры в Брно. Через два года после премьеры опера была показана в Праге, а также в Германии в 1929 году, но по-настоящему популярной она стала только после постановки труппы Сэдлерс Уэллс в Лондоне в 1964 году под управлением Чарльза Маккерраса с Мари Кольер в роли Эмилии Марти. . Хотя исполняется с некоторой регулярностью, он не стал частью основного оперного репертуара так же, как Енуфа , Катя Кабанова или «Хитрая маленькая лисичка» .

В 1966 году Опера Сан-Франциско дала первые спектакли в США (в английском переводе), также с Мари Кольер в главной роли. [ 2 ] Первое выступление Общества Маленького Оркестра в Нью-Йорке состоялось в декабре 1967 года с Надеждой Книпловой в роли Эмилии Марти. [ 3 ] Премьера первой постановки оперы в Метрополитен- опера в английском переводе состоялась 5 января 1996 года, но закончилась преждевременно всего через несколько минут после первого акта, когда 63-летний тенор Ришар Версаль поднялся на высоту 20 футов (6,1 м). лестница, которая была частью декорации, упала с высоты 10 футов (3,0 м) от лестницы от сердечного приступа сразу после пения строки Витека: «Жаль, что ты можешь жить только так долго». О его смерти стало известно в тот же вечер. [ 4 ] [ 5 ] Запланированное второе представление на 8 января 1996 года было отменено из-за суровой зимней погоды, а первое полноценное представление постановки Метрополитен-опера состоялось только 11 января 1996 года. [ 6 ] Первые исполнения произведения на чешском языке в Метрополитен-опера состоялись в апреле 1998 года. [ 7 ]

Томаш Шимерда поставил версию оперы 2001 года для чешского телевидения с Габриэлой Бенячковой в роли Эмилии Марти и актерским составом, в который входили Роман Садник , Ян Хладик, Зденек Шмукарж, Моника Брыхтова и Павел Камас, с Брненского национального театра хором и оркестром и дирижер Оливер фон Донаньи . Опера дважды исполнялась на The Proms , в августе 1995 года ( постановка «Глайндборн» представлена ​​на концерте в Королевском Альберт-Холле ) и в августе 2016 года (с Симфоническим оркестром BBC , в полусценической концертной версии). [ 8 ]

Карита Маттила исполнила главную партию в постановке оперы Сан-Франциско в ноябре 2010 года. [ 9 ] [ 10 ] Спектакль был снят в прямом эфире, а затем транслировался бесплатно в течение двух дней в июле 2020 года во время карантина из-за пандемии COVID-19 . [ 11 ] Маттила повторил роль в Метрополитен-опера в апреле 2012 года. [ 12 ] в Хельсинки в Финской национальной опере в августе – сентябре 2012 г., [ 13 ] [ 14 ] и в полусценической версии на Променаде в Королевском Альберт-Холле в августе 2016 года. [ 8 ]

Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 18 декабря 1926 г.
(Дирижер: Франтишек Нойман )
Эмилия Марти, бывшая Элина Макропулос, знаменитая певица. сопрано Александра Чванова
Альберт Грегор тенор Эмиль Ольшовский
Доктор Коленати, юрист бас-баритон Фердинанд Пур
Витек, приказчик Коленати тенор Валентин Шиндлер
Кристина, его дочь, молодая певица сопрано Йожка Маттесова
Барон Ярослав Прус баритон Зденек Оттава
Янек, его сын тенор Антонин Пелц
Граф Хаук-Шендорф тенор Вацлав Синдлер
Техник сцены баритон Ярослав Цихак
Уборщица высокий Елена Ежичова
Горничная в отеле высокий
За кулисами мужской хор

Краткое содержание

[ редактировать ]

Адвокатская контора Коленаты, Прага, 1922 г.

Витек, секретарь Коленати, отмечает, что о наследстве дело Грегора против Пруса длится уже почти столетие. Коленаты представляет средний класс Грегоров против богатой и аристократической семьи Прусов. Альберт Грегор приходит спросить об этом деле. Коленаты находится в Верховном суде, но не вернулся, поскольку ожидает окончательного решения. Входит дочь Витека Кристина. Она молодая оперная певица, хвалит Эмилию Марти, известную певицу, которую она видела на репетиции, и признает, что никогда не станет такой артисткой, как Эмилия Марти.

Коленаты возвращается в свою адвокатскую контору. Входит Эмилия Марти, проявляя интерес к делу Грегора, которое ей резюмирует Коленаты. Барон Жозеф Фердинанд Прус умер в 1827 году, не оставив завещания и законных детей. Его двоюродный брат претендовал на поместье, но то же самое сделал и предок Альберта, Фердинанд Грегор, который утверждал, что барон обещал ему поместье. Каждая сторона представила разные доказательства в поддержку своей позиции, но ни одна из них не смогла предоставить фактического завещания. Тут Эмилия прерывает меня. Говоря с необычайной осведомленностью об этих давних событиях, она заявляет, что Фердинанд Грегор был внебрачным сыном барона Джозефа (который был очень сосредоточенным и прилежным человеком, что противоречит описанию доктора Коленати) и оперной певицы Эллиан МакГрегор. Коленаты говорит, что дело вроде бы на стороне семьи Прусов, потому что завещания нет. Эмилия спрашивает, что потребуется Альберту Грегору для победы, и Коленаты отвечает, что таким предметом является недостающее завещание. Эмилия говорит, что завещание действительно существует, и описывает старый шкаф в особняке Пруса, где хранились важные бумаги, где этот документ можно найти.

Коленаты считает, что Эмилия выдумывает истории, но Альберт настаивает на том, чтобы Коленаты немедленно провел расследование, и даже угрожает передать дело конкурирующему адвокату. Коленаты уходит, и Альберт говорит Эмилии, что, если он не получит поместье, он останется без гроша и застрелится. Он уже увлечен Эмилией и заигрывает с ней. Но Эмилия, скучающая и равнодушная, холодно отказывает ему. Однако она просит его помочь вернуть документ, который будет найден вместе с завещанием.

Коленаты возвращается с Ярославом Прусом. Они нашли завещание там, где сказала Эмилия, и Ярослав поздравляет Альберта с победой – если он сможет доказать, что Фердинанд Грегор был внебрачным сыном барона. Эмилия говорит, что может это доказать.

Пустая сцена оперного театра

Работник сцены и уборщица обсуждают выдающееся выступление Эмилии. Входит Ярослав Прус в поисках Эмилии в сопровождении своего маленького сына Янека и Кристины. Кристина влюблена в Янека и состоит в отношениях с ним.

Входит Эмилия, но отвергает их всех, включая Янека, попавшего под ее чары, и Альберта, который приносит ей дорогие цветы. Входит старый граф Хаук-Шендорф и думает, что узнает в Эмилии Евгению Монтес, цыганку , с которой у него был роман в Андалусии полвека назад. Эмилия говорит ему, что Евгения не умерла, и по -испански называет его по имени домашнего животного и просит поцеловать.

Все, кроме Ярослава, уходят. Он требует объяснений ее странного интереса к его семье и сообщает, что мать ребенка барона записана как Элина Макропулос , которая может быть такой же, как Эллиан МакГрегор , чьи любовные письма он читал. Прус описывает ее как страстную женщину с гибким нравом, на что Эмилия обижается. Он продолжает говорить, что на поместье может претендовать только потомок Фердинанда Макропулоса. Эмилия предлагает купить найденный вместе с завещанием загадочный документ, но Ярослав отказывается и уходит. Альберт возвращается и снова умоляет о своей любви, но Эмилия просто засыпает, и Альберт уходит. Янек возвращается, и Эмилия просит его принести ей документ. Ярослав подслушивает это и приказывает Янеку уйти. Затем он соглашается предоставить документ сам, если Эмилия проведет с ним ночь.

Номер Эмилы в отеле на следующее утро

Эмилия и Ярослав провели ночь вместе. Разочарованный холодностью Эмилии, Ярослав тем не менее передает ей конверт с документом. Поступают новости о том, что его сын Янек покончил жизнь самоубийством из-за увлечения Эмилией. Ярослав скорбит, но Эмилия равнодушна. Ярослав едва успевает выразить свое недовольство ее реакцией, как входит граф Хаук-Шендорф. Хаук-Шендорф говорит, что оставил жену и хочет сбежать с Эмилией в Испанию . Входят Альберт, Коленаты и Кристина с врачом, который уводит графа Хаук-Шендорфа. Коленати заметил, что почерк Эмилии совпадает с почерком Эллиан МакГрегор, и подозревает ее в подлоге. Она выходит из комнаты, чтобы одеться, и говорит, что после завтрака все разъяснит.

Остальная часть группы начинает обыскивать ее документы и вещи. Поисковики находят множество документов и сувениров, на всех именах с инициалами «ЭМ». Ярослав говорит, что почерк Элины Макропулос в свидетельстве о рождении Фердинанда также совпадает с почерком Эмилии.

Эмилия возвращается, пьяная и с пистолетом, но Альберт ее обезоруживает. Эмилия решает сказать правду. Это Элина Макропулос, родившаяся в 1575 году (а не в 1585 году, как в одноименной оригинальной пьесе Чапека, премьера которой состоялась в 1922 году), дочь Иеронима Макропулоса, алхимика при дворе императора Рудольфа II , который приказал ему приготовить зелье, которое продлить ему жизнь. Когда зелье было готово, Император приказал своему алхимику сначала испытать его на его дочери. Она впала в кому , а Иеронима отправили в тюрьму. Через неделю Элина проснулась и сбежала с формулой, которая оказалась успешной. С тех пор она прожила странствующую жизнь на протяжении трех столетий, став одной из лучших певиц всех времен. Чтобы скрыть свое долголетие, она приняла множество псевдонимов, в том числе «Евгению Монтес», «Екатерину Мышкину» и «Эллиан МакГрегор». Она поведала свою тайну барону Жозефу и дала ему формулу, которую он приложил к своему завещанию относительно сына. Однако после его смерти документ затерялся среди бумаг барона.

Зелье наконец-то действует. Элина хотела, чтобы формула продлила еще 300 лет жизни. Когда на ее лице появляются первые признаки старости, остальные, поначалу не поверившие ее рассказу, начинают верить ей и жалеть ее. Элина осознала, что вечная молодость привела ее к изнурительной апатии, и решает позволить смерти прийти к ней естественным путем, понимая, что чувство превосходства и цели приходит из естественно короткого периода жизни. Быстро старея на глазах изумленных зрителей, она предлагает Кристине формулу, благодаря которой она теперь сама может стать великой художницей. Однако Кристина сжигает пергамент в пламени свечи. Элина падает в обморок, произнося первые слова Молитвы Господней на греческом языке .

Год Бросать:
Эмилия, Грегор, Коленаты, Витек, Кристина, Ярослав Прус, Янек
Дирижер, хор и оркестр, режиссер (для видео) Этикетка
1966 Либуше Прилова, Иво Жидек , Карел Берман , Рудольф Вонасек, Хелена Таттермушкова , Пршемысл Кочи , Виктор Кочи Богумил Грегор , Пражского национального театра Хор и оркестр LP и аудио компакт-диск: Супрафон
1978 Элизабет Сёдерстрем , Петер Дворски , Далибор Едличка, Владимир Крейчик, Анна Чакова, Вацлав Зитек , Зденек Швегла Сэр Чарльз Маккеррас , Хор Венской государственной оперы (хормейстер: Хельмут Фрошауэр ), Венский филармонический оркестр LP и аудио компакт-диск: Decca
1989 Стефани Сундин, Грэм Кларк , Роберт Орт, Ричард Маргисон , Кэтлин Бретт, Корнелиус Оптоф, Бенуа Буте Берислав Клобучар , дирижер Канадской оперной труппы , Лотфи Мансури (режиссёр-постановщик) Видео VHS: Видео Пиквика
1995 Аня Силья , Ким Бегли, Эндрю Шор , Энтони Роден, Мануэла Крисчак, Виктор Браун , Кристофер Вентрис Лондонский филармонический оркестр , сэр Эндрю Дэвис , Глайндборнский фестиваль , Николаус Ленхофф (режиссёр-постановщик) VHS и DVD: Warner Music Vision
2007 Шерил Баркер , Роберт Брубейкер, Нил Дэвис, Джон Грэм-Холл, Елена Ксантудакис , Джон Вегнер, Томас Уокер Сэр Чарльз Маккеррас , Английской национальной оперы Оркестр и хор Компакт-диск: Чандос (исполняется на английском языке) [ 15 ]
2012 Анжела Денок , Рэймонд Вери, Йохен Шмекенбехер [ де ] , Питер Хоар, Юргита Адамоните, Йохан Ройтер, Алеш Бриссейн Эса-Пекка Салонен , Венская филармония , Кристоф Марталер (режиссёр-постановщик) DVD: C-Major Entertainment [ 16 ]
  1. ^ Кеннет Фьюри (24 декабря 1995 г.). «Женщина перескакивает через 3 века, сохраняя свою способность очаровывать» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2016 г.
  2. ^ Гарольд К. Шонберг (21 ноября 1966 г.). «Яначек в Сан-Франциско; премьера дела Макропулоса в США – поразительная работа взята из пьесы Чапека» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2016 г.
  3. ^ Гарольд К. Шонберг (13 декабря 1967 г.). « Дело Макропулоса ; здесь впервые звучит работа Яначека» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2016 г.
  4. ^ Рэнди Кеннеди (6 января 1996 г.). «Мет Тенор заболел на сцене и умер» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 августа 2016 г.
  5. ^ Линетт Холлоуэй (7 января 1996 г.). «Ричард Версаль, 63 года, встретил тенора и умер после падения во время выступления» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 ноября 2008 г.
  6. ^ Мартин Бернхаймер (3 февраля 1996 г.). Яначека «Обзор оперы: дело в Met Misfires» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 3 октября 2016 г.
  7. ^ Пол Гриффитс (13 апреля 1998 г.). «Обзор оперы: она свободный дух, вечно играющий с мужчинами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 октября 2016 г.
  8. ^ Jump up to: а б Тим Эшли (21 августа 2016 г.). « Обзор «Дела Макропулоса» – дива Кариты Маттилы сияет потрясающим богатством» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г.
  9. ^ «Вас перенаправляют...» www.operanews.com . Проверено 1 декабря 2020 г.
  10. ^ «Чудесный Маттила Макропулос» . Классический голос Сан-Франциско . Проверено 1 декабря 2020 г.
  11. ^ «Лучшие ставки: «Дело Макропулоса» из научной оперы Сан-Франциско, благотворительный концерт Йоши, Шекспировский фестиваль и многое другое» . Местные новости имеют значение . 22 июля 2020 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
  12. ^ Томмазини, Энтони (29 апреля 2012 г.). «Таинственная женщина с прошлым, 300 лет ему (опубликовано в 2012 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 декабря 2020 г.
  13. ^ «Триумфатор Макропулоса в Хельсинки – увиденное и услышанное на международном уровне» . видели и слышали-international.com . Проверено 1 декабря 2020 г.
  14. ^ Маркус, Дж. С. (6 сентября 2012 г.). «Классическое крещендо Финляндии» . Уолл Стрит Джорнал . Получено 1 декабря 2020 г. - через www.wsj.com.
  15. ^ Тим Эшли (23 февраля 2007 г.). «Яначек: Дело Макропулоса , Баркер / Брубейкер / Вегнер / Хор и оркестр английской национальной оперы / Маккеррас» . Хранитель . Проверено 23 августа 2016 г.
  16. ^ Тим Эшли (13 декабря 2012 г.). «Яначек: Дело Макропулоса - обзор DVD» . Хранитель . Проверено 23 августа 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 71f51b4b86d90ab4c579452575aa128a__1720264380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/8a/71f51b4b86d90ab4c579452575aa128a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Makropulos Affair (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)